Особенности преподавания истории в школе глухих
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер, и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий.
У детей с недостатками слуха наблюдаются отклонения в развитии психических процессов: нарушены процессы анализа и синтеза, отмечается большая задержка в развитии словесной памяти, затруднено осмысленное запоминание материала, суждения отличаются упрощённостью и излишней конкретностью, недостаточно развито умение обобщённо выражать мысли, глухие не овладевают умением устанавливать логические зависимости явлений и событий. В связи с этим глухие сталкиваются со значительными трудностями в овладении историческими знаниями.
Образность – необходимая предпосылка научности и прочности исторических знаний, поэтому много внимания нужно уделять образному изложению и его приёмам. Образовательно-воспитательная эффективность драматизации определяется тем, что в ней сочетаются художественное слово, яркие зрительные впечатления и действие. Например, на уроках я использовала сцены из жизни древних египтян, инсценировки древнегреческих мифов, “воспоминания старого декабриста”.
Процесс учения детей, особенно глухих, строится на рисунке, макете, натуре, носит, прежде всего, занимательный хаpaктер. Только при этом можно развивать логическое мышление, память, речь. Психологами отмечено, что память детей отличается большой пластичностью, быстрым забыванием материала, нужна его смысловая перегруппировка, чтобы они его не забывали. Чтобы удовлетворить стремление детей видеть материализованные результаты своего труда, в познавательную деятельность необходимо включать больше действий и заданий пpaктического хаpaктера.
Разнообразие методов и приёмов обучения – средство решения образовательно-воспитательных задач.
Важную роль в формировании исторических понятий играет использование средств наглядности.
Наглядные пособия (картосхемы, схемы, фотокопии, картины) более эффективны, чем многословные описания, создают яркие представления о жизни и быте наших предков. Рисунки позволяют лучше воспринимать и понимать словесные объяснения. Рисунок приучает внимательно вглядываться в иллюстрации, помещённые в учебнике, что способствует обогащению исторических представлений учащихся. Для эффективности обучения глухих сам урок должен быть наглядным. Работа над наглядным материалом способствует развитию логического мышления учащихся, так как требует выполнения ряда мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения.
Для сознательного и прочного усвоения глухими исторических понятий учащиеся занимаются рисованием отдельных исторических объектов. Например, с учащимися был проведён конкурс рисунков “Семь чудес света”. Перед выполнением работы учащиеся просмотрели много иллюстраций, картин по истории, выбрали понравившийся сюжет, который запомнился из курса истории. Одна из целей – закрепление знаний по истории, повторение материала, связь с современностью, формирование и развитие способности воспринимать и оценивать явления действительности, в том числе произведения искусства и культуры, формирование эстетических вкусов и идеалов на примере лучших произведений искусства и культуры всех времён и народов. Творческая самостоятельная работа учащихся приблизила их к этим произведениям и к их восприятию.
Учащиеся 9 классов рисовали портреты декабристов и жён декабристов. Эти портреты были использованы на открытом уроке по теме “Восстание декабристов”.
Учащиеся рисовали декорации к инсценировке “Миф о Тесее” к открытому уроку по теме “Древнегреческий театр”.
Много рисунков сделано по теме “Великая Отечественная война”, до сих пор они служат уже другим учащимся при изучении этой темы.
Ребята приняли участие в изготовлении игры по теме “Мифы Древней Греции”.
Глухие учащиеся с удовольствием рисуют, выполняют все задания, пополняют наглядный материал, используемый на уроках истории.
Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и культуры, красоту и богатство родной природы. Способствуя развитию способностей к художественно-образному восприятию мира, организуются выставки рисунков. Например, после беседы “Архитектура Древней Руси” проведены экскурсии по городу “Архитектура моего города” и выставка рисунков. Выставкой творческих работ закончилась беседа “Древнерусский костюм”. Наглядным материалом для беседы “Художественное ремесло Древней Руси” послужили экспонаты школьного музея “Русская старина”.
Ребята посещают краеведческий музей города Прокопьевска, музеи школ города, выставки творческих работ, сами принимают участие в выставках.
Карта локализует событие территориально. Целесообразно пользоваться историческими, географическими и современной политической картой параллельно. Одновременный показ объекта на различных картах выpaбатывает навык ориентировки. Картографические знания, интерес к карте, умение читать её, навыки работы с ней наряду с газетой, книгой, телевидением, интернетом помогают ориентироваться в сложном меняющемся мире. Глухим учащимся интересно изучать настенные карты, они подолгу на переменах стоят у карт и показывают учителю и товарищам те города и страны, где они были, или видели по телевизору.
Заполнение контурных карт способствует запоминанию историко-географических терминов. Картосхемы и схемы дают возможность наглядно объяснить какое-либо историческое событие.
Важными средствами, помогающими добиваться сознательного усвоения исторического материала, служат технические средства обучения. Они повышают степень наглядности, организуют и направляют восприятие глухих учащихся, мышление которых носит конкретный хаpaктер. С этой целью создаю видеотеку; на уроках применяю видеоматериалы по темам “Архитектура Древнего Египта”, “Мифы Древней Греции”, “Первые русские князья”, “Ледовое побоище”, “Великая Отечественная война”, DVD-фильмы “Князь Владимир”, “Княжна Таpaканова”, “Власть царская”, “Александр Суворов”. На уроки с применением экранных пособий отбираются наиболее содержательные, яркие, эмоциональные кадры. Перед просмотром нужно найти слова и формулировки, которые потребуются по ходу демонстрации фильма. Отбирая фильмы и кадры, учитываю возрастные особенности учащихся, их знания, словарный запас и уровень развития, нужно уточнить познавательные, воспитательные и эстетические возможности отобранных экранных пособий и их соответствие теме урока.
Глухим детям интересны диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, старые картины, подборки иллюстраций, аппликации. Применение визуальных средств в обучении влияет на положительную эмоциональную окраску уроков. Эмоциональная активизация – это необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности. Высшая нервная деятельность детей, особенно глухих детей, в значительной степени опирается на непосредственные ощущения и представления, полученные от предметов, картин, рисунков, конкретных явлений окружающего мира. Применение технических средств обучения создаёт условия для сохранения оптимальной работоспособности учащихся, уменьшает утомление, активизирует внимание и умственную деятельность. Многие глухие учащиеся интересуются историей, географией, политикой, у них всегда много вопросов, при обсуждении интересующих вопросов от древней истории доходим до современных проблем. Учащиеся дома смотрят исторические DVD-фильмы, потом в классе обмениваемся впечатлениями, объясняю непонятное. После летних каникул ребята приносят в школу фото, книги, путеводители по городам, где они отдыхали, рассказывают, что узнали и увидели нового по истории.
Дети работают с учебным материалом в разнообразной форме. Закрепляют материал, разгадывая кроссворды. Сильные учащиеся, разгадав предложенный кроссворд, составляют свои кроссворды. Ребята исправляют тексты с ошибками; определяют по фото или картинам что это? кто это? Любят считать, сколько лет городам, тем самым осуществляется связь с математикой.
Одно из главных средств и условий развития интеллекта школьника – игра. Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение. Во время учебных игр не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах.
У глухих учащихся вызывают интерес занимательные задания. Например, по теме “Архитектура”, постройте из слов дом от крыльца до трубы, при правильном выполнении на обратной стороне получается изображение архитектурного сооружения. Подобные задания закрепляют знание значения слов, пополняют словарный запас. Интересна игра-ромашка по разным темам, например, “Мифы Древней Греции”, нужно соотнести картинку с названием мифа. Во время фонетической зарядки я часто использую аппликации, ребята должны правильно назвать их. Провожу иллюстрированные викторины по картинам при изучении тем по культуре.
Активно использую блочное изложение материала, работу по опopным сигналам, что повышает качество знаний обучающихся. Специально для глухих учащихся нашей школы мною были разработаны, апробированы и рекомендованы к использованию схемы по темам: “Культура Древней Греции”, “Культура Древнего Рима”, “Культура Западной Европы XI–XV веков”, “Экономическое положение России в XVI веке, 1 половине XIX века, 2 половине XIX века”; кроссворды по истории для 5–10 классов, тесты по темам: “Древние славяне”, “Эпоха Петра I”, “Культура XVIII века”, “Восстание декабристов”, “Культура XIX века”, “Отечественная война 1812 года”, “История Кузбасса”, “Прокопьевск”, “Исторические науки”, “Мифы Древней Греции”, “Древний Рим”, “Жизнь и обычаи феодалов”, “Феодальное поместье”, “Великие географические открытия”, “Промышленный переворот в Англии”. Применение тестов даёт возможность своевременно выявить пробелы в знаниях.
Разумно сочетая методы и приёмы, необходимо учитывать состав класса, знания и умения учащихся, их психологические особенности. Нужно сделать урок интересным, вовлечь всех учеников в учебный процесс. Учитывая это, использую разные формы групповой работы, приём “маленький учитель”. Каждый ученик не только учится сам, но и учит других, сильные помогают слабым, даже слабые учащиеся, выполняя роль учителя, стремятся показать свои знания. При объяснении нового материала, чтобы убедиться, что учащиеся усвоили тему, предлагаю сильному ученику жестами ещё раз рассказать тему. Использую элементы коллективного способа обучения, при этом учащиеся, сравнивая количество и качество ответов учащихся своего и параллельного класса, соревнуются. Сильные учащиеся, сдав зачёт мне, могут принимать зачёты у своих товарищей.
В процессе обучения истории важно привлекать и систематизировать знания, получаемые школьниками из различных источников внеурочной информации (телевидение, кино, видеофильмы, DVD-фильмы, интернет, журналы, газеты). Глухим нравится обсуждать современные события, связывая их с прошлым.
Связь истории с современностью активизирует мышление учащихся, приучает их логически мыслить, способствует выработке у них навыка самостоятельно приобретать знания, развивает кругозор, повышает интерес к истории.
Ребёнок, стоящий перед проблемой самоидентификации, не может осознать себя гражданином России, если он не осознал себя вначале жителем конкретного региона, например, Кемеровской области. История лучше всего воспринимается сквозь призму сопричастности как история своей семьи, своего города, села.
С учащимися 5–10 классов был проведён конкурс сочинений на тему “Моя родословная” и составление генеалогического древа. Во время подготовки сочинений ребята собирали материал о своих предках, беседуя со своими родителями. Работа учащейся 10 класса Чумаковой Екатерины “Фоторепортаж из семейного альбома” была представлена на областной конкурс творческих работ “Профессии моей семьи”
Краеведение способствует духовному обогащению личности ребёнка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия. В воспитательный процесс включаются родители, бабушки, дедушки.
В 2002–2003 учебном году в школе начала работу творческая группа “Россиянин”, которая создана с целью приобщения неслышащих учащихся, лишённых в большинстве своём возможности получить в рамках семьи традиционное воспитание, к ценностям национальной культуры и воспитания патриотизма. Проводятся беседы, классные часы, экскурсии, викторины, конкурсы, выставки рисунков, оформляются стенды.
Свои особенности имеет обучение детей с дефектами слуха и интеллекта. В процессе обучения решаются задачи, поставленные перед школой глухих, которые включают формирование, развитие и коррекцию речи, и специальные коррекционные задачи, вытекающие из психофизических особенностей этой категории детей: формирование основных мыслительных операций, повышение уровня общего развития, коррекция познавательной деятельности. При обучении детей с дефектами слуха и интеллекта замедленный темп обучения обусловлен сниженными познавательными возможностями. Коррекционная направленность обучения заключается в уменьшении объёма фактического материала, упрощается способ его донесения до учеников, более сложный материал дробится на части. Особенностями обучения являются также дифференциация и индивидуализация обучения, а также ведущее место занимает работа над речью учащихся.
Таким образом, главные особенности преподавания истории в школе глухих – это наглядность и занимательный хаpaктер обучения.
Урок предназначен для учащихся 6-го класса с углубленным изучением гуманитарных предметов. Являясь по форме интегрированным, урок позволяет охватить разные аспекты жизни человека Раннего Средневековья в Западной Европе и увидеть истоки формирования сознания средневекового человека и условия возникновения литературы....
18 03 2024 15:59:35
Предлагаемый урок заканчивает очень сложную для восприятия и понимания школьниками тему. Она имеет принципиальное значение для понимания учениками таких философских категорий, как свобода, ответственность, нравственный выбор. Овладение данными понятиями позволит учащимся плавно перейти к пониманию следующей темы, посвященной изучению общей хаpaктеристики правовых норм. На примере предлагаемого материала ребята имеют возможность обобщить, закрепить и отработать на пpaктике такие понятия, как свобода, воля, мораль, закон, ответственность, общественное мнение, долг, выбор, цель, счастье. ...
17 03 2024 18:30:13
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
16 03 2024 4:41:20
Данная работа адресована учителям истории и учащимся старших классов. Данный материал может быть использован при подготовке к урокам, для индивидуальной и групповой работы, а также для подготовки к олимпиадам. Материал включает в себя различные типы заданий, что помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом....
15 03 2024 10:19:24
На совместном уроке отслеживается "лестница идей", на основе которых появились новые двигатели. Техника – это не только показатель научно-технического прогресса, это и показатель тех общественных отношений, при которых она используется. Каковы же были научные предпосылки появления тепловых двигателей? ...
14 03 2024 4:33:55
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....
13 03 2024 12:46:25
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
12 03 2024 18:50:24
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
11 03 2024 7:13:25
В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
10 03 2024 7:25:32
Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....
09 03 2024 0:11:53
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа. ...
08 03 2024 2:48:13
В статье содержится описание организации педагогического взаимодействия при изучении нового материала....
07 03 2024 2:17:46
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
06 03 2024 12:53:14
Цель урока - на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм и насколько страшно его возвращение. Многие молодые люди, вступая в наше время в фашистские организации, даже не подозревают, на что они себя обрекают, забывают, какой ценой была достигнута Победа....
05 03 2024 4:14:25
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
04 03 2024 18:51:56
Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку «Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу «Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик «Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....
03 03 2024 20:39:54
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. ...
02 03 2024 15:20:50
Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству. ...
01 03 2024 0:20:44
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
29 02 2024 23:10:26
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
28 02 2024 11:30:13
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
27 02 2024 22:49:20
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
26 02 2024 9:28:38
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
25 02 2024 2:42:18
В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....
24 02 2024 17:15:25
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
23 02 2024 22:54:29
В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся....
22 02 2024 13:43:11
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
21 02 2024 15:13:48
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
20 02 2024 1:33:38
Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в РФ. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом РФ, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....
19 02 2024 8:20:23
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
18 02 2024 15:12:53
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
17 02 2024 10:33:54
Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....
16 02 2024 8:11:41
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
15 02 2024 13:47:16
На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....
14 02 2024 6:58:58
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
13 02 2024 3:19:35
Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы "Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....
12 02 2024 19:59:13
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
11 02 2024 15:42:17
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
10 02 2024 9:39:16
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы. ...
09 02 2024 2:20:49
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
08 02 2024 17:43:37
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
07 02 2024 0:35:22
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
06 02 2024 16:33:49
Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....
05 02 2024 22:23:44
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
04 02 2024 22:44:11
Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество. ...
03 02 2024 19:16:57
Работа направлена на то, чтобы расширить образовательное прострaнcтво учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории Московской области. Также знания, полученные на уроке, призваны способствовать формированию творческого мышления, выработке личностного отношения к культурному наследию....
02 02 2024 19:17:35
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду. ...
01 02 2024 13:50:30
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
31 01 2024 20:28:12
Интегрированный урок-викторина с целью закрепления и обобщения знаний по истории и математике может представлять интерес для учителей истории и математики. Был проведен во II четверти. ...
30 01 2024 15:53:45
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
29 01 2024 11:54:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::