Проектная деятельность на уроках истории > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Проектная деятельность на уроках истории


    Проектная деятельность на уроках истории

На уроках истории использование проектного метода способствует осознанному изучению и закреплению нового материала у обучающихся. Процесс обучения строится на основе выполнения проектов по одной из выбранных тем. Тематика проектных работ столь разнообразна, что дает возможность реализации межпредметных связей. При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть используемы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление.

Индивидуальный проект «История моего имени: Иван» в 5 классе

Автор: обучающийся 5 класса Ивахненко Иван.

Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории.

Срок выполнения проекта: 2 недели.

Педагогические цели проекта:

  • включение в систему ценностных отношений подростка родственников, ушедших из жизни до его рождения;
  • глубокое знакомство пятиклассника с историей своей семьи на конкретных материалах;
  • установление связи между историей семьи и историей Отечества.

Пpaктическая цель проекта: исследование вклада одного из предков обучающегося в историю России.

Вопросы проекта:

1. Почему меня назвали этим именем?
2. Почему это имя было самым популярным в моем роду в разных поколениях?
3. Какие события предшествовали этой семейной традиции?
4. Кто из моих предков носил это имя?
5. Какие важнейшие события в истории нашей страны происходили при жизни выбранного предка?
6. Какое участие он в них принимал?

Выходы проекта: творческая письменная работа «Семейные традиции моей семьи», презентационная программа Windows Movie Maker 2 (воспоминания бабушки, рассказы родителей о предке, подбор фотографий связанных с предком, семейных реликвий, мест города).

Аннотация и этапы работы над проектом. Семейная тематика – весьма тонкая и проблемная. В условиях распространенных социальных бед российской семьи не всегда представляется корректным озадачивать ребенка исследованием собственных семейных корней. Поэтому этот и все другие индивидуальные проекты должны быть исключительно результатом добровольного выбора самих учащихся. Таким образом, на первом этапе учитель предлагает обучающимся включиться в данный исследовательский проект. Вопросы проекта обозначаются как тема для разговора с родителями, бабушками, дедушками.

Первая неделя – этап сбора информации (устный рассказ, фотографии, документы из семейного архива, реликвии). К следующему уроку обучающийся должен выбрать и обосновать,  какого предка и почему он выбрал для выполнения работы, и какова будет конкретная форма выхода проекта.  Учитель должен обсудить с обучающимися и предстоящее выступление на презентации проекта, и отметить наиболее сильные и привлекательные стороны собранной информации, которые должны быть отражены в выступлении.

Вторая неделя – этап подготовки выхода проекта. Содержательно       проект может быть оформлен в жанрах разной степени сложности. Простейший – сочинение по теме по плану, обозначенному любыми событиями 3-4 вопросами проекта, с иллюстрациями в виде фотографий.   Более сложный предполагает создание хронологии из жизни семьи. По  прошествии второй недели проводится презентация подготовленных проектов.

Технологическая карта

Содержание работ

Работа учащихся

Консультации

Вводный этап. Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта. Работа с материалами, поиск информации в Интернете, работа в библиотеке, формирование проектных групп, Ведение консультаций по технологии выполнения проектных работ по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Помощь обучающимся в подборе индивидуального стиля проекта.
Поисково-исполнительский этап. Сбор и систематизация материалов Разработка структуры мультимедийной презентации «Иван. История моего имени», создание сценарного плана, отработка ключевых моментов в реферате «Семейные традиции моей семьи» Регулярные организационно-консультативные занятия по содержанию учебных проектов.
Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности Подготовка публичной защиты проектов Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Доработка проектов с учетом замечаний.
Заключительный этап Защита проекта. Подведение итогов, анализ выполнения работы Обобщение материалов. Архивирование проектов.

Возможные формы презентации проекта: демонстрация видеоролика с последующими ответами на вопросы (3-4 мин.). 

История моего имени

Меня зовут Иван, мне 11 лет. Когда я появился на свет, у родителей не было сомнений как меня назвать. Имя было мне дано еще до рождения. В 1901 году Якову Ситникову, моему прапрадеду посчастливилось в Царицыне, на пристани увидеть отца Иоанна Кронштадского. Русский народ еще при жизни почитал батюшку святым, и весь XX век в православных семьях хранились его портреты и труды. Дневник отца Иоанна, который называется «Моя жизнь во Христе», переписанный от руки,  стал настольной книгой для моей пpaбабушки, Ситниковой Дарьи Яковлевны. Старших сыновей было принято называть  в честь Иоанна Кронштадского. В 1922 году в семье моих прадедов родился сын Иван. Летом 1941 года Иван уходит добровольцем на фронт. Закончив курсы лейтенантов становится комaндиром разведвзвода. В 1943 году 10 месяцев проводит у партизан, в Белоруссии. Погиб Иван в марте 1945 года под Кенигсбергом.  Так получилось, что следующим, кто носит имя Иван, стал я.  Хотелось бы вырасти достойным такого имени. Моя мечта стать кинорежиссером и снять фильм об Иванах, в честь которых я назван.

Индивидуальный исследовательский проект «Святой благоверный князь Александр Невский – покровитель Волгограда» в 9 классе

Автор: обучающийся 9 класса Baгин Максим.

Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории.

Цели проекта: выяснить, почему св. Александр Невский является покровителем Волгограда.

Задачи: изучить биографию князя и найти взаимосвязь истории города Царицына Волгограда и св. Александра Невского.

Выявлена значимость проекта.

Источниковой  базой работы является жития святого благоверного великого князя Александра Невского, публикации документов, периодические издания.  Были использованы книги по истории  Русской Православной Церкви, об истории строительства храмов в Царицыне, об их уничтожении в Сталинграде и начале восстановления в Волгограде, об отдельных священнослужителях и православных людях города на Волге.

Объектом исследования стал Александро-Невский кафедральный собор в Царицыне и восстановление собора в современном Волгограде.

Время работы над проектом: декабрь-февраль 2006-2007 уч.г.

Режим работы: 3 месяца.

ЗУН и обще учебные навыки:

  • владение письменной и устной речью;
  • владение определенными знаниями по истории, литературе;
  • умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
  • выделять главную мысль;
  • вести поиск нужной информации.

Мотивация к познанию, работе: личный интерес обучающегося, самореализация.

Работа над проектом была разбита на пять этапов:

I этап: Вводный этап

Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта.

II этап: Поисково-исполнительский этап. Сбор и систематизация материалов

Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется структура проекта:

Введение.
Глава 1. Жизнеописание святого благоверного великого князя Александра Невского.
Глава 2.Образ Александра в литературе
2.1 Св. Александр Невский в русской поэзии народной и художественной.
2.2. Св. Александр Невский в суждениях и  отзывах русских историков.
Глава 3. Собор Александра Невского в Царицыне
3.1. «Соорудить в Царицыне собор».
3.2. Собор в советские времена.
3.3. Второе рождение собора.
Глава 4. Памятник Александру Невскому.
Заключение.

III этап: Результаты и выводы.

Наше исследование показало, что тема научной работы «Святой благоверный Великий Князь Александр Невский – покровитель Волгограда» является актуальной для нашего времени, для нашего города.

IV этап: Презентация

Результаты работы были представлены на обсуждение в виде доклада и мультимедийной презентации.

V этап: Оценка результатов

Участник проекта  отвечал на поставленные вопросы, делился своими мнениями. Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, качество отчета.

Тезисы проекта.

Интерес к личности Александра Невского возрос когда 12 сентября 2006 года в день города Волгоград был освящен с воздуха иконою святого князя Александра Невского.  Я думаю, что многие тогда  впервые узнали, что у нашего города есть  небесный  покровитель –  благоверный  князь Александр Невский, который бывая в Орде, посещал Нижнее Поволжье. В 2007 году исполняется 765 лет битве на Чудском озере, в которой проявился талант Александра Невского как полководца.

Цель: выяснить, почему св. Александр Невский является покровителем Волгограда.

Задачи: изучить биографию князя и найти взаимосвязь истории города Царицына-Волгограда и св. Александра Невского.

Актуальность: при проведенном социологическом опросе школьников нам удалось выяснить, что на вопрос: «Знают ли, почему св. Александр Невский является покровителем Волгограда?», 70% ответили – нет, 10% –  затруднились ответить, 20% – да.

Есть деятели земли русской, которые становятся ангелами-хранителями своего народа, их защите приписываются счастливые события в случае избавления от разных бедствий. Князь с помощью дипломатии ограждал ее от разорительных набегов татаро-монгол, защищал Русь от западных захватчиков.

В XIX веке три российских императора носивших имя благоверного князя Александра Невского, за годы своего царствования утвердили исключительность его почитания как святого земли Русской. В 1918 году состоялось освящение собора св. благоверного князя Александра Невского, который стал украшением Александровской площади Царицына.

В советские времена в соборе размещалась автобаза. Собор взорвали в 1932 году. Огромная груда разбитого кирпича помогла ликвидировать отсталость Сталинграда по замощению улиц.

В боях за Сталинград образ святого князя помогал укреплять боевой дух наших солдат. В дни Сталинградской битвы был учрежден боевой орден Александра Невского. Первое награждение этим орденом состоялось за подвиг, совершенный в донских степях.

В Волгограде открыт памятник небесному покровителю Александру Невскому, который найдет вскоре свое окончательное место перед вновь восстановленным собором.

Наше поколение не должно забывать имя великого князя и сделать все для увековечивания его имени. В нашем городе любая улица достойна носить имя древнерусского полководца и государственного деятеля Александра Невского.

Список использованной литературы:

  1. Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви. Автор-составитель священник Сергий Широков. М.: Изд-во «Белый Город», 2004.
  2. Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы ХШ в. «Слово о погибели Русской земли». М – Л., 1965
  3. Дмитриев Л.А. Повесть о житии Александра Невского \ История русской литературы Х1 – ХУП вв. М., 1985
  4. Житие Александра Невского. Подг. Текста, перевод и комм. В. Охотниковой \ ПЛДР: ХШ век. М., 1981.
  5. Житие Святого Благоверного Великого князя Александра Невского \ Жития и творения русских:  Жизнеописания и духовные наставления великих подвижников христианского благочестия, просиявших в земле Русской. М., 1993.
  6. Иловайский Д.И. История России. Становление Руси: Периоды Киевский и Владимирский. Князь Александр Невский. М., 1996
  7. Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком \ Вопросы истории. 1996, « 11 »
  8. Ключевский   В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1986
  9. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России М., 1989г. С.144
  10. Хитров М. Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. Подробное жизнеописание с рисунками, планами и картами. – М.: Панорама, 1991
  11. Материкин А.В. Собор Александра Невского. Страницы истории первого царицынского кафедрального собора. – В.: Издатель, 2004
  12. Иванов С.М., Супрун В.И. Православие на волгоградской земле: храмы Царицына-Сталинграда-Волгограда. Волгоград 2003
  13.  «Труд-Волгоград» от 1 марта 2007г.
  14. «Деловое Поволжье» №4 февраль 2007г., «Волгоградская правда» от 20 февраля 2007г.
  15. «Деловое Поволжье» №7, февраль 2007г.
  16.  «Первая газета» от 2 февраля 2007г.

Групповой проект «О гражданине Минине и князе Пожарском» в 7 классе

Авторы: обучающийся 7 класса Павлова Наталья и Долгов Максим.

Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории, Бабкина А.Н. учитель русского языка и литературы.

Время работы над проектом: сентябрь-октябрь 2006-2007 уч.г.

Режим работы: 2 месяца.

Образовательные, воспитательные и развивающие цели:

– Изучить тему «Смутное время»,  требуемое  учебным планом и образовательными стандартами. Но в том и прелесть и трудность предмета истории, что любая тема – это бесконечная мозаика событий, ситуаций, предметов быта, лиц, человеческих стремлений и амбиций, которая не только обучает, но и воспитывает.
– Для воспитания эта тема благодатна. Она воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, вынесший тяжкое бремя войны, учит сопереживанию и сопричастности с минувшими событиями, а, возможно, способствует зарождению начатков национальной идеи.
– В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их эмоциональности, памяти, логического и критического мышления, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей учащихся.

ЗУН и обще учебные навыки:

  • владение письменной и устной речью;
  • владение определенными знаниями по истории, литературе;
  • умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
  • выделять главную мысль;
  • навыки работы с персональным компьютером, работы в internet;
  • вести поиск нужной информации.

Мотивация к познанию, работе: личный интерес обучающихся, самореализация

Работа над проектом была разбита на пять этапов:

I этап: Вводный этап

Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта. Что мы отмечаем 4 ноября?  День народного единства.  Если полистать школьные учебники, то мы не найдём в них подробной хаpaктеристики событий этого дня.
До сих пор день 4 ноября отмечался православной церковью как праздник Казанской иконы Божьей Матери, чьему заступничеству  ополчение Минина и Пожарского обязано освобождением Москвы от поляков в 1612 году.
В 2005 году этот день стал государственным праздником. Чтобы понять его суть, обратимся к историческим истокам.
В работе рассказывается о победе над оккупантами и о единении перед лицом внешней опасности.
Уникальный в нашей истории случай – не по приказу «сверху», а своей волей организовались ополченцы гражданина Минина и князя Пожарского.
Память о героизме и искреннем патриотизме русских людей очень важна сегодня.

II этап: Поисково-исполнительский этап

Сбор и систематизация материалов.
Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется структура проекта.

III этап: Результаты и выводы

Сделаны выводы и дан ответ на вопрос: « Почему 4 ноября мы отмечаем День народного единства?». Также обучающиеся выяснили, что в Кировском районе Волгограда в 1951 году появилась улица имени Дмитрия Пожарского, а в 1960 году улица имени Кузьмы Минина.

IV этап: Презентация

Результаты работы были представлены на обсуждение в виде буклета и мультимедийной презентации.

V этап: Оценка результатов

Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, качество отчета. Кроме того, презентация может использоваться на уроках истории России и во внеклассной работе.

Схема презентации:

Слайд 1 В 2005 г. у нас появился новый праздник – День народного единства. Вернемся на 400 лет назад, чтобы лучше понять его. В конце 1611 г. бедствия русской земли достигли крайнего предела. Враги всюду терзали Московское государство, разоряя и опустошая его. Фото, текст
Слайд 2 Поляки взяли Смоленск. А затем польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами  Кремля и Китай-города. Шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол. Первое дворянское ополчение под Москвой не смогло дать отпор захватчикам. Карта, текст
Слайд 3 Архимaндрит Дионисий, игумен Троицкой обители, писал и рассылал по всему государству грамоты в которых призывал всех русских людей к Москве на избавление ее от врагов. В октябре 1611 г. одна из грамот пришла в Нижний Новгород, где была прочитана народу. Фото, текст
Слайд 4 И тогда к народу обратился всеми уважаемый земский староста по имени Кузьма Минин: «Православные! Пойдем же на помощь государству Московскому! Не пожалеем животов своих! Дело великое! Я знаю: только мы на что подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников!» Фото, текст
Слайд 5 Речь Козьмы Минина понравилась народу и стали просить его: «Будь ты нам старший «человек»! Отдаемся во всем на твою волю!» Фото, текст
Слайд 6 И тогда Минин рассказал нижегородцам про храброго воеводу Дмитрия Михайловича Пожарского. Фото, текст
Слайд 7 Выборные из горожан отправились просить князя Пожарского возглавить нижегородское ополчение. Князь отвечал им: «Рад я за Православную веру страдать до cмepти. А Минин пусть ведает казной.» Фото, текст
Слайд 8 Тотчас после этого начался сбор денег. Козьма Минин прежде всех разделил свое богатство на три части и две из них с великой радостью принес в казну собираемую для воинов.  Текст
Слайд 9 Потом и все горожане так сделали. Фото, текст
Слайд 10 Вскоре после того в Нижний Новгород собралась земская рать из различных русских областей. Когда нижегородское ополчение двинулось к Москве. К нему на пути стали присоединяться ополчения из других городов, и все одинаково подчинялись Минину и Пожарскому. Фото, текст
Слайд 11 И пошли они в Кострому, потом в Ярославль, Ростов и Переславль. Всюду на пути они уничтожали отдельные отряды поляков. Наконец ополчение подошло к Москве. И бились здесь мужественно и твердо, не щадя жизней своих. Фото, текст
Слайд 12 К середине октября 1612 г. польский отряд засевший в Кремле, остался без помощи. 22 октября (по новому стилю 4 ноября) после усердной молитвы перед Казанской иконой Божьей Матери русские войска пошли на приступ к передовым укреплениям Кремля. Текст
Слайд 13 Освободители вошли в Китай-город и выдвинули поляков его покинуть. Карта, текст
Слайд 14 Ополченцы шли на битву с иконой Казанской Божьей Матери. А победив. Дали обещание построить в память сего дня церковь во имя Казанской Богородицы. Икона, текст
Слайд 15 4 ноября произошел перелом не только в борьбе с завоевателями. Но и в настроении народа! Москва была освобождена. Пример сплоченности всего народа показанный ополчением Минина и Пожарского при освобождении Москвы, сейчас отмечается как День народного единства. Иллюстрация, текст
Слайд 16 26 октября 1612 года был взят Московский Кремль. Польский гарнизон капитулировал. Фото, текст
Слайд 17 Весь московский люд вышел приветствовать своих освободителей Фото, текст
Слайд 18 Освободив Москву от поляков Пожарский и Минин поспешили приступить к избранию царя. Которое должно было навсегда спасти от смуты Московское государство. В 1613 г. был избран царь Михаил Федорович Романов. текст
Слайд 19 Потомки не забыли великие заслуги Минина и Пожарского. В 1818 г. в Москве на Красной площади был воздвигнут бронзовый памятник скульптура Мартоса. Фото, текст
Слайд 20 В Кировском районе Волгограда в 1951 году появилась улица имени Дмитрия Пожарского, а в 1960 году улица имени Кузьмы Минина. текст

Использованные материалы:

Литература: П.Полевой «Иллюстрированные рассказы из отечественной истории», «Астрель» АСТ 2000 год (по изданию 1892 года)
Картины:
Ходов В. «Призыв Минина к нижегородцам»
Савинский В. «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского.1611 г.»
Кившенко А. «Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам»
Скотти М. «Минин и Пожарский»
Смолин А. «Минин и Пожарский»
Лисснер Э. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля»
Музыка:
Ансамбль «Иван-чай» «Песня-слава Земле Русской»
Интернет-ресурсы:
www.uznay-prezidenta.ru

Тема  проекта: «Подвиг любви бескорыстной» в 8 классе

Автор: обучающаяся 8 класса Павлова Наталья.

Руководители: Ивахненко В.Е., учитель истории, Бабкина А.Н., учитель русского языка и литературы.

Образовательные, воспитательные и развивающие цели: изучить тему «Восстание декабристов

Для воспитания эта тема благодатна. Она воспитывает чувство долга, ответственности, учит сопереживанию и сопричастности с минувшими событиями.

Учебная проектная деятельность  обеспечивает развитие различных компетентностей учащихся.

Тип проекта: информационный, учебный.

Время работы над проектом: около 2-х месяцев.

Режим работы: уроки и внеурочные занятия.

Обеспечение проекта:

Учебники и учебные пособия по истории разных авторов, энциклопедии, справочники, монографии по теме, ресурсы “Интернет”.

ЗУНы, необходимые для работы в проекте:

Умение работать в информационном поле, используя дополнительную литературу, умение осмысливать, структурировать информацию, связывать её с прежними знаниями, находить ей место в канве урока.

Мотивация к деятельности: сама учебная проектная деятельность, интерес к её результатам, желание реализовать себя в общем деле, а также интерес к изучаемому материалу.

Предполагаемые приращения: новая, дополнительная, ранее не использовавшаяся информация по данной теме, добытая самими учащимися и примененная ими на уроке; умения осуществлять учебную проектную деятельность; личностные компетентности учащихся.

Методика учебного проекта по истории предполагает, на наш взгляд, осуществление ряда этапов учебной деятельности.

I. Вводная часть

Для запуска проекта учителями была проведены уроки истории по теме «Восстание декабристов» и литературы «Н.Некрасов «Русские женщины» с целью погружения в тему и в проектную деятельность.

II. Проблематизация

В результате беседы пытались выяснить, что знакомо учащимся из этой темы, что заинтересовало, что хотели бы узнать дополнительно, кто может поделиться информацией по этой теме, иными словами, как нам изучать тему так, чтобы было интереснее.

III. Постановка учащимися их цели – проблемы

В ходе обсуждения пришли к идее изучать тему, выполняя учебный проект.

IV. Попытались представить, спланировать, какой результат мы получим. Предположили, что тема «Восстание декабристов» должна получиться ярче, полнее, интереснее, чем в учебнике.

V. Мысленный, идеальный результат позволил наметить шаги – задачи по реализации цели:

  • нужно было определить, на какие части будет делиться проект;
  • в ходе обсуждения их наметилось две: «Портретная галерея жен декабристов»; что  заставило этих женщин пойти в Сибирь (на примере Трубецкой Екатерины Ивановны).

IV. Началась основная работа над проектом – поисково-исследовательская деятельность: сбор материалов, его осмысление, структурирование, оформление. В ходе работы встали проблемы и перед учителем. Требовались консультации, работа вышла за рамки уроков.

V. Оформляли и продукт проектной деятельности – мультимедийную презентацию и сайт «Подвиг любви бескорыстной».

VI. А затем состоялась презентация нашего учебного проекта

Слайд 1 Декабристы... Почти все они были очень молоды.
Однако, охваченные патриотизмом и любовью к Родине, твердой поступью вышли они 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь с протестом против крепостничества и произвола самодержавия. 
Фото, текст
Слайд 2 По приказу Николая I восстание было подавлено.
Более 600 человек арестовано.
Николай I лично участвовал в допросах.
Суд над декабристами происходил при закрытых дверях.
Фото, текст
Слайд 3 В Петропавловской крепости были повешены пятеро осужденных декабристов:
Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Сергeй Муравьев-Апостол, Петр Каховский и
Михаил Бестужев-Рюмин.
Фото, текст
Слайд 4 Это были суровые и мрачные этапы.
Рудники, Читинский каторжный острог,
тюрьма Петровского завода
и затем разбросанные по необъятным сибирским просторам заснеженные медвежьи углы.
За осужденными декабристами последовали в Сибирь их жены, невесты, матери и сестры.
Фото, текст
Слайд 5 Екатерина Ивановна Трубецкая первой отправилась вслед за мужем в Сибирь.
Она была дочерью знатного француза И.С. Лаваля.
Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями.
Сергeй Трубецкой и Екатерина познакомились в Париже.
Князь происходил из родовитой семьи.
Во время войны 1812 года он прославил свое имя в боях при Бородино. Они обвенчались в Париже в маленькой церкви
при русском посольстве и вскоре вернулись в Петербург
Начались четыре года счастья. Сергeй Трубецкой отличался добрым, спокойным хаpaктером, "имел просвещенный ум",
был всеми любим и уважаем.
Екатерина Ивановна страстно его любила и была счастлива с ним.
Поэтому после его ареста Екатерина Ивановна направляет Николаю I просьбу о разрешении разделить участь мужа.
Фото, текст
Слайд 6 Трубецкая с трудом добилась аудиенции у царя. Николай I был зол.
– Поймите, мадам, то, что вы задумали, – безрассудство! Зачем вам каторжник
Трубецкой?!
– Простите, Ваше Величество, но Сергeй Трубецкой – мой муж, и разлучить нас может лишь cмepть. Я должна ехать к нему… в Сибирь.
– Как только вы пересечете Урал, то сразу же потеряете все дворянские привилегии. Вам придется навсегда распрощаться с титулами, доходами, поместьями! 
– Ваше величество, я должна быть с мужем…
Царь выдал ей письменное разрешение, но гнев его не знал границ...
Фото, текст
Слайд 7 Трубецкая сняла домик на руднике. В декабрьскую стужу, когда заключенных
гнали на работу, она передала им все теплые вещи, даже тесемки от своих
меховых сапожек – пришила их к шапке-ушанке одного из каторжников.
Трубецкая покупала на свои деньги для заключенных продукты,  писала от их имени письма домой.
Много ей пришлось тогда пережить.
Но духом она никогда не падала; на душе было светло, радостно: она снова с мужем!
Фото, текст
Слайд 8 11 женщин, молодых, богатых, знатных, отказались от светской жизни, роскоши и отправились в далекую, суровую Сибирь, чтобы делить со своими мужьями изгнание, поддержать в них мужество и волю к борьбе.
Женам декабристов пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды на пути, тяжесть зимней дороги, сибирский холод и одиночество.
Как же надо было любить и верить, чтобы вынести все эти испытания!
 Текст
Слайд 9 Фото Трубецкой Е. И.; Фото
Слайд 10 Фото Волконской М.Н.; Фото
Слайд 11 Фото Давыдовой А.И.; Фото
Слайд 12 Фото Ивашевой К.П.; Фото
Слайд 13 Фото Муравьевой А.Г.; Фото
Слайд 14 Фото Нарышкиной Е.П.; Фото
Слайд 15 Фото Розен А.В.; Фото
Слайд 16 Фото Фонвизиной Н.Д.; Фото
Слайд 17 Фото Юшневской М.К. Фото
Слайд 18 «Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь подобные встречали:
Их имена забыться не должны…» Н. Некрасов
текст

Использованные материалы:

Литература: Н.А.Некрасов «Русские женщины»
Портреты:
Трубецкой Е. И.;
Волконской М.Н.;
Давыдовой А.И.;
Ивашевой К.П.;
Муравьевой А.Г.;
Нарышкиной Е.П.;
Розен А.В.;
Фонвизиной Н.Д.;
Юшневской М.К.
Музыка:
К кинофильму «Звезда пленительного счастья», музыка Исаака Шварца, слова Булата Окуджавы.
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/bydates/2008-05-01-970051.html

Индивидуальный проект «Символизм Троицы Андрея Рублева» в 10 классе

Авторы: обучающийся 10 класса Палеева Наталья.

Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории, Бабкина А.Н. учитель русского языка и литературы.

Время работы над проектом: один месяц.

Образовательные, воспитательные и развивающие цели:

  • изучить тему «Русская культура XIV-XV вв.»,  требуемое  учебным планом и образовательными стандартами;

  • сформировать представление об особенностях русской культуры изучаемого периода;

  • исследовать замысел “Троицы”

Задачи:

Определить

  • понятие;
  • сюжет;
  • иконографию;
  • композицию;
  • символику цвета;
  • символику описательных деталей.

В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их эмоциональности, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей учащихся.

ЗУН и обще учебные навыки:

  • владение определенными знаниями по истории, литературе;
  • умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
  • выделять главную мысль;
  • навыки работы с персональным компьютером, работы в internet;
  • вести поиск нужной информации.

Работа над проектом была разбита на пять этапов:

I этап: Вводный этап.

Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта. В предшествующих Рублеву композициях Троицы Ветхозаветной изображались палаты Авраама, дуб Мамврийский, помещался стол с несколькими предметами на нем, в произведения включались фигуры Авраама и Сарры, иногда сцена заклания тельца. Внимание акцентировалось на пиршеском угощении Авраамом.

II этап: Поисково-исполнительский этап.

Сбор и систематизация материалов.
Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется структура проекта.

III этап: Результаты и выводы

В  «Троице» Рублева в полном безмолвии восседают вокруг стола с чашей три златокрылых ангела. По сути, в иконе Рублева нет сюжета. Дом, скала, дуб в верхней части композиции лишь отдаленно напоминают не о сюжете, а о месте явления. В известную иконографическую схему вместилось новое содержание.
Круг основная композиционная тема «Троицы». Незримый круг очертил фигуры ангелов. Всюду повторы плавных круглящихся или их зеркальных отражений, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.
Композиционный центр иконы – чаша.  К ней направлены движения рук, проявляющие волю лиц Троицы. На чашу указует средний ангел. Она выражает идею  искупительной жертвы Христа.
Средний ангел в вишневом хитоне и гoлyбом плаще. И символика цвета, и нашивной знак на одежде помогают узнать в средней фигуре Христа. Он указует на чашу, согласно склонив голову к отцу. Запечатлен величественный момент Предвечного Совета.
Бог-отец (левый ангел) предопределяет чашу страданий.
Дух святой (правый ангел) утверждает непреложность жертвы. Принято единое решение: спасти человека ценою крестной жертвы Христа. «Так постепенно вводит иконописец в глубину тайны искупления, открывает миру, что любовь божественная есть любовь жертвенная».

IV этап: Презентация

Результаты работы были представлены на обсуждение в виде буклета и мультимедийной презентации.

V этап: Оценка результатов

Учитель оценивает усилия учащихся,  качество использования источников, качество отчета. Кроме того, презентация может использоваться на уроках истории России, Основ православной культуры и  во внеклассной работе.

Использованные материалы:

  • Детская энциклопедия  “Искусство”, издательство Аванта
  • Преподавание истории в школе 1997г. Издательство “Школа-пресс”
  • Искусство 1969г. Издательство “Просвещение”
  • www.icon-art.info
  • http://ricolor.org/history/ka/ort_art/iconopis/masters/rublev/rub/
  • http://rublev.voskres.ru/16_troiza.html
  • http://www.kinomost.ru
  • http://rublev.org.ru/

Групповой проект «Русско-японская война» в 11 классе

Автор-разработчик проекта: Ивахненко В.Е. и обучающиеся 11 класса.

Данный проект предназначен для осуществления учащимися средней общеобразовательной школы для работы на уроках истории России.

Тема учебного проекта тесно связана с изучением истории

Цели проекта: вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;

воспитание чувства патриотизма.

Задачи проекта:

  • приобщение к полезной деятельности;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование навыков по исследовательской деятельности;

Возраст учащихся: 11 класс.

Время работы над проектом: январь-февраль 2004 г.

Режим работы: 16 учебных часов.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: персональный компьютер, сканер, монитор, школьная и районная библиотеки.

ЗУН и обще учебные навыки:

  • владение письменной и устной речью;
  • владение определенными знаниями по истории, информатике;
  • умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
  • выделять главную мысль;
  • вести поиск нужной информации;
  • использовать множество дидактических приемов

Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся, самореализация.

Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания по истории России, использование наработанных материалов в качестве методического пособия для овладения современными навыками информационных технологий.

Развитие навыков:

  • самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями;
  • самостоятельного принятия решения;
  • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
  • мыслительной деятельности при проектировании, планировании деятельности, работе с источниками информации, структурировании информации.

Работа над проектом была разбита на шесть этапов:

I этап: Подготовка

Учащимся предлагается подготовить методическое пособие для учащихся в помощь по изучению данной темы. Методическое пособие должно познакомить с причинами и поводом к войне, ходом боевых действий, подвести итоги войне. В заключении учащимся предлагается представить на просмотр работу в виде электронного ресурса. Определяется тема и цели проекта.

II этап: Планирование

Определив задачи, учащиеся делятся на четыре группы:

  • 1 группа (2 человека) занимаются изучением причин Русско-японской войны;
  • 2 группа (5 человек) ход боевых действий на суше и море;
  • 3 группа (2 человека) подводят итоги;
  • 4 группа (2 человека) соединяют все «продукты» вместе.

В ходе разбора и обсуждения проекта выpaбатывается план действий, проводится анализ существующего положения. Что уже есть и что нужно было бы сделать? Создается банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу.

III этап: Исследование

Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, схемами, картами боевых действий. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технология изготовления проекта. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе.

IV этап: Результаты и выводы

Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют презентации работ, анализируют собранную информацию, формируют выводы. Вся работа ведется под наблюдением учителя.

V этап: Презентация

На уроке истории презентуется работа перед обучающимися всего класса. В итоге получилась обучающая программа по истории Русско-японской войны (1904-1905 г.). Она включает в себя карты, схемы боев, иллюстративный  и справочный  материалы, видеоматериалы,  тесты по теме.

VI этап: Оценка результатов

Заключение

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности. Через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Помимо работы с конкретной темой предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами. Через творческий процесс происходит полное и глубокое удовлетворение от содеянного. В процессе работы происходит развитие творческой активности, определяется социальная позиция ребенка, воспитываются патриотические чувства.

Использованные материалы:

Детская энциклопедия  «История России. ХХ век», издательство Аванта
Преподавание истории в школе 1997г. Издательство “Школа-пресс”
http://ru.wikipedia.org/wiki
rjw.narod.ru
www.io6.ru
www.history-ryazan.ru
schools.keldysh.ru/labmro/web 2002/kollekz.htm
festival.1september.ru


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

14 06 2024 13:15:27

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

13 06 2024 3:10:20

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

12 06 2024 5:13:43

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

11 06 2024 3:44:32

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

10 06 2024 14:54:49

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

09 06 2024 10:30:22

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

08 06 2024 13:26:42

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

07 06 2024 1:42:21

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

06 06 2024 18:51:31

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

05 06 2024 9:52:33

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

04 06 2024 6:12:16

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

03 06 2024 7:38:19

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

02 06 2024 0:41:51

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

01 06 2024 21:12:54

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

31 05 2024 7:15:36

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

30 05 2024 5:15:44

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

29 05 2024 13:19:39

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

28 05 2024 10:42:12

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

27 05 2024 6:11:48

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

26 05 2024 10:54:13

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

25 05 2024 18:55:38

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

24 05 2024 18:26:17

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

23 05 2024 3:53:37

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

22 05 2024 9:43:48

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

21 05 2024 17:24:15

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

20 05 2024 17:28:58

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

19 05 2024 21:50:20

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

18 05 2024 9:58:55

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

17 05 2024 9:23:33

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

16 05 2024 20:41:31

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

15 05 2024 7:35:46

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

14 05 2024 10:47:27

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

13 05 2024 5:23:49

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

12 05 2024 2:43:36

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

11 05 2024 10:20:12

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

10 05 2024 0:45:57

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

09 05 2024 23:13:26

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

08 05 2024 0:27:51

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

07 05 2024 22:18:35

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

06 05 2024 9:26:45

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

05 05 2024 19:59:18

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

04 05 2024 6:32:28

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

03 05 2024 3:32:17

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

02 05 2024 4:47:17

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

01 05 2024 14:10:41

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

30 04 2024 11:26:46

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

29 04 2024 6:25:59

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

28 04 2024 10:13:11

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

27 04 2024 5:43:55

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

26 04 2024 8:11:40

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::