Реализация этнокультурной составляющей с учетом компетентностного подхода на уроках истории
Современное общество предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. [1] Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. [2] В сегодняшних условиях образованность начинает осознаваться, как умение владеть различными техниками работы с информацией, совершенствования навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.
Организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. При этом собственно содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения таких проблем. Эти положения являются основополагающими в компетентностном подходе в образовании.
Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации чего-то (знаний, качеств, способностей), но и его готовность к использованию и применению всего накопленного: знаний, умений, отношений, опыта - в учебной или жизненной ситуации.
Основоположником компетентностного подхода принято считать Д.Равена и его исследовательский труд “Компетентность в современном обществе”. В настоящее время наиболее активно исследуются такие компетентности, как компетентность учения (перевода учения в самообучение, саморазвитие, работа с самим собой); коммуникативная компетентность; информационная компетентность; организационная компетентность; социальная компетентность.
Бесспopно, каждое из этих направлений “компетентностного существования” интересно и играет важную роль в формировании полноценной личности. [3] Немаловажной составной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании.
Цель изучения региональной истории - создать условия для формирования компетентного, высокообразованного, гуманного человека. Задачи: дать глубокие, прочные знания в области исторического краеведения; воспитать в личности важные для современного специалиста качества: широту мышления и мировоззрения, творческое воображение, гражданственность, толерантность; формировать готовность молодежи к самостоятельной жизни в противоречивом современном мире, учить взаимопониманию между людьми, представляющими различные культурные, этнические, лингвистические, религиозные традиции, помочь человеку осознать себя не только представителем региона, страны, но и гражданином мира.
Новые тенденции, наблюдаемые в исторической науке, все больше находят отклик и в школьном преподавании истории: возрастает интерес к локальной истории, к повседневной жизни людей, проблемам их отношений и восприятия мира, ибо фактор присутствия, т.е. ощущение, что происходившее или происходящее связано со знакомыми местами, делает учащихся своеобразными соучастниками того, о чем говорится на уроке. Немаловажную в этом роль играют ученические творческие работы-исследования истории улиц, памятных мест, жизни участников событий и т.д. Вся работа исследовательского хаpaктера проводится во внеурочное время. Реализация этнокультурной составляющей государственного стандарта общего образования удачно находит отражение и в мероприятиях, посвященных неделе истории. Так например, с целью активизации познавательной деятельности учащихся в ряде мероприятий по истории можно составлять кроссворды, в которых находят место события, как истории России, так и Хакасии.
Сложнее обращение к “местному” материалу непосредственно на уроке. И этому есть ряд причин: в основной школе количество часов, отведенных на весь курс всемирной истории и истории России всего 2 часа. Обращение к любой дополнительной информации при таких перенасыщенных курсах, на поиски которой еще и необходима затрата времени, кажется неприемлемым, и все же, смеем утверждать, возможным. Но это не должно происходить механически. Необходимо определить в рамках каких тем можно (или необходимо) обратиться к подобного рода материалу и с какой целью; определить методы и формы работы; так как программа перенасыщена, важно в истории региона найти события или явления, раскрывающие хаpaктерное государству в целом. В связи с введением с 2008-2009 учебного года в нашей школе учебных рабочих программ, мною были разработаны рабочие программы по истории России, в которые были внесены вопросы, касающиеся нашего региона. Так, например, в 7 классе при изучении темы “Внешняя политика России в XVII в.” предусмотрено изучение таких вопросов, как Присоединение и начало освоения Восточной Сибири. Русские первопроходцы. С.И. Дежнёв, Е.П. Хабаров. Борьба за господство над Хакасией. Ассимиляция красноярских качинцев и аринцев русским населением; в 8 классе при изучении темы “Восстание декабристов” - “Минусинский округ – место политической ссылки”; в 10 классе при изучении темы “Монголо-татарское нашествие на Русь” рассматриваем вопрос “Борьба древних хакасов с монголо-татарским нашествием”, а при изучении темы, посвященной внутренней политике императора Николая I – Кризис феодально-крепостнической системы в России и его проявление в Хакасии. Классовое расслоение хакасов.
Реализация приоритетных линий регионального компонента направлена на развитие умений учащихся самоопределяться в социуме, в мире культуры, ориентироваться на этнокультурные, общенациональные (российские) и общечеловеческие, ценности. Важнейшим средством выступает локальная история. Современный взгляд на локальную историю рассматривает ее как глобальную; начинаясь в одном конкретном месте, она охватывает и проявляется в других событиях и явлениях, так как все районы связаны между собой. Локальная история знакомит учащихся с историческими источниками и способствует развитию исследовательских умений. Продуктом деятельности может стать история семьи, рода, школы. Использование местных, семейных свидетельств создает связи между прошлым и настоящим, помогает прививать интерес к истории. Локальная история сосредоточена на жизни простых людей, на повседневности, пронизывая все слои общества. Это расширяет представления учащихся о реальной жизни человека в конкретной местности, стимулирует воображение учащихся. В ряду эффективных средств исторического образования, используемый мною, можно назвать исследовательский метод (социальные опросы, интервьюирование). Предмет и проблемы опроса, как правило, могут быть связаны с прошлыми историческими эпохами и современностью. Интервьюирование родственников и знакомых хаpaктеризуется следующим: во-первых, ученик получает возможность непосредственного общения с носителем исторического опыта (бабушки, дедушки, родители, соседи); во-вторых, интервью является средством получения данных о состоянии общественного мнения, уровне сознания и поведении людей; в-третьих, важное достоинство этого метода – широта охвата разнообразных сфер социальной пpaктики. Тематика интервью должна иметь конретную проблему, связанную с программными установками курса истории России. Например, в 9 классе для изучении темы “Коллективизация сельского хозяйства” (Процеес коллективизации в СССР и в нашей “малой Родине”) привлекаю разные источники: История Хакасии Чебодаев П.И.; Хакасия в XX веке: хозяйственное и социальное развитие. / отв. ред. Шекшеев А.П.; Из истории советской Хакасии/ отв. ред С.П. Ултургашев.; Очерки истории Хакасии советского периода 1917 – 1961 годы. К тому же в качестве домашнего задания рекомендую учащимся дополнительную литературу. Так, например, ценнейшим и интереснейшим источником для изучения периода коллективизации может служить повесть молодого хакасского писателя Олега Петровича Шулбаева “Год кровавой лисицы”, в которой автор описывает реальные события, происходившие в период коллективизации в одной маленькой деревеньке Тлаxах Таштыпского района. Главный герой повести крестьянин Албынах. Одни учащиеся могут прочитать эту повесть, другие расспросят своих родственников о событиях тех времен в Аршаново. Такая работа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. В 11 классе проблема “Судьба Отечества и моей семьи в эпоху Горбачева” рассматривалась на основе интервьюирования родителей, бабушек и дедушек, которые отразили главные противоречия тех лет. Благодаря такой работе, учащиеся учатся видеть место “малой Родины” в контексте мирового прострaнcтва. Восприятие мира, в котором живут ученики, усложняется, и они глубже понимают исторические процессы, происходившие в стране и в мире.
В заключение хотелось бы отметить, что одной из линий реализации компетентностного подхода является усиление прикладного, пpaктического хаpaктера всего школьного образования, в том числе и предметного обучения. Эта линия обусловлена необходимостью ответа на вопрос о том, какими результатами полученного школьного образования выпускник школы может воспользоваться вне школы. Учащихся необходимо мотивировать на самостоятельный поиск путей решения различных проблем.
Литература
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: “Дрофа”, 2003 г. – С.4.
- Там же. – С. 7.
- Yandex, Мачехина О.Н. Социальная компетентность старших школьников.
- Baгин А.А. Методика обучения истории в школе. - М., 1972. - 351 с.
- Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.
- Yandex, Е.И. Пометун, Г.О.Фрейман. Компетентностный подход и оценивание результатов обучения истории в школах Украины.
- Yandex, Ермилова А.Д. Возможные подходы в преподавании региональной истории. - г. Муравленко, Тюменская область
Урок обществознания, на котором объясняется новый материал по теме. На уроке учащимся дается понятие, что такое культура и каковы ее виды....
28 03 2024 17:12:47
Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....
26 03 2024 13:27:44
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
25 03 2024 6:35:18
Авторская программа по краеведению "Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...
24 03 2024 14:48:55
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
23 03 2024 19:28:27
Цель урока: познакомить учащихся с воспитанием мальчиков и девочек в XVI–XVII веках в семье казаков; воспитывать взаимопомощь, любовь к близким, любовь к родному краю....
22 03 2024 19:34:43
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
21 03 2024 7:31:51
"Политическое развитие страны" — урок к учебнику Данилова А.А. "История России. Конец XVI—XVIII вв". Презентация к уроку помогает выбрать объем и уровень сложности материала и заданий. Для закрепления материала используются задания из рабочей тетради к учебнику, которые отражены в презентации....
20 03 2024 22:40:25
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов. ...
19 03 2024 18:36:39
Курс рассчитан на реализацию в средних общеобразовательных учреждениях различных типов как элективный и во внеклассной работе по предмету. Способствует формированию толерантного отношения у учащихся, способности адекватно оценивать себя и других людей, овладению социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений. ...
18 03 2024 16:11:59
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему. ...
17 03 2024 16:20:13
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме. ...
16 03 2024 3:51:56
Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...
15 03 2024 13:15:58
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....
14 03 2024 13:33:53
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
13 03 2024 21:18:11
Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее. ...
12 03 2024 4:50:46
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
11 03 2024 19:25:54
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
10 03 2024 10:42:22
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
09 03 2024 10:59:31
В методической разработке урока обобщения и закрепления материала предполагается проведение пpaктической работы с использованием различных литературных источников. ...
08 03 2024 19:30:25
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
07 03 2024 18:41:17
Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
06 03 2024 8:22:34
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества. ...
05 03 2024 5:38:43
Описание серии модульных уроков по теме и пример первого из них. ...
04 03 2024 2:55:48
Представленный урок был проведен в 11 классе, рассчитан на 2 часа. Цель урока - проанализировать основные достижения художественной культуры конца XIX - начала XX века. ...
03 03 2024 19:37:59
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
02 03 2024 5:22:38
Цель урока: увековечение памяти Февроньи Николаевны Малгиной, потерявшей пятерых сыновей во время войны. Урок способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родному краю, чувства гордости и уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним....
01 03 2024 21:25:56
Внеклассное мероприятие содержит познавательный исторический материал.Учащиеся учатся применять комбинированные знания в области математики и краеведения. Мероприятие проводится для повышения интереса учащихся к учёбе. Решая задачи по математике, дети погружаются в историю блокадного Ленинграда, а сухие цифры и задачи приобретают живое звучание. Задания представлены разного уровня, преподносятся кратко и доступно....
29 02 2024 14:55:18
На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....
28 02 2024 17:27:56
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе". ...
27 02 2024 19:56:10
Урок помогает учащимся разобраться в таких вопросах, как почему люди объединяются в группы и можно ли входить в разные группы одновременно. Дети выясняют, что с момента рождения человек является члeном той или иной группы и всегда окружен другими людьми, где бы он ни находился. Интегрированный урок развивает коммуникативные навыки учащихся, учит с уважением относиться к мнению другого человека и формирует готовность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества....
26 02 2024 22:23:17
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией. ...
25 02 2024 17:48:18
Урок организован в форме дискуссии по вопросу: "В чём смысл жизни". Он сконструирован таким образом, что каждый ученик получил возможность для самореализации в процессе самостоятельной работы с "Рабочим листом"....
24 02 2024 5:27:27
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
23 02 2024 12:10:19
Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....
22 02 2024 15:32:29
Урок завершает тему «Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отpaбатывает навыки работы в комaнде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....
21 02 2024 19:13:41
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
20 02 2024 20:51:53
В этом году наша страна отмечает государственный праздник – 20-летие принятие Конституции РФ. Передать ключевые моменты содержания этого документа, которые необходимы для понимания значимости Конституций как Основного Закона Российской Федерации, а также отметить важность даты в становлении и развитии демократического общества – является целью данного занятия....
19 02 2024 3:10:29
Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....
18 02 2024 20:53:19
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
17 02 2024 5:24:58
Урок построен на использовании мотивационного видеофильма, систематизирующего знания учащихся по изученной теме, творческих работ учащихся, использовании ИКТ в виде презентации....
16 02 2024 1:43:14
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
15 02 2024 7:37:43
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
14 02 2024 7:15:37
Мероприятие уточняет знания учащихся о событиях войны 1812 г. У ребят активизируется познавательная деятельность, совершенствуются умения работать с дополнительной информацией. Формируется способность отбирать необходимый материал, проявляется интерес к историческому прошлому....
13 02 2024 12:58:55
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
12 02 2024 11:26:51
Цели и задачи урока: охаpaктеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....
11 02 2024 6:52:27
Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....
10 02 2024 0:30:15
На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....
09 02 2024 14:25:26
Урок "Предпринимательство" разработан для 8-го класса по курсу А.И. Кравченко "Обществознание. 8-й класс" с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах. Занятие позволяет раскрыть сущность предпринимательской деятельности, моделировать поведение предпринимателя в определенной экономической среде. ...
08 02 2024 2:52:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::