Интегрированный урок "Демократия и ее исторические формы". 10–11-й классы
Что было, то и будет, и что творилось,
То и будет твориться,
И нет ничего нового под солнцем.
Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость!
А оно уже было в веках, что прошли до нас.
Экклесиаст.
Вопросы становления демократии волновали человечество с древних времен. Слово «демократия» произносится достаточно часто и кажется, нам очень знакомым и, по сути, приобрело статус символа. Можно ли дать единое, универсальное определение понятию «демократия»? Известно, что слово «демократия» пришло из греческого языка (demos – народ, kratos – власть, kratein – властвовать) и в буквальном переводе означает «власть народа», «народовластие». Понятие - демократия как форма правления сохранялось вплоть до конца XVII в., до времен Великой французской революции, в дальнейшем понятие демократия было перенесено с форм политического устройства на его принципы (свобода и равенство). Истории известны различные типы организованных и управляемых демократически социальных общностей: ранние христианские общины времен Римской империи, средневековые городские коммуны, сельская дореволюционная «община» и многие другие. Предложенный материал, возможно использовать как на уроках, так на элективных и факультативных курсах (обществоведческих или исторических), в зависимости от курса можно изменить, добавить или заменить исторические или обществоведческие документы. Занятие проводится в форме активного или интеpaктивного метода. Учащиеся самостоятельно изучают документы, заполняют свою часть работы, учатся вести дискуссию в малых группах, критически мыслить, делать определенные выводы.
Цели и задачи:
В ходе рассмотрения темы учащиеся смогут:
- Осмыслить термин «демократия»
- Выделять основные принципы и формы демократии в разные периоды истории
- Называть демократические принципы и ценности
- Проводить анализ исторической информации
- В ходе работы в малой группе смогут назвать три преимущества и три недостатка демократии .
- Получить опыт работы в группе, участия в дискуссии и отстаивания свой точки зрения.
Основные понятия и термины:
- демократия;
- прямая демократия;
- непосредственная демократия;
- свобода;
- равенство;
- выборы.
Мотивационная часть занятия. (от 5-7 мин).
Предложить учащимся обсудить текст и ответить на вопросы. В этом случае рекомендуется раздать текст учащимся.
А. «Плутарх об установлении демократии в Афинах».
«После cмepти Эгея Тесею запала в душу великая и замечательная мысль – он собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города, тогда как прежде они были рассеяны, их с трудом удавалось созвать, даже если дело шло об общем благе, а нередко между ними разгорались раздоры и настоящие войны. Обходя род за родом, он объяснял повсюду свой план, простые граждане и бедняки быстро склонялись на его увещевания, а людям влиятельным он сулил государство без царя, демократическое устройство, которое ему, Тесею, даст лишь место военачальника и стража законов, а в основном же принесет равенство. И одних сумел уговорить, а другие, страшась его отваги и могущества, к тому времени уже немалого, предпочли уступить добром, нежели покориться принуждению. Итак, распустив местные власти, он воздвиг единый общий для всех общин дом совета, в нынешней старой части города, город назвал Афинами. Затем сложив с себя как и обещал, царскую власть, Тесей приступил к устроению государственных дел…»
Вопросы:
- Какое устройство хотел создать Тесей?
- Что мешало правителю ранее собрать всех людей?
- Почему народ приходилось уговаривать для создания в стране нового устройства?
- Какие принципы демократии вам известны?
Другой вариант мотивационной части.
Б. «Представьте себе, что вы противники широкого участия граждан в различных сферах общественной жизни, что корабль управляют все находящиеся в нем. Один крутит штурвал в одну сторону, другой нажимает на педаль, третий тормозит». Что получится в этом случае?
После небольшого обсуждения учитель делит класс на 4 группы, объявляет о начале работы, говорит, что вместе с классом мы совершим небольшой экскурс в историю и попробуем представить себе, как возникла, какие были представления о демократии, и в каких видах существовала демократия в разные периоды истории.
Вариант 2.
Предложить учащимся высказывание о демократии Л.Сухорукова.
«В демократии главная свобода - это право открыто ее требовать».
Обсуждение может быть проведено по следующим вопросам: Согласны ли вы с этим утверждением? Какой теме посвящено высказывание? Какую свободу можно потребовать в демократии? Что такое демократия?
2. Информационный блок.
Каждая группа получает задание, в ходе которой они должны будут заполнить свою часть таблицы, а стальную часть таблицы учащиеся групп смогут заполнить при ответе представителей других групп. От каждой группы приглашается по одному ученику для формирования группы экспертной оценки. Общее для всех групп будет заполнение таблицы, а единое задание для всех групп – выделить и назвать сильные и слабые стороны демократии. (см таблицу 1-2 ). Исторические источники, в данном случае предлагаются разные, но для каждой группы – один исторический период. По желанию, можно подобрать материл по одному изучаемому периоду. Каждый учащийся получает «свое» название группы, садится в свою группу, и получает задание. После ознакомления с документами своей эпохи, в ходе общего обсуждения учащиеся высказывают свое мнение и заполняют таблицу. (Приложение 2-4). Время работы с документами - 10 минут, время на обсуждения - 4 минуты и заполнения свой части таблицы.
3. Аналитический блок. (12 мин)
Группы по очереди в течение 3-4 минут выступают друг перед другом, защищая свои задания, в ходе работы учащиеся групп заполняют таблицы, называют три своих преимуществ «демократии» и ее трех «недостатков», аналитическая группа в это время по шкале ответов оценивают каждую группу и делают выводы.
4. Рефлексивный блок. (от 5-7 мин).
Учитель подводит учащихся к значимости изучаемой темы, ее актуальности в современное время для всех стран мира, говорит о том, что идеи демократии развились и утвердились благодаря борьбе народов в своих государствах, что право человека «быть господином самому себе» ограничено только таким же правом другого человека. Признаки демократического режима теперь законодательно закреплены в России, хотя правовое государство еще следует создать. Добавляет эпиграф урока, который может быть написан или показан на экране.
Вернуться к ожидаемым результатам, обсудить с учащимися, смогут ли они объяснить, что такое демократия, выделять ее основные принципы и формы, обсудить ус учащимися, что было выполнено, а что не удалось, почему? Можно остановиться на том, что было интересным, сложным, каких знаний не хватало? Учитель задает домашнее задание , если это необходимо.
Домашнее задание: написать эссе по афоризму У. Черчилля. «Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных», либо их предложенных нескольких вариантов афоризмов, из которых также следует выбрать один.
Варианты:
- «Демократия – это немногие дни и часы, когда все без исключения члeны общества становятся равны друг другу (в качестве избирателя), с тем чтобы путем своего свободного выбора тут же воссоздать, но, возможно, уже в измененной форме, постоянно существующее между ними неравенство». Ивин.
- « В условиях демократии неосведомленность одного избирателя может повредить всем остальным». Д.Кеннеди.
- «Демократия – нахождение приближенных решений неразрешимых задач». Р. Нибур.
- «Все тираны, когда-либо жившие на свете, тоже верили в свободу – в свободу для самих себя» Э. Хаббард.
Использованная литература:
- Энциклопедия для детей Общество (Экономии и политика». Москва «Аванта» - 2005.
- Демократия: государство и общество. Учебное пособие для средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий . Изд-во.: Москва 1995г. Н.В. Давлетшина,; Б.Б. Кимлик; Р.Дж. Кларк, Д.У. Рэй.
- Учебник обществознание для 7 класса Е.С. Королькова – М.: Просвещение .2007 г.
- Конституция Российской Федерации 1993г.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Таблица 1
Таблица 2
Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
28 03 2024 12:52:18
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
27 03 2024 10:14:49
Фрагмент рабочей тетради представляет собой дополнение к учебнику. Данное пособие важно тем, что значительно облегчает (но не упрощает) работу учителя и ученика, экономит время проверки знаний. С помощью рабочей тетради проще организовать дифференцированное обучение: есть возможность варьировать набор заданий. ...
26 03 2024 22:35:38
В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г.Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....
25 03 2024 1:31:19
Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. ...
24 03 2024 20:34:57
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
23 03 2024 3:10:13
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
22 03 2024 19:55:19
Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету. ...
21 03 2024 5:17:37
В процессе обучения умению устанавливать причинно-следственные связи учащиеся должны уметь отвечать на два вопроса: "Почему произошло это событие? Что произойдет, если?.." (т.е. уметь высказывать гипотезу). Следовательно, задача учителя - помочь ученику освоить это умение. ...
20 03 2024 4:38:54
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
19 03 2024 11:27:38
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
18 03 2024 7:54:59
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
17 03 2024 6:41:36
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ. ...
16 03 2024 15:58:29
Урок помогает учащимся разобраться в таких вопросах, как почему люди объединяются в группы и можно ли входить в разные группы одновременно. Дети выясняют, что с момента рождения человек является члeном той или иной группы и всегда окружен другими людьми, где бы он ни находился. Интегрированный урок развивает коммуникативные навыки учащихся, учит с уважением относиться к мнению другого человека и формирует готовность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества....
15 03 2024 16:25:16
Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....
14 03 2024 8:11:34
Литературно-историческая композиция ‒ общешкольное мероприятие. В его подготовке и проведении принимают участие школьники средних и старших классов. Готовятся иллюстративные материалы ("зрительный ряд"), которые включают плакаты военных лет, выставку книг и детских работ, посвященные Московской битве. Ребята, которые не выступают на сцене, готовят иллюстративные материалы, монтируют видеофрагменты, подбирают музыкальное сопровождение....
13 03 2024 14:25:29
Выпускной экзамен по истории за курс основной школы может проводиться в разных формах, в том числе - в виде письменной экзаменационной работы. Согласно спецификации экзаменационной работы для проведения ГИА выпускников IX классов ОУ 2009 года (в новой форме) по истории России назначением экзаменационной работы является - оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории России выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. ...
12 03 2024 23:42:46
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
11 03 2024 22:28:17
Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
10 03 2024 0:35:47
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
09 03 2024 14:14:23
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
08 03 2024 1:20:54
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...
07 03 2024 17:36:13
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
06 03 2024 22:17:51
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме. ...
05 03 2024 13:54:25
В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника". ...
04 03 2024 3:31:10
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
03 03 2024 10:42:40
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
02 03 2024 10:35:48
На уроке учащиеся должны придти к выводу, что тоталитарный режим и репрессии народа неслучайны. Учащиеся на примере судеб советского народа должны увидеть репрессивный хаpaктер политики того времени в отношении личности. На уроке учащиеся должны попытаться оценить депортацию немцев Поволжья на примере судьбы жительницы села....
01 03 2024 17:44:12
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
29 02 2024 0:58:16
Урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация. Устная отработка и обобщение изученного материала сопровождается заполнением учащимися систематизирующей таблицы «События и хаpaктеристика периодов Средних веков». Проверить степень усвоения учащимися изученного материала позволит выполнение тестовых заданий....
28 02 2024 0:10:31
Урок предназначен для изучения истории мира вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Тема урока способствует развитию учебно-исследовательских умений учащихся через работу с дополнительным материалом к уроку....
27 02 2024 22:24:27
Цель урока - расширить знания учащихся о жизни и быте прошлых поколений на примере русского жилища. Особенности постройки дома, история его частей и предметов, бытующих суеверий вызывает искренний интерес учащихся к теме, помогает им постичь народную мудрость. Урок способствует развитию навыков логического мышления, интереса к предмету, традициям и обычаям предков. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе по предмету....
26 02 2024 12:46:36
Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века "Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев. ...
25 02 2024 12:52:54
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения. ...
24 02 2024 12:48:36
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...
23 02 2024 12:28:28
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
22 02 2024 3:10:14
Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....
21 02 2024 23:18:36
Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....
20 02 2024 5:30:20
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
19 02 2024 13:16:16
Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы пpaктические упражнения «Невербальное общение» и «Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....
18 02 2024 5:44:33
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
17 02 2024 6:53:20
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
16 02 2024 1:16:25
В статье обобщается опыт работы по изучению и применению метода учебного проекта в преподавании права. Доказывается значимость этого метода в формировании компетенций учащихся, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию. ...
15 02 2024 7:39:24
Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира. ...
14 02 2024 23:28:40
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
13 02 2024 21:26:52
Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
12 02 2024 13:24:50
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
11 02 2024 10:19:22
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
10 02 2024 1:32:57
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
09 02 2024 10:41:53
На уроке использовались ИК-технологии. Фрагменты ролевой игры помогли детям ощутить себя участниками событий того времени. Деятельностный подход, работа в парах сделали урок продуктивным....
08 02 2024 8:33:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::