Проектная деятельность на уроках истории
На уроках истории использование проектного метода способствует осознанному изучению и закреплению нового материала у обучающихся. Процесс обучения строится на основе выполнения проектов по одной из выбранных тем. Тематика проектных работ столь разнообразна, что дает возможность реализации межпредметных связей. При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть используемы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление.
Индивидуальный проект «История моего имени: Иван» в 5 классе
Автор: обучающийся 5 класса Ивахненко Иван.
Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории.
Срок выполнения проекта: 2 недели.
Педагогические цели проекта:
- включение в систему ценностных отношений подростка родственников, ушедших из жизни до его рождения;
- глубокое знакомство пятиклассника с историей своей семьи на конкретных материалах;
- установление связи между историей семьи и историей Отечества.
Пpaктическая цель проекта: исследование вклада одного из предков обучающегося в историю России.
Вопросы проекта:
1. Почему меня назвали этим именем?
2. Почему это имя было самым популярным в моем
роду в разных поколениях?
3. Какие события предшествовали этой семейной
традиции?
4. Кто из моих предков носил это имя?
5. Какие важнейшие события в истории нашей страны
происходили при жизни выбранного предка?
6. Какое участие он в них принимал?
Выходы проекта: творческая письменная работа «Семейные традиции моей семьи», презентационная программа Windows Movie Maker 2 (воспоминания бабушки, рассказы родителей о предке, подбор фотографий связанных с предком, семейных реликвий, мест города).
Аннотация и этапы работы над проектом. Семейная тематика – весьма тонкая и проблемная. В условиях распространенных социальных бед российской семьи не всегда представляется корректным озадачивать ребенка исследованием собственных семейных корней. Поэтому этот и все другие индивидуальные проекты должны быть исключительно результатом добровольного выбора самих учащихся. Таким образом, на первом этапе учитель предлагает обучающимся включиться в данный исследовательский проект. Вопросы проекта обозначаются как тема для разговора с родителями, бабушками, дедушками.
Первая неделя – этап сбора информации (устный рассказ, фотографии, документы из семейного архива, реликвии). К следующему уроку обучающийся должен выбрать и обосновать, какого предка и почему он выбрал для выполнения работы, и какова будет конкретная форма выхода проекта. Учитель должен обсудить с обучающимися и предстоящее выступление на презентации проекта, и отметить наиболее сильные и привлекательные стороны собранной информации, которые должны быть отражены в выступлении.
Вторая неделя – этап подготовки выхода проекта. Содержательно проект может быть оформлен в жанрах разной степени сложности. Простейший – сочинение по теме по плану, обозначенному любыми событиями 3-4 вопросами проекта, с иллюстрациями в виде фотографий. Более сложный предполагает создание хронологии из жизни семьи. По прошествии второй недели проводится презентация подготовленных проектов.
Технологическая карта
Содержание работ |
Работа учащихся |
Консультации |
Вводный этап. Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта. | Работа с материалами, поиск информации в Интернете, работа в библиотеке, формирование проектных групп, | Ведение консультаций по технологии выполнения проектных работ по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Помощь обучающимся в подборе индивидуального стиля проекта. |
Поисково-исполнительский этап. Сбор и систематизация материалов | Разработка структуры мультимедийной презентации «Иван. История моего имени», создание сценарного плана, отработка ключевых моментов в реферате «Семейные традиции моей семьи» | Регулярные организационно-консультативные занятия по содержанию учебных проектов. |
Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности | Подготовка публичной защиты проектов | Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Доработка проектов с учетом замечаний. |
Заключительный этап | Защита проекта. Подведение итогов, анализ выполнения работы | Обобщение материалов. Архивирование проектов. |
Возможные формы презентации проекта: демонстрация видеоролика с последующими ответами на вопросы (3-4 мин.).
История моего имени
Меня зовут Иван, мне 11 лет. Когда я появился на свет, у родителей не было сомнений как меня назвать. Имя было мне дано еще до рождения. В 1901 году Якову Ситникову, моему прапрадеду посчастливилось в Царицыне, на пристани увидеть отца Иоанна Кронштадского. Русский народ еще при жизни почитал батюшку святым, и весь XX век в православных семьях хранились его портреты и труды. Дневник отца Иоанна, который называется «Моя жизнь во Христе», переписанный от руки, стал настольной книгой для моей пpaбабушки, Ситниковой Дарьи Яковлевны. Старших сыновей было принято называть в честь Иоанна Кронштадского. В 1922 году в семье моих прадедов родился сын Иван. Летом 1941 года Иван уходит добровольцем на фронт. Закончив курсы лейтенантов становится комaндиром разведвзвода. В 1943 году 10 месяцев проводит у партизан, в Белоруссии. Погиб Иван в марте 1945 года под Кенигсбергом. Так получилось, что следующим, кто носит имя Иван, стал я. Хотелось бы вырасти достойным такого имени. Моя мечта стать кинорежиссером и снять фильм об Иванах, в честь которых я назван.
Индивидуальный исследовательский проект «Святой благоверный князь Александр Невский – покровитель Волгограда» в 9 классе
Автор: обучающийся 9 класса Baгин Максим.
Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории.
Цели проекта: выяснить, почему св. Александр Невский является покровителем Волгограда.
Задачи: изучить биографию князя и найти взаимосвязь истории города Царицына Волгограда и св. Александра Невского.
Выявлена значимость проекта.
Источниковой базой работы является жития святого благоверного великого князя Александра Невского, публикации документов, периодические издания. Были использованы книги по истории Русской Православной Церкви, об истории строительства храмов в Царицыне, об их уничтожении в Сталинграде и начале восстановления в Волгограде, об отдельных священнослужителях и православных людях города на Волге.
Объектом исследования стал Александро-Невский кафедральный собор в Царицыне и восстановление собора в современном Волгограде.
Время работы над проектом: декабрь-февраль 2006-2007 уч.г.
Режим работы: 3 месяца.
ЗУН и обще учебные навыки:
- владение письменной и устной речью;
- владение определенными знаниями по истории, литературе;
- умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
- выделять главную мысль;
- вести поиск нужной информации.
Мотивация к познанию, работе: личный интерес обучающегося, самореализация.
Работа над проектом была разбита на пять этапов:
I этап: Вводный этап
Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта.
II этап: Поисково-исполнительский этап. Сбор и систематизация материалов
Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется структура проекта:
Введение.
Глава 1. Жизнеописание святого благоверного
великого князя Александра Невского.
Глава 2.Образ Александра в литературе
2.1 Св. Александр Невский в русской поэзии
народной и художественной.
2.2. Св. Александр Невский в суждениях и отзывах
русских историков.
Глава 3. Собор Александра Невского в Царицыне
3.1. «Соорудить в Царицыне собор».
3.2. Собор в советские времена.
3.3. Второе рождение собора.
Глава 4. Памятник Александру Невскому.
Заключение.
III этап: Результаты и выводы.
Наше исследование показало, что тема научной работы «Святой благоверный Великий Князь Александр Невский – покровитель Волгограда» является актуальной для нашего времени, для нашего города.
IV этап: Презентация
Результаты работы были представлены на обсуждение в виде доклада и мультимедийной презентации.
V этап: Оценка результатов
Участник проекта отвечал на поставленные вопросы, делился своими мнениями. Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, качество отчета.
Тезисы проекта.
Интерес к личности Александра Невского возрос когда 12 сентября 2006 года в день города Волгоград был освящен с воздуха иконою святого князя Александра Невского. Я думаю, что многие тогда впервые узнали, что у нашего города есть небесный покровитель – благоверный князь Александр Невский, который бывая в Орде, посещал Нижнее Поволжье. В 2007 году исполняется 765 лет битве на Чудском озере, в которой проявился талант Александра Невского как полководца.
Цель: выяснить, почему св. Александр Невский является покровителем Волгограда.
Задачи: изучить биографию князя и найти взаимосвязь истории города Царицына-Волгограда и св. Александра Невского.
Актуальность: при проведенном социологическом опросе школьников нам удалось выяснить, что на вопрос: «Знают ли, почему св. Александр Невский является покровителем Волгограда?», 70% ответили – нет, 10% – затруднились ответить, 20% – да.
Есть деятели земли русской, которые становятся ангелами-хранителями своего народа, их защите приписываются счастливые события в случае избавления от разных бедствий. Князь с помощью дипломатии ограждал ее от разорительных набегов татаро-монгол, защищал Русь от западных захватчиков.
В XIX веке три российских императора носивших имя благоверного князя Александра Невского, за годы своего царствования утвердили исключительность его почитания как святого земли Русской. В 1918 году состоялось освящение собора св. благоверного князя Александра Невского, который стал украшением Александровской площади Царицына.
В советские времена в соборе размещалась автобаза. Собор взорвали в 1932 году. Огромная груда разбитого кирпича помогла ликвидировать отсталость Сталинграда по замощению улиц.
В боях за Сталинград образ святого князя помогал укреплять боевой дух наших солдат. В дни Сталинградской битвы был учрежден боевой орден Александра Невского. Первое награждение этим орденом состоялось за подвиг, совершенный в донских степях.
В Волгограде открыт памятник небесному покровителю Александру Невскому, который найдет вскоре свое окончательное место перед вновь восстановленным собором.
Наше поколение не должно забывать имя великого князя и сделать все для увековечивания его имени. В нашем городе любая улица достойна носить имя древнерусского полководца и государственного деятеля Александра Невского.
Список использованной литературы:
- Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви. Автор-составитель священник Сергий Широков. М.: Изд-во «Белый Город», 2004.
- Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы ХШ в. «Слово о погибели Русской земли». М – Л., 1965
- Дмитриев Л.А. Повесть о житии Александра Невского \ История русской литературы Х1 – ХУП вв. М., 1985
- Житие Александра Невского. Подг. Текста, перевод и комм. В. Охотниковой \ ПЛДР: ХШ век. М., 1981.
- Житие Святого Благоверного Великого князя Александра Невского \ Жития и творения русских: Жизнеописания и духовные наставления великих подвижников христианского благочестия, просиявших в земле Русской. М., 1993.
- Иловайский Д.И. История России. Становление Руси: Периоды Киевский и Владимирский. Князь Александр Невский. М., 1996
- Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком \ Вопросы истории. 1996, « 11 »
- Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1986
- Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России М., 1989г. С.144
- Хитров М. Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. Подробное жизнеописание с рисунками, планами и картами. – М.: Панорама, 1991
- Материкин А.В. Собор Александра Невского. Страницы истории первого царицынского кафедрального собора. – В.: Издатель, 2004
- Иванов С.М., Супрун В.И. Православие на волгоградской земле: храмы Царицына-Сталинграда-Волгограда. Волгоград 2003
- «Труд-Волгоград» от 1 марта 2007г.
- «Деловое Поволжье» №4 февраль 2007г., «Волгоградская правда» от 20 февраля 2007г.
- «Деловое Поволжье» №7, февраль 2007г.
- «Первая газета» от 2 февраля 2007г.
Групповой проект «О гражданине Минине и князе Пожарском» в 7 классе
Авторы: обучающийся 7 класса Павлова Наталья и Долгов Максим.
Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории, Бабкина А.Н. учитель русского языка и литературы.
Время работы над проектом: сентябрь-октябрь 2006-2007 уч.г.
Режим работы: 2 месяца.
Образовательные, воспитательные и развивающие цели:
– Изучить тему «Смутное время»,
требуемое учебным планом и образовательными
стандартами. Но в том и прелесть и трудность
предмета истории, что любая тема – это
бесконечная мозаика событий, ситуаций, предметов
быта, лиц, человеческих стремлений и амбиций,
которая не только обучает, но и воспитывает.
– Для воспитания эта тема благодатна. Она
воспитывает любовь к Родине, гордость за свой
народ, вынесший тяжкое бремя войны, учит
сопереживанию и сопричастности с минувшими
событиями, а, возможно, способствует зарождению
начатков национальной идеи.
– В процессе проектной деятельности
осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их
эмоциональности, памяти, логического и
критического мышления, речи, других творческих
способностей. Таким образом, учебная проектная
деятельность должна обеспечить развитие
различных компетентностей учащихся.
ЗУН и обще учебные навыки:
- владение письменной и устной речью;
- владение определенными знаниями по истории, литературе;
- умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
- выделять главную мысль;
- навыки работы с персональным компьютером, работы в internet;
- вести поиск нужной информации.
Мотивация к познанию, работе: личный интерес обучающихся, самореализация
Работа над проектом была разбита на пять этапов:
I этап: Вводный этап
Установочное занятие; цели, задачи проектной
деятельности, примерная тематика и жанр будущего
проекта. Что мы отмечаем 4 ноября? День
народного единства. Если полистать школьные
учебники, то мы не найдём в них подробной
хаpaктеристики событий этого дня.
До сих пор день 4 ноября отмечался православной
церковью как праздник Казанской иконы Божьей
Матери, чьему заступничеству ополчение
Минина и Пожарского обязано освобождением
Москвы от поляков в 1612 году.
В 2005 году этот день стал государственным
праздником. Чтобы понять его суть, обратимся к
историческим истокам.
В работе рассказывается о победе над оккупантами
и о единении перед лицом внешней опасности.
Уникальный в нашей истории случай – не по
приказу «сверху», а своей волей организовались
ополченцы гражданина Минина и князя Пожарского.
Память о героизме и искреннем патриотизме
русских людей очень важна сегодня.
II этап: Поисково-исполнительский этап
Сбор и систематизация материалов.
Собирается и обсуждается информация по теме.
После совместного обсуждения выбирается базовый
вариант. Учитель помогает составить план
действий. Составляется структура проекта.
III этап: Результаты и выводы
Сделаны выводы и дан ответ на вопрос: « Почему 4 ноября мы отмечаем День народного единства?». Также обучающиеся выяснили, что в Кировском районе Волгограда в 1951 году появилась улица имени Дмитрия Пожарского, а в 1960 году улица имени Кузьмы Минина.
IV этап: Презентация
Результаты работы были представлены на обсуждение в виде буклета и мультимедийной презентации.
V этап: Оценка результатов
Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, качество отчета. Кроме того, презентация может использоваться на уроках истории России и во внеклассной работе.
Схема презентации:
Слайд 1 | В 2005 г. у нас появился новый праздник – День народного единства. Вернемся на 400 лет назад, чтобы лучше понять его. В конце 1611 г. бедствия русской земли достигли крайнего предела. Враги всюду терзали Московское государство, разоряя и опустошая его. | Фото, текст |
Слайд 2 | Поляки взяли Смоленск. А затем польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города. Шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол. Первое дворянское ополчение под Москвой не смогло дать отпор захватчикам. | Карта, текст |
Слайд 3 | Архимaндрит Дионисий, игумен Троицкой обители, писал и рассылал по всему государству грамоты в которых призывал всех русских людей к Москве на избавление ее от врагов. В октябре 1611 г. одна из грамот пришла в Нижний Новгород, где была прочитана народу. | Фото, текст |
Слайд 4 | И тогда к народу обратился всеми уважаемый земский староста по имени Кузьма Минин: «Православные! Пойдем же на помощь государству Московскому! Не пожалеем животов своих! Дело великое! Я знаю: только мы на что подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников!» | Фото, текст |
Слайд 5 | Речь Козьмы Минина понравилась народу и стали просить его: «Будь ты нам старший «человек»! Отдаемся во всем на твою волю!» | Фото, текст |
Слайд 6 | И тогда Минин рассказал нижегородцам про храброго воеводу Дмитрия Михайловича Пожарского. | Фото, текст |
Слайд 7 | Выборные из горожан отправились просить князя Пожарского возглавить нижегородское ополчение. Князь отвечал им: «Рад я за Православную веру страдать до cмepти. А Минин пусть ведает казной.» | Фото, текст |
Слайд 8 | Тотчас после этого начался сбор денег. Козьма Минин прежде всех разделил свое богатство на три части и две из них с великой радостью принес в казну собираемую для воинов. | Текст |
Слайд 9 | Потом и все горожане так сделали. | Фото, текст |
Слайд 10 | Вскоре после того в Нижний Новгород собралась земская рать из различных русских областей. Когда нижегородское ополчение двинулось к Москве. К нему на пути стали присоединяться ополчения из других городов, и все одинаково подчинялись Минину и Пожарскому. | Фото, текст |
Слайд 11 | И пошли они в Кострому, потом в Ярославль, Ростов и Переславль. Всюду на пути они уничтожали отдельные отряды поляков. Наконец ополчение подошло к Москве. И бились здесь мужественно и твердо, не щадя жизней своих. | Фото, текст |
Слайд 12 | К середине октября 1612 г. польский отряд засевший в Кремле, остался без помощи. 22 октября (по новому стилю 4 ноября) после усердной молитвы перед Казанской иконой Божьей Матери русские войска пошли на приступ к передовым укреплениям Кремля. | Текст |
Слайд 13 | Освободители вошли в Китай-город и выдвинули поляков его покинуть. | Карта, текст |
Слайд 14 | Ополченцы шли на битву с иконой Казанской Божьей Матери. А победив. Дали обещание построить в память сего дня церковь во имя Казанской Богородицы. | Икона, текст |
Слайд 15 | 4 ноября произошел перелом не только в борьбе с завоевателями. Но и в настроении народа! Москва была освобождена. Пример сплоченности всего народа показанный ополчением Минина и Пожарского при освобождении Москвы, сейчас отмечается как День народного единства. | Иллюстрация, текст |
Слайд 16 | 26 октября 1612 года был взят Московский Кремль. Польский гарнизон капитулировал. | Фото, текст |
Слайд 17 | Весь московский люд вышел приветствовать своих освободителей | Фото, текст |
Слайд 18 | Освободив Москву от поляков Пожарский и Минин поспешили приступить к избранию царя. Которое должно было навсегда спасти от смуты Московское государство. В 1613 г. был избран царь Михаил Федорович Романов. | текст |
Слайд 19 | Потомки не забыли великие заслуги Минина и Пожарского. В 1818 г. в Москве на Красной площади был воздвигнут бронзовый памятник скульптура Мартоса. | Фото, текст |
Слайд 20 | В Кировском районе Волгограда в 1951 году появилась улица имени Дмитрия Пожарского, а в 1960 году улица имени Кузьмы Минина. | текст |
Использованные материалы:
Литература: П.Полевой «Иллюстрированные
рассказы из отечественной истории», «Астрель»
АСТ 2000 год (по изданию 1892 года)
Картины:
Ходов В. «Призыв Минина к нижегородцам»
Савинский В. «Нижегородские послы у князя
Дмитрия Пожарского.1611 г.»
Кившенко А. «Воззвание Козьмы Минина к
нижегородцам»
Скотти М. «Минин и Пожарский»
Смолин А. «Минин и Пожарский»
Лисснер Э. «Изгнание польских интервентов из
Московского Кремля»
Музыка:
Ансамбль «Иван-чай» «Песня-слава Земле Русской»
Интернет-ресурсы:
www.uznay-prezidenta.ru
Тема проекта: «Подвиг любви бескорыстной» в 8 классе
Автор: обучающаяся 8 класса Павлова Наталья.
Руководители: Ивахненко В.Е., учитель истории, Бабкина А.Н., учитель русского языка и литературы.
Образовательные, воспитательные и развивающие цели: изучить тему «Восстание декабристов
Для воспитания эта тема благодатна. Она воспитывает чувство долга, ответственности, учит сопереживанию и сопричастности с минувшими событиями.
Учебная проектная деятельность обеспечивает развитие различных компетентностей учащихся.
Тип проекта: информационный, учебный.
Время работы над проектом: около 2-х месяцев.
Режим работы: уроки и внеурочные занятия.
Обеспечение проекта:
Учебники и учебные пособия по истории разных авторов, энциклопедии, справочники, монографии по теме, ресурсы “Интернет”.
ЗУНы, необходимые для работы в проекте:
Умение работать в информационном поле, используя дополнительную литературу, умение осмысливать, структурировать информацию, связывать её с прежними знаниями, находить ей место в канве урока.
Мотивация к деятельности: сама учебная проектная деятельность, интерес к её результатам, желание реализовать себя в общем деле, а также интерес к изучаемому материалу.
Предполагаемые приращения: новая, дополнительная, ранее не использовавшаяся информация по данной теме, добытая самими учащимися и примененная ими на уроке; умения осуществлять учебную проектную деятельность; личностные компетентности учащихся.
Методика учебного проекта по истории предполагает, на наш взгляд, осуществление ряда этапов учебной деятельности.
I. Вводная часть
Для запуска проекта учителями была проведены уроки истории по теме «Восстание декабристов» и литературы «Н.Некрасов «Русские женщины» с целью погружения в тему и в проектную деятельность.
II. Проблематизация
В результате беседы пытались выяснить, что знакомо учащимся из этой темы, что заинтересовало, что хотели бы узнать дополнительно, кто может поделиться информацией по этой теме, иными словами, как нам изучать тему так, чтобы было интереснее.
III. Постановка учащимися их цели – проблемы
В ходе обсуждения пришли к идее изучать тему, выполняя учебный проект.
IV. Попытались представить, спланировать, какой результат мы получим. Предположили, что тема «Восстание декабристов» должна получиться ярче, полнее, интереснее, чем в учебнике.
V. Мысленный, идеальный результат позволил наметить шаги – задачи по реализации цели:
- нужно было определить, на какие части будет делиться проект;
- в ходе обсуждения их наметилось две: «Портретная галерея жен декабристов»; что заставило этих женщин пойти в Сибирь (на примере Трубецкой Екатерины Ивановны).
IV. Началась основная работа над проектом – поисково-исследовательская деятельность: сбор материалов, его осмысление, структурирование, оформление. В ходе работы встали проблемы и перед учителем. Требовались консультации, работа вышла за рамки уроков.
V. Оформляли и продукт проектной деятельности – мультимедийную презентацию и сайт «Подвиг любви бескорыстной».
VI. А затем состоялась презентация нашего учебного проекта
Слайд 1 | Декабристы... Почти все они были очень
молоды. Однако, охваченные патриотизмом и любовью к Родине, твердой поступью вышли они 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь с протестом против крепостничества и произвола самодержавия. |
Фото, текст |
Слайд 2 | По приказу Николая I восстание было
подавлено. Более 600 человек арестовано. Николай I лично участвовал в допросах. Суд над декабристами происходил при закрытых дверях. |
Фото, текст |
Слайд 3 | В Петропавловской крепости были
повешены пятеро осужденных декабристов: Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Сергeй Муравьев-Апостол, Петр Каховский и Михаил Бестужев-Рюмин. |
Фото, текст |
Слайд 4 | Это были суровые и мрачные этапы. Рудники, Читинский каторжный острог, тюрьма Петровского завода и затем разбросанные по необъятным сибирским просторам заснеженные медвежьи углы. За осужденными декабристами последовали в Сибирь их жены, невесты, матери и сестры. |
Фото, текст |
Слайд 5 | Екатерина Ивановна Трубецкая первой
отправилась вслед за мужем в Сибирь. Она была дочерью знатного француза И.С. Лаваля. Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями. Сергeй Трубецкой и Екатерина познакомились в Париже. Князь происходил из родовитой семьи. Во время войны 1812 года он прославил свое имя в боях при Бородино. Они обвенчались в Париже в маленькой церкви при русском посольстве и вскоре вернулись в Петербург Начались четыре года счастья. Сергeй Трубецкой отличался добрым, спокойным хаpaктером, "имел просвещенный ум", был всеми любим и уважаем. Екатерина Ивановна страстно его любила и была счастлива с ним. Поэтому после его ареста Екатерина Ивановна направляет Николаю I просьбу о разрешении разделить участь мужа. |
Фото, текст |
Слайд 6 | Трубецкая с трудом добилась аудиенции у
царя. Николай I был зол. – Поймите, мадам, то, что вы задумали, – безрассудство! Зачем вам каторжник Трубецкой?! – Простите, Ваше Величество, но Сергeй Трубецкой – мой муж, и разлучить нас может лишь cмepть. Я должна ехать к нему… в Сибирь. – Как только вы пересечете Урал, то сразу же потеряете все дворянские привилегии. Вам придется навсегда распрощаться с титулами, доходами, поместьями! – Ваше величество, я должна быть с мужем… Царь выдал ей письменное разрешение, но гнев его не знал границ... |
Фото, текст |
Слайд 7 | Трубецкая сняла домик на руднике. В
декабрьскую стужу, когда заключенных гнали на работу, она передала им все теплые вещи, даже тесемки от своих меховых сапожек – пришила их к шапке-ушанке одного из каторжников. Трубецкая покупала на свои деньги для заключенных продукты, писала от их имени письма домой. Много ей пришлось тогда пережить. Но духом она никогда не падала; на душе было светло, радостно: она снова с мужем! |
Фото, текст |
Слайд 8 | 11 женщин, молодых, богатых, знатных,
отказались от светской жизни, роскоши и
отправились в далекую, суровую Сибирь, чтобы
делить со своими мужьями изгнание, поддержать в
них мужество и волю к борьбе. Женам декабристов пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды на пути, тяжесть зимней дороги, сибирский холод и одиночество. Как же надо было любить и верить, чтобы вынести все эти испытания! |
Текст |
Слайд 9 | Фото Трубецкой Е. И.; | Фото |
Слайд 10 | Фото Волконской М.Н.; | Фото |
Слайд 11 | Фото Давыдовой А.И.; | Фото |
Слайд 12 | Фото Ивашевой К.П.; | Фото |
Слайд 13 | Фото Муравьевой А.Г.; | Фото |
Слайд 14 | Фото Нарышкиной Е.П.; | Фото |
Слайд 15 | Фото Розен А.В.; | Фото |
Слайд 16 | Фото Фонвизиной Н.Д.; | Фото |
Слайд 17 | Фото Юшневской М.К. | Фото |
Слайд 18 | «Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь подобные встречали: Их имена забыться не должны…» Н. Некрасов |
текст |
Использованные материалы:
Литература: Н.А.Некрасов «Русские женщины»
Портреты:
Трубецкой Е. И.;
Волконской М.Н.;
Давыдовой А.И.;
Ивашевой К.П.;
Муравьевой А.Г.;
Нарышкиной Е.П.;
Розен А.В.;
Фонвизиной Н.Д.;
Юшневской М.К.
Музыка:
К кинофильму «Звезда пленительного счастья»,
музыка Исаака Шварца, слова Булата Окуджавы.
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/bydates/2008-05-01-970051.html
Индивидуальный проект «Символизм Троицы Андрея Рублева» в 10 классе
Авторы: обучающийся 10 класса Палеева Наталья.
Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории, Бабкина А.Н. учитель русского языка и литературы.
Время работы над проектом: один месяц.
Образовательные, воспитательные и развивающие цели:
изучить тему «Русская культура XIV-XV вв.», требуемое учебным планом и образовательными стандартами;
сформировать представление об особенностях русской культуры изучаемого периода;
исследовать замысел “Троицы”
Задачи:
Определить
- понятие;
- сюжет;
- иконографию;
- композицию;
- символику цвета;
- символику описательных деталей.
В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их эмоциональности, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей учащихся.
ЗУН и обще учебные навыки:
- владение определенными знаниями по истории, литературе;
- умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
- выделять главную мысль;
- навыки работы с персональным компьютером, работы в internet;
- вести поиск нужной информации.
Работа над проектом была разбита на пять этапов:
I этап: Вводный этап.
Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта. В предшествующих Рублеву композициях Троицы Ветхозаветной изображались палаты Авраама, дуб Мамврийский, помещался стол с несколькими предметами на нем, в произведения включались фигуры Авраама и Сарры, иногда сцена заклания тельца. Внимание акцентировалось на пиршеском угощении Авраамом.
II этап: Поисково-исполнительский этап.
Сбор и систематизация материалов.
Собирается и обсуждается информация по теме.
После совместного обсуждения выбирается базовый
вариант. Учитель помогает составить план
действий. Составляется структура проекта.
III этап: Результаты и выводы
В «Троице» Рублева в полном безмолвии
восседают вокруг стола с чашей три златокрылых
ангела. По сути, в иконе Рублева нет сюжета. Дом,
скала, дуб в верхней части композиции лишь
отдаленно напоминают не о сюжете, а о месте
явления. В известную иконографическую схему
вместилось новое содержание.
Круг – основная композиционная тема
«Троицы». Незримый круг очертил фигуры
ангелов. Всюду повторы плавных круглящихся или
их зеркальных отражений, согласованность
которых производит почти музыкальный эффект.
Композиционный центр иконы – чаша. К ней
направлены движения рук, проявляющие волю лиц
Троицы. На чашу указует средний ангел. Она
выражает идею искупительной жертвы Христа.
Средний ангел в вишневом хитоне и гoлyбом
плаще. И символика цвета, и нашивной знак на
одежде помогают узнать в средней фигуре Христа.
Он указует на чашу, согласно склонив голову к
отцу. Запечатлен величественный момент
Предвечного Совета.
Бог-отец (левый ангел) предопределяет чашу
страданий.
Дух святой (правый ангел) утверждает
непреложность жертвы. Принято единое решение:
спасти человека ценою крестной жертвы Христа.
«Так постепенно вводит иконописец в глубину
тайны искупления, открывает миру, что любовь
божественная есть любовь жертвенная».
IV этап: Презентация
Результаты работы были представлены на обсуждение в виде буклета и мультимедийной презентации.
V этап: Оценка результатов
Учитель оценивает усилия учащихся, качество использования источников, качество отчета. Кроме того, презентация может использоваться на уроках истории России, Основ православной культуры и во внеклассной работе.
Использованные материалы:
- Детская энциклопедия “Искусство”, издательство Аванта
- Преподавание истории в школе 1997г. Издательство “Школа-пресс”
- Искусство 1969г. Издательство “Просвещение”
- www.icon-art.info
- http://ricolor.org/history/ka/ort_art/iconopis/masters/rublev/rub/
- http://rublev.voskres.ru/16_troiza.html
- http://www.kinomost.ru
- http://rublev.org.ru/
Групповой проект «Русско-японская война» в 11 классе
Автор-разработчик проекта: Ивахненко В.Е. и обучающиеся 11 класса.
Данный проект предназначен для осуществления учащимися средней общеобразовательной школы для работы на уроках истории России.
Тема учебного проекта тесно связана с изучением истории
Цели проекта: вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс;
воспитание чувства патриотизма.
Задачи проекта:
- приобщение к полезной деятельности;
- развитие творческих способностей;
- формирование навыков по исследовательской деятельности;
Возраст учащихся: 11 класс.
Время работы над проектом: январь-февраль 2004 г.
Режим работы: 16 учебных часов.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: персональный компьютер, сканер, монитор, школьная и районная библиотеки.
ЗУН и обще учебные навыки:
- владение письменной и устной речью;
- владение определенными знаниями по истории, информатике;
- умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
- выделять главную мысль;
- вести поиск нужной информации;
- использовать множество дидактических приемов
Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся, самореализация.
Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания по истории России, использование наработанных материалов в качестве методического пособия для овладения современными навыками информационных технологий.
Развитие навыков:
- самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями;
- самостоятельного принятия решения;
- коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
- мыслительной деятельности при проектировании, планировании деятельности, работе с источниками информации, структурировании информации.
Работа над проектом была разбита на шесть этапов:
I этап: Подготовка
Учащимся предлагается подготовить методическое пособие для учащихся в помощь по изучению данной темы. Методическое пособие должно познакомить с причинами и поводом к войне, ходом боевых действий, подвести итоги войне. В заключении учащимся предлагается представить на просмотр работу в виде электронного ресурса. Определяется тема и цели проекта.
II этап: Планирование
Определив задачи, учащиеся делятся на четыре группы:
- 1 группа (2 человека) занимаются изучением причин Русско-японской войны;
- 2 группа (5 человек) ход боевых действий на суше и море;
- 3 группа (2 человека) подводят итоги;
- 4 группа (2 человека) соединяют все «продукты» вместе.
В ходе разбора и обсуждения проекта выpaбатывается план действий, проводится анализ существующего положения. Что уже есть и что нужно было бы сделать? Создается банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу.
III этап: Исследование
Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, схемами, картами боевых действий. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технология изготовления проекта. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе.
IV этап: Результаты и выводы
Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют презентации работ, анализируют собранную информацию, формируют выводы. Вся работа ведется под наблюдением учителя.
V этап: Презентация
На уроке истории презентуется работа перед обучающимися всего класса. В итоге получилась обучающая программа по истории Русско-японской войны (1904-1905 г.). Она включает в себя карты, схемы боев, иллюстративный и справочный материалы, видеоматериалы, тесты по теме.
VI этап: Оценка результатов
Заключение
Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности. Через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Помимо работы с конкретной темой предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами. Через творческий процесс происходит полное и глубокое удовлетворение от содеянного. В процессе работы происходит развитие творческой активности, определяется социальная позиция ребенка, воспитываются патриотические чувства.
Использованные материалы:
Детская энциклопедия «История России. ХХ
век», издательство Аванта
Преподавание истории в школе 1997г. Издательство
“Школа-пресс”
http://ru.wikipedia.org/wiki
rjw.narod.ru
www.io6.ru
www.history-ryazan.ru
schools.keldysh.ru/labmro/web
2002/kollekz.htm
festival.1september.ru
Урок разработан на основе учебной экскурсии по школьному музею «Волжской-Днепровской флотилий». Проблема урока – «Почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?» Главной артерией, по которой «черное золото» и донской хлеб поступали в центр страны, была Волга. Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику - электроэнергии, население тепла и хлеба. Потому гитлеровцы основные удары летом–осенью 1942 г. нацелили на Сталинград....
28 03 2024 10:10:20
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
27 03 2024 17:37:55
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
26 03 2024 21:55:28
Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....
25 03 2024 14:31:18
Открытый урок дает представление о том, что такое парламентаризм и какова его роль в России, общества и каждого российского гражданина. Цель урока: воспитание у школьников гражданских качеств патриотизма, активной жизненной позиции; формирование базисных знаний о государстве, парламентской власти, правах человека....
24 03 2024 23:46:29
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
23 03 2024 20:49:26
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
22 03 2024 8:26:19
Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе. ...
21 03 2024 20:38:13
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
20 03 2024 0:14:20
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
19 03 2024 10:46:23
В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника". ...
18 03 2024 21:43:24
Урок «Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы «Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....
17 03 2024 12:33:11
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....
16 03 2024 5:27:17
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
15 03 2024 16:39:12
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
14 03 2024 11:22:28
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
13 03 2024 3:47:18
Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....
12 03 2024 3:59:11
Интеpaктивный урок по истории Древнего мира в 5-м классе позволяет проследить позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии. Сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира, и в нашей стране также. ...
11 03 2024 1:43:56
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
10 03 2024 9:52:18
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
09 03 2024 18:34:49
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....
08 03 2024 16:59:46
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
07 03 2024 15:10:54
Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником. ...
06 03 2024 11:21:52
Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....
05 03 2024 3:15:44
Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....
04 03 2024 3:33:30
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
03 03 2024 16:44:30
В статье обобщается опыт работы по изучению и применению метода учебного проекта в преподавании права. Доказывается значимость этого метода в формировании компетенций учащихся, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию. ...
02 03 2024 6:51:19
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
01 03 2024 10:12:10
Данная разработка может использоваться при проведении повторительно-обобщающего (итогового) урока по курсу Истории средних веков. В нетрадиционной форме осуществляется проверка знаний и умений учащихся. Использование мультимедийной презентации позволяет облегчить представления ребят о структуре игры, улучшить восприятие заданий и помогает при выполнения определенных видов заданий....
29 02 2024 19:34:13
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
28 02 2024 18:28:18
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
27 02 2024 7:57:23
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...
26 02 2024 16:10:39
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
25 02 2024 15:27:36
Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
24 02 2024 13:57:52
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
23 02 2024 22:36:57
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
22 02 2024 7:40:20
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
21 02 2024 6:39:21
В статье представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и истории в форме игры "Счастливый случай". Игра - очень естественная для ребёнка форма обучения. Через игру дети и подростки лучше понимают и усваивают материал. Игра - это всегда активная деятельность детей. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра создает условия, при которых развиваются творческие способности....
20 02 2024 15:40:50
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
19 02 2024 7:31:30
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...
18 02 2024 11:29:17
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
17 02 2024 13:41:23
Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем. Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
16 02 2024 12:31:19
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению. ...
15 02 2024 5:43:48
Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....
14 02 2024 2:32:19
В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы XIX века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведенной сверху, в интересах помещиков-крепостников, а не в результате буржуазной революции....
13 02 2024 22:46:14
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы. ...
12 02 2024 17:23:15
Викторина имеет патриотическую направленность, она прививает любовь к родному краю, своей малой родине. Данное мероприятие расширяет кругозор детей, имеет познавательную направленность....
11 02 2024 5:56:29
В ходе урока используются следующие методы обучения: по виду - словесные, наглядные и пpaктические; по способу осуществления - репродуктивные; по хаpaктеру - индуктивные и дедуктивные. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют использовать изученный материал, углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне. ...
10 02 2024 0:13:41
На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....
09 02 2024 8:52:41
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
08 02 2024 11:52:49
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::