Урок истории "Россия в конце XVIII в.". 8-й класс
Цели и задачи урока:
Обучающие:
- Охаpaктеризовать внутреннее и международное положение России, раскрыть причины ее отставания от передовых европейских держав.
Развивающие:
- Совершенствовать умения учащихся выявлять причинно-следственные связи в процессе рассмотрения исторических событий.
- Формировать умения и навыки в составлении обобщающих таблиц и схем; систему работы с контурными картами, атласами, историческими первоисточниками.
- Продолжить формирование критического мышления учащихся в процессе определения роли личности в истории (на примере деятельности Петра I).
Воспитательные:
- Формирование славянской ментальности и патриотизма учащихся в процессе изучения всемирной истории.
Основные термины и понятия:
- Северная война,
- Азовские походы,
- Стрелецкий бунт,
- Дворцовые перевороты,
- Империя.
Тип урока: Комбинированный урок с элементами критического мышления учащихся в процессе самостоятельной работы с историческими источниками.
Ожидаемые результаты:
После этого урока учащиеся смогут:
- Определить время правления Петра I, даты Северной войны, разделов Речи Посполитой, результаты внутренней политики Петра I, его реформ, а так же внешней политики.
- Показать на карте территориальные изменения Российской империи в I половине XVII века.
- Дать определения понятиям “Империя” и “Дворцовые перевороты”.
- Высказывать суждения относительно хаpaктера внутренней и внешней политики Петра I.
Оборудование урока:
- Классная доска, заранее оформленная к уроку.
- Раздаточный материал для учащихся.
- Печатный материал для урока.
- Учебник по всемирной истории для 8 класса.
- Карта “Россия в конце XVII – начале XVIII века.
- Атласы по всемирной истории для 8 класса, контурные карты.
Структура урока:
- Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока.
- Актуализация опopных знаний учащихся (на основе проверки предыдущего домашнего задания).
- Изучение нового материала по следующему плану:
План изучения нового материала:
1. Общая хаpaктеристика Российского Государства в конце XVII века.
2. Петр I и его реформы.
3. Внешняя политика Петра I и образование Российской Империи.
4. Дворцовые перевороты. - Обобщение и систематизация знаний учащихся.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся. Объяснение нового домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.
Эпиграф урока:
“Историческая роль Петра I огромна и неоднозначна. Его провозглашали национальным гением, просветителем, спасителем России, революционером, “Наполеоном и Робеспьером” (А.С. Пушкин), называли антихристом, ненавистником всего русского, разрушителем и святотатцем. Легендарный царь-реформатор коoрдинально изменил ход русской истории.
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует…”
Вопрос к учащимся:
На протяжении урока проанализируйте изображение и поразмышляйте над вопросом: “Как Вы считаете, что в деяниях Петра принесло пользу России как государству и российскому народу, а что из них пошло во вред?” (Смотри Приложение 1 и Приложение 8).
II. Актуализация опopных знаний учащихся.
В качестве опережающего домашнего задания учащиеся должны были подготовить сообщения по следующим темам:
- Изобразительное искусство и архитектура Эпохи Просвещения.
- Творчество выдающихся писателей-просветителей.
- Развитие музыки в Эпоху Просвещения.
Заслушивая сообщения по заданным темам, учащиеся должны проанализировать их на основе предлагаемого алгоритма:
1. Тема сообщения.
2. Определение позитивности в сообщении по следующим критериям:
- полнота раскрытия темы,
- наличие тезиса,
- наличие аргументов,
- приведение примеров,
- наличие вывода,
- четкость изложения и культура речи ученика.
Подводя итоги этой части урока, учитель подчеркивает, что Просвещение – это цивилизационное культурное течение периода перехода от традиционного к индустриальному обществу. Его представители проповедовали утверждение “царства разума”, основанного на природном равноправии людей, политической свободе и гражданского равенства. Ставили целью просветить не только общество, но и монархов относительно содержания “истинного” человеческого общества, тем самым они хотели пошатнуть старую феодальную организацию общества, но необходимо отметить, что не во всех странах этот процесс происходил одновременно. Примером тому была Россия в конце XVII века.
III. Изучение нового материала.
1. Общая хаpaктеристика Российского Государства в конце XVII века..
Вопросы для беседы: (изучается на основе эвристической беседы по ранее изученному материалу)
- Было ли в России в конце XVII века развито мануфактурное производство.
- Что стало основным последствием принятия “Соборного уложения 1649 года”.
- Какие социальные группы играли решающую роль в общественной жизни России XVII века.
Дополняя и обобщая ответы учащихся, учитель обращает внимание на то, что в отличие от передовых стран Европы (Нидерландов и Англии), где уже зарождались новые капиталистические отношения и формировались новые классы (буржуазия и наемные рабочие) и происходили буржуазные революции, Россия оставалась страной, где крепостничество не только сохранилось, а еще больше усилилось.
Рассказ учителя:
Отсталость России стало следствием тяжелых испытаний, которые выпали на ее долю. Монголо-татарское иго надолго сдержало ее развитие. Целые столетия Россия была оторвана от природных контактов с Европой, не было выхода к морям. К началу XVII века страна была разорена. О том, что Россия была такой страной, нам свидетельствуют следующие факты:
- Господство феодально-крепостнического строя,
- Незначительное количество мануфактур, где использовался труд крепостных,
- Недостаточность добычи полезных ископаемых,
- Слабое развитие международной торговли,
- Пережитки феодальной раздробленности,
- Отсутствие регулярной армии и флота,
- Недостаточное развитие науки и отставание в области образования.
Однако изменения, назревавшие в XVII веке во всех сферах социально-экономической жизни страны переросли в I четверти XVIII века в качественный скачок. Уже в XVII веке в России возникли предпосылки преобразований, которые подготовили почву для проведения важнейших реформ.
Работа учащихся с учебником:
Прочтите текст учебника и определите предпосылки преобразований, которые дали возможность провести реформы.
Во время проверки выполнения задания учащиеся называют следующие предпосылки:
- Рост городов, расширение внутренней торговли,
- Создание первых мануфактур; постепенное формирование новых слоев общества (буржуазия и наемные рабочие),
- Укрепление абсолютизма, в результате чего боярская знать утратила руководящую роль в государстве,
- Утрата церковью своего прежнего могущества,
- Урегулирование дипломатических отношений Московского государства со странами Европы и Азии.
Обобщая ответы учащихся, учитель подводит их к выводу: Изложенные факты свидетельствуют о том, что в Росси в конце XVII века сложились предпосылки для проведения реформ, реализация которых была связана с деятельность Петра I.
2. Петр I и его реформы.
На основе материала учебника и дополнительного раздаточного материала учащиеся должны составить план ответа на вопрос: “Петр I и его реформы” (смотри Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7).
Примерный план, составленный учащимися:
- Вступление Петра на престол в результате острой борьбы за власть.
- Преобразование потешных полков в регулярную армию.
- Начало создание российского флота (1693 год).
- Азовские походы Петра.
- “Великое посольство”: посещение зарубежных стран молодыми дворянами в главе с Петром (1697–1698 г.г.)
- Подавление Стрелецкого бунта (1698 г.)
- Реформы Петра: военная реформа, реформа промышленности, реформа государственного управления, реформа местного управления, налоговая реформа, церковная реформа.
3. Внешняя политика Петра I и образование Российской Империи (изучается при помощи эвристической беседы с учащимися по вопросам).
Вопросы для беседы:
- Почему России был необходим выход к Балтийскому морю?
- Кому принадлежало побережье Балтийского моря в XVIII веке?
- При каких обстоятельствах эти территории были захвачены Швецией?
- Какие меры принимались государством, чтобы вернуть России Балтийские берега? Чем закончились эти попытки?
- В чьих интересах велась борьба за выход к Балтийскому морю?
Используя карту, учитель обобщает ответы учащихся, указывая на то, что Швеция в начале XVIII века была сильным государством на Балтийском море. Она захватила восточные берега в Латвии и Эстонии, часть Германии (Памеранию) и земли, что принадлежали Дании. Под ее властью находилась и Финляндия, поэтому в те времена Балтийское море называли “Шведским озером”.
Рассказ учителя:
Международное положение в Европе в начале XVIII векам благоприятно сложилось для союза североевропейских государств против Швеции. В это время в Европе шло подготовка к войне за испанскую корону между Испанией и Францией с одной стороны, Англией и Голландией и Австрийской империей с другой стороны. Война продолжалась с 1701 по 1713 год, и, конечно же, ее участники не могли вмешиваться в противоречия России и Швеции. В этих условиях против Швеции сложился союз северных государств: Россия, Дания, Саксония и Речь Посполитая. Военные действия против Швеции начинает Дания, войска которой взяли в осаду крепость Штральзунд. Армия польского короля обложила Ригу, а Россия, получив известие о мире с Турцией, тут же вступила в войну со Швецией, что произошло 9 августа 1700 года.
Во время изучения событий Северной войны учащиеся начинают заполнять таблицу. (Смотри Приложение 1.)
Северная война 1700–1721 г.г.
Дата | Основные военные действия | Значение побед русской армии и флота |
4. Дворцовые перевороты.
Работа с материалом учебника:
Учащимся предлагается ознакомиться с соответствующим пунктом параграфа и заполнить итоговую таблицу (смотри приложение 1)
Дворцовые перевороты XVIII века.
Кто возведен на престол? | Период нахождения у власти | Опора правителя |
Екатерина I – жена Петра I | 1725–1727 | Гвардейские полки, Высший тайный совет, сподвижники Петра I. |
Петр II – внук Петра I | 1727–1730 | Гвардейские полки, группировка князей Долгоруких, Высший тайный совет |
Анна Иоанновна – герцогиня курляндская, дочь царя Ивана – брата Петра I | 1730–1740 (“бироновщина”) | Гвардейские полки, немецкое дворянство во главе с Бироном, тайная полиция |
Иван Антонович (регентом был Бирон) | 1740–1741 | Немецкое дворянство |
Елизавета – дочь Петра I | 1741–1761 | Гвардейские полки |
Петр III – внук Петра I | 1761–1762 | Не имел никакой опоры |
Екатерина II – жена Петра III | 1762–1796 | Гвардейские полки, российское дворянство |
IV. Обобщение и систематизация знаний учащихся (на основе тестирования). (Смотри приложение 1.)
Тест:
1. Московское государство в конце XVII века представляло собой:
А) Отсталую аграрную страну, конституционную монархию
Б) Страну, которая переходила от аграрного к индустриальному этапу развития,
самодержавную монархию
В) Передовую индустриальную страну, абсолютную монархию
Г) Отсталую аграрную страну – республику
Д) Отсталую аграрную страну, самодержавную монархию.
2. Установите соответствие между датами и событиями:
А. 1698 г. Б. 1696 г. В. 1689 г. |
1. Начало правления Петра I. 2. Взятие российскими войсками Азова. 3. Стрелецкий бунт. |
А | |
Б | |
В |
3. Какое событие стало поворотным пунктом в Северной войне?
А) Битва под Нарвой.
Б) Основание Санкт-Петербурга.
В) Полтавская битва.
Проверка теста осуществляется путем взаимопроверки в парах с помощью учителя.
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся. Объяснение нового домашнего задания.
- Отработать текст соответствующего параграфа учебника.
- Завершить заполнение итоговых таблиц, если они не были заполнены на уроке.
- На соответствующей контурной карте нанести основные битвы периода Северной войны.
- Подготовить сообщения по следующим темам:
- Исторический портрет Петра I.
- Петр I – великий реформатор.
- Рождение Великой Российской Империи.
- Поэт, воспевший Петра.
- Современники Петра – европейские монархи.
Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале. ...
18 03 2024 3:48:37
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины. ...
17 03 2024 7:14:33
Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....
16 03 2024 10:44:54
На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....
15 03 2024 8:34:37
Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся. ...
14 03 2024 23:55:19
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
13 03 2024 21:12:16
Интегрированный урок литературы и истории погружает в изучаемое произведение русского псателя. Дает представление о том, как определенные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, обобщает полученные знания на уроках литературы и истории....
12 03 2024 0:28:36
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
11 03 2024 2:25:47
Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы. ...
10 03 2024 0:43:27
Универсальность данной методической разработки состоит в том, что она может использоваться как на уроках истории, права и обществознания, так и во внеклассной работе, на классных часах в младшем и среднем школьном звене. Урок содержит в себе элементы проектно-исследовательской деятельности. В ходе урока происходит популяризация государственных символов России, расширение знаний о них, а также продолжается формирование чувства патриотизма и гражданственности....
09 03 2024 2:29:24
Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке. ...
08 03 2024 18:28:17
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
07 03 2024 18:25:43
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
06 03 2024 13:13:40
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения. ...
05 03 2024 20:14:12
Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....
04 03 2024 1:40:48
Урок разработан с учетом того, что учащиеся должны получить не только новые знания, но и отработать навыки, необходимые для сдачи ЕГЭ по обществознанию. Учащиеся должны усвоить специфику социального в человеке, углубить свои знания о понятии «личность», о факторах ее формирования....
03 03 2024 18:52:18
Цель урока – дать представление учащимся о детстве Петра; охаpaктеризовать причины, которые формировали личность будущего царя; ознакомить с началом правления Петра, его первыми преобразованиями. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ. ...
02 03 2024 2:24:22
В настоящее время существует острая необходимость воспитания духовности, нравственных качеств личности учащихся. Представленный материал сценария, вручения юным гражданам страны паспорта РФ, способствует формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. ...
01 03 2024 9:52:42
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
29 02 2024 1:21:18
Интеллектуальная игра проводится как внеклассное мероприятие или как обобщающий урок по теме ВОВ. Основные задачи: закрепление знаний учащихся по теме, формирование умений работать мобильно на уроке, воспитание человечного отношения к людям....
28 02 2024 9:41:26
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде. ...
27 02 2024 11:13:31
Целью урока является знакомство учащихся с ходом монгольского нашествия, определение причины поражения русских княжеств от войск Батыя. Урок включает в себя работу с картой и историческими источниками, самостоятельный поиск учебного материала. Даны приложения к уроку: презентация, самоанализ урока в виде презентации, системно-деятельностная основа урока. ...
26 02 2024 20:12:21
Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...
25 02 2024 13:34:31
Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....
24 02 2024 3:43:35
Рабочая программа по истории Отечества для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. В данной рабочей программе приведены примеры структурных компонентов, кроме календарно-тематического планирования....
23 02 2024 21:55:37
В статье приведены примеры из опыта работы учителя истории. Даны рекомендации как работать с хронологическим материалом, понятиями; как добиться грамотного и аккуратного ведения тетрадей; что нужно сделать, чтобы интерес к предмету не только не угас, но и развивался. В статье даны рекомендации о том, как сделать предмет интересным для учащихся....
22 02 2024 6:22:39
Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность мopaльно-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....
21 02 2024 1:34:53
Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....
20 02 2024 10:40:36
Как воспитывать патриотизм, гражданственность через уроки и внеурочную деятельность математиков? Учителя истории, литературы просто обязаны это делать, а "на математике нужно решать". Мною, как историком, была разработана данная программа. Свою актуальность программа не утратила сегодня. Создание условий для нравственного, патриотического, интеллектуального, физического воспитания личности - задача всех педагогов. Программа может применяться в качестве подпрограммы по патриотическому воспитанию молодого поколения. ...
19 02 2024 13:52:33
Цели урока: закрепить и обобщить полученные знания детей об истории и культуре первобытного общества; закрепить умения и навыки работы с исторической картой, атласом и дополнительной литературой; привить учащимся любовь к художественной литературе; привить учащимся уважение к древнему человеку; воспитать чувства сопричастности к истокам развития цивилизации. ...
18 02 2024 6:13:55
Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....
17 02 2024 5:18:28
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
16 02 2024 23:48:17
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века. ...
15 02 2024 21:47:31
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
14 02 2024 6:44:44
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования. ...
13 02 2024 1:49:21
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии. ...
12 02 2024 10:11:20
Представленный урок - один из уроков по вопросам права. Основным объектом изучения данного занятия является "Всеобщая декларация прав человека". Главная задача урока - на основе общего знакомства с содержанием декларации, первоначального усвоения ряда ее положений пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности....
11 02 2024 14:55:53
Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
10 02 2024 3:21:29
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
09 02 2024 6:59:52
Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования. ...
08 02 2024 21:24:33
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать. ...
07 02 2024 7:40:46
Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии. ...
06 02 2024 4:47:43
Работа на уроке проходит в учебных группах. Задействованы все учащиеся. Ученики по итогам урока пытаются определить собственное отношение к внутренней политике Ивана Грозного. В ходе урока работают с дополнительным материалом, самостоятельно находят ответы на предложенные вопросы. Построенная по данному плану работа может способствовать развитию навыков анализа исторического материала, умения делать выводы, аргументированно высказывать свое мнение. Для разработки урока был использован исторический материал, напечатанный ранее в приложении к газете "Первое сентября" - "История". ...
05 02 2024 5:38:21
Урок изучения нового материала и обучения учащихся постановке вопросов к тексту. Приведены образцы вопросов: их после изучения темы могут сформулировать как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены для простого повторения и закрепления темы, так и для более глубокого ее изучения с привлечением дополнительной литературы. Самостоятельная постановка учащимися вопросов позволит им совершенствовать умение постановки к первоисточникам....
04 02 2024 14:16:37
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
03 02 2024 18:20:48
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
02 02 2024 14:21:31
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
01 02 2024 6:56:39
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
31 01 2024 16:23:59
Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опopным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опopных схем....
30 01 2024 17:21:11
Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....
29 01 2024 19:13:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::