Независимое расследование "Что увидел Леонардо" (Человек в контексте эпохи Возрождения)
Цели занятия.
Задачи занятия.
- Сформировать понятие “Эпоха Возрождения”.
- Понимать процессы, происходящие в обществе как поступательное движение в исторической перспективе.
- Познакомить с эстетическим содержанием эпохи.
- Воспитать умение описывать и анализировать памятники искусства, выявлять общее и особенное в них.
- Развивать познавательную активность, творческое воображение и фантазию путем вовлечения в процесс исследования.
- Пробудить интерес к изучению истории искусства.
- Воспитывать чувство гуманизма.
- Показать неразрывные связи между различными эпохами развития человечества.
- Сформировать восприятие культуры эпохи Возрождения как неотъемлемой части мировой художественной культуры.
Методы обучения:
- метод экспозиционного показа;
- метод сравнения и сопоставления произведений искусства;
- метод исторического анализа рассматриваемых явлений.
Тип занятия.
Урок-обобщение по пройденному материалу с элементами исследования новых тенденций в культуре эпохи Возрождения, который способствует пробуждению интереса, развивает тягу к познанию нового, вовлекает учащихся в творческий процесс. Освоение нового материала строится путем создания проблемной ситуации на основе вопроса: “Что увидел Леонардо?”.
Структура занятия.
- Организация класса.
- Обоснование темы, цели и задач урока.
- Содержание занятия по теме “Что увидел Леонардо”.
- Подведение итогов и выводы.
Оборудование и материалы: плакаты с эпиграфом, высказываниями о культуре Древнего Египта, Древней Греции, христианстве, эпохе Возрождения, карта Италии.
Изобразительный ряд: иллюстрации по первобытному искусству, искусству Древнего Египта, Древней Греции, искусству средневековья, портреты эпохи Возрождения.
Эпиграф: “Подчиняясь жадному своему влечению,...блуждая среди темных скал, я подошел ко входу в большую пещеру. На мгновение я остановился перед ней пораженный... Я наклонился вперед, чтобы разглядеть, что происходит там в глубине, но великая темнота мешала мне.... Внезапно во мне пробудились два чувства: страх и желание; страх перед грозной и темной пещерой, желание увидеть, нет ли чего-то чудесного в ее глубине”. Леонардо да Винчи.
Постановка проблемы
Урок проводится на общеэстетическом отделении Детской музыкальной школы и рассчитан на одно занятие (2 часа). В сокращенном варианте (1 час) возможно проведение в образовательной школе на уроке МХК или на уроке истории искусства в ДХШ. Специфика данного типа занятия - обобщение пройденного материала и усвоение нового в сопоставлении с предшествующими эпохами развития мировой художественной культуры – определяет драматургические особенности его построения. В самом названии темы: “Что увидел Леонардо” содержится установка не на прямолинейную подачу материала, а приглашение к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, направляемые учителем, и опираясь на собственные знания. Это дает возможность понять, как в недрах уходящей эпохи вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс. Драматургической завязкой, вокруг которой выстраивается независимое расследование, является высказывание Леонардо да Винчи о “темной пещере”. В связи с этим возможно разделение учащихся на несколько групп: очевидцев событий, исследователей, экспертов, подводящих итоги по каждому этапу расследования. В результате проведенного расследования мы увидим, как в центре культуры всегда оставался “Человек”, а эпоха Возрождения подняла его значение на невиданную дотоле высоту.
Содержание занятия
Во вступительном слове учителя определяются цели и задачи расследования. Учащимся предлагается высказать свои версии по поводу того, что имел в виду Леонардо, говоря о “темной пещере” - конкретное место или какое-то понятие, образ. Учащиеся успешно справляются с заданием, определяя “темную пещеру” как образ окружающего мира, а чувства Леонардо как страх перед его огромностью и желание познать чудеса, которые таятся в его глубинах.
Учитель. Да, действительно, существует такая версия. Поневоле возникает вопрос: как же все было на самом деле? Послушаем свидетельства очевидцев событий.
Очевидцы. Своими свидетельствами подкрепляют ответы учащихся.
Учитель. Как же люди открывали для себя огромный мир? Давайте обратимся к истокам человеческой цивилизации. В то время сформировались зачатки знаний о внешнем мире, нравственные и религиозные представления, основные виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, музыка. В каких отношениях находился человек с окружающим миром?
Очевидцы. Человек не выделял себя из окружающего мира природы. Он наделял ее человеческими качествами. Религиозные представления были слиты с его деятельностью и миром природы: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Основные составляющие любой культуры: природа, человек, бог (далее П, Ч, Б).
Задание. К доске приглашаются учащиеся, которые схематично должны отразить картину мира первобытного человека и соотношение этих элементов, где все части подчинены природе.
Учитель. Были ли в то время люди, которые занимались только искусством?
Свидетели. Нет, искусством могли заниматься все.
Учитель. По каким признакам мы определяем произведения первобытного искусства?
Задание. Учащимся предлагается выбрать иллюстрации, соответствующие памятникам первобытного искусства. Они перечисляют хаpaктерные черты: схематичное изображение людей, отсутствие индивидуальных черт, человек еще не научился осознавать связи с окружающим миром, поэтому отсутствует композиционное построение. Главный образ в искусстве – образ зверя, который тщательно изучают и изображают.
Учитель. Почему сначала изображали зверя, а потом уже самих себя?
Очевидцы. Подчеркивают важность знаний о повадках зверя, его привычках, так как зверь являлся одновременно источником жизни и божеством. Первые произведения художественного творчества отражают познавательную потребность первобытного человека, а также его потребность в красоте, стремление сделать ее частью своего бытия.
Эксперты. Подведение итогов по разделу “Первобытное искусство”. Основные выводы: в эпоху палеолита зародились все виды искусства, которые стали для первобытного человека универсальным средством познания мира.
Учитель. И что же было дальше? Продолжим наше расследование, переместившись в следующий пункт – Древний Египет. Что являлось определяющим моментом в его культуре?
Очевидцы. Не было ни одной цивилизации, которая жила бы только одной мечтой – обрести вечную жизнь после cмepти. Это и определяет великую древнюю культуру Египта.
Учитель. Каковы были боги, опишите их облик?
Очевидцы. Боги носили звероподобный облик (зооморфный), причем сначала в образе животного, а потом человека с головой животного.
Задание. Учитель показывает изображения египетских богов, учащиеся называют их.
Учитель. Какой художественный образ заключается в произведениях искусства? Какие идеи лежат в его основе?
Очевидцы. В краткой форме рассказывают об особенностях строительства пирамид, о грандиозных храмовых комплексах в Карнаке и Луксоре, скальных захоронениях (храм Хатшепсут), о каноне в изобразительном искусстве на примере скульптуры и рельефных и фресковых росписей, украшающих стены гробниц и заупокойных храмов, об обычае мумифицировать умершего. Рассказ сопровождается изобразительным рядом.
Учитель. У нас есть эксперты, которые исследовали тело умершего. Каковы ваши выводы?
Эксперты. В их заключения можно внести элемент расследования детективного плана на примере мумии Тутанхамона, который предположительно был убит.
Учитель. Чему же служило их искусство?
Эксперты. Главная задача египетского искусства – прославление власти фараона, утверждение его могущества. Красотой искусства они желали наслаждаться вечно.
Учитель. Назовите хаpaктерные черты искусства Древнего Египта.
Эксперты. Монументальность, декоративность, синтез всех видов искусства.
Учитель. Изменилась ли схема взаимоотношений человека с миром?
Ответ. Схема остается прежней. Индивидуальность человека не проявляется, правитель обладает абсолютной властью, является олицетворением божества. Условия жизни не позволяют человеку осознать себя как личность.
Учитель. Какой памятник в египетском искусстве может воплощать эти взаимоотношения природы, божественной сущности и человека?
Эксперты. Конечно, это загадочный египетский Сфинкс. Образно его смысл выразил Гегель в своем высказывании, где отметил, что “человеческая голова, выглядывающая из тела животного, изображает дух, который начинает возвышаться над природой, вырываться из нее и уже свободно смотреть вокруг себя, однако не вполне освобождается из оков”.
Учитель. Итак, выходит, что рабовладельческое искусство породило следующий взгляд на мир и человека: человек – песчинка перед лицом вечности! Но если мы обратимся к искусству Древней Греции, то увидим, что отношения в обществе те же самые - рабовладельческие, но памятники искусства совершенно другие по художественному воплощению и содержанию. Что же изменилось? Каким было мироощущение древних греков? Что вам известно о богах и их облике? Послушаем очевидцев событий.
Очевидцы. Боги были похожи на людей, носили антропоморфный облик, их поведение не отличалось от человеческого, им были свойственны такие же недостатки и пороки (подтвердить примерами из мифологии). Выявить главные качества греческого искусства: мера, гармония, красота. Отсюда следует новая схема отношения человека к действительности: П = Ч = Б Человек – мера всех вещей Человек – центр мироздания
Учитель проводит опрос, задача которого состоит в том, чтобы провести его в интересной и динамичной форме:
- Какие храмы строили греки?
- Кого изображали в скульптуре?
- Каким предстает человек в скульптуре?
- Сравнить со скульптурным портретом императорского Рима.
- Почему возникло такое противоречие? (Греки изображали человека идеального, каким он должен быть, а римляне – каков он есть на самом деле).
Учитель. А что же произошло дальше? Что произошло с падением античного мира? Охаpaктеризовать эпоху средневековья по следующим параметрам:
- что нового появилось в различных сферах – экономической, социально-политической, духовной – жизни общества;
- раскрыть доминирующую роль христианства, охаpaктеризовать категории средневекового мышления;
- отразить новое средневековое мышление и мироощущение в схеме, где Бог является доминирующей частью, творцом природы и человека.
- как повлияло христианство на искусство?
- какие архитектурные стили средневековья вам известны?
- Объясните, что означают выражения: “Замок – крепость феодала, церковь – крепость Бога”. Как это отразилось в архитектуре романских и готических храмов?
- Интересен ли художникам человек? Как это проявляется в скульптуре? (Иллюстрации Шартрского портала, ангел “Реймсская улыбка”).
Учитель. Итак, человечество проделало огромный путь познания самого себя, проникнутый стремлением осознать свое место в окружающем мире. Новая эпоха властно заявляет о себе. Послушаем свидетельства очевидцев.
Очевидец. Учащийся зачитывает высказывание гуманиста Пико делла Мирандолы: “Тебе дана возможность пасть до степени животного, но так же и возможность подняться до степени существа богоподобного исключительно благодаря твоей внутренней воле”.
Учитель просит найти ключевые слова в этом высказывании, хаpaктеризующие новую эпоху. Учащиеся должны понять, что это слова “твоей внутренней воле”, то есть новая эпоха формирует новый тип человека – активного, целеустремленного, жаждущего познания и расширения представлений об окружающем мире.
Рассказ учителя об экономических изменениях в обществе, которые связаны с появлением зачатков капитализма в Италии, где был более интенсивным товаро-денежный обмен, выгодное географическое положение Италии. Вниманию экспертов предлагается карта Италии в качестве вещественного доказательства места происшедших событий. Питательной средой для формирования новых взглядов послужило искусство античности, памятники которого в избытке находились на территории Италии. Поэтому именно Италию принято считать колыбелью эпохи Возрождения. Прорыв к познанию мира, который был совершен первыми гуманистами после веков господства христианских догм, позволяет называть их “титанами эпохи Возрождения”.
Для этой части урока можно подготовить выступления учащихся с изложением нового материала, так называемые “опережающие задания”. Рассказ строится по схеме: новое в экономике – новые классы – новое мировоззрение – новые люди – новое…?, где учащиеся самостоятельно должны придти к выводу, что особенности социально-экономического и духовного развития общества определили появление нового искусства, которое не могло оставаться прежним.
Учитель. Кто же были эти “новые люди” - творцы эпохи Возрождения? Что появляется в результате их деятельности? Для сравнения с предшествующим периодом рассмотрим портреты людей Возрождения. Интересным моментом идентификации личности и определения качеств хаpaктера нового человека эпохи Возрождения является сравнение картин: Карпаччо “Рыцарь”, закованный в латы, который воспринимается как носитель ушедшего средневековья. Он замкнут в себе, отгорожен от мира тяжелыми доспехами. А рядом с ним – горделиво посаженные головы в профильном развороте персонажей эпохи Возрождения. В портретах ясно читаются черты хаpaктера: чувство собственного достоинства, утверждение ценности человеческой личности, независимость. Первыми творцами Возрождения были гуманисты. Если вновь обратиться к схематичному отражению связей человека с миром, то выстраивается таблица, в которой видны черты античного мироощущения: П = Ч = Б
Здесь следует записать в словарь новые определения слов: античность, Возрождение, Ренессанс, гуманизм. А в результате нового отношения к миру и деятельности человека появляется “новое искусство” - дописать в схему.
Учитель. Каким же будет это новое искусство? Постараемся определить его основные черты. Учащимся предлагается заполнить таблицу. Можно использовать индивидуальные или групповые формы работы с классом (по рядам) Одни отмечают особенности средневекового искусства, другие - искусства эпохи Возрождения. Это задание можно выполнить путем сравнения средневековой иконы и “Мадонны Бенуа” Леонардо да Винчи.
Хаpaктерные черты в искусстве |
Средние века |
эпоха Возрождения |
Принцип изображения | Условность | “Окно в мир” |
Тематика изображений | Определяет христианство | Научное познание мира |
Взаимоотношение видов искусства | Архитектура - ведущий вид искусства | “Живопись - царица искусства” |
Система жанров | Синтез видов искусства, подчинение архитектуре | Обособление жанров: исторический, портрет, пейзаж |
Отношение к творчеству | Анонимность, коллегиальность | Авторские работы, черты индивидуального творчества |
Взгляд на природу творчества | Проникновение в божественную сущность | Художник подобен Творцу |
Заключение. Итоги и выводы.
Учитель. Итак, вернемся к центральному вопросу нашего независимого расследования “Что увидел Леонардо?” и обобщим изыскания:
- мир предшествующий – пещера – темен и мрачен;
- чудесное, которое хотел он изведать, свет, который забрезжил впереди, - современность - новая эпоха, которую назовут эпохой Возрождения;
- человек оказывается в центре внимания гуманистов. Человек – центр мироздания и мера всех вещей.
В конце можно задать еще один вопрос, чтобы раскрыть связи эпохи Возрождения с современностью. Может быть, все находки и открытия тех далеких времен устарели и не нужны в современном мире? Учитель с помощью наводящих вопросов подводит к основному выводу занятия. Общечеловеческой ценностью на все времена остается гуманизм как система воззрений, проникнутых любовью к человеку, уважением к его достоинству и провозглашающих благо человека высшей целью и заботой государства. В эпоху Возрождения, словно в фокусе, сошлись самые высокие мысли и представления о назначении человека и в этом заключается ее непреходящее значение для мировой художественной культуры.
Чтобы поддержать интерес учащихся до завершающего момента занятия, в заключение предлагается игра “Черный ящик”. Учитель задает вопрос: чтобы получить “это”, нужно взять землю, смоченную водой, или смешать глину с кровью. Иногда “это” получают из глаза, а иногда достаточно одного прикосновения руки. Что “это”?
Ответ. Человек. Описание его сотворения по греческим мифам, шумерским легендам, египетским мифам и библейским сказаниям. В шкатулку можно вложить репродукции с греческой вазописи, Микеланджело “Сотворение Адама”, изображение современного человека – фотографию. Таким образом, тематика урока выдерживается вплоть до завершающего игрового элемента.
Литература
- Данилова Г.И. Мировая художественная культура. – М.: ООО “Издательский дом “Магистр Пресс”, 2001. – 240 с.
- Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура, часть I. – СПб.: СпецЛит., 1999. – 319 с.
- Любимов Л. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии. – М.: Просвещение, 1982. – 319 с.
- Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. – М.: Просвещение, 2001. – 224 с.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
11 12 2024 16:18:19
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
10 12 2024 22:17:10
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
09 12 2024 22:17:26
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
08 12 2024 14:35:18
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
07 12 2024 16:15:57
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
06 12 2024 2:24:46
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
05 12 2024 21:52:57
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
04 12 2024 22:10:41
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
03 12 2024 2:32:59
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
02 12 2024 15:18:37
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
01 12 2024 4:52:39
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
30 11 2024 23:37:23
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
29 11 2024 22:55:41
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
28 11 2024 7:52:44
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
27 11 2024 18:35:52
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
26 11 2024 15:24:30
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
25 11 2024 11:24:43
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
24 11 2024 21:15:55
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
23 11 2024 11:22:51
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
22 11 2024 2:42:10
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
21 11 2024 23:16:33
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
20 11 2024 5:54:45
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
19 11 2024 20:39:55
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
18 11 2024 1:18:49
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
17 11 2024 8:38:13
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
16 11 2024 3:29:11
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
15 11 2024 22:38:20
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
14 11 2024 2:13:17
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
13 11 2024 18:50:21
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
12 11 2024 10:59:42
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
11 11 2024 18:38:19
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
10 11 2024 18:30:59
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
09 11 2024 2:58:27
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
08 11 2024 13:57:26
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
07 11 2024 23:44:12
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
06 11 2024 8:25:21
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
05 11 2024 0:28:40
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
04 11 2024 10:51:55
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
03 11 2024 15:19:14
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
02 11 2024 21:56:29
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
01 11 2024 13:42:34
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
31 10 2024 17:28:33
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
30 10 2024 5:28:28
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
29 10 2024 15:14:12
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
28 10 2024 21:28:29
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
27 10 2024 11:51:38
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
26 10 2024 13:12:28
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
25 10 2024 5:47:57
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
24 10 2024 4:18:19
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
23 10 2024 23:12:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::