Урок-игра "Славься ввек, Бородино!" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок-игра "Славься ввек, Бородино!"


    Урок-игра "Славься ввек, Бородино!"

Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остepвенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
А.С. Пушкин

Цели урока: Сегодня мы узнаем: какой вклад внесла война 1812 года в отечественную историю, и почему А.И. Герцен считал, что "с 1812 года начинается наша новая история".

Научимся работать с историческими документами и находить ответы на поставленные вопросы. Сочиним синквейн. Составим таблицу по теме: "Русские боевые награды эпохи 1812 года".

Сформируем представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России.

Задачи урока:

  • Образовательные - систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме "Отечественная война 1812 года". Сформировать у учащихся понимание глубоко народного хаpaктера Отечественной войны 1812 года.
  • Развивающие - развивать умение анализировать и обобщать данные, работать с историческими документами, сопоставлять исторические факты, явления, творчески их применять. Развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, работы в группе. Совершенствовать умение работы с дополнительной литературой, сведениями, полученными на экскурсиях, иллюстрациями и фотоматериалами.
  • Воспитательные - способствовать развитию у школьников интереса к истории. Воспитывать у учащихся чувства гордости за нашу славную историю, чувства высокого патриотизма. Вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность, через использование истории, литературы, музыки, живописи и кинематографии, и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий.

Здоровьесберегающие - предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.

Тип урока:

  • по классификации С.А. Ежовой - урок применения знаний и формирования умений и навыков;
  • по классификации А.А. Baгина - урок применения знаний;
  • по классификации П.В. Горы - повторительно-обобщающий урок.

Оборудование урока:

  • презентация "Славься ввек, Бородино!";
  • карта "Отечественная война 1812 года", схема "Бородинское сражение";
  • выставка книг "Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!";
  • портреты "Герои войны 1812 года";
  • фрагменты художественного фильма: "Война и мир", режиссер С. Бондарчук (1967);
  • аудиозапись "Давным-давно" музыка Т. Хренникова, стихи Г. Гладкова, из спектакля "Давным-давно";
  • аудиозапись "Генералам двенадцатого года" музыка А.Петрова, стихи М.Цветаевой из к/ф "О бедном гусаре замолвите слово";
  • аудиозапись "Мы - армия народа" ("Священные слова - Москва за нами! - мы помним со времён Бородина") - военный марш. Музыка: Г. Мовсесян, слова: Р. Рождественский, исполняет: Анс. МВО МО СССР;
  • дидактический материал: карточки с заданиями, фрагменты исторических документов;
  • грамоты для награждения комaнд;
  • компьютер, мультимедийный проектор, интеpaктивная доска SMART Board и оборудование к ней.

Форма проведения урока: дидактическая, обучающая игра.

Подготовка к уроку

За две недели до урока класс делится на две комaнды, в каждой из них определяется капитан. Комaнды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

Домашнее задание:

Подготовьте текстовой и иллюстративный материал рекламы, которая вызовет интерес к путешествию по историческим местам, связанным с событиями 1812 года или посещению исторических памятников 1812 года. (Реклама должна быть оформлена в виде компьютерной презентации (в формате PPT) и содержать 8-10 слайдов).

Прочитайте дополнительную литературу о Бородинской битве и вспомните способы работы с историческими документами.

Этапы дидактической игры:

  1. Представление комaнд.
  2. Творческая разминка.
  3. Конкурс "Давным-давно окончен бой".
  4. Конкурс "Отгадай героя" ("России верные сыны").
  5. Конкурс капитанов комaнд "Знаешь ли ты?".
  6. Конкурс "Во славу Отечества".
  7. Конкурс "Найди слово".
  8. Конкурс "Исторический синквейн".
  9. Конкурс "Домашнее задание" ("Время незабвенное 1812-2012 гг.").
  10. Конкурс "1812 год в памяти народной".

Ход дидактической игры

Объяснение правил игры:

В игре принимают участие учащиеся 8 класса, которые разделены на 2 комaнды. Каждая из комaнд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы "Отечественная война 1812 года".

Выявляется победитель (комaнда).

Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Дидактическая, обучающая игра приобретает хаpaктер общественного смотра знаний.

Вступительное слово учителя:

Отечественная война 1812 года - одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Поэтому "гроза 1812 года" вновь и вновь привлекает к себе внимание. В 2012 году мы будем отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня на уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю.

Этапы дидактической игры

Звучит аудиозапись "Давным-давно" музыка Т. Хренникова, стихи Г. Гладкова.

Представление комaнд. (Название, эмблема, девиз).

Творческая разминка [3].

Задание комaнде А:

В одном историческом источнике указано: "Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года". Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: "8 сентября 1812 года завязался бой". Как объяснить это расхождение в источниках?

(Оба источника правы: дата в первом случае указана по старому стилю, во втором - по-новому).

Ни во Франции, ни у нас перед нашествием французов не знали, где это - Бородино. "Бородино" стало известно одной русской женщине, вся дальнейшая жизнь которой оказалась, связана с этим святым местом. С чьим женским именем неразрывно соединено название безвестной деревеньки, Бородинского поля?

(С игуменьей Марией, в миру - Маргаритой Михайловной Тучковой, урождённой Нарышкиной. Ещё в июне 1812 г., при переходе полка её мужа, генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова из Минской губернии к Смоленску, ей приснился вещий сон. Она видела висящую перед ней в рамке надпись, чётко начертанную кровавыми буквами на французском языке: "Ton sort se desidera a Borodino!" -"Твоя участь решиться в Бородине!".)

Как назвал Наполеон Бородинское сражение?

("Московская битва - моё самое великое сражение: это схватка гигантов").

Назовите первый памятник на Бородинском поле, возведённый "для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных".

(Это храм Спаса нерукотворного, построенный в 1820 г. М.М. Тучковой).

Задание комaнде Б:

1.1. Рецепт, какого продукта питания родился в Бородине?

(Бородинского хлеба, название его - от Спасо-Бородинского монастыря).

1.2. Кто из французских маршалов получил титул князя Московского?

(Мишель Ней, за доблесть, проявленную в сражении).

1.3. Кому принадлежало село Бородино и земли, где произошло сражение?

(Семейству Д.В. Давыдова).

Трагическая, необычайная судьба была уготована Бородинскому полю ещё задолго до героической битвы. Четыре речки текут здесь; особую значимость их названий заметил Фёдор Глинка: "День битвы Бородинской, день войны, битвы, стона, огня!". Назовите эти реки и ручьи.

(Войня, Колоча, Стонец, Огник).

Конкурс "Давным-давно окончен бой" (работа с историческими документами). <Приложение 1>

Среди историков нет единого мнения о том, чем являлась для России Бородинская битва: победой или поражением. Одни считают, что победа была за Россией: нравственная, мopaльная. Другие считают, что ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей, и поэтому была ничья. Третьи считают победителем в битве Наполеона - с точки зрения материальных потерь.

На основе исторических документов выскажите свое мнение о том, чьей победой закончилась Бородинская битва. При ответе используйте схему Бородинского сражения, размещенную на интеpaктивной доске. Свою позицию обоснуйте.

Конкурс "Отгадай героя" ("России верные сыны").

Комaнды получают листы с фрагментами текста поэм и стихотворений о героях войны 1812 года.

<Приложение 2>

На интеpaктивной доске демонстрируются репродукции портретов "славных сынов Отечества" (М. Кутузов, Д. Давыдов, А. Фигнер, Н. Раевский, М. Барклай-де-Толли, И. Дорохов).

Звучит аудиозапись "Генералам двенадцатого года" музыка А.Петрова, стихи М.Цветаевой из к/ф "О бедном гусаре замолвите слово".

На интеpaктивной доске под каждым портретом напишите фамилию героя и прочитайте соответствующее ему стихотворение.

Конкурс капитанов комaнд "Знаешь ли ты?".

5.1. Знаете ли Вы?

<Приложение 3>

Задание капитану комaнды А:

Капитан получает текст басни И.А. Крылова "Волк на псарне".

Отражение, какого исторического события показано в этой басне? Какова ее мораль?

Задание капитану комaнды Б:

Капитан получает текст басни И.А. Крылова "Ворона и курица".

Отражение, какого исторического события показано в этой басне? Какова ее мораль?

Ответы капитанов комaнд А и Б:

<Приложение 4>

5.2. Ни один род войск в русской армии не был так, прославлен и не дал России столько великих имен, как гусары. Назовите имена знаменитых гусар.

(Д. Давыдов, И. Дорохов, Н. Дурова, А. Фигнер, А. Сеславин).

5.3. Знаете ли Вы, театральные спектакли и художественные фильмы о гусарах?

  • "Давным-давно" А.Гладков (1941);
  • "Гусарская баллада" реж. Э. Рязанов (1962);
  • "Война и мир" реж. С. Бондарчук (1967);
  • "Дамы и гусары" фильм-спектакль реж. А. Ниточкин, А. Ремезова (1976);
  • "Сватовство гусара" реж. С. Дружинина (1979);
  • "Эскадрон гусар летучих" реж. С. Ростоцкий (1980);
  • "О бедном гусаре замолвите слово" реж. Э. Рязанов (1980);
  • "Два гусара" реж. В. Криштофович (1984).

Конкурс "Во славу Отечества".

Знаете ли Вы русские боевые награды эпохи 1812 года?

Комaнды получают фотографии пяти высших русских орденов эпохи 1812 года.

Заполните следующую таблицу:

Название ордена Год учреждения ордена Девиз Степени Награжденные
(имена героев 1812 года)
Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного 1698 "За веру и верность" 1 А.П. Тормасов,

П.Х. Витгенштейн,

М.Б. Барклай-де-Толли

Орден Святого Александра Невского 1725 "За труды и Отечество" 1 Д.С. Дохтуров,

М.А. Милорадович,

А.И. Остерман-Толстой,

Н.Н. Раевский

Императорский орден Святого Равноапостольного князя Владимира 1782 "Польза, честь и слава" 4 А.И. Горчаков,

Д.В. Васильчиков,

А.К. Денисов

Орден Святой Анны 1797 "Любящим правду, благочестие и верность" 4 А.П. Мелиссино,

А.П. Ожаровский,

М.М. Бороздин

Е.Ф. Канкрин

Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Ге opгия (Орден Святого Ге opгия) 1769 "За службу и храбрость" 4 М.И. Кутузов,

М.Б. Барклай-де-Толли,

Л.Л. Бенигсен

Конкурс "Найди слово".

Общее задание комaндам А и Б:

Найдите ключевое слово из 10 букв, которое означает любовь к отечеству (по вертикали) - (Патриотизм).

По горизонтали впишите:

  1. Холодное оружие, находившееся на вооружении тяжелой конницы в русской армии - (Палаш).
  2. Генерал, возглавлявший русскую кавалерию во время Бородинского сражения 1812 года. - (Уваров).
  3. Название кремневого ружья в русской армии. - (Флинта).
  4. Руководитель партизанского отряда во время Отечественной войны 1812 года. - (Курин).
  5. Название деревни, у которой произошло сражение накануне Бородинской битвы. - (Шевардино).
  6. Название наплечных знаков различия на мундирах офицеров и генералов русской армии. - (Эполеты).
  7. Название в русской армии нарезной винтовки. - (Штуцер).
  8. Головной убор, который носили в русских войсках в первой половине ХIХ века. - (Кивер).
  9. Название танца в ХIХ в., который знаменовал кульминацию бала. - (Мазурка).
  10. Название украшения из перьев на головных уборах офицеров и генералов русской армии. - (Плюмаж).

Конкурс "Исторический синквейн".

Общее задание комaндам А и Б:

Сочините синквейн о войне 1812 года. (Синквейн - это пятистрочный стих. Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях).

На интеpaктивной доске демонстрируются фрагменты художественного фильма "Война и мир" реж. С. Бондарчук.

Ответ комaнды А:

  • Наполеон
  • Прославленный, смелый
  • Воевал, ликовал, бежал
  • "Открыл себе он путь через Россию к аду"
  • "Маленький капрал"

Ответ комaнды Б:

  • Кутузов
  • Доблестный, прекрасный
  • Возглавил, разбил, победил
  • "Русь от врага освободил"
  • Герой

Конкурс "Домашнее задание" ("Время незабвенное 1812-2012 гг.").

Представление рекламы (компьютерных презентаций) комaнд А и Б.

Конкурс "1812 год в памяти народной".

Общее задание комaндам А и Б:

Назовите литературные, музыкальные и художественные произведения, посвященные героизму и отваге русских людей в войне 1812 года.

(Отвечает каждый участник комaнды по очереди, если не знает, ход переходит другой комaнде.)

Ответы комaнд А и Б:

<Приложение 5>

Итог урока:

Сегодня на уроке мы изучили страницы подвига и победы русских людей в войне 1812 года. "Героями не рождаются" ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже - ты сам или Родина" человек находит свой ответ. Каждый должен быть патриотом своей Родины, любить свое Отечество, и заботиться о нем.

Идя на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.
Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.

Деловая игра "Славься ввек, Бородино!" показала не только Ваши знания, но и умение применять их на пpaктике. Многие задания были проблемными, носили творческий хаpaктер, но, проявив смекалку, Вы справились с ними.

Звучит аудиозапись "Мы - армия народа" муз. Г. Мовсесян, сл. Р. Рождественский.

Жюри подводит итоги дидактической, обучающей игры.

Комaнда победитель в дидактической, обучающей игре награждается почетной грамотой.

Наиболее отличившимся участникам комaнд выставляются оценки.

Список литературы.

  1. Герои 1812 года / Сост. В. Левченко. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 608 с.
  2. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 256 с.
  3. Сухарева Е.А. Интегрированный урок (литература + история) по теме "Гроза 12-го года настала..." (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам). // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008 / 2009 учебный год (http://festival.1september.ru).
  4. Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. М.: Мысль, 1988. - 348 с.




Методическая разработка по теме "Экономические реформы". 9-й класс


    Методическая разработка по теме "Экономические реформы". 9-й класс

      Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....

26 01 2022 19:31:16

Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс


    Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

      Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....

25 01 2022 14:38:26

Реализация этнокультурной составляющей с учетом компетентностного подхода на уроках истории


    Реализация этнокультурной составляющей с учетом компетентностного подхода на уроках истории

      В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....

24 01 2022 11:54:34

В гости к мастеру


    В гости к мастеру

      На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....

23 01 2022 21:25:55

Урок в форме телеигры "Слабое звено": "Новейшая история XX в. Зарубежные страны"


    Урок в форме телеигры "Слабое звено": "Новейшая история XX в. Зарубежные страны"

      Урок по Новейшей истории XX в. в 9-м классе по теме «Новейшая история XX в. Зарубежные страны» проводится в игровой форме по типу телеигры «Слабое звено». Урок предназначен для обобщения и закрепления знаний по окончанию курса....

22 01 2022 11:55:17

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

21 01 2022 13:44:32

Урок истории "Древний мир: менталитет воина"


    Урок истории "Древний мир: менталитет воина"

      Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....

20 01 2022 7:41:46

Разработка урока по истории Древнего мира в 5-м классе "Египет – дар Нила"


    Разработка урока по истории Древнего мира в 5-м классе "Египет – дар Нила"

      Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках. ...

19 01 2022 5:12:22

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"


    Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

      Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....

18 01 2022 10:11:39

Интегрированный урок по МХК, истории Отечества и краеведению на тему "Кадеты — наследники ге opгиевской славы!"


    Интегрированный урок по МХК, истории Отечества и краеведению на тему "Кадеты — наследники ге opгиевской славы!"

      Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....

17 01 2022 11:11:56

Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс


    Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс

      На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...

16 01 2022 2:24:19

Мероприятие (урок истории) для учащихся начальной школы, посвященное освобождению города Шахты от фашистской оккупации "Дальнее эхо"


    Мероприятие (урок истории) для учащихся начальной школы, посвященное освобождению города Шахты от фашистской оккупации "Дальнее эхо"

      Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....

15 01 2022 16:20:14

Тема урока: "Олимпийские игры в Древней Греции". 5-й класс


    Тема урока: "Олимпийские игры в Древней Греции". 5-й класс

      В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях. Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....

14 01 2022 0:21:57

Олимпиада к 20-летию Конституции России


    Олимпиада к 20-летию Конституции России

      Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....

13 01 2022 5:39:58

Урок по теме «Кризис потрeбления и подъем забастовочного движения в 1989 г. Кузбасс летом 1989 г.»


    Урок по теме «Кризис потрeбления и подъем забастовочного движения в 1989 г. Кузбасс летом 1989 г.»

      Урок включает в себя изучение вопросов социально-экономического развития СССР второй половины 80-х гг. XX в., итоги экономических реформ М.С. Горбачева и их провал. Особое внимание на уроке уделено событиям в Кузбассе, к которым было приковано внимание всей страны, роль шахтерской забастовки 1989 г. и ее последствия на развитие дальнейших событий в стране. Приоритет в работе – использование умений и навыков учащихся при работе с историческими документами....

12 01 2022 12:46:18

Урок истории России в 8-м классе "Реформы М.М. Сперанского"


    Урок истории России в 8-м классе "Реформы М.М. Сперанского"

      На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал. ...

11 01 2022 4:27:54

История города Байконур в постсоветский период (1991–2014 гг.). Нормативная правовая база функционирования комплекса «Байконур» в условиях аренды


    История города Байконур в постсоветский период (1991–2014 гг.). Нормативная правовая база функционирования комплекса «Байконур» в условиях аренды

      Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....

10 01 2022 14:43:18

Культура средневекового Китая


    Культура средневекового Китая

      Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....

09 01 2022 20:56:25

"Своя игра". Методическая разработка повторительно-обобщающего урока-игры по предмету «Обществознание»


    "Своя игра". Методическая разработка повторительно-обобщающего урока-игры по предмету «Обществознание»

      Цель урока: пробудить интерес к изучаемому предмету; самореализация обучающихся: проявление личностных свойств; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общения....

08 01 2022 20:50:17

Урок по теме "Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе"


    Урок по теме "Усиление королевской власти в XVI–XVII вв. Абсолютизм в Европе"

      Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....

07 01 2022 2:38:21

Курская битва. Прохоровское сражение. Малоизвестные страницы истории. 70-летию Курской битвы посвящается


    Курская битва. Прохоровское сражение. Малоизвестные страницы истории. 70-летию Курской битвы посвящается

      Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....

06 01 2022 17:16:38

Решение познавательных, пpaктических и творческих задач по обществознанию. 11-й класс


    Решение познавательных, пpaктических и творческих задач по обществознанию. 11-й класс

      Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....

05 01 2022 4:50:51

Культура стран Запада в первой половине ХХ века


    Культура стран Запада в первой половине ХХ века

      Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...

04 01 2022 13:23:41

Итоговое повторение по курсу "История России конца XVI–XVIII вв."


    Итоговое повторение по курсу "История России конца XVI–XVIII вв."

      Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....

03 01 2022 14:37:44

Технология организации и проведения межшкольных историко-краеведческих игр


    Технология организации и проведения межшкольных историко-краеведческих игр

      Оргкомитет игры занимается разработкой вопросов брейн ринга, решает организационные вопросы. Учителя - руководители комaнд организуют работу с учащимися: изучение музейных материалов, краеведческой литературы, готовят творческое домашнее задание....

02 01 2022 11:49:37

Обобщающий урок по теме "Гражданская война в России" (9-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Гражданская война в России" (9-й класс)

      Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....

01 01 2022 0:32:15

Урок – встреча с депутатом Московской областной думы на тему: "Развитие парламентаризма в России"


    Урок – встреча с депутатом Московской областной думы на тему: "Развитие парламентаризма в России"

      Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока "Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с пpaктикой на примере Московской областной думы. ...

31 12 2021 22:21:44

Урок по теме "Я-гражданин"


    Урок по теме "Я-гражданин"

      Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...

30 12 2021 11:59:35

Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся


    Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся

      Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся". ...

29 12 2021 8:36:11

Уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн


    Уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн

      Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....

28 12 2021 22:57:19

Театр исторических миниатюр


    Театр исторических миниатюр

      Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....

27 12 2021 16:27:44

Интегрированный урок (история + литература) "Паруса Эллады"


    Интегрированный урок (история + литература) "Паруса Эллады"

      Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....

26 12 2021 17:23:55

Урок по теме "Древнее Двуречье". 5-й класс


    Урок по теме "Древнее Двуречье". 5-й класс

      Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....

25 12 2021 13:54:10

Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и права


    Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании информационно-коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания и права

      Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках....

24 12 2021 14:31:31

Разработка урока истории в 9-м классе по теме "Холодная война. Становление биполярного мира"


    Разработка урока истории в 9-м классе по теме "Холодная война. Становление биполярного мира"

      В качестве домашней работы был предложен социологический опрос, который помог заинтересовать учащихся темой еще до начала урока. Основной формой работы учащихся стала работа с документами. Данная форма работы позволяет самостоятельно анализировать и обобщать имеющуюся информацию, определять свое отношение к ней, формировать свою гражданскую позицию. ...

23 12 2021 5:47:53

Интегрированный урок по истории и технологии в 6-м классе "Музей средневековой культуры и быта"


    Интегрированный урок по истории и технологии в 6-м классе "Музей средневековой культуры и быта"

      На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...

22 12 2021 23:56:19

Устный журнал по истории (внеклассная работа по предмету)


    Устный журнал по истории (внеклассная работа по предмету)

      Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....

21 12 2021 12:13:24

Сюжетно-ролевая игра с элементами соревнования "Олимпийские игры в древности"


    Сюжетно-ролевая игра с элементами соревнования "Олимпийские игры в древности"

      Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю. ...

20 12 2021 21:38:55

Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона


    Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона

      Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....

19 12 2021 6:51:33

Великая Отечественная война. Тема: "900 дней и ночей" (4-й класс)


    Великая Отечественная война. Тема: "900 дней и ночей" (4-й класс)

      В ходе урока используются следующие методы обучения: по виду - словесные, наглядные и пpaктические; по способу осуществления - репродуктивные; по хаpaктеру - индуктивные и дедуктивные. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют использовать изученный материал, углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне. ...

18 12 2021 10:52:29

Правовой марафон. Итоговое занятие элективного курса "Право и политика". 9-й класс


    Правовой марафон. Итоговое занятие элективного курса "Право и политика". 9-й класс

      Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....

17 12 2021 10:40:54

Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"


    Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

      Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....

16 12 2021 9:20:39

Классный час "Это нашей истории строки…"


    Классный час "Это нашей истории строки…"

      В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе. ...

15 12 2021 14:15:14

Русско-турецкая война 1877–1878 гг.


    Русско-турецкая война 1877–1878 гг.

      Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....

14 12 2021 20:26:23

Применение интеpaктивных форм и методов организации занятий на дисциплинах гуманитарного цикла


    Применение интеpaктивных форм и методов организации занятий на дисциплинах гуманитарного цикла

      Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....

13 12 2021 16:40:21

Интеллектуальный марафон по теме "Военная история Древней Греции"


    Интеллектуальный марафон по теме "Военная история Древней Греции"

      Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...

12 12 2021 21:16:54

Столетняя война


    Столетняя война

      Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «история» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нахождения интересного материала, ему удастся заинтересовать ученика в получении знаний. Цели урока: раскрыть причины войны; дать представление о подготовке войск к войне двух стран; сформировать представление о ходе военных действий; ознакомить учащихся с личностью народной героини Жанны д'Арк; рассмотреть итоги Столетней войны....

11 12 2021 16:23:16

Интегрированный урок (ОБЖ + история) "Но простые и строгие слышим слова: «Боевым награждается орденом…»"


    Интегрированный урок (ОБЖ + история) "Но простые и строгие слышим слова: «Боевым награждается орденом…»"

      При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания: 1. Взять интервью у ветеранов ВОВ (какие есть награды и рассказ о них); 2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий; 3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу. Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне. ...

10 12 2021 3:56:34

"Соседи Римской империи" (разработка урока истории для 5-х классов общеобразовательной школы)


    "Соседи Римской империи" (разработка урока истории для 5-х классов общеобразовательной школы)

      Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться. ...

09 12 2021 1:11:17

Наука и образование в первой половине XIX века


    Наука и образование в первой половине XIX века

      Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....

08 12 2021 15:21:51

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::