Город, носящий имя Святого > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Город, носящий имя Святого


    Город, носящий имя Святого

История всей большой нашей страны, всех её уголков, всех наций изучается и преподносится в школьном образовании, как история центра страны, как история основных исторических персонажей. Но история всей большой страны все, же складывалась как история суммы небольших частей. Вот и изучать её нужно соответственно: не только как изучение центра и основных событий, а как отдельных народов и отдельных регионов.

Трудно, изучая историю только центра страны, почувствовать причастность к местной истории, к местному наследию, трудно стать её патриотом, трудиться ради её процветания, особенно современному школьнику. Когда знаешь, как жили и трудились на твоей земле твои предки, знаешь, что они чувствовали, как страдали и радовались, как воспринимали успех, и как переживали горе, тогда и появится чувство сопричастности к местному материальному и духовному наследию, забота о его сохранении и приумножении. Вот почему так важно, чтобы патриотическое и гражданское воспитание юного гражданина Отечества начиналось с изучения социо-культурной среды своего города. Общепризнано, что социо-культурная среда города активно влияет на каждого своего жителя через внешний облик города, традиции, хаpaктер отношений и общения. Однако это влияние требует целенаправленного накопления, развития, закрепления: человек, живущий в этой среде, должен осознавать культурное богатство города, вносить свой вклад в сохранение и развитие культурного наследия через соответствующее отношение к нему и пpaктическую повседневную деятельность. Вследствие этого важную роль приобретает именно школьное краеведение, ведущей идеей которого является целенаправленная подготовка юных прокопчан к осознанному включению в культурную и духовную жизнь города и региона, к пониманию своей сопричастности с природой и социокультурой Прокопьевска и области; приобщение их к ценностно-ориентированной деятельности, формирование у них опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к своему городу, краю и друг другу. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Сейчас, как никогда, наши дети нуждаются в нравственных ориентирах, взращённых на родной почве, являющимися в то же время частью большой Родины. “К патриотизму нельзя только призывать, его нужно воспитывать…” – справедливо отмечал академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Поэтому в нашей школе разработаны курсы по краеведению. Одно из занятий курса мной представлено вашему вниманию. Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живущих несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, пожелайте успешной работы на занятии. А теперь все посмотрите на меня, и мысленно обменяемся добрыми пожеланиями для успешной работы на занятии. Спасибо. Садитесь.

2. Мотивация.

– Тема нашего занятия – “Город, носящий имя святого”. Можете ли вы назвать города, в наименовании которых есть имена святых? (Ответы детей.) Как думаете, о каком городе пойдёт речь на нашем занятии?

3. Постановка цели и задач занятия.

4. Основная часть занятия.

Работа в группах.

– Итак, начнём наше занятие. Задание № 1: прочтите его на слайде и выполните. (Работа детей с документальными источниками, составление презентаций.)

Защита презентаций детьми.

– Что объединяет ваши презентации? Что было в них общего? (Ответы детей.) С чего началось освоение Кузнецкого края?

Рассказ учителя о Христорождественском монастыре:

– В 33 верстах от Кузнецкого острога был основан Христорождественский монастырь, в котором поселились 40 монахов среднего возраста. Первая проблема, с которой они столкнулись, – им нечего было есть. И они обратились к царю Алексею Михайловичу с просьбой разрешить им прирезать земли. Рядом, на свободных землях, селились переселенцы из Центральной России, которые имели деньги для покупки разрешения у воеводы права на поселение. Вспомните документ и ответьте на вопрос: как назывались такие поселения? Жизнь поселенцев заимок тесно была связана с Христорождественским монастырём: они молились в церкви монастыря, участвовали в православных Таинствах. Но жители заимок не разрешали селиться рядом с ними бедным беглым крестьянам, и те селились на монастырских землях сначала с разрешения монахов, а затем и самовольно. Так возникла деревня Монастырская. (Учитель крепит к доске табличку с наименованием деревни.)

А заимки расстраивались за счёт постройки домов детям и внукам. Поселение в конечном итоге выросло. Подумайте, можно ли его назвать селом?(Ответы детей.) Откройте словари и найдите определение слова село. Какие признаки села указаны в словарной статье?

Работа детей с толковым словарём.

– Так чего же нам не хватает на схеме? (Ответы детей. Учитель крепит на доску изображение церкви.)

– А как она называлась? Вспомните документ. Почему такое название? (Ответы детей.) Село стало называться Прокопьевским, по имени Прокопьевского прихода. (Учитель крепит к доске табличку с наименованием села.)

– Кто же такой святой Прокопий, именем которого названы церковь и село?

Мультимедийная презентация о святом Прокопии, сопровождаемая словесным комментарием учителя.

– В середине XIII века очень богатый, молодой, необыкновенной красоты немецкий купец католического вероисповедания прибыл в Великий Новгород, о котором он много слышал и мечтал увидеть. Его потрясли белостенные храмы Новгорода с золотыми куполами в лазоревом небе, полумpaк помещений, освещённый мерцанием восковых свечей, стройное, хватающее за душу церковное пение. Решение пришло само: вернувшись на корабль, Прокопий отписал капитану и его комaнде оставшееся имущество, а утором раздал деньги нуждающимся новгородца, принял православие и вступил в новгородскую обитель иноком.

Но в обитель стали приходить любопытствующие, чтобы посмотреть на чудака. Их речи смущали Прокопия. И, избегая известности, он тайком ушёл из обители. Путь его лежал на восток. Он был труден и опасен. Ему приходилось переплывать бурлящие реки, вязнуть в болотах, пробираться сквозь чащу тайги. Однажды уставший Прокопий присел на пень, чтобы отдохнуть и перекусить милостыней. Он бережно развернул тряпицу с ломтем хлеба, но тут из чащи вышла волчица. Взгляд её был настолько выразительным. А сама она выглядела измученной и истерзанной, что Прокопий протянул ей ломоть. Волчица схватила хлеб и скрылась в кустах.

Прокопий поселился в Устюге. Никто его здесь не знал. Он был для всех простым нищим, пришедшим неизвестно откуда. Прокопий принял на себя подвиг юродства во Христе, что тогда ещё не было известно на Руси. Он стал первым русским блаженным. В грязной одежде, с босыми ногами, посиневшими от холода, со спyтaнными волосами, ходил Прокопий с тремя клюками, возбуждая у одних жалость, а у других насмешки. Но он всегда молился за своих обидчиков. За свою крепкую веру блаженный Прокопий получил от Господа дар прозорливости. Одни стали замечать, что если Прокопий держит клюшки крюками вверх, то год будет урожайным. А если вниз – готовься к голоду и мору. И это не единственное предсказание Прокопия.

Ознакомьтесь с другими фактами прозорливости Прокопия, выполнив задание № 2. Прочтите его на слайде.

Работа детей с текстовыми материалами о предсказаниях Прокопия.

– О каком предсказании рассказывает этот слайд? (Ответы детей.)

– А какое деяние сделало Прокопия любимым и почитаемым в Великом Устюге? (Ответы детей.)

– За что обычно Русская Православная Церковь причисляет верующих к лику святых? (Ответы детей.)

– А можно ли было причислить блаженного Прокопия к святым? (Ответы детей.)

– Умер Прокопий в 1303 году. А в 1547 году на Церковном Соборе он был причислен к лику русских святых. Догадались ли вы, какой город носит имя этого святого? (Ответы детей, учитель крепит на доску карту города Прокопьевска и табличку с наименованием города.)

– А теперь перенесёмся на несколько сот лет вперёд.

Работа со слайдовым рядом.

– 1812 год – Что это за дата? Какое событие произошло в истории нашей Родины? (Ответы детей.)

Свой вклад в борьбу с врагом внесли жители села Прокопьевского. Служить в армии по тем законам они не могли, служили только рекруты. В ополчение тоже нельзя было вступить, так как война шла не на их территории. Но для вооружения русской армии жители села Прокопьевского собрали 3 376 рублей. Для сравнения: корова стоила 10 рублей, лошадь – 12. Как вы думаете, большая это была сумма?

– А эта дата, я думаю, вам всем хорошо известна: 1941-1945 годы. В мае 1943 года в местной газете “Ударник Кузбасса” была опубликована благодарственная телеграмма товарища Сталина жителям Прокопьевска, которые для строительства боевых самолётов лётной эскадрильи “Шахтёр Кузбасса” собрали 9 миллионов 445 тысяч 800 рублей. О каких нравственных качествах жителей говорят нам эти факты? (Ответы детей.)

– В 1981 году город-труженик за свой огромный вклад в развитие экономики государства был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Наш город удостоен одного ордена, а Кемеровская область награждена двумя орденами – Ленина. Какой вывод можно сделать? (Ответы детей.) Такую высокую оценку, согласитесь, нужно было заслужить, и нам, жителям Прокопьевска, есть чем гордиться.

Чтобы в этом убедиться, давайте совершим заочную экскурсию по нашему городу.

Слайд-фильм.

– Ребята, красивый у нас город? Красивым его делают люди. Подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы принести пользу родному городу, краю, Родине? (Дети называют нравственные качества, учитель крепит на доске таблички с указанием данных качеств.)

– Все эти качества воспитываются в семье, и объединяет их такое понятие, как духовность. (Учитель крепит в центр табличку с указанием данного слова.) Многие из вас в будущем создадут семьи. И от того, какими они будут, зависит будущее нашего города, носящего имя святого Прокопия.

5. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

– Вот и состоялось, мои новые друзья, ваше введение в Прокопьевскведение. Наш город, как и многие другие, – это не просто место обитания, внешнее сооружение, а то, что созидается, вырастает внутри каждого из нас. Это наш внутренний, духовный мир. И каждый из нас может сделать его прекрасным, гармоничным и светлым. Но для этого нужно уметь над собой работать, уметь чувствовать, слышать, видеть, понимать. Это труд, но труд, дающий счастье познания. И пусть поможет вам в этом труде святой Прокопий. (Учитель дарит на память закладки и буклетики с изображением святого.)

6. Рефлексия.

– У вас на столах смайлики. Оцените с их помощью свою работу на занятии. Спасибо. А теперь дайте оценку и моему труду.

Приложения


Внеклассное мероприятие по истории


    Внеклассное мероприятие по истории

      Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...

27 02 2024 12:14:50

Тесты по истории родного края


    Тесты по истории родного края

      Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала. ...

26 02 2024 22:47:37

Духовный мир личности


    Духовный мир личности

      Урок поиогает получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества, формирует отношение к духовной жизни общества. Разнообразные формы и способы, используемые на уроке, повышают познавательную активность учащихся, воспитывает коммуникативность, толерантность в общении с другими, развивают умения сопоставлять, рационально решать познавательные и проблемные задачи....

25 02 2024 18:35:12

Образование монгольской державы. Нашествие на Русь в первой половине XIII века


    Образование монгольской державы. Нашествие на Русь в первой половине XIII века

      Урок формирует знания об образовании монгольской державы и основателе монгольской империи -Чингисхане; сражениях Руси с монголами в XIII веке. ...

24 02 2024 16:54:20

Индийские касты


    Индийские касты

      Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....

23 02 2024 21:10:24

Жизнь и быт наших предков


    Жизнь и быт наших предков

      Цель урока - расширить знания учащихся о жизни и быте прошлых поколений на примере русского жилища. Особенности постройки дома, история его частей и предметов, бытующих суеверий вызывает искренний интерес учащихся к теме, помогает им постичь народную мудрость. Урок способствует развитию навыков логического мышления, интереса к предмету, традициям и обычаям предков. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе по предмету....

22 02 2024 21:36:22

Обобщающий урок по теме "Древний Египет"


    Обобщающий урок по теме "Древний Египет"

      Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....

21 02 2024 6:26:40

Урок истории в 5-м классе по теме "Путешествие Одиссея". Поэма Гомера "Одиссея"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Путешествие Одиссея". Поэма Гомера "Одиссея"

      Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....

20 02 2024 15:10:11

Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания


    Образовательно-компетентностный подход: методические рекомендации написания эссе по курсу обществознания

      Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...

19 02 2024 8:30:55

План-конспект урока по истории России на тему "Царь Алексей Михайлович – отец Петра Великого". 7-й класс


    План-конспект урока по истории России на тему "Царь Алексей Михайлович – отец Петра Великого". 7-й класс

      Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....

18 02 2024 16:35:34

"Память о них жива. Подвиг их бесcмepтен". Внеклассная работа по истории


    "Память о них жива. Подвиг их бесcмepтен". Внеклассная работа по истории

      Цели: познакомить учащихся с участниками Великой Отечественной войны, жителями села Мостовское; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой родины; способствовать патриотическому воспитанию учащихся....

17 02 2024 18:56:56

Роль язычества в формировании национального самоопределения русского народа и самосознания народов нашей страны


    Роль язычества в формировании национального самоопределения русского народа и самосознания народов нашей страны

      Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов. ...

16 02 2024 10:44:54

Урок "Россия — путь возрождения"


    Урок "Россия — путь возрождения"

      Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

15 02 2024 4:55:14

Урок истории по теме "Правление первых Романовых". 10-й класс


    Урок истории по теме "Правление первых Романовых". 10-й класс

      Урок с ИКТ повторяет и обобщает материал по теме «Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы «Россия в XVII в.»....

14 02 2024 14:58:13

Проект урока "Соседи восточных славян"


    Проект урока "Соседи восточных славян"

      Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....

13 02 2024 16:42:38

Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания


    Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

      Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....

12 02 2024 22:58:23

Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень


    Урок "Экономика и общество", 10-й класс. Базовый уровень

      Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....

11 02 2024 6:38:12

Люди, события. 1812 год


    Люди, события. 1812 год

      Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....

10 02 2024 21:29:51

Литературно-музыкальная композиция "Час мужества пробил на наших часах" (Курская битва)


    Литературно-музыкальная композиция "Час мужества пробил на наших часах" (Курская битва)

      Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском. ...

09 02 2024 10:28:21

Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"


    Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"

      Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....

08 02 2024 16:50:12

Мифологические сюжеты в произведениях искусства


    Мифологические сюжеты в произведениях искусства

      Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....

07 02 2024 4:23:41

Интеллектуальный марафон по теме "Военная история Древней Греции"


    Интеллектуальный марафон по теме "Военная история Древней Греции"

      Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...

06 02 2024 4:34:36

Методическое пособие по предмету "Мир истории"


    Методическое пособие по предмету "Мир истории"

      Данная работа представляет собой дидактический материал по урокам истории для седьмого класса. ...

05 02 2024 20:14:15

Урок истории "Подъем экономики в годы НЭПа"


    Урок истории "Подъем экономики в годы НЭПа"

      Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны? ...

04 02 2024 10:34:54

Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе


    Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе

      Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....

03 02 2024 14:27:20

Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе


    Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе

      Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....

02 02 2024 11:48:51

Тема урока: "Олимпийские игры в Древней Греции". 5-й класс


    Тема урока: "Олимпийские игры в Древней Греции". 5-й класс

      В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях. Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....

01 02 2024 16:47:34

Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения


    Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения

      Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...

31 01 2024 6:30:23

Программа элективного курса "От морали к закону (отражение норм морали в законах Древней Руси и современном законодательстве)"


    Программа элективного курса "От морали к закону (отражение норм морали в законах Древней Руси и современном законодательстве)"

      Целью моей работы является рассмотрение норм морали в нормативно-правовых актах. Я считаю, что преступность – проблема номер один в нашем обществе. Какова молодежь – таково и общество будущего. Поэтому важны не только профилактика преступления, но и особый подход к наказанию. И об этом надо говорить на уроках в школе. Материалы курса могут быть использованы на уроках истории и обществознания как отдельный компонент. ...

30 01 2024 19:30:23

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации


    Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

      К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

29 01 2024 21:12:32

Культура и быт России в XVI веке


    Культура и быт России в XVI веке

      Завершающий урок при изучении главы «Россия в XVI века» в курсе «История России с древнейших времён до конца XVII века» подводит итог данному разделу, так как культурное развитие страны в определенный период является едва ли не главным качественным показателем развития эпохи, о которой идёт речь. В то же время, занятие является системообразующим, так как в XVI веке складываются предпосылки перехода от средневековья к Новому времени....

28 01 2024 2:43:36

Внешняя политика России в XVIII веке


    Внешняя политика России в XVIII веке

      В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....

27 01 2024 18:59:24

"Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"


    "Аз, буки, веди…" Школа, образование письменность в древнерусском государстве"

      Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....

26 01 2024 14:11:34

Интегрированный урок (изобразительное искусство + история) по теме "Искусство Древнего Египта". 5-й класс


    Интегрированный урок (изобразительное искусство + история) по теме "Искусство Древнего Египта". 5-й класс

      Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение пpaктических работ по ИЗО, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....

25 01 2024 9:34:57

Изучение индустриализации в курсе истории 9-го класса


    Изучение индустриализации в курсе истории 9-го класса

      В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в СССР в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....

24 01 2024 21:19:26

Урок обществознания "Закон и права"


    Урок обществознания "Закон и права"

      Цель урока: повторить и закрепить основы правовой культуры; воспитывать навыки правовой культуры; развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере....

23 01 2024 9:32:21

Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой половине XIX века"


    Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой половине XIX века"

      Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....

22 01 2024 16:26:31

Интеллектуально-познавательная игра "Колесо истории", посвященная Дню народного единства


    Интеллектуально-познавательная игра "Колесо истории", посвященная Дню народного единства

      В игре, состоящей из трёх туров, участвуют три дружины: красная, зелёная и синяя. Побеждает дружина, набравшая наибольшее количество вёрст. К мероприятию привлечены учащиеся среднего звена исторического кружка....

21 01 2024 14:59:49

Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"


    Урок истории России по теме "Эпоха петровских преобразований"

      Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....

20 01 2024 18:23:54

Урок-суд "Н.С. Хрущёв: личность в истории"


    Урок-суд "Н.С. Хрущёв: личность в истории"

      Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения. ...

19 01 2024 0:25:22

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

18 01 2024 16:55:32

Внутренняя политика Александра I. 1801–1806 гг.


    Внутренняя политика Александра I. 1801–1806 гг.

      Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....

17 01 2024 21:45:39

"Я б в избиратели пошел - пусть меня научат!"


    "Я б в избиратели пошел - пусть меня научат!"

      В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....

16 01 2024 22:19:56

Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"


    Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"

      По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....

15 01 2024 16:14:25

Урок обществознания "Глобальная экономика"


    Урок обществознания "Глобальная экономика"

      Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

14 01 2024 17:59:54

Сталинская дорога cмepти, или "Пятьсот – веселая стройка"


    Сталинская дорога cмepти, или "Пятьсот – веселая стройка"

      В статье рассказывается о сталинской дороге cмepти....

13 01 2024 18:24:53

Урок – компьютерная презентация с элементами нетрадиционного приема "чистая доска" по теме "Персидская держава"


    Урок – компьютерная презентация с элементами нетрадиционного приема "чистая доска" по теме "Персидская держава"

      В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира....

12 01 2024 17:53:48

Использование метода проектов на уроках истории и обществознания


    Использование метода проектов на уроках истории и обществознания

      Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами. ...

11 01 2024 0:57:33

Урок истории России в 9-м классе по теме "Московская битва"


    Урок истории России в 9-м классе по теме "Московская битва"

      Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении. ...

10 01 2024 23:53:37

Игры на уроках истории


    Игры на уроках истории

      Целью любой игры является тренировка или упражнение в определенном виде деятельности. Игру можно рассматривать как универсальный способ пробуждения и поддержания интереса к изучаемому материалу. В игровой форме целесообразно проводить обобщающие уроки и турниры не только в подготовленных классах, но и для детей, плохо справляющихся с программами общеобразовательной школы. Представленные игры способствуют развитию познавательного интереса к истории. ...

09 01 2024 5:25:36

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::