Сталинградская битва - героическая Волга. 9-й класс
Урок по истории в 9-м классе "Сталинградская битва – героическая Волга” разработан на основе учебной экскурсии по школьному музею “Волжской-Днепровской флотилий”, проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (защита ученических проектов) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. Участие в уроке ветеранов Волжской-Днепровской флотилий пробуждает у учащихся чувство сопереживания, уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной войны.
Эпиграф:
“Двести дней! Волга, ты задыхалась в огне,
И не стало тогда на войне нам земли на другой стороне”.
Цели урока:
- Учебные: рассмотреть основные направления удара немецко-фашистских войск летом 1942 года, уяснить суть происходившего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;
- Развивающие: Развивать умения учащихся заниматься поисковой деятельностью, использовать дополнительный материал, умение аналитически мыслить и делать выводы.
- Воспитательные: воспитание патриотизма, любви к Родине, гордости за героическое прошлое России.
Задачи: ярко и эмоционально рассказывать о событиях Сталинградской битвы.
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала, защита проектов
Оборудование:
- музейные экспонаты,
- проекты учащихся,
- музыкальные произведения,
- мультимедийный проектор,
- музыкальный центр.
Понятийный минимум: Коренной перелом, операция “Кольцо”.
Важные события:
- 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.
- 17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.
- 19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.
План урока
1. Организационный момент, вступительное слово преподавателя, сообщение темы, цели урока.
2. Поисково-исследовательский этап. Изучение нового материала. Работа экскурсионных групп
3. Постановка проблемного задания. Решение проблемного задания. Дискуссия
4. Защита учащимися проектов
5. Подведение итогов урока
6. Домашнее задании
Мещерякова Надежда Федоровна “Сталинградская битва” идентификатор 230-217-159
Ход урока
I. Организационный момент
Учащиеся приглашаются в школьный музей, встречаются с ветеранами Волжской-Днепровской флотилий
Учитель: 2010 год – особый, это юбилейный год грандиозной ПОБЕДЫ в страшной войне, унесшей миллионы жизней наших людей.
Победа в памяти тех людей, которых вы сейчас видите перед собой. Это люди старшего поколения, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны Волжской-Днепровской флотилий, члeны Совета ветеранов школьного музея – Иванова Вера Михайловна, Лошкарев Николай Егорович.
“Есть память, которой не будет конца”, вот почему мы сегодня обращаем свою память, слова благодарности к тем, кто отстоял нашу Родину.
Сегодня на уроке мужества мы перелистаем страницы истории Сталинградской битвы. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство стали священными для защитников Сталинграда.
Ученик: Солдатское письмо. “Шлю всем вам горячий привет с фронта. Бои, которые сейчас идут у стен нашего родного Сталинграда, будут такими, где сотни и тысячи захватчиков найдут себе могилу. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святое святых – Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени”.
Учитель: Ребята, почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?
2. Работа лекторских групп
Ученик: К середине июля 1942 года враг сосредоточил в большой излучине Дона крупные силы с целью овладеть Сталинградом. Ожесточенными и оборонительными боями советских войск на рубеже рек Чир и Цимла.
Потеря Сталинграда имело бы крайне тяжелые последствия для России. В те годы основным источником нефти для страны был Кавказ. Главной артерией, по которой “черное золото” и донской хлеб поступало в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику в целом электроэнергии, население тепла и хлеб. Потому, не считаясь с потерями, гитлеровцы основные удары летом-осенью 1942 года нацелили на Сталинград.
17 июля 1942 года началась одна из величайших битв – Сталинградская.
Ученик: Волга - великая русская река. Ее длина 3688 км. Проходя через центральные районы европейской части нашей страны, она соединяет их с богатейшим югом. По грузообороту Волга заменяла более десяти железнодорожных магистралей.
Учитывая большое народохозяйственное и оборонное значение Волги, 23 октября 1941 г учебный отряд кораблей на реке Волга был переформирован в Волжскую военную флотилию под комaндованием контр-адмирала Д.Д.Рогачева. В состав флотилии входили канонерские лодки, бронекатера, тральщики
Ученик: Фронт обороны советских войск держали две армии: оборонявшая центр города и заводы 62-я генерала В.И. Чуйкова и 64-я генерала М.С. Шумилова, защищавшая южные районы Сталинграда.
Волжской военной флотилии предстояло решать одну из главных задач - поддержку 62, 64 и 57 армий огнем корабельной артиллерии. Ни один капитальный мост не связывал берега реки.
Поэтому для перевозки подкрепления, вооружения, продовольствия, медикаментов и возврата раненых было задействовано все, что может держаться на воде - от пароходов и барж до рыбачьих лодок и плотов из автомобильных камер. С левого берега Волги в Сталинград действовало 42 переправы. Караваны судов проводились под постоянным огнем противника.
23 августа 1942 г. противник прорвался к северной окраине Сталинграда, и вышел на правый берег Волги. Заняв поселок Рынок, Лоташанку. В тот же день авиация противника подвергла Сталинград варварской массированной бомбардировке.
В те дни, сражаясь и умирая, воины поклялись: “За Волгой для нас земли нет!”
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по гpyдь в земле,
Наcмepть солдат стоял.
Знал он, нет дороги назад -
Он защищал Сталинград.
/ А.Сурков “ Защитник Сталинграда”./
Ученик: Город горел, горела даже Волга. И тогда Волга заговорила.
Отряд кораблей капитана 3 ранга С.П.Лысенко прикрывал подступы к Сталинграду с севера. В составе отряда была легендарная канонерская лодка “Усыскин” под комaндованием капитан-лейтенанта И.А.Кузнецова.
До войны это был простой буксир, мирно тянувший баржи и плоты, теперь военный корабль, одетый в броню, с морской пулеметной установкой. Канлодка “Усыскин”, занимая огневые позиции у истоков Ахтубы, более двух месяцев поддерживала огнем войска полковника С.Ф.Горохова. Стрельбой канлодки управлял комaндир артиллерийской части лейтенант А.Н.Телепнев.
Немецкая авиация много раз искала лодку. Но экипаж соорудил макет своего корабля и замаскировав его, поставил на якоре в полукилометре от канлодки. Немцы искали неведомую батарею, много раз бомбили макет, а канлодка оставалась не обнаруженной. Потрясенная река вздрагивала, падали деревья, дым обволакивал корабль, бомбы падали в тридцати метрах от корабля, но только заканчивалась бомбардировка, корабль открывал огонь. В боях за Сталинград артиллеристами канлодки уничтожено 19 немецких танков, 40 автомашин, 7 артиллерийских минометов, 2 склада с горючим и боеприпасами, уничтожено свыше двух полков пехоты.
За боевые заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками комaндир канлодки капитан-лейтенант И.А.Кузнецов награжден орденами Красного знамени и Красной Звезды, а комaндир артиллерийской части А.Н.Телепнев орденом Красной Звезды.
Ученик: А вот еще один из эпизодов этого периода:
Однажды гитлеровцы двинулись в атаку на 124 стрелковую бригаду. На помощь пришла артиллерия канонерская лодка “Чапаев” под комaндованием старшего лейтенанта Н.И.Воронина. Атака врага была отбита, но противнику удалось засечь огневую позицию канлодки. Немцы начали обстреливать ее из тяжелых дальнобойных орудий. Радист бронекатера БХ-34 И.К. Решетняк засекает вспышки орудий и более суток корректирует огонь канлодок по противнику. За одну ночь было уничтожено 11 вражеских огневых точек. Утром бронекатер бомбили “юнкерсы”. Решетняк сражается и с ними, обстреливает их из пулемета длинными прицельными очередями. Много раз налетали вражеские стepвятники, но Иван Решетняк не дрогнул, сражался стойко. На палубе бронекатера за мужество и отвагу И.К.Решетняку вручен орден Ленина.
Канонерская лодка “Усыскин” и “Чапаев” участвовали в боевых действиях до самого окончания Сталинградской битвы. За доблесть и мужество канлодка “Усыскин” и “Чапаев” награждены орденами Красного Знамени.
3. Постановка проблемного задания
Учитель - Как вы считаете, может быть, война заставляет человека привыкнуть к cмepти, делает бойца бесчувственным?
Ученик: /Война заставляет человека привыкнуть к cмepти, но ценить человеческую жизнь./
Корабли Волжской флотилии своим арт-огнем помогали сухопутным частям сдерживать натиск врага. Краснофлотцы рука об руку с красноармейцами сражались на переднем крае обороны. Во время одного боя матрос Евтушенко заметил тяжелораненых красноармейцев. Под обстрелом врага моряк пробрался на передний край и стал на себе выносить раненых в безопасное место. Мужественный матрос спас жизнь 22-м воинам
Ученик: /Война влияет на хаpaктеры людей, выявляет те черты, которые были скрыты в мирной жизни./
31 октября 1942 г. в захваченный врагом пос. Латошинка высадился десант 300-й стрелковой дивизии численностью около 1000 человек. Десантная группа не выполнила поставленной задачи по освобождению Латошинки, но сковала части 14-го немецкого танкового корпуса, занимавшего этот район.
В операции по снятию десантников с правого берега особо отличился экипаж бронекатера № 34 под комaндованием комaндира Северной группы кораблей, капитана 3-го ранга С.П. Лысенко. Тяжело раненый осколком снаряда Лысенко не покинул боевого поста и руководил боем до тех пор, пока не потерял сознание. На левом берегу С.П. Лысенко скончался от ран и был похоронен в селе Среднее Погромное. Он поcмepтно был награжден орденом Ленина, его именем был назван новый бронекатер № 213, построенный в июне 1943 г. на средства моряков флотилии.
Дискуссия. Ветераны флотилии участвуют в дискуссии и приводят свои примеры героизма и мужества матросов и солдат
Воспоминания ветеранов, рассказы о боевом прошлом, общение с учащимися, ответы на их вопросы.
Учитель: “II этап Сталинградской битвы (12 сентября – 18 ноября 1942 г.)”.
Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Но наши солдаты продолжали верить в победу.
Ученик
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России -
И всю ее прикрыл собой.
В период Сталинградской битвы судоходство по Волге было опасным и сложным, но оно не прекращалось. Караваны судов проводились под постоянным огнем противника
Мещерякова Надежда Федоровна “Сталинградская битва” идентификатор 230-217-159
Бронекатера (БК), или, как их ещё называли “речные танки” дерзко прорывались на фланги противника в район Латошинки и СТЗ и своим огнём срывали атаки врага
Боевое траление мин – работа очень опасная и напряженная. Чтобы вытралить магнитную, акустическую или неконтактную мину тральщикам приходилось идти по одному и тому же месту десятки раз. Работали по 15-17 часов в сутки. И вот эту тяжелую и опасную работу выполняли не только мужчины, но и женщины. В составе отдельной бригады траления был катер – тральщик № 611, экипаж которого полностью состоял из женщин.
На флотилии было установлено правило: за каждую обнаруженную и вытравленную мину выдавалось денежное вознаграждение, а на корпусе тральщика рисовались красные звезды с указанием количества мин.
У Сталинграда впервые в Военно-Морском Флоте были применены бронекатера с реактивными минометными установками
В память о героической борьбе судов Волжской военной флотилии ветеран войны Проворова Л.М подарила школьному музею свою картину “Бронекатера на Волге”
Учитель
“III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 3 февраля 1943 г.)”
19 ноября 1942 года началась битва под Сталинградом. Ранним утром раздались залпы легендарной “Катюши”. Операция “кольцо”, целью которой была ликвидация окруженной группировки, стала завершающим периодом Сталинградской битвы. Войска Юго-Западного и Донского фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и 23 ноября соединились в районе Калач.
Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение. 31 января войска 64-й армии взяли в плен фельдмаршала Паулюса вместе со штабом.
2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.
На отдельных этапах этой самой грандиозной в истории человечества битвы, которая охватила территорию около 100 тыс. кв. км, участвовало более 2 млн. человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и столько же самолетов. Здесь фашисты потеряли более четверти всех сил, действовавших в это время на советско-германском фронте. В связи с катастрофой под Сталинградом в Германии был объявлен трехдневный траур.
Победа! Ее творцом и ее героем стал народ. И мы сегодня вспомнили лишь некоторые события этой исторической битвы.
Учитель: Вы узнали о доблестных защитниках Сталинграда, выстоявших в тяжелейших боях и покрывших себя неувядаемой славой. Вы узнали о Сталинградской битве, которая явилась началом коренного перелома II мировой войны.
4. Защита учащимися проектов /приложения/
Приложение 1
Приложение 2
5. Подведение итогов урока
Ученик: Сталинград навечно вошел в сознание человечества как символ несгибаемой воли, мужества и отваги советских воинов. Мы, ныне живущие, и наши потомки с благодарностью будем склонять головы перед памятью тех, кто отстоял Сталинград ценой собственной жизни, доказал любовь и преданность Родине.
…Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
/А.Твардовский/
Учитель: Спасибо всем участникам и гостям за интересную встречу. Всем желаем крепкого здоровья и мирного неба над головой.
6. Домашнее задание
Параграф 25, написать домашнее сочинение “Будем помнить о войне”, “200 дней и ночей Сталинграда”
Память о боевых подвигах Волжской военной флотилии
1. Одной из набережных города Волгограда присвоено имя Волжской военной флотилии
2. В зале памяти мемориала на Мамаевом кургане на склоненных знаменах указаны имена моряков флотилии – контр-адмирала Б.В.Хорошхина и капитана 3 ранга С.П.Лысенко.
3.На центральной набережной около панорамы Сталинградская битва установлен на постаменте бронекатер БК-13. участвовавший в обороне Сталинграда и в боях под Берлином.
4. На центральной набережной мемориальная плита “Героям Волжской военной флотилии”
5. В фарватере Волги установлен плавающий знак “Кораблям и судам, морякам и речникам, погибшим при обороне Сталинграда”.
Список литературы
1. Н.В.Загладин “История Отечества”, учебник 9 класс М.2003г
2. А.Уткин “Вторая мировая война” М. 2003 год
3. М.Н.Грязнов – “Моряки в битве за Сталинград – Волгоград, 1982г
4. Н.И.Крылов “Сталинградский рубеж” М. 1984
5. С.Липкин – “Сталинградский корабль” М, 1943г
6. И.И.Локтионов – “Волжская флотилия в Великой Отечественной войне” М.1974г.
7. “Сталинградская битва: Хроника. Факты. Люди”. В двух книгах. Москва, 2002.
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
18 03 2024 23:28:25
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....
17 03 2024 9:15:19
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
16 03 2024 22:46:25
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
15 03 2024 13:33:53
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков. ...
14 03 2024 17:34:36
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
13 03 2024 19:11:54
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
12 03 2024 15:16:37
Работа посвящена 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Данный материал разработан и использован для проведения классных часов для учащихся 4-х классов начальной школы, а также учащихся 5–7-х классов средней школы. К активизации внимания учащихся и проявления не только знаний по теме, но и сформированных исследовательских умений, да и просто смекалки приготовлена викторина....
11 03 2024 18:17:48
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
10 03 2024 7:18:45
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
09 03 2024 14:39:38
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
08 03 2024 9:57:43
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов. ...
07 03 2024 9:50:11
Урок-путешествие по Санкт-Петербургу - городу, основанному Петром Великим. По ходу экскурсии ребята знакомятся с основными достопримечательностями города и при заочном посещении некоторых объектов узнают об изменениях, внесенных в быт русского народа первым российским Императором. Урок имеет познавательную направленность. ...
06 03 2024 3:49:46
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
05 03 2024 16:28:38
Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....
04 03 2024 23:36:54
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
03 03 2024 23:23:14
На данном уроке используются различные формы деятельности учащихся: работа с учебником, документами, исторической картой, схемой, ПОПС-формулой, разными видами творческих заданий. Автор сознательно ограничился использованием только «традиционных» форм, так как применение различного вида «технологических инноваций» пока еще ограничивается ситуативными возможностями многих образовательных учреждений. ...
02 03 2024 2:25:25
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
01 03 2024 17:52:14
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
29 02 2024 18:59:57
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
28 02 2024 3:48:26
Урок формирует представления о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. В ходе урока учащиеся работают с картой, историческим документом. Широко применяется наглядность, используются элементы театрализации, развивающая игра "Чудесный сундучок". ...
27 02 2024 14:47:23
Данный урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению политической системы РФ. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках «Избирательное право. Избирательный процесс», дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока «Политический статус личности». ...
26 02 2024 1:58:33
В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....
25 02 2024 0:17:52
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
24 02 2024 14:53:37
Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
23 02 2024 1:44:27
Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....
22 02 2024 9:10:47
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие. Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
21 02 2024 14:30:53
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
20 02 2024 14:18:54
В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....
19 02 2024 6:26:36
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
18 02 2024 22:43:20
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
17 02 2024 15:40:31
Урок истории расширяет кругозор учащихся, основан на изучении, анализе исторических источников по теме. Согласно историческим сведениям, Атиллу в Европе называли flagellum Dai – Бич Божий, поэтому в формулировке темы возможно применение термина....
16 02 2024 5:49:51
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...
15 02 2024 0:43:53
Цель урока: знакомство учащихся с ростом торговли в средние века; заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте; воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание....
14 02 2024 13:25:19
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
13 02 2024 7:57:23
Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска). Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....
12 02 2024 23:24:22
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
11 02 2024 18:39:59
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
10 02 2024 10:43:37
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
09 02 2024 18:21:28
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
08 02 2024 7:32:22
Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....
07 02 2024 10:36:19
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы. ...
06 02 2024 15:13:42
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
05 02 2024 23:43:10
Урок обобщает знания учащихся о глобальных проблемах современности. Показывает их взаимосвязь и взаимодействие, акцентирует внимание на необходимости совместных усилий для их решения....
04 02 2024 22:46:24
Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
03 02 2024 5:39:47
Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города. При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....
02 02 2024 16:55:14
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся". ...
01 02 2024 16:24:40
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
31 01 2024 11:22:58
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
30 01 2024 3:38:25
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
29 01 2024 10:19:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::