Профсоюзное движение России
Тема: «Профсоюзному движению – 100 лет»
Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества.
Задачи:
- Определить, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования.
- Рассмотреть ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды.
- Раскрыть функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества.
- Актуализировать знания и личный опыт учащихся, их родителей в отношении участия в профсоюзном движении.
1. Вступительное слово.
Учитель. У нас сегодня необычный урок. Урок посвящен профсоюзному движению. Скажите, кто из вас знает, что такое профсоюз?
Что вы знаете о профсоюзах? Кто может входить в профсоюзы? (ответы учеников). Учитель подводит итоги ответов учеников.
Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных между собой общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты своих социально-трудовых прав и интересов.
Одно из важнейших демократических прав граждан РФ, закрепленное конституцией и федеральным законом – право на объединение в профсоюзы. Согласно российскому законодательству, каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую и профессиональную деятельность, имеет право, без всякого предварительного разрешения, по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюза.
А вы, школьники, могли бы вступать в профсоюзы? (Нет.)
Главная цель объединения в профсоюзы – обеспечение представительства социально-демократических и трудовых интересов и прав работников перед работодателем.
Учитель. Что относится к экономическим интересам работников?
Ответы учеников (уровень заработной платы, который может обеспечить достойную жизнь)
Учитель. Что относится к социальным интересам работников?
Ответы учеников (получение места работы с учетом образования и желания, оплата больничного листа, обеспечение льготами и жильем).
Учитель. Что относится к трудовым интересам?
Ответы учеников (условия труда, обеспечение безопасности труда и т.д.)
Сегодня мы с вами пройдемся по страницам истории образования профсоюзного движения, увидим, как оно зарождалось, через какие трудности прошло и чего достигло через 100 лет. Итак, мы все отправляемся в далекую Англию.
Ученик 1. Профсоюзное движение зародилось в Великобритании на рубеже 18-19 веков. Великобритания – государство Западной Европы, большая часть которого расположена на острове Британия. 19 век – век экономического, политического и колониального расцвета. Время промышленной революции, появления наемного труда, товарно–денежных отношений, где труд становится товаром, имеющим свою цену. Сельская Англия превращается в страну городов. К середине 19 века страна превратилась в промышленную мастерскую мира. Формирование класса промышленников – собственников и работников – пролетариев, противоречия между ними, привели к тому, что появилась необходимость создания объединений, отстаивающих их социально – экономические интересы: продолжительность рабочего дня, условия труда, их безопасность, уровень заработной платы.
Ученик 2. В Англии первые профессиональные союзы появились в 1792 году у рабочих хлопкопрядильной промышленности, затем у литейщиков и шахтеров.
Во Франции профсоюзы создавались в форме «обществ сопротивления», такие как общество грузчиков железа парижского порта и общества носильщиков.
На начальном этапе профсоюзы представляли собой малочисленные организации, построенные по цеховому принципу. Они существовали нелегально, так как буржуазия преследовала рабочих за всякую попытку создания рабочих организация. Наряду с защитой экономических прав трудящихся, рабочие стали вступать в политическую борьбу. Росту политической активности в странах Европы способствовало усиление влияния профсоюзного движения.
Ученик 3: В последней трети 19 века возросла профессиональна организованность рабочих, выразившаяся в возникновении производственных союзов, появление ряда национальных профсоюзных центров, а также международных федераций и союзов рабочих одного производства или отрасли промышленности, известных под общим названием – Международные производственные секретариаты. К 1914 году их насчитывалось 32. До Первой мировой войны рабочим в странах, где были созданы профсоюзы (Великобритания, Германия, Франция, США) удалось в ходе упopной борьбы добиться в некоторых областях сокращения рабочего дня до 8-10 часов, добиться осуществления первых мероприятий в области социального страхования и охраны труда.
Учитель. А как же у нас , В России? А как начиналось у нас?
Ученик 4. В России профсоюзы появились значительно позже. Это было связано с тем, что долгое время Россия оставалась аграрной страной, где не была развита промышленность, существовало мелкотоварное производство. До 1861 года в России существовало крепостное право. Лишь с развитием крупного фабрично-заводского производства и формированием рабочего класса создавались предпосылки к появлению организаций, отстаивающих интересы рабочих.
(музыкальный фон)
Ученик 5. В конце 1904 года министр внутренних дел князь Святополк-Мирский записал в своем дневнике: «Россия превратилась в «бочку с порохом» и бала доведена до «вулканического состояния». Осенью 1904 года в городах прошли «банкетные кампании». За длинными столами, за бокалами вина и шампанского звучали тосты за создание правового государства, за политические свободы, независимый суд, создание выборного органа.
За банкетными столами собирались профессора, врачи, учителя, адвокаты. Однако серьезных результатов эти акции не принесли. Царь на уступки не пошел.
Учитель. Возбуждение в обществе нарастало. 3 января 1905 года началась забастовки с требованиями 8-ми часового рабочего дня и повышения заработной платы. Начался процесс политического и профессионального самоопределения. Одними из первых в Москве создаются профсоюзы учителей, в виде небольших кружков. На учительских собраниях принимали решения об участии в забастовках и митингах.
Ученик 6. 9 января 1905 года утром, под бело-сине-красными флагами огромные колонны рабочих двинулись с окраин в центр столицы. Петицию, которую несли рабочие царю, начиналась словами, которые описывали тяжелую жизнь рабочих.
Читает стихотворение «Фабрика.
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене – а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу все с моей вершины:
Он медным голосом зоветю
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредуться,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
9 января 1905 года, день, именуемый как «Кровавое воскресенье», стал началом революции в России. Слепая вера в царя была подорвана. Октябрь 1905 года считается рождение российских профсоюзов
Ученик вывешивает на доску табличку:
ОКТЯБРЬ 1905 ГОД |
Учитель. В апреле 1905 года на съезде Московской организации Всероссийского союза учителей был подтвержден профессиональный и политический хаpaктер этой организации. Это было большим шагом вперед в деле становления профсоюзного движения в России. Потерпевшая поражения революция, привела к исчезновению многих учительских организаций. Они существовали лишь в форме обществ взаимопомощи.
В каждый исторический период профсоюзы выполняли свою задачу.
20-30 гг. XX века профсоюзы всерьез боролись и доказали свою жизнеспособность и востребованность в обществе.
В годы ВОВ профсоюзы подчинили всю свою деятельность интересам фронта и задаче разгрома врага. Они оказали огромную помощь в перестройке работы всех предприятий и учреждений на военный лад, в массовой подготовке профессиональных кадров, особенно женщин и молодежи.
Ученик 1. В апреле 1954 года в Москве состоялся 10 Съезд профсоюзов СССР, на котором были подведены итоги работы профсоюзов, обсуждены задачи и принят Устав. Численность члeнов профсоюзов составил 40 тысяч человек. С 50-х до 80-х гг. профсоюзы были полностью подчинены партии и администрации, но являлись важным звеном в системе государственного и хозяйственного управления.
Ученик 2. Перестройка внесла много изменений в политике, экономике и социальной сфере. Это привело к изменению положения профсоюзов, перестройке всей их деятельности. Главным лозунгом современных российских профсоюзов стали:
Ученик вывешивает три лозунга на доску:
ЗАРПЛАТА! |
ЗАНЯТОСТЬ! |
ЗАКОННОСТЬ! |
Учитель: В России объединения получили название Федерация независимых профсоюзов России, в которую входят отраслевые и территориальные профсоюзы.
Подведение итогов.
Итак, что такое профсоюзы сегодня?
Функции:
- Организационная
- Регулирующая социальные отношения
- Защитная
- Представительская
- Контрольная
- Информационная
Учитель: Посмотрите на эти фотографии. На них изображены люди, рабочие люди, которые на протяжении 100 лет в разное время боролись за свои права, и борются сейчас: за достойную заработную плату, за хорошие условия труда, за достойную жизнь. Их всех можно назвать с большой буквы «ЧЕЛОВЕК»
Вопросы для обсуждения:
- Что такое профсоюз? Что ты знаешь о профсоюзах?
- В чем отличие профсоюза от партии? Какие и чьи интересы защищают профсоюзы?
- Знаешь ли ты о том, состоят ли твои родители (старший брат/сестра) в профсоюзе? В каком? Почему?
- Профсоюзам России 100 лет, профсоюзам Европы – 200. Сколько еще жить профсоюзному движению? Почему?
- Что нужно делать, чтобы в профсоюзы шли молодые люди, начинающие свой рабочий путь, учебу в вузе или учреждении среднего специального профессионального образования?
- У профсоюзов есть различные способы отстаивать свои права и права наемных работников. Главные среди них – забастовка (конфликт) и соглашение (компромисс). Что должно превалировать в их деятельности?
Урок является первым в блоке "Времена Российской империи. XVIII – начало XIX в.". Его главная цель – сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход ("прорубила окно") в Европу. Россия стала великой державой. ...
18 03 2024 18:17:15
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
17 03 2024 1:19:57
Презентация представляет собой мультимедийное учебное пособие – краткая виртуальная экскурсия по итальянскому городу Флоренция и знаменитому флорентийскому музею - Уффици. Презентацию можно использовать как в целях самообразования, так и в целях применения в качестве интеpaктивного пособия в школе на уроках истории, литературы, МХК....
16 03 2024 10:24:15
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
15 03 2024 8:48:53
Презентация поможет лучше усвоить материал, формирует уважение к героическому прошлому страны на примере подвигов, совершенных детьми в годы войны....
14 03 2024 12:59:19
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
13 03 2024 11:35:59
Учащиеся получают обзорное представление о темах в разделе «История России в XIX веке»; особенностях развития нашей страны в указанный период. В течение урока предполагается активная мыслительная и коммуникативная деятельность учащихся, работа с картой, повторение терминов, выступление учащихся, связь с региональной историей....
12 03 2024 12:43:16
Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....
11 03 2024 16:55:21
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
10 03 2024 16:13:42
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
09 03 2024 23:32:31
Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения. ...
08 03 2024 18:18:43
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...
07 03 2024 11:27:27
Восстановление Сталинграда началось сразу после окончания Сталинградской битвы. Шла война. Это обстоятельство создавало серьезные трудности. Одна из них – кадровая проблема. На занятии рассматриваются различные аспекты этой проблемы: нехватка рабочих в целом и квалифицированных строителей в частности, трудовая дисциплина на стройках Сталинграда, пути решения кадровой проблемы....
06 03 2024 23:50:16
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
05 03 2024 13:30:56
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию. ...
04 03 2024 12:29:52
Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов. ...
03 03 2024 17:31:23
Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....
02 03 2024 13:42:15
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
01 03 2024 20:33:49
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность. ...
29 02 2024 22:21:50
Аналитическая статья с целью раскрыть основные тенденции развития семьи, демографической ситуации в РФ и на Южном Урале....
28 02 2024 7:18:38
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
27 02 2024 15:49:46
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
26 02 2024 6:12:21
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
25 02 2024 17:34:53
Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А.Толстого "Петр Первый", Ю.Германа "Россия Молодая", либретто оперетты В.Щербачева "Табачный капитан" адаптировав их для подростков....
24 02 2024 11:42:41
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации. В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх. ...
23 02 2024 22:33:13
Урок проводится по технологии методики продуктивного обучения. Показывает реализацию личностно-ориентированного обучения на уроках гуманитарного цикла. ...
22 02 2024 14:37:49
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
21 02 2024 11:17:15
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
20 02 2024 16:52:35
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике. ...
19 02 2024 3:29:53
Интегрированный урок истории и литературы выявляет взаимосвязь таких понятий, как Родина, человеческий род с исторической и социальной позиции. ...
18 02 2024 20:11:35
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов. ...
17 02 2024 14:28:26
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
16 02 2024 10:19:30
Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “Своя игра”. Участие принимают 4 комaнды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает комaнда, набравшая наиболее большое количество баллов....
15 02 2024 14:12:34
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
14 02 2024 20:15:12
Урок с элементами дискуссии с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. Для того чтобы совместно ответить на проблемный вопрос: "Действительно ли мы - страна победившего социализма?". Жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека. ...
13 02 2024 11:43:31
В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....
12 02 2024 16:45:13
Лекция учителя сопровождается презентацией с гиперссылками на сайты в Интернете. Учитель по своему усмотрению может использовать дополнительный материал. Может предложить презентацию для самостоятельного изучения, если ученик отсутствовал. Ссылки на сайты можно предложить ученикам для подготовки сообщений по теме или подготовки учебных проектов....
11 02 2024 3:37:26
Для активной жизни в обществе в век информационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках интеллектуальной игры "Дебаты"....
10 02 2024 3:52:50
Что из себя представляет центральный законодательный орган России - Федеральное Собрание, каковы итоги и уроки деятельности первого законодательного органа, как развивается парламентаризм в России после 1993 года. ...
09 02 2024 6:16:22
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
08 02 2024 2:27:31
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
07 02 2024 14:21:25
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
06 02 2024 12:21:55
Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....
05 02 2024 11:56:14
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
04 02 2024 15:10:59
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
03 02 2024 7:33:26
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
02 02 2024 12:57:18
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
01 02 2024 3:19:32
Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства. ...
31 01 2024 8:49:36
Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....
30 01 2024 22:47:57
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
29 01 2024 9:30:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::