Внешняя политика Советского Союза в 1953–1964 гг.
Урок – лабораторное занятие, прежде всего, на основе работы с иллюстративным материалом.
План урока:
- Отнюдь не биполярный мир. Мировые лидеры 60-х годов.
- Основные вехи изучаемого периода.
- Документ и художественные произведения об изучаемом периоде.
- Успехи и поражения СССР.
Вводное слово учителя.
1953 год стал переломным для всего мира. В начавшейся “холодной войны”, разделившей мир на две части, казалось, наступил перелом. В обеих сверхдержавах произошла смена политического руководства – в СССР умер И.В. Сталин, в США на выборах 1952 г. победил республиканец Д.Д. Эйзенхауэр. Наступила “оттепель”, сменившая оледенение предыдущего периода. Однако закончилась она кризисами, едва не поставившими мир на грань глобальной катастрофы. Хаpaктеризуя этот период, обязательно следует отметить, что годы “холодной войны” мир никогда не был двухполюсным, биполярным – помимо блоков НАТО и ОВД именно в изучаемый нами период происходит окончательное формирование Движения неприсоединения, в которое вошли многие страны так называемого “третьего мира”. Поэтому внешняя политика СССР имела три вектора – отношения со странами Запада, с союзниками по социалистическому лагерю и странами “третьего мира”. Итоги работы на уроке будем вносить в таблицу.
Направления работы | Отношения со странами Запада | Отношения со странами социалистического лагеря | Отношения со странами “третьего мира” |
Персоналии | |||
Даты | |||
Документы | |||
Художественные произведения | |||
Иллюстративный ряд | |||
Проблемное задание |
1. Работа с персоналиями (даны в Приложении как Рисунок 1–23). Введите “игроков” на соответствующую часть поля. Назовите их и определите страну, лидерами которой они были.
Ответы:
Лидеры Запада | Лидеры стран социалистического лагеря | Лидеры стран “третьего мира” |
Б – Гарольд Макмиллан (премьер-министр Великобритании 1957–1963); Г – Джон Кеннеди (США); Е – Шарль де Голль (Франция); З – Уинстон Черчилль (премьер-министр Великобритании 1951–1955 г.г.); И – Дуайт Эйзенхауэр (США); К – Энтони Иден (премьер-министр Великобритании 1955–1957 г.г.); Л – Конрад Аденауэр (ФРГ); Р – Антониу Салазар (Португалия) | А – Владислав Гомулка (Польша); Д – Имре Надь (Венгрия); Ж – Хо Ши Мин (ДРВ); М – Янош Кадар (Венгрия); Н – Ким Ир Сен (КНДР); С – Матьяш Paкоши (Венгрия); Т – Энвер Ходжа (Албания); У – Мао Цзэдун (КНР); Ф – Иосип Броз Тито (Югославия); Ч – Фидель Кастро (Куба) | В – Нкрума Кваме (Гана); О – Патрис Лумумба (Конго); П – Гамаль Абдель Насер (Египет); Х – Ахмед Cyкaрно (Индонезия); Ц – Джавахарлал Неру (Индия) |
2. Работа с датами. Выберите события, относящиеся к изучаемому периоду, и отнесите их к соответствующей колонке.
1) Создание Организации Варшавского договора;
2) “Начало космической эры”;
3) “Дух Женевы”;
4) Политика “большого скачка”;
5) Суэцкий кризис;
6) Год Африки;
7) “Хинди – руси, бхай, бхай” (“Индийцы и русские – братья”, речь в Бангалоре);
8) Народное антикоммунистическое выступление в Венгрии;
9) Карибский кризис;
10) Римский договор;
11) Восстановление равноправных отношений СССР с Югославией;
12) “Познанский июнь”;
13) “Доктрина Эйзенхауэра”;
14) Создание Организации Африканского единства;
15) США запустили искусственный спутник;
16) Поездка Н.С. Хрущева в США;
17) Берлинская стена;
18) Бандунгская конференция;
19) Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере,
космосе и под водой;
20) Открытая полемика СССР и Китая;
21) Первый полет человека в космос;
22) Выход Албании из СЭВ;
23) Установление Пятой Республики во Франции;
24) “Шанс для мира” (речь Эйзенхауэра);
25) Полет Алана Шепарда в космос;
26) Установление дипломатических отношений СССР и ФРГ;
27) “Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством”
(речь в ООН);
28) Восстановление дипломатических отношений с Японией;
29) Разведывательный полет У-2 над территорией СССР;
30) Убийство Патриса Лумумбы;
31) “Народное восстание 17 июня”;
32) Полет Германа Титова в открытый космос;
33) Полет Джона Гленна на корабле “Меркурий”;
34) “Белая революция” в Иране;
35) Завершение строительства нефтепровода “Дружба”.
Ответы:
Даты | Отношения со странами Запада | Отношения со странами социалистического лагеря | Отношения со странами “третьего мира” |
1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 |
24 (16 апреля) 3 26 28 2, 10 13, 15, 23 16 29 17, 21 (12 апреля), 25 (5 мая), 27, 32 (6–7 августа) 9, 33 (20 февраля) 19 |
31
1, 11 4 (1958–1960)
|
3 7, 18 5
6 34 |
3. Работа с документами. Определите, какие события описываются в данных фрагментах документов. Аргументируйте свой ответ:
А. “Победившие народы быстрыми темпами создадут на развалинах погибшего капитализма в тысячу раз более высокую цивилизацию, чем при капиталистическом строе” – “Советовались ли они с рабочими тех стран, где господствует империализм? Атомная бомба не разбирает, где империалист, а где трудящийся” (Полемика китайского и советского руководства; цитату из сборника ЦК КПК “Да здравствует ленинизм!” и ответ приводит газета “Правда” 14 июля 1963 г.).
Б. “Каждый из участников настоящего Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем: а) в атмосфере, за ее пределами, включая космическое прострaнcтво, под водой, включая территориальные воды и открытое море; б) в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства…” (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом прострaнcтве и под водой 5 августа 1963 г.)
В. “Я должен сказать, что мы очень довольны хорошими и дружескими отношениями с Индонезией. Если правду говорить, мы не совсем понимаем — там появились какие-то оси! У нас историческая ассоциация с осями очень плохая. Была ось Берлин — Рим — Токио. Вообще с осями истории очень не повезло. Мы считаем, что самая лучшая основа — крепить дружбу со всеми странами, которые твердо стоят на позициях антиколониализма, антиимпериализма. Еще лучше было бы, если бы вдобавок к этому были страны, которые стоят на позициях строительства социализма.
…Мы не понимаем политики, что ветер с востока побеждает ветер с запада. Эти времена прошли. Это времена Чингисхана…” (Речь Н.С. Хрущеве на обе в честь президента Индонезии Cyкaрно 29 сентября 1964 г. Попытка КНР и Индонезии создать собственный блок “независимых революционных” государств Азии и Африки без “европейских” СССР и стран Восточной Европы; попытка создать ось “Пекин-Джакарта” окончательно провалилась после переворота 30 сентября 1965 г. и установления режима Сухарто).
Г. “В течение дня 4 ноября советские войска в Венгрии продолжали очищать населенные пункты от отдельных групп мятежников, продолжавших кое-где оказывать сопротивление.
В г. Будапеште нашими войсками полностью захвачены важнейшие правительственные здания и сопротивление мятежников в основном сломлено. В городе осталось два очага сопротивления – кинотеатр “Корвин” и площадь им. Москвы в западной части Буды…” (Докладная записка маршала Г.К. Жукова и маршала В.Д. Соколовского в ЦК КПСС по состоянию на 21.00 4 ноября 1956 г.).
Д. “Поставив нам эти условия, Вы, г-н Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали? Наши связи с Республикой Куба, как и отношения с другими государствами, независимо от того, какое это государство, касаются только двух стран, между которыми имеются эти отношения. И если уж говорить о карантине, упоминаемом в Вашем письме, то его, как это принято в международной пpaктике, могут устанавливать только государства по договоренности между собой, а не какая-то третья сторона…” (Н.С. Хрущев – Дж. Кеннеди, 24 октября 1962 г.)
Е. “Довольно убедительно говорил Гомулка, который заверил, что ПОРП найдет в себе силы для преодоления давления со стороны реакционных сил, для выхода из политического и экономического кризиса. ПОРП, сказал он, твердо займет позицию единства Польши с социалистическим лагерем и пресечет все попытки посеять недоверие к СССР… Вернувшись с послом в посольство, мы застали Конева без мундира. Он сидел и спокойно пил чай. Увидев нас, сказал: “Как хорошо, что все так быстро и мирно окончилось. Я с радостью дал отбой. Советские войска возвращаются к местам своего расквартирования” (Восстания бывшего консула СССР в Польше Ю.В. Бернова о событиях 1956 г.)
Ж. “Есть много людей в мире, которые действительно не понимают, или только говорят, что не понимают, что является самой большой проблемой между свободным миром и коммунистическим миром. Пусть они приедут в Берлин. Есть такие, которые говорят, что коммунизм – идея будущего. Пусть они приедут в Берлин. И есть такие, которые говорят, что и в Европе, и в любом другом месте мы можем сотрудничать с коммунистами. Пусть они приедут в Берлин. И есть даже такие, которые заявляют, что да, коммунизм является системой зла, но это не мешает нам сотрудничать с коммунистами в сфере экономики. Пусть они приедут в Берлин” (Речь Джона Кеннеди “Я – берлинец” 26 июня 1963 г.)
4. Работа с фрагментами художественных произведений. Определите, какие события описываются в данных фрагментах. Аргументируйте свой ответ:
А. Куба – любовь моя,
Остров зари багровой.
Песня летит над планетой звеня –
Куба – любовь моя!Мужество знает цель!
Стала легендой Куба,
Вновь говорит вдохновенно Фидель –
Мужество знает цель!Слышишь чеканный шаг –
Это идут барбудо;
Небо над ними как огненный стяг.
Слышишь чеканный шаг!Родина или cмepть! –
Это бесстрашных клятва.
Солнцу свободы над Кубой гореть!
Родина или cмepть!(Н. Добронравов)
Б. Потеряли истинную веру,
Больно мне за наш СССР.
Отберите орден у Насера,
Не подходит к ордену Насер.Можно даже крыть с трибуны матом,
Раздавать подарки вкривь и вкось,
Называть Насера нашим братом,
Но давать Героя – это брось.(В.С. Высоцкий)
В. Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропку звездную открыл?
Пламень был и гром,
Замер космодром,
И сказал негромко он…Он сказал: “Поехали!” –
И махнул рукой,
Словно вдоль по Питерской
Пронесся над Землей.
(Н. Добронравов)Г. Жар пустыни нам щеки щиплет,
И песок забивает рот.
Напиши мне, мама, в Египет.
Как там Волга моя живет?Не спешу я пока обратно…
Чтобы память о нас хранил,
Этот желтый и непонятый,
Не похожий на Волгу Нил.(Л. Ошанин)
Д. Колокола в Америке рыдали…
И птицы замедляли свой полет.
А статуя Свободы, вся седая,
Печально по Америке бредет.Ты подними свой факел к небосводу,
Заговори, как женщина и мать,
Простреленная статуя Свободы,
И прокляни свободу убивать!Она бредет сквозь сумpaка ночного,
Покинув свой постылый постамент,
И спрашивает горько и сурово:
Американцы, где ваш президент?Американцы, что же с вами будет?
Задумайтесь, хотя бы на момент!
Пусть ваша совесть вас ночами будит…
Американцы, где ваш президент?(Е. Евтушенко).
Е. Вольный сын земли российской,
Северный сосед
Шлет своим друзьям и близким
Дорогим и сердцу близким
В песне шлет привет!..Друг индийский, я не скрою,
Стал ты братом!
Если дружим мы с тобою
И за мир стоим горою
Не бывать войне!(А. Ерикеев/Я. Козловский)
Ж. Конго, далекий черный материк.
Конго, ты сердца пламенного крик!
Конго, колонизаторской ордой
Убит герой молодой!..Конго, врагам тебя не удушить!
Конго, ты победишь и будешь жить!
Конго, мы за тебя встаем стеной,
Тебе поможет шар земной!(М. Вершинин)
З. Яркий ковер цветочный
Куба ткала в апреле.
Снова, набравши силу,
Листья зашелестели.
Но со свободной Кубой
Север не мог смириться.
Вот и плывут пираты,
Или – верней – убийцы,
Чтобы вонзить с размаху
Острову нож под сердце.Север уже ликует:
“Некуда Кубе деться!”
Долларами платили
Купленным негодяям.
Вот они и храбрятся:
“Кубу с землей сравняем!”
Только ведь зря хвалились
Горе-герои эти
Встретили их кубинцы
Дружно в штыки и плети.(Николас Гильен).
И. Но, свысока глазея на невежд,
От них я отличался очень мало —
Занозы не оставил Будапешт,
А Прага сердце мне не разорвала.(В.С. Высоцкий).
К. В Пекине очень мрачная погода,
У нас в Тамбове на заводе перекур,–
Мы пишем вам с тамбовского завода,
Любители опасных авантюр!Когда вы рис водою запивали –
Мы проявляли интернационализм, –
Небось, когда вы русский хлеб жевали,
Не говорили про оппортунизм!..Тем, что вы договор не подписали,
Вы причинили всем народам боль.
И, извращая факты, доказали,
Что вам дороже генерал де Голль…Вам не нужны ни бомбы, ни снаряды –
Не раздувайте вы войны пожар, –
Мы нанесем им, если будет надо,
Ответный термоядерный удар.Мы понимаем – вас совсем не мало,
Чтоб триста миллионов погубить, –
Но мы уверены, что сам товарищ Мао,
Ей-богу, очень-очень хочет жить.А если зуд – без дела не страдайте, –
У вас еще достаточно делов:
Давите мух, рождаемость снижайте,
Уничтожайте ваших воробьев!(В.С. Высоцкий).
Л. Под звездным небом Вены вновь
Друзей-товарищей собрав,
Веселье пенится рекой.
Среди друзей и мы с тобой!Рука ложится на плечо,
Мы верим дружбе горячо.
Как схожи теплые деньки
С пожатьем дружеской руки!(В. Харитонов).
М. Мы – юные посланцы советской стороны,
Народного Китая свободные сыны!
Мы – гордая Корея и пламенный Вьетнам!
Со всех концов земли большой
Иди сегодня к нам!Сверкай на солнце и лети,
Лети, дорога, вдаль!
Сегодня в мире все пути
Ведут на фестиваль!
(М. Матусовский).
5. Работа с иллюстративными рядами. Определите, какие события описывает каждый иллюстративный ряд (даны в Приложении как Рисунок 24–49).
А. Рисунки 24–25.
Б. Рисунки 26–28.
В. Рисунки 29–32.
Г. Рисунки 33–36.
Д. Рисунки 37–41.
Е. Рисунки 42–43.
Ж. Рисунки 44–46.
З. Рисунки 47–49.
Ответы: А – ухудшение отношений с Китаем; Б – Карибский кризис; В – антикоммунистическое восстание в Венгрии в 1956 г.; Г – строительство Берлинской стены; Д – ухудшение отношение с Албанией; Е – Суэцкий кризис; Ж – ОВД; З – советско-индийское сотрудничество.
6. Работа с проблемным заданием.
1) Оцените следующие факты. В мае 1960 г. готовилась конференция лидеров крупнейших держав мира – США, СССР, Англии и Франции. Однако в день советского праздника – 1 мая 1960 г. – в районе Свердловска paкетой был сбит американский самолет-шпион, управляемый летчиком Пауэрсом. Летчик спустился на парашюте и оказался в руках советских спецслужбах. Известие об этом изменило настрой советского руководства. В Париже Н.С. Хрущев потребовал от президента Д. Эйзенхауэра принесения извинений. Эйзенхауэр взял на себя ответственность за этот инцидент, но принести извинения отказался. В ответ Хрущев заявил об отказе принимать участия в Парижской конференции и аннулировал направленное ранее американскому президенту приглашение посетить Советский Союз. В октябре 1960 г. на сессии ООН Н.С. Хрущев также потребовал отставки Генерального секретаря ООН Хаммаршельда и замены его тройкой в составе одного представителя от стран Запада, другого – от стран социалистического лагеря и третьего – от стран “третьего мира”, освободившихся от колониальной зависимости. Фактически можно было говорить о том, что “оттепель” в международных отношениях закончилась. Как вы думаете, причиной окончания “оттепели” в международных отношениях действительно был инцидент с самолетом У-2? Насколько неизбежным было “похолодание” в мире? Какую роль в окончании “оттепели” сыграло советское и американское руководство, военные круги, представители военно-промышленного комплекса? Насколько серьезными были причины противостояния?
2) Кеннеди в период Карибского кризиса говорил: “Я бы не хотел, чтобы будущие историки так же разводили руками на пепелище Человечества – “если бы знать”… Объясните слова президента США. Насколько актуальной была тогда и является сейчас ответственность политических деятелей и всего мирового сообщества за непродуманные и агрессивные действия, за желание глобального доминирования? Насколько актуальны сейчас уроки Карибского кризиса?
3) Во время Карибского кризиса американцы выдвинули следующие предложения по урегулированию конфликта: 1) СССР демонтирует и вывозит с Кубы paкетные установки под контролем ООН; 2) США снимают морскую блокаду Кубы; 3) США публично берут на себя обязательство не вторгаться на Кубу. Американцы подчеркивали, что президент Кеннеди не хочет войти в историю как второй Тодзио (премьер-министр Японии накануне Второй мировой войны, казненный как военный преступник). Роберту Кеннеди, через которого президент вел переговоры, было выдвинуто встречное требование – демонтировать американские paкеты “Юпитер” в Турции. Тут же, после состоявшегося телефонного разговора с братом, Роберт Кеннеди дал согласие на это, выставив условием, что демонтаж будет осуществлен через 3–5 месяцев после вывоза советских paкет с Кубы, что это будет храниться в строжайшей тайне и не будет включено в официальные документы, поскольку Джон Кеннеди должен сохранить лицо накануне предвыборной кампании. Эти решения и легли в основу урегулирования конфликта. Все условия были выполнены. Интересно, что обязательно США не нападать на Кубу не было оформлено ни в одном официальном документе, но тем не менее строго соблюдалось весь последующий период. Опираясь на эти данные, охаpaктеризуйте итоги и значение Карибского кризиса для СССР, для США, для Кубы, для мирового сообщества.
4) Министр обороны СССР Д.Ф. Устинов писал: “В оценке деятельности Хрущева я, как говорится, стою наcмepть. Он нам очень навредил. Подумайте только, что он сделал с нашей историей, со Сталиным. Не секрет, что западники нас никогда не любили. Но Хрущев им дал в руки такой материал, такие аргументы, которые нас опорочили на долгие годы”. Прокомментируйте слова министра. Согласны ли вы с мнением Д.Ф. Устинова, что именно доклад Хрущева на XX съезде КПСС “опорочил” Советский Союз? Какое значение оказал доклад Хрущева на внешнеполитическое положение СССР, на отношение со странами НАТО, странами ОВД и странами “третьего мира”? О каких проблемах социалистического лагеря говорили события 1956 г. в Польше и Венгрии? Насколько закономерными были эти события?
5) “К 1961 г. через Берлин на Запад сбежало более 2,5 миллиона человек – шестая часть населения ГДР. Соревнование двух систем проиграно вчистую: в ФРГ – экономическое чудо, в ГДР – советское плановое хозяйство, после двух пятилеток которого социалистический немец по всем показателям живет гораздо хуже капиталистического. В Берлине имеют хождение две валюты – официальный курс 1:1, на самом деле западную марку продают с рук за четыре восточных. При этом ГДР считается “витриной строя”, ее лидер Вальтер Ульбрихт – ортодокс даже по меркам Москвы, гэдээровский КГБ “Штази” слывет самой свирепой спецслужбой соцлагеря. Именно в Берлине в 1953 г. поднялось первое антикоммунистическое восстание в Восточной Европе, и в Кремле еще тогда обсуждали трудности удержания немцев от объединения. В 1961 г. поток покидающих ГДР нарастает: только в июле сбежало более 30 тысяч человек”, – эти данные приводит Л. Парфенов. Согласны ли вы с мнением журналиста, что соревнование двух систем было “проиграно вчистую”? аргументируйте свой ответ. Как вы думаете, были ли другие варианты решения проблемы? Отгородиться стеной – средневековый прием. Какие проблемы он решил и какие создал? Советская печать называла Берлинскую стену “передовым рубежом социализма”. Какие хаpaктеристики могли бы добавить вы?
6) “Срочно возводимая бетонная стена будет затем укрепляться и надстраиваться. Внутри города ее длина составит 43 километра, по внешней границе Западного Берлина – 112 километров. Граждане ГДР будут четверть века с лишним осваивать науку убегать. Самый массовый – побег 57 человек по самому длинному тоннелю – 145 метров. 172 человека были застрелены при попытке к бегству. 60 тысяч власти ГДР осудили за попытку к бегству или за помощь в организации побега”, – приводит данные Л. Парфенов. О чем свидетельствуют эти факты? Чем можно объяснить невероятное количество побегов в Западный Берлин? Чем была Берлинская стена – успехом, поражением, символом раскола страны, символом тоталитаризма, символом насильственного насаждения социализма? Выберите свое утверждение и попробуйте продолжить список.
7) На последней фотографии четвертого иллюстративного ряда изображена трагедия, связанная с именем Петера Фехтера. 18-летний юноша из ГДР погиб 17 августа 1962 г. при попытке перебраться в Западный Берлин. Когда он перелазил через стену, его ранили пограничники ГДР. Юноша истек кровью и умер, так как пограничники не подходили к нему, опасаясь попасть под обстрел западноберлинских пограничников (такие случаи уже бывали). Что же касается пограничников из Западного Берлина, то они тоже не помогли истекающему кровью юноше. Впоследствии западные СМИ широко использовали и до сих пор используют этот инцидент в пропагандистских целях. Как этот случай хаpaктеризует сознание эпохи “холодной войны”? Прокомментируйте слова Дж. Кеннеди: “Стена – это ад, который не намного лучше войны”.
8) В конце 1964 г. советская нефть по нефтепроводу “Дружба” (длина почти 6 тысяч км) пришла во все социалистические страны – до Польши и ГДР на северном участке и Чехословакии и Венгрии на южном участке. В Болгарию нефть везли на танкерах до построенного возле Бургаса специального порта Дружба. В социалистическом лагере только Румыния могла обеспечивать себя нефтью, поэтому более половины экспорта “черного золота” из СССР приходится на страны ОВД. В 60-е годы СССР вышел на второе место в мире по добыче нефти после США. Цены пpaктически все десятилетие были стабильны – около 3 долларов за баррель. По экспертным оценкам, странам социалистического лагеря советская нефть доставалась дешевле на 25–45%. Как вы думаете, можно ли это расценить как скрытые советские субсидии странам Восточной Европы? Можно ли их оценить как “пряник”, подсластивший последствия “кнута”? Какие экономические и политические последствия имела “братская экономическая помощь” для СССР и для стран ОВД?
9) На Совещании коммунистических и рабочих партий в Москве 18 ноября 1957 г. Мао Цзэдун сказал: “В случае возникновения атомной войны… в крайнем случае погибнет половина людей, но останется еще другая половина, зато империализм будет стерт с лица земли, и весь мир станет социалистическим”. Оцените высказывание Мао Цзэдуна. Насколько реалистично его предсказание? Какую цель предусматривал Мао Цзэдун этой речью? Какие претензии в мировой политике выдвигает Китай? Как это повлияет на его взаимоотношения с Москвой?
10) Мао Цзэдун любил повторять: “Ветер с Востока одолеет ветер с Запада”. Как вы понимаете смысл этого высказывания? После XX съезда КПСС отношения СССР и Китая испортились. Китайское руководство критиковало СССР за отсутствие диктатуры пролетариата, объявило Хрущева ревизионистом и провозгласило себя единственными верными наследниками “учения Маркса – Ленина – Сталина – Мао”. Как все эти данные хаpaктеризуют изменение роли КНР в мировой политике? Какие претензии и какие цели во внешней политике фактически провозгласил Китай? Как вы думаете, в каком ключе будут в последующие десятилетия развиваться отношения СССР и КНР? Насколько неизбежным было изменение отношений двух стран – социалистических лидеров?
11) В “Истории Коммунистической партии Советского Союза”, вышедшей в 1979 г., говорилось: “Советское государство оказало поддержку йеменскому народу, свергнувшему в 1962 г. монархию… Советский Союз оказывал бескорыстную военную помощь патриотам Гвинеи-Бисау, Мозамбика и Анголы, развернувшим в начале 60-х г.г. вооруженную борьбу против португальских колонизаторов, поддерживал справедливую борьбу народных масс против расистских режимов в Южной Африке и Южной Родезии. Постоянную поддержку и помощь получали народы Лаоса и Камбоджи, которые вели вооруженную борьбу против американских интервентов”. Опираясь на текст, выделите причины борьбы народов Азии и Африки против колонизаторов. Традиционно Советский Союз, начиная с Коминтерна, оказывал поддержку коммунистическим партиям. Что изменилось в 60-е г.г.? Почему? Какие события на “черном континенте” и в Азии вызвали изменение “братской помощи” со стороны СССР? Какими целями руководствовалось советское правительство? Как вы думаете, какие выгоды и обязательства это накладывало на развивающиеся страны?
12) Н.С. Хрущев лично присутствовал на перекрытии русла Нила плотиной Асуанской ГЭС, важнейшего энергокомплекса, построенного на советские кредиты. За это же время египетская армия перешла на советское оружие. Проведенные Гамаль Абдель Насером реформы в Москве назвали социалистическими. В мае 1964 г. Никита Хрущев в Египте объявил о присвоении звания Героя Советского Союза президенту Объединенной Арабской Республики Насеру и вице-президенту Амеру. Известно, что Насер пытался от награждения уклониться – именно он предложил отметить не только его, но и Амера, рассчитывая, что двух египтян советскими героями не назовут. Однако Хрущева это не остановило. Прокомментируйте эти данные. Как они хаpaктеризуют отношения советского и египетского руководства? Насколько совпадали их цели и ожидания от сотрудничества? В Советском Союзе награждение Насера вызвало недоумение и даже обиду, прежде всего, у фронтовиков. Попробуйте составить ответ Н.С. Хрущева на критику данного мероприятия.
13) В июле-августе 1959 г. вице-президент США Ричард Никсон встречался с Н.С. Хрущевым. Встреча оставила у будущего американского президента тягостные впечатления. Он писал: “Хрущев бросил нам вызов, предлагая мирное соревнование. Мы должны не только принять его, но и расширить сферу соревнования… Мы должны распространить соревнование за пределы сферы освоения космоса, военной мощи и производительности наших заводов. То есть, говоря другими словами, за пределы сферы чисто материальной. Наше духовное и мopaльное наследие, наша приверженность идеалам свободы личности, наша вера в то, что каждый народ имеет право избирать такую экономическую, социальную и политическую систему, какую он хочет, – вот в чем заключается подлинная великая сила свободной формы правления и, соответственно, фатальная слабость диктаторских режимов…” Приведите примеры “соревнования” двух сверхдержав по всем параметрам, названным Р. Никсоном, в изучаемый период. Оцените достижения Советского Союза и проанализируйте, какие направления и проблемы в будущем создаст для СССР это соперничество.
Использованная литература:
- История России. XX в.: Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы/ В.А. Мазур, Н.Н. Бapaнов, Л.Я. Бapaнова и др. Под ред. М.Е. Главацкого. М., 1999.
- Хрестоматия по отечественной истории (1946–1995): Учеб пособие для студентов вузов/ Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1996.
- Леонид Парфенов. Намедни. Наша эра. 1961–1970. М., 2009.
- Кушнерева Ю.В., Черникова Т.В. История шестидесятых: надежды и разочарования. 1960–1970: 11 кл. Учебное пособие. М., 2003.
- Душенко К.В. Словарь современных цитат: 5200 цитат и выражений XX и XXI в.в. М., 2007.

Одной из форм активного обучения являются интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия). Цель статьи – показать конкретную систему работы учителя по данной теме. В предлагаемой статье раскрываются задачи обучения, которые можно решить с помощью интегрированных уроков, признаки такого урока, приводятся примеры проведённых уроков в соответствии с предлагаемой классификацией уровней (ступеней) интеграции....
21 09 2023 22:40:44
Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления
...
20 09 2023 13:34:40
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
19 09 2023 15:43:13
Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....
18 09 2023 18:23:40
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
17 09 2023 17:14:18
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе".
...
16 09 2023 14:23:57
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
15 09 2023 5:27:43
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
14 09 2023 12:16:14

Презентация выполнена в виде известной интеллектуальной игры: “Своя игра”. Участие принимают 4 комaнды. Проводится игра в два тура. В I туре четыре категории вопросов: картография, замени выражение, страноведение, ребусы. Во II туре три категории вопроса: Маска, я тебя знаю, мифология, волшебный ларец. В каждой категории по пять вопросов, от пяти до двадцати пяти баллов. По итогам подсчёта голосов, выигрывает комaнда, набравшая наиболее большое количество баллов....
13 09 2023 17:57:57
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
12 09 2023 18:31:51
На уроке продолжаем формировать навыки работы с алгоритмом, в данном случае алгоритмом «Хаpaктеристика войны». Изучение материала происходит путем интеграции предметов история и информатика. Урок строится на основе электронного учебника «История России. ХХ век» М.: Клио Софт, 2001.
...
11 09 2023 23:46:33
В статье представлен опыт работы по изучению темы "Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса.
В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения.
...
10 09 2023 18:28:12
Урок-игра знакомит учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показывает их значение.
...
09 09 2023 9:40:46
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
08 09 2023 18:21:19
Предлагаемая тема может быть использована при изучении развития истории региона в Новейшее время, тематического блока "Участие белгородцев в Великой Отечественной войне", в качестве внеклассного мероприятия, посвященного знаменательным датам отечественной истории, связанным с Великой Отечественной войной, Курской битвой.
...
07 09 2023 4:23:53
Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром.
...
06 09 2023 16:21:21

Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и МХК; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....
05 09 2023 23:25:28
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
04 09 2023 17:14:30
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
03 09 2023 17:28:59
Работа направлена на то, чтобы расширить образовательное прострaнcтво учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории Московской области. Также знания, полученные на уроке, призваны способствовать формированию творческого мышления, выработке личностного отношения к культурному наследию....
02 09 2023 4:12:46
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
01 09 2023 11:30:20
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
31 08 2023 0:19:24
Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....
30 08 2023 12:56:49
В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с хаpaктером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....
29 08 2023 17:30:41
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
28 08 2023 14:44:37
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
27 08 2023 12:33:24
Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....
26 08 2023 21:17:19
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи.
...
25 08 2023 16:13:19
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
24 08 2023 14:51:33
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
23 08 2023 1:59:58
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами.
...
22 08 2023 0:48:13
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
21 08 2023 3:25:27
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
20 08 2023 6:15:17
Деловая игра посвящена 20-летию Думы Астpaxaнской области и призвана расширить правовые знания учащихся, способствовать формированию их гражданской позиции. Учащиеся повторяют обществоведческий материал и применяют свои знания, решая правовые ситуации. Творческое домашнее задание призвано обратить внимание детей на проблемы жителей села и попытаться найти правовое решение....
19 08 2023 8:55:14
Урок проводится в виде объяснения нового материала, включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданным учителем. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп....
18 08 2023 0:32:15
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
17 08 2023 21:52:47
Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
...
16 08 2023 3:36:57
Цель урока: изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия; сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных концессий; способствовать воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов....
15 08 2023 8:30:37
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
14 08 2023 12:32:13
Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал ИКТ-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....
13 08 2023 15:59:25
В данной статье предлагается методическая разработка урока, в ходе которого используются различные формы и методы обучения, направленные на формирования умений и навыков (работать с текстом, выделять главное, знать понятия и уметь их применять, разpaбатывать мини-исследования, делать мини-проекты и уметь их представлять, делать выводы), с целью формирования ключевых компетенций.
...
12 08 2023 5:37:19
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
11 08 2023 13:26:16
Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....
10 08 2023 7:42:46
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
09 08 2023 11:24:47
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
08 08 2023 10:11:27
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....
07 08 2023 4:11:17
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
06 08 2023 17:46:25
Цель работы – показать целесообразность использования интеpaктивных методов преподавания на уроках истории. В работе будут рассмотрены интеpaктивные методы в преподавании уроков истории в 6-м классе....
05 08 2023 16:16:36

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
04 08 2023 12:43:15

Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
03 08 2023 7:20:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::