Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс


    Урок на тему "Коллективизация сельского хозяйства в стране и на Вологодчине". 9-й класс

Эпиграф:

За каждый стог, что в поле лежал,
За каждый рог, что в хлеву держал,
За каждый воз, что с поля привёз,
За собачий хвост, за кошачий хвост,
За тень от избы, за дым от трубы,
За свет и за мpaк, и за просто, так...

А.Твардовский. Страна Муравия.

Цели урока:

  • определить последствия отхода от хозяйствования по А.В. Чаянову, как сказалось на населении страны, края форсирование темпов создания крупных хозяйств в деревне;
  • знать о состоянии сельского хозяйства и положении крестьян накануне коллективизации;
  • выяснить причины коллективизации, этапы и итоги;
  • воссоздание объективной картины коллективизации через исторические документы, воспоминания детей, бывших раскулаченных крестьян;
  • знать такие понятия, как репрессии, коллективизация, раскулачивание, кулаки, лишенцы, спецпереселенцы;
  • выpaбатывать умение анализировать, обобщать, делать выводы, составлять таблицы, проводить анкетирование, брать интервью;
  • формировать у учащихся самостоятельные убеждения как основу их мировоззрения в процессе познания, используя различные источники;
  • содействовать формированию патриотизма, гуманизма, помнить историю своей страны, своего края.

Методы работы на уроке:

  • фронтальная работа с классом;
  • беседа;
  • работа в парах, группах;
  • анкетирование детей, бывших раскулаченных крестьян (анкетирование было проведено заранее до проведения урока и использовано при его проведении).

Тип урока:

  • урок с элементами лабораторной работы;
  • урок-опровержение;
  • урок-исследование.

Оборудование урока

1. На каждой парте – пакеты  документов для работы в группах, в парах.

2. Карточки кулака, середняка, бедняка.

3. Иллюстрации:

а) «Крестьяне читают статью И.В.Сталина « Головокружение от успехов».
б) «Обобществление скота».
в) «Голод на Украине».

4. Таблички со словами – коллективизация, обобществление, кулаки, лишенцы, репрессии, спецконтингент.

5. Таблицы-схемы:

а) Борьба в партийном руководстве.
б) Коллективизация. Основные этапы и принципы.
в) Голод 1932-1933 г.г.

6. Таблица «Формы коллективных хозяйств»

Коммуна

Артель

ТОЗ

Максимальная степень обобществления, включавшего в себя землю, тягловую силу и инвентарь, а также и усадьбу, всю живность (вплоть до мелкой птицы). Распределение излишков производственной продукции осуществлялось уравнительно – по числу «едоков». Обобществление основных средств производства (земля, скот, инвентарь, включая мелкий скот и птицу). При этом оставалось право личной собственности, которое распространялось на жилище, приусадебный участок, крупный рогатый скот, домашнюю птицу и т.д. Общий труд по обработке земли.
Объединялись лишь полевые наделы.
Средства производства оставались в личной собственности.

7. Выставка книг по теме урока.

8. Портрет учёного-аграрника А.В. Чаянова.

9. Портрет Почётного гражданина г.Вологды, профессора В.В.Лебедева.

10. Анкеты детей, чьи родители были раскулачены в 20-30-е годы.

План урока

1. Справка о судьбе учёного-аграрника А.В. Чаянова. Борьба в партийном руководстве.
2. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы.
3. Итоги коллективизации.
4. Вологодский край в годы коллективизации.

Проблемное задание:

– О коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми. Определите, насколько соответствовало действительности и что на пpaктике означали эти слова. В конце урока мы должны будем опровергнуть или доказать правомерность этих слов.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

В конце 20-х годов, когда Советская власть вела отсчёт уже второго десятилетия после победы Великого Октября, перед нашей страной встали со всей остротой вопросы принципиального, поворотного значения. На повестку дня сама жизнь поставила задачи индустриализации страны и реконструкции экономики, социалистических преобразований в деревне.

2. Определение задач урока

Каким путём, на какой основе шла коллективизация крестьянских хозяйств,
какую роль в жизни страны, в судьбах миллионов людей она сыграла?
Задача нашего урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации: выяснить то, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл;
подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации.

3. Борьба в партийном руководстве

а) Справка о теории учёного-аграрника А.В. Чаянова. – выступление ученика.

Чаянов А.В. 1888-1937 гг. Репрессирован: в 1930г. арестован, в 1934-1937гг.
в ссылке, 1937 г. вновь арестован и расстрелян.
Чаянов думал о том, как приобщить деревню к цивилизации. Для Чаянова путь решения этого вопроса в особой экономической природе трудовой крестьянской семьи и в присущей ей в силу этого способности вступить в кооперативные связи. Как он рассуждает?

1. Крестьянская семья – это самостоятельная социально-экономическая ячейка, семейное трудовое предприятие, живущее по своим законам,
отличающимся от законов капиталистического предприятия, основанного на
наёмном труде.

2. В семейном хозяйстве крестьян – хозяин – работник – самоэксплуатация семьи.

3. Цель производства – не в извлечении прибыли, не в стремлении получить % с вложенного капитала, а в удовлетворении потребностей семьи. Иначе говоря, если капиталист «прогорает», то он стремится переместить капитал в другое, более прибыльное дело. Крестьянин в такой ситуации увеличивает трудовые затраты, а если невозможно – снижает уровень потрeбления семьи.

4. Крестьяне, оставаясь хозяевами-работниками, но объединяя отдельные процессы и отрасли, совместно покупая средства производства, создавая  Впрочем, во второй половине 20-х годов богатеть было очень сложно:
у крестьян принудительно изымали зерно, судили, как спекулянтов и т.д.
В ответ зажиточные крестьяне стали весной 1928 г. сокращать посевные площади.
Многие кулаки «самоликвидировались» – продавали машины, деньги и ценности прятали.
У середняков не было стимула расширять производство, т.к. они боялись попасть в разряд кулаков, которым партия грозила ликвидацией.

б) Обращение к эпиграфу (написан на доске)

Об этом слова зажиточного крестьянина из поэмы Твардовского
«Страна Муравия», взятого в качестве эпиграфа к уроку. (Учащиеся зачитывают эпиграф и делают вывод)

в) Вывод.   Богатеть стало опасно в самом буквальном смысле. Усиление «антикулацкой линии» во второй половине 20-х годов ставило кулака перед вопросом: зачем разводить скот, зачем расширять запашку, если «излишки» в любой момент могут отобрать?
Хлебозаготовительный кризис ставил пол угрозу планы идустриализации. Выход из сложившейся ситуации руководство видело в нажиме на кулака и опоре на бедняцкую массу.

г) Работа по плану с картами – схемами, карточками. (Учащимся розданы на парты пакеты с документами. Работаем с карточками:

  • 1 ряд – карточки кулака;
  • 2 ряд – карточки середняка;
  • 3 ряд – карточки крестьянина-бедняка;)

Учитель: Вам предстоит познакомиться с темой по предложенным картам-схемам: они помогут разобраться в основных вопросах плана урока. С помощью карточек вы сможете стать непосредственными участниками большой крестьянской реформы в нашей стране, называемой коллективизацией.

Задание 1

Давайте обратимся к первой схеме «Борьба в партийном руководстве» и ответим на вопросы.
– Все ли в руководстве однозначно видели выход из кризиса в дальнейшем нажиме на кулака при опоре на бедняцкую массу?
– Какая точка зрения в партийном руководстве будет принята за основу, возникли ли у вас сомнения на этот счёт?

Ответы учащихся (записываются в тетрадь)

– Из таблицы следует, что Сталин видел выход из кризиса в необходимости форсированной индустриализации, производственном кооперировании, свёртывании рынка, а значит, в ликвидации многоукладности экономики и нажиме на кулака. Правая оппозиция во главе с Бухариным Н.И. видела выход в нормализации рынка, гибкости заготовительных цен, увеличении выпуска промтоваров. Не отрицая необходимости коллективизации, они отводили ей вспомогательную роль, считая, что ещё долгое время основой сельскохозяйственного производства будет оставаться индивидуальный производитель.

– Без сомнения, это будет точка зрения Сталина, т.к. речь идёт уже о формировании тоталитарного государства, а схема лишь подтвердила это предположение.

Вывод.

Действительно, в ноябре 1929г. бухаринцы потерпели поражение. Бухарин Н.И. как руководитель « правых уклонистов» выведен из состава Политбюро. Томский и Рыков предупреждены. Репрессированы учёные-аграрники Чаянов, Кондратьев, Челинцев.

4. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы

Задание 2

Работа со схемой «Коллективизация. Основные этапы и принципы». Запись основных положений в тетрадь.

Учитель (учащиеся записывают в тетрадь): Отправной точкой для начала коллективизации стал 15 съезд ВКП(б), проходивший в декабре 1927 года, где был взят курс на коллективизацию крестьянства и ликвидацию кулачества как класса (записать в тетрадь). Подтверждением выбранного курса стал 5 съезд Советов ( май 1929г.), одобривший пятилетний план, подготовленный Госпланом, в котором показатели были завышены на 20%, где закладывался небывалый рост с упором на производство средств производства, а также увеличение сельскохозяйственной продукции, рост заработной платы и др.

– Давайте обратимся к схеме «Коллективизация. Основные этапы и принципы». В схеме раздел «причины» не оформлен.
Подумайте, какие причины коллективизации вы бы записали туда?
(Самостоятельная работа с учебником истории 9 класс стр.: 176-177.
Запись результатов в тетрадь. Учебник А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. 9 класс»)
– Итак, каковы же причины проведения коллективизации в нашей стране?

Ответы учащихся, (запись в тетрадь)

– Причинами коллективизации были:

1. Набиравшая силу индустриализация.
2. Сверхиндустриализация за счёт деревни.
3. Создание опоры в деревне в лице бедняцкой массы.
4. Обеспечение индустриализации дешёвой рабочей силой за счёт массового ухода крестьян из деревни.
5. Ликвидация кулачества как класса.

Задание 3

Разобравшись с причинами коллективизации, мы можем дать определение коллективизации.

Ответ учащихся (запись в тетрадь) Коллективизация – политика преобразования сельского хозяйства в конце 20-х-30-е г.г. на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйства (колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности. (делается запись в тетрадь).

Задание 4

Определите, в какой форме предстояло объединять единоличные хозяйства?

Обращаемся к таблице «Формы коллективных хозяйств» и одновременно идёт работа с карточками.
У учащихся на парте набор карточек с изображением предметов, которые подлежат обобществлению.

Вывод (запись в тетрадь)
После знакомства с таблицей учащиеся наглядно увидят, что для кулака более приемлемы ТОЗы, равно как и для середняка, а для бедняков, конечно, артели и коммуны.

Вопрос.

– В какой же форме предстояло объединить единоличные хозяйства, если руководство опиралось на бедняцкие массы?

Ответ учащихся.

– Так как руководство опиралось на бедняцкие массы, то формой обобществления будет коммуна, т.е. максимальное обобществление и уравнительное распределение излишков производства.

Задание 5

Самостоятельная работа с учебником 9 класс стр.: 177, со статьёй И.В.Сталина «Год великого перелома» учащиеся знакомились дома.
В качестве опережающего задания учащимся был задан вопрос:
– почему статья, где речь идёт о сплошной коллективизации, по сути, является статьёй, провозгласившей лозунг о ликвидации кулачества как класса?

Ответ учащихся.

– В статье утверждалось, что в колхозы якобы пошли основные середняцкие массы крестьян, что в социалистическом преобразовании одержана «решающая победа».
– Статья Сталина «Год великого перелома» (ноябрь 1929г.) стала теоретическим обоснованием форсированной коллективизации.

С этого года запрещалось принимать в колхозы кулацкие семьи.
– В статье говорилось « о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию».
– В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа переходе к политике «ликвидации кулачества как класса».

Задание 6

Обратимся к схеме № 2 « Коллективизация. Основные этапы и принципы» и определим, какие сроки отводились для проведения коллективизации.
(учащиеся называют предполагаемые сроки, руководствуясь схемой, делают записи в свою рабочую тетрадь).

Задание 7

Нам необходимо определить принципы, которые использовала Советская власть в проведении коллективизации.

(эта часть урока проводится в форме беседы с классом: ведущие в группах приводят факты, а ученики, исходя из этого, пользуясь схемой № 2, определяют принцип коллективизации.)

Факт 1.

– В 1927 г. коллективизация рассматривалась как длительный процесс.
По первому пятилетнему плану предполагалось лишь к 1933 г. Охватить кооперацией 85% крестьянских хозяйств ( из них 18-20% колхозами).
После статьи Сталина « Год великого перелома» намечены были совсем иные сроки.

Ответ учащихся: Этот факт указывает на использование принципа сплошной коллективизации.

Факт 2.

Найти в учебнике 9 класс на стр.: 182 задание № 1.
Определить на основе документа, на какой принцип указывает этот факт.

Ответ учащихся: Этот факт указывает на принцип- ликвидация кулачества.

Учитель. 30 января 1930г. принято Постановление « О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в рамках сплошной коллективизации» в котором ставилась задача: хозяйства кулаков – конфисковать.
Все кулаки делились на три категории (документ в учебнике стр:182).
Ни о каких подкулачниках или зажиточных середняках в инструкциях и постановлениях тогда речи не было.
Ликвидацию кулачества проводили в два этапа ( на доске плакат).
1 этап – 1930г. – в северные районы выслано 115231 семейство кулаков.
2 этап – раскулачено 265795 семейств. Эти данные не включают тех. кто был расстрелян в районах сплошной коллективизации, а так же сотни тысяч середняков и бедняков, высланных как подкулачников.
Руководитель орггруппы ЦКВКП (б), посланной в Вологодский округ Северного края, на заседании контрольной комиссии указывал: « Перегибов в отношении середняка бояться нечего, так как остальные середняки скорее пойдут в колхоз и будут бояться выходить из колхозов» В результате этого уровень коллективизации, например, в Сухонском районе округа за неделю поднялся с 6 до 87%.

Факт 3.

К началу марта 1930г. в колхозах числилось свыше 50% крестьянских хозяйств. В спешном порядке ТОЗы стали преобразовываться в коммуны. Для оказания «помощи» в коммунистическом преобразовании деревни руководство послало туда 25 тысяч промышленных рабочих, в первую очередь, коммунистов. Началось принудительное обобществление домов, мелкого скота и даже домашней птицы.

Ответ учащихся. Использование принципа максимального обобществления.

Факт 4.

В деревню к концу 20-х годов стали поступать тpaкторы и другая техника. Для контроля над ней были созданы машинно-тpaкторные станции – МТС, которых насчитывалось несколько тысяч. К концу 30-х годов в их ведении были сотни тысяч единиц техники. Конечно, МТС повысили производительность труда, значительно облегчив многие тяжёлые работы. Это позволило государству забирать у села новые миллионы работников в города. Но с помощью МТС государство дополнительно выгрeбaло из колхозов продукцию (в 1940г. – 14,2 млн. тонн), поскольку их «услуги» были обязательны для колхозов, а цены устанавливались партийными органами.

Ответ учащихся. Принцип огосударствления МТС.

Факт 5.

В перечне признаков кулацких хозяйств, опубликованном в 1930 году, были записаны такие «критерии»:
наличие мельницы, крупорушки, маслобойни и др. орудий, в которых применялся механический двигатель; систематическая сдача в наём сельхозмашин с механическим двигателем; сдача в наем оборудованных помещений под жильё или предприятие; занятие торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством. Если хозяйство обладало хотя бы одним из перечисленных признаков и имело доход на едока 300 рублей в год, его относили к кулацкому. За отказ вступать в колхоз человека лишали избирательного права (такая категория крестьян получила название «лишенцы»).

Ответы учащихся. Запрещение аренды, наёмного труда, раскулачивание, лишение гражданских прав.

Учитель: Подведём итоги по вопросу «Коллективизация. Основные этапы и принципы». Что такое коллективизация?
– Причины её проведения.
– Сроки коллективизации.
– Сринципы проведения коллективизации.

5. Итоги коллективизации

Самостоятельная работа с учебником 9 класс стр.: 179-181 и документами на стр.: 178, 179. (учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России» 20 – начало 21 века. 9класс.§ 24)

Итоги коллективизации выписать в тетрадь.

Ответы учащихся:

– Замедление темпов роста сельскохозяйственного производства и постоянное обострение продовольственной проблемы в стране.
– Ликвидация слоя зажиточных крестьян.
– Отчуждение крестьян от собственности и земли.
– Уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве.
– Потеря экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве.
– Перекачивание средств из села в город.
– Отвлечение огромных средств от развития сельскохозяйственного производства и инфраструктуры села.
– Укрепление социальной базы сталинской диктатуры.
– Ликвидация « аграрного перенаселения».
– Массовый « исход» крестьян из деревень, дефицит рабочей силы на селе.
– Голод 1932-1933г.г.

Сообщение ученика: (материал подготовлен по книге «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»).

Нараставший социально-экономический кризис достиг своего пика на рубеже 193 2-1933 г. г. Урожай 1932 г. был невысоким и к тому же плохо собран. Насильственные государственные заготовки 1932.Г., в результате которых из деревень была вывезена большая часть хлеба, привели к жесточайшему голоду в основных зерновых районах страны – на Украине, Северном Кавказе, Поволжье и в Центральном Черноземье. Преступная коллективизация привела к вымиранию населения Казахстана; оставшиеся в живых массами бежали в сопредельные страны. Всего в 1932-1933 гг., по наиболее достоверным источникам, от голода умерло  от 4 до 5 миллионов человек. Несколько миллионов крестьян, хотя и пережили голод, приобрели тяжёлые хронические заболевания и стали инвалидами. В голодающих районах широко распространилась преступность, включая такие крайние её формы, как людоедство. Из деревень в города, где хлеб выдавали по карточкам, устремились толпы крестьян и детей, потерявших родителей. Голоду сопутствовали страшные эпидемии. Морозная зима дезорганизовала работу железных дорог, а резкое сокращение отгрузки угля из Донбасса вызвало серьёзные топливные трудности.

У крестьян падает интерес к сельскохозяйственному производству, они бегут в город. Поэтому власть вводит «прописку», отбирает паспорта. Появились «женщины-парикмахеры» – матери голодающих детей по ночам выходили с ножницами в поле и стригли колоски, чтобы их дети не умерли от голода.
Появились «несуны» – когда началась уборка урожая колхозники, боясь остаться после сдачи государству сельхозпродукции без хлеба, несли зерно домой в карманах, за пазухой. В ответ – закон о «5 колосках». 7 августа 1932г. вышел « Закон об охране социалистической собственности».
За сбор колосков применялся расстрел или лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. За 5 месяцев 1932г. было осуждено 55 тысяч человек, в том числе приговорено к расстрелу – 2110 человек. Среди осуждённых было много женщин.

Учитель: Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся)

Сообщение ученицы.

Память о голоде и сталинском законе о колосках отозвалась в военном романе М. Шолохова «Они сражались за Родину».
Старик-овчар говорит: «Мою сноху в тридцать третьем присудили на 10 лет. Отсидела семь, остальное скостили. Только в прошлом году вернулась.
Украла в этот голодный год на току четыре кило пшеницы.
Не с голоду же ей с детьми подыхать?
Вот за эти десять фунтов пшеницы и пригрохали ей за каждый фунт по   годику отсидки».
Руководство страны пыталось скрыть масштабы трагедии. Упоминание слова «голод» расценивалось как уголовное преступление, которое каралось 3-5 годами тюрьмы. Газета « Правда» летом 1933г. писала: «Заявление о голодной cмepти миллионов советских граждан на Волге, Украине и Северном Кавказе является вульгарной клеветой, грязным наветом».

Смотрим на доску.

Иллюстрация «Страдания и голодная cмepть жителей Украины» (из архива российской истории).

Вопрос: Ваше впечатление от увиденного? (Слушаем ответы учащихся, а затем напоминаем им, что за такие высказывания они могли бы получить 3-5 лет лишения свободы.)

Вологодский край в годы коллективизации (используются материалы из книги В.Аринина «Тень генераллисимуса» и Вологодского Государственного музея-заповедника, исторический отдел)

Сообщения учащихся. 1930 год – вершина трагедии русского крестьянства, оставившей заметный след и в истории нашего города.
С началом массовой коллективизации многие закрытые храмы были превращены для приёма высланных на Север десятков тысяч репрессированных крестьян. Условия жизни на этих пунктах были ужасными. По некоторым данным, в церквях Вологды в 1930г. содержались 35 тысяч несчастных. Свыше 3-х тысяч из них, главным образом дети, умерли от голода, холода и болезней...
Вот один из архивных документов. Из резолюции Северного крайкома
ВКП(б) от 1 апреля 1930 года:
«Утвердить план размещения кулацких семей: Архангельский округ – 23,6 тысяч, Вологодский – 15 тысяч семей...
Севрайком ВКП(б) считает, что в основу расселения должна быть положена сельскохозяйственная колонизация преимущественно необжитых и слабо заселённых районов... Признать необходимым отпускаемое для них минимальное питание...»
И начинают поступать в Вологду спецпереселенцы. Они едут потоком из Оренбургской, Киевской, Одесской, Полтавской, Курской и многих  других губерний. И начинается «колонизация».

Ученик. Вот воспоминание известного вологодского медика, почётного гражданина г. Вологды, профессора В.В.Лебедева (ныне покойного) –
«Когда началась компания по раскулачиванию, Вологда оказалась пересылочным пунктом для раскулаченных. Их скопилось в Вологде множество. Вероятно, речь шла о тысячах и тысячах. Особенно много было
украинцев. Их высылали далее, на север, в самые глухие необжитые и гиблые места, а временно их расселяли в вологодских церквях, большинство которых уже было закрыто для богослужения. Там были построены нары и людей битком набивали в церковные помещения.
И вспыхнул тиф. Началось страшное...
Стоит у церкви охрана. А за дверьми сто и крик. Открыли двери. А там ад. Больные, здоровые, мёртвые – мужчины, женщины старики, дети.
И живые кричат и тянут к нам руки: « Воды! Воды!» Много видел страшного в жизни, а такого не видел. И облик тифозного храма стал для меня страшным символом.»

Ученица. Вологжанка М.В.Базова вспоминает:
«Я живая свидетельница сталинских репрессий и жестокостей периода сплошной коллективизации. В 1929 году мы жили у родственников на нынешней улице Маяковского, напротив церкви. В эту церковь, как и в другие, привозили раскулаченных украинцев. Среди них было много женщин, подростков и детей. Их никуда не отпускали, кроме как на луг около церкви. Сырое, холодное помещение было не приспособлено для жизни большого числа людей. Они сидели на полу, нар не хватало, освещение скудное. К нам приходила старушка(такой казалась мне эта женщина) за милостыней и какой либо одеждой. У неё было трое детей: дочь 16лет, два сына по 11-12 лет. Мать потому и отпускали, что она никуда не уйдёт от детей. Спросили мы у неё, а за что выслали, а она сказала, что муж никакого преступления не совершал, в хозяйстве были лишь корова, поросёнок и другая живность, был и хороший сад, вот за это и выслали.»

Ученик. Невероятно тяжёлую обстановку конца 20-х-начала 30-х годов вспоминает вологжанин Глебов. Он пишет:
«Начиная с 1929 года в вологодских деревнях началось раскулачивание, выселение. В Вологде появились люди, лишённые избирательных прав и продовольственных карточек (лишенцы). Город переполнили ссыльные, большинство с Украины. Был голод, особенно в 1933году. Пустовавшие церкви были забиты ссыльными, женщины и дети содержались вместе с мужчинами. На окнах церквей были решётки и приколоченные доски, и нередко мы видели, как сквозь них протягивались ручонки просившие хлеба. А хлеба в городе не было. Рано утром из церквей выносили трупы. Особенно высока cмepтность в церкви Благовещенья, которая стояла между улицами Клары Цеткин и Батюшкова. Сейчас её нет.»

Ученица. Тяжкая участь крестьян-переселенцев вызывала у вологжан чувство сострадания. Горожане обращались к власти с индивидуальными или групповыми (зачастую анонимными) письмами, в которых приводили факты бесчеловечного отношения к «раскулаченным». Анонимное обращение к М.И. Калинину (1930г.):
«Граждане города Вологды обращаются к Вам с просьбой об установлении человеческих отношений к высланным разных губерний – они находятся в ужасных, кошмарных условиях, хуже скотского. Все церкви города Вологды отобраны... и заселены выселенными, здесь холод и голод; церкви совершенно не отапливаются, нары из сырого тёса, и вот в таких условиях находятся дети; нары устроены в три этажа, а в Прилуцком монастыре в шесть этажей и оттуда сваливаются люди, хоронят их как скотину – без гробов. Уборные малы, и народ испражняется на воле, открыто, это грозит неминуемой эпидемией – тифом. Защитите как вологжан, так и ссыльных от моровой язвы.» П.Славухин (подпись вымышленная)./Из книги «Неизвестная Россия».

Ученик. Старый вологжанин В.В. Сизов вспоминает:

«В нашей деревне в 1932 г. раскулачивали двух зажиточных крестьян (кулаков тогда уже не было).
Сказать, что зажиточные, по сегодняшним временам даже смешно. Лишние две пары овец, десяток кур, два плуга, 3-4 старых венских стула. И всё это «лишнее» у некоторых крестьян было потому, что они не пили, не курили, всей семьёй трудились. По указанию сельского Совета, у этих « зажиточных» конфисковали всё «лишнее» и продали с молотка на торгах. Выгрeбли из амбаров зерно, не оставив крестьянам на посевную и на пропитание. Тяжело было смотреть, как работяга Калистрат Маслов плакал, когда у него выгрeбли добытое трудом и потом зерно. Оба крестьянина были участниками гражданской войны».

Ученица. Заметки из газеты « Красный Север». 1930 год.

1. От 13 марта 1930г. № 61, стр.2 статья « Не пойдёшь в колхоз раскулачим». В деревне Paкуло, в Кокошиловском сельсовете, раскулачили М.Я.Евстюничева, старика 70лет. Он всю жизнь провёл с топором, строил дома у крестьян.
Председатель сельсовета Кочин раскулачил середняка Аркашева Ивана, за то, что его дом больше всех и за то, что он работал извозчиком в кооперации.

2. От 22 марта 1930г. № 66, стр. 2 статья « Раскулачили» бедняка Д.В.Хлопова». В Калининском сельсовете, Вологодского района, «раскулачили» Д.В. Хлопова, хозяйство которого ниже середняцкого. Хлопов имеет одну корову и дом. У него нет даже и лошади. Зимами он по 3 месяца работал у крестьян, обpaбатывая овчину в чужих банях.

Ученик. (по итогам исследовательской работы) Исаковский Дмитрий. 9 класс.
В Вологде, в 1992г. создана Ассоциация жертв незаконных политических репрессий. Я, вместе с учителем истории Козловой Н.Г., встретился с председателем этой организации – Мельниковой В.И. В эту организацию входят дети, родители которых были раскулачены в 20-30-е годы, или подвергнуты репрессиям в 1937-1938 г.г., или после Второй мировой войны. Нам было предоставлено 800 анкет, мы встретились с 66 человеками, записали интервью с ними, проанализировали их ответы.

К нашему уроку мы выбрали 6 анкет (анкеты детей, у которых семьи были раскулачены)

1. Васева Елена Петровна.
2. Клименко Клавдия Павловна.
З. Малахов Александр Иванович.
4. Макарова Валентина Григорьевна.
5. Миловидова Ольга Николаевна.
6. Николаев (Дунь) Иван Иванович.

– Кто же эти люди, почему их семьи были раскулачены?

Ответы просты:

– За отказ вступить в колхоз, за трудолюбие перед скудоумием и тоталитаризмом, мечту иметь собственный тpaктор.
– Семья Николаева (Дуня) имела 40га земли, 2лошади, 2 коровы, 5 овец и др. живность.

– Годы репрессий, место и условия пребывания:
– Малахов А.И. – родился в 1946г. в спецпоселении «Нура»,на Урале. Первые 1,5 года своей жизни провёл с родителями, до момента освобождения их из заключения. За 15лет «жизни» в неволе родители вместе с детьми голодали, терпели унижения человеческого достоинства.
– Макарова В.А. – жила и родилась на спецпоселении в Архангельской области, родители работали на лесозаготовках.
– Миловидова О.Н. – родилась на спецпоселении в деревне Ширега  Сямженского района, Вологодской области, материальное положение было очень тяжёлое, два брата умерли от голода, дедушку расстреляли.
– Николаев (Дунь) – вместе с родителями, в порядке раскулачивания, выслали на спецпоселение в Архангельскую область, Котласский район, посёлок Гусино. В дороге умер отец. Жили мы в баpaках, работали взрослые на лесоповале. От тяжёлой работы и голода умерли бабушка, дедушка, мать.
В октябре 1931г. нас – детей отправили в Котласский детприёмник, затем в Сольвычегодский школьный детский дом.

– Что помогло Вам выжить?
– Семья, работа, упорство, надежды на лучшее будущее, оптимизм, крепкие семейные традиции, религия, вера в бога, честь.

– Что Вы пожелали бы будущим поколениям?
– Прозрения, физических сил, великодушия к окружающим, почтения к старшим, духовного подъёма.
– Чтобы никогда не повторилось подобное, чтобы люди знали и помнили свою малую родину, жили спокойно и уверенно.
– Жить лучше, чем мы жили, чтобы на земле была правда.
– Мирной справедливой жизни.

Итоги урока

Учитель:

1. Проверяем проблемное задание:
– о коллективизации и её целях в 30-е годы говорили, что она сделает крестьян-колхозников зажиточными людьми. Определите, насколько соответствовал этот лозунг действительности?

2. Итоги коллективизации.

а) 3адание учащимся.

Заполнить таблицу (на отдельных листочках) «Последствия политики сплошной коллективизации»

Позитивные Негативные
   

На работу с таблицей – 5 минут, затем учащиеся сдают работу на проверку. Итоги работы учащихся (запись в тетрадь )

Позитивные Негативные
1. Несмотря на сокращение
производства зерна, его поставки государству увеличились в 2 раза.
2. Город получил огромное количество рабочих рук.
3. Коллективизация обеспечила промышленность необходимым сырьём.
4. Создание МТС.
1. Политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим результатам: за 1929-193 4г. г. валовое производство зерна сократилось на 10%, поголовье свиней в 2 раза, овец – в 2,5 раза.
2. Разорение деревни непрекращающимся раскулачиванием.
3. Голод в стране.
4. Истрeбление середняка, неугодного бедняка.
5. Уничтожено частнособственническое хозяйство, последний островок рыночной экономики.
6. Вывоз зерна за границу – 18 миллионов центнеров, а в стране голод.
7. Деревня – источник дешёвой рабочей силы и дешёвого зерна.
8. Увеличена норма хлебозаготовок.
9. Цены на промышленные товары увеличены, а на сельскохозяйственные продукты – нет.
10. Оплата труда колхозников регулировалась системой трудодней, не обеспечивался прожиточный минимум.
11. Труд колхозника в деревне не оплачивался деньгами, а только зерном или другой продукцией.
12. Крестьянам не полагалось иметь паспорта.
13. Нет стимулирования труда.
14. Массовые репрессии.

Вывод: Главной целью политики сплошной коллективизации было создание условий для перекачки средств из деревни на нужды индустриализации. Коллективизация проводилась насильственными мерами, сопровождалась массовыми репрессиями в отношении не только кулаков, но и среднего крестьянства.

б) 3адание учащимся.

Выполнить кластер со словом – коллективизация (работа в парах – на отдельном альбомном листе).
На работу отводится 4 минуты, затем три пары, по желанию, озвучивают выполненную работу.

Домашнее задание

1. §24 стр. 176-182 учебника 9 класс
2. Написать эссе (по выбору):
а) Голод и коллективизация рукотворная трагедия? (использовать дневниковую запись К. Чуковского из учебника 9класс, вопрос №2 стр.182)
б) Мои мысли о сплошной коллективизации.

Заключительное слово учителя. После завершения коллективизации вся экономическая жизнь страны оказалась полностью в руках Сталина, все граждане были целиком зависимы от государства и в политическом и в экономическом отношении. Одновременно была завершена и монополизация духовной жизни.

Ученица читает стихотворение Нинель Мониковской.

Нинель Мониковская г. Калуга.

Пройдя каторгу сталинских лагерей, испытав зло, беззаконие, предательство, жестокость, она не очерствела душой. Живёт, так как просила мама в час их последней встречи перед ссылкой в ГУЛАГ:
«То, что с нами сейчас происходит – величайшая несправедливость. Только, упаси тебя Бог затаить в своём сердце ненависть к людям, к Родине, партии.» Сегодня, Нинель Мониковская, председатель правления Калужской областной благотворительной ассоциации жертв политических репрессий. Её же хлопотами открыт памятник жертвам политических репрессий жителей Калужской области.

Чёрные камни

Над рекой Окою вновь заря алеет
Вновь кресты на храмах искрятся, горят.
В городе старинном в Золотой аллее
Над оврагом Камни чёрные стоят
Скорбное надгробье тем, кого убили,
Кто в застенках сгинул в горе и тоске
И никто не знает, где их схоронили –
Ни креста, ни камня, бирка на руке.
У детей кто выжил, внуки подрастают
И цветы приносят, горечь затая
Из земли, из дёрна камни прорастают
Воскресают души из небытия.
Помним поимённо, плачем и жалеем
Всех кто в бездну канул, канул без вины
Это наша память в Золотой аллее
Скорбное надгробье – камни горюны.

Ученик читает стихотворение Колмаковой М.И.

Колмакова Мария Илларионовна, ответственный секретарь Правления Общества реабилитированных Новгородской области. Выпустила сборник стихов «Солёные росы» в 2005г. Предлагаем вашему вниманию стихотворение, посвященное памяти жертв государственного беззакония.

Поиск

Знамён над ними не склоняли,
Не называли поимённо,
Когда с откоса их бросали
Во рвы, в сумятице безмолвной.
Лишь небо, да глухая полночь
Тому свидетелями были,
И заросли травой по пояс
Их безымянные могилы.
Так и не смог тот рок жестокий
Людскую скорбь молчать заставить.
И по земле волной широкой
Воскресла и восстала память.
Раскрыли времена запреты,
И вот теперь, из тьмы, достойно
Пролив в тома частицу света,
Они выходят поимённо.

Учитель. Спасибо всем за урок, всего доброго!

Литература:

1. Аринин. В. «Тень генераллисимуса»  Архангельск. Северо-Западное книжное издательство. 1991г.
2. Вологда в минувшем тысячелетии. Очерки истории города. Издательство. Вологда «Древности Севера». 2004г.с. 167, 168.
3.  Геллер. М., Некрич. А. Утопия у власти. В 3-х томах, т.1 МЛ 996г.
4. Гордон Л.А.Клопов Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30-40ые годы. М. 1989 год. с. 52-82, с. 155-169.
5. Данилов А.А., Косулина Л. Г, Брандт М.Ю. История России 20 – начало 21 века. 9 класс. М. Просвещение, 2004г.
6. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России 20 век. 1928-1953г.г. М. Просвещение. 2003 г.
7. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику 9 класс «История России 20 век» М. Просвещение. 2000 г.
8. Данилов А.А. История России в таблицах 20 век. 9-11 класс. Справочное пособие. М. Дрофа. 1999г.
9. Документы свидетельствуют. Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927-1932 гг. М. 1989 г.
10. Зевелев A.M. Истоки сталинизма. М.1991 г.
11. Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивление не свободе в СССР. М. 2002 г. с.118-148, 306-319, 394-404.
12. Кириллов В.В. Отечественная история 20 – начало 21 века в схемах, таблицах и диаграммах. Пособие для абитуриентов и студентов. М. 2004 г.
13. Майсурян А. Коллективизация. Энциклопедия для детей: история России. М. 1995 г., т.3.
14. Наше Отечество. Опыт политической истории в 2-х томах, т.2. МЛ 1991 г.
15. Неизвестная Россия, 20 век. М. 1992г. с. 206-207, 221-222, 228.
16. Осокина Е.А. За фасадом « сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941 гг. МЛ 997 г.
17. Осколков Е.Н. Голод 1932 – 1933 гг. Хлебозаготовки и голод в 1932-1933 годах в Северо-Кавказском крае. Ростов-на-Дону, 1991г. с.24.
18. Судьбы российского крестьянства. Под общей редакцией академика Афанасьева Ю.Н. Российский государственный гуманитарный университет. МЛ 996г. с.249-435.
19. Файн Л.Е. Становление ленинской концепции в кооперации и современность. Иваново. 1991г. с.43.
20. Фигуровская Н.К., Глаголев А.И. А.В. Чаянов и его теория семейного крестьянского хозяйства. Предисловие.// Чаянов А.В. крестьянское хозяйство//МЛ 89г. с.43.
21. Периодическая печать:
– газета «Красный Север» за 1930г. от 13 марта, № 61, с.2. от 22 марта, № 66, с.2.
– газета «Вестник ОРНО»
– историко-просветительский и правозащитный бюллетень за 2005г., №23, 24, 25.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

20 05 2024 3:37:21

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

19 05 2024 6:47:43

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

18 05 2024 2:30:58

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

17 05 2024 0:28:52

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

16 05 2024 16:54:21

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

15 05 2024 4:48:11

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

14 05 2024 3:35:48

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

13 05 2024 18:49:11

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

12 05 2024 0:46:24

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

11 05 2024 7:47:50

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

10 05 2024 7:26:19

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

09 05 2024 1:17:19

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

08 05 2024 20:44:52

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

07 05 2024 6:56:43

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

06 05 2024 13:55:54

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

05 05 2024 20:34:59

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

04 05 2024 6:57:39

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

03 05 2024 2:18:23

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

02 05 2024 3:58:44

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

01 05 2024 1:11:45

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 04 2024 8:43:13

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 04 2024 7:29:59

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 04 2024 23:13:32

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 04 2024 10:24:14

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 04 2024 14:46:19

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 04 2024 21:25:35

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 04 2024 17:23:14

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 04 2024 13:13:15

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 04 2024 9:52:13

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 04 2024 19:56:59

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 04 2024 9:47:43

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 04 2024 20:18:14

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 04 2024 2:57:18

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 04 2024 23:27:25

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 04 2024 0:14:27

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 04 2024 14:59:31

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 04 2024 9:44:30

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 04 2024 21:37:24

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 04 2024 23:51:35

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 04 2024 11:35:47

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 04 2024 21:14:18

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 04 2024 19:57:57

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 04 2024 17:59:39

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 04 2024 14:33:47

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 04 2024 20:35:56

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 04 2024 3:44:12

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 04 2024 21:26:19

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 04 2024 23:50:45

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 04 2024 10:46:22

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 04 2024 6:19:10

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::