Интегрированный урок по теме "Россия на рубеже веков (конец XVII – начало XVIII в.). 10-й класс
На доске: “... бессмысленная чернь, изменчива, мятежна, суеверна. Легко пустой надежде предана, Мгновенному внушению послушна, Для истины глуха и равнодушна, А баснями питается она”
(А.С. Пушкин. “Борис Годунов.”)
““Ушли вперед!” – врёшь “там же”! Бумага, книга ушли – мы там же. Пока народ не может проверить воочию, Что из него стряпают, пока не захочет сам, Чтобы то или иное с ним состряпалось – там же!”
(М.П. Мусоргский)
Используемый материал:
- Опера М.П.Мусоргского “Хованщина”.
- В.С. Соловьёв, повесть “Царь-дeвица”.
- Лекции по истории Соловьёва, Ключевского, Платонова.
- Картина В.И. Сурикова “Утро стрелецкой казни”.
- Учебник по истории России под ред. А.Н Сахарова. 10-й класс.
Ход урока
Звучит увертюра к опере М.П. Мусоргского “Хованщина” – “Рассвет на Москве-реке”.
Учитель: Мы переместимся сейчас мысленно в конец XVII века.
На фоне постепенно светлеющего неба темными силуэтами выделяются башни Кремля и островерхие боярские терема. Чуть брежжущая полоска утренней зари разгорается всё ярче и ярче. Первые лучи солнца золотят верхушки башен и маковки старинных церквей. Город просыпается. Проходит дозор, что снимает ночные караулы, звонят к заутрене.
“Эта картина утренней зари, встающей над старой дремотной Русью XVII века, в тоже время своеобразно воплощает образ новой зачинающейся России”
(В.В. Стасов)
Итак, мы оказались в конце XVII века. Какие же события происходят в это время в России, чем они вызваны?
- Cмepть царя Алексея Михайловича, борьба за власть.
- Cмepть Фёдора Алексеевича и восстание стрельцов в 1682 году:
Центральное действующее лицо оперы – народ. Неслучайно композитор назвал свое творение “народной музыкальной драмой”. Композитор отказался даже от образа Петра.
“Петра и Софью за сцену – это уже решено; без них даже лучше, – писал он в одном из писем 1873 года, а народную драму хочется сделать – вот как хочется”.
Учитель: А что развивается в драме? Что такое “Хованщина”?
Учащиеся: Судьба человеческая, судьба народная, восстание стрельцов в 1682 году. Князья Хованские, отец и сын, оказались во главе повстанцев. Поэтому в литературе восстание в Москве в 1682 году именуют “Хованщиной”.
Учитель: Каковы причины восстания?
Учащиеся: Стрельцы были недовольны вымогательством и взятками полковников, невыплатой жалования. Они были разъярены отказами властей, пришли в Кремль и начали расправы.
Учитель: Что собой представляло стрелецкое войско в конце XVII века?
Учащиеся: Это было устаревшее формирование. Стрелецкие полки размещались семьями в стрелецких слободах Москвы. Они комплектовались из детей стрельцов, из незакрепощенных людей. Служба была пожизненной, а получаемое от казны жалование – скудным. Поэтому стрельцы, обременённые семьями, вынуждены были изыскивать дополнительные доходы. Они промышляли ремеслом, совершали торговые сделки.
Стрелецкое войско отличалось низкой боеспособностью. Главная их задача состояла в несении полицейских обязанностей: они обеспечивали порядок в столице.
Два стрелецких полка находились на особом режиме и пользовались особыми привилегиями – сопровождали царя в поездках, в монастыри, участвовали во всякого рода церемониях. При Алексее Михайловиче был создан Тайный приказ, чтобы снабжать стрельцов продуктами питания из дворцовых вотчин. После cмepти Алексея Михайловича был упразднён приказ Тайных дел, прекратилась выдача продовольствия и денежного вознаграждения сверх жалования.
В период правления Фёдора Михайловича стрельцы превратились для комaндиров в источник грабежа и насилия, стрелецкие полковники присваивали их жалование, уподобляли их крепостным крестьянам, вымогали взятки, подвергали жестоким истязаниям.
Учитель: Каковы требования стрельцов в период восстания?
Учащиеся:
- Запрещение брать взятки.
- Срочное взыскание казенных долгов и выплата жалования.
- Требовали, чтобы стрельцов не называли бунтовщиками и изменниками.
- Соорудить на Красной площади “столб” с именами убитых ими лиц и перечислением вины каждого из них.
Учитель: Стрелецкий бунт 1682 года отражал борьбу за власть, и орудием этой борьбы были стрельцы. Это восстание возвело на престол регентшу Софью.
Что вы можете рассказать о ней? Какова трагедия царевны русской? (по книге В.С. Соловьёва “Царь – дeвица”)
Учащиеся: Тяжела была жизнь русской царевны. Она не имела надежды на семейное счастье, так как выдача её замуж оказывалась невозможной: бpaк с иноземным принцем не допускался по религиозным причинам, а бpaк с человеком русским считался зазорным для царевны, так как его происхождение не соответствовало её положению. Таким образом, царевна должна была готовиться в монастырки. Царевна Софья возмутилась против такой жизни. Она училась вместе братьями и превосходила их прилежанием и способностями. Она узнала многие подробности управления государством, проникла в тайны дипломатических отношений. Её взгляды и суждения поражали государственных людей. Она готовила себя к управлению государством.
Учитель: Чем занимался Пётр в период правления Софьи? Можно ли было по особенностям детства и юности Петра угадать, что к правлению придёт необычный царь?
Учащиеся: У Петра сложилась своя “кумпания” в селе Преображенском и Немецкой слободе под Москвой. Здесь жили генералы и офицеры, которых он привлекал к своим “потешным играм”, разный мастеровой люд: шотландец Гордон, швейцарец Лефорт, ставшие его помощниками. Пётр показывал своим солдатам военные приемы, учил их стрелять из ружей и пушек, проводил показательные сражения на суше. На Переяславском озере построил первый русский военный корабль.
Подраставший царь с неудовольствие следил за действиями старшей сестры-правительницы. А в январе 1689 года царица-мать женила Петра на Евдокии Лопухиной. Теперь он становился вполне взрослым. Регентша была уже не нужна.
Учитель: Почему Пётр одержал верх в борьбе за власть с царевной Софьей?
Учащиеся: В Москве готовился дворцовый переворот. Начальник стрелецкого приказа Шакловитый пытался опереться на стрельцов, чтобы отстранить Петра от власти. Но стрелецкие начальники не склонились к заговору. Они видели в Петре законного правителя и поддержали его. Софья вынуждена была подчиниться воле брата и отправиться в Новодевичий монастырь. Началось самостоятельное правление Петра.
Учитель: С именем Петра Великого связаны значительные преобразования в России. Недаром, по словам Ключевского русскую историю делят на два периода: Русь допетровскую, или древнюю, и Русь послепетровскую, или новую.
Расскажите, в чём была цель поездки Великого посольства?
Учащиеся: В 1697 году посольство выехало из Москвы, чтобы отыскать союзников России для войны против Турции и Крыма; ознакомиться с европейской промышленностью; пригласить мастеровых людей для работы в Россию.
Учитель: Находясь вдали от России, Пётр узнал о восстании четырех стрелецких полков и поспешил домой. Несмотря на то, что к его возвращению восстание было подавлено, Пётр распорядился организовать новый розыск стрельцов-повстанцев.
Почему царь так жестоко расправился со стрельцами?
Учащиеся: Все стрельцы, по его мнению, составляли лагерь врагов преобразований, новшеств, которые он задумывал и начинал проводить в жизнь. Ему не было никакого дела до действительного положения стрельцов, их страданий и лишений. А именно они и явились причинами восстания.
Учитель: “Да, любо мне видеть кровь врагов моих — и не пожалею я этой крови”, – таковы слова Петра I. И не пожалел. Перед вами картина В.И. Сурикова “Утро стрелецкой казни”.
Описание картины даёт учащийся: ...Москва. Красная площадь. Лобное место. Вдали, в утреннем гoлyбоватом тумане на фоне бледно-серого неба виднеется храм Василия Блаженного. Справа – строгие четкие контуры Кремлёвских башен. В телегах, окруженные родными и близкими, сидят приговоренные к cмepти стрельцы. В руках у каждого зажжённые свечи. Последние минуты перед неотвратимой казнью.
Огромная народная толпа заполнила площадь. Скоро начнется казнь. Стрельцы без стpaxa встречают cмepть. Каждый из них переживает её приближение по-своему. У одного стрельца гордо поднята голова. Взор его, полный ненависти, устремлён в сторону Петра. Этот стрелец является живым воплощением бунтарского духа.
Образ Петра несёт в картине важную смысловую нагрузку: он один противостоит всей стрелецкой массе. Лицо Петра с гневным решительным взором выражает несокрушимую уверенность. Во всей его фигуре, в повороте головы чувствуется большая внутренняя сила и убежденность в своей правоте.
Учитель: Таким образом, в произведениях художественной исторической литературы, в музыке и живописи показаны судьбы русского народа. Авторы этих произведений чувствовали неизбежность гибели старого порядка, но видели, что и Петровские реформы не принесут народу облегчения.
Урок проводится в 11-м классе в качестве итогового по теме «Вторая мировая война». Данный урок - итог долгосрочного интегрированного проекта совместно с учителями английского и немецкого языков, а также с учителем информатики. На уроках иностранного языка учащимся предлагалось 10 плакатов США или Германии (в зависимости от изучаемого языка), которые необходимо было перевести и проанализировать....
28 03 2024 8:36:38
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
27 03 2024 22:11:58
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
26 03 2024 22:55:27
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
25 03 2024 2:47:46
Как же добиться, чтобы обычный школьный урок был не только интересным, но запоминающимся? Один раз в учебном году в нашей школе устраиваются большие открытые мероприятия как подведение итога по отдельным разделам истории. Как правило, это конкурсы или викторины. Особенно яркими и запоминающимися получаются мероприятия, которые придумываются совместно с учителями литературы, МХК, иностранных языков, материальной технологии и родителями....
24 03 2024 8:22:51
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
23 03 2024 18:48:32
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
22 03 2024 4:39:42
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
21 03 2024 12:49:48
Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....
20 03 2024 4:11:19
Цель урока: обсудить вопрос важности мopaльного выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....
19 03 2024 23:41:43
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное. ...
18 03 2024 7:44:29
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
17 03 2024 0:58:35
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
16 03 2024 10:48:32
Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....
15 03 2024 18:38:41
Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов. ...
14 03 2024 4:32:19
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
13 03 2024 10:28:29
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
12 03 2024 0:38:58
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
11 03 2024 8:29:49
Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....
10 03 2024 21:52:14
Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....
09 03 2024 12:21:35
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
08 03 2024 23:57:49
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих. ...
07 03 2024 0:26:40
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
06 03 2024 7:29:18
Урок в виде игры по истории Древней Греции. Учащиеся классов заранее распределяются по группам; повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках "Яблоко раздора" и "Немейский лев", помогают готовить реквизит и костюмы....
05 03 2024 8:21:30
Урок разработан на основе учебной экскурсии по школьному музею «Волжской-Днепровской флотилий». Проблема урока – «Почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?» Главной артерией, по которой «черное золото» и донской хлеб поступали в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику - электроэнергии, население тепла и хлеба. Потому гитлеровцы основные удары летом–осенью 1942 г. нацелили на Сталинград....
04 03 2024 9:40:19
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
03 03 2024 17:26:22
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки. ...
02 03 2024 12:57:42
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии. ...
01 03 2024 0:49:40
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
29 02 2024 7:30:10
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
28 02 2024 17:58:51
Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской компетенции у студентов. I-й отборочный этап проводится в библиотеке. Студенты работают с электронным пособием «Свердловская область – история и современность». Приложение 1 содержит локальную версию программы для тестирования. II-й этап проводится в виде игры «Брейн-ринг». В ходе игры используются тематические профессионально озвученные презентации....
27 02 2024 19:21:10
Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям. ...
26 02 2024 13:43:30
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно. ...
25 02 2024 9:26:37
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
24 02 2024 16:41:17
Игра "Великолепная пятёрка" является частью реализации игровых технологий во внеурочной деятельности по истории. В работе представлена детальная разработка игры, рекомендации по её проведению и два сценария игры по истории для 5-х классов - "Путешествие в прошлое. Древний мир" и для 6-х классов - "Путешествие в Средневековье". ...
23 02 2024 0:45:14
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
22 02 2024 1:11:34
Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование ТСО на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....
21 02 2024 18:50:30
Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную пpaктику метода проектов с использованием информационных технологий. Автор делится опытом создания различных проектов на уроках истории и мировой художественной культуры, приводит примеры проектной деятельности учащихся 5–9-х классов. Статья имеет пpaктико-ориентированную направленность и содержит передовой педагогический опыт....
20 02 2024 14:53:13
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности. ...
19 02 2024 3:43:10
Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....
18 02 2024 7:15:43
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....
17 02 2024 19:43:14
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
16 02 2024 20:16:58
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
15 02 2024 7:45:28
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса. ...
14 02 2024 2:26:29
Статья рассказывает о недолгом пребывании русского композитора М.П.Мусоргского в Тульской губернии. Летом 1868 г. в Шилове он проводит музыкальный эксперимент – пишет оперу на текст комедии Н.В.Гоголя «Женитьба». Изучает тульский фольклор, речь крестьян, создает на их основе музыкальные хаpaктеристики героев своей оперы. Но опера так и останется незаконченной, уступив место замыслу композитора создать оперу «Борис Годунов»....
13 02 2024 11:26:43
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
12 02 2024 12:53:19
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения. ...
11 02 2024 23:40:50
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
10 02 2024 21:38:28
Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале ХХ веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях. ...
09 02 2024 13:27:31
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века. ...
08 02 2024 19:46:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::