Повышение эффективности учебной деятельности учащихся на уроках истории при помощи технологических карт
Школа, как важнейший социальный институт, отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. Современная образовательная пpaктика хаpaктеризуется значительной вариативностью как способов организации учебной деятельности учащихся, так и реализуемых в ходе обучения целей. Проанализировав цели и задачи современного образования, я поняла, что передо мной, как учителем, стоят следующие задачи:
Успешное освоение учащимися образовательных стандартов и обеспечение высокого качества образования;
Сохранение здоровья учащихся посредством использования здоровьесберегающих технологий;
Использование современных приемов обучения, обеспечивающих переход от традиционных репродуктивных к личностно-ориентированным подходам в обучении.
Исходя из этого, в своей профессиональной деятельности значительное внимание я уделяю использованию технологических карт как способу повышения эффективности учебной деятельности учащихся на уроках истории, что особенно актуально в условиях подготовки к ЕГЭ. Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия и репродуктивного воспроизведения, а выpaбатывает потребность в непрерывном образовании и саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для мотивации самостоятельной деятельности учащихся.
Технологическая карта позволяет дифференцированно развивать индивидуальные способности ученика, а ученик сам вправе развивать себя с помощью документа - технологической карты. Учитель, используя методические рекомендации авторов учебников, сам может "настроиться" на контингент обучаемых, их индивидуальные психические и физиологические особенности и спроектировать самостоятельно элементы учебно-воспитательного процесса, основываясь на Государственном образовательном стандарте.
Сущностной хаpaктеристикой технологической карты является представление образовательного процесса на уровне технологии - на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий преподавателя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования). В ней предусматриваются планирование целей развития учащихся и усвоение учащимися знаний, формирования и развития специальных умений. Для учащихся технологическая карта является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть изучаемую тему целостно в собственных действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.
Определение преподавателем целей каждого занятия по технологической карте позволяет каждому школьнику оценивать уровень сформированности своих знаний и умений, принимать решения о необходимых действиях по коррекции своего процесса усвоения.
Управление учебным процессом обеспечивается тем, что задания в технологических картах идут в последовательности, в которой ученику предстоит их решать, они пронумерованы. Учащимся сообщается ориентировочный срок работы, обозначенный с учетом уровня сложности материала.
В каждом задании четко сообщается, в какой форме нужно его выполнить (письменно, устно, в виде плана, схемы, таблицы, графика и т.д.).
Изучаемый материал должен быть представлен зримо, наглядно, в виде схемы, таблицы, кластера.
Можно выделить типы заданий, используемых в технологических картах:
- задания с наличием образца выполнения;
- задания со вспомогательными вопросами (их цель - помочь актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для выполнения задания);
- задания с сопутствующими указаниями, инструкциями;
- задания с алгоритмическими предписаниями.
- Активизации учебной деятельности школьников способствуют и следующие приемы, используемые в технологических картах:
- ответы на вопросы параграфа (вопросы даются перед чтением материала);
- составление таблицы по теоретическому материалу;
- составление схем различного вида.
В условиях самостоятельной работы ученик может заниматься в индивидуальном режиме. Такая работа активизирует учащихся в том смысле, что все ученики, даже пассивные и ленивые, должны выполнять задания сами, не дожидаясь, пока кто-то другой их выполнит, как это нередко бывает при фронтальной работе.
Преподаватель, в зависимости от того, как учащиеся продвигаются по пути познания учебного материала (об этом свидетельствуют результаты выполнения учащимися заданий для самоконтроля), может осуществлять индивидуализацию обучения. В данном случае ее следует рассматривать как такую стадию обучения, которая позволила бы каждому ученику на субъективно сложившемся уровне полноценно усваивать учебный материал.
Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем преподавателя способствует объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний. Этап контроля включает индивидуальное собеседование с учителем (в течение урока, или на дополнительном занятии), тестирование.
Продуктивность данной формы работы в том, что учащиеся овладевают системой знаний, пpaктическими умениями, предусмотренными программой по истории, повышается мотивация учения. При этом важно отметить, что от учителя требуется большая дополнительная подготовительная работа. Пример технологической карты смотри в приложении.
Конструирование образовательного процесса в форме технологической карты.
Технологическую карту можно определить как форму конструирования самостоятельного образовательного процесса учащихся. Ее сущностной хаpaктеристикой является представление образовательного процесса на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования). Я придерживалась следующей логики конструирования технологических карт:
- I этап - целевой;
- II этап - содержательный;
- III этап - деятельностный;
- IV этап - контрольно-регулировочный.
Технологическая карта как форма планирования позволяет представить образовательный процесс в виде целостной системы учебных занятий, взаимосвязанных по этапам процесса образования: целевому, содержательному, деятельностному, контрольно-регулировочному. В ней предусматриваются планирование целей развития учащихся и планирование усвоения учащимися знаний, формирование и развитие умений.
Планирование конечных результатов усвоения учебного материала школьниками осуществляется посредством определения целей учебной темы и отбора исторических фактов, исторических дат, событий и понятий, составляющих основу пpaктической подготовки учащихся. Отбор содержания материала каждого раздела и затем разбиение его по темам я осуществляю на основе работы с учебными программами и стандартами образования.
Далее в соответствии с целью каждого учебного занятия определяю методы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, вид контроля и т.д. При этом также учитывается и хаpaктер деятельности учащихся на учебном занятии: репродуктивный (воспроизводящий), конструктивный, продуктивный (усложненный). При таком подходе в основу учета работы учащихся положена оценка усвоения логического блока в виде "знает (умеет) на воспроизводящем уровне", "знает (умеет) на конструктивном уровне" или "знает (умеет) на продуктивном (усложненном) уровне".
Технологические карты как основа управления учителем учебной деятельностью учащихся
Концепция модернизации российского образования предполагает переход школьного образования от формально-знаниевой к личностно-деятельностной парадигме. Она определяет и новое качество обучения: формирование пpaктических навыков получения, анализа информации; способность к самообучению; самостоятельную работу и возможность самоорганизации учащихся. В таком подходе важную роль приобретает проблема управления качеством образования, решение которой позволило бы оптимизировать процесс обучения, выявить педагогические упущения, найти более эффективные способы сотрудничества ученика и учителя.
Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний.
Трудоемкость опыта заключается в вовлечении всех учащихся в самостоятельную работу, изменении хаpaктера взаимодействия "учитель - ученик", основываясь на психолого-педагогических хаpaктеристиках учащихся данного возраста.
Технологические карты - основа управления школьником своей учебно-познавательной деятельности
Для учащихся технологическая карта является своеобразным стимулом самообразования, т.к. позволяет им видеть изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.
В условиях перестройки интеллектуальной среды, низкого развития монологической речи и относительно высокой способности к работе по технологическим картам помогает определять индивидуальный смысл изучения истории, ставить собственные цели в изучении темы или раздела, выбирать оптимальные формы и темпы обучения, рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.
В условиях самостоятельной работы ученик может заниматься в индивидуальном стиле. Такая работа активизирует учащихся в том смысле, что все ученики, даже пассивные и ленивые должны выполнять задания сами, не дожидаясь, пока кто-то другой их выполнит, как это нередко бывает при фронтальной работе.
Поэтому работа с технологическими картами дает положительный результат, т.к. учащийся занимается в индивидуальном режиме, подходящем именно для него. Продуктивность данного опыта заключается в том, что обучаемые овладевают системой знаний, пpaктическими умениями, предусмотренными программой, повышается мотивация учения.
Таким образом, технологическая карта обеспечивает условия учащемуся для планирования, организации своей учебной деятельности, контроля хода ее выполнения, анализа, оценки полученных результатов, коррекции выявленных пробелов в знаниях.
Учитель, в зависимости от того, как учащиеся продвигаются по пути познания учебного материала, может осуществлять индивидуализацию обучения. В данном случае ее следует рассматривать не как простое приспособление к наличию уровня знаний, умений, психического развития ученика, а как такую адаптацию обучения, которая позволила бы каждому школьнику на субъективно сложившемся уровне полноценно усваивать материал и оценивать свои возможности.
Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, развить познавательный интерес, по иному вести занятия, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ.
Приложение.
Преобразования во всех областях русской жизни, осуществленные Петром I, – одно из самых сложных, спopных явлений русской истории. Петербург, вскоре становится крупным центром промышленности, торговли и культуры. Цели и задачи урока: познакомить учащихся с архитектурным историческим наследием г. Санкт-Петербурга, известными итальянскими и русскими зодчими, стилями барокко и классицизм. Содействовать воспитанию в детях бережного отношения к наследию своего прошлого....
02 10 2023 15:52:16
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
01 10 2023 0:18:42
Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....
30 09 2023 11:30:20
Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....
29 09 2023 0:15:49
На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....
28 09 2023 7:37:40
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
27 09 2023 13:26:19
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
26 09 2023 4:11:16

Представленный вариант урока с презентацией возможно использовать в качестве повторительного урока по истории России IX–XV веков, внеклассной интеллектуальной игры по истории, внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Урок построен в виде викторины "Своя игра"....
25 09 2023 3:34:56
Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории.
...
24 09 2023 0:46:55
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
23 09 2023 1:43:29
Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина....
22 09 2023 17:16:52
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
21 09 2023 1:18:13
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....
20 09 2023 7:33:17
Классный час посвящен 80-летию ЯНАО, проходит в форме виртуального путешествия и носит информационно-познавательный хаpaктер. Мероприятию предшествовала исследовательская и творческая работа обучающихся (сбор информации по теме, создание иллюстрированной презентации "Путеводитель по родному краю"). Классный час направлен на расширение знаний обучающихся о ЯНАО, воспитание интереса и уважения к истории родного края, укрепление национально-нравственных качеств....
19 09 2023 14:51:18
На уроке ставится вопрос о роли нравственности в бpaке. Учащихся знакомятся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрены некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, дано общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей....
18 09 2023 5:59:15
Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....
17 09 2023 9:34:12
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
16 09 2023 0:57:59
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
15 09 2023 8:58:18
На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....
14 09 2023 19:35:26
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
13 09 2023 23:46:10
Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие.
...
12 09 2023 19:31:14
Краеведение увеличивает прострaнcтво, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы....
11 09 2023 15:47:55
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
10 09 2023 11:33:52
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
09 09 2023 11:31:19
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
08 09 2023 5:50:19
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....
07 09 2023 17:58:55
Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....
06 09 2023 15:17:48
Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....
05 09 2023 5:30:59
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....
04 09 2023 4:39:18
Сохранить и возродить интеллектуальный уровень нации можно только при условии длительного и настойчивого духовного и физического развития детей и юношества. Именно поэтому развитие одаренности детей является потенциалом для развития общества в целом....
03 09 2023 2:11:15

Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
02 09 2023 12:43:47
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения.
...
01 09 2023 22:35:57
Традиционный урок с элементами ролевой игры из регионоведческого курса "Кубановедение" воспитывает у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков. На уроке дети узнают причины, основные события и результаты походов Святослава, а также учатся работать с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием.
...
31 08 2023 19:11:14
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
30 08 2023 5:24:35
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....
29 08 2023 15:20:57
Использование на уроке "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы....
28 08 2023 3:37:14
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе.
...
27 08 2023 9:11:45
На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников.
...
26 08 2023 22:53:35
Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока.
...
25 08 2023 11:17:22
Аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии)....
24 08 2023 21:59:43
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
23 08 2023 1:19:15
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
22 08 2023 19:17:25
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
21 08 2023 1:46:56
Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....
20 08 2023 2:58:37
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем.
...
19 08 2023 2:21:14
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
18 08 2023 9:19:12
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов.
Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации.
...
17 08 2023 12:35:25
В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением ИКТ. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в пpaктической деятельности....
16 08 2023 16:26:10
Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....
15 08 2023 5:56:34
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
14 08 2023 0:58:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::