Урок с использованием ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции"
Цели урока:
– познакомить учащихся с историей
организации и проведения Олимпийских игр в
Древней Греции;
– сформировать яркое, образное,
эмоционально-окрашенное представление о
знаменитом спортивном празднике, его культурном
значении и вкладе в мировую историю;
– способствовать формированию хронологических,
картографических, образных способностей
школьников, проявлению и развитию их
индивидуальных творческих способностей;
– поощрять интерес к чтению научно-популярной
литературы и самостоятельной поисковой
деятельности.
Оборудование: интеpaктивная доска, Презентация, отрывок м/ф “Гуффи и его олимпийские игры”, пакеты раздаточных материалов.
I. Вводная часть
Один из учеников знакомят класс с версиями об основателях Олимпийских игр:
А) Очистив необычайно грязный скотный двор царя Элиды Авгия, Геpaкл должен был получить 1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания, и спустя несколько лет Геpaкл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного округа и повелел раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.
Б) Другой миф связывает начало Олимпийских соревнований с именем Пелопа, победителя коварного Эномая (об их поединке ученики прочитают в учебнике А. А. Вигасина и др. "История древнего мира." С. 144-145). Когда Пелоп умер, его похоронили неподалеку от Элиды, в долине реки Алфей, там, где в неё впадает ручей Кладей. В дальнейшем у могилы героя стали регулярно устраивать состязания атлетов и скачки на колесницах, которые со временем и превратились в самый знаменитый праздник Древней Эллады.
Каких древнегреческих богов вы знаете? А в честь какого бога, как вы думаете, проводились Олимпийские игры? На интеpaктивной доске с помощью функции “прожектор” показываются элементы скульптуры Фидия Зевс (слайд 8).
Учитель напоминает о дате первых Олимпийских игр, подчёркивая значимость этого события, ставшего эрой, т.е. началом летосчисления древнегреческого календаря. Ученикам предлагается серия стандартных хронологических задач Олимпийской тематики:
А) Сколько лет назад состоялись первые
Олимпийские игры?
Б) Сколько лет прошло между первыми и последними
Олимпийскими играми?
В) Сколько игр могло пройти за это время, если бы
славная традиция не нарушалась?
Г) Проверьте, проходили ли Олимпийские игры в
годы реформы Солона? В год законов Дpaкона? (и т.п.)
Д) Если с момента основания Олимпийские игры
регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в
каком году они прекратились?
Е) В 708 г. до н. э. в программу Олимпийских игр было
введено пятиборье. На каких по счёту играх это
произошло?
(Аналогичные задания: в 688 г. до н. э. введён кулачный бой, в 680 г. до н. э. – состязания на колесницах.)
Учитель рассказывает об основных условиях и традициях проведения Олимпийских игр в древности, описанием или в эвристической беседе вводит основные понятия темы: атлет, гимнасий, ипподром, олимпионик, палестра, панкратий, пятиборье, стадий, стадион и др.
Раз в четыре года по всей Греции объявлялось священное перемирие. Все войны прекращались, и в город Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа. Начинались Олимпийские игры.
Достоверно установлено, что Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. Однако, по мнению греков, в этот год состоялось возобновление Игр, а на самом деле самые первые Олимпийские игры организовал в глубокой древности великий герой Геpaкл. Просто из-за войн их долгое время не проводили.
На Олимпийских играх в состязаниях могли участвовать все свободные греки: бедные и богатые, знатные и незнатные. И только женщинам входить в Олимпию запрещалось под страхом cмepтной казни.
Почти за год до начала состязаний все участники игр обязаны были приступить к тренировкам в своем родном городе. Уже за месяц до открытия игр атлеты прибывали в Южную Грецию и там поблизости от Олимпии продолжали подготовку.
II. Работа в группах
Каждая группа получает пакет документов, с которыми работают, распределяя задание между собой и выполняет его микрогруппами. Все задания однотипны, различаются конкретным фактологическим материалом, поэтому можно предложить такие варианты каждого:
Задание 1: На контурной карте “Древняя Греция и греческие колонии” отметьте место проведения Олимпийских игр и свой город, откуда ваша комaнда прибыла в Олимпию. Проведите на карте маршрут вашего путешествия и словами опишите его, сколько времени потребуется для достижения Олимпии (варианты: г. Пантикапей, г. Массилия, г. Кирена, г. Милет). На интеpaктивной доске представители групп прокладывают маршрут.
(Презентация, слайд 15)
Задание 2: Выcчитайте, в каких Олимпийских играх вы принимаете участие, если ваши соревнования проходят в (200 г., 148 г., 100 г., 72 г.) по древнегреческому календарю.
Задание 3: Подготовьте рассказ об одном из состязаний от имени участника игр. (Варианты: состязания в беге и в прыжках в длину; состязания в метании копья и диска; панкратий; заезды колесниц)
Задание 4. Составить рассказ об одном из отличившихся атлетов.
III. Игра
Учитель открывает её торжественными словами: “Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!” Праздник в Олимпии занимал пять дней. В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Потом назначалась специальная комиссия. Это были главные судьи состязаний. Они следили за тем, чтобы соблюдались все правила игр. Запрещалось прибегать к незаконным приемам, убивать своего противника, спорить с судьями и подкупать их. За это наказывали плетью.
Представление комaнд-участников происходит на основе заданий № 1 и 2. Праздник в Олимпии занимал пять дней. (Презентация, слайд 17-24)
В первый день атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Потом назначалась специальная комиссия. Это были главные судьи состязаний. Они следили за тем, чтобы соблюдались все правила игр. Запрещалось прибегать к незаконным приемам, убивать своего противника, спорить с судьями и подкупать их. За это наказывали плетью.
Следующие три дня были полностью посвящены соревнованиям. Олимпийские игры включали несколько видов спорта. Основные: бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьба. Все вместе они назывались пятиборьем.
Комaнды рассказывают и, возможно, показывают те виды состязаний, к которым готовились заранее (задание № 3).
Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию – 191 м (отсюда – наше слово “стадион”). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге смог даже сбегать из Олимпии домой, сообщить о своей победе и вернуться в Олимпию, чтобы принять участие в соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.
Следующим видом соревнований были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывали вперед. Прыжки сопровождались музыкой. Музыка вообще была обязательна для соревнований. Она помогала атлетам соблюдать ритм.
Метание копья и диска были третьим и четвертым видом состязаний в пятиборье. Пятым состязанием была борьба.
В борьбе важно было не просто победить противника, но сделать это красиво. Для победы следовало заставить противника упасть три раза. Удары кулаком запрещались, но разрешалось толкать противника, применять подножку, прибегать к обманным уловкам.
Самым прославленным среди борцов был Милон. Шесть раз подряд он становился победителем Олимпийских игр.
Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу. Кулачный бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы получали серьезные увечья.
Захватывающее зрелище представляло соревнование колесниц, запряженных четверкой лошадей. Это состязание происходило на специально устроенном ипподроме. Само слово ипподром в переводе означает “лошадиный бег”. Победителем считался не наездник, а владелец лошадей. Выставить четверку лошадей могли лишь самые богатые люди. О лошадях-победителях слагались стихи, им ставили памятники. Но не меньшей славой пользовались и возницы, которые управляли колесницами. Повсюду в Греции рассказывали о подвигах Полидама. Этот возница одной рукой удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей.
В последний, пятый день праздника раздавали награды. Глашатай (учитель) выкрикивает имена олимпиоников, участники и зрители приветствуют их словами: “Слава победителю!” Глашатaй с годостью сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине. ”Встречать олимпионика выйдет весь город. Правители устраивают в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с хвалебной надписью. Победители могут быть выбраны на высшие государственные должности, им будут предоставлены почётные места в театре, их освободят от налогов и до конца жизни будет кормить за общественный счет. Поэтому Греция прославляет атлетов в стихах, а их фигуры высекут из мрамора и отольют из бронзы” (слайд 25). Имя каждого победителя состязаний на Олимпийских играх вместе с именем его отца и названием города объявляли на стадионе. Атлета венчали венком из листьев дикой оливы, росшей у храма Зевса. Победителей в состязаниях колесниц награждали пальмовой веткой. Победитель возвращался в родной полис в пурпурной одежде и на колеснице. Весь город выходил ему навстречу. В его честь устраивали праздничный пир. Одну его статую ставили на городской площади, а другую – в Олимпии. В честь победителя родственники заказывали поэтам специальную песню. В ней прославлялся его род, полис и сам победитель. Потом эту песню исполняли на праздниках. Древние греки считали, что атлет победил не только благодаря своей силе, но и потому, что его выступление больше всего понравилось богам. Работа с эпиграфом. (Слайд 26)
Закрепление: тест (слайд 27) на интеpaктивной доске (функция “шторка”).
В заключении каждая группа оформляет коллаж по теме, где красочно, броско и лаконично рисуют, клеят, пишут самое запомнившееся и впечатлившее на уроке. За каждое задание группы получают фишки в виде древнегреческих амфор. Подсчитывается их количество. Коллажи вывешиваются на доске, подводится итог урока, группы получают оценки.
Сохранить высокий эмоциональный настрой поможет творческое домашнее задание: сочинить поэму или надпись на стеле в честь олимпийского героя.
Приложения
Помимо Олимпийских, в Древней Греции проходили еще Пифийские игры в городе Дельфы. Эти состязания были посвящены богу Аполлону.
Другим важным праздником для греков был праздник в честь богини Афины — покровительницы города Афин — Большие Панафинеи. Он отмечался раз в четыре года. Центральным событием этого праздника было шествие горожан. Веселые жители, неся в руках факелы, шли по городу к статуе Афины. Они несли богатые многочисленные дары любимой богине: одежды, произведения искусства, жертвенных животных, цветы. Затем проходили соревнования музыкантов и атлетические состязания. Праздник завершался пиром. Победитель награждался дарами Афины — венком из ветвей оливкового дерева и замечательной амфорой с оливковым маслом. Как известно из древней легенды, именно Афина подарила грекам оливковое дерево.
Древние греки очень любили праздники и ценили таланты своих соотечественников.
Состязания в беге. Дорожку делали в 192 метра в длину, она была глиняной и посыпалась песком. Традиционно существовало три основных забега – забег в одну длину дорожки, диалос – две длины, и долихос - 20 или 24 длины. Бегали туда-обратно.
Занять место нога к ноге – закричал глашатый. Бегуны поставили ноги ступая к ступне между специальными желобками, сделанными а нескольких сантиметрах друг от друга, и замерли. Это исходное положение было очень неудобным, но олимпийские правила славились своей суровостью. "Того, кто стартует слишком рано, надо бить",– гласило одно из них, и значение желобков состояло в том, чтобы затруднить нарушение правил при старте. Судьи стояли наготове, держа в руках солидные рогатины...
Затаив дыхание, напряженное ждали сигнала и участники, и зрители. Пропела труба, и бегуны рванулись вперед. Дистанция равнялась одной стадии, то есть 183 метрам, но бежать приходилось по глубокому песку. Снова поднялся многоголосный крик. Кричали, подбадривая себя, бегуны, кричали им в ответ зрители, и атлеты мчались с непостижимой быстротой.
Углубление длиной более пятнадцати метров, в которое прыгали на олимпийских играх, называлось скаммой. На тщательно выровненной, мягкой земле ясно отпечатывались, следы ног, и если по отпечаткам было видно, что одна нога ступила впереди другой, прыжок не засчитывался.
Прыжки всегда сопровождались музыкой, так же как метание диска или копья.
\'Запела труба, и атлеты снова на стадион. В руках у каждого были каменные или металлические гантели, при виде которых Лин тихонько вздохнул. Неужели он так и не справится с ними? Нет, он должен добиться успеха, как другие. А без гантелей прыгать нельзя – ведь они Т0ЧНее направляют размах руки, усиливают отталкивание, увеличивают длину прыжка, да и на землю легче стать твердо – так, чтобы ноги оказались точно рядом!
Борьба. В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды кидал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Борьба панкратион велась до полной победы, пока противник уже не мог двигаться. Нельзя было кусать противника и выбивать глаза.
Широко расставив ноги и выдвинув правую немного вперед, борцы вытянули руки и вобрали голову в плечи так, что спина и затылок слегка приподнялись. Такая поза затрудняла для противника нападение. Но приступить к борьбе не спешили и неподвижно стояли друг против друга. Замер и стадион. Самые шумные из зрителей молча, напряженно следили за борцами.
Внезапно статуи ожили. Один из борцов молниеносным движением схватил противника поперек туловища и перебросил его через голову. Однако тот не упал. С такой же быстротой, круто повернувшись, он подставил врагу подножку, и соперники сразу перешли от неподвижности к яростному сражению. Наносить удары правилами борьбы было запрещено, но подножки, толчки и различные хитрые уловки, обманывающие противника, разрешались. Борцы то хватали друг друга за ногу, пытаясь повалить, то зажимали голову врага между ногами, то мертвой хваткой захватывали шею. Густая пыль, поднятая ими, почти скрывала их иногда от глаз зрителей. Наконец один из них вспрыгнул другому на голову, просунул локти ему под подбородок, а ногами охватил тело и сковал таким образом свободу движений врага.
Солнце уже поднялось высоко, и жара становилась нестерпимой, но ни один человек не покидал своего места. Все с нетерпением ожидали следующего состязания – метания диска. Но Лин уже так устал, что едва смог смотреть, как дискоболы принимали первую исходную позицию, перенося центр тяжести на широко расставленные ноги, потом, выдвинув правую ногу, выносили диск другой рукой вперед. Перехватив диск правой, они широкими взмахами раскачивали его вниз и назад, поворачивая одновременно голову и тело вправо. Это выглядело точь-в-точь как в знаменитой статуе Мирона "Дискобол", которую Лин хорошо знал.
Атлеты медленно обходили стадион. В руках у каждого было копье – шест в рост человека, толщиной в палец, с закругленной шишечкой на конце. Закругление это придавало верхушке копья необходимую тяжесть, без которой оно не могло бы правильно лететь. Да и безопаснее, так как Лин знал об одном трагическом случае, когда атлет нечаянно убил мальчика, бежавшего через площадь к палестре.
Наибольшей славой пользовался Милон. С детских лет он носил на плечах теленка и повторял это упражнение ежедневно. (Какой в нем смысл? Почему Милон носил не мешок с песком?) В 540 г. до и. э. Милон победил в состязаниях мальчиков-борцов на Олимпийских играх, он оставался непобедимым борцом на протяжении тридцати лет. (Во скольких Олимпийских играх Милон одержал победы?)
Обычно Милон сокрушал противника, обрушиваясь па него всей тяжестью своего тела. Однажды никто не решился выступить против Милона и он получил победу без борьбы. Направляюсь к судьям за венком, атлет поскользнулся и упал на ровном месте. Зрители потребовали не давать венка атлету, который падает на землю без противника. Но Милон гордо ответил, что он упал только один раз и очень хочет видеть того, кто сможет бросить его во второй и третий раз (поражение засчитывали при троекратном падении борца на землю). Желающих это сделать не нашлось.
Рассказывали самые удивительные истории о силе Милона. Когда он учился в школе, то в комнате, где происходили занятия, внезапно рухнула колонна. Милон держал па своих руках перекрытие до тех пор, пока все не покинули дом, и сам выбежал последним. Он часто демонстрировал свою силу: намотав на голову воловьи жилы и сдержав дыхание, Милон разрывал их напряжением мускулов. Когда Милон становился на бронзовый метательный диск, политый оливковым маслом, никому не удавалось столкнуть его с места. Даже cмepть Милона была необычной. Будучи глубоким стариком, он захотел разорвать руками пень, который клиньями не могли разрубим, дровосеки. Но пень защемил ему руку, и ночью Милон стал добычей волков.
В V в. до и. э. прославился Феаген. Когда ему было девять лет, он поднял на плечо поправившуюся ему бронзовую статую, стоявшую на рыночной площади, и унес к себе домой. Феагена заставили статую отнести на прежнее место, а молва о его силе распространилась по всей Элладе. За свою жизнь на различных состязаниях он получил 1400 победных венков.
Рассказывали и о подвигах Полидаманта, который превосходил ростом всех своих современников. У се6я на родине, гуляя по склонам горы Олимп, он встретил льва и, безоружный, одолел его. Атлет удерживал за колесо колесницу, запряженную четверкой лошадей. Однажды Полидамант схватил в стаде самого огромного и свирепого быка за ногу и, сколько тот ни вырывался, не выпускал его. Наконец, бык, рванувшись изо всех сил, убежал, но его копыто осталось в руке атлета. Друзья Полидаманта как-то раз устроили пирушку в пещере. Внезапно потолок ее треснул и грозил обрушиться, Полидамаит попытался удержать его руками, но это ему не удалось, и могучий атлет погиб.
Знаменитые атлеты отличались крепким здоровьем и долго жили. Они участвовали в состязаниях восьми, а то и десяти Олимпийских игр, были способны нести тяжелую военную службу; рассматривали войну как подготовку к гимнастике, а гимнастику как подготовку к войне.
Презентация

Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
27 05 2023 23:21:27
Проект является пpaктическим руководством для тех учителей, кто хотел бы на своих уроках активно вовлечь учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам.
В результате проектной деятельности ученики представили анкеты, пять презентаций с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web-сайт. Рекомендовано начать просмотр проекта с презентации «Я – гражданин».
...
26 05 2023 5:40:40
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
25 05 2023 7:47:47
Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником.
...
24 05 2023 0:15:22
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
23 05 2023 2:59:40
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
22 05 2023 21:36:36
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей.
...
21 05 2023 4:15:58
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
20 05 2023 6:31:53
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны.
Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
19 05 2023 4:14:14
Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А.В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М.В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...
18 05 2023 14:30:55
Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....
17 05 2023 5:40:16
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
16 05 2023 9:28:49
Урок обобщает знания учащихся о глобальных проблемах современности. Показывает их взаимосвязь и взаимодействие, акцентирует внимание на необходимости совместных усилий для их решения....
15 05 2023 0:52:38
Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей.
...
14 05 2023 17:55:35
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
13 05 2023 21:47:41
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
12 05 2023 23:56:23
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность для создания личностно развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия....
11 05 2023 6:25:31
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
10 05 2023 17:52:16
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
09 05 2023 3:35:48
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
08 05 2023 23:12:38
Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из «Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского хаpaктера. В конце занятия даётся домашнее занятие....
07 05 2023 23:29:50
Тема проекта подсказана самой жизнью: уходят из жизни ветераны, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Вместе с ними уходят и бесценные реликвии: документы, фотографии, письма. И сегодня школа должна сделать все возможное для сбора и сохранения материала о великом подвиге советских воинов. Школа должна стремиться донести этот материал до ныне живущих. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого праздника Победы, нужна прежде всего нам, живым....
06 05 2023 21:29:19
Урок дает возможность соприкоснуться с "живой историей", проникнуть в прошлое, принять участие в археологических раскопках. Цель таких "живых" уроков - применение раннее полученных знаний в научно-исследовательской деятельности, подготовка проектов, рефератов....
05 05 2023 17:26:33
Открытый интегрированный урок в 5-м классе предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Предлагаемый вниманию учителей урок сопровождается компьютерной презентацией и набором заданий (вопросов), которые направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности, воображения, коммуникативных навыков. Задания даны в игровой форме превращая урок в интересное познавательное путешествие в мир первобытного человека....
04 05 2023 22:18:58
Урок предназначен для учащихся 6-го класса с углубленным изучением гуманитарных предметов. Являясь по форме интегрированным, урок позволяет охватить разные аспекты жизни человека Раннего Средневековья в Западной Европе и увидеть истоки формирования сознания средневекового человека и условия возникновения литературы....
03 05 2023 21:34:38
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
02 05 2023 3:54:43
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
01 05 2023 10:53:14
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о Реформации в Европе, развивают умение работать с текстом учебника, документом. Анализируют факты и события, дают оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям....
30 04 2023 17:56:10
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
29 04 2023 13:34:31
Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интеpaктивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....
28 04 2023 16:46:59
Основные задачи урока: познакомить с либеральными взглядами 40-х гг. XIX века; сравнить взгляды западников и славянофилов, используя документы; пересмотреть вечный спор славянофилов и западников; на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни; подумать по какому пути идти России сегодня....
27 04 2023 15:33:56
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
26 04 2023 8:11:40
Цели урока: используя знания учащихся, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство"....
25 04 2023 13:48:56

Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
24 04 2023 21:27:32

Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
23 04 2023 17:44:35
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
22 04 2023 18:31:25
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
21 04 2023 0:13:43
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
20 04 2023 20:42:48
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся.
Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
19 04 2023 1:52:14
Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....
18 04 2023 22:34:37
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
17 04 2023 6:29:34
Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе....
16 04 2023 12:33:22
В программе по обществознанию в 6-м классе есть особая тема – это «Конституция России» и «Конституция Республики Коми». На уроке идет ознакомление детей с основным законом страны – Конституцией, с государственными символами РК. Чтение текста гимна (перевод с коми языка, прослушивание на коми языке). Одна из главных целей – это воспитание любви и уважения к родине (малой родине), ее законам, формирование представлений о правах и обязанностях граждан страны, в том числе детей....
15 04 2023 4:35:58
"Познавательное застолье" - это уникальная возможность "попробовать историю на зубок". Отличительной особенностью данного урока является его наглядность и иллюстративность. Особый колорит придает костюмированность и театрализованность мероприятия. Нетрадиционность подачи материала позволяет сделать урок по-настоящему ярким, праздничным, запоминающимся и одновременно информативным. Отсутствие школьно-письменных принадлежностей и нестандартный способ оценки помогают создать атмосферу максимального психологического комфорта для детей....
14 04 2023 18:20:46
Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито.
...
13 04 2023 19:25:35
Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....
12 04 2023 9:44:18
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
11 04 2023 6:29:48
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
10 04 2023 16:13:24
В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях.
Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....
09 04 2023 2:40:16
Урок подводит учащихся к причинам восстания Спартака, поражения; формирует критическое мышление учащихся многоуровневым анализом исторического документа, иллюстративного материала, картографические, хронологические умения и навыки, умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы; воспитывает чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету....
08 04 2023 20:26:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::