Урок истории "Политическая система и российское общество в начале ХХ в."
Тип урока: интегрированный.
Форма урока: лабораторное занятие.
Цели урока:
- Обучающие:
- Показать особенности политического развития и социальной структуры российского общества начала ХХ века, показать историческую необходимость их реформирования и эволюции.
- Развивающие:
- Развитие умений комплексного поиска и анализа исторической информации в источниках разного типа;
- Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов;
- Формирование умений причинно-следственного анализа, систематизации информации и выявления общих закономерностей;
- Развитие коммуникативных навыков.
- Воспитывающие
- Анализ и соотнесения целей и средств их достижения.
- Лекция.
- Критический анализ текста.
- Анализ статистических данных.
- Учебник Загладина Н. В., Козленко С. И. История России XX – XXI век.
- Раздаточный материал (на каждую парту).
- Система государственного управления в России в начале ХХ века. Особенности политического развития.
- Структура российского общества.
- Основные вопросы внутренней политики.
Методы и приемы:
Методическое сопровождение урока.
План урока
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Организационный | Здравствуйте. Сегодня мы рассмотрим тему “Политическая система и российское общество в начале XX века” Определение цели урока: Выявить причины и необходимость проведения реформы политической системы. Определить закономерность направления развития системы государственного управления. |
|
2.Изучение нового материала | 1. Система государственного управления в России в начале ХХ века. Особенности политического развития Система российской государственной власти в начале ХХ века выглядела следующим образом. . Органы государственного управления в начале ХХ века 1. Государственный совет как высшее законосовещательное учреждение интенсифицировал свои функции. Госсовет рассмотрел не только проекты реформ, но и массу различных узаконений, а также дела, связанные с организацией и статусом капиталистического предпринимательства и собственности, акционерных обществ, компаний, банков, новых социальных слоев, буржуазного, фабричного законодательства. В его ведении находились вопросы, требовавшие отмены, ограничения, дополнения или пояснения существовавших законов и принятия новых. Он рассматривал общие распоряжения к исполнению законов, с 1862г. — государственную роспись доходов и расходов, с 1894 г. — годовые отчеты Государственного банка. 2. Собственная Его Императорского Величества Канцелярия занималась подготовкой личных бумаг императора, осуществляла контроль за деятельностью местных властей, печатью, образованием. Занималась перемещением и назначением на государственную службу чиновников. 3. Комитет министров имел хаpaктер высшего административного учреждения, рассматривал проекты наиболее важных законов. Иногда император мог проводить свои предложения через Совет министров в обход Государственного совета. При этом Совет министров не мог координировать совместную деятельность министерств – каждое из них работало обособленно. Наиболее влиятельным считалось министерство внутренних дел. Особенностью российской системы можно считать отсутствие должности премьер-министра. Это объяснялось нежеланием императоров видеть рядом человека, наделенного слишком большим объемом власти. 4. Правительствующий Сенат издавал, рассылал во все высшие, центральные, местные учреждения новые законы, несколько раз в неделю с 1863 г. публиковал брошюры “Собрание узаконений и распоряжений”, продолжал толковать законы, защищал права учреждений, сословий, лиц в случае их нарушения. На правах высшей кассационной инстанции Сенат стал рассматривать жалобы и протесты на решения местных судов, отменять их в случае обнаруженных нарушений судопроизводства, передавать дела на пересмотр в другие судебные органы. 5. Святейший Синод осуществлял высшее государственное управление церковью. Через него осуществлялось идеологическое влияние монархии на все слои ощ9ества, а также на сферу образования. Таким образом, унаследовавший в 1894 г. российскую корону Николай II, оказавшийся последним царствующим представителем династической немецкой линии, не оправдал надежд на поворот в сторону реформ, проявил такой же консерватизм, как его отец, был уверен в незыблемости и вечности самодержавного управления, назвал себя “хозяином земли русской” во время переписи населения, опирался на вооруженную силу, чиновничество, объявил “бессмысленными мечтаниями” конституционные надежды, стремился укрепить самодержавно-полицейскую систему управления. В конце XIX в. управление Российской империей представляло собой огромную государственную, сословную иерархизировапную бюрократическую пирамиду с императором на вершине, самый многочисленный в мире административный аппарат (более 450 тыс. чиновников), жесткую и централизованную вертикаль исполнительных органов, подконтрольные и ограниченные элементы многосословного земского и городского общественного у правления. |
Записать в тетрадь в виде таблице основные органы гос. управления, выделить их функции |
2. Структура российского общества. Для того, чтобы определить структуру, я предлагаю вам проанализировать результаты переписи 1897 года. Ваша задача выявить основные социальные и группы и определить, какие направления внутренней политики государства должны были осуществляться |
Анализ статистических данных (работа с таблицами), ответы на поставленные вопросы |
|
Вывод: Российское правительство не учитывало интересы самой многочисленной социальной группы (крестьянства) и не принимало во внимание так называемый “рабочий вопрос”. Что входит в понятие “рабочий вопрос”? Нерешенность насущных вопросов привела к массовым выступления рабочих. Но нежелание правительства решать уже имеющиеся вопросы, привело к тому, что требования рабочих сильно изменились. Ваша задача на основе текста документа, определить хаpaктер требований рабочих, а также последствия, к которым эти выступления привели. Вывод: нерешенность вопросов социального хаpaктера привели к изменению требований, выдвигаемых рабочими, и в конечном счете, к революционным событиям 1905 – 1907 гг. |
Анализ тестов документов |
Приложения
В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....
07 12 2023 1:28:27
Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь.
...
06 12 2023 15:54:10
Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме "Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....
05 12 2023 4:44:43
Цели урока: формирование ключевых компетенций на уроке; ознакомление обучающихся с причинами и хаpaктером феодальных войн, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой); хаpaктеристика основных этапов Столетней войны; героическая роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции....
04 12 2023 9:51:14
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история.
...
03 12 2023 9:26:14
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций".
...
02 12 2023 10:35:51
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
01 12 2023 18:17:25
Учебное занятие проводится в форме комaндной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три комaнды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории.
...
30 11 2023 4:37:35
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
29 11 2023 14:15:26
Для раскрытия данной темы учитель использовал работу в парах, проблемный вопрос, предварительное индивидуальное задание. Мотивация учебной деятельности ведется на всех этапах урока. Работоспособность учащихся обеспечивается за счет частой смены деятельности, проблемного вопроса, заинтересованности в начале урока....
28 11 2023 13:42:20
Глава «Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, хаpaктеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....
27 11 2023 23:43:15
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
26 11 2023 15:27:39
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем.
Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
25 11 2023 3:28:55
Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме "Страны Запада в 1945–2011 гг."....
24 11 2023 18:57:17
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
23 11 2023 6:53:12
Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....
22 11 2023 12:43:24
Цель урока – актуализация представлений о возникновении и становлении государственности на Руси в с IХ века по ХIII век, попытка осмысления национальной идеи нашего государства, выработанной тысячелетней историей. У учащихся формируются представления об антинорманской теории возникновения государственности на Руси; закрепляются знания о политическом устройстве Новгородской республики....
21 11 2023 6:17:48
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
20 11 2023 10:50:59
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
19 11 2023 0:57:29
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века.
...
18 11 2023 20:32:35
Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....
17 11 2023 21:50:12
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
16 11 2023 2:12:44
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
15 11 2023 3:29:15
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
14 11 2023 21:51:20
Как повысить интерес учеников к предмету? Решению задачи в определённой мере способствуют внеклассные мероприятия по истории, способствует внеклассная работа и особенно игры по предмету. Интересная захватывающая игра – составная часть учебно-воспитательного процесса, способ углубления знаний по истории....
13 11 2023 4:20:42
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....
12 11 2023 0:51:23
Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....
11 11 2023 9:35:18
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
10 11 2023 14:30:14
На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....
09 11 2023 3:13:33
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
08 11 2023 7:55:58
Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....
07 11 2023 7:50:11
Урок ставит задачу выяснить в процессе исследования, кем был Петр I – тираном или реформатором. Для выполнения домашнего задания класс был разделен на две группы. Задание для первой группы учащихся: приготовить презентацию, в которой Петр выступает как тиран. Заданием для второй группы было показать императора реформатором.
...
06 11 2023 23:52:22
Урок "Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л.Н. Боголюбова "Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....
05 11 2023 23:51:11

Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
04 11 2023 16:57:24
Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения.
...
03 11 2023 21:26:12
Школьные годы - удивительное время, когда учащиеся делают открытия, познавая мир во всем его многообразии, учатся уважать прошлое, ценить настоящее и думать о будущем. Цель урока: сформировать знания у учащихся о возникновении итальянских колоний на черноморском побережье....
02 11 2023 15:10:41
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником нравственности, гражданской позиции, различных социальных ролей в процессе обучения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
01 11 2023 9:49:21
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
31 10 2023 3:39:21
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
30 10 2023 18:42:27
Целью моей работы является рассмотрение норм морали в нормативно-правовых актах.
Я считаю, что преступность – проблема номер один в нашем обществе.
Какова молодежь – таково и общество будущего. Поэтому важны не только профилактика преступления, но и особый подход к наказанию. И об этом надо говорить на уроках в школе. Материалы курса могут быть использованы на уроках истории и обществознания как отдельный компонент.
...
29 10 2023 8:51:48
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян.
...
28 10 2023 2:27:38
В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г.Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....
27 10 2023 10:26:17
Тест можно использовать на уроке истории после изучения темы "Гражданская война в России" в 9-м классе....
26 10 2023 23:49:13
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки.
...
25 10 2023 17:53:31
Изучая в 3-х и 4-х классах предмет "Введение в историю", мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. На основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села.
...
24 10 2023 7:49:18
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве.
...
23 10 2023 12:33:25
Урок позволяет сформировать у учащихся яркое, образное, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставляет учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе урока. Помогает ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать их.
...
22 10 2023 15:50:13
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке
рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
21 10 2023 12:48:17
Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....
20 10 2023 17:32:33
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
19 10 2023 19:10:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::