Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе по теме "Древний Египет"
Цели урока: обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме
Задачи урока:
- Повторить культуру и историю древних египтян,
- Учить находить ответы на вопросы не только в учебнике, но и дополнительной литературе (энциклопедиях, хрестоматиях),
- Учить анализировать документы,
- Продолжить работу с исторической картой и линией времени,
- Развивать способность уживаться с другими, работая в группах,
- Развивать умение слушать другого и давать оценку себе и товарищам.
Оборудование:
- Карты "Рост территорий государств в древности", "Древний Египет"
- Картины "Фараон, побеждающий чужеземцев", "Применение научных знаний в Египте"
- Папирус из Египта
- Карточки с именами фараонов
- Карточки с датами
- Хрестоматия по истории древнего мира (авт. И.С. Свеницкая, Просвещение, 1986)
- Энциклопедия "Большая книга знаний" (Москва, Махаон, 2007)
- Аппликации с египетскими богами
Ход урока
I. Работа с линией времени
1. Определи, какое это число?
(3000)
2. Покажи на линии времени эту дату. (Можно показать 3000 лет до н.э. и 3000 лет н.э.)
3. Усли мы скажем, что это 3000 лет до н.э., то что эта даза означает? (Образование единого государства в Египте)
4. Сколько времени прошло с момента образования государства в Египте до наших дней? (5000 лет)
II. Обобщение ответов, определение задач урока.
Сегодня на уроке мы:
1. Повторяем историю и культуру древних египтян.
2. Продолжим работу с линией времени, исторической картой, учебником.
3. Будем учиться работать с дополнительной литературой (энциклопедия, хрестоматия)
4. Работа будет организована в группах, где каждый оценит себя и получит оценку старшего группы, выбранного вами.
III. Выбери из предложенного учителем те термины и даты, которые относятся к Египту.
Если слово названы не по теме, хлопни в ладоши, если верно-сядь прямо.
а) Перечень слов и дат:
Африка
Хаммурапи
Азия
1500 год до н.э.
Тигр
Тутмос III
Нил
клинопись
3000 лет до н.э.
иероглифы
фараон
папирус
вельможи
глина
Междуречье
Шампольон
Хеопс
пирамиды
2600 год до н.э.
б) На доске- выделенные слова. Используя их, составь рассказ об Египте.
в) Принимаются дополнения учащихся.
IV. Работа с картой и атласами.
1. Покажи местоположение Египта.
2. Покажи и назови 1-ую столицу. (Мемфис)
3. Покажи и назови 2-ую столицу. (Фивы)
Вспомните, в связи с какими событиями этот город стал главным, (1600 год до н.э., правители Фив изгнали гиксосов).
V. Обобщение ответов, деление учащихся на группы и работа в группах по заданиям на карточках.
1 группа: На заупокойной плите одного из известных художников была высечена надпись: "Я был художником, опытным в своем искусстве, превосходящем всех своими знаниями: Я умел передавать движение фигуры мужчины, походку женщины:, выражение ужаса того, кто мечет копье, согнутую походку бегущего:"
Задание: Проанализируйте текст. Не противоречит ли то, что ставится здесь в заслугу художнику, правилам древнеегипетской живописи? Как обычно изображались фигуры богов, фараонов, простых людей и животных? В чем причины различных подходов к их изображению?
2 группа: Один день в египетской школе.
Задание: Представьте, что вы оказались в древнеегипетской школе. Составьте подробный отчет о школе, используя вопросы:
1. Где чаще всего находились школы? (при храмах)
2. Кто были учителями? (жрецы)
3.Все ли египтяне посещали школу? (В основном родители учащихся были состоятельными людьми)
4. Чему учили в школе? (писать и считать)
5. Кому должны были пригодиться знания? (писцам и жрецам)
6. Как учителя поддерживали порядок в классе?
7. На чем и как писали ученики?
3 группа. Объясните, как возникло и что означает выражение "Писать с красной строки" (Ученики в Египте писали острой тростинкой, обмакивая ее в черную краску. Рядом в пенале находилась красная краска, которой начинали новый абзац. Писать с красной строки- значит начинать новую мысль. )
4 группа "Время утекло". Как появилось это выражение? (Наблюдая за небом, египетские жрецы составляли полный календарь и предсказывали, в какой день начнется разлив Нила, ведь это было очень важно. Для измерения времени жрецы использовали водяные часы. В водяных часах вода капает из сосуда с маленьким отверстием внизу: сколько воды вылилось, столько и времени " утекло").
5 группа: Египтяне поклонялись многочисленным богам и священным животным.
Задание:
1. Определить по картинкам богов (Ра, Геб, Нут, Тот, Бастет, Осирис, Сет)
2. Какую роль в жизни египетских людей играли эти боги?
6 группа: Миф об Осирисе.
Задание: Ведущий из группы читает миф, а остальные исполняют пантомимой свои роли.
Жил в Египте бог Осирис. Прекрасен он был: высок, с черными волосами, как нильская земля. Младшего брата звали Сет- бог пустыни. Был он маленький, худенький, с рыжими волосами. Жену Осириса звали Исида. Красивая, добрая, защитница матерей и жен. Воспитывали Исида сына Гора.
Однажды Сет решил убить Осириса. Изготовил он гроб, куда лег Осирис, а слуги заколотили гроб и бросили в Нил. Гроб с телом Осириса унесло далеко.
Плачет Исида, плачет Гор, оба бегают возле Нила.
Наконец нашла Исида гроб с телом Осириса. Гор решил отомстить Сету за cмepть отца и устроил поединок. С помощью Исиды Гор одолел противника. Воскрес Осирис, но не захотел остаться на Земле, а стал правителем подземного царства.
Бросают египтяне зерна в землю и ждут, когда они взойдут. Зазеленеют всходы- Осирис оживает, а когда наступает зной-значит Сет убивает Осириса.
Вопрос: Почему миф об Осирисе мог появиться в Египте?
7 группа: Реклама " Если вы посетите :, то узнаете, что:"
VI. Подведение итогов работы.
1. Беседа с учащимися:
1) Что нового вы узнали на уроке?
2) Какие трудности при работе в группах испытали?
3) Как вы оцениваете работу других групп? Своей?
4) Ваши пожелания учителю.
2. Оценки за работу (с учетом мнения старших групп)
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения.
...
07 12 2023 8:14:46
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
06 12 2023 4:53:21
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
05 12 2023 16:50:24
Данный урок формирует понятия «политическая раздробленность Руси», показывает закономерности этого процесса, причины обособления княжеств и их дальнейшую судьбу. Цель урока: раскрыть особенности развития Владимиро-Суздальского княжества; объяснить причины и последствия борьбы между князьями и боярами; показать хаpaктер деятельности князей....
04 12 2023 22:47:42

Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
03 12 2023 5:14:47
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности.
...
02 12 2023 2:15:41
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми.
...
01 12 2023 10:49:31
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
30 11 2023 8:17:40
В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концептуальные идеи данного подхода. В качестве примера реализации системно-деятельностного подхода, представлено применение проблемно-дилогической технологии на уроках истории и обществознания. Показаны достоинства и "риски" использования проблемно-диалогической технологии в обучении....
29 11 2023 2:23:50
Урок формирует пpaктические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....
28 11 2023 1:27:17
Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....
27 11 2023 16:50:30
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
26 11 2023 14:18:11
В статье рассматривается понятие "самостоятельная работа" – один из видов учебной деятельности учащихся на уроке, предполагающий наличие самостоятельного овладения знаниями и умениями. Самостоятельная работа может принимать несколько форм: фронтальная, групповая и индивидуальная. Наиболее распространенные виды работы на уроках истории: с учебником, справочной литературой, первоисточниками, решение хронологических задач, моделирование и другие....
25 11 2023 6:28:48
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны.
...
24 11 2023 8:55:51
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: ХIХ век. 8-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Перемены в экономике и социальном строе России в последние десятилетия XIХ века» и для изучения нового материала по теме «Общественное движение 80–90-х гг. XIХ века» в 8-м классе....
23 11 2023 21:15:41
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
22 11 2023 16:32:47
Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....
21 11 2023 0:41:48
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
20 11 2023 3:20:10

Внеклассное занятие (КВН) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....
19 11 2023 0:13:56

Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
18 11 2023 12:20:51
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале.
...
17 11 2023 0:26:39
Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить
портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....
16 11 2023 2:28:16
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
15 11 2023 13:31:14
Интеpaктивное занятие развивает критическое мышление и формирует активную гражданскую позицию личности. Учащиеся, проанализировав различные точки зрения на современные СМИ, должны осознать роль массовой культуры и СМИ в формировании личности, научится формулировать и аргументированно отстаивать свое мнение в ходе дискуссии....
14 11 2023 20:58:42
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
13 11 2023 2:27:47
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
12 11 2023 4:51:32
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
11 11 2023 20:25:40
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спopных случаях это делать полезно....
10 11 2023 0:17:48
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
09 11 2023 13:53:30
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
08 11 2023 11:12:50
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
07 11 2023 12:41:48
На уроке формируются представления о третьеиюньской монархии как режиме, сочетавшем два направления во внутренней политике: подавление революционных выступлений и проведение реформ для расширения социальной опоры самодержавия. Учащиеся знакомятся с целями, основными направлениями, итогами аграрной реформы П.А. Столыпина....
06 11 2023 14:18:57
Цели урока: используя знания учащихся, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство"....
05 11 2023 21:40:23
Урок-взаимообучение способствует развитию критического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах и коллективной работе, воспитывает уважительное отношение к истории и культуре своего народа во взаимосвязи с другими народами....
04 11 2023 2:23:54
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
...
03 11 2023 4:43:17
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение.
...
02 11 2023 3:19:37
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
01 11 2023 7:33:49
Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....
31 10 2023 8:50:56
Урок является последним при изучении темы "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого" и необходим для обобщения. При составлении урока использованы такие формы работы, при помощи которых отpaбатываются следующие компетенции учеников: 1. Учебная: извлекать выгоду из образовательного опыта. 2. Исследовательская: получение и обработка информации. 3. Социально-личностная: вступать в дискуссию и выpaбатывать свое собственное мнение. 4. Коммуникативная: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения....
30 10 2023 9:15:32
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
29 10 2023 20:50:51
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
28 10 2023 4:17:17
Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интеpaктивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....
27 10 2023 15:35:53
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения.
...
26 10 2023 5:31:42
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы.
...
25 10 2023 15:29:24
Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство учащихся с основными вопросами семейного права; оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне....
24 10 2023 5:29:24
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
23 10 2023 4:10:26
Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....
22 10 2023 23:32:23
Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению "Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам "Ссылка и каторга России", "Шаги репрессий в СССР", "Бутовский полигон", "Зырянгал"....
21 10 2023 19:37:10
Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока.
Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....
20 10 2023 17:31:22
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
19 10 2023 23:57:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::