Внешняя политика Советского Союза в 1953–1964 гг.
Урок – лабораторное занятие, прежде всего, на основе работы с иллюстративным материалом.
План урока:
- Отнюдь не биполярный мир. Мировые лидеры 60-х годов.
- Основные вехи изучаемого периода.
- Документ и художественные произведения об изучаемом периоде.
- Успехи и поражения СССР.
Вводное слово учителя.
1953 год стал переломным для всего мира. В начавшейся “холодной войны”, разделившей мир на две части, казалось, наступил перелом. В обеих сверхдержавах произошла смена политического руководства – в СССР умер И.В. Сталин, в США на выборах 1952 г. победил республиканец Д.Д. Эйзенхауэр. Наступила “оттепель”, сменившая оледенение предыдущего периода. Однако закончилась она кризисами, едва не поставившими мир на грань глобальной катастрофы. Хаpaктеризуя этот период, обязательно следует отметить, что годы “холодной войны” мир никогда не был двухполюсным, биполярным – помимо блоков НАТО и ОВД именно в изучаемый нами период происходит окончательное формирование Движения неприсоединения, в которое вошли многие страны так называемого “третьего мира”. Поэтому внешняя политика СССР имела три вектора – отношения со странами Запада, с союзниками по социалистическому лагерю и странами “третьего мира”. Итоги работы на уроке будем вносить в таблицу.
Направления работы | Отношения со странами Запада | Отношения со странами социалистического лагеря | Отношения со странами “третьего мира” |
Персоналии | |||
Даты | |||
Документы | |||
Художественные произведения | |||
Иллюстративный ряд | |||
Проблемное задание |
1. Работа с персоналиями (даны в Приложении как Рисунок 1–23). Введите “игроков” на соответствующую часть поля. Назовите их и определите страну, лидерами которой они были.
Ответы:
Лидеры Запада | Лидеры стран социалистического лагеря | Лидеры стран “третьего мира” |
Б – Гарольд Макмиллан (премьер-министр Великобритании 1957–1963); Г – Джон Кеннеди (США); Е – Шарль де Голль (Франция); З – Уинстон Черчилль (премьер-министр Великобритании 1951–1955 г.г.); И – Дуайт Эйзенхауэр (США); К – Энтони Иден (премьер-министр Великобритании 1955–1957 г.г.); Л – Конрад Аденауэр (ФРГ); Р – Антониу Салазар (Португалия) | А – Владислав Гомулка (Польша); Д – Имре Надь (Венгрия); Ж – Хо Ши Мин (ДРВ); М – Янош Кадар (Венгрия); Н – Ким Ир Сен (КНДР); С – Матьяш Paкоши (Венгрия); Т – Энвер Ходжа (Албания); У – Мао Цзэдун (КНР); Ф – Иосип Броз Тито (Югославия); Ч – Фидель Кастро (Куба) | В – Нкрума Кваме (Гана); О – Патрис Лумумба (Конго); П – Гамаль Абдель Насер (Египет); Х – Ахмед Cyкaрно (Индонезия); Ц – Джавахарлал Неру (Индия) |
2. Работа с датами. Выберите события, относящиеся к изучаемому периоду, и отнесите их к соответствующей колонке.
1) Создание Организации Варшавского договора;
2) “Начало космической эры”;
3) “Дух Женевы”;
4) Политика “большого скачка”;
5) Суэцкий кризис;
6) Год Африки;
7) “Хинди – руси, бхай, бхай” (“Индийцы и русские – братья”, речь в Бангалоре);
8) Народное антикоммунистическое выступление в Венгрии;
9) Карибский кризис;
10) Римский договор;
11) Восстановление равноправных отношений СССР с Югославией;
12) “Познанский июнь”;
13) “Доктрина Эйзенхауэра”;
14) Создание Организации Африканского единства;
15) США запустили искусственный спутник;
16) Поездка Н.С. Хрущева в США;
17) Берлинская стена;
18) Бандунгская конференция;
19) Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере,
космосе и под водой;
20) Открытая полемика СССР и Китая;
21) Первый полет человека в космос;
22) Выход Албании из СЭВ;
23) Установление Пятой Республики во Франции;
24) “Шанс для мира” (речь Эйзенхауэра);
25) Полет Алана Шепарда в космос;
26) Установление дипломатических отношений СССР и ФРГ;
27) “Либо человечество покончит с войной, либо война покончит с человечеством”
(речь в ООН);
28) Восстановление дипломатических отношений с Японией;
29) Разведывательный полет У-2 над территорией СССР;
30) Убийство Патриса Лумумбы;
31) “Народное восстание 17 июня”;
32) Полет Германа Титова в открытый космос;
33) Полет Джона Гленна на корабле “Меркурий”;
34) “Белая революция” в Иране;
35) Завершение строительства нефтепровода “Дружба”.
Ответы:
Даты | Отношения со странами Запада | Отношения со странами социалистического лагеря | Отношения со странами “третьего мира” |
1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 |
24 (16 апреля) 3 26 28 2, 10 13, 15, 23 16 29 17, 21 (12 апреля), 25 (5 мая), 27, 32 (6–7 августа) 9, 33 (20 февраля) 19 |
31
1, 11 4 (1958–1960)
|
3 7, 18 5
6 34 |
3. Работа с документами. Определите, какие события описываются в данных фрагментах документов. Аргументируйте свой ответ:
А. “Победившие народы быстрыми темпами создадут на развалинах погибшего капитализма в тысячу раз более высокую цивилизацию, чем при капиталистическом строе” – “Советовались ли они с рабочими тех стран, где господствует империализм? Атомная бомба не разбирает, где империалист, а где трудящийся” (Полемика китайского и советского руководства; цитату из сборника ЦК КПК “Да здравствует ленинизм!” и ответ приводит газета “Правда” 14 июля 1963 г.).
Б. “Каждый из участников настоящего Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем: а) в атмосфере, за ее пределами, включая космическое прострaнcтво, под водой, включая территориальные воды и открытое море; б) в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства…” (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом прострaнcтве и под водой 5 августа 1963 г.)
В. “Я должен сказать, что мы очень довольны хорошими и дружескими отношениями с Индонезией. Если правду говорить, мы не совсем понимаем — там появились какие-то оси! У нас историческая ассоциация с осями очень плохая. Была ось Берлин — Рим — Токио. Вообще с осями истории очень не повезло. Мы считаем, что самая лучшая основа — крепить дружбу со всеми странами, которые твердо стоят на позициях антиколониализма, антиимпериализма. Еще лучше было бы, если бы вдобавок к этому были страны, которые стоят на позициях строительства социализма.
…Мы не понимаем политики, что ветер с востока побеждает ветер с запада. Эти времена прошли. Это времена Чингисхана…” (Речь Н.С. Хрущеве на обе в честь президента Индонезии Cyкaрно 29 сентября 1964 г. Попытка КНР и Индонезии создать собственный блок “независимых революционных” государств Азии и Африки без “европейских” СССР и стран Восточной Европы; попытка создать ось “Пекин-Джакарта” окончательно провалилась после переворота 30 сентября 1965 г. и установления режима Сухарто).
Г. “В течение дня 4 ноября советские войска в Венгрии продолжали очищать населенные пункты от отдельных групп мятежников, продолжавших кое-где оказывать сопротивление.
В г. Будапеште нашими войсками полностью захвачены важнейшие правительственные здания и сопротивление мятежников в основном сломлено. В городе осталось два очага сопротивления – кинотеатр “Корвин” и площадь им. Москвы в западной части Буды…” (Докладная записка маршала Г.К. Жукова и маршала В.Д. Соколовского в ЦК КПСС по состоянию на 21.00 4 ноября 1956 г.).
Д. “Поставив нам эти условия, Вы, г-н Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали? Наши связи с Республикой Куба, как и отношения с другими государствами, независимо от того, какое это государство, касаются только двух стран, между которыми имеются эти отношения. И если уж говорить о карантине, упоминаемом в Вашем письме, то его, как это принято в международной пpaктике, могут устанавливать только государства по договоренности между собой, а не какая-то третья сторона…” (Н.С. Хрущев – Дж. Кеннеди, 24 октября 1962 г.)
Е. “Довольно убедительно говорил Гомулка, который заверил, что ПОРП найдет в себе силы для преодоления давления со стороны реакционных сил, для выхода из политического и экономического кризиса. ПОРП, сказал он, твердо займет позицию единства Польши с социалистическим лагерем и пресечет все попытки посеять недоверие к СССР… Вернувшись с послом в посольство, мы застали Конева без мундира. Он сидел и спокойно пил чай. Увидев нас, сказал: “Как хорошо, что все так быстро и мирно окончилось. Я с радостью дал отбой. Советские войска возвращаются к местам своего расквартирования” (Восстания бывшего консула СССР в Польше Ю.В. Бернова о событиях 1956 г.)
Ж. “Есть много людей в мире, которые действительно не понимают, или только говорят, что не понимают, что является самой большой проблемой между свободным миром и коммунистическим миром. Пусть они приедут в Берлин. Есть такие, которые говорят, что коммунизм – идея будущего. Пусть они приедут в Берлин. И есть такие, которые говорят, что и в Европе, и в любом другом месте мы можем сотрудничать с коммунистами. Пусть они приедут в Берлин. И есть даже такие, которые заявляют, что да, коммунизм является системой зла, но это не мешает нам сотрудничать с коммунистами в сфере экономики. Пусть они приедут в Берлин” (Речь Джона Кеннеди “Я – берлинец” 26 июня 1963 г.)
4. Работа с фрагментами художественных произведений. Определите, какие события описываются в данных фрагментах. Аргументируйте свой ответ:
А. Куба – любовь моя,
Остров зари багровой.
Песня летит над планетой звеня –
Куба – любовь моя!Мужество знает цель!
Стала легендой Куба,
Вновь говорит вдохновенно Фидель –
Мужество знает цель!Слышишь чеканный шаг –
Это идут барбудо;
Небо над ними как огненный стяг.
Слышишь чеканный шаг!Родина или cмepть! –
Это бесстрашных клятва.
Солнцу свободы над Кубой гореть!
Родина или cмepть!(Н. Добронравов)
Б. Потеряли истинную веру,
Больно мне за наш СССР.
Отберите орден у Насера,
Не подходит к ордену Насер.Можно даже крыть с трибуны матом,
Раздавать подарки вкривь и вкось,
Называть Насера нашим братом,
Но давать Героя – это брось.(В.С. Высоцкий)
В. Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропку звездную открыл?
Пламень был и гром,
Замер космодром,
И сказал негромко он…Он сказал: “Поехали!” –
И махнул рукой,
Словно вдоль по Питерской
Пронесся над Землей.
(Н. Добронравов)Г. Жар пустыни нам щеки щиплет,
И песок забивает рот.
Напиши мне, мама, в Египет.
Как там Волга моя живет?Не спешу я пока обратно…
Чтобы память о нас хранил,
Этот желтый и непонятый,
Не похожий на Волгу Нил.(Л. Ошанин)
Д. Колокола в Америке рыдали…
И птицы замедляли свой полет.
А статуя Свободы, вся седая,
Печально по Америке бредет.Ты подними свой факел к небосводу,
Заговори, как женщина и мать,
Простреленная статуя Свободы,
И прокляни свободу убивать!Она бредет сквозь сумpaка ночного,
Покинув свой постылый постамент,
И спрашивает горько и сурово:
Американцы, где ваш президент?Американцы, что же с вами будет?
Задумайтесь, хотя бы на момент!
Пусть ваша совесть вас ночами будит…
Американцы, где ваш президент?(Е. Евтушенко).
Е. Вольный сын земли российской,
Северный сосед
Шлет своим друзьям и близким
Дорогим и сердцу близким
В песне шлет привет!..Друг индийский, я не скрою,
Стал ты братом!
Если дружим мы с тобою
И за мир стоим горою
Не бывать войне!(А. Ерикеев/Я. Козловский)
Ж. Конго, далекий черный материк.
Конго, ты сердца пламенного крик!
Конго, колонизаторской ордой
Убит герой молодой!..Конго, врагам тебя не удушить!
Конго, ты победишь и будешь жить!
Конго, мы за тебя встаем стеной,
Тебе поможет шар земной!(М. Вершинин)
З. Яркий ковер цветочный
Куба ткала в апреле.
Снова, набравши силу,
Листья зашелестели.
Но со свободной Кубой
Север не мог смириться.
Вот и плывут пираты,
Или – верней – убийцы,
Чтобы вонзить с размаху
Острову нож под сердце.Север уже ликует:
“Некуда Кубе деться!”
Долларами платили
Купленным негодяям.
Вот они и храбрятся:
“Кубу с землей сравняем!”
Только ведь зря хвалились
Горе-герои эти
Встретили их кубинцы
Дружно в штыки и плети.(Николас Гильен).
И. Но, свысока глазея на невежд,
От них я отличался очень мало —
Занозы не оставил Будапешт,
А Прага сердце мне не разорвала.(В.С. Высоцкий).
К. В Пекине очень мрачная погода,
У нас в Тамбове на заводе перекур,–
Мы пишем вам с тамбовского завода,
Любители опасных авантюр!Когда вы рис водою запивали –
Мы проявляли интернационализм, –
Небось, когда вы русский хлеб жевали,
Не говорили про оппортунизм!..Тем, что вы договор не подписали,
Вы причинили всем народам боль.
И, извращая факты, доказали,
Что вам дороже генерал де Голль…Вам не нужны ни бомбы, ни снаряды –
Не раздувайте вы войны пожар, –
Мы нанесем им, если будет надо,
Ответный термоядерный удар.Мы понимаем – вас совсем не мало,
Чтоб триста миллионов погубить, –
Но мы уверены, что сам товарищ Мао,
Ей-богу, очень-очень хочет жить.А если зуд – без дела не страдайте, –
У вас еще достаточно делов:
Давите мух, рождаемость снижайте,
Уничтожайте ваших воробьев!(В.С. Высоцкий).
Л. Под звездным небом Вены вновь
Друзей-товарищей собрав,
Веселье пенится рекой.
Среди друзей и мы с тобой!Рука ложится на плечо,
Мы верим дружбе горячо.
Как схожи теплые деньки
С пожатьем дружеской руки!(В. Харитонов).
М. Мы – юные посланцы советской стороны,
Народного Китая свободные сыны!
Мы – гордая Корея и пламенный Вьетнам!
Со всех концов земли большой
Иди сегодня к нам!Сверкай на солнце и лети,
Лети, дорога, вдаль!
Сегодня в мире все пути
Ведут на фестиваль!
(М. Матусовский).
5. Работа с иллюстративными рядами. Определите, какие события описывает каждый иллюстративный ряд (даны в Приложении как Рисунок 24–49).
А. Рисунки 24–25.
Б. Рисунки 26–28.
В. Рисунки 29–32.
Г. Рисунки 33–36.
Д. Рисунки 37–41.
Е. Рисунки 42–43.
Ж. Рисунки 44–46.
З. Рисунки 47–49.
Ответы: А – ухудшение отношений с Китаем; Б – Карибский кризис; В – антикоммунистическое восстание в Венгрии в 1956 г.; Г – строительство Берлинской стены; Д – ухудшение отношение с Албанией; Е – Суэцкий кризис; Ж – ОВД; З – советско-индийское сотрудничество.
6. Работа с проблемным заданием.
1) Оцените следующие факты. В мае 1960 г. готовилась конференция лидеров крупнейших держав мира – США, СССР, Англии и Франции. Однако в день советского праздника – 1 мая 1960 г. – в районе Свердловска paкетой был сбит американский самолет-шпион, управляемый летчиком Пауэрсом. Летчик спустился на парашюте и оказался в руках советских спецслужбах. Известие об этом изменило настрой советского руководства. В Париже Н.С. Хрущев потребовал от президента Д. Эйзенхауэра принесения извинений. Эйзенхауэр взял на себя ответственность за этот инцидент, но принести извинения отказался. В ответ Хрущев заявил об отказе принимать участия в Парижской конференции и аннулировал направленное ранее американскому президенту приглашение посетить Советский Союз. В октябре 1960 г. на сессии ООН Н.С. Хрущев также потребовал отставки Генерального секретаря ООН Хаммаршельда и замены его тройкой в составе одного представителя от стран Запада, другого – от стран социалистического лагеря и третьего – от стран “третьего мира”, освободившихся от колониальной зависимости. Фактически можно было говорить о том, что “оттепель” в международных отношениях закончилась. Как вы думаете, причиной окончания “оттепели” в международных отношениях действительно был инцидент с самолетом У-2? Насколько неизбежным было “похолодание” в мире? Какую роль в окончании “оттепели” сыграло советское и американское руководство, военные круги, представители военно-промышленного комплекса? Насколько серьезными были причины противостояния?
2) Кеннеди в период Карибского кризиса говорил: “Я бы не хотел, чтобы будущие историки так же разводили руками на пепелище Человечества – “если бы знать”… Объясните слова президента США. Насколько актуальной была тогда и является сейчас ответственность политических деятелей и всего мирового сообщества за непродуманные и агрессивные действия, за желание глобального доминирования? Насколько актуальны сейчас уроки Карибского кризиса?
3) Во время Карибского кризиса американцы выдвинули следующие предложения по урегулированию конфликта: 1) СССР демонтирует и вывозит с Кубы paкетные установки под контролем ООН; 2) США снимают морскую блокаду Кубы; 3) США публично берут на себя обязательство не вторгаться на Кубу. Американцы подчеркивали, что президент Кеннеди не хочет войти в историю как второй Тодзио (премьер-министр Японии накануне Второй мировой войны, казненный как военный преступник). Роберту Кеннеди, через которого президент вел переговоры, было выдвинуто встречное требование – демонтировать американские paкеты “Юпитер” в Турции. Тут же, после состоявшегося телефонного разговора с братом, Роберт Кеннеди дал согласие на это, выставив условием, что демонтаж будет осуществлен через 3–5 месяцев после вывоза советских paкет с Кубы, что это будет храниться в строжайшей тайне и не будет включено в официальные документы, поскольку Джон Кеннеди должен сохранить лицо накануне предвыборной кампании. Эти решения и легли в основу урегулирования конфликта. Все условия были выполнены. Интересно, что обязательно США не нападать на Кубу не было оформлено ни в одном официальном документе, но тем не менее строго соблюдалось весь последующий период. Опираясь на эти данные, охаpaктеризуйте итоги и значение Карибского кризиса для СССР, для США, для Кубы, для мирового сообщества.
4) Министр обороны СССР Д.Ф. Устинов писал: “В оценке деятельности Хрущева я, как говорится, стою наcмepть. Он нам очень навредил. Подумайте только, что он сделал с нашей историей, со Сталиным. Не секрет, что западники нас никогда не любили. Но Хрущев им дал в руки такой материал, такие аргументы, которые нас опорочили на долгие годы”. Прокомментируйте слова министра. Согласны ли вы с мнением Д.Ф. Устинова, что именно доклад Хрущева на XX съезде КПСС “опорочил” Советский Союз? Какое значение оказал доклад Хрущева на внешнеполитическое положение СССР, на отношение со странами НАТО, странами ОВД и странами “третьего мира”? О каких проблемах социалистического лагеря говорили события 1956 г. в Польше и Венгрии? Насколько закономерными были эти события?
5) “К 1961 г. через Берлин на Запад сбежало более 2,5 миллиона человек – шестая часть населения ГДР. Соревнование двух систем проиграно вчистую: в ФРГ – экономическое чудо, в ГДР – советское плановое хозяйство, после двух пятилеток которого социалистический немец по всем показателям живет гораздо хуже капиталистического. В Берлине имеют хождение две валюты – официальный курс 1:1, на самом деле западную марку продают с рук за четыре восточных. При этом ГДР считается “витриной строя”, ее лидер Вальтер Ульбрихт – ортодокс даже по меркам Москвы, гэдээровский КГБ “Штази” слывет самой свирепой спецслужбой соцлагеря. Именно в Берлине в 1953 г. поднялось первое антикоммунистическое восстание в Восточной Европе, и в Кремле еще тогда обсуждали трудности удержания немцев от объединения. В 1961 г. поток покидающих ГДР нарастает: только в июле сбежало более 30 тысяч человек”, – эти данные приводит Л. Парфенов. Согласны ли вы с мнением журналиста, что соревнование двух систем было “проиграно вчистую”? аргументируйте свой ответ. Как вы думаете, были ли другие варианты решения проблемы? Отгородиться стеной – средневековый прием. Какие проблемы он решил и какие создал? Советская печать называла Берлинскую стену “передовым рубежом социализма”. Какие хаpaктеристики могли бы добавить вы?
6) “Срочно возводимая бетонная стена будет затем укрепляться и надстраиваться. Внутри города ее длина составит 43 километра, по внешней границе Западного Берлина – 112 километров. Граждане ГДР будут четверть века с лишним осваивать науку убегать. Самый массовый – побег 57 человек по самому длинному тоннелю – 145 метров. 172 человека были застрелены при попытке к бегству. 60 тысяч власти ГДР осудили за попытку к бегству или за помощь в организации побега”, – приводит данные Л. Парфенов. О чем свидетельствуют эти факты? Чем можно объяснить невероятное количество побегов в Западный Берлин? Чем была Берлинская стена – успехом, поражением, символом раскола страны, символом тоталитаризма, символом насильственного насаждения социализма? Выберите свое утверждение и попробуйте продолжить список.
7) На последней фотографии четвертого иллюстративного ряда изображена трагедия, связанная с именем Петера Фехтера. 18-летний юноша из ГДР погиб 17 августа 1962 г. при попытке перебраться в Западный Берлин. Когда он перелазил через стену, его ранили пограничники ГДР. Юноша истек кровью и умер, так как пограничники не подходили к нему, опасаясь попасть под обстрел западноберлинских пограничников (такие случаи уже бывали). Что же касается пограничников из Западного Берлина, то они тоже не помогли истекающему кровью юноше. Впоследствии западные СМИ широко использовали и до сих пор используют этот инцидент в пропагандистских целях. Как этот случай хаpaктеризует сознание эпохи “холодной войны”? Прокомментируйте слова Дж. Кеннеди: “Стена – это ад, который не намного лучше войны”.
8) В конце 1964 г. советская нефть по нефтепроводу “Дружба” (длина почти 6 тысяч км) пришла во все социалистические страны – до Польши и ГДР на северном участке и Чехословакии и Венгрии на южном участке. В Болгарию нефть везли на танкерах до построенного возле Бургаса специального порта Дружба. В социалистическом лагере только Румыния могла обеспечивать себя нефтью, поэтому более половины экспорта “черного золота” из СССР приходится на страны ОВД. В 60-е годы СССР вышел на второе место в мире по добыче нефти после США. Цены пpaктически все десятилетие были стабильны – около 3 долларов за баррель. По экспертным оценкам, странам социалистического лагеря советская нефть доставалась дешевле на 25–45%. Как вы думаете, можно ли это расценить как скрытые советские субсидии странам Восточной Европы? Можно ли их оценить как “пряник”, подсластивший последствия “кнута”? Какие экономические и политические последствия имела “братская экономическая помощь” для СССР и для стран ОВД?
9) На Совещании коммунистических и рабочих партий в Москве 18 ноября 1957 г. Мао Цзэдун сказал: “В случае возникновения атомной войны… в крайнем случае погибнет половина людей, но останется еще другая половина, зато империализм будет стерт с лица земли, и весь мир станет социалистическим”. Оцените высказывание Мао Цзэдуна. Насколько реалистично его предсказание? Какую цель предусматривал Мао Цзэдун этой речью? Какие претензии в мировой политике выдвигает Китай? Как это повлияет на его взаимоотношения с Москвой?
10) Мао Цзэдун любил повторять: “Ветер с Востока одолеет ветер с Запада”. Как вы понимаете смысл этого высказывания? После XX съезда КПСС отношения СССР и Китая испортились. Китайское руководство критиковало СССР за отсутствие диктатуры пролетариата, объявило Хрущева ревизионистом и провозгласило себя единственными верными наследниками “учения Маркса – Ленина – Сталина – Мао”. Как все эти данные хаpaктеризуют изменение роли КНР в мировой политике? Какие претензии и какие цели во внешней политике фактически провозгласил Китай? Как вы думаете, в каком ключе будут в последующие десятилетия развиваться отношения СССР и КНР? Насколько неизбежным было изменение отношений двух стран – социалистических лидеров?
11) В “Истории Коммунистической партии Советского Союза”, вышедшей в 1979 г., говорилось: “Советское государство оказало поддержку йеменскому народу, свергнувшему в 1962 г. монархию… Советский Союз оказывал бескорыстную военную помощь патриотам Гвинеи-Бисау, Мозамбика и Анголы, развернувшим в начале 60-х г.г. вооруженную борьбу против португальских колонизаторов, поддерживал справедливую борьбу народных масс против расистских режимов в Южной Африке и Южной Родезии. Постоянную поддержку и помощь получали народы Лаоса и Камбоджи, которые вели вооруженную борьбу против американских интервентов”. Опираясь на текст, выделите причины борьбы народов Азии и Африки против колонизаторов. Традиционно Советский Союз, начиная с Коминтерна, оказывал поддержку коммунистическим партиям. Что изменилось в 60-е г.г.? Почему? Какие события на “черном континенте” и в Азии вызвали изменение “братской помощи” со стороны СССР? Какими целями руководствовалось советское правительство? Как вы думаете, какие выгоды и обязательства это накладывало на развивающиеся страны?
12) Н.С. Хрущев лично присутствовал на перекрытии русла Нила плотиной Асуанской ГЭС, важнейшего энергокомплекса, построенного на советские кредиты. За это же время египетская армия перешла на советское оружие. Проведенные Гамаль Абдель Насером реформы в Москве назвали социалистическими. В мае 1964 г. Никита Хрущев в Египте объявил о присвоении звания Героя Советского Союза президенту Объединенной Арабской Республики Насеру и вице-президенту Амеру. Известно, что Насер пытался от награждения уклониться – именно он предложил отметить не только его, но и Амера, рассчитывая, что двух египтян советскими героями не назовут. Однако Хрущева это не остановило. Прокомментируйте эти данные. Как они хаpaктеризуют отношения советского и египетского руководства? Насколько совпадали их цели и ожидания от сотрудничества? В Советском Союзе награждение Насера вызвало недоумение и даже обиду, прежде всего, у фронтовиков. Попробуйте составить ответ Н.С. Хрущева на критику данного мероприятия.
13) В июле-августе 1959 г. вице-президент США Ричард Никсон встречался с Н.С. Хрущевым. Встреча оставила у будущего американского президента тягостные впечатления. Он писал: “Хрущев бросил нам вызов, предлагая мирное соревнование. Мы должны не только принять его, но и расширить сферу соревнования… Мы должны распространить соревнование за пределы сферы освоения космоса, военной мощи и производительности наших заводов. То есть, говоря другими словами, за пределы сферы чисто материальной. Наше духовное и мopaльное наследие, наша приверженность идеалам свободы личности, наша вера в то, что каждый народ имеет право избирать такую экономическую, социальную и политическую систему, какую он хочет, – вот в чем заключается подлинная великая сила свободной формы правления и, соответственно, фатальная слабость диктаторских режимов…” Приведите примеры “соревнования” двух сверхдержав по всем параметрам, названным Р. Никсоном, в изучаемый период. Оцените достижения Советского Союза и проанализируйте, какие направления и проблемы в будущем создаст для СССР это соперничество.
Использованная литература:
- История России. XX в.: Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы/ В.А. Мазур, Н.Н. Бapaнов, Л.Я. Бapaнова и др. Под ред. М.Е. Главацкого. М., 1999.
- Хрестоматия по отечественной истории (1946–1995): Учеб пособие для студентов вузов/ Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1996.
- Леонид Парфенов. Намедни. Наша эра. 1961–1970. М., 2009.
- Кушнерева Ю.В., Черникова Т.В. История шестидесятых: надежды и разочарования. 1960–1970: 11 кл. Учебное пособие. М., 2003.
- Душенко К.В. Словарь современных цитат: 5200 цитат и выражений XX и XXI в.в. М., 2007.
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
18 03 2024 9:48:30
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
17 03 2024 23:24:11
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
16 03 2024 5:47:30
Учебное занятие проводится в форме комaндной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три комaнды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории. ...
15 03 2024 22:43:35
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным. ...
14 03 2024 19:26:10
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
13 03 2024 18:42:21
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
12 03 2024 21:31:27
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
11 03 2024 12:55:24
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
10 03 2024 10:43:42
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
09 03 2024 9:25:14
На уроке используются различные виды работы: игра-викторина «Умники и умницы», работа с перфокартой «Русь в датах»; словарная работа; работа с различными источниками; решение тестов; работа со схемой «Система властвования Золотой орды над русскими землями»; дискуссия по историографии о последствиях ига для истории Руси. ...
08 03 2024 12:13:15
Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....
07 03 2024 13:20:25
Данная разработка может использоваться на уроках обществознания в школах, училищах, отдельные ее элементы на уроках экономики и права, а также на классных часах в старших классах по проблеме выбора профессии. Основная идея урока заключается в предоставлении возможности ученикам самим сделать анализ рынка труда (по отдельным направлениям) на основании предложенной выборки реклам по местным газетам....
06 03 2024 2:12:22
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
05 03 2024 23:41:59
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края. ...
04 03 2024 22:29:53
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
03 03 2024 2:37:17
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
02 03 2024 0:29:14
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
01 03 2024 5:20:41
Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в ВОВ. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина! ...
29 02 2024 17:37:23
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
28 02 2024 18:16:54
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности. ...
27 02 2024 23:20:18
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
26 02 2024 10:28:34
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
25 02 2024 2:35:39
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
24 02 2024 14:56:52
Урок для 10-го класса проводится в форме дискуссии групп обвинения и защиты с использованием информационных технологий. Его особенностью является то, что прения сторон сопровождаются показом презентаций. Это делает процесс обучения более увлекательным и понятным. ...
23 02 2024 15:59:21
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
22 02 2024 20:45:10
Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....
21 02 2024 10:14:44
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов по курсу истории Cредних веков "Рождество в средневековом городе". Время проведения - конец декабря, после прохождения всего курса, в качестве итогового занятия. ...
20 02 2024 8:13:11
На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на пpaктике в ходе игры, при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс. Перед учителем стоит проблема, как увлечь учащихся чтением. Дополнительная литература предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала....
19 02 2024 10:52:56
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
18 02 2024 3:44:34
В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности. ...
17 02 2024 4:49:12
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
16 02 2024 3:23:56
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу. ...
15 02 2024 0:10:21
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока. Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу". ...
14 02 2024 7:37:31
Урок позволяет систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси, их политике и событиях IX—XII веков, помогает установить причинно-следственные связи событий Древней Руси, раскрыть их сущность. ...
13 02 2024 2:19:36
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
12 02 2024 5:20:43
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
11 02 2024 16:46:21
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
10 02 2024 19:42:34
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
09 02 2024 13:31:34
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
08 02 2024 1:54:55
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...
07 02 2024 1:28:25
На уроке происходит обобщение знаний учащихся о преобразовании России и общества в результате петровских реформ; их историческом значении и неоднозначной оценке. Урок способствует развитию умений учащихся работать с документами, таблицами, устанавливать причинно-следственные связи....
06 02 2024 18:48:15
Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....
05 02 2024 14:17:26
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
04 02 2024 18:29:23
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....
03 02 2024 2:52:18
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
02 02 2024 2:39:55
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек… На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
01 02 2024 6:45:52
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
31 01 2024 21:46:35
Цель урока: изучить по историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича; ответить на вопрос: "Был ли царь Алексей Михайлович “тишайшим”"; учить детей выделять главное и делать выводы; выработать оценку на заявленную проблему....
30 01 2024 10:43:46
Урок истории расширяет кругозор учащихся, основан на изучении, анализе исторических источников по теме. Согласно историческим сведениям, Атиллу в Европе называли flagellum Dai – Бич Божий, поэтому в формулировке темы возможно применение термина....
29 01 2024 14:48:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::