Научно-техническая революция 1960-х годов: за и против > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Научно-техническая революция 1960-х годов: за и против


    Научно-техническая революция 1960-х годов: за и против

Цели урока:

  • опираясь на знания, полученные в ходе лекций и самостоятельной работы, в процессе судебного заседания познакомить студентов с важнейшими победами и успехами НТР;
  • в ходе выступлений обвинителей судебного заседания сформировать у студентов знания о последствиях НТР для людей – загрязнение среды и т.д.;
  • способствовать созданию у студентов представлений о тех экологических проблемах, которые сегодня выливаются в катастрофу.

Игровая задача: студенты должны дать собственную оценку явления НТР, вынести ей обвинительный приговор или оправдать ее. Важно, чтобы итоговый вывод урока был самостоятельно найденным.

Предварительная подготовка:

  1. Опережающее задание: познакомиться с основными фактами из истории НТР.
  2. Распределяются роли защитника и обвинителя, от уровня подготовки которых в большой степени зависит ход суда и его результативность. Необходимы индивидуальные консультации.
  3. Роль судьи должен выполнять студент с хорошими организаторскими способностями, с ним также необходимы индивидуальные консультации. Роль судьи может взять на себя преподаватель.
  4. Свидетели, по равному числу у защиты и обвинения. Это могут быть, например, ученый-электронщик из НИИ, медик, директор автозавода, журналист, эколог и т.д.

ХОД УРОКА

Я – попутчик научно-технической революции.
При всем уважении к коромыслам
Хочу, чтобы в самой дыре завалящей
Был водопровод и движение мысли.”

“НТР” А. Вознесенский.

1. Вступительное слово учителя.

В начале 1960-х годов написано знаменитое стихотворение Б. Слуцкого “Физики и лирики”. Оно начиналось так:

Что-то физики в почете,
Что-то лирика в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе…

Действительно, если мы обратимся к 60-м годам, то вспомним, что это было время научного прогресса, “космическая эра”, время “технического бума”, когда не только на словах, но и на деле ценились ученые-технари. Успехи развития технических наук были необычайны, достаточно вспомнить освоение космоса, открытия в области квантовой электротехники, лазерной техники, промышленные установки для непрерывного разлива стали, обработку твердых металлов с помощью взрыва, внедрение природного газа в доменное производство.

Были задействованы лучшие умы, научные коллективы, производственные мощности, огромные финансы. Космические победы СССР воспринимались за рубежом как шок. Американский советолог У.Ростоу вспоминал: “В истории США аналогии, подобной кризису, вызванному запуском советского спутника в октябре 1957 года, нет”.

Р. Стеббинс отмечал: “Запуск двух советских спутников явился крутым поворотным пунктом в международных отношениях. Он обеспечил СССР и международному коммунизму всемерную психологическую победу первого ранга”.

Юрия Гагарина встречали лозунгами “Все там будем!”. Он стал Героем Советского Союза, С. Королев – дважды Героем социалистического труда. Атомные станции и ледокол “Ленин”, как впрочем, и подводный флот с ядерными paкетами стали символами эпохи 60-х годов. Типичными призывами времени стали такие: “Да здравствует укрепление связи науки с производством!”, “Добъемся дальнейшего прогресса советской экономики на путях ее химизации!”, “Енисей, мы тебя покорим!”, “За дальнейшее освоение новой топливно-энергетической базы СССР!”.

Однако, при том, что наука действительно широко шагнула в производство, НТР имела такие последствия, которые и сегодня человечество не в состоянии исправить. Достижения НТР обернулись увеличением cмepтности в СССР с 1960 по 1970 гг. на 15%. В 60-х годах простому человеку современное слово “экология” вряд ли было известно, но его хорошо знал узкий круг ученых-биологов. Они-то знали о тех экологических катастрофах, которые уже назревали. Достаточно вспомнить целину, озеро Байкал, Аральское море.

Военные расходы в 1960 году в мире составляли 4,7%, а в 70-х – 6%. Они превышали все затраты на разработку новых технологий в области энергетики, здравоохранения, повышения продуктивности сельского хозяйства и охраны окружающей среды. Уже тогда наметились глобальные проблемы будущего – энерго-сырьевой кризис, который проявил себя в 70-х годах. Еще не так часто, как сегодня, произносили слово “paк”, но, тем не менее, эта болезнь, как и другие опасные и неизлечимые, уносили жизни тысяч людей. Давала о себе знать продовольственная проблема. И возникал закономерный вопрос: зачем нужно освоение космоса, когда от голода и болезней люди гибнут на земле, а две четверти человечества – неграмотно?

Перед нами стоит задача: выяснить все “за” и “против” НТР. Обратите внимание на эпиграф. Насколько необходим был научно-технический прогресс?

Напоминаю вам, что свидетели, проходящие по этому делу, несут ответственность за историческую достоверность показаний.

Присяжные заседатели приглашаются к активному участию в судебном заседании и коллективному поиску истины. Они получают возможность задавать вопросы свидетелям, уточнять и комментировать их показания.

Ход урока

Преподаватель: Встать, суд идет!

(Заходит судья, защитник, обвинитель, рассаживаются за разными столами)

Судья: рассмотрению подлежит дело 1960. Судебное заседание прошу считать открытым. Обвинителем по данному делу выступает ___________________________.

Защитником по данному делу выступает _______________________________.

Обвинитель, вам слово.

Обвинитель поочередно приглашает свидетелей обвинения для дачи показаний.

Выступления свидетелей обвинения.

(раскрывают проблемы, которые породил научно-технический прогресс)

1-й свидетель медик (придумывает себе Ф.И.О., должность, место работы)

Хочу обратить внимание суда на тот факт, что НТР принесла экологические бедствия нашей стране. Предприятия выбрасывают в воздух, водоемы большое количество различных промышленных отходов, которые зачастую делают невыносимой жизнь окружающего населения, порождая массу хронических заболеваний таких как астма, увеличение щитовидной железы, болезни дыхательных путей и пищеварительной системы. Сбросы предприятий портят водоемы, нанося ущерб рыбному и сельскому хозяйству. Если взять для примера любой химический комбинат, который при своем производственном процессе ежегодно выбрасывает в атмосферу сернистого ангидрида 4 600 тонн, серной кислоты 2 150 тонн, окислов азота 2 800 тонн и другие продукты, загрязняющие воздух. Борьба против загрязнения воды, также как и загрязнения воздуха – не только санитарная, но и экономическая проблема. Достаточно сказать, что нефтепереpaбатывающие предприятия сбрасывают в водоемы ежесуточно около 1 000 тонн нефтепродуктов, а потери волокна на любом целюлозно-бумажном предприятии составляет от 3 до 10% от количества выpaбатываемой целлюлозы”.

(Приводят факты, цифры о загрязнении р.Амур – региональный компонент)

2-й свидетель эколог: (придумывает себе ФИО., должность, место работы)

Еще в 70-х гг ХХ в. в Стокгольме собиралась международная конференция по проблемам экологии. Уже тогда обратили внимание на так называемые “кислотные дожди”, от которых страдают водоемы, почвы, леса. От них гибнет рыба. В США, и некоторых странах Западной Европы из-за кислотных дождей стали высыхать леса. Только в Германии пострадало 50% лесов, в Австрии около 30%. Кислотные дожди разрушают даже архитектурные памятники.

Следующая проблема – это загрязнение воздуха, так называемый “парниковый эффект”. Он заключается в том, что углекислый газ в атмосфере, подобно стеклу оранжереи, окутывает землю и задерживает тепловое излучение почвы.

А леса? 1 гектар леса поглощает 32 тонны пыли. Недаром леса называют “фабриками кислорода”. Почему же их истрeбляем? Их вырубают для расширения сельскохозяйственных площадей, строительство городов, промышленных объектов, дорог. Древесина – это высококачественный строительный материал, мебель, спички, бумага и многое другое. Лес – это важнейшее топливо. Истрeбление лесов происходит и путем их вымирания в связи с загрязнением среды.

Проблема Арала. Высохшее дно Арала стало крупным очагом соленакопления и рождения солепылевых бурь. За пределы Приаралья ветер выносит около 72 млн. тонн соли. Эта едкая пыль оседает на многие километры территории, где берут начало реки Средней Азии. Из-за подпора подземных вод могут появиться новые моря в Средней Азии вместо Арала – там, где сейчас стоят города. Приаралье – зона экологического бедствия.

3-й свидетель журналист: (придумывает себе ФИО, должность, место работы)

Хочу обратить ваше внимание на проблему автомобилизации. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов.

4-й свидетель ученый гидролог: (придумывает себе ФИО, должность, место работы)

Проблема развития промышленности также связана с проблемой загрязнения воды. Во-первых, на земле мало пресной воды – это примерно 0,6% всех вод. Во-вторых, она распределяется неравномерно. Вода нужна населению, сельскому хозяйству, промышленности, особенно химической. Так, например, для производства одной тонны синтетического волокна требуется 2500-5000 куб.метров воды, одной тонны никеля – 4000 куб. метров. Рыбный промысел увеличивается на 6-7% в год, а прирост улова снижается. В моря выводятся канализация, отходы химзаводов. Весьма плачевным становится попадание нефти в моря и океаны. Многие страны в свое время проводили захоронение своих радиоактивных отходов в морях. Добыча нефти со дна моря также представляет опасность для экологии из-за бурового раствора, протечки трубопроводов и выбросов нефти.

5-й свидетель: (придумывает себе ФИО, должность, место работы)

Не стоит забывать о проблеме истощения ресурсов и источников сырья. Из всего добываемого сырья лишь 10% превращается в готовую продукцию, 90% – это отходы, которые загрязняют природную среду. Экстенсивные факторы развития мировой экономики в значительной степени исчерпали себя. Рост потрeбления сырья превысил прирост его разведанных запасов, снизилась ресурсообеспеченность. Тогда и появились прогнозы “Римского клуба” о скором исчерпании мировых ресурсов.

2. Выступление свидетелей защиты.

(Раскрывают преимущества НТР и поиски путей решения возникших проблем)

1-й свидетель ученый-электронщик из НИИ (придумывает себе ФИО, должность и место работы)

НТР дал миру очень много. Был изобретен первый в истории человечества компьютер, первая микросхема, стремительное освоение компьютерного прострaнcтва, достигнуты успехи в атомной энергетике. Например, можно привести такие данные. Если бы все атомные станции в мире заменить на угольные электростанции, то понадобилось бы ежегодно добывать дополнительно более 600 млн. тонн угля, в окружающую среду поступило бы 2 млрд. тонн углекислого газа, более 30 млн. тонн оксидов азота, 50 млн. тонн серы, 4 млн. тонн летучей золы. Эксплуатация АЭС позволяет экономить 400 млн. тонн нефти в год.

2-й свидетель директор автозавода (придумывает себе ФИО, должность и место работы)

Автомобиль уже в середине ХХ века стал во многих странах мира не роскошью, а необходимым средством передвижения. Существует немало способов снижения вредного влияния автомобильного трaнcпорта на атмосферу. Вот некоторые из них: совершенствование конструкции автомобиля с точки зрения токсичности, создание новых нетоксичных моделей, повышение уровня технического обслуживания и совершенствование систем и методов контроля за техническим состоянием машин, перевод автомобилей на другие виды топлива.

3-й свидетель ученый (придумывает себе ФИО, должность и место работы)

Во всем мире известна пpaктика лесовосстановительных работ. Так в Великобритании лесной покров увеличивается на 30-40 тысяч гектаров в год. Использование энергетических ресурсов – один из показателей уровня развития цивилизации. Уже активизировались поиски новых месторождений, совершен переход к ресурсосберегательным технологиям, разработки в виде альтернативной энергетики. Она заключается в использовании энергии солнца и ветра, приливов и отливов, морской энергии и ядерно-сырьевых ресурсов, использовании вторичного сырья. При повторном использовании металла экономятся запасы сырья, меньше загрязняется среда, отсутствуют отходы, такой металл легче производить. Так затраты труда при выплавке стали из вторичного сырья в 7 раз меньше, меди – в 8 раз, алюминия – в 30 раз.

4-й свидетель ассистент из НИИ сельского хозяйства (придумывают себе ФИО, должность и место работы)

Существует немало способов решения продовольственной проблемы: интенсификация сельского хозяйства, передовые методы его ведения, природоохранительная политика, аграрные реформы, внедрение достижений НТР в сельское хозяйство. За счет этого надо добиваться повышения плодородия почв, селекции сельскохозяйственных культур и животных, использование биологических ресурсов. Особенно остро стоит эта проблема перед слаборазвитыми странами. Сравните цифры. На одного сельского жителя приходится в Африке – 2 горожанина, в Западной Европе – 20, в США – 80, в Бельгии – 100.

5-й свидетель журналист (придумывают себе ФИО, должность и место работы)

Я хочу сказать о НТР и демографической проблеме. Последствия НТР в этом плане таковы: сильнейшая урбанизация, приоритетный рост столиц, формирование агломераций, развитие крупных форм расселения – мегаполисов. Половина всего населения земли занимает 1% суши, производит 4/5 всей мировой продукции и соответственно загрязняет атмосферу гораздо сильнее, чем вторая половина человечества и 99% территории. Но проблема демографического регулирования давно получила международное признание: были созданы международные региональные демографические центры ООН. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию по населению и развитию, был образован ЮНФПА (Фонд ООН для поощрения деятельности в области народонаселения). Т.к производство продуктов питания идет в ногу с ростом городского населения земного шара.

3. Слово предоставляется обвинителю.

Обвинитель сосредоточивает внимание на основных аспектах НТР:

  • использование компонентов окружающей среды в качестве ресурсной базы производства;
  • воздействие производственной деятельности людей на окружающую природную среду;
  • демографическое давление на природу;
  • урбанизация.

4. Слово предоставляется защитнику.

Защитник строит свою речь по следующим направлениям:

  • неизбежность и объективность НТР;
  • успехи науки и техники, польза достижений;
  • НТР и удобства в жизни человека;
  • социальные плюсы НТР.

5. Заключительная часть.

Судья предлагает присяжным заседателям сформулировать собственное отношение к НТР и вынести приговор.

Литература:

  1. Глобальная экологическая проблема. М., 1988.
  2. Земля и человечество: глобальные проблемы. М., 1985.
  3. История России ХХ век: Энциклопедия для детей. М., 1989.
  4. Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков к курсу Истории ХХ века. М., 2000.
  5. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Э тот контрастный мир. Географические аспекты некоторых глобальных проблем. М., 1985.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

25 04 2024 4:51:26

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

24 04 2024 7:37:35

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

23 04 2024 10:54:15

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

22 04 2024 2:45:41

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

21 04 2024 22:40:45

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

20 04 2024 7:12:50

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

19 04 2024 4:34:27

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

18 04 2024 20:55:18

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

17 04 2024 13:16:32

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

16 04 2024 3:24:54

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

15 04 2024 9:43:46

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

14 04 2024 6:12:52

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

13 04 2024 8:18:10

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

12 04 2024 20:55:45

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

11 04 2024 0:11:54

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

10 04 2024 15:37:34

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

09 04 2024 13:56:28

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

08 04 2024 4:10:27

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

07 04 2024 22:44:19

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

06 04 2024 11:25:17

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

05 04 2024 2:56:50

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

04 04 2024 5:28:23

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

03 04 2024 11:14:15

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

02 04 2024 10:44:40

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

01 04 2024 0:21:12

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

31 03 2024 14:15:38

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

30 03 2024 15:40:20

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

29 03 2024 9:55:38

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

28 03 2024 11:30:24

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

27 03 2024 12:50:25

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

26 03 2024 6:15:31

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

25 03 2024 13:42:30

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

24 03 2024 7:42:18

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

23 03 2024 17:58:54

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

22 03 2024 20:55:33

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

21 03 2024 6:53:31

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

20 03 2024 12:13:25

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

19 03 2024 0:15:10

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

18 03 2024 20:18:53

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

17 03 2024 3:27:56

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

16 03 2024 20:10:47

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

15 03 2024 22:14:17

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

14 03 2024 4:18:46

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

13 03 2024 3:57:57

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

12 03 2024 23:24:24

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

11 03 2024 15:33:39

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

10 03 2024 8:12:35

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

09 03 2024 19:51:32

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

08 03 2024 11:51:26

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

07 03 2024 4:38:11

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::