Урок истории на тему "Коллективизация крестьянского хозяйства"
Цель: Дать представление о проведении коллективизации крестьянского хозяйства в СССР.
Задачи:
Образовательная:
- показать сущность преобразований в сельском хозяйстве и последствий коллективизации.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении инструкций учителя;
- развивать восприятие посредством повторения пройденного материала;
- способствовать усвоению причинно-следственных связей через постановку проблемных вопросов;
- развивать смысловую догадку при разгадывании тематического кроссворда;
- работать над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при работе со словарными словами;
- развивать умение выражать свои чувства при оценке поступков героев произведений, фильмов.
Воспитательная:
- воспитывать адекватное отношение к историческим событиям страны.
Словарь: коллективизация, колхоз, кулак, раскулачивание.
Оборудование: учебники по истории России, видеосюжет «Коллективизация в СССР», кроссворд на каждого ученика, исторические атласы, карта «Союз Советских Социалистических Республик».
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока
Деятельность | |
учителя | учащихся |
Оргмомент | |
Приветствие Отметка отсутствующих учащихся |
|
Повторение пройденного материала | |
Беседа по вопросам: Что такое индустриализация? Когда в СССР началась индустриализация? Какова основная задача индустриализации? Что вы можете сказать о стахановском движении? Где проходили стройки первых пятилеток? Показать на карте. Назовите основные источники получения средств для проведения индустриализации. |
Пользуясь записями в тетрадях, учащиеся отвечают на вопросы Дают развернутый ответ Дают ответ (показывают на карте) |
Актуализация знаний учащихся | |
Вводное слово учителя Главным источником получения средств для проведения индустриализации был экспорт сельскохозяйственной продукции за границу. Хотя продуктов самим советским гражданам не хватало. Чтобы увеличить выпуск продовольствия, необходимо было провести преобразование в сельском хозяйстве. После перехода к НЭПу крупных хозяйств почти не было. А именно крупные хозяйства могли давать необходимое количество продукции для экспорта. И тогда советское правительство объявило о необходимости создания крупных коллективных хозяйств. Создание таких хозяйств называется коллективизацией. |
|
Объявление новой темы | |
Сообщение темы урока: «Коллективизация крестьянского хозяйства» План (на доске): 1. Начало коллективизации. 2. Создание коллективных хозяйств. 3. Борьба с кулаками. 4. Завершение коллективизации. Ее последствия. |
Записывают тему и план урока в тетрадь |
Изучение нового материала | |
Рассказ учителя. В 1929 г. в стране началась коллективизация. Было объявлено о проведении преобразований в деревне. Одним из преобразований было создание коллективных хозяйств, то есть создание колхозов. |
Слушают рассказ учителя |
(работа со словарем: колхоз) Как называется коллективное хозяйство крестьян? |
Находят объяснение слова в уч-ке Дают полный ответ |
Все крестьяне обязаны были вступать в колхозы. Весь свой домашний скот, сельскохозяйственные орудия они должны были сдать в колхоз. Земли крестьян тоже объединялись в единые колхозные поля. Теперь крестьяне ничем не должны были лично владеть, все стало общим. Многие крестьяне не хотели идти в колхозы. Как вы думаете, почему? |
Дают аргументированный ответ |
Разбор предварительного задания по роману М.А. Шолохова «Понятая целина» (учитель зачитывает отрывок из произведения) Как отнесся Кондрат Майданников к тому, что ему предстоит отдать собственную скотину в общее колхозное стадо? |
Дают развернутый ответ (Слабоуспевающие уч-ся зачитывают ответ из текста произведения) |
Задание: прочитайте отрывок из текста учебника, дайте ответ на вопрос: что предпринимали крестьяне, чтобы их имущество не досталось колхозу? Продолжение рассказа учащимся о создании колхозов и борьбе с кулаками. На подавление крестьянских бунтов были направлены лучшие части Красной армии и отряды рабочих. Рабочие помогали создавать колхозы и сами вставали во главе этих колхозов. Они были против всякой собственности и начали вести непримиримую борьбу с кулаками. |
Читают указанный абзац, дают аргументированный ответ на вопрос |
(словарная работа: кулак) как назывался владелец крепкого хозяйства? Кулаками могли объявить любого крестьянина, если у него была хоть какая-нибудь собственность. Все имущество у кулака отбирали и передавали в колхоз. Отобранное имущество свозилось в общественный сарай, часто его не использовали и оно портилось. Такая борьба с кулаками называлась раскулачиванием. |
Находят объяснение слова в уч-ке Дают полный ответ |
(словарная работа: раскулачивание) как называлась борьба с кулаками? |
Находят объяснение слова в уч-ке Дают полный ответ |
Рассматривание иллюстрации учебника (с. 130) «Раскулачивание». Задание: - что изображено на иллюстрации; - найдите в тексте описание того, как проходило раскулачивание; - сравните описание с изображением. |
Рассматривают иллюстрацию, находят нужный текст, зачитывают его и сравнивают с изображением (слабоуспевающие уч-ся пользуются подсказкой уч-ля) |
Физминутка | |
(физические упражнения для снятия усталости и восстановления мозгового кровообращения). | Выполняют движения стоя |
Установочные вопросы перед просмотром видеосюжета: - Что произошло с героями сюжета во время коллективизации? - В каких условиях им пришлось выживать? |
|
Просмотр видеосюжета из документального фильма «Коллективизация» Повтор установочных вопросов. |
Смотрят видеосюжет Дают ответы на вопросы |
Вопросы для активизации знаний учащихся: 1. Когда началась коллективизация? 2. Что должны были сделать крестьяне, чтобы вступить в колхоз? 3. Что такое раскулачивание? 4. Как поступали рабочие с имуществом кулаков? 5. Как поступали с раскулаченными крестьянами? |
Дают полные и развернутые ответы |
Рассказ учителя о завершении коллективизации В начале 1930-х годов коллективизация завершилась. Большинство крестьянских хозяйств было объединено в колхозы. |
Слушают рассказ учителя |
Как вы считаете, можно ли назвать объединение крестьянских хозяйств в колхозы насильственным? Если да, то почему? Насильственное объединение крестьян в колхозы привело к массовому разорению деревни. Начался невиданный голод, так как все зерно у колхозов отбирали и оправляли за границу. На эти средства строили промышленные предприятия. |
Отвечают на вопрос, высказывают своё мнение |
Работа с атласом. Какие советские территории (республики и регионы) были охвачены голодом в 1932-1933 годах. |
Дают полный ответ, используя исторический атлас |
Вопросы для активизации знаний учащихся: - Когда завершилась коллективизация? - К чему привело насильственное объединение крестьян в колхозы? |
Дают полные ответы (Слабоуспевающие уч-ся пользуются текстом учебника) |
Первичное закрепление знаний нового материала | |
Закрепление знаний с помощью кроссворда Крестьянин - владелец крепкого хозяйства. Борьба с кулаками Создание коллективных хозяйств Ключевое слово: 4 коллективное хозяйство (колхоз) |
Разгадывают кроссворд, записывают ответы |
Взаимопроверка правильности заполнения кроссворда. | Выполняют взаимопроверку |
Вопросы для закрепления изученного материала 1. Какую тему изучали на уроке? 2. Что такое коллективизация? 3. Назовите годы проведения коллективизации в СССР? 4. Какие преобразование были проведены в деревне? |
Дают полные ответы на вопросы |
5. Как вы считаете, пользу или вред принесла коллективизация сельского хозяйства в стране? Докажите свою точку зрения. | Дают аргументированный ответ |
Подведение итогов | |
Комментарии Объявление оценок за работу на уроке. |
Слушают комментарии учителя |
Домашнее задание | |
Сообщение домашнего задания. (Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы учебника с. 132) |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальное задание | |
Сообщение индивидуального задания. Прочитать указанные учителем абзацы, дать ответы на 1, 2 вопросы учебника с.132. |
Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....
27 03 2023 9:54:46
Статья рассказывает о традиционных верованиях и обрядах эвенков-орочонов. Сделана попытка проследить преемственность сюжетов и обрядов древних и современных эвенков-орочонов.
...
26 03 2023 15:17:14
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи.
...
25 03 2023 7:52:22
Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....
24 03 2023 0:40:56
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
23 03 2023 6:59:50
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций".
...
22 03 2023 22:35:16
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
21 03 2023 8:57:19
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
20 03 2023 12:51:10
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению....
19 03 2023 2:56:34

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
18 03 2023 3:34:56
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
17 03 2023 14:56:32
Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее.
...
16 03 2023 16:47:48
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
15 03 2023 16:59:16
Урок занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. Перед старшеклассниками на уроке ставится проблема неизбежности войны, ученики предлагают свое видение мирного урегулирования накопившихся разногласий между странами. Ученики изучают документы эпохи, работают с историческими картами, подводят итоги Первой мировой войны, рассматривают последствия для России и для мира....
14 03 2023 20:51:28
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
13 03 2023 5:27:32
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий.
Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра.
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
12 03 2023 2:37:41
Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....
11 03 2023 0:11:15
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами.
...
09 03 2023 15:40:25
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
08 03 2023 4:33:48
Элективный курс для учащихся 11-х классов направлен на познание глобального мира. Изучаемый мир быстро меняется действиями, желаниями и знаниями людей. Чтобы менять мир, нужно знать закономерности его развития. Чтобы управлять будущим, требуется хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого....
07 03 2023 15:18:21
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
06 03 2023 17:35:47
Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....
05 03 2023 10:37:57
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России. Проблема отношений между юношами и дeвyшками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15–17 лет.
Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов....
04 03 2023 21:50:12
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
03 03 2023 19:44:48
Материал урока знакомит учащихся с судьбой русской эмиграции «первой волны», определяется ее историческая миссия и вклад в культурное наследие....
02 03 2023 14:43:28
Сценарий памятного вечера, посвященного выводу советских войск из Афганистана....
01 03 2023 22:23:32
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
28 02 2023 17:32:37
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
27 02 2023 10:20:13
Занимаясь одним предметом (историей) длительное время, применяя метод погружения (концентрированного обучения), можно смело заниматься проектированием, моделированием и т.д. Моделирование исторической ситуации на уроках истории является важным фактором развития творческих способностей учащихся. Новые подходы требуют и изменения структуры учебной программы. Не зажатые узкими рамками урока, объединенные общей идеей, дети не просто изучают историю, а, общаясь, занимаются любимым делом.
...
26 02 2023 7:37:24
Метод проектов - это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. А результаты взаимоотношения учителя и ученика наиболее ярко отражаются в результатах урока как важнейшей формы обучения. Предлагаю урок с использованием мультимедийной презентации.
...
25 02 2023 3:50:33
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....
24 02 2023 12:49:56
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
23 02 2023 4:12:17
На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
22 02 2023 5:22:35
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
21 02 2023 15:47:47
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
20 02 2023 21:30:49

Урок-презентация, показывающий Отечественную войну 1812 года как одно из ярчайших событий в истории России. Ученики знакомятся с легендарными русскими полководцами и военачальниками, лидерами французской армии....
19 02 2023 10:15:58
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
18 02 2023 19:58:40
Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность....
17 02 2023 20:10:55
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
16 02 2023 2:20:52
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
15 02 2023 15:41:46
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
14 02 2023 12:13:12
Урок для 5-го класса по всеобщей истории, посвященный культуре Древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. Проводится в форме интеллектуальной игры с использованием приемов сравнения, обобщения, противопоставления; индивидуальной и коллективной (в группах) форм работы, возможности выбора учащимся подходящего для него вида деятельности.
...
13 02 2023 14:24:15
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников....
12 02 2023 11:42:40
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
11 02 2023 7:17:41

Представленный вариант урока с презентацией возможно использовать в качестве повторительного урока по истории России IX–XV веков, внеклассной интеллектуальной игры по истории, внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Урок построен в виде викторины "Своя игра"....
10 02 2023 4:34:36
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
09 02 2023 3:59:33
Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. Данный урок рассчитан на изучение традиций и быта кубанского народа в 8-м классе. В частности, рассматриваются обычаи сватовства казаков, изучается казачий словарь....
08 02 2023 2:44:23
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
07 02 2023 16:24:25
На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...
06 02 2023 20:12:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::