Архитектура мечетей России и мира конца XVIII – начала XXI в. > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Архитектура мечетей России и мира конца XVIII – начала XXI в.


    Архитектура мечетей России и мира конца XVIII – начала XXI в.

Класс: 10 класс.

Продолжительность занятия: двухчасовое занятие.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи: сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI веков, раскрыть значения архитектуры мечетей, выяснить разновидность мечетей, раскрыть значение шамаиля в истории развития татарской культуры.

Развивающая цель: развитие умений анализировать, сравнивать и обобщать исторические источники разных видов; формирование умения коллективного обсуждения (поддерживать диалог в микрогруппах, находить консенсусное решение, аргументировать свою точку зрения, слушать оппонента, выражать готовность принять позицию другого обучающегося).

Воспитательная цель: формирование личностного, эмоционально-ценностного отношения к культуре татарского народа, воспитание межэтнической толерантности.

Межпредметные связи: связь с уроками МХК, истории и татарской литературы.

Методы работы: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, творческие, интеpaктивные.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия: Коран, мечеть, михраб, минарет, минбар, медресе, неоисторизм, ретростиль, хайтек, эклектизм, тугра, шамаиль, полихромия, умма (община), хадж, Мекка, Кааба, мулла (священнослужитель), шабестан.

Использованные литература и материалы (в том числе видео и мультимедиа):

  1. Харисова Л.А. Культура народов Татарстана.- Казань: Издательство «Магариф», 2005.
  2. Давлетшин Г.М. Духовная культура предков татарского народа. - Казань: Издательство «Магариф», 2007.
  3. Набиев Р.А. Ислам на Европейском Востоке (энциклопедический словарь) Казань: Издательство «Магариф», 2004.
  4. Видеофильм «История Булгарского городища».
  5. www.imanugra.ru
  6. www.rchgi.spb.ru

Оборудование: проекционное оборудование мультимедийное оборудование, электронные пособия – отсканированные документы, таблички с понятиями и картины-иллюстрации, презентация к уроку.

План урока:

  1. Мечети традиционной архитектуры.
  2. Современная татарская мечеть. Традиция и стиль.
  3. Мечети стильной архитектуры. Мечети мира.
  4. Вязь святого слова. Татарский шамаиль: слово и образ.
  5. Пpaктическая работа.

Ход урока

I этап. Организационный момент.

II этап. Подготовка к основному этапу занятия. Фронтальный опрос обучающихся.

Учитель МХК: сегодня мы с вами на уроке будем изучать духовную культуру татарского народа, а начнём с того, ответьте мне на вопрос что в вашем понимании означает понятие культура?

Ответы обучающихся: культура в наиболее широком смысле – все способы и результаты преобразования природы обществом. Культура – результата созидательной, творческой деятельности человеком, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его пути развития.

Учитель МХК: а культура народа? Можно ли религию отнести к культуре народа?

Ответы обучающихся: культура народа – это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык. Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественного.

Показ слайдов: 1-4.

Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать материальную культуру татарского народа: архитектуру мечетей конца XVIII – начало XXI веков и искусство каллиграфии, которое нашло воплощение в жанре народного творчества шамаиля.

Учитель: сегодня в любом районе Республики Татарстан можно любоваться великолепными ансамблями мечетей, красноречиво свидетельствующими о духовном возрождении народа. Храмы веры украшают города и села, зовут людей вернуться к духовным истокам. Действительно, мечети радуют глаз, украшают нашу окружающую действительность. Однако мечеть должна привлекать внимание не только своим обликом, внешними формами, но и своими высоко эрудированными имамами, своими медресе, несущими свет веры. Сегодня мечети особенно важны как центры, духовно сплачивающие свои мусульманские приходы, дающие молодежи высоконравственное воспитание. Строительство мусульманских культовых сооружений в Среднем Поволжье началось задолго до официального принятия ислама булгарами. Об этом в частности свидетельствуют арабо-персидские источники Х века. До наших дней дошли археологические остатки зданий мечетей в Билярском и Суварском городищах (Х-ХIII вв.). В период Золотой Орды монументальная архитектура булгарских городов переживает расцвет. Строятся монументальные деревянные и каменные мечети, в которых сочетались формы сельджукской архитектурной школы и местного зодчества: Булгарская соборная мечеть (1260-е годы), Малый минарет (I половина XIV в., ныне Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник), мечеть "Чертова городища" (XII в., г. Елабуга). После упадка Волжско-Камской Булгарии развитие ислама и мусульманской культовой архитектуры в регионе продолжилось в рамках Казанского ханства.

Просмотр видеофильма «История Булгарского городища» (3 мин.)

Показ слайда 5

Учитель МХК: памятники мусульманской культовой архитектуры периода Казанского ханства не сохранились. Известны лишь письменные свидетельства о казанских мечетях Нур-Али, Отучевой, Ханской и многоминаретной мечети Кул Шариф, разрушенных наряду с сотнями сельских мечетей русскими войсками при завоевании ханства в XVI в. Монументальная культовая архитектура предков татар прекратила свое развитие. В новых условиях, когда ислам из государственной религии превратился в подавляемую, жизнеспособным оказался тип небольшой мечети, сложившийся в местных условиях на основе традиционных конструктивных решений и материалов.

Потеря татарами государственности гибельно сказалась и на традиционных политических и религиозных институтах. Вплоть до конца XVIII столетия ислам подвергался жестоким гонениям. Имело место разрушение мечетей, особенно за полтора года, прошедших после издания сенатского указа в ноябре 1742 г. "О недопущении в Казанской губернии строить мечети." В Казанском уезде и в самой Казани было уничтожено 418 из 536 мечетей.

В 1744 г. Сенат пошел на символические уступки, разрешив казанским татарам строительство двух мечетей в Татарской слободе и установив положения, жестко ограничившие условия возведения мечетей, их количество и численность прихожан.

– Как вы думаете, почему в постройке домов, культовых сооружений использовали дерево?

Ответ обучающихя: во-первых, Казань возникла как деревянный город. Во-вторых, на протяжении пpaктически всей своей истории Казань, как и все города России, строилась преимущественно из дерева, позволяли природно-климатические условия (лишь со второй половины XIX века кирпич, а затем и бетон стали преобладать над деревом). Жилье строилось преимущественно из дерева и отапливалось деревом. Храмы и крепостные укрепления сооружались из дерева. Средства передвижения (телеги, кареты, речные и морские суда) изготавливались из дерева, мебель и посуда также были деревянными, дороги и дорожки делались из дерева (торцевые мостовые и дощатые тротуары). Разнообразие деревянного декора архитектурно однотипных зданий придавало каждому из них неповторимость. Постоянный контакт русского, российского человека с деревом и изделиями из него был отличительной чертой российской культуры.

Учитель истории: пожары 1552, 1579, 1672, 1684, 1741, 1749, 1774, 1815, 1842, 1847, 1848, 1859 годов уничтожили большую часть города. Во время пожаров 1552, 1774, 1842 гг. выгорела почти вся Казань. Но застраивали город по-прежнему в основном деревянными домами. Даже реформы Петра I не изменили положение. Несмотря на то, что часть фабрик, мануфактур, общественных и жилых домов стали строить из кирпича, Казань оставалась деревянной даже в ее центральной части. Конечно, это было связано с завоевательными войнами, покорением и присоединением Российской империи Казанского ханства.

Учитель МХК: Строительство новых кирпичных мечетей в Казанском крае началось с конца 60-х годов XVIII в. Используя традиционный тип зальной мечети с минаретом на крыше, сложившийся и распространенный в деревянном зодчестве татар, русские профессиональные архитекторы строили мечети в общероссийских стилевых формах. Первые кирпичные мечети во второй половине XVIII века были построены после многократных обращений татарского купечества с личного разрешения императрицы ЕкатериныII.

Это были кирпичные одно-двухзальные мечети с хозяйственным подклетном или первым этажом и с минаретом на крыше. В оформлении первых мечетей: Марджани, Апанаевской в Казани, в селениях Маскара, Нижние Берески, Кшкар Казанского уезда использовано сочетание элементов архитектуры барокко и татарского декоративного искусства. В конце XVIII – первой трети XIX веков этот тип мечетей возводился в строгих формах классицизма. Это мечети "Иске Таш", Галеевская, мечеть N11, "Гoлyбая" в Казани, мечети в с.Ташкичу и с. Богатые Сабы. В городах и селениях, в связи с внедрением в жизнь регулярной планировки и застройки по планам, по условиям ориентации михрабом на юг (на Мекку) мечети часто располагались под углом к уличной застройке.

Показ слайдов 6-8.

Сельская культовая архитектура продолжала существовать в формах деревянного народного зодчества. Традиционный местный тип мечети представлял срубную клеть, покрытую двух или четырехскатной крышей, которую прорезал минарет. Михрабом мечеть должна ориентироваться на Мекку, на юг (точнее, направление продольной оси мечети и михpaба отклоняется к западу на 11 градусов). Выход из светового фонаря на круговой балкон располагается на южной стороне. Вход в мечеть в зависимости от ситуации располагается на северном, восточном или западном фасадах. По-восточному богато оформление интерьера. Купольные перекрытия опираются на арочные своды. В центре зала висит огромная люстра, на которой можно прочитать вычеканенные изречения из Корана. Сдвоенные колонны облицованы зеленым искусственным мрамором. В соответствии с требованиями ислама в декоративном убранстве храма не найти изображения живых существ, но зато стены мечети покрывает богатая орнаментальная роспись.

Показ слайдов: 6-7

III этап. Усвоение новых знаний и способов действий, их закрепление

Учитель МХК: мечети это культовые здания мусульман, где совершают моления, читают Коран, проповеди и распространяют религиозные знания. Первая мечеть была построена в Медине (в городе пророка Мухаммада). Главная мечеть мусульман считается мекканская "Масджид аль Харам". Бывают мечети "соборные" - для коллективных молений в праздники и в пятницу, пятивременные, сельские, квартальные. Большинство мечетей имеет один или несколько минаретов - башен, с которых провозглашается призыв к молитве. Мечеть (араб. масджид – место поклонения) – молитвенный дом мусульман. Первая мечеть, по преданию, была построена около 625 г. в селении Куба близ города Медины – где захоронения пророка Мухаммада. Современный облик мечети оформился к началу IX в. В мечети мусульмане собираются для общей молитвы, слушания проповеди и обсуждения общественных дел. С развитием мусульманской архитектуры были выработаны эстетические понятия – символы: джамал – Божественная красота, узреваемая в куполе мечети; джалал – Божественное величие, узреваемое в минаретах, и сифат – Божественные атрибуты, читаемые в письменах на стенах мечети.

Классическая мечеть представляет собой крытое здание с куполом или сводами, опирающимися на колонны. По углам мечети с внешней стороны воздвигаются минареты, от одного до четырёх и более, с которых муэдзин – служитель мечети – призывает верующих к молитве. Внутри мечети – зал с колоннадой и балконом. В стене зала, обращённой к священному городу мусульман Мекке, находится михраб – ниша, показывающая направление к Мекке. В михрабе обычно хранятся Коран и другие религиозные мусульманские книги. Справа от ниши находится минбар – кафедра, с которой произносятся проповеди. Обычно в мечетях есть также куси – подставка, на которой располагается священная книга мусульман – Коран. Куси находится возле дикки, так что кади (человек, повторяющий слова имама) способен читать и цитировать Коран. Мечети обычно украшают резьбой по камню или дереву, узорной кирпичной или каменной кладкой, поливной керамикой, инкрустацией, мозаикой, орнаментной росписью. Дакка или дика – возвышенная платформа с ведущей к ней лестницей; дакка всегда располагается на одной линии с михрабом. С этой платформы муэдзин повторяет слова имама, чтобы их услышали все мусульмане, пришедшие на молитву. С этой платформы муэдзин повторяет слова имама, чтобы их услышали все мусульмане, пришедшие на молитву. Большинство мечетей имеют открытый или снабжённый навесом двор с колодцами, фонтаном или бассейнами для совершения ритуального омовения, сабиль – фонтан для ритуальных омовений. По традиции мусульманин перед молитвой сначала должен сделать ритуальное омовение. Сабиль является также и питьевым фонтаном. Полумесяц на куполе мечети – это знак отличающий мечеть от храмов других конфессий. Здесь можно снять обувь, переодеться и подготовиться к молитве. В этих залах представлена исламская литература, лежат священные книги мусульман. Прямо – проход в главное помещение для молящихся размером 15 х 10 м. Мраморный пол устлан коврами. Своды молитвенного помещения держатся на восьми столпах – колоннах, украшенных накладной резьбой. Шабестан является одним из основных компонентов мечети, в котором правоверные собираются и совершают намаз. Шабестан считают сердцем мечети, в котором проявляется единство и солидарность мусульман. Как правило, большая часть территории мечети отводится на шабестан, чтобы люди могли совершать в нем намаз. В этих помещениях используется меньше колонн с той целью, чтобы имам коллективной молитвы и стоящие за ним молящиеся могли без труда видеть друг друга и установить связь между собой. В мечетях мы зачастую видим, что женский шабестан разъединен от мужского и иногда располагается над мужским шабестаном в виде балкона. Иногда также шабестан разделяется на две части – женскую и мужскую при помощи занавеса или стены. Во многих мечетях ввиду большого количества молящихся имеется по несколько шабестанов. Обычно один из них является главным, и навес над ним обеспечивает купол мечети. На внутренних стенах мечети под куполом устроены два яруса галерей для женщин. Женщины молятся отдельно от мужчин, чтобы при совершении намаза не coблaзнять мужчину.

Показ слайда 9

Обучающиеся записывают в рабочую тетрадь новые понятия и термины.

 Показ слайдов: 10-11

При каждой мечети имеется помещения для ритуальных омовений, книгохранилище и специальное отгороженное место в общем зале и на галереях для молитв женщин. Мечети в основном строились деревянные, размеры зависели от числа мужской части верующих села. Внутреннее убранство мечети отличалось простотой. Стены ничем не прикрывались, местами встречались изречения из Корана, полы застилались войлоком, половиками и коврами.

Показ слайдов: 13-14 

При каждой мечети действовали медресе. На добровольное пожертвование зажиточных мусульман на рубеже XIX-XX веков были построены десятки мечетей. В XX веке с конца 20-х годов, на протяжении 30-х осуществлялось массовое закрытие культовых зданий и уничтожение культовых приходов.

Обучающаяся делает сообщение: Медресе – мусульманское учебное заведение. Первое медресе возникли в X веке для подготовки служителей исламских институтов. Традиционно учебная программа медресе включала мусульманское право, догматику, коранические дисциплины, хадисоведение, арабские языки, логику. Дополнительно могли изучаться арифметика, медицина, астрономия и риторика. Медресе обычно действовали при мечетях. Обучение, как правило, было бесплатным и доступным для желающих.

Показ слайда 15

Учитель истории: во время посещения Екатериной II в 1767 г. города Казани жители Старо-татарской слободы обратились к императрице с просьбой дать дозволение на строительство двух каменных мечетей. Екатерина II собственноручно написала "большой наказ" о разрешении и даже согласно преданиям сама указала место для мечетей.

В настоящее время Казанская Соборная мечеть Марджани ("Аль Марджани") является памятником архитектуры и занесена в каталог мировых архитектурных ценностей. Название мечети связано с именем великого религиозного реформатора, энциклопедиста и ученого-историка Шигабетдина Марджани, служившего здесь имамом в 1867-1881 годах.

Благородная мечеть Марджани как и прежде является центром ислама в Поволжье, строящей свою деятельность направленной на мирное существование ислама и мира между религиозными конфессиями в Татарстане и соседних республиках. Мы с вами с этим наказом познакомимся.

Групповая работа. Класс делится на две подгруппы. Учителем раздаются исторические источники, обучающиеся задание выполняют письменно. (См. приложение 2) Согласны ли вы с этим заключением? Какую модель государственно-религиозных отношений выражает это положение «Наказа»: теократическую, светскую или атеистическую? Как это выражалось в общественной жизни Российской империи?

Обсуждение и выступление обучающихся. (Предполагаемый ответ – это положение «Наказа» выражает: 1) соблюдение свободы вероисповедания граждан; 2) государственная поддержка традиционных религий, о принадлежности к которым заявляет значительная часть общества, которые формировали культуру народов российской империи; 3) ограничение активности групп, которые под видом религиозной деятельности пропагандируют идеи разрушения семьи, государства, культуры.)

Задание для второй подгруппы. Ответить на вопрос: почему толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а уважение и правильное понимание многообразия культур, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности? Охаpaктеризуйте толерантность как качество личности.

(Предполагаемый ответ: образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности у каждой нации своеобразный. Толерантность – это качество, которое должен в себе воспитывать каждый человек. Быть толерантным – означает уважение традиций, культуры других народов. Принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений).

Учитель МХК: предприняты попытки создать новый образ татарской мечети в формах, отражающих мотивы восточно-мусульманской, булгарской и татарской народной архитектуры.

Показ слайда 16

Все мечети делятся на совершенно определенные композиционные типы, прослеживающиеся во все эпохи, начиная со времен средневековья:

  1. с минаретом на крыше
  2. с минаретом над входом
  3. с осевой постановкой минарета
  4. центричные
  5. с угловой постановкой минарета
  6. с двумя минаретами при входе

Показ слайдов: 16-18

Все многообразие стильных мечетей конца XX – начала XXI вв. можно сгруппировать по мере отхода от традиционных форм на следующие категории:

  1. Неоисторизм
  2. Ретростиль
  3. Хайтек
  4. Авторские решения.

Показ слайдов: 19-25, 27-28

Мечети постройки конца XVII в. («Марджани», Апанаевская) являют собой образец барочной архитектуры с элементами татарского декоративного искусства. Рубеж XVIII-XIX веков принес новый стиль в архитектуру, и в оформлении мечетей того времени сплелись традиции татарской народной архитектуры и элементы строгого классицизма.

Во второй половине XIX века строительство татарских мечетей осуществляется по новому образцовому проекту: Султановская, Казаковская, Азимовская мечети выполнены в виде купольного объема с наземным минаретом, примыкающим с торца.

Стиль модерн, получивший распространение в архитектуре в конце XIX – начале XX веков ярче всего нашел свое отражение в облике Закабанной («Юбилейной») мечети, воздвигнутой в 1924-1926 годах берегу озера Кабан в честь тысячелетия принятия ислама в Среднем Поволжье.

К числу современных мечетей относятся «Хузайфа Ибн аль-Ямани», «Рамазан», «Казан Нуры», «Ислам», «Медина», «Тынычлык» и др. В их организации наблюдаются новаторские тенденции, в том числе женский молельный зал. Мечети наших дней делаются весьма удобными для верующих, традиционный набор помещений дополняется комнатами для омовений, санузлами, вестибюль. Русское барокко, классицизм, романтизм, эклектизм – в течение веков архитектура Казани впитала в себя все значительные направления российской архитектуры. Мечети в исламском мире, и даже в не исламских странах, помимо архитектурного стиля, происходящего преимущественно от культурных и общественных факторов этих стран, обладают также общей атрибутикой. Показ слайдов: 29-32

Мечеть Аль-Харам. Саудовская Аравия

Аль-Масджид аль-Харам (араб. Запретная мечеть) является главной Мечетью, во внутреннем дворе которой находится Кааба. Она расположена в Мекке в Саудовской Аравии и стала известна 1570 года. В настоящее время мечеть Харам – это огромное сооружение площадью 309 тысяч кв. метров. Она обладает 9 минаретами, высота которых достигает 95 м. Помимо 4 ворот существует еще 44 входа в мечеть. Всего в здании действует 7 эскалаторов. Воздух в помещениях освежается кондиционерами. Предусмотрены специальные помещения для молитв и совершения омовений, причем эти помещения делятся на мужские и женские. Аль-Масджид аль-Харам вмещает одновременно до 700 тысяч человек, правда при этом верующие размещаются на крыше.

Групповая работа. Класс делится на две подгруппы. Учителем раздаются исторические источники, обучающиеся задание выполняют письменно.

Полностью текст работы представлен в Приложении.

Использованная литература.

1. Халит Н. Мечеть и её архтектура. Казань, 1994г., Н.Х.Халитов "Архитектура мечетей Казани " - Казань 1991г.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 04 2024 23:32:40

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 04 2024 0:53:23

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 04 2024 20:35:53

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 04 2024 15:41:31

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 04 2024 4:59:53

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 04 2024 5:17:18

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 04 2024 13:34:33

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 04 2024 16:14:37

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 04 2024 12:26:41

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 04 2024 22:40:35

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 04 2024 3:43:23

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 04 2024 1:39:51

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 04 2024 9:35:41

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 04 2024 5:40:18

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 04 2024 4:53:37

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 04 2024 5:13:31

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 04 2024 4:44:43

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 04 2024 19:45:18

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 04 2024 22:13:46

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 04 2024 21:27:30

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 04 2024 4:20:26

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 04 2024 23:22:32

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 04 2024 22:58:26

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 04 2024 12:38:49

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 03 2024 16:54:16

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 03 2024 9:37:56

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 03 2024 22:43:39

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 03 2024 21:43:33

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 03 2024 11:31:57

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 03 2024 13:15:34

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 03 2024 17:51:45

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 03 2024 14:40:10

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 03 2024 18:16:21

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 03 2024 9:35:22

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 03 2024 9:14:30

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 03 2024 16:45:33

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 03 2024 15:21:13

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 03 2024 1:17:37

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 03 2024 16:52:46

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 03 2024 0:57:47

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 03 2024 18:39:46

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 03 2024 11:16:21

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 03 2024 17:59:13

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 03 2024 23:28:41

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 03 2024 8:59:24

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 03 2024 7:48:22

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 03 2024 10:16:38

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 03 2024 2:38:31

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 03 2024 4:33:33

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 03 2024 19:14:22

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::