Древняя Русь
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Образовательная технология: развивающее обучение.
Использован креативный принцип –
Ищу – и нахожу,
Думаю – и узнаю,
Пробую – и делаю.
Поиск, творчество, самостоятельность.
Задачи урока:
- Мотивировать ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков;
- Формировать у учащихся систему знаний, умений, навыков;
- Развивать познавательную сферу (внимание, память, модальность –> (прием и переработка информации)
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся по истории Древнерусского Государства в IX – XI вв.
- Закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами.
Этапы урока:
I. Организационный момент
Настрой на успешную работу, цели и задачи урока.
Дети самостоятельно выводят учебную задачу.
Ключевая фраза:
Составим КЛАСТЕР – это графический способ организации учебного материала (слова, выражения, простые предложения – ассоциации к теме и т.д.)
Учащиеся должны проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении темы
Записываем солва, которые приходят на ум по данной теме:
- 882 г.
- русы
- 988 г.
- Киевская Русь
- Правда Ярослава
- реформы Олега
- походы Святослава
- народность
- культура
- путь из «воряг в греки»
- вече
- великий князь
- поместники
- дружина и т. д.
– Задайте вопросы по теме этого кластера:
«Ли – вопросы»
«Какой (кто, какие) – вопросы»
«Сколько – вопросы»
«Что (как, почему) – вопросы»
– Дети, выведите нашу главную ЗАДАЧУ, исходя из того, что у нас урок повторения, дана тема и мы озвучили вопросы к кластеру.
II Этап. Экспресс-опрос
– Что такое государство? (Организация
управления обществом, людьми, которые проживают
на какой – то определенной территории.)
– Какого князя можно считать создателем
Древнерусского государства? Почему? (Собрав
большое войско Князь Олег (882 г.) объединил два
главных центра (север и юг) Киев и Новгород,
подчинив себе полян, древлян, северян,
разгромил хазар.)
– Почему древнерусское государство можно
назвать монархией? (Князь – великий Киевский,
сосредоточил всю полноту власти в своих руках
(издавал законы, высший судья, главный защитник
государства – Ярослав Мудрый)
– Что было общего в деятельности первых
русских князей? (Распространяли свою власть на
все восточнославянские племена; поддерживали
торговые связи)
– Какие изменения внесла в управление
Древнерусским Государством Княгиня Ольга? (Реформа
––> уроки ––> погосты)
– Перечислите категории или слои
Древнерусского общества.
- Правящая верхушка – «старшая дружина» – бояре
- Высший слой – местные князья, купцы, духовенство
- Основная часть заселения – свободные земледельцы
- Зависимое население:
- смерды
- закупы
- рядовичи
- Бесправные paбы
- холопы (челядь)
III Этап. Проверка домашнего задания
СИНКВЕЙН – французское слово означает «пять», пятистрочная строфа (свободное творческое размышление)
Правило составления.
1-я строка (существительное) – термин, понятие,
имя, фамилия.
2-я строка (два прилагательных) – определения
предмета темы.
3-я строка (три глагола) – определяющие
деятельность, функции, «героя» синквейна.
4-я строка (предложение из 4-х слов), раскрывающих
смысл главного слова синквейна.
5-я строка (существительное или одно слово)
определяющее эмоцию автора по отношению к
главному слову синквейна.
Например:
- Миклухо-Маклай
- Человеколюбивый, справедливый
- Наблюдал, измерял, анализировал
- Доказал равенство разных рас
- Верно! (может быть) – путешественник.
Мини-сочинение
Эльфхен «эльф» – 11 немецкая технология (11 слов, 11 предложений).
Эльфхен – конструирование фраз по начальным буквам слова (фраза должна выражать смысл темы)
Государство
Г – Год 882 – год образования
Древнерусского Государства
О – Олег первый Киевский Великий князь
С – Святая, равноапостольная княгиня
Ольга первой провела государственную
реформу
У – Установив точный размер и место
сбора дани
Д – Древляне были жестоко наказаны за
cмepть князя Игоря
А – А сын Ольги – Святослав вошел в
историю, как храбрый князь – воин
Р – Русь приняла православие в 988 г. при
князе Владимире
С – Святой, Красно-солнышко, так
называли Владимира простые люди
Т – Только при Ярославе Мудром наступил
расцвет древнерусского государства
В – Во время княжения Ярослава
сложилась древнерусская народность
О – Общество стало говорить на едином
древнерусском языке
IV Этап. Цифровой диктант
«Да» – 1, «нет» – 0
Я утверждаю, что …
1). Новгород князь Олег объявил «матерью городов русских » | 0 |
2). Вторым лицом после князя был воевода | 1 |
3). Святослав не нападал на врагов не готовых к бою, а посылал гонцов с предупреждением: «Иду на Вы» | 1 |
4). Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси письменного свода законов | 1 |
5). Путь из «варяг в греки» это торговый путь из Балтийского в Азовское море | 0 |
Ответ: 01110
Буквенный диктант
I вариант.
- Глава местного управления, назначенный центральной властью (НАМЕСТНИК)
- Натуральный или денежный побор с покоренных народов (ДАНЬ)
- Объединения воинов, которые служили князю и сделали войну своей профессией (ДРУЖИНА)
- Первый Великий Киевский князь (ОЛЕГ)
- Восточнославянское племя жестоко расправившиеся с князем Игорем (ДРЕВЛЯНЕ)
- Старший дружинник, крупный землевладелец (БОЯРИН)
- Размер дани (УРОКИ)
- Имя князя, всю жизнь проведенного в походах, предупреждавшего врагов: – «Иду на Вы» (СВЯТОСЛАВ)
- Место сбора дани (ПОГОСТЫ)
- Древнее название нашего государства (РУСЬ)
Ответ: НАРОДНОСТЬ
–Дайте определение термина народность. (Народность – единство жителей XI в, связанных общим языком, верованиями, образом жизни.)
II вариант.
- Важное изменение в жизни людей (РЕФОРМА)
- Точный размер дани (УРОКИ)
- Киевский князь правивший (с 957 по 972 гг) (СВЯТОСЛАВ)
- Место сбора дани (ПОГОСТЫ)
Ответ: РУСЫ
– Дайте определение термина русы. (Русы – это часть норманов осевшие в землях восточных славян)
V Этап. Видеофрагмент
Ответить на вопросы после просмотра.
– Какую роль играли воины в жизни жителей
Древней Руси?
– С какими государствами и народами воевала
Древняя Русь?
VI Этап. Работа с документом.
Чтение, анализ, комментарии, ответы на вопросы.
– Дайте хаpaктеристику воинскому искусству Древней Руси.
VII Этап. Сформулируй вывод
1) В IX – XI в происходило становление
Древнерусского государства М_ _ _ _ _
_ И, объединившей племена восточных славян и
их соседей под властью одной княжеской Д _ _ _ _
_ _ И
2) В процессе укрепления государства происходит
складывание древнерусской Н _ _ _ _ _ _ _ _ И
3) Формирование государства и принятие Х _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ А благотворно сказалось на быте и
правах восточных славян.
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
28 03 2024 18:34:15
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
27 03 2024 18:26:14
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
26 03 2024 16:57:40
Разработка урока по истории для 9-го класса. Хаpaктер материала урока способствует не только повторению, закреплению пройденного материала, но и более активному его усвоению, так как в процессе урока акцент делается на визуальное и слуховое восприятие информации личностью. Активизируется индивидуальная и групповая работа учащихся. ...
25 03 2024 4:50:25
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
24 03 2024 9:53:43
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
23 03 2024 13:34:38
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
22 03 2024 17:53:52
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
21 03 2024 13:35:57
Представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по истории средневекового рыцарства и помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья....
20 03 2024 22:52:15
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
19 03 2024 9:21:48
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
18 03 2024 20:35:25
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
17 03 2024 2:55:37
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
16 03 2024 22:43:43
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
15 03 2024 10:26:30
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
14 03 2024 8:41:50
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
13 03 2024 13:20:20
Цель игры: формирование гражданственности для становления ценностей, развивающих цивилизованное общество, справедливость, демократию, уважение закона, успешную социализациюи интеграции в социум....
12 03 2024 8:53:13
Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают пpaктические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства. ...
11 03 2024 15:57:35
Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля. ...
10 03 2024 4:10:13
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
09 03 2024 10:49:56
Данная разработка урока поможет учителю, преподающему в 5-м классе, провести насыщенный, эмоциональный урок, используя индийскую музыку, танец, благовония. Учащиеся не только знакомятся с важнейшими страницами истории Древней Индии, но и получают представление о мировой религии - буддизме, что способствует формированию гуманистических начал личности. ...
08 03 2024 22:34:55
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
07 03 2024 22:57:50
Изучая жизнь учителя М.М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны. ...
06 03 2024 7:22:20
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения. ...
05 03 2024 18:17:49
Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....
04 03 2024 7:31:31
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
03 03 2024 6:37:25
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля. В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века. Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
02 03 2024 21:31:36
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
01 03 2024 3:51:20
Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....
29 02 2024 6:42:25
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
28 02 2024 5:59:56
Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме "Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....
27 02 2024 18:22:33
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
26 02 2024 10:12:29
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...
25 02 2024 22:34:38
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
24 02 2024 2:18:13
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны. ...
23 02 2024 2:24:21
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
22 02 2024 15:57:59
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
21 02 2024 23:22:45
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
20 02 2024 15:26:16
Урок рассчитан на изучение в 11-м классе в рамках базового уровня. Представлен вариант организации урока на базе применения системно-деятельностного подхода и формирования у обучающихся УУД. Урок предполагает использование современных образовательных технологий и подготовку обучающихся к ЕГЭ....
19 02 2024 6:36:33
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
18 02 2024 7:57:45
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне. ...
17 02 2024 6:17:55
Традиционный урок с элементами ролевой игры из регионоведческого курса "Кубановедение" воспитывает у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков. На уроке дети узнают причины, основные события и результаты походов Святослава, а также учатся работать с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием. ...
16 02 2024 9:18:56
Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....
15 02 2024 3:21:24
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке. ...
14 02 2024 13:52:19
Представленная программа, охватывающая одну из наиболее актуальных задач - проблему воспитания активной жизненной позиции рассчитана на младших школьников 3–5-х классов и предполагает 8 увлекательных занятий. Вместе со сказочными героями из полюбившихся русских народных сказок ребята попадут в невиданную им страну "невыберайка" и придут к выводу о необходимости законов государства, о правах каждого гражданина, смогут научиться делать правильный выбор и даже поучаствовать в выборах президента....
13 02 2024 1:29:47
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
12 02 2024 20:41:23
Внеклассное мероприятие с привлечением представителей общественности раскрывает учащимся понятие «малая родина», знакомит с историей родного края, формирует чувство патриотизма. Включение исследовательской работы учащихся по изучению родного края расширяет внеклассную работу, а исполнение частушек и гимна Данков развивает чувство гордости за уголок края, где ты родился, вырос и учишься....
11 02 2024 23:18:33
Цель урока: знакомство учащихся с ростом торговли в средние века; заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте; воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание....
10 02 2024 16:48:55
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
09 02 2024 20:35:39
Итоговый урок по разделу «Московская Русь» для учащихся 10-го класса. Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, самостоятельная работа в группах с историческими документами. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Для лучшего восприятия материала программа сопровождается слайдами PowerPoint. ...
08 02 2024 8:22:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::