Урок-экскурсия "Богоявленский собор. Сибирское барокко". 10-й класс
Целевые установки урока.
Тип урока – изучение нового материала
Вид урока - урок-экскурсия
Цель: на примере сибирского каменного зодчества XVIII века составить представление учащихся о русской культуре, конкретизируя знания на базе краеведческого материала.
Задачи:
- развитие учебных умений: анализ, обобщение, интерпретация полученных данных, постановка выводов;
- формирование коммуникативных умений, воспитание культуры общения;
- формирование уважения к архитектурным традициям и достижениям, к общечеловеческим ценностям, воплощённым в культуре Восточной Сибири.
Методы: проблемное изложение; поисковая беседа, учебное исследование.
Технологии:
- реконструирование культурно-исторического материала;
- культуровоспитывающие технологии;
- личностно-ориентированное, развивающее обучение;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные.
Оборудование урока: фотографии с изображением архитектурных памятников Иркутска, возведённых в стиле барокко (Крестовоздвиженская церковь, Спасская церковь, Богоявленский собор - см. Приложение фото), портрет архиепископа Иркутского Иннокентия Неруновича. Проектор, экран для презентации. Заранее подготовленный зрительный ряд, создающий представление об исторической эпохе. Экскурсоводы должны иметь указки для работы с презентацией и фотографиями, размещёнными на передвижных стендах. Обязательно должна быть оформлена выставка литературы (см. список литературы). Записи старинной церковной музыки и колокольного звона.
Комментарии
Урок-экскурсия в Богоявленский собор г.Иркутска проводится в школьном кабинете учителем и группой заранее подготовленных экскурсоводов из числа десятиклассников.
В ходе экскурсии учитель и экскурсоводы обращаются к фотографиям на стендах и к материалу, помещённому в презентации; уделяется внимание выставке литературы. По принципу работы экскурсоводов в музее, учащиеся, которые являются экскурсантами, могут задавать им вопросы, а также записывать интересные факты. Учащиеся организованно передвигаются от одного стенда к другому по часовой стрелке. Кроме этого, для желающих слушать экскурсоводов сидя, можно разместить специальные задрапированные тканью скамейки, расставленные в классе по центру (парты необходимо вынести). Можно продумать и другие элементы оформления учебного прострaнcтва, которые помогут создать атмосферу музея. Экспозиция заранее готовится группой учащихся и размещается по всему периметру кабинета. Экскурсия рассчитана на 25 минут. Остальное время отводится на вопросы учащихся – экскурсантов, обсуждение увиденного и услышанного и подведение итогов. Домашняя работа (см. Варианты домашнего задания) подготавливается учителем заранее на отдельных листах. В конце урока-экскурсии учащиеся сами выбирают лист с домашней работой.
Ход урока
Учитель (встречает учащихся перед входом в кабинет)
- ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: где бы вам хотелось побывать больше всего? Какие музеи и страны посетить? (Опыт показывает, что учащиеся в основном хотят побывать в Египте, Греции, Китае, Турции и т.д. Очень редко называются музеи и города РФ.)…
Зачем ехать так далеко. Нам, гражданам России, проживающим в Иркутской области, необходимо научиться воспринимать красоту и своеобразие своего города и нашего областного центра - Иркутска. Итак, приглашаем вас на удивительную экскурсию. Тема нашей экскурсии «Богоявленский собор. Сибирское барокко» (Краткая справка. Стиль барокко родился в европейских странах в XVII веке. Он отличался чрезвычайно эффектным и эмоционально впечатляющим оформлением. В Россию этот стиль пришёл в конце семнадцатого столетия и, как все, что приходило в нашу страну извне, приобрел ярко-русскую особенность. Он как бы перевёлся на русский язык: стал сдержаннее, скромнее, потерял свою несколько декоративность и пышность – русское барокко нельзя было уже спутать с другим.)
Учащиеся входят в кабинет под звуки колокольного звона.
1-й экскурсовод
- Человек порой не замечает красоты только потому, что никто не открыл ему мир красоты, не научил смотреть на него изумленными глазами.
В последнее время из разговоров с людьми мы вынесли совершенно определенное впечатление: многие иркутяне не воспринимают красоты и своеобразия своего города. Видимо, отчасти здесь сpaбатывает механизм, выраженный в старинной пословице «Нет пророка в своём отечестве». Человек всегда уверен, что все необычное, прекрасное и ценное находится где-то за горами, за долами. Мы не особенно вникаем в то, что находится у нас, перед нашими глазами.
2-й экскурсовод. Работа с презентацией.
- В Иркутске сохранилось множество мест, где, отрешившись от повседневной суеты, можно напитать душу прекрасным. Одним из таких мест, несомненно, является Богоявленский собор. Богоявленским собор назван не случайно. Главной задачей русских миссионеров в Сибири было обращение в христианскую веру и крещение инородцев. Поэтому культу явления бога и крещению придавалось особое значение.
В июле 1718 г. рядом со Спасской церковью (см. фото в Приложении) был заложен новый каменный собор, в мае 1719г. приступили к кладке стен. К 1723 году окончили Петропавловский придел и, не ожидая завершения строительства, освятили и стали проводить в нем богослужение. Колокольню шатром закончили к 1729 году. «Шатровые церкви появились в глубокую старину и были распространены на Севере в местах, изобилующих лесом… Таких церквей много сохранилось в губерниях Архангельской, Вологодской, отчасти Олонецкой». [7]. Хотя доподлинно известно, что в XVII веке (эта тенденция сохранялась и в XVIIIв.) православная церковь запрещала строительство шатровых храмов, потому что они несли на себе отзвук языческого поклонения природе, с которым боролось христианство, Иннокентий II способствовал тому, чтобы храм имел именно шатровую колокольню.
Главный Богоявленский придел был освящен Иннокентием Неруновичем 25 сентября 1746 г.
Учитель:
- краткая справка. Иннокентий ΙΙ (Иоанн Нерунович; по грамотам и Синодальным указам значится как «Неронович»)- родился в Киеве. Окончил Киевскую духовную академию, пострижен в монахи в Киево-Братском монастыре.
В 1728 году Иннокентий Нерунович становится преподавателем Московской славяно-греко-латинской академии, а уже через два года в 1730 году становится префектом академии, иеромонахом Московского Спасского монастыря.
5 июня 1732 года - знаменательная дата для Иркутской епархии. Именно в этот день Святейшим Синодом выносится решение о «бытии епископом Иркутским и Нерчинским иеромонаху Иннокентию Неруновичу, Спасского училищного монастыря, в Москве, префекту». 25 ноября 1732 году Иннокентий Нерунович был рукоположен в епископы. Происходило это событие в Санкт-Петербурге в Соборной Исаакия Далматского церкви. Именной указ императрицы Анны Иоанновны об управлении Иннокентием ΙΙ Иркутской епархией (от 5 июня 1732г.) был получен в Иркутске 19(20) октября 1733г.
3-й экскурсовод.
-Вернёмся к строительству Богоявленского собора (см. фото в Приложении).
Хотя основные работы были завершены в 1731 году, отделка интерьера растянулась на годы: особенно долго готовились иконы для главного иконостаса. Иеродиакон Никон Красовский закончил работу над ними лишь в 1745 году. К окончанию строительства собор понес некоторые существенные утраты: в 1742 году во время сильного землетрясения рухнуло шатровое завершение колокольни и вместо него было поставлено ярусное (в то время это было модно). Кроме этого, Богоявленский собор воспринял черты посадского храма, но уже окончательно сформировавшегося- с трехчастной структурой объемов, с колокольней, расположенной на одной оси с четвериком и трапезной. Под влиянием барокко формы, хаpaктерные для культового зодчества XVΙΙ века, приобретают в Богоявленском соборе иное решение. На традиционное кубическое основание – четверик - поставлен восьмерик, увенчанный пятиглавием (фото в презентации). Именно Иннокентий ΙΙ способствовал тому, чтобы в архитектуре памятника слились воедино древнерусские узоры, барочные мотивы и элементы орнаментации, заимствованные из национальной сокровищницы коренных сибирских народов.
Учитель.
-Необходимо отметить, что в Сибири элементы барокко появились в XVIII веке. Обратите внимание на фото самой древней Спасской церкви. Она ещё построена по типу ранних посадских храмов, и в её декоративном убранстве использованы типичные приёмы мастеров XVII в.: над цоколем, создавая резкую границу света и тени, идет «поребрик» - ряд кирпичей, поставленных на ребро под углом друг к другу, а между этажами пролёг «бегунок» - поясок кирпичей в виде ломаной линии. Особую прелесть придают церкви наличники северного, обращённого к Ангаре, фасада, они почти все разные, у каждого, обратите внимание, своя особенность. Спасская церковь была закончена в 1710 г., а всего через 13 лет рядом вырос Богоявленский собор, в архитектуре и декоре которого уже проявились барочные мотивы.
4-й экскурсовод
Около Богоявленского собора в 1779 году задумали возвести вторую колокольню. Две звонницы при одном храме – явление довольно редкое в церковном зодчестве. Это было связано с тем, что в середине XVIII века в Иркутске бурно развивались ремесла. По численности мастеровых Иркутск занимал 17 место в России. Среди мастеров в городе были и колокольных дел специалисты. В 1797 г. иркутский мастер Алексей Унжаков отлил колокол весом в 761 пуд (около 10,5 тонн). Иркутский царь-колокол нарекли собственным именем – Большой Колокол – и решили специально для него выстроить колокольню. До постройки колокольни Колокол поместили на специальный помост. До наших дней колокол не сохранился. Во время пожара 1879 г. он растопился и стёк на землю. Что же касается Шатровой колокольни, то её ценность заключается в том, что в Европейской части России уже не возводили таких колоколен, а отсталая от моды Сибирь следовала традициям XVI века. Этим собор просто уникален! Таких шатровых колоколен в Сибири только две: - в Енисейске (см. фото) и в Иркутске
5-й экскурсовод
Как уже говорилось, задерживало открытие главного храма медленное оформление интерьеров. Написать иконостас был заподряжен иеродиакон Никон Красовский.
"Но по недостатку ли материалов, или усердия, или времени для обремененного другими обязанностями Никона, или по много сложностям работы, дело шло не совсем поспешно. В конце октября 1740 г. епископ Иннокентий Нерунович предписывал соборным протопопу Ивану Петрову и ключарю Власию Миронову освидетельствовать у подрядчика Никона его работу, понуждать его к скорейшему выполнению оной и чрез каждую неделю доносить себе об успехах. За всем тем Никон, по отбытии епископа Иннокентия в 1741 г. в Якутск, отвлекаемый должностями и члeна приказа19, и эконома архиерейского дома, при всем желании, не мог вести дело с той скоростью, какая от него требовалась". К 1745 г иконостас был закончен, так как весной этого года Никон Красовский уехал из Иркутска. Его включили в состав каравана, направляющегося в Китай, как "искусного в живописи" мастера "для исправления в новостроящейся в Пекине церкви икон".
6-й экскурсовод
Впоследствии иконостас, иконы для которого выполнил Н. Красовский, между 1868 и 1870 г. был заменен на новый, и судьба его нам не известна. О дальнейшей судьбе Н.Красовского известно следущее: в октябре 1745 г. Г. Лебратовский, директор китайского каравана, с которым Никон ходил в Китай, уведомил Иркутский архиерейский приказ, что он отправил иконописца а Москву. В 1746 г. Н Красовский был принят в Александро-Невскую лавру в Петербурге.
Сегодня в интерьере храма находятся три иконостаса, главный и два придельных. Главный иконостас, сооруженный в 18-м столетии, является единственным в своем роде. Его покрывает мелкая орнаментальная резьба, создающая эффект, известный под названием «золотая кожа». Из 650 икон, находящихся в церкви, 400 признано художественно ценными. Большинство их относится к XVIII веку, хотя есть и несколько старинных икон 17-го столетия.
Учитель
Ребята, необходимо отметить, что в советские годы Богоявленский собор счастливо избежал судьбы кафедрального Казанского собора, хотя и пережил тяжёлые годы. Под его сводами разместился иркутский хлебозавод. В соборе стояли печи, в которых выпекались кондитерские изделия и сухари. Четверик, разделённый деревянными перекрытиями на несколько этажей, использовался как общежитие. Если бы мы с Вами оказались перед этим зданием в советские годы, то не смогли бы увидеть в нагромождении хозяйственных построек шедевр древнего русского зодчества. Ребята, посмотрите, насколько красив сейчас Богоявленский собор: изящные наличники окон, декоративные кокошники, сложного профиля карнизы – все это придает Собору особую красоту. Кроме того, пояс четверика Собора украшают 156 разноцветных изразцов! В в 2003 году собор получил новый облик — художники иконописной мастерской, работающей при епархиальном управлении, завершили роспись фасада. Сегодня, как и более двух столетий назад, собор Богоявления находится в центре культурной и общественной жизни города Иркутска. Что же касается Иннокентия Неруновича, то 1 октября 1960 года останки Иннокентия были перенесены из зоны затопления Братской ГЭС на кладбище в Радищевском предместье. Правда, из-за тогдашних гонений на церковь, этого нельзя было сделать торжественно. И тогда один из иркутских священников съездил на место захоронения и привез останки Неруновича в… дорожном чемодане. Сегодня останки святителя уже извлечены и перевезены в алтарь Знаменского собора (см. фото). Теперь у входа в Богоявленский собор размещён барельеф с изображением святителя Иннокентия, как святого, много сделавшего для утверждения православной духовности на сибирской земле.
Подведение итогов урока-экскурсии. Рефлексия.
Варианты домашнего задания:
- Узнать об истории Спаса - Преображенской церкви г. Усолье-Сибирское. При этом задание может быть по различным темам: «Иконостас Спаса - Преображенской церкви»; «Спаса - Преображенская церковь в эпоху самодержавия» и др.
- Прочитайте слова. Незнакомые слова посмотрите в словаре:
иконостас
крещение
купол
Миссионер
восьмерик
погребение
придел
святитель
тление
трапезная
шатёр
заподряжен
- Объясните своими словами значение следующих слов: пророк, новомученик, протопоп, мощи, поребрик.
- Ответьте на вопросы:
- Где находится Собор Богоявления, и чем он был для Иркутска?
- Подготовьте в хронологическом порядке историю храма и расскажите ее.
- Опишите внешнее убранство храма в прошлом и сейчас.
- Опишите внутренне убранство храма в современности.
- Что Вы можете рассказать о колокольне? В чем ее ценность?
- Почему крестный ход начинается с освящения барельефа у входа в Богоявленский собор с изображением святителя Иннокентия?
- Какую информацию Вы могли бы добавить о данном храме из других источников?
- Конкурс на изготовление лучшего буклета-путеводителя по Богоявленскому собору г. Иркутска.
Литература
- Копылова С.В. Каменное строительство в Сибири. Конец XVII-XVIII вв. Новосибирск, 1979г
- Фатьянов А.Д. К вопросу о реставрации собора Богоявления-памятника архитектуры в Иркутске. - «Сибирь», 1974, №3.
- Крючкова Т.А. К вопросу истории строительства и реставрации иркутского Богоявленского собора. - в кн. «Памятники Иркутска», Иркутск, 1989г.
- Духовный вертоград Сибири// в ж. Земля Иркутская, №14, 2000г.
- Полунина Н.М. Живая старина Приангарья., М., «Искусство», 1990г.
- Иркутск: из прошлого в будущее.- Иркутск: В-С книжное издательство, 1990
- Ладик Л.А. Свидания с Иркутском. - Иркутск: В-С книжное издательство, 1991
- Кудрявцев Ф.А. и Е.П. Силин Иркутск. Очерки по истории города, Иркутск, 1994г.
- Шедевры русской живописи, М. 2006г.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
13 12 2024 7:30:53
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
12 12 2024 6:13:36
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
11 12 2024 9:45:23
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
10 12 2024 17:46:28
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
09 12 2024 0:23:37
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
08 12 2024 21:41:49
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
07 12 2024 18:30:19
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
06 12 2024 4:38:45
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
05 12 2024 9:11:21
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
04 12 2024 15:10:32
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
03 12 2024 21:17:38
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
02 12 2024 3:59:35
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
01 12 2024 0:44:26
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
30 11 2024 1:12:51
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
29 11 2024 1:20:36
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
28 11 2024 21:26:31
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
27 11 2024 18:28:16
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
26 11 2024 1:53:54
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
25 11 2024 3:15:44
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
24 11 2024 23:35:55
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
23 11 2024 3:49:10
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
22 11 2024 4:57:22
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
21 11 2024 11:16:55
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
20 11 2024 4:34:53
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
19 11 2024 21:19:44
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
18 11 2024 10:22:31
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
17 11 2024 7:14:36
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
16 11 2024 13:44:21
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
15 11 2024 20:36:35
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
14 11 2024 9:34:40
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
13 11 2024 23:40:33
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
12 11 2024 1:25:13
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
11 11 2024 11:53:28
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
10 11 2024 2:15:17
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
09 11 2024 9:41:35
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
08 11 2024 15:59:10
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
07 11 2024 12:57:14
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
06 11 2024 8:30:11
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
05 11 2024 18:38:56
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
04 11 2024 20:54:57
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
03 11 2024 15:20:38
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
02 11 2024 8:52:26
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
01 11 2024 2:31:21
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
31 10 2024 21:26:29
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
30 10 2024 8:39:27
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
29 10 2024 22:25:17
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
28 10 2024 11:52:52
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
27 10 2024 4:26:19
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
26 10 2024 10:58:47
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
25 10 2024 22:42:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::