Урок истории "Последствия Смуты. Новые явления в экономике России XVII в.". 7-й класс
Цели:
- Образовательная: обеспечить усвоение учениками того, что после Смутного времени Россия оказалась в очень сложном положении, но смогла выйти из него, поставив во главу угла две задачи: восстановление и укрепление. Что позволило ей в XVII в. вступить в новый период исторического развития, связанный с появлением капитализма.
- Воспитательная: развитие уважения к умению преодолевать трудности, способности начать всё сначала;
- Обучающая: выделение главного и его признаков; выявление причинно-следственных связей; составление логических схем-цепочек с использованием кластера; формирование образа эпохи; работа по созданию разных типов текста; работа с учебником, картой, словарём; умение доказывать, делать выводы.
Средства:
- учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI -XVIII вв. 7 класс. – М., Просвещение, 2009 г.
- тетрадь;
- доска;
- наглядный материал: фото «Вологодские кружева»,
- заготовка кластера;
- заготовка аналитической таблицы;
- карта «Россия в XVII в.»;
- надписи и значки для карты;
- магниты;
- сообщения о ярмарках и ремёслах;
- заготовка клише для выступлений учащихся.
Тип урока: объяснение нового материала
Методы: метод критического мышления
Приёмы:
- эвристическая беседа
- работа с учебником
- RAFT-технология
- кластер
- синквейн
- «Мозговой штурм»
- дедукция и индукция
Внутрипредметные связи:
- взаимосвязь с темой «Смутное время»
- взаимосвязь с темой «Капитализм» в курсе Всеобщей истории.
Межпредметные связи:
- русский язык: стили речи, текста;
- география: показ по карте, учёт географических особенностей различных районов России;
- МХК и ИЗО: народные промыслы – вологодские кружева, ярославская роспись
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II. Переход к объяснению нового материала
– В течение нескольких уроков мы изучали с вами эпоху Смутного времени в России начала XVII в. Мы рассмотрели её причины, этапы, узнали, как и когда она закончилась. Сегодняшняя тема нашего урока посвящена её последствиям для России, её влиянию на развитие хозяйственной жизни России.
III. Объяснение нового материала
– Итак, тема: «Последствия Смуты. Новые явления
в Экономике России XVII в.»
Как вы видите данная тема разделена на две части,
что не случайно.
Любое событие, явление имеет не только свои
причины, ход, особенности, персоналии, окончание,
но и свои последствия.
Исходя из знания исторического материала
предыдущих курсов, предположите, какие
последствия обязательно должны были быть у
такого явления, как Смута.
Приём «Мозгового штурма»
Учащиеся: | Учебник: |
|
– Теперь посмотрим мнение авторов учебника. В чём ваши точки зрения совпали, что вы узнали нового?
– Исходя из выше перечисленного, сформулируйте задачи, которые стояли перед Россией после окончания Смуты.
- поднять с/х, укрепить дворянское землевладение;
- предотвратить отход населения из центральных районов России на её окраины;
- поднять уровень ремесла, восстановить торговлю, укрепить город.
– Сформулируйте их в нескольких словах.
Задачи:
- восстановление
- укрепление.
На доске делается запись в виде логической схемы-цепочки.
– Это были задачи правительства России в XVII в. Поставьте для себя задачу на данный урок.
Учащиеся: Какие меры были предприняты властью для преодоления последствий Смуты? (Доска) Исходя из второй части темы, вы можете предположить, что Россия не только преодолела последствия Смутного времени, но в её экономике начали происходить изменения. => вторая задача: какие новые явления проявились в экономике России XVII в.?
– Логично! Ознакомимся со структурой §. Я позволю себе изобразить её на доске.
Кластер (Приложение 1)
– Как видите, все пункты параграфа представляют отрасли экономики России на период XVII в. Обе задачи, которые мы с вами сформулировали имеют своё решение в каждом пункте.
RAFT-технология (Приложение 2)
Для решения данных задач вы разбиваетесь на группы. Каждая группа представит результаты работы с учебником в виде репортажа группы журналистов побывавших в XVII в. Вам раздаются задания, для выполнения которых даётся 7 минут. Представители групп подойдите сюда.
I группа: аналитики. Сельское
хозяйство.
II группа: иностранные журналисты.
Ремесло и торговля.
III группа: спортивные
комментаторы.Мануфактуры.
IV группа: метеорологи. Рост
городов.
По мере рассказа, каждая группа «распаковывает» свой сектор кластера. Одновременно происходит выделение мер, предпринятых царской властью для преодоления последствий Смуты.
Спасибо уважаемые журналисты. Вы славно потрудились. Каждая группа, представив результаты своей работы «распаковала» кластер. На доске перед нами предстали меры царского правительства для решения последствий Смуты и новые явления в экономике России.
Начнём с вашей первой задачи. Каким
путём она была решена?
Ответ: ужесточение мер с освоением
новых земель.
Посмотрите внимательно на те новые явление, которые вы выделили в экономике России.
- Знакомы ли они вам?
- Что они могут означать?
Ответ: развитие капитализма в России.
- Какие именно явления говорят об этом?
Ответ: мануфактура, наёмный труд, всероссийский рынок, колонизация, специализация районов, денежный оброк.
Какие выводы вы можете сделать? => те
же явления, что и в Западной Европе.
Но всё ли здесь повторяет ЗЕ? Докажите это.
Какие выводы вы можете сделать? => Россия имеет свои особенности в развитии, которые объективны и закономерны. Почему?
IV. Закрепление
Составление синквейна по понятию «Российский капитализм»
V. Домашнее задание
§4, синквейн, вопросы.
VI. Выставление оценок
VII. Самоанализ
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
18 08 2022 19:45:11
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
17 08 2022 19:26:52
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
16 08 2022 10:30:28
Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология.
Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в бpaк; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений.
...
15 08 2022 1:23:21
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении.
...
14 08 2022 12:52:58
Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....
13 08 2022 12:37:28
Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса.
На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления.
Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....
12 08 2022 5:38:42
На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
11 08 2022 17:11:57
Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Цель урока – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений; выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну....
10 08 2022 1:39:13
Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку «Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу «Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик «Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....
09 08 2022 5:14:35
Урок завершает изучение темы "Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....
08 08 2022 10:16:33
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
07 08 2022 21:17:56
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
06 08 2022 4:42:47
Урок помогает сформировать у учащихся представление о средневековом городе, его облике, управлении, создать представление о стилях европейской архитектуры в период Средневековья, продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, картой, иллюстрациями; способствовать развитию логического мышления, устной речи....
05 08 2022 22:35:41
Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....
04 08 2022 21:37:15
Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....
03 08 2022 1:10:32
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
02 08 2022 16:27:17
Проблемно-проектная дискуссия с элементами ролевой игры «Единство — основа независимости российского народа». Основная цель дискуссии — сформировать у учащихся многоплановый образ национальной идеи Российской Федерации. Данное мероприятие способствует воспитанию личности, для которой самыми «престижными» будут такие вечные ценности, как патриотизм, гражданственность, честность и ответственность....
01 08 2022 0:48:40
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие.
...
31 07 2022 0:32:48
Цель занятия - формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941–1942 гг. Данное мероприятие было проведено для учащихся 7–11-х классов. Для зрителей была разработана система вопросов, которая включала их знания о музеях Москвы, о памятниках и памятных местах столицы, о героях битвы, о названиях объектов города и Северного округа, связанных с Московской битвой....
30 07 2022 10:25:23
Урок по теме "Рождение Американского государства". Данный материал позволяет показать способы колонизации Северной Америки, проблемы первых переселенцев. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы....
29 07 2022 11:57:35
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
28 07 2022 10:53:24
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
27 07 2022 14:13:50
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
26 07 2022 23:34:56
На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....
25 07 2022 22:35:21
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
24 07 2022 17:58:48
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
23 07 2022 1:20:18
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
22 07 2022 18:17:43
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
21 07 2022 10:12:40
Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению тpaктуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....
20 07 2022 10:22:53

Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
19 07 2022 10:28:56
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
18 07 2022 11:27:15

Урок посвящен 65-летию Победы. Цель мероприятия: показать учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа. Воспитывает патриотизм....
17 07 2022 8:52:12
Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме.
...
16 07 2022 21:43:50
Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию
представлений об истории восточных славян....
15 07 2022 13:56:20
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах, подобранных в рамках презентации. В материале урока освещены все этапы и направления изучаемой эпохи: наука, литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура....
14 07 2022 13:33:52
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....
13 07 2022 23:38:33
Цели урока: осмысление учащимися опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых российских ценностей российского общества; формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение, аргументировать и отстаивать своё мнение; воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России....
12 07 2022 3:40:42
Познавательную игру можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний и как внеклассное мероприятие ко Дню Конституции....
11 07 2022 3:12:51
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
10 07 2022 23:48:58
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
09 07 2022 1:51:42
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
08 07 2022 18:57:11
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения
большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы
работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах.
...
07 07 2022 19:13:18
Урок проводится с целью рассказать о выделении человека из мира животных, об отличиях древнейших людей от современных, о древнейших орудиях труда, об овладении огнем; пробудить интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность, создать обстановку, необходимую для творческой, плодотворной работы учащихся.
...
06 07 2022 15:22:16
Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала.
...
05 07 2022 2:25:31
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
04 07 2022 11:23:25
Урок построен с использованием групповой формы работы. Итогом деятельности учащихся на уроке является опopный конспект по теме. В работе на уроке учащимися проводится анализ документов, помещенных в учебнике, хрестоматиях по новейшей истории зарубежных стран, проводится заполнение таблиц, имеющихся в рабочей тетради по истории.
...
03 07 2022 6:56:37
Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага.
...
02 07 2022 8:35:14
Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана.
...
01 07 2022 3:48:58
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
30 06 2022 16:32:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::