Из опыта преподавания истории русской культуры в курсе истории России > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Из опыта преподавания истории русской культуры в курсе истории России


    Из опыта преподавания истории русской культуры в курсе истории России


Важную роль в формировании исторического сознания молодежи играет изучение не только социально – экономической и политической истории, но и культуры. Именно культура, с её образностью, эмоциональностью позволяет наиболее ярко выявить важные, переломные моменты истории нашего Отечества. По мнению автора предлагаемого материала примером такого подхода может стать изучение русской культуры «золотого века». Именно этот этап культурной жизни способствовал развитию русского национального самосознания, во многом подготовил общественный подъем будущей эпохи «Великих реформ».

Автор данной публикации предлагает рассмотрение данной темы в форме урока в классах с углубленным изучением истории на основе опыта преподавания проблем культуры в общем курсе истории России.

Тема урока: «Золотой век» русской культуры». (Культура России в первой половине XIX в.)

Цели урока: показать, что «золотой век» в русской культуре явился закономерным отражением формирования русского национального самосознания, а так же был обусловлен утверждением реализма в литературе и живописи, становлением русской классической музыки – явлений, определивших дальнейшее развитие культуры XIX-XX вв.; работать с понятиями: стиль, жанр; эстетическое воспитание.

Тип урока: интегрированный.

Оборудование: компьютер, проектор, доска-сканер.

Литература:

  1. История России XVIII-XIX веков/ Под ред. акад. Л.В.Милова. – М.: 2006.
  2. Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А. История России XVIII – XIX веков. (любое издание)
  3. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. - М., 1975.
  4. Рябцев Ю.С. История русской культуры XVIII-XIX веков. - М., 1997.
  5. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв. - М., 1996.

Ход урока

Ученики класса разделены на 3 группы и приходят на урок с подготовленным домашним заданием. Первая группа изучала литературу первой половины XIX века, её роль в общественном движении. Учащимся было рекомендовано обратиться за помощью к учителю литературы и заполнить таблицу:

Литература первой половины XIX вв.

Стили, их хаpaктерные черты Тематика Писатели, произведения
     
     
     

Вторая группа занималась русской живописью первой половины XIX в. Учитывая обширность материала и ограниченность времени урока, договорились, что лицеисты остановятся на творчестве К. Брюллова, А. Венецианова, П.Федотова. Третья группа изучала русскую музыку первой половины XIX в. Формирование двух последних групп было проведено с учетом дополнительного образования, которое получили учащиеся, обучаясь в музыкальной, художественной школах. В работе группы, занимающейся живописью приняли участие дети, посетившие Третьяковскую галерею на каникулах по программе «Мы – россияне».

Учитель объявляет тему. Культура первой половины XIX века может быть предметом изучения целых разделов серьезных исследований и даже отдельных монографий, поэтому на уроке мы остановимся на литературе, живописи и музыке, остальные области культуры (просвещение, наука, архитектура, театр) лицеисты изучат самостоятельно дома. Преподаватель предлагает подумать, почему культуру первой половины XIX в. называют «золотым веком» русской культуры.

Обращаясь к первой группе, учитель говорит, что литература XIX века – время быстрой смены идейно-художественных направлений, одновременного существования разных художественных стилей. Какие художественные стили существовали в изучаемый нами период времени? Какие темы поднимали расские писатели? Назовите важнейшие произведения. Ответы учащихся сопровождаются показом презентации (приложение1) и могут быть сведены в таблицу:

Стили темы Писатели, произведения
Сентиментализм-стиль XVIII-XIX вв., демократический по направленности, обращен к человеку, его внутреннему миру. Человек, его чувства, человек и природа. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»
Романтизм-стиль начала XIX в., возник в результате расхождения действительности и идеала, утверждал стремление к свободе, чувство личной и гражданской независимости. Историческая тема; романтизация старины. Личность, её активная роль в жизни. В.А. Жуковский, поэты-декабристы, Пушкин А.С. «Руслан и Людмила», Лермонтов М.Ю. «Мцыри», Гоголь Н.В. «Вечера на хуторе длиз Диканьки»
Реализм-стиль, для которого хаpaктерно правдивое отражение действительности, с ее общественными противоречиями, демократизм. Родина, любовь к ней. Патриотизм с показом проблем русской действительности. Вера в будущее России.  Грибоедов А.С. «Горе от ума», Пушкин А.С. «Евгений Онегин», Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», Гоголь Н.В. «Мертвые души»

В общественном движении литература была одной из форм общественного сознания, когда в самодержавной России не было условий для открытых публичных выступлений. Оставаясь глубоко гуманистической и сострадательной, она оказывала влияние на формирование нравов общества.

Таблица оформляется на доске-сканере, сканируется, копии раздаются ученикам.

Класс приступает к обсуждению второго вопроса. Второй группе , изучавшей творчество К. Брюллова, А. Венецианова, П. Федотова, было предложено обратить внимание на вопросы:

  1. К каким художественным стилям можно отнести работы этих художников? Каковы хаpaктерные черты стилей?
  2. Назовите самые известные работы художников. Что на них изображено?
  3. Какие актуальные проблемы подняли русские художники в первой половине XIX в.?

Изучив рекомендованную литературу, ответы учащихся могут содержать следующую информацию.

Самая известная картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» может быть отнесена к стилю академизм, для которого хаpaктерно обращение к античной теме, преклонение перед красотой, которую исповедовали греки и римляне, само изображение подобно театральной декорации. Хотя идея картины романтична – трагическое противостояние человека и слепых жестоких сил природы. Впервые на картине К.Брюллова главным героем является не личность, а народ, народная драма.

Главная тема в творчестве А. Венецианова – жизнь и труд крестьян. Заслуга художника в том, что он обратил внимание общественности к личности крепостного крестьянина. Картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Гумно», «Захарка» - глубоко гуманистичны. Бытовой жанр вытесняет исторический, развиваются новые реалистические тенденции в живописи. Вместе с тем, в работах Венецианова присутствует романтизация крестьянского труда (праздничная одежда на пашне, играющий ребенок), что было далеко от реальности начала XIX века.

Утверждение в живописи стиля реализма связано с творчеством П. Федотова. Написанные в бытовом жанре картины «Сватовство майора», «Завтpaк аристократа», «Свежий кавалер», «Анкор, ещё, анкор!» затрагивают актуальные проблемы того времени: обнищание дворянства и бpaк по расчету, карьеризм и невежество части чиновничества, засилие армейской муштры в николаевской России.

Рассказы о картинах учащиеся сопровождают показом презентаций, подготовленных дома или презентации, подготовленной учителем (приложение 1).

Третьей группе учащихся, изучавшей русскую музыку, учитель предлагает построить ответ по плану:

  1. Назовите имена русских композиторов 1 половины XIX в., написанные ими произведения (коротко их содержание).
  2. В чем заключается историческое значение их деятельности?

Лицеисты отмечают, что фигурой первой величины в русской музыке следует считать М.И. Глинку. Он стал родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки, создал национальную русскую оперу – «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин».

В основу сюжета оперы «Иван Сусанин» положен исторический факт, связанный с историей Смутного времени в России, когда простой крестьянин спас царя, династию и Отечество. Тем самым автор признал за низшим сословием России достоинства, хаpaктерные в среде дворянства: служение Отечеству, патриотизм. Несмотря на холодный прием оперы великосветской публикой, услышевшей «кучерскую музыку», произведение М.И. Глинки стало символом поднимающегося русского национального самосознания.

Для творчества А.С. Даргомыжского наряду с принципами реализма и народности становятся хаpaктерными большая социальная, драматическая напряженность, сочувствие к «маленькому человеку» (опера «Русалка»).

При наличии времени можно послушать на уроке отрывки из опер М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского.

Завершает разговор о музыке учитель, обращая внимание на то, что в сложные для нашего народа исторические события, мы обращаемся к истокам нашей национальной культуры. Так, в 90-е годы XX века, в условиях распада СССР, крушения старых идеалов и поиска новых ориентиров, гимном нашей страны несколько лет был заключительный хор оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» «Славься».

Завершить урок следует ответом на вопрос: почему русскую культуру первой половины XIX века называют «золотым веком». Прозвучавшая на уроке информация позволяет учащимся сделать вывод:

  1. В первой половине XIX века сложились направления, которые определили дальнейшее развитие культуры в XIX-XX вв.: реализм в литературе и живописи, русская классическая музыка.
  2. Культура отразила формирующееся русское национальное самосознание;
    • внимание к человеку, личности, гуманизм.
    • сопереживание с судьбой своего Отечества, гражданственность, патриотизм.
    • способствовала формированию общественного мнения накануне Великих реформ.

Домашнее задание: Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А. История России XVIII-XIX века, параграфы 73-74. Вопросы, связанные с историей науки, архитектуры и театра выносятся на самостоятельное изучение.

Презентация.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Экономика и ее основные участники


    Экономика и ее основные участники

      Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....

16 10 2021 12:10:31

Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"


    Повторительно обобщающий урок по теме: "Древний Египет"

      В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....

15 10 2021 7:15:43

Памяти огненных лет


    Памяти огненных лет

      Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....

14 10 2021 5:23:28

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

13 10 2021 22:43:30

Куликовская битва


    Куликовская битва

      Цель урока: сформулировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия....

12 10 2021 8:30:15

Повторительно-обобщающий урок-игра по истории Древнего мира


    Повторительно-обобщающий урок-игра по истории Древнего мира

      Урок-игра проводится на итоговом повторении в 5-м классе. В игровой форме, при активном участии детей, интересно повторить основные события государств Востока, Греции, Рима. Задания подобраны разнообразные, с учётом возраста. Игра позволяет охватить достаточное количество детей, создать творческую атмосферу на уроке. Игру по истории Древнего мира можно проводить и как внеклассное мероприятие в 5-м классе....

11 10 2021 3:57:19

Урок обществознания по теме "Закон и власть"


    Урок обществознания по теме "Закон и власть"

      Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции. ...

10 10 2021 23:26:18

Урок истории на тему "Политическая система СССР в 1930-е гг.". 9-й класс


    Урок истории на тему "Политическая система СССР в 1930-е гг.". 9-й класс

      Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....

09 10 2021 4:55:56

Урок мужества


    Урок мужества

      Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....

08 10 2021 12:33:23

Викторина для недели истории в 5–11-х классах


    Викторина для недели истории в 5–11-х классах

      Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....

07 10 2021 7:56:44

Терроризм и экстремизм – проявление ненависти или глупости?


    Терроризм и экстремизм – проявление ненависти или глупости?

      Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....

06 10 2021 17:23:43

Дидактические материалы к уроку истории культуры и быта России


    Дидактические материалы к уроку истории культуры и быта России

      Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века "Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев. ...

05 10 2021 18:12:12

Модульный урок истории в 11-м классе "Российская революция. 1917 год. Октябрь"


    Модульный урок истории в 11-м классе "Российская революция. 1917 год. Октябрь"

      Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь". Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....

04 10 2021 1:11:54

Интегрированный урок (история + литература) на тему "Была та смутная пора…". 7-й класс


    Интегрированный урок (история + литература) на тему "Была та смутная пора…". 7-й класс

      Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....

03 10 2021 8:33:44

Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"


    Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"

      Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....

02 10 2021 13:46:37

Обобщающее повторение по теме "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация"


    Обобщающее повторение по теме "Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация"

      Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....

01 10 2021 12:22:14

Сборник учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем, хаpaктеристик) для учащихся, преподавателей


    Сборник учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем, хаpaктеристик) для учащихся, преподавателей

      Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников. ...

30 09 2021 12:51:24

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева


    Восстание под предводительством Е.И. Пугачева

      Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....

29 09 2021 19:39:29

Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания


    Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

      Работа в группах вызывает положительные эмоции, позволяет без излишнего напряжения решать познавательные задачи, стимулирует творческую деятельность учащихся, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания. Одной из важнейших задач является развитие творческой мысли учащихся, умения самостоятельно добывать знания и находить им пpaктическое применение. ...

28 09 2021 14:19:11

Кадровая проблема на стройках Сталинграда в период восстановления (1943–1950 гг.)


    Кадровая проблема на стройках Сталинграда в период восстановления (1943–1950 гг.)

      Восстановление Сталинграда началось сразу после окончания Сталинградской битвы. Шла война. Это обстоятельство создавало серьезные трудности. Одна из них – кадровая проблема. На занятии рассматриваются различные аспекты этой проблемы: нехватка рабочих в целом и квалифицированных строителей в частности, трудовая дисциплина на стройках Сталинграда, пути решения кадровой проблемы....

27 09 2021 20:45:33

Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся


    Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся

      Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....

26 09 2021 19:51:32

Защита прав потребителей


    Защита прав потребителей

      Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....

25 09 2021 3:30:58

Тема урока: "Восточные славяне"


    Тема урока: "Восточные славяне"

      Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из «Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского хаpaктера. В конце занятия даётся домашнее занятие....

24 09 2021 20:39:15

Страницы истории. Россия с начала XX века - 30 годы XX века (9-й класс)


    Страницы истории. Россия с начала XX века - 30 годы XX века (9-й класс)

      Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....

23 09 2021 4:12:49

Турнир знатоков военной истории России


    Турнир знатоков военной истории России

      Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...

22 09 2021 12:33:58

Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики


    Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики

      Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....

21 09 2021 23:29:25

Урок по теме "Русско-японская война 1904–1905 гг.: причины, историческое значение" (история России, 9-й класс)


    Урок по теме "Русско-японская война 1904–1905 гг.: причины, историческое значение" (история России, 9-й класс)

      Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....

20 09 2021 14:31:29

Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"


    Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"

      На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....

19 09 2021 17:45:41

Урок-игра "Государственные символы России"


    Урок-игра "Государственные символы России"

      Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....

18 09 2021 22:11:57

Сценарий древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид"


    Сценарий древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид"

      Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии. ...

17 09 2021 17:35:12

Орудия пыток XIV–XIX веков


    Орудия пыток XIV–XIX веков

      Человек с древнейших времен полюбил причинять боль, страдания себе подобному – война, казни, набеги, пытки. Именно пытки стали средством развязывания языков «молчунам», не желающим сказать правду, военнопленным… В данной электронной презентации будут показаны самые известные орудия пыток Древнего мира и средневековой Европы....

16 09 2021 5:36:51

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

15 09 2021 4:33:43

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи


    Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

      Аналитическая статья с целью раскрыть основные тенденции развития семьи, демографической ситуации в РФ и на Южном Урале....

14 09 2021 17:57:18

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"


    Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

      В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

13 09 2021 4:19:37

Материалы к уроку "Мой регион — фронту. Якутия в годы Великой Отечественной войны"


    Материалы к уроку "Мой регион — фронту. Якутия в годы Великой Отечественной войны"

      Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...

12 09 2021 2:52:27

Первый властелин единого Китая


    Первый властелин единого Китая

      Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

11 09 2021 7:41:19

Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Великая Отечественная война 1812 года". 8-й класс


    Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Великая Отечественная война 1812 года". 8-й класс

      Урок знакомит учащихся с основными событиями войны 1812 года. Внимание акцентируется на Бородинском сражении, значении для хода войны, партизанском движении, роли народных масс в победе над французскими завоевателями. На слайдах представлены фрагменты из гравюр XIX века, репродукции картин, которые живо воссоздают события Отечественной войны. Текст слайдов –воспоминания участников этих событиий, наполненные эмоциями от пережитого....

10 09 2021 22:13:52

Н.И. Новиков - ревнитель русского просвещения

Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н.И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....

09 09 2021 13:36:25

Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"


    Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"

      Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...

08 09 2021 7:48:45

Презентация "История средних веков"


    Презентация "История средних веков"

      Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....

07 09 2021 12:30:39

Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания


    Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

      При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....

06 09 2021 22:34:32

Программа элективного курса "Югра в прошлом, настоящем и будущем"


    Программа элективного курса "Югра в прошлом, настоящем и будущем"

      Программа элективного курса рассчитана на изучение истории своего родного края – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, его роли и места в российской и всемирной истории. Курс является интегрированным, так как предполагает свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы....

05 09 2021 14:18:50

Урок "Февральская революция"


    Урок "Февральская революция"

      С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....

04 09 2021 13:43:52

Игра-состязание "Россия XIX века в портретах императоров"


    Игра-состязание "Россия XIX века в портретах императоров"

      Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века. ...

03 09 2021 10:51:56

Подготовка к ЕГЭ по истории с использованием блочно-модульной системы повторения


    Подготовка к ЕГЭ по истории с использованием блочно-модульной системы повторения

      При подготовке к ЕГЭ по истории я использую различные методы повторения изученного материала. Наиболее эффективно зарекомендовали себя блочно-модульное обобщение и систематизация изученного материала, в рамках которого стало возможным повторение большого объема исторических знаний, представление его в таблицах и схемах, проведение тестирования. ...

02 09 2021 1:43:39

Лабораторное занятие с репродукциями картин по истории России и МХК в 7–10-х классах


    Лабораторное занятие с репродукциями картин по истории России и МХК в 7–10-х классах

      В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним. ...

01 09 2021 23:48:12

Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"


    Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"

      Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....

31 08 2021 3:54:21

Церковь и государство в XV–XVI вв.


    Церковь и государство в XV–XVI вв.

      Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....

30 08 2021 22:20:37

Урок: "Роль ополчения в событиях Смутного времени в России XVII века". 10-й класс


    Урок: "Роль ополчения в событиях Смутного времени в России XVII века". 10-й класс

      Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия». ...

29 08 2021 17:11:33

Урок обществознания "Гуманность на войне. Миф или реальность?". 9-й класс


    Урок обществознания "Гуманность на войне. Миф или реальность?". 9-й класс

      Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....

28 08 2021 17:28:13

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::