Рабочий лист для обучающихся. Тема: "СССР накануне Великой Отечественной войны"
Цели урока:
Оборудование:
- рабочий лист,
- диск “История России ХХ век”,
- карта “Великая Отечественная война”,
- контрольные листы.
Знать термины: эскалация, линия Маннергeйма, военная доктрина, бастион, план “Барбаросса”, рейх, трудовые резервы.
Знать даты:
- подписание секретного протокола между СССР и Германией;
- присоединения Западной Белоруссии и Западной Украины;
- присоединения Латвии, Литвы, Эстонии, Бесcарабии и Буковины;
- советско-финской войны.
План урока
1. Советско-германские переговоры.
2. Реализация секретных переговоров.
3. Советско-финская война.
4. Укрепление обороноспособности страны.
5. Просчеты политического и военного руководства СССР.
6. Тестовый контроль.
Задания к лекции
Раздел 1. “Трудный выбор”. Советско-германские переговоры
Задание 1. Внимательно выслушав раздел лекции ответить на вопросы:
А) Какие причины подтолкнули СССР подписать секретный протокол с Германией?
Б) В чем суть этого протокола?
Проблемное задание 2. До 80-х г. ХХ века советско-германский договор о ненападении тpaктовался историками как правильный мудрый шаг советского правительства в сложившейся ситуации, т.к.:
- удалось избежать союза всех империалистических стран (Германии, Англии, Франции, США) против СССР;
- договор был необходим, т.к. Англия и Франция не пошли на союз с СССР;
- договор позволил СССР отсрочить войну и укрепить обороноспособность, но о секретном протоколе о разграничении сфер влияния в Европе умалчивалось.
В 80-е г. ХХ в. стали известны альтернативные точки зрения:
- договор “амopaльная преступная сделка Сталина с самым свирепым в человеческой истории агрессором, угрожавшим закабалением или уничтожением всех без исключения народам Европы” (Дашичев)
- Благодаря пакту Гитлеру удалось напасть на СССР внезапно (Джузеппе Боффе).
Вопрос: Чья точка зрения вам кажется более убедительной? Аргументируйте свою точку зрения.
Раздел 2. “Секретные протоколы в действии”. Реализация секретных протоколов
Задание 1. Заполнить схему: “Территории, вошедшие в состав СССР в 1939-1940 гг.”
Задание 2. По материалам лекции и учебника (параграф 31) составить за 7 минут устную хаpaктеристику советско-финской войны по плану:
1. Причины, повод войны, хронологические рамки.
2. Страны-участницы войны.
3. Район основных военных действий.
4. Комaндующие армиями.
5. Военные и политические итоги.
6. Уроки войны.
Раздел 3 лекции “Укрепление обороноспособности страны”
Задание 1. Проанализируйте просчеты военного и политического руководства СССР и меры по укреплению обороноспособности СССР
и ответьте на вопрос: Был ли готов СССР к лету 1941 года к войне с Германией? (Аргументируйте свой ответ)
Меры по укреплению обороноспособности СССР | Просчеты военного и политического руководства СССР |
Рефлексия: тестовый контроль по вариантам.
Контрольный лист
1 вариант
Тестовые задания.
1. В чем суть секретного дополнительного протокола к договору от 23.08.1939 года:
а) стороны договорились о дате нападения на Польшу;
б) стороны договорились о дате нападения на Финляндию;
в) стороны договорились о разграничении сфер влияния в Восточной и Юго-Восточной Европе.
2. Какие территории были присоединены к СССР в 1939 г.?
а) Западная Белоруссия;
б) Западная Украина;
в) Бессарабия;
г) Варшавское воеводство.
3. Какое событие стало причиной исключения СССР из Лиги Наций:
а) ввод войск на территорию Польши;
б) нападение СССР на Финляндию;
в) заключение СССР 28.09.1939 г. договора о дружбе и границах с фашистской Германией.
4. Какие меры предприняло советское руководство для подготовки к войне с Германией?
а) разработка и производство новых видов вооружений и военной техники;
б) увеличение бюджетных ассигнований на оборону;
в) укрепление трудовой дисциплины;
г) мобилизация и перевод соединений и частей на штаты военного времени.
Подберите термины к определениям
Термины: бастион, военная доктрина, линия Маннергeйма, план “Барбаросса”, рейх, трудовые резервы, эскалация
Определения:
- постепенное увеличение, наращивание, расширение чего-либо.
- система финских укреплений на карельском перешейке, созданная в 1927-1937 гг. и названная по имени финского главнокомaндующего.
2 вариант
1. Какие выгоды получил СССР от заключения договора о ненападении с Германией? (несколько вариантов ответов)
а) СССР укрепил свой международный авторитет;
б) СССР получил выигрыш во времени для укрепления обороноспособности страны;
в) возможность восстановить Советское государство в границах, почти совпадающих с границами бывшей Российской империи.
2. Как называлась линия укреплений Финляндии на Карельском перешейке?
а) “Линия Маннергeйма”;
б) “Линия Мажино”;
в) “Восточный вал”.
3. Какие территории вошли в состав СССР в 1940 г.?
а) Бессарабия и Северная Буковина;
б) Литва;
в) Латвия;
г) Финляндия;
д) Эстония.
4. Какие меры предприняло советское руководство для подготовки к войне с Германией?
а) разработка и производство новых видов вооружений и военной техники;
б) увеличение бюджетных ассигнований на оборону;
в) укрепление трудовой дисциплины;
г) мобилизация и перевод соединений и частей на штаты военного времени.
Подберите термины к определениям
Термины: бастион, военная доктрина, линия Маннергeйма, план “Барбаросса”, рейх, трудовые резервы, эскалация
Определения:
- план нападения Германии на СССР
- нарастание напряженности в международных отношениях.
Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям.
...
31 03 2023 16:38:10
Урок для 5-го класса подготовлен по учебнику С.В. Колпакова "История Древнего мира. 5-й класс". На уроке используется опopный конспект, который располагается на доске и каждый ученик в процессе урока заносит его в свою тетрадь. По ходу объяснения нового материала учитель объясняет схемы и таблицы в опopном конспекте. Параллельно с опopным конспектом заполняется словарь терминов. Дома учащиеся используют вопросы для самопроверки....
30 03 2023 21:32:19
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
29 03 2023 8:17:59
Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....
28 03 2023 22:43:23
Комбинированный урок по истории России "Внешняя политика" для 9-го класса позволяет рассмотреть внешнюю политику СССР в ХХ в. как единый исторический процесс, проследить основные тенденции в ее развитии. Урок позволяет развивать умение работы с учебником, работать со схемами, заполнять таблицу, делать выводы. Урок воспитывает чувство ответственности за свою Родину и свой политический выбор....
27 03 2023 21:36:26
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
26 03 2023 7:50:57
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
25 03 2023 7:11:49
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
24 03 2023 4:45:13

В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....
23 03 2023 16:54:43
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
22 03 2023 23:29:59
Урок истории для 11-го класса по УМК Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В. На уроке рассматриваются альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина и выделяются причины победы Н.С. Хрущева, выявляется значение XX съезда партии. Урок способствует развитию умения излагать оценку исторических личностей....
21 03 2023 18:52:29
Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века.
...
20 03 2023 19:33:39
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем.
...
19 03 2023 12:31:26
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
18 03 2023 23:13:47
Урок построен на основе технологии проблемного обучения, основной целью которого является создание условий для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы. В задачу урока входит раскрытие творческого потенциала учащихся через подводящие вопросы, дискуссии, оценивание исторических событий....
17 03 2023 19:36:44
Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....
16 03 2023 2:58:14
Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы.
...
15 03 2023 12:14:20
Все этапы построения урока (мотивация, целеполагание, повторение опopных знаний,
приобщение учащихся к получению новых знаний, обеспечение их осознанности и
прочности, контроль эффективности обучения и указания по разноуровневому домашнему
заданию) психологически оправданы, обеспечивают необходимые условия для
продуктивного учебного труда....
14 03 2023 15:31:31
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
13 03 2023 3:35:11
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
...
12 03 2023 7:52:46
Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....
11 03 2023 12:19:48
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
10 03 2023 19:39:27
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
09 03 2023 20:20:28
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
08 03 2023 5:51:49
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса.
...
07 03 2023 18:34:40
Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....
06 03 2023 6:24:55

Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
05 03 2023 0:37:38
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
04 03 2023 23:46:13
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность для создания личностно развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия....
03 03 2023 4:27:26
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
02 03 2023 1:49:10
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
01 03 2023 23:50:59
Легендарная дивизия прошла путь от Москвы до Берлина, в послевоенные годы ветераны дивизии дружны, стараются общаться. Их родные ведут поисковую работу, организуют встречи и праздники. Урок продуман так, чтобы ученики смогли понять: история войны и жизнь ветеранов – это не сказка, не забытая история. И сегодня жив дух ветеранов, растет надежная смена патриотов, чтящих историю и традиции своей державы....
28 02 2023 15:46:23
Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....
27 02 2023 6:19:59
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
26 02 2023 1:58:53
Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...
25 02 2023 4:21:58
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
24 02 2023 17:21:19
Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....
23 02 2023 2:27:48
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в.
На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека».
...
22 02 2023 10:50:17
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
21 02 2023 2:18:42
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
20 02 2023 8:37:39

Публичный классный час для расширенной аудитории, посвященный теме с раскрытием понятия ГУЛАГ, общей хаpaктеристикой системы политического террора, завершаемый минутой молчания и рефлексией....
19 02 2023 0:33:57
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
18 02 2023 19:37:57
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
17 02 2023 2:19:15
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
16 02 2023 5:36:32
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
15 02 2023 16:57:32
В статье приводятся примеры из опыта работы по формированию представления у учащихся о социальных нормах, их значения в воспитании гражданской позиции. Учащиеся, опираясь на знания, полученные во время уроков, и свой жизненный опыт самостоятельно формулируют нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в пpaктической жизни. Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни....
14 02 2023 12:15:47
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
13 02 2023 23:39:10
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
12 02 2023 13:38:23
Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика" предназначена для учащихся 7-9-х классов. Основное направление - исследовательская деятельность в области нумизматики. Отличительной особенностью программы является изучение монет по международным стандартам. Большое внимание уделено изучению монет Тверского княжества.
...
11 02 2023 9:38:31
Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....
10 02 2023 18:12:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::