Религия восточных славян. 10-й класс
Цель: продолжить знакомство учащихся с жизнью восточных славян, углубить знания о религии восточных славян, пантеоне богов, языческих праздниках.
Задачи:
- охаpaктеризовать главные особенности верований восточных славян;
- содействовать воспитанию уважения к истории России;
- способствовать формированию у школьников эмоционально-личностного отношения к сокровищам мировой истории и культуры;
- способствовать появлению интереса к получению новых знаний через использование дополнительных источников (энциклопедий, художественной литературы, документов).
Тип урока: изучение нового материала
Основные понятия: язычество, пантеон богов, политеизм, капище, волхвы.
Оборудование на урок: компьютер, проектор, учебник под редакцией А.Н.Сахарова “История России с древнейших времён до конца XVI века”, документы:
- Соловьёв С.М. “Сочинения” в 18-ти томах. М.1988–1991 г.т.1, кн.1, с.108–109 “Язычество славян”.
- Карамзин Н.М.из “Истории государства Российского”. – М.: Книга, 1988. Том 1.
Опережающее задание: подготовить небольшое сообщение о известных православных праздниках и обычаях, которые связаны с ними, но имеют языческое происхождение (Иванов день – Купальный день, день Ильи Пророка, Спас – Медовый, Яблочный, Ореховый), образы и обряды древнейших славянских праздников – масленицы, Нового года, святочного цикла.
План работы:
- Русское язычество
- Княжеский пантеон богов
- Причины провала языческой реформы князя Владимира
- Закрепление нового материала на уроке
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Знакомство учеников с темой урока, целями и задачами изучения нового материала.
Вера древних народов, населявших огромные территории в восточной Европе – славян, - была языческой. Единых для всего славянского мира представлений о богах не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, не были едины и в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями. Каждое славянское племя молилось своим богам. Славяне- язычники поклонялись стихиям, приносили жертвы божествам, населяющим всё вокруг.
Вопрос классу: Что такое язычество?
Запись в тетрадь: “Язычество (от церковнославянского “языцы” – народы, иноземцы ) – обозначение нехристианских политеистических религий.
Политеизм – многобожие.
ЯЗЫЧЕСТВО |
||
Поклонение явлениям природы |
Земледельческие |
Культы |
Язычество предполагает циклический взгляд на мир: лето – осень – зима – весна. Душа переходит из одного тела в другое. Природа вечна. Душа человека – вечна. Мир населён духами.
Вниманию учащихся предлагается таблица со значением основных языческих богов древних славян:
Основные славянские божества (в сравнении с другими)
Название богов |
Значение |
Древнегреческий аналог |
Древнеримский аналог |
Сварог | Бог Неба | Уран, Гера | Юнона |
Дажьбог | Бог Солнца | Гелиос | Соль |
Стрибог | Бог Ветра | Борей, Нот, Зефир | |
Перун | Бог Грома, молнии | Зевс, Арес | Юпитер, Марс |
Велес | Бог скота | Артемида, Пан | Диана, Меркурий |
Ярило | Бог весны (Солнца) | ||
Купала | Богиня Лета | ||
Мокошь | Мать Сыра Земля | Гестия | Веста |
Главное отличие славянского язычества от античного или скандинавского: по славянским представлениям, ни один бог не являлся главным среди других, повелителем богов, как Зевс или Юпитер.
Сегодня мы познакомимся с пантеоном славянских богов. Слово “пантеон” в данном случае означает – список славянских богов.
Презентация
Работа со слайдами: хаpaктеристикой и иллюстрациями славянских богов.
Слайд 1–2 Введение
Слайд 3 Перун – бог грома и молнии
Слайд 4. Род – бог отец
Слайд 5. Стрибог – бог ветра, бури и войны
Слайд 6. Солнечные божества – Даждьбог и
Семаргл
Слайд 7 Макошь – мать сыра земля
Слайд 8. Велес – бог всей Руси
Слайд 9. Низшие божества – леший и водяной
Слайд 10. Покровители дома – домовой и банник
Слайд 11. Мифологические герои
Сообщения учащихся о богах и низших божествах. (Приложение 1) .
Работа с документами (на партах лежат ксерокопии документов) (Приложение 2)
Задание классу: в рабочей тетради с помощью аргументов и фактов докажите, что верования славян были языческими. Ответ оформите в виде таблицы.
Признаки язычества | Верования восточных славян |
1. Основаны на первобытных мифах | Миф о загробном мире |
2. Вера во множество богов и духов | Боги небесного, земного и подземного мира |
3. Боги олицетворяют силы природы | В небесном мире – Дажьбог – солнечное
божество, Хорс – Солнце, Сварожич – Огонь, Перун
– Молния В Земном мире: лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые. |
4. Боги олицетворяют человеческие занятия | Сварожич – кузнечное дело, Перун – война, Рожаницы – землепашество. |
Вопрос классу: Почему восточные славяне не взошли на ступень цивилизации одновременно с южными славянами?
Выводы записать в тетради
- Восточные славяне оставались язычниками, т.к. жили вдали от регионов распространения мировых религий.
- Восточные славяне заселили не цивилизованные территории, а земли первобытных племён.
- Только в южной части восточнославянского мира были благоприятные условия перехода к земледелию – основы перехода к цивилизации.
- Только в ix веке в землях восточных славян стали проявляться черты, разрушающие родоплеменной первобытный строй.
Система культов славян-язычников
Издревле местом молений были горы, особенно “лысые”, т.е. с беслесной вершиной .На вершине холма находилось капище – место, где стоял капь – идол. Вокруг капища шёл подковообразный вал, на вершине которого горели крады – священные костры. Второй вал был внешней границей святилища. Прострaнcтво между двумя валами носило название требище – там “потрeбляли”, т.е. ели жертвенную пищу.
Языческие жрецы – волхвы – совершали обряды в святилищах, изготавливали идолов и священные предметы; используя магические заклинания, они просили богов об обильном урожае.
Языческая реформа князя Владимира.
Сразу после прихода к власти в Киеве Владимир предпринял попытку языческой реформы, повелев поставить рядом со своим дворцом идолов шести божеств, составивших государственный пантеон. Этими “главными”, по мнению великого князя, богами стали Перун, Дажьбог, Стрибог, Хорс(солнечный конь ), Мокошь и Симаргл (значение неизвестно ).
Главным стал считаться Перун – голову статуи покрыли серебряной краской, а усы – позолотой. Киевляне приносили жертвы тем идолам, называя их своими богами, даже закалывали своих сыновей и дочерей перед истуканами.
Однако попытка реформировать язычество не удалась: народ не мог привыкнуть к новым ролям старых богов, а в пределы Киевской Руси всё шире проникала монотеистическая вера соседних народов.
Закрепление изученного материала.
- Викторина о язычестве. (Приложение 3)
- Магический круг – найти имена богов (лист с заданием у каждого на столе) (Приложение 4)
- Кроссворд (Приложение 5)
- Тестовые задания (Приложение 6)
Подведение итогов урока:
Какие выводы о занятиях восточных славян, их общественном строе можно сделать, зная их религиозные верования?
Домашнее задание:
- Учебник 3, подготовить сообщения: что из язычества сохранилось сегодня в виде суеверий, обычаев, традиций? О чём это говорит?
- Творческое задание – написать стихи о язычестве или сделать рисунки.
Литература к уроку.
- Бухарева Н.Ю. История России с древнейших времён до конца xvi века. дидактические материалы (контрольные задания, тесты, кроссворды) Волгоград 2009 .
- Блохин В.Ф. История России. Древняя Русь в vi- xii веках. Дидактические материалы, пpaктические советы. Брянск 2003.
- Дорожкина Н.И. Современный урок истории. – М., 2009.
- Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России с древнейших времён. Рабочая тетрадь. – М., 2009 .
- Ерёменко М.В. Славянские боги. – М., 2009.
- Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 1988. 1 т.
- Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Тестовые задания по истории России. – М., 2008.
- Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М., 2004.
- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. – М., 2008.
- Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. С – П.2008.
- Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по xvi век. – М., 2002.
- Соловьёв С.М. Сочинения в 18 книгах. – М., 1988–1991. Книга 1
- Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России. – М., 2002.
- Словарь славянской мифологии. – М., 2010.
Итоги:
- доступ к разработке урока самой широкой аудитории;
- учителей – в целях обмена опытом;
- учащихся – для проверки своих знаний;
- для тех, кто хочет расширить кругозор;
- возможность обновления и дополнения новым материалом по истории язычества Руси.
Методическая разработка основана на исследовательской и проектной видах деятельности, содержит в качестве приложений две презентации. Разработка открывает широкое поле деятельности для творчески работающих учителей, т.к. позволяет использовать краеведческий материал в рамках Отечественной истории....
18 03 2024 3:46:17
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
17 03 2024 10:10:21
Урок по теме "Рождение Американского государства". Данный материал позволяет показать способы колонизации Северной Америки, проблемы первых переселенцев. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы....
16 03 2024 17:24:21
В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....
15 03 2024 23:10:57
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
14 03 2024 12:26:53
Цель работы: сбор материала о выпускниках Юрьевской школы, участниках боевых событий в Афганистане, сохранение его в памяти молодого поколения как части истории родного края, так и истории своего Отечества. Материал знакомит с разными периодами Афганской войны, рассказывает о жизненных периодах, службе в Афганистане воинов-интернационалистов - братьев Холиных Александра Васильевича и Михаила Васильевича. Статья содержит материал о жизни братьев Холиных, об их службе в Афганистане....
13 03 2024 19:12:54
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины. ...
12 03 2024 23:40:47
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
11 03 2024 8:55:35
Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме "Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....
10 03 2024 12:21:26
Цели мероприятия: познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками; научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин; воспитать, привить чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории. Данное мероприятие можно проводить в форме игры как в одном отдельно взятом классе, так и среди комaнд 8–11-х классов....
09 03 2024 3:12:15
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация. ...
08 03 2024 9:56:45
Рабочая программа по истории Отечества для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. В данной рабочей программе приведены примеры структурных компонентов, кроме календарно-тематического планирования....
07 03 2024 1:35:55
Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....
06 03 2024 1:29:38
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
05 03 2024 0:31:34
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
04 03 2024 14:53:49
Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....
03 03 2024 21:39:54
Цель урока: совершенствование у учащихся приемов работы с текстом. Урок начинается с показа учащимися на карте государств, расположенных в Западной Азии. Учитель зачитывает описание персов, написанное Геродотом, а ученики формулируют тему урока «Персидская держава «царя царей». Далее составляются вопросы к теме урока. Учитель предлагает составить вопросы по изучаемой теме и самый интересный выбрать на домашнее задание....
02 03 2024 16:36:26
Изучая в 3-х и 4-х классах предмет "Введение в историю", мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. На основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села. ...
01 03 2024 16:23:19
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
29 02 2024 4:10:34
На уроке изучаются события лета 1942 – зимы 1943 года на Кавказе. Особое внимание уделяется изучению материала регионального компонента. Конкретизируются события 1942 г. в станице Курской. Материалы об оккупации станицы представлены в сообщениях учащихся и в презентации. Урок воспитывает чувство гордости и уважения к станичникам, пережившим фашистскую оккупацию. ...
28 02 2024 12:29:50
В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....
27 02 2024 6:15:55
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
26 02 2024 16:14:40
Урок знакомит учащихся с историей создания Дрезденской картинной галереи, с историей поисков и спасением Советской армией шедевров картинной галереи. Сражаясь за города европейских стран, наши солдаты сражались за культуру этих народов, за ее спасение. Восставшие из пепла города, сохраненные для будущих поколений музеи стоят ныне как памятники нашей Победы. Для проведения данного урока учащимся дается задание подготовить сообщение о шедеврах Дрезденской галереи и о спасении картин в 1945 году....
25 02 2024 18:22:30
Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....
24 02 2024 20:27:33
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
23 02 2024 21:59:35
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
22 02 2024 7:40:20
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
21 02 2024 12:32:22
Урок-презентация, показывающий Отечественную войну 1812 года как одно из ярчайших событий в истории России. Ученики знакомятся с легендарными русскими полководцами и военачальниками, лидерами французской армии....
20 02 2024 14:53:50
Цели: познакомить учащихся с участниками Великой Отечественной войны, жителями села Мостовское; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой родины; способствовать патриотическому воспитанию учащихся....
19 02 2024 11:26:21
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
18 02 2024 18:38:40
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
17 02 2024 8:24:35
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
16 02 2024 1:17:15
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание. ...
15 02 2024 5:31:57
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
14 02 2024 4:36:34
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
13 02 2024 5:29:11
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
12 02 2024 19:46:11
Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....
11 02 2024 16:19:19
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. ...
10 02 2024 14:56:39
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
09 02 2024 19:22:57
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа. ...
08 02 2024 2:54:41
На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме. ...
07 02 2024 4:49:41
Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности....
06 02 2024 1:25:39
Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....
05 02 2024 7:25:47
На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....
04 02 2024 9:53:23
Данный урок в первую очередь расширяет кругозор учащихся в области истории, экономики и информационных технологий. Он адаптирует ученика к успешному развитию в социуме. Проект позволяет развивать мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки....
03 02 2024 17:16:45
Урок «Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы «Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....
02 02 2024 12:24:30
Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....
01 02 2024 15:57:35
Урок разработан в соответствие современными требованиями ФГОС ООО. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....
31 01 2024 21:16:11
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
30 01 2024 20:27:51
Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....
29 01 2024 8:27:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::