Обобщающий урок по теме "Народы Азии, Америки и Африки в средние века"
Цель: формирование интереса учащихся к истории народов Азии, Америки, Африки и их роли в истории развития человечества.
Задачи:
- систематизировать, обобщить, закрепить знания учащихся по теме;
- развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, строить рассказ;
- продолжить формирование умений работать с исторической картой, формулировать выводы;
- способствовать повышению у учащихся интереса и уважения к истории других стран и народов.
Тип урока: закрепление знаний и умений учащихся.
Оборудование: Агибалова Е. В., Донской Г. М. «История Средних веков», компьютер, мультимедийный проектор, карта «Индия и Китай в Средние века».
План урока:
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя. Объявление целей урока и правил игры.
- Проведение игры
- 1 тур. Кто больше?
- 2 тур. Угадайка.
- 3 тур. Наведи порядок.
- 4 тур Конкурс знатоков архитектуры.
- 5 тур. Верите ли вы, что…
- 6 тур. Черный ящик
- Подведение итогов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Мы закончили изучение истории Средних веков и последнего её раздела - «Народы Азии, Америки и Африки в Средние века». Средние века вместили в себя события человеческой истории с V по ХV век. Это время было наполнено бурными событиями: рождением и гибелью империй, походами завоевателей и народными восстаниями, рождением новых религий и учений.
На этом уроке мы повторим материал по одному разделу «Народы Азии, Америки и Африки в Средние века», закрепим знания исторических понятий, хронологию событий, вспомним, что дали эти народы миру.
Приступаем к конкурсу. Класс мы разделим на две комaнды. Каждая комaнда выбирает себе капитана.
Первый конкурс называется «Кто больше». В течение 2 минут каждая комaнда должна ответить как можно на большее число вопросов. Если ответ неизвестен, капитан говорит: «Дальше». Жюри подсчитывает количество набранных баллов.
- Профессиональные воины в Японии. (Самураи.)
- Узелковое письмо инков. (Кипу.)
- Столица государства Тимура. (Самарканд.)
- Буддийские многоярусные храмы. (Пагоды.)
- Титул правителей государства у монголов. (Хан.)
- Различные группы людей в Индии, объединенные общностью происхождения, занятий, прав и обязанностей. (Касты.)
- Религия, возникшая в Древней Индии. (Буддизм.)
- Столица державы инков. (Куско.)
- Народ доколумбовой Америки, проживающий в Андах. (Инки.)
- Древнейшее государство Западного Судана. (Гана.)
- Князья, правители государств в Индии. (Раджи.)
- Основатель монгольской державы. (Чингисхан.)
- Традиционная система взглядов, распространенная в Китае. (Конфуцианство.)
- Наименование повелителя Китая. (Сын Неба.)
- Религия, в VII – VIII вв пришедшая на смену буддизму в Индии. (Индуизм.)
- Христианское государство в Африке. (Аксум, Эфиопия.)
- Большие группы индийского общества, из которых позднее образовались касты. (Варны.)
- Народ доколумбовой Америки, населяющий часть территории современной Мексики. (Ацтеки.)
- Служители древней религии в Индии, принадлежавшие к высшему слою индийского общества. (Брахманы.)
- Государство в Африке, одним из правителей которого был Али Бер. (Сонгаи.)
II. Угадай-ка, к истории каких стран и народов относятся эти выражения:
«Сыны Солнца» (кровные родственники Инки, занимали высшие должности в государстве).
Восстание красных повязок (в 1368 году в Китае началось восстание против монголов. В этом году Китай добился независимости).
Орлы и ягуары (рядовые воины ацтеков, которые своим мужеством на войне могли заслужит доступ в ряды знати).
Сын Неба (император Китая с неограниченной властью).
Черные вороны (кочевники с севера, которых власти Китая призвали для борьбы с восставшими крестьянами под руководством Хуан Чао).
«Горы и воды» (пейзажи – виды природы, китайцы называли «горы и воды»).
«Цветы и птицы» (изображение плодов, цветов, зверей, птиц Китай).
«Плавучие поля» (сплетенные из ветвей плоты, где укладывалась земля, поднятая со дна озера, у ацтеков).
III. Наведи порядок .
На красной карточке написаны даты, а на желтой - события. Необходимо найти событие, соответствующее данной дате.
874 |
Паломничество Канку Муссы в Мекку |
884 |
Начало крестьянского восстания под руководством Хуан Чао |
960 |
Поход войск Чингисхана на Северный Китай |
1206 |
Поражение восстания под руководством Хуан Чао |
1211 |
Утверждение в Китае династии Сун |
1324 |
Китай добился независимости в борьбе с монголами |
1368 |
Съезд представителей монгольских племен избрал правителем всех монголов Чингисхана |
1398 |
Укрепление государства Сонгаи в период правления Али Бера |
1464-1492 |
Вторжение войск Тимура на территорию Делийского султаната |
IV. Конкурс знатоков архитектурных сооружений.
Перед вами архитектурные сооружения разных народов и государств. Нужно назвать архитектурное сооружение и где оно находится.
- Великая Китайская стена (слайд 9, приложение 1)
- Обсерватория в Чичен-Ица (слайд 10, приложение 1)
- Храм Неба (слайд 11, приложение 1)
- Пирамида ацтеков (слайд 12, приложение 1)
- Пирамида в Чичен-Ица (слайд 13, приложение 1)
- Руины города Мачу-Пикчу (слайд 14, приложение 1)
V. Верите ли вы, что… Отвечать «да» или «нет»
- Народы майя жили на полуострове Юкатан? (да)
- Для детей кровных родственников верховного Инки были созданы особые школы? (да)
- У ацтеков не было письменности, они использовали узелковое письмо – кипу?
- В каждом городе-государстве майя был свой правитель? (да)
- Ацтеки жили на территории современной Мексики? (да)
- Все дети ацтеков получали в школах одинаковое образование? (нет)
- Столицей Перу – государства инков – был город Куско? (да)
- Основой счета у майя была десятка? (нет)
- Население страны инков должно было подчиниться строгому порядку: никто не мог уклониться от исполнения своих обязанностей? (да)
- Столицей ацтеков был город Теночтитлан? (да)
- Инки-земледельцы пахали при помощи плуга? (нет)
- В городе Чичен-Ица была построена обсерватория. Это каменное здание дошло до наших дней? (да)
VI. Черный ящик. Из какой страны эти предметы. (Все предметы вытаскиваются из ящика).
Шелковая ткань, бумага, шахматы, сахар, чай, компас, фарфор, стекло, хлопок.
VII. Подведение итогов. Выставление оценок.
Литература:
- Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков: учебник для 6 класса, М, просвещение, 2008.
- Арасланова О. В., Соловьев К. А. поурочные разработки по истории Средних веков, Москва, «Вако», 2007.
- Крючкова Е. А. Рабочая тетрадь к учебнику Е. А. агибаловой и Г. М. Донского «История Средних веков», М, Просвещение, 2009
- Кулагина Г. А. Сто игр по истории. Пособие для учителя. М, Просвещение, 1983.
- История. Внеклассные мероприятия 5-11 классы. Заочные путешествия и экскурсии, турниры любознательных и смекалистых, урок мужества, исторический вечер «в лицах», праздник русской культуры, «Круглый стол». Автор-составитель Н. В. Кузьмина. –Волгоград: Учитель, 2007.
Данный урок разработан в рамках сети повторительно-обобщающих уроков по истории России, интегрированных с разными предметными областями. Обязательным компонентом таких уроков является не просто обобщение пройденного материала, а развитие познавательных компетентностей обучающихся....
23 09 2023 11:48:51
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы.
...
22 09 2023 18:12:15
В ходе урока учащиеся на примере фрагментов текстов известных русских писателей и философов знакомятся с понятием и структурой «национального менталитета», с факторами, определяющими особенности национального менталитета, определяют их роль в формировании национального хаpaктера. Также школьники отpaбатывают умение анализировать стихотворения....
21 09 2023 1:59:33
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....
20 09 2023 16:30:22
Урок составлен для учащихся 11-го класса, использующих учебное пособие «Москва» при изучении элективного курса. В течение урока учащиеся определяют тему урока (исходя из полученной информации), комментируют наиболее интересные факты, подбирают дополнительный материал, выполняют грамматические и лексические упражнения, обсуждают наиболее яркие страницы истории Москвы....
19 09 2023 22:31:23
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
18 09 2023 23:48:55
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
17 09 2023 4:38:18
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
16 09 2023 4:20:54
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
15 09 2023 5:51:21
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
14 09 2023 2:38:22
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
13 09 2023 11:14:22
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи.
...
12 09 2023 22:25:35
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
11 09 2023 5:17:44

На уроке формируются и совершенствуются знания по теме "Русь во времена Владимира Святославича", развиваются учебные компетенции обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных технологий, воспитывается интерес и уважение к истории своего и других народов....
10 09 2023 15:43:58
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
09 09 2023 18:54:35
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации.
...
08 09 2023 17:11:55
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
07 09 2023 11:16:11
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока.
...
06 09 2023 20:52:24
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
05 09 2023 4:51:46
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе.
Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента.
Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
04 09 2023 2:56:58
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
03 09 2023 4:22:39
Тема нестандартного урока-КВН - "Олимпийские игры в древности".
На уроке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю раскрыть индивидуальные, способности ученика....
02 09 2023 17:38:45
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
01 09 2023 15:31:42
Интегрированное обучение подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным предметам на одном уроке, но и интегрирование различных технологий, методов, и форм обучения в пределах одного предмета и урока. Интегрированные уроки можно проводить в течение целого учебного дня с большим количеством приемов. Возможно проведение серии уроков по теме. Ведут уроки 2–3 педагога....
31 08 2023 22:20:13
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
30 08 2023 23:36:50
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
29 08 2023 4:33:28
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
28 08 2023 8:49:17
Урок истории в 5-м классе с использованием ИКТ в форме презентации проводится как урок изучения нового материала и включает элементы проблемного обучения. Он построен на основе современных дидактических принципов: целеполагания, деятельности, субъектности. Занятие позволяет формировать такие компетенции у учащихся, как информационная, коммуникативная, организационная.
...
27 08 2023 11:29:31
К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте.
Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск.
Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого комaндования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту.
...
26 08 2023 21:16:27
Урок позволяет разобраться в причинах и сущности дворцовых переворотов, отметить решающую роль гвардии. В ходе урока учащиеся проводят анализ принятых в период дворцовых переворотов указов и приходят к выводу, что внутренняя политика самодержавия в этот период отвечала интересам дворянства и отчасти купечества....
25 08 2023 9:13:15
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
24 08 2023 10:17:33
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
23 08 2023 14:21:38
Автор статьи разработала и провела урок истории в 5-м классе в форме ролевой игры, так как законы Хаммурапи являются наиболее ярким примером писаного права. Придерживаясь гендерного подхода в обучении, она учитывала то, что визуализация и интересное изложение материала, занимательность уроков истории увеличивают к ним интерес подростков, что позволяет им лучше усваивать учебный материал....
22 08 2023 13:52:51

Мероприятие посвящено 100-летию Отечественной войны 1812 года. Развивает у подрастающего поколения чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интерес к истории своей страны, формирует активную гражданскую позицию и национальное самосознание. Речь идет о тех, кто выстоял во время войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю, кому посвящены произведения литературы и изобразительного искусства....
21 08 2023 23:10:38
Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....
20 08 2023 21:11:43
Урок разработан для учащихся 8-го класса. Форма проведения: урок-турнир. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащимся предлагаются различные задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
19 08 2023 9:45:11
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности.
...
18 08 2023 15:40:16
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента.
...
17 08 2023 7:43:55
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
16 08 2023 14:20:22
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно.
...
15 08 2023 17:50:57
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
14 08 2023 13:18:38
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе".
...
13 08 2023 7:30:56
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
12 08 2023 9:33:36
Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления.
...
11 08 2023 9:17:16
Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации.
...
10 08 2023 2:56:36
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
09 08 2023 5:54:50
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
08 08 2023 11:17:50
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное прострaнcтво школы....
07 08 2023 2:47:48
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
06 08 2023 5:14:28
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
05 08 2023 0:49:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::