Государственная дума – история и современность. 9-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Государственная дума – история и современность. 9-й класс


    Государственная дума – история и современность. 9-й класс

Цели урока:

- рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы; уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии; раскрыть плюсы и минусы российского представительства;

- способствовать углублению знаний об истории нашей страны, пониманию значения парламентаризма, повышении политической грамотности.

Основные знания: основные положения Манифеста 17 октября 1905г.; суть российской избирательной системы; изменения в политической системе Российской империи.

Основные понятия: конституционная монархия, парламент, избирательные курии, Федеральное Собрание, Совет Федерации.

Оборудование: компьютер, проектор, портреты – Николая II, председателей Государственных дум, хрестоматии по истории России, Конституция РФ. В ходе рассказа выводятся слайды:

Слайд 1. Государственные думы России (1906-1917 гг.)

Дума Время работы Председатель
I Дума 27 апреля 1906 г. - 8 июля 1906 г. Кадет С.А.Муромцев
II Дума 20 февраля 1906 г. - 2 июня 1907 г. Кадет Ф.А.Головин
III Дума 1 ноября 1907 г. - 9 июня 1912 г. Октябристы – Н.А.Хомяков (ноябрь 1907-март 1910),

А.И.Гучков (март 1910-март 1911),

М.В.Родзянко (март 1911-июнь 1912)

IV Дума 15 ноября 1912 г. - 1917 г. Октябрист М.В.Родзянко

Слайд 2. I Государственная дума:

Кадеты – 179 чел.

Национальные партии и группы – 63 чел.

Октябристы – 16 чел.

Беспартийные 105 чел.

Трудовики - 97 чел.

Социал-демократы – 18 чел.

Слайд 3. II Государственная дума

Социал-демократы 65 чел.; эсеры – 37 чел.; народные социалисты – 16 чел.; трудовики – 104 чел.; кадеты – 98 чел., октябристы и правые – 54 чел., национальные партии и группы – 76 чел.; беспартийные – 50 чел.; другие – 18 чел.

Слайд 4. III Государственная дума:

Монархисты - 147 чел.

Октябристы - 154 чел.

“Прогрессисты” - 28 чел.

Кадеты – 54 чел.

Национальные партии и группы – 26 чел.

Трудовики – 14 чел.

Социал – демократы – 19 чел.

Слайд 5. IV Государственная дума:

Правые – 64 чел.

Русские националисты и умеренно-правые – 88 чел.

Правые центристы (октябристы) – 99 чел.

Левые центристы:

Кадеты – 57 чел.

Прогрессисты – 47 чел.

Мусульманская группа – 6 чел.

Левые радикалы:

Трудовики – 14 чел.

Социал-демократы – 4 чел.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Слово учителя с показом слайдов.

3. Проведение игры – викторины “Государственная Дума – история и современность”.

4. Обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация.

Учитель. В 1906 г. В России было создано первое представительное учреждение – Государственная Дума. Это событие стало отправной точкой в развитии избирательного права, демократических институтов, политических партий, традиций отечественного парламентаризма.

Революция 1905 г. Имела незавершенный хаpaктер, она не смогла разрешить все проблемы, которые ее породили. Но тем не менее она заставила власть пойти на некоторые уступки (прил. 1 – отрывок из письма Николая II к матери окт. 1905 г.). Был несколько смягчен политический режим. Трудящиеся получили право создавать массовые самодеятельные организации: профсоюзы, культурно-просветительские общества, кооперативы, страховые организации и т.д. Подданным Российской империи были дарованы некоторые, хотя и весьма ограниченные, демократические права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов. Был отменен циркуляр 1897 г. – об уголовном наказании стачечников, легализованы, с некоторыми оговорками, экономические забастовки, ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания, в том числе телесные наказания. И, наконец, был решен вопрос о создании первого представительного в России органа власти – Государственной думы.

18 апреля 1905 г. Николай был вынужден подписать рескрипт, в котором обещал привлечь избранных представителей народа “к участию в предварительной разработке и обсуждению законодательных предположений”. Разработка законопроекта об учреждении Думы и положений о выборах в нее была поручена Министерству внутренних дел, которое после отставки П.Д.Святополк-Мирского возглавил А.Г.Булыгин. Даже с первого прочтения опубликованного проекта становилось понятно, что он не соответствует уровню политического ожидания общества. Дума наделялась лишь законосовещательными функциями. Подавляющее большинство населения было лишено избирательных прав. Осенние революционные события сорвали выборы в этот орган и заставили власть предложить более радикальный вариант.

17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, в котором “даровал” населению гражданские права и свободы и Думу, наделенную законодательными полномочиями. Был издан указ, регламентирующий выборы в Государственную думу. Все население страны делилось на 4 избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. Не были они и равными: каждое сословие имело свои нормы представительства: один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямыми: для крестьян- четырехстепенные, рабочих - трехстепенные, для буржуазии и помещиков – двухступенные. Члeны Государственной думы избирались на 5 лет. Император сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, армией и флотом. Он мог издавать в перерывах между сессиями Думы законы и распускать Думу до истечения срока ее полномочий.

27 апреля 1906 г. В присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной думы. Наиболее крупными фpaкциями в ней были кадетская и крестьянская (“трудовики”). Большевики и эсеры бойкотировали выборы. Крестьяне, которые не получили помещичьей земли от царя, пришли за ней в Думу и были готовы поддержать любые политические силы, обещавшие им быстрее достичь желаемой цели. Аграрный вопрос занял центральное место в думской деятельности. Фpaкция трудовиков выступила с законопроектом, в котором потребовала отчуждения помещичьих и прочих частновладельческих земель, превышавших “трудовые нормы”, создания “общенародного земельного фонда” и введения уравнительного землепользования. В процессе обсуждения часть трудовиков выдвинула еще более радикальный проект: немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее вместе с недрами и водами общей собственностью всего населения России. Правительство обвинило Думу в революционных замыслах, и 9 июля 1906 г. Царским манифестом I Дума была распущена.

20 февраля 1907 г. Начала работу II Государственная дума. По своему составу она оказалась еще более левой, так как в выборах приняли участие и революционные партии – социал-демократы и эсеры. Дума отказалась обсуждать, а тем более утверждать указ Столыпина от 9 ноября 1906 г., хотя правительство уже активно претворяло его в жизнь. Депутаты занялись собственным законотворчеством. В правительстве созрело решение разогнать Думу и одновременно опубликовать новый избирательный закон, не допускающий к депутатским мaндатам нежелательных для властей элементов. Это решение противоречило основным законам, гласившим, что изменить избирательный закон можно только с согласия Думы.

3 июня 1907 г. Был издан царский манифест о роспуске II Думы и об изменении Положения о выборах. Это событие вошло в историю под названием третьеиюньского государственного переворота.

Избирательный закон от 3 июня 1907 г. Коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии, теперь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих, были ограничены права нерусских народов.

III Государственная дума, депутаты которой избирались по новому закону, собралась на первое заседание 1 ноября 1907 г. Наибольшее представительство в ней имели октябристы и монархисты. Эсеры выборы бойкотировали. Тем самым правительство смогло представить аграрный законопроект на утверждение.

В 1912 г. завершила свою деятельность III Государственная дума, 15 ноября 1912 г. открылась IV Дума. По своим настроениям IV Дума была более оппозиционной. Лидер кадетов П.Н.Милюков строил планы создания в Думе “прогрессивного блока” из депутатов, приверженных умеренным реформам, для оказания давления на правительство. Началом парламентской атаки на власть стала знаменитая речь Милюкова 1 ноября 1916 г. Резко критикуя официальную военную и хозяйственную политику (прил. 2 – речь Милюкова). С не менее эффективными разоблачительными речами выступили националист В.В.Шульгин и монархист В.М.Пуришкевич.

16 декабря 1916 г. Дума была распущена и только 14 февраля 1917 г. в канун февральского отречения Николая II возобновилась ее деятельность. 25 февраля 1917 г. Была вновь распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. IV Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме “частных совещаний”. 6 октября 1917 г. Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

18 декабря 1917 г. одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной думы.

В 90-е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы. Выборы в Государственную думу проходили в 1993 г., 1995 г., 1999 г. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть – впервые в России – по партийным спискам. С 1995 г. Дума избирается на 4 года. По Конституции Дума утверждает Председателя Правительства, утверждает федеральный бюджет, но главным в ее деятельности является разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов. В Думе работают 450 депутатов. 225 депутатов избираются по округам, 225 – по партийным спискам.

3. Для проведения викторины разделить класс на группы, каждой предложить вопросы. В течении 15 минут группы должны подготовить развернутый ответ используя учебник, хрестоматии, Конституцию РФ.

Вопросы игры-викторины

1. Сколько Государственных дум было в России? Сколько из них проработали полный срок?

2. Где проходили заседания дореволюционной Думы?

3. Чем отличалось избирательное право эпохи “буржуазного” парламентаризма от современного избирательного права?

4. В какой Думе, дореволюционной или современной, было больше депутатов?

5. Почему Государственную думу Федерального Собрания РФ называют нижней палатой парламента России?

6. В каких случаях обе палаты Федерального Собрания РФ собираются вместе?

7. Есть ли фpaкции Государственной думы Федерального Собрания РФ, которые работали на протяжении всех 4-х созывов?

8. Какие решения не может принять Президент РФ без согласия Государственной думы?

9. Может ли Государственная дума Федерального Собрания РФ лишить Президента власти?

В качестве домашнего задания учащимся можно предложить следующий вопрос: Вы – депутат Государственной думы, избранный в вашем округе. Внесите на рассмотрение Государственной думы законопроект или изменения в действующий закон, которые на ваш взгляд, кажутся вам наиболее отвечающими интересам граждан России. Дайте развернутое обоснование вашей точки зрения.

Приложение 1

“Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь… Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это стоило бы потоков крови и, в конце концов привело бы к теперешнему положению, т.е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществляться бы. Другой путь - предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенность личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это, в сущности, и есть конституция... Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и, в конце концов, случилось неизбежное. Тем не менее, по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же”.

Приложение 2

Речь П.Н.Милюкова, произнесенная на заседании Государственной думы. 1 ноября 1916 г.

Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе… Когда вы целый год ждете выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у нас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге и таким образом вы еще раз упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, - как вы назовете это: глупостью или изменой?.. Когда, со все большей настойчивостью Дума напоминает, что надо организовать тыл для успешной борьбы, а власть продолжает твердить, что организовать страну значит организовать революцию и сознательно предпочитать хаос и дезорганизацию – что это: глупость или измена?.. Мало того … когда намерено вызываются волнения и вспышки путем провокации, и притом знают, что это может служить мотивом для прекращения войны, -что это делается сознательно или бессознательно?

… И поэтому… во имя миллионов жертв и потоков пролитой крови, во имя достижения наших национальных интересов… мы будем бороться пока не добьемся той настоящей ответственности правительства, которая определяется следующими признаками: согласие и готовность члeнами кабинета выполнить программу большинства Государственной думы, Кабинет, не удовлетворяющий этим признакам, не заслуживает доверия Государственной думы и должен уйти.




Урок истории по теме: "Николаевская эпоха – реакция или реформы". 8-й класс


    Урок истории по теме: "Николаевская эпоха – реакция или реформы". 8-й класс

      В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....

19 01 2022 2:24:38

Советский Союз во Второй мировой войне 1939–1945 гг.


    Советский Союз во Второй мировой войне 1939–1945 гг.

      Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому. ...

18 01 2022 22:35:28

Модельные задачи по истории как средство формирования и оценивания образовательных достижений учащихся в процессе реализации требований ФГОС ООО


    Модельные задачи по истории как средство формирования и оценивания образовательных достижений учащихся в процессе реализации требований ФГОС ООО

      Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....

17 01 2022 16:13:41

Внеклассное мероприятие "Дорога жизни"


    Внеклассное мероприятие "Дорога жизни"

      Внеклассное мероприятие содержит познавательный исторический материал.Учащиеся учатся применять комбинированные знания в области математики и краеведения. Мероприятие проводится для повышения интереса учащихся к учёбе. Решая задачи по математике, дети погружаются в историю блокадного Ленинграда, а сухие цифры и задачи приобретают живое звучание. Задания представлены разного уровня, преподносятся кратко и доступно....

16 01 2022 0:59:32

КВН "Древняя Греция" в 5-м классе


    КВН "Древняя Греция" в 5-м классе

      КВН является заключительным звеном в цепи уроков по теме «Древняя Греция». Целью игры являются: привитие интереса к предмету; углубление и расширение материала по предмету; подведение итогов, обобщение изученного материала; развитие толерантности, состязательности, умения показать свои способности, умения держаться на сцене....

15 01 2022 17:39:56

Образовательная программа "История развития культуры Москвы"


    Образовательная программа "История развития культуры Москвы"

      Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....

14 01 2022 16:38:42

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"


    Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

      Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

13 01 2022 12:24:28

Литературная гостиная на тему "Блокадные дни Ленинграда"


    Литературная гостиная на тему "Блокадные дни Ленинграда"

      При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....

12 01 2022 16:30:29

Появление казачества на Дону


    Появление казачества на Дону

      Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....

11 01 2022 14:40:57

Урок-исследование по истории России в 8-м классе.


    Урок-исследование по истории России в 8-м классе.

      Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....

10 01 2022 8:50:31

Урок по истории Древнего мира в 5-м классе "Древняя Спарта"


    Урок по истории Древнего мира в 5-м классе "Древняя Спарта"

      Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....

09 01 2022 7:51:24

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 01 2022 10:53:11

Урок истории по теме "Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII–XVIII вв."


    Урок истории по теме "Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII–XVIII вв."

      При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник "История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....

07 01 2022 17:31:54

Тема урока "Фашизация Италии. Бенито Муссолини". 10-й класс


    Тема урока "Фашизация Италии. Бенито Муссолини". 10-й класс

      Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....

06 01 2022 6:48:14

Интегрированный урок (история + музыка) по теме: "Золотой век русской культуры"


    Интегрированный урок (история + музыка) по теме: "Золотой век русской культуры"

      Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм. ...

05 01 2022 19:17:55

Урок истории в 8-м классе по теме "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"


    Урок истории в 8-м классе по теме "Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов"

      Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...

04 01 2022 1:51:31

Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс


    Внеклассное мероприятие "Ижевск – мой город родной". 5-й класс

      Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....

03 01 2022 16:36:17

Начало монголо-татарского вторжения


    Начало монголо-татарского вторжения

      Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....

02 01 2022 23:59:29

Политические режимы и проблемы свободы личности


    Политические режимы и проблемы свободы личности

      Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования. ...

01 01 2022 20:24:39

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира "Афинская демократия". 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира "Афинская демократия". 5-й класс

      Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....

31 12 2021 4:34:46

Методическая разработка урока истории в 10-м классе. Тема: "Внутренняя политика Екатерины II"


    Методическая разработка урока истории в 10-м классе. Тема: "Внутренняя политика Екатерины II"

      Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе. ...

30 12 2021 1:14:56

Методическая разработка занятия археологического кружка: "Наскальная живопись"


    Методическая разработка занятия археологического  кружка: "Наскальная живопись"

      Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....

29 12 2021 4:36:59

Электив "Школьникам о некоторых профессиях (профессия - учитель")


    Электив "Школьникам о некоторых профессиях (профессия - учитель")

      Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....

28 12 2021 16:58:58

"О, Русь моя!" Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й класс


    "О, Русь моя!" Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й класс

      Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....

27 12 2021 17:23:28

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

26 12 2021 8:51:40

Историко-литературная музыкальная композиция "Славные сыны Земли русской"


    Историко-литературная музыкальная композиция "Славные сыны Земли русской"

      Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....

25 12 2021 15:27:41

Советское государство в 1920-х гг.: образование СССР


    Советское государство в 1920-х гг.: образование СССР

      Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....

24 12 2021 0:43:54

Грани культуры

Проект направлен на формирование у студентов духовно-нравственной культуры, толерантности, инициативы и самостоятельности, призван развивать творческие способности студентов и интерес к творческой деятельности. Материалы данной разработки могут быть использованы на внеклассных мероприятия и уроках, посвященных воспитанию, культуре, творчеству. В проекте участвуют студенты разных групп и преподаватели разных дисциплин....

23 12 2021 13:28:33

Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"


    Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"

      Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...

22 12 2021 17:14:46

Бинарный урок литературы и истории по теме "Через учение счастлив будь…"


    Бинарный урок литературы и истории по теме "Через учение счастлив будь…"

      Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М.В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, МХК, искусствоведения....

21 12 2021 17:27:58

Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"


    Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"

      Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....

20 12 2021 7:51:57

Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"


    Урок истории России. 6-й класс. "Московская Русь как единое централизованное государство в конце XV - начале XVI века"

      Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока " Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...

19 12 2021 23:32:30

Проблемно-диалоговая технология на уроках истории и обществознания


    Проблемно-диалоговая технология на уроках истории и обществознания

      Уроки по проблемной технологии развивают у учащихся умение формулировать учебные цели, принимать решение в необычной ситуации, планировать, анализировать, рефлексировать, оценивать свою деятельность, ставить вопросы к фактам и явлениям, оценивать начальные данные и результат, работать в группе, искать и находить компромиссы; формируют у учащихся толерантность, способность к самоопределению, самореализации....

18 12 2021 23:29:51

Урок "Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы"


    Урок "Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы"

      На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....

17 12 2021 19:51:55

Использование приёма персонификации для формирования исторической эмпатии: из опыта работы


    Использование приёма персонификации для формирования исторической эмпатии: из опыта работы

      Используя прием персонификации на уроках истории, учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. В статье представлен пример такого урока. ...

16 12 2021 23:39:44

Мультимедийная презентация на уроках истории


    Мультимедийная презентация на уроках истории

      Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....

15 12 2021 20:59:57

Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности


    Россия на рубеже веков люди и события в рамках 1125-летия Российской государственности

      Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....

14 12 2021 13:14:43

Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций


    Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций

      В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников....

13 12 2021 3:23:25

Внеурочная деятельность по английскому языку. Патриотическое воспитание обучающихся 5–6-х классов МсСВУ в урочное и внеурочное время


    Внеурочная деятельность по английскому языку. Патриотическое воспитание обучающихся 5–6-х классов МсСВУ в урочное и внеурочное время

      Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....

12 12 2021 5:25:55

Итогово-обобщающий урок-викторина в 11-м классе по теме "Россия в начале XX века"


    Итогово-обобщающий урок-викторина в 11-м классе по теме "Россия в начале XX века"

      Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....

11 12 2021 7:37:50

История России в стихах


    История России в стихах

      Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

10 12 2021 19:16:16

Урок истории по теме "Казанская губерния в начале XX века: общественно-политическая жизнь и национальное движение"


    Урок истории по теме "Казанская губерния в начале XX века: общественно-политическая жизнь и национальное движение"

      Урок призван охаpaктеризовать общественно-политическое развитие Казанской губернии в начале XX века, выявить общие черты и отличия политических сил России и Казанской губернии, проанализировать деятельность мусульманской фpaкции и депутатов в Государственной думе. Даются дополнительные сведения по истории Казанской губернии в начале XX века. Урок помогает активизировать гражданскую позицию, привлекает внимание к важным политическим событиям родного края....

09 12 2021 17:49:45

Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"


    Урок в 7-м классе по теме "Петр I и его время"

      Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....

08 12 2021 2:59:21

"Первобытность. Жизнь первобытных людей"


    "Первобытность. Жизнь первобытных людей"

      Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу «Жизнь первобытных людей». ...

07 12 2021 6:49:27

Открытый урок в 7-м классе "Начало Смутного времени"


    Открытый урок в 7-м классе "Начало Смутного времени"

      Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и хаpaктера восстания И.Болотникова. ...

06 12 2021 5:29:46

Методическая разработка урока "Екатерина II: исторический портрет"


    Методическая разработка урока "Екатерина II: исторический портрет"

      Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности. ...

05 12 2021 9:34:21

Разработка урока "Средневековые рыцари", 6-й класс


    Разработка урока "Средневековые рыцари", 6-й класс

      Урок по теме "Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого хаpaктера, с учебником....

04 12 2021 10:45:55

Страны Латинской Америки на современном этапе


    Страны Латинской Америки на современном этапе

      Для активизации процесса познания, повышения интереса учащихся к историческому материалу на уроках истории используются разнообразные методические приёмы: работа с историческим текстом, дискуссия, мини-лекция, работа в группах, экспресс-опрос, работа с таблицей, составление развёрнутого и ситуативного плана, синквейна, проблемные задания, игра, таблицы. ...

03 12 2021 8:32:21

Урок-презентация по истории России "Культура Серебряного века"


    Урок-презентация по истории России "Культура Серебряного века"

      Представленный урок был проведен в 11 классе, рассчитан на 2 часа. Цель урока - проанализировать основные достижения художественной культуры конца XIX - начала XX века. ...

02 12 2021 0:23:45

Методические рекомендации по теме "Проблема возможности превентивного удара СССР по Германии летом 1941 г."


    Методические рекомендации по теме "Проблема возможности превентивного удара СССР по Германии летом 1941 г."

      Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940–1941 гг....

01 12 2021 8:47:32

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::