Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории
Мне думается, если школьнику с младших классов внушать, что детство не подготовка к жизни, а сама жизнь, тогда можно избежать целый ряд проблем, связанных с причинами неуспеваемости учащихся, инфантилизмом и нравственной незрелостью. Ведь образование и воспитание единое целое в образовательном процессе. В обучении происходит воспитание решительности, порядочности, самоуважения. Помог товарищу в учёбе есть пример благородства и самопожертвования, не списывая, сам решил трудную задачу - воспитание силы воли и честности. И творчески работающий учитель сам самостоятельно отбирает среди современных педагогических технологий те, которые становятся эффективными в учебно-воспитательном процессе для его учащихся.
В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
На мой взгляд, историческая наука стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного национального воспитательного идеала, который способен принимать судьбу Отечества как свою личную и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Свою задачу как учителя истории я вижу в создании собственной методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе. Используя метод проектного обучения, я ставлю цель: воспитать учебную самостоятельность и превратить ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в самоизменении и готового к нему. Метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности и овладение учащимися универсальных действий. Кроме того, в ходе проектной деятельности формируется детский коллектив, который живёт и работает в определённом составе в течение некоторого времени. Разумеется, лидерские качества надо воспитывать и проект предлагает альтернативу: лидерство не во имя себя, а вместе со всеми, учит работать сплочённее.[1]
При выборе типа проекта по доминирующей деятельности учащихся я остановилась на 2-х типах. Первый - пpaктико-ориентированный тип отличается четко обозначенным результатом, ориентированном на социальные интересы самих учащихся и мopaльные принципы: отзывчивость, верность долгу, ответственность за коллективно принятые решения. Второй тип проекта - информационный, который предполагает сбор информации о каком - либо объекте, явлении, ознакомление с этой информацией, её анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Эффективность проектной деятельности достигается при условии исследования различных источников информации и грамотного обоснования собственной точки зрения на рассматриваемое явление. В 6 классе по истории средних веков на пpaктико-ориентированный проекте по теме: "Столетняя война и влияние ее итогов на политическое развитие Англии и Франции", учащиеся сами исследовали разные причины войны двух стран и сделали умозаключение об одинаковых политических последствиях для Англии и Франции в XVв. то есть в результате Столетней войны в этих странах складывались централизованные государства с абсолютной монархией. <Приложение 1>.
Информационный проект по теме: "Процесс развития ремесла и торговли раннего средневековья и его последствия в позднем периоде средневековья" был направлен на исследование гипотезы о существовании связи между отделением ремесла от сельского хозяйства и изменениями социальной структуры общества. <Приложение 2>
На итоговом уроке учащиеся представили схему "Причины и следствия отделения ремесла от сельского хозяйства", опopный сигнал "Управление коммуной", рисунки "Борьба городов с сеньорами". Изготовленные собственными руками макеты гербов ремесленных мастерских, орудий труда, эскизы моделей одежды патрициев. На защите презентации были отмечены результаты исследовательской деятельности: во-первых, торговля между городом и деревней способствовала развитию рыночного механизма, во-вторых, укрупнение ремесленного производства привело к появлению мануфактур, в-третьих, в развитых государствах Европы зарождалась прослойка буржуазии, слой наёмных рабочих, а значит, изменялась социальная структура общества.
Применение метода проектной деятельности позволил реализовать принцип проживания учеником конкретных ситуаций, в соответствии с которым осуществляется личное принятие каждым учащимся целей и содержания проекта и формирование личного опыта ребёнка.
В результате опытно-экспериментальных проектов на 1-2-х часовом уроке, я обнаружила преимущества графических способов представления информации в проектной работе:
- с использованием графических схем можно представить весь проект целиком, увидеть выбранную проблему "с высоты птичьего полета";
- когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи ( это полезно и для преподавателя, и для учащихся);
- повышается учебная мотивация, ученикам легче воспринимать графические образы;
- с использованием схем можно "пораскачивать" свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от зашлакованности, стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое;
- на графической схеме хорошо виден путь от общего к частному, и обратно путь "снизу вверх".
Графические способы: кластеры, ментальные карты, денотатные графы, схема Фишбоун, концептуальные таблицы - это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Образовательный процесс происходит не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к самообразованию. [2]
На уроке в 8 классе по теме: "Война, изменившая карту Европы", графически были изображены причины, повод, подготовленность участников к войне, что облегчило трудность самостоятельного анализа причин поражения Франции в войне. В результате мыслительной деятельности по схемам информационных единиц ученики создали наглядную конструкцию изучаемого события. <Рисунок 1 >
Графический способ Фишбоун "рыбная кость" помогла наглядно и понятно для учащихся структурировать учебный материал и найти эффективное решение в сложной ситуации: "Парижская коммуна - это подвиг коммунаров или бунт?" Отвечая на проблемный вопрос, учащиеся разложили на схеме причины поражения коммунаров (путь насилия - декрет о заложниках, незавершённость реформ в условиях войны, отсутствие поддержки провинций) и факты (помощь версальцам из Германии, разжигание ненависти к парижанам, обоюдная жестокость гражданской войны). Анализ схемы подвёл к выводу, что неоправданное насилие коммунаров оттолкнуло многих парижан и превратило их в бунтовщиков, но, даже утратив социальную опору, коммунары оставались героями, которые пытались осуществить утопическую мечту об обществе социальной справедливости и демократии. <Рисунок 2 >
Использование прогрессивных образовательных методов есть фактор повышения профессионального мастерства педагогов, находящихся в поиске ответа на вопрос: как учить так, чтобы на выходе получить компетентного выпускника, способного к профессиональному самоопределению, к жизни с людьми других культур, языков, религий.
Формированию компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в гражданско-общественной и социально - групповой деятельности способствует цепочка мотивационного аспекта: вера в успех, вдохновение, интерес, внутренний мотив (самоутверждение, саморазвитие, самосовершенствование). Чтобы обучение становилось эффективным, а учение социально - значимым для самих учеников, на уроке по теме: "Полтавская битва" в 7 кл, ученикам даю заведомо легкое задание I уровня, а когда ученики обретают уверенность в своих силах, предлагаю задания II и III уровня сложности. Психологи выделяют три уровня развития познавательной мотивации: 1- широкий познавательный, направленный на усвоение новых знаний; 2 - побуждает к овладению способами добывания знаний; 3 - мотив самообразования, основанный на внутренних мотивах самосовершенствования. К уроку я составила свою таблицу заданий с учётом индивидуальных особенностей учащихся. табл.1
Задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся
табл.1
Уровень | Цель | Задание (правополушарные) | Задание (левополушарные) |
I | Повысить осознанность учебной работы учащихся | Обосновать выбор времени и места сражения | Сравнить военно-техническое состояние противников |
II | Способствовать прочному запоминанию через универсальные действия | Нарисовать схему расположения и действия войск на контурной карте (визуалы) | Написать письмо домой от имени участника сражения с хаpaктеристикой поведения Петра I (аудиалы) |
III | Формировать качество устной речи и содержательность ответа | Найти строчки в поэме А.С. Пушкина "Полтава", которые могут передать дух и настроение сражения. | Смоделировать: "Что было бы, если бы русская армия проиграла в Полтавской битве?" |
В результате у учащихся окрепла вера в собственные силы, сформировалась стойкая положительная мотивация к самостоятельной работе.
Основным приоритетным направлением в обучении старшеклассников остается развитие критического мышления. Необходимость в нем продиктована сегодняшним временем: уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, уметь осмыслить и применить полученную информацию. Развитие критического мышления ориентировано на выработку таких качеств личности, как рефлективность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Работа с документально - методическим комплексом ( ДМК) способствует развитию критического мышления.
В 9 классе на уроке "Изменение в политической системе Российской империи" был подбор ДМК: 1) отрывок из письма Николая II матери 1905г октябрь,
2) комментарии историка Р.Ш. Ганелина "Российское самодержавие в 1905г. Реформы и революция",
3) таблица Динамика стачечной борьбы в годы первой русской революции,
4) сравнительная таблица Партии и взгляды в годы первой русской революции,
5) отрывок "Из Основных законов Российской империи 1906г апрель",
6) отрывок "Из петиции рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II 1905г январь"
Проблема:
Превращение России в Конституционную монархию было следствием революции 1905 -1907гг. или являлось неизбежной закономерностью исторического развития?
Работа с ДМК поставило учеников в ситуацию выбора, за который нужно нести личную ответственность, находить аргументы "за" и "против", иметь навык публичного выступления. Поэтому мыслительные и поведенческие стратегии учащихся формировались самими школьниками.
Предметный потенциал: самостоятельность познавательной деятельности гарантирована непредсказуемостью версий, возникающих в ходе работы с ДМК. Вопросы к текстам составлялись в два варианта: 1- репродуктивный (освоить, понять), 2 - творческий ( извлечь внетекстовую информацию, "вытащить" из него скрытые факты).
Вопросы 1 варианта:
1. Почему аграрный вопрос был самым насущным на тот период в России?
2.Какие пути разрешения государственных проблем видел Николай II?
3.Какие требования предъяв-ляли к власти различные слои населения?
Вопросы 2 варианта:
1.Что было общего и различного в программах общероссийских политических партий?
2.Почему Николай II предпочел "конституционный путь"?
3. Был ли государственный переворот 3 июня 1907 г. коренным изменением существующей общественно-политической системы?
Воспитательный потенциал: отказ от лобовой назидательности, от прямолинейного воздействия на школьников и предупреждение неуспеваемости учащихся.
Интегративный потенциал: тексты ДМК отличаются многожанровостью и возможна работа учи-телей разных предметов с одним и тем же текстом (история и литература, история и русский язык, история и ИЗО, история и география).
Эстетический потенциал: подбор включает документальные материалы, художественные произведения, исторические публикации, автобиографический материал и т.д.
Результат: контрольно-оценочная система учителя усиливает потенциал самообразования учащихся, так как учитываются фундаментальные знания и аналитические умения.
Вывод: системно-деятельностный подход становится эффективным, когда учителю удаётся перевести собственную цель - "научить ребёнка" в собственную цель ученика - "научиться".
В основе метода развития критического мышления лежит непосредственная работа ученика с текстом, сопровождаемая действиями ученика (ведение дневника, составление таблиц, маркировка), которые позволяют отслеживать собственное понимание. На этапе осмысления ученик формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его с помощью собственного текса, либо своей позиции в дискуссии. На этапе рефлексии - оценивается глубина, четкость, логичность высказывания. Высоко оценивается культура речи и историзм мышления.
Сочетание методов деятельностных технологий воплотились в уроке деловая игра по теме "Внешняя политика СССР в 30-е гг." в 9 классе. Тип урока: усвоение и применение знаний, умений и навыков. Учебная цель: выяснить причины нового сближения СССР и Германии в конце 30-х гг., развивающая: сравнить политические мотивы руководства двух стран при заключении Пакта о ненападении 1939г., воспитательная: оценить последствия Пакта о ненападении и дополнительного секретного протокола для СССР с мopaльной и правовой позиции.
Учитывая сформированный познавательный интерес и эмоционально - волевую сферу старшеклассников, я организовала работу учащихся в группах: "Дипломаты МИДа", "Политологи", "Историки - аналитики", которые должны были высказать своё видение поставленных проблем. Анализ документов, составление сравнительных таблиц, вопросы "мозговой штурм" помогли учащимся найти ответы на вопросы: Причины сближения СССР и Германии в конце 30-х гг.?, Причины затягивания Англией и Францией подписания равного 3-х стороннего соглашения с СССР? Стратегические и тактические замыслы руководства СССР и Германии при заключении Пакта 1939г. и его последствия для Советского Союза?
В завершении урока были выступления каждой группы по заданной ей проблеме. Способы целенаправленной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, вызывали внешне затруднительное положение для учеников, но побуждающее к деятельности для его преодоления.
Системно-деятельностный подход в обучении истории отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.
Список использованной литературы.
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М., 2005.
2. Лебедева М.Б. "Во всем нам хочется дойти до самой сути:" - Алхимия проекта: Метод. разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel O "Обучение для будущего". - М., 2005, с. 24-29.
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента. ...
18 03 2024 3:41:48
Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....
17 03 2024 4:58:15
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
16 03 2024 22:58:43
Данное занятие проводится в 9-м классе базового уровня. При подготовке и проведении урока преподаватели двух предметов (обществознания и английского языка) взяли за основу курс обществознания, в рамках которого изучается тема «Права подростка». На рассмотрении данной темы отводится 1 час рабочего времени, поэтому целесообразно конкретизировать изучение данной теме на каком-либо одном праве подростка. В рамках курса английского языка изучается тема «Здоровый образ жизни» (16 часов)....
15 03 2024 15:29:49
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
14 03 2024 11:51:55
История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное прострaнcтво патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее. ...
13 03 2024 8:44:25
Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме пpaктического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - СССР и стран-союзников, Великобритании и США. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....
12 03 2024 6:53:51
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
11 03 2024 22:55:43
Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....
10 03 2024 3:42:35
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
09 03 2024 13:48:35
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
08 03 2024 0:22:35
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
07 03 2024 7:30:33
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений. В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий. ...
06 03 2024 11:23:45
Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе "Обществознания" так обобщены, что без дополнительных пpaктических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....
05 03 2024 4:46:54
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
04 03 2024 10:33:31
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
03 03 2024 3:53:27
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
02 03 2024 13:38:28
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
01 03 2024 6:49:33
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...
29 02 2024 13:25:46
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
28 02 2024 4:26:38
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе....
27 02 2024 14:13:47
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация. ...
26 02 2024 14:29:34
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
25 02 2024 6:21:45
В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....
24 02 2024 22:27:39
Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров....
23 02 2024 14:40:17
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
22 02 2024 22:23:46
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
21 02 2024 12:21:17
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
20 02 2024 8:13:42
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
19 02 2024 19:23:54
Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
18 02 2024 5:30:11
В статье приводится пример урока-диспута. ...
17 02 2024 17:40:50
Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением. ...
16 02 2024 10:37:55
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
15 02 2024 9:38:50
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
14 02 2024 21:16:30
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
13 02 2024 16:31:31
В настоящее время в России происходит процесс, когда человек может участвовать в жизни и политике государства через малые группы, общественные и политические организации, элиты и классы. В статье рассматривается взаимосвязь человека, политики и национальности; затронуты вопросы влияния национальности на жизнь человек. ...
12 02 2024 20:23:50
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества. ...
11 02 2024 1:19:34
Основная цель представленной работы: дать представление о становлении и развитии светских жанров русской литературы; показать особенности культуры барокко и классицизма в русской живописи, архитектуре и скульптуре....
10 02 2024 15:24:40
Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....
09 02 2024 5:21:47
В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....
08 02 2024 20:39:30
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
07 02 2024 1:55:27
В данном проекте «Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к cмepти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный хаpaктер....
06 02 2024 11:36:41
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
05 02 2024 2:32:25
После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века. ...
04 02 2024 16:14:55
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
03 02 2024 23:27:34
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
02 02 2024 9:31:10
Урок проводится в 12-м классе вечерней (сменной) общеобразовательной школы в первом полугодии. Обучающимся не выдают учебники для самостоятельного изучения материала. Поэтому очень важно на уроках работать по тексту учебника. Это выpaбатывает у обучающихся память, логику, мышление и другие навыки. ...
01 02 2024 10:37:40
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
31 01 2024 0:13:23
Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....
30 01 2024 6:10:59
В целях воспитания гражданственности и патриотизма, повышения интереса к истории Российского государства, а также повышения собственной значимости как истинного гражданина своего государства на уроках истории и обществознания, на "Уроках мужества" и внеклассных мероприятиях часто используется тема, посвящённая государственным символам....
29 01 2024 23:41:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::