Особенности преподавания истории в школе глухих
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер, и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий.
У детей с недостатками слуха наблюдаются отклонения в развитии психических процессов: нарушены процессы анализа и синтеза, отмечается большая задержка в развитии словесной памяти, затруднено осмысленное запоминание материала, суждения отличаются упрощённостью и излишней конкретностью, недостаточно развито умение обобщённо выражать мысли, глухие не овладевают умением устанавливать логические зависимости явлений и событий. В связи с этим глухие сталкиваются со значительными трудностями в овладении историческими знаниями.
Образность – необходимая предпосылка научности и прочности исторических знаний, поэтому много внимания нужно уделять образному изложению и его приёмам. Образовательно-воспитательная эффективность драматизации определяется тем, что в ней сочетаются художественное слово, яркие зрительные впечатления и действие. Например, на уроках я использовала сцены из жизни древних египтян, инсценировки древнегреческих мифов, “воспоминания старого декабриста”.
Процесс учения детей, особенно глухих, строится на рисунке, макете, натуре, носит, прежде всего, занимательный хаpaктер. Только при этом можно развивать логическое мышление, память, речь. Психологами отмечено, что память детей отличается большой пластичностью, быстрым забыванием материала, нужна его смысловая перегруппировка, чтобы они его не забывали. Чтобы удовлетворить стремление детей видеть материализованные результаты своего труда, в познавательную деятельность необходимо включать больше действий и заданий пpaктического хаpaктера.
Разнообразие методов и приёмов обучения – средство решения образовательно-воспитательных задач.
Важную роль в формировании исторических понятий играет использование средств наглядности.
Наглядные пособия (картосхемы, схемы, фотокопии, картины) более эффективны, чем многословные описания, создают яркие представления о жизни и быте наших предков. Рисунки позволяют лучше воспринимать и понимать словесные объяснения. Рисунок приучает внимательно вглядываться в иллюстрации, помещённые в учебнике, что способствует обогащению исторических представлений учащихся. Для эффективности обучения глухих сам урок должен быть наглядным. Работа над наглядным материалом способствует развитию логического мышления учащихся, так как требует выполнения ряда мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения.
Для сознательного и прочного усвоения глухими исторических понятий учащиеся занимаются рисованием отдельных исторических объектов. Например, с учащимися был проведён конкурс рисунков “Семь чудес света”. Перед выполнением работы учащиеся просмотрели много иллюстраций, картин по истории, выбрали понравившийся сюжет, который запомнился из курса истории. Одна из целей – закрепление знаний по истории, повторение материала, связь с современностью, формирование и развитие способности воспринимать и оценивать явления действительности, в том числе произведения искусства и культуры, формирование эстетических вкусов и идеалов на примере лучших произведений искусства и культуры всех времён и народов. Творческая самостоятельная работа учащихся приблизила их к этим произведениям и к их восприятию.
Учащиеся 9 классов рисовали портреты декабристов и жён декабристов. Эти портреты были использованы на открытом уроке по теме “Восстание декабристов”.
Учащиеся рисовали декорации к инсценировке “Миф о Тесее” к открытому уроку по теме “Древнегреческий театр”.
Много рисунков сделано по теме “Великая Отечественная война”, до сих пор они служат уже другим учащимся при изучении этой темы.
Ребята приняли участие в изготовлении игры по теме “Мифы Древней Греции”.
Глухие учащиеся с удовольствием рисуют, выполняют все задания, пополняют наглядный материал, используемый на уроках истории.
Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и культуры, красоту и богатство родной природы. Способствуя развитию способностей к художественно-образному восприятию мира, организуются выставки рисунков. Например, после беседы “Архитектура Древней Руси” проведены экскурсии по городу “Архитектура моего города” и выставка рисунков. Выставкой творческих работ закончилась беседа “Древнерусский костюм”. Наглядным материалом для беседы “Художественное ремесло Древней Руси” послужили экспонаты школьного музея “Русская старина”.
Ребята посещают краеведческий музей города Прокопьевска, музеи школ города, выставки творческих работ, сами принимают участие в выставках.
Карта локализует событие территориально. Целесообразно пользоваться историческими, географическими и современной политической картой параллельно. Одновременный показ объекта на различных картах выpaбатывает навык ориентировки. Картографические знания, интерес к карте, умение читать её, навыки работы с ней наряду с газетой, книгой, телевидением, интернетом помогают ориентироваться в сложном меняющемся мире. Глухим учащимся интересно изучать настенные карты, они подолгу на переменах стоят у карт и показывают учителю и товарищам те города и страны, где они были, или видели по телевизору.
Заполнение контурных карт способствует запоминанию историко-географических терминов. Картосхемы и схемы дают возможность наглядно объяснить какое-либо историческое событие.
Важными средствами, помогающими добиваться сознательного усвоения исторического материала, служат технические средства обучения. Они повышают степень наглядности, организуют и направляют восприятие глухих учащихся, мышление которых носит конкретный хаpaктер. С этой целью создаю видеотеку; на уроках применяю видеоматериалы по темам “Архитектура Древнего Египта”, “Мифы Древней Греции”, “Первые русские князья”, “Ледовое побоище”, “Великая Отечественная война”, DVD-фильмы “Князь Владимир”, “Княжна Таpaканова”, “Власть царская”, “Александр Суворов”. На уроки с применением экранных пособий отбираются наиболее содержательные, яркие, эмоциональные кадры. Перед просмотром нужно найти слова и формулировки, которые потребуются по ходу демонстрации фильма. Отбирая фильмы и кадры, учитываю возрастные особенности учащихся, их знания, словарный запас и уровень развития, нужно уточнить познавательные, воспитательные и эстетические возможности отобранных экранных пособий и их соответствие теме урока.
Глухим детям интересны диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, старые картины, подборки иллюстраций, аппликации. Применение визуальных средств в обучении влияет на положительную эмоциональную окраску уроков. Эмоциональная активизация – это необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности. Высшая нервная деятельность детей, особенно глухих детей, в значительной степени опирается на непосредственные ощущения и представления, полученные от предметов, картин, рисунков, конкретных явлений окружающего мира. Применение технических средств обучения создаёт условия для сохранения оптимальной работоспособности учащихся, уменьшает утомление, активизирует внимание и умственную деятельность. Многие глухие учащиеся интересуются историей, географией, политикой, у них всегда много вопросов, при обсуждении интересующих вопросов от древней истории доходим до современных проблем. Учащиеся дома смотрят исторические DVD-фильмы, потом в классе обмениваемся впечатлениями, объясняю непонятное. После летних каникул ребята приносят в школу фото, книги, путеводители по городам, где они отдыхали, рассказывают, что узнали и увидели нового по истории.
Дети работают с учебным материалом в разнообразной форме. Закрепляют материал, разгадывая кроссворды. Сильные учащиеся, разгадав предложенный кроссворд, составляют свои кроссворды. Ребята исправляют тексты с ошибками; определяют по фото или картинам что это? кто это? Любят считать, сколько лет городам, тем самым осуществляется связь с математикой.
Одно из главных средств и условий развития интеллекта школьника – игра. Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение. Во время учебных игр не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах.
У глухих учащихся вызывают интерес занимательные задания. Например, по теме “Архитектура”, постройте из слов дом от крыльца до трубы, при правильном выполнении на обратной стороне получается изображение архитектурного сооружения. Подобные задания закрепляют знание значения слов, пополняют словарный запас. Интересна игра-ромашка по разным темам, например, “Мифы Древней Греции”, нужно соотнести картинку с названием мифа. Во время фонетической зарядки я часто использую аппликации, ребята должны правильно назвать их. Провожу иллюстрированные викторины по картинам при изучении тем по культуре.
Активно использую блочное изложение материала, работу по опopным сигналам, что повышает качество знаний обучающихся. Специально для глухих учащихся нашей школы мною были разработаны, апробированы и рекомендованы к использованию схемы по темам: “Культура Древней Греции”, “Культура Древнего Рима”, “Культура Западной Европы XI–XV веков”, “Экономическое положение России в XVI веке, 1 половине XIX века, 2 половине XIX века”; кроссворды по истории для 5–10 классов, тесты по темам: “Древние славяне”, “Эпоха Петра I”, “Культура XVIII века”, “Восстание декабристов”, “Культура XIX века”, “Отечественная война 1812 года”, “История Кузбасса”, “Прокопьевск”, “Исторические науки”, “Мифы Древней Греции”, “Древний Рим”, “Жизнь и обычаи феодалов”, “Феодальное поместье”, “Великие географические открытия”, “Промышленный переворот в Англии”. Применение тестов даёт возможность своевременно выявить пробелы в знаниях.
Разумно сочетая методы и приёмы, необходимо учитывать состав класса, знания и умения учащихся, их психологические особенности. Нужно сделать урок интересным, вовлечь всех учеников в учебный процесс. Учитывая это, использую разные формы групповой работы, приём “маленький учитель”. Каждый ученик не только учится сам, но и учит других, сильные помогают слабым, даже слабые учащиеся, выполняя роль учителя, стремятся показать свои знания. При объяснении нового материала, чтобы убедиться, что учащиеся усвоили тему, предлагаю сильному ученику жестами ещё раз рассказать тему. Использую элементы коллективного способа обучения, при этом учащиеся, сравнивая количество и качество ответов учащихся своего и параллельного класса, соревнуются. Сильные учащиеся, сдав зачёт мне, могут принимать зачёты у своих товарищей.
В процессе обучения истории важно привлекать и систематизировать знания, получаемые школьниками из различных источников внеурочной информации (телевидение, кино, видеофильмы, DVD-фильмы, интернет, журналы, газеты). Глухим нравится обсуждать современные события, связывая их с прошлым.
Связь истории с современностью активизирует мышление учащихся, приучает их логически мыслить, способствует выработке у них навыка самостоятельно приобретать знания, развивает кругозор, повышает интерес к истории.
Ребёнок, стоящий перед проблемой самоидентификации, не может осознать себя гражданином России, если он не осознал себя вначале жителем конкретного региона, например, Кемеровской области. История лучше всего воспринимается сквозь призму сопричастности как история своей семьи, своего города, села.
С учащимися 5–10 классов был проведён конкурс сочинений на тему “Моя родословная” и составление генеалогического древа. Во время подготовки сочинений ребята собирали материал о своих предках, беседуя со своими родителями. Работа учащейся 10 класса Чумаковой Екатерины “Фоторепортаж из семейного альбома” была представлена на областной конкурс творческих работ “Профессии моей семьи”
Краеведение способствует духовному обогащению личности ребёнка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия. В воспитательный процесс включаются родители, бабушки, дедушки.
В 2002–2003 учебном году в школе начала работу творческая группа “Россиянин”, которая создана с целью приобщения неслышащих учащихся, лишённых в большинстве своём возможности получить в рамках семьи традиционное воспитание, к ценностям национальной культуры и воспитания патриотизма. Проводятся беседы, классные часы, экскурсии, викторины, конкурсы, выставки рисунков, оформляются стенды.
Свои особенности имеет обучение детей с дефектами слуха и интеллекта. В процессе обучения решаются задачи, поставленные перед школой глухих, которые включают формирование, развитие и коррекцию речи, и специальные коррекционные задачи, вытекающие из психофизических особенностей этой категории детей: формирование основных мыслительных операций, повышение уровня общего развития, коррекция познавательной деятельности. При обучении детей с дефектами слуха и интеллекта замедленный темп обучения обусловлен сниженными познавательными возможностями. Коррекционная направленность обучения заключается в уменьшении объёма фактического материала, упрощается способ его донесения до учеников, более сложный материал дробится на части. Особенностями обучения являются также дифференциация и индивидуализация обучения, а также ведущее место занимает работа над речью учащихся.
Таким образом, главные особенности преподавания истории в школе глухих – это наглядность и занимательный хаpaктер обучения.
Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории.
...
03 10 2023 9:14:39
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
02 10 2023 15:50:37
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
01 10 2023 3:19:28
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения.
...
30 09 2023 9:37:56
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
29 09 2023 4:53:41
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
28 09 2023 7:26:59
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
27 09 2023 21:24:36
Урок предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника, с историческими документами, выполнить задания в парах, высказать свою точку зрения по отдельным вопросам, проверить свои знания, выполняя тестовые задания. Прилагается презентация к уроку. При проведении урока используется диск «История России 862–1917», Ледовое побоище – анимация и фрагмент художественного фильма....
26 09 2023 2:23:12
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
25 09 2023 2:30:39
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская.
...
24 09 2023 23:20:51
Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.
...
23 09 2023 5:24:56
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
22 09 2023 16:42:57
В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....
21 09 2023 21:44:23
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
20 09 2023 12:23:12
Предметная цель урока сочетается с интегративной целью усвоения принципов сравнительно-типологического анализа историко-культурных эпох. Сравнение проводится на основании ряда антропологических параметров и подкрепляется методическим приемом историко-культурной атрибуции философских высказываний. Использование "ленты времени" позволяет усвоить закономерности смены "стилей эпохи"....
19 09 2023 0:38:58
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
18 09 2023 18:40:39
На уроке «Русь и Орда в XIII–XIV вв.» показаны тяжёлое, бедственное положение Русского государства, его зависимость от Орды, последствия ордынского владычества и необходимость объединения русских князей для консолидации и совместного отпора внешнему врагу, а также предпосылки для начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы....
17 09 2023 11:54:30
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
16 09 2023 14:52:42
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
15 09 2023 20:52:17
Урок знакомит со своеобразием архитектурных стилей, господствовавших в Западной Европе в XI–XIII веках. У учащихся формируются навыки работы с иллюстративным материалом, умения сравнивать и выделять особенное, давать хаpaктеристику архитектурных стилей....
14 09 2023 0:32:36
Урок истории проводится на основе межпредметной интеграции (литература,
краеведение, экономика, культурология). Противоречия общественно-политической
жизни страны победившего социализма раскрываются в поисковой и творческой
деятельности. Продолжением урока могут стать классные часы, исследовательская работа,
элективные занятия, что не только повышает научный потенциал урока, но и формирует
активную жизненную позицию подростков, воспитывая гуманное отношение к людям,
чувство справедливости....
13 09 2023 9:51:36
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
12 09 2023 17:52:25
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....
11 09 2023 15:55:43
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
10 09 2023 7:22:57
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
09 09 2023 14:29:55
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам.
...
08 09 2023 19:21:45
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
07 09 2023 23:48:31
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
06 09 2023 2:15:33
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
05 09 2023 16:29:19
Урок эмоционального сопереживания в форме историко-литературной гостиной способствует осознанию учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятию идей насилия. Цель: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей родины....
04 09 2023 3:45:22
Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....
03 09 2023 12:19:18
Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....
02 09 2023 5:15:13
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
01 09 2023 18:14:31
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
31 08 2023 9:55:40
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
30 08 2023 11:19:51
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
29 08 2023 0:49:48
Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и пpaктических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей.
...
28 08 2023 3:57:51
Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....
27 08 2023 8:46:57
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло.
...
26 08 2023 22:29:40

Традиционный урок с элементами технологий: игры, проблемного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей. На занятии происходит формирование знания о древних жителях Индии, варнах, их происхождении....
25 08 2023 21:56:30
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
24 08 2023 6:59:28
Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков.
...
23 08 2023 23:27:52
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
22 08 2023 11:49:23
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
21 08 2023 4:45:52
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
20 08 2023 11:28:47
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
19 08 2023 1:40:25
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения.
...
18 08 2023 23:33:38
Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры «Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе....
17 08 2023 18:36:10
На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....
16 08 2023 3:38:48
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО.
...
15 08 2023 8:53:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::