Урок истории "Личность Ивана IV. Внутренняя политика". 10-й класс
Цель:
Сформировать целостное представление о личности Ивана Грозного.
Задачи:
- Расширить знания учащихся о внутренней политике Ивана Грозного.
- Развивать умения самостоятельно работать с информацией, с текстом, выделять главное.
- Воспитывать интерес к личности Ивана Грозного.
Тип урока: урок изучения нового материала
Техническое оформление урока:
- Учебник: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов “История России с древнейших времен до конца 19 века”. Первая часть.
- Тема урока на доске закрыта.
- Таблица Догле на доске.
- Цитаты об Иване Грозном на доске.
- Раздаточный материал.
- Тест для закрепления материала.
Основные понятия и даты: 1533-1584 гг., Избранная Рада, 1550 г., Судебник, 1551 г., приказы, 1556 г.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. На прошлом уроке мы закончили изучать деятельность Ивана III. Сегодня мы познакомимся (вспомним) еще с одной исторической личностью, хотя и очень жестокой, в чем-то коварной, но интересной.
2. Актуализация знаний.
Впервые вы с этим человеком, царем познакомились в 6 классе, и что-то у вас осталось в памяти, и я надеюсь, что на протяжении трех уроков у вас сформируется целостное представление, и расширятся знания об этом царе. А чтобы узнать имя этого царя, я прочитаю несколько цитат о нем. Вы в свою очередь ответите на вопрос: какой должен быть хаpaктер у человека, о котором так говорят? И назовете имя царя, а, следовательно, и тему урока.
Цитата первая:
Когда начал он подрастать лет в 12 начал сначала проливать кровь животных, швыряя их с большой высоты. А когда стало ему 15, тогда он начал и людей бросать, и собрав вокруг себя толпы молодежи из детей и родственников, стал разъезжать по улицам, бить и грабить простой люд. (Ключевский)
Цитата вторая:
Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие. (Ключевский)
Какой должен быть хаpaктер у человека, о котором так говорят? Назовете имя царя, а следовательно и тему урока. (Ответы учащихся).
Итак, тема урока…
Я надеюсь, что, изучая и расширяя знания о личности Ивана Грозного, мы увидим не только отрицательные моменты, но и постараемся найти то положительное, что было в Иване.
3. Изучение нового материала.
Открываем тетрадь, записываем число и тему урока. Итак, как я уже сказала, с личностью Ивана вы встречались в 6 классе. Вспомните, пожалуйста, что вам известно о нем, но для начала начертите таблицу Догле. И в первой колонке запишите, что вам известно об этом царе.
Что я знаю? |
Что я хочу узнать? |
Что я узнал? |
Учащиеся читают свои записи в слух…
Скажите, достаточно ли нам этих знаний, чтоб сформировать целостное представление о личности Ивана, о его деятельности? Нет.
А что вам хотелось бы узнать сегодня? Запишите во второй колонке вопросы, на которые хотите получить ответы.
Учащиеся зачитывают свои вопросы…
Как можно сформировать общую цель урока? Сегодня мы постараемся расширить свои знания о личности и деятельности Ивана Грозного. А в конце урока попробуем ответить на проблемный вопрос: Иван Грозный – это тиран или реформатор? Этот вопрос будет нас сопровождать на протяжении всех трех уроков, которые мы посвятим Ивану.
Для начала, я предлагаю вспомнить детство Ивана. Слушая доклад ученика, учащиеся ищут ответ на вопрос: как повлияли события, которые пережил Иван в детстве, на его хаpaктер? Заполняют третью колонку. Отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.
Учитель делает вывод: благодаря той обстановке, в которой вырос Иван, он стал пугливым и скрытным, трусливым и недоверчивым, жестоким.
Но, не смотря на это, у Ивана была успешная внутренняя политика, а именно те реформы, которые он провел со своим кружком – Избранной Радой.
Какие это были реформы, каковы их последствия? Чтобы это узнать вы будете работать в паре. Задание: используя текст учебника и раздаточный материал, перечислите реформы Избранной рады. Какие они имели последствия для развития Руси? Не забывайте заполнять третью колонку.
Ответы учащихся на поставленные вопросы.
Учитель, выслушав ответы и выводы учеников, сам делает вывод: реформы укрепили мощь государства, способствовали консолидации дворянства в единое сословие, укрепили государственное управление, военную систему, усилили его централизацию.
Раздаточный материал:
Иван IV Васильевич Грозный (25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва), великий князь московский (с 1533), первый русский царь (с 1547), сын великого князя Василия III Ивановича и Елены Васильевны Глинской.
Первые реформы
Активное участие Ивана IV в государственной деятельности начинается с создания Избранной рады (1549), ведущую роль в которой играл А. Ф. Адашев. Это правительство стремилось к укреплению самодержавной власти и усилению централизации государства. В этих целях в 1549-1560 был проведен ряд реформ. Укреплению централизации управления государством способствовали Земская и Губная реформы, формирование важнейших приказов. В армии было ограничено местничество и созданы основы стрелецкого войска. В 1555-1556 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 — Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни “Стоглав”. В 1550 был принят общегосударственный правовой кодекс — новый Судебник. Земская реформа Ивана IV, заменила наместничье управление в городах, местным выборным самоуправлением. Завершила перестройку местных органов по принципу сословного представительства. Губная реформа, реформа местного управления в Русском государстве в 1530-1550-х гг. По губной реформе дела о заведомо известных “лихих людях” (разбойниках и ворах) были изъяты из суда наместников и переданы “выборным головам” (губным старостам) из местных дворян или детей боярских.
Подведение итогов.
А) Что вы сегодня узнали нового на уроке?
Б) каким вы увидели Ивана Грозного? Каким он был
человеком?
В) нужно ли изучать жизнь царей или достаточно
изучить его политику7
Г) смогли ли вы выделить положительные стороны
Ивана?
Д) проблемный вопрос: Иван Грозный – это тиран
или реформатор?
Е) остались ли у вас вопросы? Решили ли мы свою
задачу?
Если у учащихся остались вопросы, то ответы на них вы найдете на следующих уроках, посвященных Ивану Грозному.
4. Закрепление материала (тест).
1. Найдите лишнее.
Из перечисленных реформ Елены Глинской были проведены следующие:
А) изъятие уголовных дел из ведения наместников;
Б) денежная реформа;
В) создание полков нового строя.
2. Регентство Елены Глинской начинается с:
А) 1530 г.; Б) 1533 г.; В) 1538 г.
3. Регентство Елены Глинской заканчивается в:
А) 1530; Б) 1533; В) 1538; Г) 1547.
4. Избранная рада – это:
А) созданный Иваном грозным кружок
единомышленником для разработки важнейших
реформ;
Б) сословно-представительный орган власти;
В) орган местной власти;
Г) орган для подготовки конституции в России.
5. В избранную раду из перечисленных государственных деятелей входили:
А) Б.Ф. Годунов; Б) М.И. Воротынский; В) А.Ф. Адашев.
6. В каком году был принят “Стоглав”:
А) 1550; Б) 1551; В) 1552; Г) 1556.
7. Продолжите логический ряд.
Посольский приказ, Разбойный приказ, _____________
8. Найдите лишнее:
“Уложение о службе” определяло порядок прохождения службы:
А) купечества; Б) землевладельцев; В) духовенства.
5. Домашнее задание.
Подберите цитаты историков, литераторов об Иване, выразите свое мнение.
Составить таблицу: реформа, год, суть.
Параграф 25 читать.
6. Рефлексия.
Чему научились?
Довольны ли собой?
На уроке я…
Я весь урок…
Какого цвета был урок?
Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....
28 03 2024 11:47:47
Изучение реформ Петра I всегда вызывает живой интерес у школьников. Однако, можно сделать эти уроки еще более занимательными, красочными и творческими. С этой целью для изучения можно предложить учащимся поставить театрализованные постановки, используя для этого элементы произведений А.Толстого "Петр Первый", Ю.Германа "Россия Молодая", либретто оперетты В.Щербачева "Табачный капитан" адаптировав их для подростков....
27 03 2024 22:15:26
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
26 03 2024 18:36:36
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
25 03 2024 14:23:38
Урок изучения нового материала. В основе методики – сочетание рассказа учителя и работы учащихся с документами эпохи с последующим их обсуждением и комментариями. Особое внимание уделено краеведческому аспекту, тем зданиям и сооружениям в Санкт-Петербурге, с которыми связаны события правления Николая I....
24 03 2024 7:49:41
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
23 03 2024 23:18:29
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме. ...
22 03 2024 13:24:30
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....
21 03 2024 7:21:46
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества. ...
20 03 2024 6:42:35
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
19 03 2024 8:38:52
В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства РФ, провести анализ проблем малого бизнеса в РФ, ЯНАО, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...
18 03 2024 3:18:38
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
17 03 2024 8:43:37
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
16 03 2024 3:15:27
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
15 03 2024 11:22:41
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
14 03 2024 19:30:44
Рекомендуем провести урок "Советско-финская война в воспоминаниях участников 40-х годов" с целью ознакомления учащихся с неизвестным для них событием из истории своей страны, активизировать изучение теоретического материала (из учебника), проанализировав одно из художественных воспоминаний о войне. Акцент при изучении делается на 2 аспекта: влияние идеологии в воспоминаниях и проявление патриотизма. Итогом работы считается эмоционально-оценочный вывод....
13 03 2024 10:16:25
Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....
12 03 2024 7:55:24
Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром. ...
11 03 2024 5:49:20
Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов. ...
10 03 2024 5:59:30
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
09 03 2024 8:27:57
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
08 03 2024 1:28:55
Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....
07 03 2024 10:10:53
Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи -Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...
06 03 2024 14:25:20
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
05 03 2024 5:14:36
Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....
04 03 2024 8:38:50
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны. ...
03 03 2024 11:40:10
Элективный курс ставит своей целью расширить знания учащихся в области потрeбления, механизмов защиты прав потребителя, привить навыки грамотного потрeбления. Данный курс имеет прикладной хаpaктер, направлен на пpaктико-ориентированную деятельность, предназначен для учащихся 9-х классов. ...
02 03 2024 21:51:22
Цель урока - на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм и насколько страшно его возвращение. Многие молодые люди, вступая в наше время в фашистские организации, даже не подозревают, на что они себя обрекают, забывают, какой ценой была достигнута Победа....
01 03 2024 13:48:25
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
29 02 2024 12:13:56
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
28 02 2024 11:27:13
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
27 02 2024 22:10:46
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
26 02 2024 13:30:33
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
25 02 2024 23:45:48
Урок формирует у учащихся умение систематизировать, анализировать большой объем исторической информации, самостоятельно интерпретировать события. Ребята осмысливают трагические страницы новейшей отечественной истории....
24 02 2024 12:30:10
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
23 02 2024 4:52:54
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
22 02 2024 6:36:20
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
21 02 2024 0:47:35
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
20 02 2024 13:59:31
Урок проводится в рамках программы изучения истории Древнего мира, раздел Древняя Греция. Форма проведения занятия призвана познакомить учащихся с традициями театральных постановок в древности, заинтересовать их истоками этих представлений, вызвать желание сравнить театр древний и современный....
19 02 2024 20:10:36
Цель занятия - формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941–1942 гг. Данное мероприятие было проведено для учащихся 7–11-х классов. Для зрителей была разработана система вопросов, которая включала их знания о музеях Москвы, о памятниках и памятных местах столицы, о героях битвы, о названиях объектов города и Северного округа, связанных с Московской битвой....
18 02 2024 18:30:53
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения. ...
17 02 2024 6:58:16
Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....
16 02 2024 0:18:42
Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал ИКТ-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....
15 02 2024 2:25:35
Открытый интегрированный урок в 5-м классе предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Предлагаемый вниманию учителей урок сопровождается компьютерной презентацией и набором заданий (вопросов), которые направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности, воображения, коммуникативных навыков. Задания даны в игровой форме превращая урок в интересное познавательное путешествие в мир первобытного человека....
14 02 2024 7:51:41
Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....
13 02 2024 6:18:29
Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....
12 02 2024 20:55:34
Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
11 02 2024 22:40:49
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
10 02 2024 22:38:27
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
09 02 2024 22:36:31
Познавательная игра "Отмена крепостного права в России" может использоваться учителями истории на повторительно-обобщающих уроках по данной теме. Она построена с учетом тех знаний, которые учащиеся получили во время уроков, а также дополняет их новыми интересными фактами. В игре учащиеся не просто заучивают материал, а рассматривают его с различных сторон, раскладывая на многообразные логические ряды....
08 02 2024 4:16:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::