Урок изучения нового материала "Опричнина Ивана Грозного". 10-й класс
Цели и задачи урока: развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах развитии и последствиях, формирование ценностных суждений.
Оборудование: раздаточный материал (проблемные вопросы и источники по теме, компьютер, мультимедийный проектор.
Проблемные вопросы:
- Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?
- Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?».
Мнения русских историков:
- Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием. (Н. Павлов-Сильванский, С. Платонов).
- Прогресс в утверждении государственных начал над родовыми. (С.Соловьев)
- Террор – необходимое условие самодержавия. (Д. Альшиц)
- Деспотизм и насилие в отношении всех слоев населения. (С.Веселовский, А.Зимин).
- Борьба удельного и централизованного порядков. (В.Кобрин)
- Следствие душевной болезни Ивана IV (Н.Карамзин)
- Гипертрофированная централизация государственной власти. (В.Ключевский)
Ход урока
В начале урока учащимся демонстрируются кадры из фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный». (видеосюжет. Личность Грозного)
- На прошлом уроке, мы с вами рассмотрели личность Ивана IV, некоторые моменты его внутренней и внешней политики, а сегодня подробнее остановимся на одном из явлений время правления Грозного, которое вошло в историю под названием «опричнина».
ВИДЕО
- Что нам надо выяснить, чтобы ответить на эти вопросы?
Ответы учащихся.
План урока.
- Причины и цели опричнины.
- Развитие опричнины.
- Итоги опричнины.
I.
- В течение урока вы будете делать записи на листе, которой имеет 2 проблемных вопроса:
1) Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?
2) Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?».
Лист поделен на две части: в первой вы будете записывать факты и аргументы для ответа на первый вопрос; во второй – факты и аргументы для ответа на второй вопрос).
В конце урока мы вернемся к этим вопросам, поэтому будьте внимательны в течение всего урока.
- Что означает слово опричнина?
Ответы учащихся.
На экране: Опричнина – (от слова «опричь» – кроме) – особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением
1 ученик «Поворот к опричнине».
- Теперь, исходя из документа 1 и сообщения, определите, какие цели преследовал Иван Грозный, учреждая опричнину.
Ответы учащихся.
Запись в тетрадь: (на экране)
Цели опричнины:
- стремление царя к единовластию
- сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.
- ликвидация остатков феодальной раздробленности
- Исходя из целей опричнины, выясните ее причины.
Ответы учащихся.
Запись в тетрадь: (на экране)
Причины опричнины:
- противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати
- неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)
II.
С каким событием связано начало опричнины?
1. ВИДЕО
2. Ученик 2. Учреждение опричнины (1565)
3. документ 2
- Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины?
Документ 2.
Ответы учащихся.
(Вся территория государства Российского была разделена на две части: опричнину и земщину. Разделяя земли, царь хотел изобразить себя изгнанником, скитальцем. Фактически в лице опричнины царь создал карательную организацию, наложив руку на важнейшие политические центры страны).
- А что такое террор?
Ответы учащихся.
(Террор – это насилие вплоть до физического уничтожения по отношению к политическим противникам).
Ученик 3. Опричный террор и отмена опричнины.
- Против кого был направлен опричный террор?
Ответы учащихся.
(Против бояр, духовенства, городов. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян).
III.
- К чему могла привести такая политика Ивана Грозного?
Работа с документом 3.
- Каковы, на ваш взгляд, были последствия опричнины?
Ответы учащихся.
(Разрознена экономика страны (обезлюдение страны, хозяйственный кризис, гибель людей, голод). Опричнина ослабила военную мощь Руси, учреждение опричнины вызвало недовольство населения политикой царя).
Запись в тетради:
Последствия опричнины.
- Историки имеют разные точки зрения о сущности опричнины. Прочитайте внимательно, что они думают об этом явлении. Какой точки зрения придерживаетесь вы? Свой ответ обоснуйте.
Раздаточный материал «Сущность опричнины».
IV. Закрепление.
- Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.
Ответы учащихся.
вопрос 1 | вопрос 2 |
1. Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.
2. Иван Грозный стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия. 3. Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства. 4. Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных «в рабство». |
1. Иван Грозный выступал как заступник крестьян (призывал оборонять крестьян от недругов – Крымского, Литовского, Немецкого князей).
2. Крестьяне не были политическими противниками Ивана Грозного. 3. Гнева и опалы на православное крестьянство не имел. 4. Иван Грозный делал угодное себе, а не народу, для этого использовал противоречие «имущих и неимущих». Царь не шел против народа, дабы не остаться одному. |
Рефлексия.
- Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
- Какое значение для вас имеет изучение данной темы?
V. Домашнее задание.
– Представьте себя в роли сценариста фильма об Иване Грозном.
Презентация (в архиве совместно с включенными видеофрагментами)
Текстовые приложения.
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
03 10 2023 2:19:16
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
02 10 2023 9:20:39
Цель урока: выявить особенности ведения домашнего хозяйства....
01 10 2023 21:57:50
На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....
30 09 2023 17:14:42
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
29 09 2023 21:10:21
Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....
28 09 2023 18:32:44
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения.
...
27 09 2023 4:21:28
Концепция современного обучения подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся....
26 09 2023 1:25:45

Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....
25 09 2023 18:20:28
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
24 09 2023 17:50:37
В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию ФЗ, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к ФЗ, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие.
...
23 09 2023 4:27:53
Урок-презентация способствует формированию у учащихся навыков публичного общения, умению отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях, а также воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов. Используются компьютерные презентации учащихся, музыкальное сопровождение.
...
22 09 2023 3:28:40
Автор статьи знакомит учащихся с Египтом.
...
21 09 2023 10:44:57
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
20 09 2023 16:26:10
План-конспект может быть использован на уроках ОРКСЭ в 4-м классе, Истории России в 11-м классе, МХК. Урок включает в себя следующие разделы: Краткая история Храма Христа Спасителя; Методические приёмы проведения урока-презентации, подготовленного учащимися, и урока-экскурсии в Храм Христа Спасителя....
19 09 2023 16:39:41
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
18 09 2023 16:39:47
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
17 09 2023 20:59:11

Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....
16 09 2023 19:34:32
Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....
15 09 2023 9:57:56
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
14 09 2023 20:15:53
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов.
...
13 09 2023 19:38:41
Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....
12 09 2023 3:14:51
Оценка учебных достижений учеников является важной частью деятельности преподавателя. Задания для повторительно-обобщающих уроков, как и другие виды контроля, выполняют диагностическую, обучающую и развивающую функции. Задания разработаны по всем разделам курса и могут быть использованы для текущего, тематического и итогового контроля. Они включают вопросы разного уровня сложности, учитывают индивидуальные особенности учеников....
11 09 2023 17:15:39
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
10 09 2023 21:56:25
Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....
09 09 2023 9:54:12
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
08 09 2023 20:30:36
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
07 09 2023 18:45:38
Учащиеся на уроке должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность, уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов.
...
06 09 2023 6:48:44
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
05 09 2023 0:39:15
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
04 09 2023 21:38:40
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
03 09 2023 14:17:41
Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....
02 09 2023 3:57:34
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
01 09 2023 12:31:59
Урок проводится в виде объяснения нового материала, включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданным учителем. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп....
31 08 2023 3:51:13
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....
30 08 2023 16:58:34
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
29 08 2023 13:45:33
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
28 08 2023 23:39:46
Исследовательская работа по теме....
27 08 2023 21:59:22
Урок использует ИКТ, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....
26 08 2023 17:48:38

Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
25 08 2023 17:53:30
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории.
...
24 08 2023 13:23:37
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями.
...
23 08 2023 4:29:27
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
22 08 2023 19:31:36

Изучение региональной истории в школе обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и формирует гражданскую позицию и навыки. Раскрывает учащимся связи родного края с великой родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей, жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края....
21 08 2023 10:36:16
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности....
20 08 2023 18:14:58
Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории.
...
19 08 2023 9:55:16
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
18 08 2023 1:40:50
Урок предполагает тщательную предварительную подготовку. За две недели до занятия формируются проблемные группы, группа экспертов, краеведческая группа, группа по оборудованию урока. Вывешивается перечень вопросов для обсуждения, заранее с классом определяются проблемы, вывешивается список рекомендованной литературы. До урока проводится конкурс рефератов, докладов учащихся о Великой Отечественной войне, конкурс сочинений "Моя семья в годы Великой Отечественной войны". Краеведческая группа посещает совет ветеранов Великой Отечественной войны, участников Сталинградской и Курской битв, выпускает стенную газету "Они защищали Сталинград", "Участники Курской битвы", "Волгоград сегодня", приглашает на урок участника Сталинградской битвы.
...
17 08 2023 18:52:44
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии.
...
16 08 2023 5:12:57
С помощью курса реализуются задачи формирования умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом, как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому....
15 08 2023 0:24:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::