Урок обществознания по теме: "Ценности. Мотивы. Предпочтения". "Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим". 10-й класс
Цели урока:
Обучающие: раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм
Развивающие:
- самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- исследование реальных связей и зависимостей
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников,
Воспитывающие: воспитание гражданственности, приверженности гуманистическим ценностям
Проблемное задание: Продолжите фразу: ЕСТЬ НА СВЕТЕ КОЕ-ЧТО, ЧТО ВАЖНЕЕ МИРА:
Ход урока
1 этап урока - организационный момент - распределение по группам.
- исследователи
- критики
- аналитики
2 этап - ввести основные понятия урока.
Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
ПРЕДПОЧТЕ?НИЕ, Действие по гл. предпочесть-предпочитать; признание чьего-нибудь преимущества перед кем-нибудь.
Преимущественное внимание, уважение, одобрение кому-чему-нибудь сравнительно с кем-чем-нибудь. Отдать, оказать предпочтение кому-чему-нибудь
Ценность -
любой "объект" (в том числе и идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстpaктные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценностях как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры. Конечные предпочтения следует считать базовыми или "верховными" (Ницше) ценностями, поскольку все внешние предпочтения так или иначе сводятся к внутренним, а внутренние - к конечным предпочтениям2010 г. Для всего мира юбилейный. Отмечается 65 лет победы над фашизмом, поэтому, сегодня на уроке мы попытаемся соотнести основные понятия изучаемой темы с этим важным событием.
3 этап: распределение заданий по группам.
Задание исследователям:
-провести социологический опросы: - приоритетные ценности присутствующих
-как вы понимаете фразу "цена победы"
Конечная цель: создание веб-статьи "Ценности современной молодежи"
Задания аналитикам и критикам: с разных позиций проанализировать данные СМИ:
46, 5% - столичных школьников стремиться жить только для себя
25, 5% - посвятить жизнь людям
Применить основные понятия урока для оценки статистических данных
Приложение №1 Презентация к уроку
4 этап: заслушать результаты работы исследователей
Обозначены проблемы
- личные
- общественные
- государственные
Анализ проблемы: Как соотнести "личное" и "государственное" применительно к понятию "предпочтения современной молодежи" ?
Выходим на мнение: стремление государства культивировать через социальные институты идею формирования и развития патриотических ценностей в обществе.
5 этап: работа с источниками "Понятие "патриотизм" с позиции Восточной и Западной цивилизации"
Страсть к многообразию.
Американцы не без гордости заявляют, что их "сила - в многообразии" и в постоянных испытаниях. Законодательная инициатива и участие в общественных делах обеспечили равенство всем гражданам Америки, независимо от расовой и этнической принадлежности, от убеждений, пола, ceкcуальной ориентации и состояния здоровья. Развитие может происходить медленно, но признаком совершенствующихся общественных установок неизменно служит все возрастающее уважение к различным меньшинствам, более широкое распространение многоязычной символики и служб, а также коллективная инициатива по привнесению разнообразия на рабочих местах.
Благодаря конструктивным - продуктивным инициативам, позволившим предпринимателям и учебным заведениям нанимать на работу и давать образование представителям разных меньшинств, было покончено со многими проявлениями социальной несправедливости. Впрочем, кое-кто полагает, что это привело к "обратной дискриминации". Однако, несмотря ни на что, стремление к идеалу равных возможнoстей по-прежнему вдохновляет американцев на то, чтобы покончить с еще существующими проявлениями экономического неравенства и дискриминации
Время - деньги.
Мания контролировать все и вся касается и времени. Время - деньги, а значит, им вполне можно управлять, его можно точно так же тратить, лишь бы не впустyю. Адвокатские конторы ведут счет на минуты, телефонные компании - на секунды, а местные телеканалы новостей кичатся тем, что за одну минуту могут объять весь мир. "Отсчет часов" говорит не столько о пунктуальности, сколько о собранности ради наиболее эффективного использования времени. Сегодня у американцев излюбленные игрушки, из разряда новомодных, - высокоточные персональные цифровые секретари (ПЦС); даже у самого ярого противника новшеств имеется настольный электронный календарь. Для тех, кому вечно не хватает времени, существyют специальные книги и пособия - как научиться использовать это самое время с толком. Ну а что делать с сэкономленным временем? Разумеется - чем-нибудь занять. Как гласит пословица, "хочешь сделать дело - поручи его самому занятому". Что страшнее самого жуткогo кошмара для человека, чья жизнь расписана по минутам? Конечно - простой, нежданная проволочка, оттого что, к примеру, "завис" лэптоп или заблокирован сотовый телефон, когда приходится заниматься не Бог весть чем и совершать величайшее святотатство - "убивать
Патриотизм по-американски.
После Войны за независимость история Америки не знала столь же бурных потрясений, и американцам так и не представилось случая вновь объединиться в борьбе за правое дело, как оно было, когда они сражались против англичан. А между тем чувство национального самосознания и единства нуждалось в закалке. И тогда самыми яркими символами американского патриотизма стали Конституция и флаг США.
Первое, что бросается в глаза приезжающим в Америку, - то, что американский флаг маячит везде и всюду. Он развевается не только над государственными учреждениями, но и украшает лужайки перед частными домами. Национальный гимн тоже связан с историей флага, который развевался всю ночь напролет, покуда англичане обстреливали Форт-Макгeнри в 1812 году; он олицетворяет силу духа американцев. Перед флагом американские школьники клянутся в верности родине, а когда играет национальный гимн, все американцы, от мала до велика, встают и прикладывают руку к сердцу.
Пожалуй, ни в одной другой стране нет столько песен, пронизанных патриотическим духом, - таких, например, как "Как ты прекрасна, Америка!", "Да благословит Бог Америку" или "Ты - Великого флага воплощенье". Даже на Вудстокском рок-фестивале протеста, в 1969 году, Джими Хендрикс исполнил свою - электро-гитарную версию американского национального гимна.
А как приезжим людям должно относиться к увлечению американцев украшать себя патриотической символикой буквально с головы до пят? Лучше всего - сделать то же самое, отбросив ложный цинизм и тем самым проявив уважение к историческим и культурным ценностям, на которых у американцев, собственно, и зиждется глубокое чувство национальной гордости
Двадцать восьмого февраля 1936 года, на третий день известных событий, поручик гвардейского трaнcпортного батальона Синдзи Такэяма, потрясенный известием о том, что его ближайшие друзья оказались в числе заговорщиков, не в силах смириться с приказом о подавлении мятежа, в одной из комнат своего особняка (дом шесть на улице Аоба, район Ёцуя) сделал хаpaкири собственной саблей; его супруга Рэйко последовала примеру любимого мужа и тоже лишила себя жизни. В прощальной записке поручика была всего одна фраза: "Да здравствует императорская армия!" Жена тоже оставила письмо, в котором приносила извинения родителям за то, что уходит из жизни раньше их, и заканчивала словами: "Настал день, к которому должна быть готова жена офицера". Последние минуты жизни мужественной пары были таковы, что дрогнуло бы даже самое каменное сердце. Поручику исполнился тридцать один год, Рэйко - двадцать три. Со дня их свадьбы не прошло и полугода.
Те, кто присутствовал на бpaкосочетании или хотя бы видел свадебную фотографию, в один голос восхищались красотой молодой пары. Поручик, затянутый в парадный мундир, стоял подле невесты, горделиво расправив плечи, правая рука на эфесе сабли, в левой - фуражка. Лицо сурово, широко раскрытые глаза горят молодой отвагой и прямотой. А очарование невесты, одетой в белоснежное свадебное кимоно, просто не поддавалось описанию. Плавный изгиб бровей, большие глаза, тонкий нос, полные губы во всех этих чертах неповторимо сочетались чувственность и благородство. Из рукава кимоно целомудренно выглядывала кисть руки, державшей веер; изящно расставленные пальцы напоминали нежные лепестки луноцвета.
После того как супруги покончили с собой, люди, глядя на памятную фотографию, вздыхали и говорили, что такие идеальные, на первый взгляд, союзы всегда приносят несчастье. Казалось, что молодые, застывшие у золотой лаковой ширмы, видят своими ясными глазами лик скорой cмepти.
Советский патриотизм и массовый героизм.
Великая Отечественная война показала, какая поистине безграничная мошь таится в народных массах, если они ведут священную борьбу за свое Отечество. В годы войны патриотизм стал массовым, стал нормой поведения советских воинов. Об этом свидетельствуют следующие факты.
1. Родина высоко оценила самоотверженность воинов. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, орденами и медалями были награждены свыше 7 млн. человек.
Более 11,6 тысячи человек были удостоены звания Героя Советского Союза - высшей степени боевого отличия, свыше 100 из них получили это звание дважды, а Г. Жуков, И. Кожедуб и А. Покрышкин - трижды.
2. Массовый героизм проявили представители всех видов Вооруженных Сил и родов войск.
В Сухопутных войсках звания Героя Советского
Союза были удостоены 8447 человек.
Немало подвигов совершили в воздушных боях
воины-авиаторы. 2332 человека из них стали Героями
Советского Союза.
Важный вклад в победу внес Военно-Морской Флот. В боях на морских просторах и на земле проявились лучшие качества советских моряков - патриотизм, воинская доблесть, беспримерная отвага, героизм. За подвиги, совершенные в период Великой Отечественной войны, 513 моряков стали Героями Советского Союза.
3. Ярким примером массового героизма в годы Великой Отечественной войны являются коллективные подвиги.
Например, 29 января 1942 г. в одном из боев в районе Новгорода сразу из трех вражеских дзотов ударили пулеметы. Взвод 299-го стрелкового полка попал в огневой мешок. Ближе всех к дзотам были сержант И. Герасименко, рядовые А. Красилов и Л. Черемнов, которые понимали, что врагу потребуется всего несколько минут, чтобы уничтожить взвод. Не сговариваясь, они бросились на амбразуры дзотов. Пулеметы замолчали, взвод продолжил наступление. За период Великой Отечественной войны было совершено 8 аналогичных групповых подвигов.
4. В годы Великой Отечественной войны хаpaктерным было и осознанное самопожертвование советских воинов. Поэтому у таких героев было много последователей, героев-побратимов.
Так, подвиг Александра Матросова, закрывшего амбразуру вражеского дзота своим телом 23 февраля 1943 г., повторили более 400 воинов. А первым такой подвиг совершил А. Панкратов, младший политрук танковой роты 24 августа 1941 г. в бою за населенный пункт Спасс-Нередица близ Новгорода.
Подвиги и самопожертвования совершались не только на земле, но и в воздухе, и на море. Уже в первый день Великой Отечественной войны 20 наших летчиков совершили воздушные тараны против немецких самолетов, вторгшихся в воздушное прострaнcтво страны. Среди них были старший лейтенант И. Иванов, младший лейтенант Л. Бутелин, лейтенант П. Рябцев, лейтенант С. Гудимов и другие.
Таран - оружие героев. Он был вызван не отчаянием, не случайным столкновением в бою. Это сознательный, глубоко продуманный акт самоотверженности и бесстрашия, проявление беспредельной храбрости с отточенным воинским мастерством, дерзкий натиск с точным расчетом и выдержкой. Трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин считал, что "таранный удар был оружием смелых, мастерски владевших самолетом советских летчиков. Таран требовал виртуозного владения машиной, исключительной выдержки, железных нервов, огромного душевного порыва".
За годы Великой Отечественной войны было произведено более 600 воздушных таранов, в основном летчиками истребителей, но их применяли также экипажи штурмовиков и бомбардировщиков.
Были и наземные огненные тараны наших отважных летчиков. Наиболее известный из них подвиг экипажа бомбардировщика во главе с капитаном Н. Гастелло. Этот экипаж 26 июня 1941 г. направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков, автомашин и бензоцистерн. Экипаж погиб, но противник понес тяжелые потери. С началом Великой Отечественной войны таран наземных целей использовался советскими летчиками более 500 раз.
В годы войны было совершенно также свыше 60 танковых таранов, и 14 раз комaндиры бронекатеров таранили немецкие подводные лодки, самоходные баржи с живой силой и техникой врага.
5. Массовый героизм проявляли не только отдельные воины или группы храбрецов, но и целые части и соединения. По этому поводу Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза В. Чуйков писал: "Мне, участнику многих сражений на фронтах Великой Отечественной войны, довелось пережить немало трудных, порой невыносимо тяжелых дней. Но самое сильное, что осталось в памяти от тех испытаний, - это чувство гордости за героизм наших воинов. Защищая священные рубежи на берегах Волги, или штурмуя вражеские укрепления на всем многотрудном пути от Волги до Берлина, они буквально не знали стpaxa в бою. Целыми полками, дивизиями шли под огонь и, действуя решительно, используя врученную им боевую технику на полную мощь, выходили победителями. Ни вода, ни огонь, ни ливни свинца, ни вихри рваною железа, что били им в лицо на каждом шагу, ни зной, ни холод в обледеневших окопах - ничто не мешало им драться за свободу и честь любимой Родины с отдачей всех сил".
В годы войны за успешные боевые действия было
произведено 10900 награждений частей, кораблей и
соединений, 17 армий и свыше 500 соединений и частей
преобразованы в гвардейские. Многие соединения и
части удостоены почетных наименований.
В честь массового подвига советских людей
некоторые города удостоены высокого звания
"Город-герой". В стране есть такие села, которые
славятся целым созвездием Героев Советского
Союза. Например, село Шипуново Алтайского края
является родиной 16 кавалеров Золотой Звезды.
В России много школ, профессионально-технических училищ, выпускники которых неоднократно удостаивались высшего отличия Родины. Так, восемь выпускников Вольской школы № 1 в годы войны удостоились звания Героя Советского Союза, в том числе и легендарный летчик младший лейтенант В. Талалихин. Семерых героев воспитала 47-я пермская средняя школа.
Немало будущих героев прошли обучение в военных училищах и академиях. Можно с уверенностью сказать, что каждая армия, корпус, дивизия, многие полки и батальоны вырастили Героев Советского Союза. Следовать их примеру, продолжать боевые традиции отцов и дедов - долг и важнейшая задача нынешнего поколения российских воинов.
Немало строк в летопись героизма вписали, как было уже отмечено, советские воины в годы Великой Отечественной войны. Это бесценное духовное достояние нашего народа, которое со временем не утрачивает своего значения. Это достояние всегда способно затронуть самые сокровенные струны души человека, вдохновить его на подвиг как в мирной жизни, так и в бою.
Результат деятельности: мини- статья "Патриотизм в условиях становления глобальной цивилизации".
Результат деятельности: мини- статья "Патриотизм в условиях глобализм"
Данные передаются исследователям для оформления Статьи в виртуальном журнале
6 этап. Итак, в результате сегодняшнего урока мы выяснили , что идея гражданственности, патриотизма являются приоритетными в любом цивилизованном государстве.
Однако, в процессе социологического опроса, мы выяснили, что в обществе существуют и другие ценности.
В одном из блогов в интернете была выложена цитата с предложением обсуждения ее смысла.
Выход на проблему урока "ЕСТЬ НА СВЕТЕ КОЕ-ЧТО, ЧТО ВАЖНЕЕ МИРА!"
Группам аналитиков и критиков предлагается высказать свою точку зрения на данную проблему.
Вывод к уроку учащиеся формулируют самостоятельно.
Список источников:
- http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1010
- http://www.washprofile.org/ru
- http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oроrn_konspekt/2005/2005-03-1.html
- http://www.pobediteli.ru/index.html
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
22 05 2025 15:27:53
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
21 05 2025 17:56:32
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования.
...
20 05 2025 23:19:44
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
19 05 2025 12:55:47
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
18 05 2025 21:18:30
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии.
...
17 05 2025 8:29:36
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы.
...
16 05 2025 16:54:59
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями.
...
15 05 2025 4:33:46
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету.
...
14 05 2025 23:11:56
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории.
...
13 05 2025 4:52:43
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв".
...
12 05 2025 18:20:35
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки.
...
11 05 2025 22:22:33
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа".
Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения.
...
10 05 2025 23:37:14
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.
...
09 05 2025 2:43:29
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий:
шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся.
...
08 05 2025 21:41:16
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах.
...
07 05 2025 6:39:28
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
06 05 2025 22:18:36
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
05 05 2025 19:11:25
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся.
...
04 05 2025 12:30:10
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея.
...
03 05 2025 16:29:25
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века.
Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
02 05 2025 15:38:44
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.
...
01 05 2025 16:32:36
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля;
разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении;
объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения.
...
30 04 2025 17:59:49
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий.
...
29 04 2025 12:17:48
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края.
...
28 04 2025 2:25:49
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий.
Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету.
Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003).
...
27 04 2025 7:59:40
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
26 04 2025 23:58:17
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса.
...
25 04 2025 8:34:18
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
24 04 2025 8:12:24
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества.
...
23 04 2025 4:24:59
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа.
...
22 04 2025 23:27:41
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем.
Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
21 04 2025 23:12:28
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края.
Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности.
...
20 04 2025 10:47:21
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы.
...
19 04 2025 21:26:56
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв.
...
18 04 2025 21:55:19
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями.
...
17 04 2025 14:44:28
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.
Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан.
Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы.
...
16 04 2025 8:17:47
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться.
Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель.
Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству.
...
15 04 2025 9:19:52
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др.
На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25.
...
14 04 2025 19:23:29
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
13 04 2025 18:13:33
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины.
...
12 04 2025 13:55:24
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
11 04 2025 9:13:28
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
10 04 2025 23:46:50
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
09 04 2025 23:36:18
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне.
Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения.
...
08 04 2025 7:21:21
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов.
В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения.
Именно это является моей методической проблемой.
Что значит – формировать общечеловеческие ценности?
А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины.
Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его.
На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора,
честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий.
...
07 04 2025 8:42:14
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника.
...
06 04 2025 1:52:29
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам.
...
05 04 2025 10:24:40
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности.
...
04 04 2025 1:11:48
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой.
...
03 04 2025 1:15:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::