Образование славянских государств > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Образование славянских государств


    Образование славянских государств

Цели: познакомить учащихся с процессом образования ранних славянских государств, определить "три ветви славян", их расселение. Продолжить формирование умения извлекать знания из различных источников, в том числе работать с историческими картами, эстетическое воспитание, формирование представлений о православной культуре.

Оборудование: учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. М., 2007. Ч. 2., карты, компьютер, мультимедийная установка, экран.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания по теме "Культура Византии".

Пересказ пункта "Развитие образования"

Пересказ пункта "Научные знания".

Вопрос 1. С. 11.

Вопросы 2, 3. С. 11. + Видеоизображение. Внешний и внутренний вид Храма Святой Софии в Константинополе.

Вопрос 4.

Пересказ пункта 5. Культурные связи Византии.

Изучение нового материала. (Приложение. Слайд № 1. Тема урока.).

Вступительная беседа. Кто такие славяне? Расселение славян. "Три ветви славян"

Славяне (в древности словене) - крупнейшая группа родственных по языку народов в восточной Европе, объединенная общим происхождения. В зависимости от языковой и культурной близости славяне делятся на три большие группы: восточную, западную и южную. (Приложение. Слайд № 2. Группы славянских племен.)

Во времена раннего средневековья государства возникали и распадались по мере надобности. Например, для защиты свободы своего народа, военных походов ради наживы, присоединения новых богатых земель, или для распространения своего влияния на чужие территории

К началу первого тысячелетия нашей эры во время великого переселения народов славяне заняли значительную территорию в Восточной Европе, поселились на Балканах, начали совершать набеги на Византию. Славянские племена постепенно перестали образовывать общеславянское единство. Раннесредневековые историки свидетельствуют о существовании к VI веке н.э. нескольких славянских объединений: венедов, славян и антов - по сути, западных, южных и восточных славян, на что указывают места их расселения.

В процессе колонизации новых земель славяне постоянно сталкиваются с разными народами. Эти столкновения укрепляют военную организацию славян, способствуют расслоению общества, разложению первобытнообщинного строя и созданию первоначально племенных союзов, а затем и государственных объединений. Первые славянские государства известны с VII века н.э. Они возникали прежде всего там, где славяне теснят народы, у которых уже есть свои государственные образования: на территории бывших византийских провинций, а затем и в Центральной Европе.  

Занятия и образ жизни славян. (Приложение. Слайд № 3.Занятия славян.)

Пользуясь учебником С. 12-13. Объясните значение понятий:

Вече -

Князья -

Болгарское царство. (Рассказ учителя + записи в тетрадях). (Приложение. Слайд № 4. Карта "Болгария в VI-IX вв.").

Болгары (булгары) - кочевые племена, предки современных болгар. Проживали в Западной Сибири, Поволжье, затем расселились на Балканском полуострове. Болгары смешались с местным славянским населением, переняли их язык и образ жизни. Название получило одно из ранних славянских государств.

Болгарское государство возникло в VII в. (Приложение. Слайд № 4. Карта "Болгария в VI-IX вв.) Первой столицей был город Плиске (Приложение. Слайд № 6. Остатки крепости в г. Плиске). В середине IX в. при царе Борисе I население Болгарского государства и другие соседние племена - сербы, северы, смолене, и др. приняли христианство (Приложение. Слайд № 7. "Собор в Сопакани. Сербия").

Выдающимся правителем Болгарии стал сын Бориса

Царь Симеон (893 - 927) (Приложение. Слайд № 5. Карта "Болгария при Симеоне"). Много воевал, стремился захватить весь Балканский полуостров, Византию, осаждал Константинополь, завоевал сербов. Стал называть себя "царем всех болгар и сербов". После cмepти Симеона Болгарии ослабла, Сербия отделилась. Немного позднее территория Болгарии была завоевана кочевниками.

В начале XI века при императоре Василие II Болгаробойце (Приложение. Слайд № 8. Василий Болгаробойца. Изображение на монете.) Византия полностью подчинила себе Сербию.

Великоморавская держава. Кирилл и Мефодий.

Великоморавское государство возникло в первой половине IX в. в долине реки Моравы. Первое упоминание о моравах и Моравском княжестве относится к 822 году. Некоторое время оно подчинялось франкам (Приложение. Слайд № 9. Карта "Великоморавское государство").

В бассейне реки Морава выявлено огромное количество селищ, городищ, крепостей, могильников эпохи существования Великоморавской державы. В них находят остатки высокоразвитой средневековой культуры. Исследователи обнаруживают множество серебряных, бронзовых и золотых украшений, выполненных в технике зерни и скани (контакт с византийскими мастерами), изделия из цветных металлов. Многие находки указывают на развитие различных ремесел: столярного, ткаческого, гончарного, кузнечного и др. Источники сообщают о большом количестве крепостей. В них моравы выдерживали многочисленные осады немецких феодалов. Кроме каменных крепостей, церквей и каменного детинца, в городах распространены деревянные дома с глиняными полами и глинобитными печами. Сельские поселения были неукрепленными, жилища в них в основном деревянные с каменной или глинобитной печью в углу.

Князь Ростислав стремится к независимости; желая создать свою церковь, он обратился за помощью в Константинополь с просьбой направить в Моравию епископа.

В 863 году в Моравию прибыла христианская миссия, возглавляемая Константином и Мефодием (Приложение. Слайды № 10. Икона. "Кирилл и Мефодий" книжная миниатюра "Кирилл и Мефодий". Приложение. Слайд № 11. Славянская азбука). С их именами связано становление славянского богослужения и развитие славянской письменности. Славянская миссия в Великой Моравии продолжалась двадцать один год. После cмepти Мефодия (885 г.) князь Святополк не захотел поддерживать слишком строгой религии, запрещавшей многоженство, требовавшей соблюдать многочисленные посты и налагавшей строгие епитимии за церковные прегрешения. Моравская знать во многом продолжала сохранять языческие традиции, на которые латинская церковь смотрела снисходительно. Святополк изгнал учеников Мефодия из страны, большинство из них ушло в Чехию и Болгарию, куда и переместился центр славянской культуры. После cмepти Святополка Великая Моравия распалась.

Образование Чешского государства.

Из распавшейся Великой Моравии возникло Чешское государство (Приложение. Слайд № 12. Карта Чехия в начале II тысячелетия) Оно возникло из племенного союза, жившего около города Прага (Приложение. Слайд № 13. Старая Прага).

В 1085 г. Чешский князь ВацлавI принял титул короля (Приложение. Слайд № 14. Вацлав. Конная статуя, скульптурный портрет). В середине XI века в Чехии наступает период феодальной раздробленности, продолжающийся до конца XII века. В этот время чешские земли подвергаются нападению немецких феодалов, а со второй половины XII века Чехия становится частью Священной Римской империи.

Образование Польского государства.

Польское государство возникло в X веке. Его основателем считается князь

Мешко I (960 - 992). (Приложение. Слайд № 15.Портрет Мешко) Ему удалось объединить племена в долине реки Вислы.

Завершилось создание Польского государства в годы правления (Приложение. Слайд № 16. Карта Польша в начале II тысячелетия) Болеслава I Храброго (992 - 1025). (Приложение. Слайды № 18. Портрет Болеслава I, № 19 Меч Болеслава.). Столицей стал город Кpaков (Приложение. Слайд № 17. Старый Кpaков). Болеслав много воевал, ходил походом на Прагу, на Киев, на Священную Римскую империю. Незадолго до cмepти он был провозглашен королем Польши (Приложение. Слайд № 20. Герб польского государства). В XI в. Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

Закрепление.

Распределите по группам. (Приложение. Слайд № 21).

1) Польша, 2) Чехия, 3) Болгария, 4) Моравия.

А) Болеслав Храбрый, б) Вацлав I, в) Мешко I, г) Симеон, д) Кирилл, е) Борис, ж) Мефодий.

Домашнее задание: Параграф 8., пересказ п. 1, 2, 4., вопросы. (Приложение. Слайд № 22).

Использованная литература.

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М.. История средних веков. М., 2007. Ч. 2.
  2. История средних веков. 6 класс. // 1C. Образовательная коллекция. 2005.

Приложение.


Российское общество в начале XX века: структура, динамика, проблемы


    Российское общество в начале XX века: структура, динамика, проблемы

      Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....

02 10 2023 1:50:40

Урок истории по теме "Успехи и неудачи советской дипломатии в 30-е гг."


    Урок истории по теме "Успехи и неудачи советской дипломатии в 30-е гг."

      На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....

01 10 2023 1:58:31

Проект «В типографии». Создание книжки-малышки «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года»


    Проект «В типографии». Создание книжки-малышки «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года»

      Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....

30 09 2023 6:20:58

Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся


    Игровые технологии как фактор познавательной деятельноси учащихся

      Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Поэтому и предлагается работа на тему "Игровые технологии как фактор активизации познавательной деятельности учащихся". ...

29 09 2023 23:44:46

Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"


    Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"

      Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....

28 09 2023 21:15:33

Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый


    Расцвет Древнерусского государства. Ярослав Мудрый

      Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....

27 09 2023 17:32:10

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

26 09 2023 18:56:39

Технология индивидуально-ориентированного обучения и информационные технологии на уроках истории


    Технология индивидуально-ориентированного обучения и информационные технологии на уроках истории

      Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный хаpaктер усвоения ЗУН, и ИКТ дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....

25 09 2023 19:53:40

Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы)


    Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы)

      В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....

24 09 2023 0:31:15

Интегрированный урок по литературе и истории "Музыка революции"


    Интегрированный урок по литературе и истории "Музыка революции"

      Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический хаpaктер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....

23 09 2023 8:48:13

Сценарий внеклассного мероприятия "Светлая Русь"


    Сценарий внеклассного мероприятия "Светлая Русь"

      Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения. ...

22 09 2023 9:27:14

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром


    Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

      Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. ...

21 09 2023 7:33:23

Интегрированный урок английского языка и истории по теме "Добро пожаловать в Астpaxaнский кремль"


    Интегрированный урок английского языка и истории по теме "Добро пожаловать в Астpaxaнский кремль"

      В канун 450-летия г. Астpaxaни мы испытываем чувство гордости за наш город, причастности к великому народу и к великой стране, России. Проведению урока предшествовала большая предварительная работа по ознакомлению истории Астpaxaнского кремля, по ознакомлению с текстами на эту тему на английском языке, а также выполнению ряда заданий для последующих самостоятельных устных высказываний....

20 09 2023 9:53:53

Сценарий брейн-ринга для старшеклассников "Геральдика в России"


    Сценарий брейн-ринга для старшеклассников "Геральдика в России"

      Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся. ...

19 09 2023 12:38:51

Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"


    Урок по истории "Александр Невский: современные взгляды на политику великого князя"

      Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...

18 09 2023 7:37:15

Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"


    Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"

      Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....

17 09 2023 1:40:26

Конспект урока обществоведения в 10-м классе


    Конспект урока обществоведения в 10-м классе

      Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....

16 09 2023 4:44:22

Урок истории с использованием ИКТ по теме "Древнее Междуречье"


    Урок истории с использованием ИКТ по теме "Древнее Междуречье"

      Урок истории в 5-м классе с использованием ИКТ в форме презентации проводится как урок изучения нового материала и включает элементы проблемного обучения. Он построен на основе современных дидактических принципов: целеполагания, деятельности, субъектности. Занятие позволяет формировать такие компетенции у учащихся, как информационная, коммуникативная, организационная. ...

15 09 2023 7:36:13

Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"


    Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная"

      Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....

14 09 2023 20:59:24

Дуэль и русская культурная традиция: проблема чести и милосердия


    Дуэль и русская культурная традиция: проблема чести и милосердия

      Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....

13 09 2023 0:28:40

Урок истории в 5-м классе по теме: "Путешествие в Клио начинается! По странам Древнего Востока"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Путешествие в Клио начинается! По странам Древнего Востока"

      Цель урока – систематизировать знания учащихся по истории и культуре стран Древнего Востока, повысить интерес школьников к предмету. Путешествие в таинственный и загадочный мир древних цивилизаций проходит по станциям, на которых комaнды получают золотые и серебряные ключи от спрятанных "кладов" с сокровищами. ...

12 09 2023 0:21:54

Урок истории "Боги древнего Олимпа". 5--й класс


    Урок истории "Боги древнего Олимпа". 5--й класс

      Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....

11 09 2023 0:35:33

Урок истории России в 8-м классе по теме "Взгляды декабристов"


    Урок истории России в 8-м классе по теме "Взгляды декабристов"

      Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....

10 09 2023 4:25:47

Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"


    Конкурс методических разработок. Интегрированный урок истории и физической культуры на тему "Масленица: народные забавы"

      Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....

09 09 2023 0:51:11

Урок истории по теме "Ответ ровеснику из 1937 года". 9-й класс


    Урок истории по теме "Ответ ровеснику из 1937 года". 9-й класс

      В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....

08 09 2023 18:59:40

Урок-спектакль "Один день из жизни древнегреческих мудрецов". 5-й класс


    Урок-спектакль "Один день из жизни древнегреческих мудрецов". 5-й класс

      Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....

07 09 2023 5:13:11

Тематический вечер "История России и российских символов"


    Тематический вечер "История России и российских символов"

      Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....

06 09 2023 13:30:36

Первый властелин единого Китая


    Первый властелин единого Китая

      Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

05 09 2023 23:27:21

Урок истории по теме "Древний Восток. Свет древней цивилизации доходит до наших дней". 5-й класс


    Урок истории по теме "Древний Восток. Свет древней цивилизации доходит до наших дней". 5-й класс

      Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....

04 09 2023 23:53:28

Повторительно-обобщающий урок по теме "По страничкам истории Древнего Египта, Междуречья и Финикии"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "По страничкам истории Древнего Египта, Междуречья и Финикии"

      На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....

03 09 2023 11:31:14

Советское государство в 1920-х гг.: образование СССР


    Советское государство в 1920-х гг.: образование СССР

      Урок с элементами лабораторной работы. Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с документом. На основе анализа документального и учебного материала учащиеся хаpaктеризуют механизм объединения республик в единое государство: устанавливают, как и на каких основах образовался СССР, воссоздают историю образования СССР....

02 09 2023 2:28:15

Путешествие по Древней Греции. 5-й класс


    Путешествие по Древней Греции. 5-й класс

      Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....

01 09 2023 22:20:40

Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень


    Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень

      Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....

31 08 2023 2:52:11

Гусинское движение в Чехии. 6-й класс


    Гусинское движение в Чехии. 6-й класс

      Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....

30 08 2023 2:40:48

Повторительно-обобщающий урок по истории средних веков в 6-м классе "Арабо-мусульманский мир"


    Повторительно-обобщающий урок по истории средних веков в 6-м классе "Арабо-мусульманский мир"

      Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....

29 08 2023 18:53:55

Общественные движения в России начала XIX века


    Общественные движения в России начала XIX века

      На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....

28 08 2023 2:56:19

Семинар с элементами лабораторной работы в 8-м классе "Гражданская война в США и ее итоги"


    Семинар с элементами лабораторной работы в 8-м классе "Гражданская война в США и ее итоги"

      Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....

27 08 2023 22:14:34

Викторина "Эпоха Карла Великого"


    Викторина "Эпоха Карла Великого"

      Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....

26 08 2023 21:38:13

Образ царя в формировании системы представлений учащихся о государстве в старших классах на уроках истории Отечества


    Образ царя в формировании системы представлений учащихся о государстве в старших классах на уроках истории Отечества

      Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....

25 08 2023 14:40:45

Интегрированный урок "Первое поле ратной славы России"


    Интегрированный урок "Первое поле ратной славы России"

      Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....

24 08 2023 15:49:33

Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения


    Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения

      Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...

23 08 2023 13:41:55

Урок истории по теме "Вперед, сыны Эллады!" (греко-персидские войны 490-449 гг. до н.э.)


    Урок истории по теме "Вперед, сыны Эллады!" (греко-персидские войны 490-449 гг. до н.э.)

      Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками. ...

22 08 2023 6:35:44

"Первобытность. Жизнь первобытных людей"


    "Первобытность. Жизнь первобытных людей"

      Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу «Жизнь первобытных людей». ...

21 08 2023 20:11:26

Урок обществознания "Правовой статус несовершеннолетнего. Конвенция о правах ребенка"


    Урок обществознания "Правовой статус несовершеннолетнего. Конвенция о правах ребенка"

      Урок обществознания в 7-м классе призван обеспечить усвоение учащимися того, что детство является предметом особой заботы и защиты государства и мирового сообщества; добиться понимания того, что основным документом, содержащим нормы международного права по защите детей, является Конвенция о правах ребенка. Проводился в рамках предметной недели правовых знаний....

20 08 2023 0:26:19

"Н.С. Хрущев: исторический портрет на фоне эпохи"


    "Н.С. Хрущев: исторический портрет на фоне эпохи"

      Урок-дискуссия ‒ форма занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается интерес к истории. Именно такая форма урока развивает информационную, коммуникативную, а также рефлексивную компетентности для более глубокого усвоения материала....

19 08 2023 3:47:34

Путешествие по Cредневековью


    Путешествие по Cредневековью

      Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в комaнде, анализировать допущенные ошибки. ...

18 08 2023 14:16:10

Урок-игра "Преобразования в области культуры, науки и быта в эпоху Петра I"


    Урок-игра "Преобразования в области культуры, науки и быта в эпоху Петра I"

      Урок истории с использованием игровых ситуаций. На уроке раскрываются вопросы о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь. ...

17 08 2023 12:38:27

Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"


    Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"

      Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....

16 08 2023 6:38:50

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция: по следам истории"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция: по следам истории"

      Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....

15 08 2023 9:57:10

Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"


    Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"

      Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет. ...

14 08 2023 19:17:36

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид"

Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.