Игра-путешествие "Культура и быт первой четверти XVIII века" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Игра-путешествие "Культура и быт первой четверти XVIII века"


    Игра-путешествие "Культура и быт первой четверти XVIII века"

Изучение быта первой четверти XVIII века является составной и неотъемлемой частью изучения истории России. Несмотря на это материал отодвигается на второй план и уступает место экономическим и политическим процессам. Поэтому для наиболее активных и мотивированных учащихся стало возможно провести дополнительно занятие, посвященное изучению переломного момента культуры нашего прошлого.

Игра-путешествие по теме “Культура и быт первой четверти XVIII века” проводится в седьмом классе, организаторами и помощниками могут быть учащиеся десятого класса. Время прохождения указанной темы – второе учебное полугодие, поэтому возможно использовать игру-путешествие как внеурочное мероприятие в рамках школьной Недели социально-гуманитарных дисциплин. Учащимся заранее предлагается список литературы и отрывки из исторических источников, с помощью которых участники игры смогут подготовиться наиболее эффективно.

Цели занятия:

Образовательные: опираясь на полученные знания:

по истории Отечества, а именно на развитие экономики, внутренней политики, внешней политики (особенно торговли с западноевропейскими государствами), строительстве новой российской столицы – Санкт – Петербурга, появлении новых привычек, связанных с реформированием культуры и быта, обмирщением культуры, появлением первой печатной газеты, первого государственного музея – Кунсткамеры, изменении костюма как женского, так и мужского, выхода женщины в свет из закрытого от чужих глаз терема, выполнить следующие задачи:

  1. показать общую картину развития российского общества в первой четверти XVIII века;
  2. закрепить знания учащихся об особенностях развития и исторической обстановке появления реформы культуры и быта, особенно в среде господствующего класса;
  3. рассмотреть изменение роли, места, функции человека, в том числе уделить должное внимание роли женщины, проживавшей в первой четверти XVIII века;
  4. показать учащимся преемственность отношений во времена императора Петра I и провести параллели с современностью;
  5. обобщить знания учащихся для продолжения изучения истории XVIII века как одного из самых интересных периодов Российской истории.

Воспитательные: на основе изученного материала продолжить воспитание интереса учащихся к историческому процессу через ценности, важные для каждого человека.

Развивающие: опираясь на общеучебные умения по различным дисциплинам, способствовать развитию следующих конкретных знаний, которые могут пригодиться учащимся в дальнейшем процессе обучения и самообразования:

  1. оперировать полученными знаниями о важнейших изменениях в культуре и быту в первой четверти XVIII века;
  2. называть основные исторические памятники начала XVIII в.;
  3. работать со словарями и справочными пособиями при помощи учителя или родителей.

Правила игры:

Урок-путешествие можно проводить как в одном классе, так и в параллели. Комaнда – 5 игроков и капитан. В жюри можно пригласить учащихся 10-го класса, которым предоставляется возможность наблюдать за ходом игры и выставлять в протоколы баллы за правильно выполненные задания. Из каждого класса можно пригласить болельщиков, которые смогут помочь своей комaнде правильными ответами в “Конкурсе болельщиков”.

Необходимое оборудование:

  1. игральный кубик;
  2. фишки по числу комaнд;
  3. бланки протоколов (в качестве протокола – таблички с графами: название комaнды, задание, полученные баллы, активность болельщиков, итог);
  4. круг диаметром 10 см из плотной белой бумаги;
  5. прямоугольник 10х15 см из плотной бумаги;
  6. цветные карандаши.

Конкурсы для игры-путешествия:

1) Конкурс газет – каждая комaнда заблаговременно получает задание подготовить стенную газету на тему “Культура и быт первой четверти XVIII в.”. Во время конкурса нужно представить выполненное задание. Газета оценивается по следующим критериям:

  1. тематическое содержание;
  2. наличие интересных заданий;
  3. красочность и эстетичность оформления;
  4. умение представить (рассказать предложенный материал);
  5. соблюдение регламента выступления.

За каждый критерий жюри может выставить от 1 до 5 баллов.

На представление газеты каждой комaнде дается 3 минуты.

2) Конкурс “Решим тест”. На задание дается не более 5 минут. За каждый правильный ответ комaнда получает 1 балл, за неправильные ответы баллы не начисляются.

Задания:

  1. Указ о порядке проведения ассамблей был обнародован:
    а) 26 ноября 1718 года; б) 21 января 1722 года; в) январь 1703 года; г) сентябрь 1708 года;
  2. На ассамблею допускались
    а) только мужчины; б) только женщины; в) только дети; г) мужчины, женщины и дети;
  3. Поведение хозяина на ассамблее ограничивалось следующим:
    а) встречал гостей; б) провожал гостей; в) ни встречал, ни провожал гостей, а только готовил комнаты; г) все вышеперечисленное;
  4. За невыполнение указанных действий необходимо было
    а) заплатить штраф; б) выпить кубок Большого (Великого) орла; в) уйти с ассамблеи; г) продолжать веселиться до указанного времени;
  5. Лакеи, или служители, во время ассамблеи
    а) были в сенях или тех помещениях, которые определит хозяин; б) оставались на улице; в) находились в комнате, где проходила ассамблея; г) отдыхали;
  6. Иностранец, который наиболее полно описал поведение придворных во время ассамблей в своем “Дневнике”
    а) К. де Бруин; б) Юль Юст; в) Ф. Берхгольц; г) Вильбоа;
  7. Историк-публицист, говоривший “о повреждении нравов в России”
    а) Н. М. Карамзин; б) В. О. Ключевский; в) М. М. Погодин; г) М. М. Щербатов;
  8. Генерал-прокурор, у которого Петр брал напрокат экипаж для поездки на ассамблеи:
    а) П. И. Ягужинский; б) А. Д. Меншиков; в) Ф. Лефорт; г) Ф. М. Апpaксин;
  9. В чьем доме Петр I проводил в Петербурге церемониальные приемы?
    а) Г. И. Головкин; б) А. Д. Меншиков; в) П. И. Ягужинский; г) Ф. Лефорт;
  10. Заветы старого хлебосольства хранил князь Ф. Ю. Ромодановский. Кто встречал гостей с водкой на подносе у него в доме?
    а) медведь; б) сам Ф. Ю. Ромодановский; в) лакеи; г) никто;
  11. “Польский” танец относился к:
    а) английским; б) церемониальным; в) русским; г) китайским;
  12. До самой середины XVIII века в особо торжественных случаях при парадных церемониальных обедах дамы сидели:
    а) вместе за столом с мужчинами; б) в отдельной комнате; в) за разными столами в одной комнате; г) на втором этаже или открытом балконе здания;
  13. Сервировка блюд:
    а) все блюда сразу стояли на столе; б) “шведский стол”, когда участники сами подходили к столу со своими тарелками; в) у каждого был личный лакей; г) блюда выносились из кухни и ими обносили всех гостей;
  14. Ансамбль посуды, где каждый предмет имеет собственное назначение, а все вместе представляют единое целое, называется:
    а) набор; б) комплект; в) сервиз; г) компонент;
  15. Рыбные кушанья подавали на блюдах
    а) овальных; б) квадратных; в) круглых; г) треугольных;
  16. Мясные кушанья подавали на блюдах
    а) овальных; б) квадратных; в) круглых; г) треугольных;
  17. Что из ниже перечисленного НЕ относилось к “мокрым” пирожным?
    а) бланманже; б) зефиры; в) кисели; г) мороженое;
  18. Что из ниже перечисленного НЕ относилось к “сухим” пирожным?
    а) крем; б) оладьи; в) миндальное печенье; г) пирожки;
  19. Летний дворец в Петербурге начали строить в
    а) 1720 году; б) 1703 году; в) 1710 году; г) 1711 году;

Комaнда, получившая наибольшее количество баллов, начинает следующий конкурс.

3) Конкурс “Игра-путешествие”

После установления очередности выступления участников, фишки комaнд ставятся на старт. Ведущий объявляет, что в игре существуют несколько “хитрых” позиций – с некоторых номеров фишки могут отправиться назад, а с некоторых – вперед. Есть также позиция, на которой комaнда пропускает ход до тех пор, пока не ответит правильно на задание.

Позиции, с которых комaнда отправляется назад и пропускает ход: 7 (возвращение на 5) и 28 (возвращение на 19); позиции, с которых комaнда отправляется вперед: 9 (вперед на 12) и 21 (вперед на 24). Позиция для пропуска хода и получения дополнительного задания: 18.

Комaнды по очереди бросают кубик и получают вопросы. На обдумывание ответа дается 10 секунд. За каждый правильный ответ – 5 баллов, если отвечающий допустил ошибку, то право ответа передается другим участникам комaнда, в таком случае за верный ответ начисляется 3 балла.

Вопросы для игры:

  1. В какое время состоялось “Великое посольство” Петра 1 в Европу? (1697–1698)
  2. Какое событие в ходе реформы культуры и быта произошло 19 августа 1698 года? (Указ Петра I о запрещении ношения бороды и введении европейской одежды.)
  3. Какой календарь был введен с 1 января 1700 года? (Юлианский.)
  4. Когда состоялось открытие в Москве школы математических и навигацких наук? (1701)
  5. Когда вышел в свет первый номер печатной газеты и как она называлась? (2 января 1703 года, “Ведомости”.)
  6. В каком году состоялось основание Санкт – Петербурга? (1703, 16 мая.)
  7. 11 октября состоялась церемония, после которой всех царей Российской империи стали именовать именно так. (Принятие Петром 1 императорского титула.)
  8. Какое знаменательное событие произошло 13 января 1722 года, после чего все “работные люди” стали именоваться по специальному образцу? (Введение Табели о рангах, разделение всех государственных служащих на 14 рангов (чинов).)
  9. Какой новый обычай появился в связи с введением новой даты празднования Нового года? (Ворота стали украшаться сосновыми, еловыми, можжевеловыми ветками.)
  10. Район Москвы, который очень любил посещать Петр 1 в основном из-за того, что там проживали иностранные жители. (Немецкая слобода.)
  11. Когда были введены ассамблеи и где это происходило? (В 1718 году Девиер огласил указ Петра 1.)
  12. В каком случае в первой четверти XVIII века выдавался бородовой знак? (Бородовой знак выдавался тому, кто уплатил деньги за право не бриться.)
  13. Как при Петре I назывался билет в театр? (Ярлык.)
  14. Что такое “Кубок Большого Орла” и для чего он был необходим на ассамблеях? (Кубок Большого Орла – бокал с вином, который необходимо было выпить тому, кто нарушал правила поведения на ассамблеях.)
  15. С какого дня начинался Новый год в допетровское время? (С 1 января или 1 марта.)
  16. Петр I требовал ношения “европейского платья”. Что он имел под этим ввиду? (Платье, сшитое по западноевропейским образцам.)
  17. Для чего в первой четверти XVIII века применялся конский волос? (Конский волос применялся для изготовления париков для. придворных людей.)
  18. Что такое Кунсткамера? (Первый российский государственный музей.)
  19. Назовите автора первого русского учебника по точным наукам – “Арифметики”. (Леонтий Филиппович Магницкий.)
  20. Первый русский экономический тpaктат Ивана Тихоновича Посошкова назывался именно так. (Книга о скудости и богатстве.)
  21. Наставления для молодых людей, которые стали первыми правилами этикета, некоторые из них сохранились и в наши дни. (Юности честное зерцало.)
  22. Усадьба, благодаря каскаду фонтанов ставшая великолепным историческим памятником Санкт – Петербурга. (Петергоф.)
  23. Предмет придворного туалета, с помощью которого дама, молча, могла разговаривать со своими кавалерами. (Веер.)
  24. Эта прическа появилась еще в 90-е годы XVI века и была названа в честь одной из фавориток короля Франции. (“Фонтанж.”)
  25. Искусству проведения этих зрелищ Петр научился во время заграничного путешествия – после этого на всех торжественных мероприятиях гремели выстрелы залпов, небо озарялось разноцветными огнями. (Фейерверки.)
  26. Эти средства передвижения были большой роскошью, поэтому заказывались за границей. Но спустя какое-то время их стали делать и в России, качество же оставляло желать лучшего. (Карета.)
  27. “Непристойно на свадьбе в сапогах и в острогах быть, и тако танцевать от того, что тем одежду дерут у женского полу, и великий звон причиняют острогами, к тому же муж не поспешен в сапогах, нежели без сапогов”. В какой обуви необходимо было приходить на ассамблеи, чтобы учесть эти предписания? (На ассамблеи необходимо было приходить в парадных ботинках или туфлях.)
  28. Утвержденный Петром 1 законодательный акт, устанавливающий систему военных, гражданских и придворных чинов и порядок прохождения службы. (Табель о рангах.)
  29. Сколько денег необходимо было уплачивать за “бородовой знак”? (30–100 рублей)
  30. Что такое камзол? (Камзол – это вид мужской одежды, вошедший в моду в первой четверти XVIII века.)
  31. Что такое корсаж и для чего он служил? (Корсаж – часть женского платья от шеи до пояса. В швы корсажа вшивали косточки китового уса, обтянутые шелком.)
  32. Что такое блохоловки и для чего они служили? (Блохоловки – специальные приспособления, служившие для того, чтобы отпугивать насекомых, которые появлялись в прическах и париках придворных красавиц.)
  33. Как назывался двусторонний круглый плащ, который мог носиться мужчинами. (Епанча.)
  34. Запишите названия женской одежды в два столбика: в первый – одежда XVII века, во второй – XVIII века: повязка (1), мушки (2), маски (2), опашень (1), летник (1), веер (2), душегрея (1), сарафан (1), фижмы (2), табакерка (2), распашное платье (1), парик (2), кокошник (1), букли (2).

Задание для комaнды, которая попала на число “18”: учитель дает на выбор две карточки. Участники должны выбрать карточку и нарисовать тот предмет, который предложен: пригласительный билет на маскарад или бородовой знак (на заранее предложенном прямоугольнике или круге из плотной бумаги). На это задание отводится 1 минута.

План прохождения игры-путешествия можно подготовить самостоятельно.

Жюри подсчитывает набранные за конкурс баллы.

4) Конкурс капитанов. Задание для капитанов комaнд: составьте свое представление об ассамблее, следуя этим вопросам. (У кого получится интереснее). Время дл выполнения задания – 1 минута.

  1. В первой строчке тема АССАМБЛЕЯ.
  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола).
  4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример:

  1. Ассамблея,
  2. Новое, красивое,
  3. Танцевать, веселиться, наряжаться,
  4. Не все общество приняло,
  5. Развлечение.

Конкурс для болельщиков.

Для болельщиков предлагается блиц – опрос по теме игры. Каждый правильный ответ приносит комaнде 1 балл. Время для обдумывания ответа – 10 секунд.

Примерные задания:

  1. Вспомните наставления для молодых людей, которые стали первыми правилами этикета. Какие из них сохранились и в наши дни?
  2. Назовите страны, из которых в Россию в начале XVIII века привозили товары, большей частью для потрeбления придворными.
  3. Какой обычай появился в связи с введением новой даты празднования Нового года?
  4. Вспомните из курса отечественной истории, как начиналось строительство Санкт – Петербурга. Чем оно отличалось от строительства Москвы? Назовите усадьбу, построенную при Петре I, благодаря каскаду фонтанов ставшую великолепным историческим памятником северной столицы.
  5. Каково назначение пудры в XVIII веке? Какая связь существует между пудрой и фарфором?
  6. Назовите три основных продукта питания, которые появились в России в домашнем обиходе после “Великого посольства”.

5) Подведение итогов. Жюри подсчитывает баллы, полученные комaндами, а сами участники тем временем выполняют задание “Свободное письмо” – ответить на предложенные вопросы:

  1. Было ли тебе интересно принимать участие в игре?
  2. Доволен ли ты результатами?
  3. Задай вопрос, на который ты не получил ответа во время игры.

На следующем уроке учитель, проанализировав работы учащихся, отвечает на вопросы.

По итогам подсчета баллов выявляется комaнда-победитель. Можно выбрать победителей в номинациях “Самый-самый капитан”, “Самый активный”, “Я – помощник” (для болельщиков).

Материалы для учителя и учащихся (дополнительно для подготовки к игре):

  1. Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории России VI – XVIII век. Для учащихся 7-х класса общеобразовательных учреждений. – М., 1999.
  2. Зарин А. Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет. – Л., 1991.
  3. Захарова О. Ю. Светские церемониалы в России. – М., 2001.
  4. Кишенкова О. В., Короткова М. В. История для любознательных. Задачник. – Ч. 2. – М., 1996.
  5. Короткова М. В. Город и горожане. – М., 1999.
  6. Короткова М. В. Культура повседневности: история костюма. – М., 2002.
  7. Короткова М. В. Путешествие в историю русского быта. – М., 1996.
  8. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – XIX вв.). – СПб, 1994.
  9. Петрова Н. Г. “Веков азapтная игра…” Новый год, новый век… Быт, традиции, обряды. – М., 2000.
  10. Пыляев М. И. Старый Петербург. – М., 1990.
  11. Рябцев Ю. С., Козленко С. И. История русской культуры. XVIII век. Учебник для 8 класса. – М., 2001.
  12. Щербатов М. М. О повреждении нравов в России. – М., 1984.

Материалы для учителя:

  1. Борлакова Н. К. Методы и приемы изучения эпохи Петра 1 // ПИШ. – № 9. – 2001.
  2. Горбунов Б. В. Структура и содержание курса “Народоведение” // ПИШ. – № 8. – 1999. – С. 53.
  3. Кацва Л. А. Курс отечественной истории XVIII – первой половины XIX века// ПИШ. – № 4. – 1995
  4. Короткова М. В. Костюм на уроке истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. – № 3. – 2003.
  5. Максимова Е. В. Урок-игра “Море деятельности Петра 1”// Преподавание истории и обществознания в школе. – № 3. – 2002.
  6. Нерсесов Я. Н. Школьникам об истории одежды и моды // Преподавание истории и обществознания в школе. – № 4. – 2001. – С. 55 – 60.
  7. Овсянников Ю. М. Картины русского быта: Стили. Нравы. Этикет. – М., 2001.
  8. Прохорова Г. А. Изучение истории повседневности в школьном курсе истории // ПИШ. – № 8. – 2000. – С. 31 – 35.
  9. Пушкарев Л. Н. Проблема менталитета и их место в школьном преподавании истории // ПИШ. – № 2. – 1995. – С. 2–6.
  10. Рябцев Ю. С. Методические рекомендации и программа школьного курса по истории русской культуры. – М., 1998.
  11. Рябцев Ю. С. Школьная отечественная история и русская культура // ПИШ. – № 7. – 1997.
  12. Скворцова Н. Г. Элементы смеховой культуры на уроках истории // ПИШ. – № 5. – 1998. – С. 42–43.
  13. Шишкин Л. Культурно-бытовые преобразования Петра Великого. Урок-игра // История. – №. 35. – 2000. – С. 10–11.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

23 04 2024 20:10:41

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

22 04 2024 2:36:42

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

21 04 2024 3:32:57

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

20 04 2024 14:52:41

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

19 04 2024 15:40:15

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

18 04 2024 2:20:11

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

17 04 2024 5:17:58

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

16 04 2024 22:27:46

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

15 04 2024 0:50:37

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

14 04 2024 9:38:55

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

13 04 2024 7:38:39

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

12 04 2024 5:20:19

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

11 04 2024 17:42:18

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

10 04 2024 13:15:43

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

09 04 2024 9:10:44

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

08 04 2024 14:27:47

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

07 04 2024 20:48:39

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

06 04 2024 21:57:17

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

05 04 2024 0:57:40

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

04 04 2024 11:57:52

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

03 04 2024 13:57:34

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

02 04 2024 6:16:13

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

01 04 2024 16:40:50

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

31 03 2024 10:25:51

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

30 03 2024 16:45:37

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

29 03 2024 2:15:25

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

28 03 2024 15:42:44

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

27 03 2024 4:49:52

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

26 03 2024 3:52:24

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

25 03 2024 19:25:21

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

24 03 2024 2:10:59

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

23 03 2024 10:39:45

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

22 03 2024 15:21:44

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

21 03 2024 10:27:28

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

20 03 2024 15:30:12

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

19 03 2024 20:11:11

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

18 03 2024 17:36:29

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

17 03 2024 16:38:35

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

16 03 2024 10:12:37

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

15 03 2024 4:58:23

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

14 03 2024 14:56:52

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

13 03 2024 16:26:47

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

12 03 2024 3:11:11

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

11 03 2024 20:17:13

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

10 03 2024 3:21:46

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

09 03 2024 6:34:40

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

08 03 2024 8:14:31

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

07 03 2024 20:27:47

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

06 03 2024 11:13:16

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

05 03 2024 3:18:24

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::