Накануне отмены крепостного права (10-й класс)
Цели урока:
- познакомить учащихся с либеральными взглядами молодого императора Александра II (1855-1881гг.);
- рассмотреть причины отмены крепостного права;
- проанализировать взгляды либералов (Кавелин) и демократов (Чернышевский, Добролюбов) по крестьянскому вопросу;
- приобрести навыки самостоятельного изучения и объяснения нового материала в группе учащихся.
Проблема: было ли неизбежным размежевание позиций либералов и демократов в едином прежде лагере оппозиции? В чем заключалась умеренность программы Герцена?
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (3 мин.)
Класс делится на группы по три человека
(количество групп зависит от числа учеников в
классе). Каждый учащийся получает от учителя
карточку с заданием. Материал дифференцирован
по объему и сложности содержания. Первая
карточка – самая легкая, вторая – среднего
уровня, третья – дается самому подготовленному
ученику.
Весь изучаемый материал оказывается разбитым на
три подтемы:
1. Исторические условия отмены крепостного
права.
2. Взгляды либералов.
3. Позиция демократов и А.И.Герцена.
Каждый ученик в своей группе становится экспертом по изученному вопросу.
2. Индивидуальная работа в группах (15 мин.)
Учащиеся самостоятельно изучают материал и отвечают на вопросы.
Задание для 1-го эксперта: Прочтите текст и ответьте на вопросы, обсудите с товарищами дополнительную информацию.
Историческая необходимость отмены крепостного права
Александр II (1818-1881) вступил на престол уже
немолодым человеком – в 36 лет. Его воспитатель,
замечательный русский поэт В. А. Жуковский, с
детства привил ему гуманистические взгляды и
понятие о долге государя перед подданными. Но
велико было и влияние отца, которого он в
детстве побаивался и которым всегда восхищался.
Чувство ответственности перед Отечеством
внушал ему и отец, но от него он воспринял также
пристрастие к военному делу и склонность к
упрощенно-военному, полицейскому решению
сложных вопросов. По натуре Александр II был
человек не очень решительный, и всю жизнь в его
душе боролись два начала – гуманное, привитое
Жуковским, и милитаристское, унаследованное от
отца.
В отличие от Николая I Александр II занимался
государственными делами, будучи еще наследником.
Вступив на престол, он не почувствовал, что попал
в «темный лес». Он знал, что в государстве
накопилось много проблем и что важнейшая из них
— крепостное право. Уроки Крымской войны
говорили о том, что эту проблему надо решать
безотлагательно.
В 1856-1857 гг. в ряде южных губерний произошли
крестьянские волнения. Они еще раз напомнили,
что помещики сидят на вулкане. Крепостное
хозяйство таило в себе и другую угрозу. Оно не
обнаруживало явных признаков скорого своего
краха и развала. Оно могло просуществовать еще
неопределенно долгое время. Но свободный труд
производительнее подневольного – это аксиома.
Крепостное право диктовало всей стране
замедленные темпы развития. В ближайшее время
она могла перейти в разряд второстепенных
держав.
Нельзя забывать и третью причину. Крепостное
право, слишком похожее на рабство, было
безнравственно.
Вопросы:
1. Дайте хаpaктеристику воспитанию и взглядам
Александра II, его отношению к реформам.
2. Сформулируйте три причины необходимости
отмены крепостного права.
Дополнительная информация:
Положение дел в России в конце Крымской войны было очень тяжелым:
– дефицит госбюджета составлял 800 млн.
рублей
– посевные площади сократились на 35%
– пpaктически прекратился экспорт сырья и
оборудования за границу, что вызвало массовое
банкротство предпринимателей.
Как вы понимаете высказывание В.О. Ключевского: «Севастополь ударил по застоявшимся умам»?
Задание для 2-го эксперта: Прочтите текст и ответьте на вопросы, обсудите с товарищами дополнительную информацию.
«Записка» Кавелина
Сознавая необходимость преобразований,
Александр II не знал, как приступить к
делу. Не имели плана реформ и его министры. Но
Александр, уловив общественные настроения,
сделал правильный шаг – шаг на пути к гласности.
Она вводилась не сразу, постепенно. В печати
еще долгое время не разрешалось свободного обсуждения
общественных проблем. Но все чувствовали, что
обстановка уже другая. По рукам стали ходить
записки, посвященные самым
животрепещущим вопросам. Некоторые
из этих произведений, написанные с блеском и
талантом, оказали сильное воздействие на
общественное мнение и на царя. Особое значение
приобрела «Записка об освобождении крестьян»,
автором которой был воспитатель наследника
престола Николая (позже умершего) К.Д.Кавелин. С
конца 1855 г. она начала путешествовать по
кружкам, салонам, редакциям и канцеляриям.
Крепостное право, считал Кавелин, – это главный
узел, в котором сплелось опутавшее Россию зло. Но
этот узел надо развязать, а не разрубить.
Насильственное решение вопроса не внесет
успокоения. России, писал Кавелин, нужны мирные
успехи. Надо провести такую реформу, чтобы
обеспечить в стране «на пятьсот лет внутренний
мир».
Кавелин считал, что можно и нужно пренебречь
правом помещиков на личность крестьянина, но
нельзя забывать о праве помещиков на его труд и,
главное, на землю. Поэтому освобождение
крестьян может быть проведено только при
вознаграждении помещиков. Другое решение,
заявлял автор, «было бы весьма опасным примером
нарушения права собственности».
Но нельзя, подчеркивал Кавелин, упускать из виду
и интересы крестьян. Они должны быть
освобождены от крепостной неволи, за ними надо
закрепить ту землю, которой они владеют в
настоящее время. Разработку выкупной операции
правительство должно взять на себя. Если оно
сумеет учесть интересы помещиков и крестьян, то
два сословия постепенно сольются в один
земледельческий класс. Внутри его исчезнут
сословные различия и останутся только
имущественные. «Опытом доказано, – писал
Кавелин, – что частная поземельная
собственность и существование рядом с малыми и
больших хозяйств суть совершенно необходимые
условия процветания сельской промышленности».
Отмена крепостного права, по мысли Кавелина,
должна была открыть путь другим реформам:
судебной, цензурной, военной, а также развитию
просвещения.
В составлении и распространении записки Кавелин
видел свой гражданский долг, «святейшую из
святейших обязанностей, хотя бы в конце ее стояли
крепость, Сибирь или виселица». Крепостники и в
самом деле встретили записку Кавелина с
раздражением. Говорили, будто он писал ее «по
заказу Пальмерстона» (английского
премьер-министра). Крепостникам удалось
настроить против Кавелина самого царя. Кавелин
потерял место наставника при наследнике, а затем
был удален из Петербургского университета. Тем
не менее, его записка предопределила многие
положения крестьянской реформы.
Вопросы:
1. Охаpaктеризуйте взгляды либералов на
освобождение крестьян на примере «Записки»
Кавелина.
2. Что означает выражение: «Узел надо развязать, а
не разрубить»?
3. Какова судьба «Записки»?
Дополнительная информация:
В 1856-1861 годах, с приходом к власти Александра II, в России были проведены следующие мероприятия:
– отменены военные поселения;
– амнистированы декабристы;
– приняты новые цензурные правила;
– введена свободная выдача загранпаспортов;
– сокращена численность армии.
Можно ли зачислить царя в лагерь либералов?
Задание для 3-го эксперта: Прочтите текст и ответьте на вопросы, обсудите с товарищами дополнительную информацию.
«Колокол» и «Современник» накануне крестьянской реформы.
В 1855 г. А. И. Герцен начал издавать в Лондоне
альманах «Полярная звезда». И название, и силуэты
казненных декабристов на обложке говорили о
том, что герценовское издание продолжает их
традиции.
Успех «Полярной звезды» навел Герцена на мысль о
выпуске зарубежного периодического издания,
которое могло бы быстро откликаться на события,
пропагандировать идеи освободительного
движения. С 1 июля 1857 г. Герцен и Огарев стали
выпускать газету «Колокол». В первом номере
Герцен выдвинул программу из трех пунктов: 1)
освобождение крестьян; 2) упразднение цензуры; 3)
отмена телесных наказаний. Позднее Герцен
уточнил, что имеется в виду освобождение
крестьян с землей, выкупленной государством.
Это была программа-минимум. В то время Герцен не
ставил даже вопрос о конституции. Но исполнение
такой программы во многом изменило бы обстановку
в стране. В открытом письме Александру II, называя
себя «неисправимым социалистом», Герцен
подчеркивал умеренность и реализм своих
конкретных требований: «Я стыжусь, как малым мы
готовы довольствоваться; мы хотим вещей, в
справедливости которых Вы так же мало
сомневаетесь, как и мы. На первый случай нам и
этого довольно».
Между тем в России продолжалась «оттепель» (именно
тогда возникло это выражение). В 1856-1857 гг.
вернулись из ссылки декабристы и петрашевцы.
В 1858 г. журналам было разрешено печатать
статьи по крестьянскому вопросу. Тогда же Н. Г.
Чернышевский опубликовал в «Современнике»
записку Кавелина. И Чернышевский, и Кавелин были
в то время сторонниками отмены крепостного права
сверху, в результате реформы. Но это совпадение
не говорило об их идейной близости. Кавелин был
либерал, приверженец западного пути развития
России. Социалистических идей он не разделял,
хотя к их сторонникам относился с присущей ему
терпимостью.
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889),
уроженец Саратова и выпускник Петербургского
университета, был социалист, материалист и
атеист. Российскую крепостническую
действительность он ненавидел. Но не меньшее
отвращение вызывал у него капиталистический
строй западных стран. Вслед за Герценом он решил,
что, используя русскую крестьянскую общину,
можно «перепрыгнуть» через капитализм и
построить социалистическое общество на заранее
разработанных разумных основаниях. Но община
имела в глазах Чернышевского один крупный
недостаток: хотя в ней было общественное
пользование землей, но каждая семья трудилась
отдельно. В будущем, считал он, надо будет немного
«исправить» общину и перейти к коллективному
труду.
Проект Кавелина вскоре перестал удовлетворять
Чернышевского. Он пришел к выводу, что
крепостной труд вовсе не должен подлежать
выкупу, а за землю, отходящую к крестьянам,
помещики должны получить очень небольшую
выплату от государства. В споре о крестьянской
реформе точка зрения Чернышевского оказалась
самой радикальной.
Крайние точки зрения (левые и правые) имеют право
на существование. Они помогают найти
компромисс, «золотую середину». Но сами по себе
они чаще всего несостоятельны. Крайние решения
нередко приводят к тяжелым последствиям.
Реализация плана Чернышевского вызвала бы
жестокое потрясение, а то и разорение
большинства помещичьих хозяйств. Между тем
крепостная система строилась на том, что помещик
изымал излишки продуктов (а часто и не только
излишки) у крепостного
крестьянина и отправлял их на рынок. Само по себе
крестьянское хозяйство было в массе своей
натуральным и слабо связанным с рынком.
Разорение помещиков прекратило бы вывоз хлеба из
России и вызвало бы трудности в снабжении
продовольствием городов и армии. Так что поиски
компромиссного решения были жизненной
необходимостью, а не только уступкой помещикам.
Тем не менее позиция Чернышевского не может не
вызывать уважения. В меру своих сил и понимания
он защищал интересы крестьянства, проявляя при
этом решительность и мужество.
В 1857 г. в «Современник» пришел Николай
Александрович Добролюбов (1836-1861). Молодой
критик был менее искушен в жизни, чем
Чернышевский, а потому отличался большей
прямолинейностью и беспощадностью в оценках.
Особое раздражение у него вызывали бесконечные
либеральные разговоры, за которыми он не видел
дела (к сожалению, часто так оно и было). Все
либеральное движение Добролюбов считал
«обломовщиной», а либералов — «лишними людьми».
Свои надежды он возлагал только на «народное
дело», как иносказательно называл он революцию.
В те годы «Современник» был очень популярен.
Взгляды издателей казались безупречными. Порыв,
нетерпение, энтузиазм молодежи, не
разбиравшейся в сельскохозяйственных делах,
оказывали сильное воздействие на Чернышевского
и Добролюбова. Похоже, они уже не могли не писать
того, что ждала и требовала от них горячая
читательская аудитория. В этом была их сила и
слабость.
С именами Чернышевского и Добролюбова связано
начало размежевания в едином прежде лагере
оппозиции. Разделение между либералами и
демократами — естественный процесс, знакомый
всем достаточно развитым обществам. Но в России
он произошел, пожалуй, слишком рано, когда
общество не достигло еще необходимой зрелости.
Герцен был недоволен очень резкими нападками
«Современника» на либералов. «Колокол»
продолжал делать ставку на единство всех
противников крепостничества. Герцен считал
желательным мирное, эволюционное развитие
страны, но не отвергал полностью и
революционный путь. В сложившейся обстановке он
видел все предпосылки для мирной отмены
крепостного права.
Вопросы:
1. Охаpaктеризуйте взгляды Герцена и
Чернышевского на освобождение крестьян, где они
публиковались.
2. В чем главное отличие проекта Чернышевского от
проекта Кавелина?
3. Почему произошло размежевание между
либералами и демократами?
4. В чем состоит умеренность позиции Герцена?
Дополнительная информация:
А.И.Герцен – в письме Александру II в «Полярной звезде»: «…Смойте с России позорное пятно крепостничества, залечите синие рубцы на спине наших братий …Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить…».
Какой путь предпочел бы Герцен: реформы или революцию?
3. Встреча экспертов (5 мин.)
Образуются три группы. Учащиеся с одинаковым заданием встречаются для обсуждения вопросов, которые они будут затем объяснять члeнам своих групп. Учитель подходит к каждой группе экспертов и при необходимости помогает им.
4. Возвращение экспертов в группы для объяснения материала своим товарищам (10 мин.)
5. Учитель подводит итог по проблеме урока (2 мин.)
Размежевание либералов и демократов – естественный процесс, знакомый всем развитым обществам. Либералы желают, чтобы Россия развивалась по западному, буржуазному пути; демократы своим идеалом видят социализм. Уважая право собственности помещиков на землю и крестьян, либералы хотят дать дворянам вознаграждение за их потерю. Путь, который предлагали демократы (Чернышевский и Добролюбов), мог бы привести к взрыву недовольства в стране со стороны помещиков, ведь они считали, что крепостной труд не должен подлежать выкупу. Герцен стоял за мирный, эволюционный путь развития страны, и, хотя он верил в социалистическое будущее России, был недоволен нападками «Современника» на либералов. В этом умеренность и дальновидность его позиции – желание сплотить все силы для борьбы с крепостничеством.
6. Проверочный тест (5 мин.)
1. Гуманное начало Александру II было привито
поэтом …
2. Милитаристкое унаследовано от …
3. Напишите третью причину отмены крепостного
права:
Оно было
безнравственно …
Оно
грозило новыми крестьянскими восстаниями …
4. В лагерь демократов входили: …, их печатное
издания называлось – …
5. Кавелин считал, что, освобождая крестьян от
крепостной неволи, нельзя пренебрегать
интересами …, разработку выкупной операции
должно взять на себя …
6. В 50-е годы началось размежевание между …
7. Чернышевский считал, что крепостной труд не
должен подлежать … а за землю, отходящую к
крестьянам, помещик должен получить небольшую …
Ответы:
1. Жуковским
2. Николая I
3. Оно диктовало стране замедленные темпы
развития
4. Чернышевский и Добролюбов, «Современник»
5. Помещиков, государство
6. Либералами и демократами
7. Выкупу, плату от государства.
Домашнее задание: написать статью в «Современник» от имени либерала, демократа, либо сторонника умеренной позиции.
Литература:
- Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII – XIX век: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2008.
- О.В.Кишенкова, М.В.Короткова. История для любознательных. Задачник. М.. Дрофа, 1996.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат, М., Издательский центр «Академия», 2000.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
27 04 2024 21:35:16
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
26 04 2024 16:19:33
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
25 04 2024 4:43:41
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
24 04 2024 10:54:54
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
23 04 2024 20:49:25
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
22 04 2024 5:39:20
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
21 04 2024 17:32:26
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
20 04 2024 11:12:48
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
19 04 2024 19:58:13
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
18 04 2024 15:14:26
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
17 04 2024 2:24:13
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
16 04 2024 9:18:31
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
15 04 2024 13:15:17
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
14 04 2024 4:25:30
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
13 04 2024 11:28:16
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
12 04 2024 0:49:22
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
11 04 2024 0:13:33
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
10 04 2024 14:57:15
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
09 04 2024 12:56:43
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
08 04 2024 3:35:50
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
07 04 2024 23:21:33
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
06 04 2024 6:14:45
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
05 04 2024 22:16:49
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
04 04 2024 5:27:33
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
03 04 2024 19:36:21
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
02 04 2024 6:14:48
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
01 04 2024 13:32:16
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
31 03 2024 19:33:34
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
30 03 2024 10:43:51
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
29 03 2024 17:39:33
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
28 03 2024 13:53:54
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
27 03 2024 14:46:32
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
26 03 2024 17:41:22
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
25 03 2024 20:48:56
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
24 03 2024 15:50:33
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
23 03 2024 18:14:42
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
22 03 2024 10:58:17
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
21 03 2024 0:18:50
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
20 03 2024 20:22:27
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
19 03 2024 0:56:18
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
18 03 2024 7:15:39
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
17 03 2024 3:29:11
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
16 03 2024 23:50:24
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
15 03 2024 18:59:55
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
14 03 2024 23:25:23
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
13 03 2024 12:36:11
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
12 03 2024 20:50:29
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
11 03 2024 0:34:34
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
10 03 2024 8:18:50
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
09 03 2024 3:19:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::