Повторительно-обобщающий урок для учащихся 7-х классов по теме "Россия при Петре Великом"
Цели урока:
1. Подвести итоги изучения жизни и деятельности Петра Первого.
2. Закрепить знания важнейших фактов данного периода.
3. Обобщение, систематизация изученного.
Задачи урока:
1. Образовательная.
Знать хронологию основных событий времён правления Петра Первого.
Называть преобразования в экономике, армии, государственном устройстве, церковном управлении, культуре и давать им оценку.
Работать с исторической картой.
2. Развивающая.
Находить в энциклопедиях, справочниках, учебнике факты о деятельности Петра Первого, понимать их значение, пользоваться дополнительной исторической литературой и современными компьютерными технологиями.
3. Воспитательная.
Воспитывать в детях интерес к изучению истории, любовь к Родному Отечеству, гордость и патриотизм.
Оборудование урока:
1. Историческая карта “Россия в 17 в. - 1760 гг.”.
2. Портрет Петра Первого.
3. Мультемидийная установка.
4. Раздаточный материал.
5. Иллюстрации основных тем и событий.
6. Картосхемы.
Методические рекомендации:
1. Урок разработан в игровой форме, как викторина.
2. Класс делится на 2 комaнды.
3. В конце урока - каждый ученик получает оценку.
ЗАДАНИЕ 1: РАЗМИНКА ДЛЯ УМА
Каждая комaнда отвечает на пять вопросов.
1. Как звали отца царя Петра? (Царь Алексей Михайлович)
2. Назовите дату Северной войны. (1700-1721 гг.)
3. Когда был основан г.Санкт-Петербург? (1703 г.)
4. Что такое “абсолютизм”? (Форма правления государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть).
5.Как называлась первая печатная газета? (“Ведомости”)
1. Как назывались потешные полки Петра? (Семёновский и Преображенский)
2. Назовите годы Великого посольства. (1697-1698 гг.)
3. Когда был подписан Ништадтский мир? (1721 г.)
4. Дайте определение “аристократии”. (Родовая знать)
5. Когда и где был открыт первый русский музей? (1714 г. Кунсткамера; СПб.)
За каждый правильный ответ - 1 балл.
ЗАДАНИЕ 2: ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
На экране появляются портреты выдающихся политических деятелей и представителей культуры времён Петра Великого: А.Д.Меншиков, Б.П.Шереметев, Н.П.Репнин, П.И.Ягужинский, Ж.Лeблон, Д.Трезини, Ф.Б.Растрелли, И.К.Коробов, М.Г.Земцов, И.Н.Никитин и другие.
Каждая комaнда выбирает портрет одного исторического лица и даёт краткую хаpaктеристику его деятельности.
За правильный ответ - 2 балла.
ЗАДАНИЕ 3: ТЕСТИРОВАНИЕ
Проверка основных знаний
На экране появляются вопросы с вариантами ответов, чья комaнда быстрее даст правильный ответ та и заработает дополнительный балл. За каждый правильный ответ - 1 балл.
1. Первая половина 18 в. в историю России вошла как:___
а) елизаветинское время;
б) петровская эпоха;
в) екатерининская эпоха.
2. Определите цели “Великого посольства”:___
а) поиск союзников в предстоящей войне против Швеции;
б) заключение мирного договора с Турцией;
в) обучение царя Петра за границей.
3. Укажите даты Северной войны:___
а) 1700-1721 гг.; в) 1699-1720 гг.;
б) 1709-1721 гг.; г) 1701-1721 гг.
4. Полтавская битва произошла:___
а) в 1705 г.; в) в 1707 г.;
б) в 1709 г.; г) в 1704 г.
5. Определите причины поражения русских войск под Нарвой:___
а) отсутствие комaндного состава;
б) небоеспособность русской армии;
в) отсутствие царя Петра во время осады.
6. В 1703 г. в ходе Северной войны царь Пётр основал город:___
а) Санкт-Петербург;
б) Архангельск;
в) Азов.
7.Союзником России в войне со Швецией была:___
а) Голландия;
б) Англия;
в) Речь Посполитая.
8. Россия в 18 в. становится империей. Первым императором был:___
а) Пётр Второй; б) Михаил Романов; в) Пётр Первый.
9. Укажите итоги Северной войны:___
а) Россия отвоевала выход в Балтийское море;
б) Россия лишилась части своей северной территории;
в) Россия получила выход в Чёрное море.
10.Петра Первого можно назвать:___
а) реформатором;
б) консерватором;
в) революционером.
11. Пётр Первый начал свою реформаторскую деятельность с реформ в области:___
а) просвещения;
б) военной;
в) промышленности.
12. В результате реформаторской деятельности Петра Первого в России оформилась:___
а) абсолютная монархия;
б) конституционная монархия;
в) имперская власть.
13. Отметьте проведённые Петром Первым преобразования в области экономики:___
а) развитие мануфактур;
б) ослабление крепостного гнёта;
в) расширение внутреннего рынка.
14. В области внешней торговли и отечественной промышленности правительство проводило политику меркантилизма. Меркантилизм - это:
а) политика активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны;
б) невмешательство государства в хозяйственную жизнь страны;
в) преобладание ввоза товара над вывозом.
15.Значение реформ Петра Первого состояло в том, что___
а) были созданы регулярная армия и флот;
б) произошел рост мануфактурного производства;
в) получили развитие наука и образование;
г) верны все ответы.
16. Соотнесите события и даты:___
1. Открытие Академии наук. 2. Создание Кунсткамеры. 3. Введение празднования Нового года. |
а) 1725 г.; б) 1714 г.; в) 1700 г. |
17.Соотнесите название органов правления и чем они являлись:___
1. Сенат. 2. Земский собор. 3. Боярская дума. |
а) совет бояр; б) сословно-представительное учреждение; в) высший государственный совет. |
18.Ухудшение положения крестьян в начале 18 в.объясняется:___
а) возросшими государственными повинностями;
б) мобилизацией на строительство флота и Санкт-Петербурга;
в) приписыванием к мануфактурам;
г) верны все ответы.
19.Строительство Санкт-Петербурга началось с сооружения:___
а) Михайловского замка;
б) Петропавловской крепости;
в) Зимнего дворца.
20. “Вечным работником” назвал Петра Первого:___
а) А.С.Пушкин; б) А.Д.Меншиков; в) Н.М.Карамзин.
КЛЮЧ К ТЕСТУ:
1. б; 6. а; 11. б; 16. 1а; 2б; 3в;
2. а; 7. в; 12. а; 17. 1в; 2б; 3а;
3. а; 8. в; 13. а; 18. г;
4. б; 9. а; 14. а; 19. б;
5. б; 10. а; 15. г; 20. а.
ЗАДАНИЕ 4. КОНКУРС КАПИТАНОВ
Каждый капитан получает конверт с заданием, которое предполагаетработу с картой. За правильный ответ - 2 балла.
Конверт 1:
а) В хронологическом порядке покажите на карте места основных военных сражений Северной войны 1700-1721 гг.
б) Покажите на карте территорию, вошедшую в состав России по Ништадскому миру 1721 г.
Конверт 2:
а) Покажите на карте районы Астpaxaнского восстания 1705-1706 гг.и восстания под предводительством К. А.Булавина - 1707-1709 гг.
б) Покажите на карте территорию, вошедшую в состав России в результате Азовских походов и закреплённую по
Константинопольскому миру 1700 г.
ЗАДАНИЕ 5: ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС
Заранее комaндам было предложено подготовить творческую работу дома и представить её на конкурсе. Это может быть инсценировка на тему эпохи времён Петра Первого, рисунок, стихотворение собственного сочинения.
Конкурс оценивается по 5 бальной системе.
Закончился повторительно-обобщающий урок-игра, подсчитаны баллы, все участники получают оценки за урок.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. А.А.Данилов. История России. Изд-во М.: “Просвещение”. 2010 г.
2. М.Н.Зуев. История России. Учеб-е пособие. Изд-во М.: “Сникс 21 век”. 2008 г.
3. И.Гpaбарь. Петербургская архитектура 18-19 вв. СПб.: “Лениздат”. 1994 г.
4. Энциклопедия. История России. Изд-во М.: “Аванта+”. 1995 г.
Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....
18 03 2024 4:37:44
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
17 03 2024 23:11:46
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
16 03 2024 8:50:40
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
15 03 2024 15:26:57
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
14 03 2024 12:35:19
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
13 03 2024 0:50:54
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
12 03 2024 1:57:59
Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. ...
11 03 2024 17:29:55
Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры «Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....
10 03 2024 15:58:22
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
09 03 2024 6:54:12
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
08 03 2024 11:57:30
Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому. ...
07 03 2024 23:12:26
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
06 03 2024 2:43:28
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России. ...
05 03 2024 12:20:22
Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....
04 03 2024 11:26:22
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
03 03 2024 2:28:16
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному. ...
02 03 2024 18:38:57
Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....
01 03 2024 20:22:48
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
29 02 2024 2:49:40
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...
28 02 2024 1:32:53
Для активизации процесса познания, повышения интереса учащихся к историческому материалу на уроках истории используются разнообразные методические приёмы: работа с историческим текстом, дискуссия, мини-лекция, работа в группах, экспресс-опрос, работа с таблицей, составление развёрнутого и ситуативного плана, синквейна, проблемные задания, игра, таблицы. ...
27 02 2024 13:47:38
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
26 02 2024 14:38:36
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
25 02 2024 13:45:24
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
24 02 2024 6:27:10
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
23 02 2024 4:29:49
Урок позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повышает познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение пpaктических заданий, которые проводит учитель географии. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы с географической и исторической картой и углубляют полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей....
22 02 2024 9:15:27
Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....
21 02 2024 18:30:44
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
20 02 2024 5:34:46
На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....
19 02 2024 1:52:29
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
18 02 2024 11:41:47
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
17 02 2024 23:55:16
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
16 02 2024 14:33:37
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
15 02 2024 20:18:56
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
14 02 2024 1:13:26
Данная работа представляет собой дидактический материал по урокам истории для седьмого класса. ...
13 02 2024 13:20:40
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
12 02 2024 0:18:24
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
11 02 2024 6:41:30
Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....
10 02 2024 6:56:10
Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество. ...
09 02 2024 8:14:32
Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....
08 02 2024 18:14:45
В работе рассматривается структура модульного урока на примере модульного урока "Внутренняя политика Николая I". Акцентируется внимание на том, что модульное обучение предполагает большую самостоятельность обучающихся в получении информации и усвоении знаний, умений и навыков. ...
07 02 2024 15:38:17
В статье приводятся разработки рабочих программ по обществознанию для 9–10-х классов. Дети готовятся к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны, учатся оценивать свои способности....
06 02 2024 14:42:32
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
05 02 2024 21:45:22
Урок-память посвящается миллионам павшим, славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез. ...
04 02 2024 16:35:23
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
03 02 2024 14:22:34
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
02 02 2024 10:26:16
Цели урока: изучение политического режима в СССР в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....
01 02 2024 19:47:36
Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и пpaктических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей. ...
31 01 2024 10:18:18
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
30 01 2024 2:37:41
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
29 01 2024 8:13:36
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::