Научно-техническая революция 1960-х годов: за и против
Цели урока:
- опираясь на знания, полученные в ходе лекций и самостоятельной работы, в процессе судебного заседания познакомить студентов с важнейшими победами и успехами НТР;
- в ходе выступлений обвинителей судебного заседания сформировать у студентов знания о последствиях НТР для людей – загрязнение среды и т.д.;
- способствовать созданию у студентов представлений о тех экологических проблемах, которые сегодня выливаются в катастрофу.
Игровая задача: студенты должны дать собственную оценку явления НТР, вынести ей обвинительный приговор или оправдать ее. Важно, чтобы итоговый вывод урока был самостоятельно найденным.
Предварительная подготовка:
- Опережающее задание: познакомиться с основными фактами из истории НТР.
- Распределяются роли защитника и обвинителя, от уровня подготовки которых в большой степени зависит ход суда и его результативность. Необходимы индивидуальные консультации.
- Роль судьи должен выполнять студент с хорошими организаторскими способностями, с ним также необходимы индивидуальные консультации. Роль судьи может взять на себя преподаватель.
- Свидетели, по равному числу у защиты и обвинения. Это могут быть, например, ученый-электронщик из НИИ, медик, директор автозавода, журналист, эколог и т.д.
ХОД УРОКА
“Я – попутчик научно-технической революции.
При всем уважении к коромыслам
Хочу, чтобы в самой дыре завалящей
Был водопровод и движение мысли.”
“НТР” А. Вознесенский.
1. Вступительное слово учителя.
В начале 1960-х годов написано знаменитое стихотворение Б. Слуцкого “Физики и лирики”. Оно начиналось так:
Что-то физики в почете,
Что-то лирика в загоне.
Дело не в сухом расчете,
Дело в мировом законе…
Действительно, если мы обратимся к 60-м годам, то вспомним, что это было время научного прогресса, “космическая эра”, время “технического бума”, когда не только на словах, но и на деле ценились ученые-технари. Успехи развития технических наук были необычайны, достаточно вспомнить освоение космоса, открытия в области квантовой электротехники, лазерной техники, промышленные установки для непрерывного разлива стали, обработку твердых металлов с помощью взрыва, внедрение природного газа в доменное производство.
Были задействованы лучшие умы, научные коллективы, производственные мощности, огромные финансы. Космические победы СССР воспринимались за рубежом как шок. Американский советолог У.Ростоу вспоминал: “В истории США аналогии, подобной кризису, вызванному запуском советского спутника в октябре 1957 года, нет”.
Р. Стеббинс отмечал: “Запуск двух советских спутников явился крутым поворотным пунктом в международных отношениях. Он обеспечил СССР и международному коммунизму всемерную психологическую победу первого ранга”.
Юрия Гагарина встречали лозунгами “Все там будем!”. Он стал Героем Советского Союза, С. Королев – дважды Героем социалистического труда. Атомные станции и ледокол “Ленин”, как впрочем, и подводный флот с ядерными paкетами стали символами эпохи 60-х годов. Типичными призывами времени стали такие: “Да здравствует укрепление связи науки с производством!”, “Добъемся дальнейшего прогресса советской экономики на путях ее химизации!”, “Енисей, мы тебя покорим!”, “За дальнейшее освоение новой топливно-энергетической базы СССР!”.
Однако, при том, что наука действительно широко шагнула в производство, НТР имела такие последствия, которые и сегодня человечество не в состоянии исправить. Достижения НТР обернулись увеличением cмepтности в СССР с 1960 по 1970 гг. на 15%. В 60-х годах простому человеку современное слово “экология” вряд ли было известно, но его хорошо знал узкий круг ученых-биологов. Они-то знали о тех экологических катастрофах, которые уже назревали. Достаточно вспомнить целину, озеро Байкал, Аральское море.
Военные расходы в 1960 году в мире составляли 4,7%, а в 70-х – 6%. Они превышали все затраты на разработку новых технологий в области энергетики, здравоохранения, повышения продуктивности сельского хозяйства и охраны окружающей среды. Уже тогда наметились глобальные проблемы будущего – энерго-сырьевой кризис, который проявил себя в 70-х годах. Еще не так часто, как сегодня, произносили слово “paк”, но, тем не менее, эта болезнь, как и другие опасные и неизлечимые, уносили жизни тысяч людей. Давала о себе знать продовольственная проблема. И возникал закономерный вопрос: зачем нужно освоение космоса, когда от голода и болезней люди гибнут на земле, а две четверти человечества – неграмотно?
Перед нами стоит задача: выяснить все “за” и “против” НТР. Обратите внимание на эпиграф. Насколько необходим был научно-технический прогресс?
Напоминаю вам, что свидетели, проходящие по этому делу, несут ответственность за историческую достоверность показаний.
Присяжные заседатели приглашаются к активному участию в судебном заседании и коллективному поиску истины. Они получают возможность задавать вопросы свидетелям, уточнять и комментировать их показания.
Ход урока
Преподаватель: Встать, суд идет!
(Заходит судья, защитник, обвинитель, рассаживаются за разными столами)
Судья: рассмотрению подлежит дело 1960. Судебное заседание прошу считать открытым. Обвинителем по данному делу выступает ___________________________.
Защитником по данному делу выступает _______________________________.
Обвинитель, вам слово.
Обвинитель поочередно приглашает свидетелей обвинения для дачи показаний.
Выступления свидетелей обвинения.
(раскрывают проблемы, которые породил научно-технический прогресс)
1-й свидетель медик (придумывает себе Ф.И.О., должность, место работы)
Хочу обратить внимание суда на тот факт, что НТР принесла экологические бедствия нашей стране. Предприятия выбрасывают в воздух, водоемы большое количество различных промышленных отходов, которые зачастую делают невыносимой жизнь окружающего населения, порождая массу хронических заболеваний таких как астма, увеличение щитовидной железы, болезни дыхательных путей и пищеварительной системы. Сбросы предприятий портят водоемы, нанося ущерб рыбному и сельскому хозяйству. Если взять для примера любой химический комбинат, который при своем производственном процессе ежегодно выбрасывает в атмосферу сернистого ангидрида 4 600 тонн, серной кислоты 2 150 тонн, окислов азота 2 800 тонн и другие продукты, загрязняющие воздух. Борьба против загрязнения воды, также как и загрязнения воздуха – не только санитарная, но и экономическая проблема. Достаточно сказать, что нефтепереpaбатывающие предприятия сбрасывают в водоемы ежесуточно около 1 000 тонн нефтепродуктов, а потери волокна на любом целюлозно-бумажном предприятии составляет от 3 до 10% от количества выpaбатываемой целлюлозы”.
(Приводят факты, цифры о загрязнении р.Амур – региональный компонент)
2-й свидетель эколог: (придумывает себе ФИО., должность, место работы)
Еще в 70-х гг ХХ в. в Стокгольме собиралась международная конференция по проблемам экологии. Уже тогда обратили внимание на так называемые “кислотные дожди”, от которых страдают водоемы, почвы, леса. От них гибнет рыба. В США, и некоторых странах Западной Европы из-за кислотных дождей стали высыхать леса. Только в Германии пострадало 50% лесов, в Австрии около 30%. Кислотные дожди разрушают даже архитектурные памятники.
Следующая проблема – это загрязнение воздуха, так называемый “парниковый эффект”. Он заключается в том, что углекислый газ в атмосфере, подобно стеклу оранжереи, окутывает землю и задерживает тепловое излучение почвы.
А леса? 1 гектар леса поглощает 32 тонны пыли. Недаром леса называют “фабриками кислорода”. Почему же их истрeбляем? Их вырубают для расширения сельскохозяйственных площадей, строительство городов, промышленных объектов, дорог. Древесина – это высококачественный строительный материал, мебель, спички, бумага и многое другое. Лес – это важнейшее топливо. Истрeбление лесов происходит и путем их вымирания в связи с загрязнением среды.
Проблема Арала. Высохшее дно Арала стало крупным очагом соленакопления и рождения солепылевых бурь. За пределы Приаралья ветер выносит около 72 млн. тонн соли. Эта едкая пыль оседает на многие километры территории, где берут начало реки Средней Азии. Из-за подпора подземных вод могут появиться новые моря в Средней Азии вместо Арала – там, где сейчас стоят города. Приаралье – зона экологического бедствия.
3-й свидетель журналист: (придумывает себе ФИО, должность, место работы)
Хочу обратить ваше внимание на проблему автомобилизации. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов.
4-й свидетель ученый гидролог: (придумывает себе ФИО, должность, место работы)
Проблема развития промышленности также связана с проблемой загрязнения воды. Во-первых, на земле мало пресной воды – это примерно 0,6% всех вод. Во-вторых, она распределяется неравномерно. Вода нужна населению, сельскому хозяйству, промышленности, особенно химической. Так, например, для производства одной тонны синтетического волокна требуется 2500-5000 куб.метров воды, одной тонны никеля – 4000 куб. метров. Рыбный промысел увеличивается на 6-7% в год, а прирост улова снижается. В моря выводятся канализация, отходы химзаводов. Весьма плачевным становится попадание нефти в моря и океаны. Многие страны в свое время проводили захоронение своих радиоактивных отходов в морях. Добыча нефти со дна моря также представляет опасность для экологии из-за бурового раствора, протечки трубопроводов и выбросов нефти.
5-й свидетель: (придумывает себе ФИО, должность, место работы)
Не стоит забывать о проблеме истощения ресурсов и источников сырья. Из всего добываемого сырья лишь 10% превращается в готовую продукцию, 90% – это отходы, которые загрязняют природную среду. Экстенсивные факторы развития мировой экономики в значительной степени исчерпали себя. Рост потрeбления сырья превысил прирост его разведанных запасов, снизилась ресурсообеспеченность. Тогда и появились прогнозы “Римского клуба” о скором исчерпании мировых ресурсов.
2. Выступление свидетелей защиты.
(Раскрывают преимущества НТР и поиски путей решения возникших проблем)
1-й свидетель ученый-электронщик из НИИ (придумывает себе ФИО, должность и место работы)
НТР дал миру очень много. Был изобретен первый в истории человечества компьютер, первая микросхема, стремительное освоение компьютерного прострaнcтва, достигнуты успехи в атомной энергетике. Например, можно привести такие данные. Если бы все атомные станции в мире заменить на угольные электростанции, то понадобилось бы ежегодно добывать дополнительно более 600 млн. тонн угля, в окружающую среду поступило бы 2 млрд. тонн углекислого газа, более 30 млн. тонн оксидов азота, 50 млн. тонн серы, 4 млн. тонн летучей золы. Эксплуатация АЭС позволяет экономить 400 млн. тонн нефти в год.
2-й свидетель директор автозавода (придумывает себе ФИО, должность и место работы)
Автомобиль уже в середине ХХ века стал во многих странах мира не роскошью, а необходимым средством передвижения. Существует немало способов снижения вредного влияния автомобильного трaнcпорта на атмосферу. Вот некоторые из них: совершенствование конструкции автомобиля с точки зрения токсичности, создание новых нетоксичных моделей, повышение уровня технического обслуживания и совершенствование систем и методов контроля за техническим состоянием машин, перевод автомобилей на другие виды топлива.
3-й свидетель ученый (придумывает себе ФИО, должность и место работы)
Во всем мире известна пpaктика лесовосстановительных работ. Так в Великобритании лесной покров увеличивается на 30-40 тысяч гектаров в год. Использование энергетических ресурсов – один из показателей уровня развития цивилизации. Уже активизировались поиски новых месторождений, совершен переход к ресурсосберегательным технологиям, разработки в виде альтернативной энергетики. Она заключается в использовании энергии солнца и ветра, приливов и отливов, морской энергии и ядерно-сырьевых ресурсов, использовании вторичного сырья. При повторном использовании металла экономятся запасы сырья, меньше загрязняется среда, отсутствуют отходы, такой металл легче производить. Так затраты труда при выплавке стали из вторичного сырья в 7 раз меньше, меди – в 8 раз, алюминия – в 30 раз.
4-й свидетель ассистент из НИИ сельского хозяйства (придумывают себе ФИО, должность и место работы)
Существует немало способов решения продовольственной проблемы: интенсификация сельского хозяйства, передовые методы его ведения, природоохранительная политика, аграрные реформы, внедрение достижений НТР в сельское хозяйство. За счет этого надо добиваться повышения плодородия почв, селекции сельскохозяйственных культур и животных, использование биологических ресурсов. Особенно остро стоит эта проблема перед слаборазвитыми странами. Сравните цифры. На одного сельского жителя приходится в Африке – 2 горожанина, в Западной Европе – 20, в США – 80, в Бельгии – 100.
5-й свидетель журналист (придумывают себе ФИО, должность и место работы)
Я хочу сказать о НТР и демографической проблеме. Последствия НТР в этом плане таковы: сильнейшая урбанизация, приоритетный рост столиц, формирование агломераций, развитие крупных форм расселения – мегаполисов. Половина всего населения земли занимает 1% суши, производит 4/5 всей мировой продукции и соответственно загрязняет атмосферу гораздо сильнее, чем вторая половина человечества и 99% территории. Но проблема демографического регулирования давно получила международное признание: были созданы международные региональные демографические центры ООН. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию по населению и развитию, был образован ЮНФПА (Фонд ООН для поощрения деятельности в области народонаселения). Т.к производство продуктов питания идет в ногу с ростом городского населения земного шара.
3. Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель сосредоточивает внимание на основных аспектах НТР:
- использование компонентов окружающей среды в качестве ресурсной базы производства;
- воздействие производственной деятельности людей на окружающую природную среду;
- демографическое давление на природу;
- урбанизация.
4. Слово предоставляется защитнику.
Защитник строит свою речь по следующим направлениям:
- неизбежность и объективность НТР;
- успехи науки и техники, польза достижений;
- НТР и удобства в жизни человека;
- социальные плюсы НТР.
5. Заключительная часть.
Судья предлагает присяжным заседателям сформулировать собственное отношение к НТР и вынести приговор.
Литература:
- Глобальная экологическая проблема. М., 1988.
- Земля и человечество: глобальные проблемы. М., 1985.
- История России ХХ век: Энциклопедия для детей. М., 1989.
- Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков к курсу Истории ХХ века. М., 2000.
- Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Э тот контрастный мир. Географические аспекты некоторых глобальных проблем. М., 1985.
Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы.
Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....
10 12 2023 19:35:54
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
09 12 2023 23:23:41
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
08 12 2023 15:36:29
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
07 12 2023 5:53:41
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
06 12 2023 13:45:52
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
05 12 2023 1:48:25
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
04 12 2023 16:34:49
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
03 12 2023 12:30:13
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
02 12 2023 8:30:50
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
01 12 2023 3:23:56
Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....
30 11 2023 3:32:25
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
29 11 2023 16:37:24
В центре данного урока - рассмотрение деятельности П.А. Столыпина, которая неоднозначно оценивается в исторической науке. Одновременно с процессом закрепления изученного материала ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса....
28 11 2023 14:36:15
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач.
...
27 11 2023 22:31:35
Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....
26 11 2023 0:14:38
На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...
25 11 2023 16:25:14
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
24 11 2023 20:27:37
Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....
23 11 2023 21:45:24
Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....
22 11 2023 18:23:52
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории.
...
21 11 2023 11:14:51
Представленный урок проводился во время методической недели «Компетентностный подход в образовании» (январь 2011). Цель урока – обеспечить самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими понимать причины социального неравенства, необходимость перераспределения доходов, анализировать основные задачи и направления социальной политики государства для поддержания социальной стабильности и повышения жизненного уровня населения....
20 11 2023 10:15:11
Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность.
...
19 11 2023 21:51:44
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
18 11 2023 9:28:19
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
17 11 2023 22:31:40
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
16 11 2023 6:40:29

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
15 11 2023 18:32:23

Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
14 11 2023 4:16:47
Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда.
...
13 11 2023 0:45:41
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
12 11 2023 2:26:58
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
11 11 2023 16:13:36
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....
10 11 2023 4:15:10
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины.
...
09 11 2023 12:54:47
Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек.
...
08 11 2023 21:36:45
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
07 11 2023 19:17:56
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
06 11 2023 7:54:33
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории.
...
05 11 2023 5:59:37
Опopный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....
04 11 2023 7:22:54

Разработка урока истории в 7-м классе с использованием технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно-коммуникационной технологии. Во время проведения урока учащиеся были активны на всех этапах урока (работали с документами, материалами учебника, картами, ОК, сравнивали, выполняли тесты и проблемные задания). Составление заданий для учеников было ориентировано на типы заданий ГИА, ЕГЭ....
03 11 2023 3:15:10
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
02 11 2023 1:18:56
В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....
01 11 2023 14:28:24
Урок раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота.
...
31 10 2023 15:11:20
Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....
30 10 2023 10:12:54
Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности.
...
29 10 2023 1:51:21
В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных.
...
28 10 2023 8:57:49
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
27 10 2023 22:38:32
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
26 10 2023 23:28:53
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
25 10 2023 17:17:44
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв.
Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края.
...
24 10 2023 21:41:45
Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....
23 10 2023 18:37:57
Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охаpaктеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности СССР к войне с Германией....
22 10 2023 17:18:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::