Особенности преподавания истории в школе глухих
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер, и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий.
У детей с недостатками слуха наблюдаются отклонения в развитии психических процессов: нарушены процессы анализа и синтеза, отмечается большая задержка в развитии словесной памяти, затруднено осмысленное запоминание материала, суждения отличаются упрощённостью и излишней конкретностью, недостаточно развито умение обобщённо выражать мысли, глухие не овладевают умением устанавливать логические зависимости явлений и событий. В связи с этим глухие сталкиваются со значительными трудностями в овладении историческими знаниями.
Образность – необходимая предпосылка научности и прочности исторических знаний, поэтому много внимания нужно уделять образному изложению и его приёмам. Образовательно-воспитательная эффективность драматизации определяется тем, что в ней сочетаются художественное слово, яркие зрительные впечатления и действие. Например, на уроках я использовала сцены из жизни древних египтян, инсценировки древнегреческих мифов, “воспоминания старого декабриста”.
Процесс учения детей, особенно глухих, строится на рисунке, макете, натуре, носит, прежде всего, занимательный хаpaктер. Только при этом можно развивать логическое мышление, память, речь. Психологами отмечено, что память детей отличается большой пластичностью, быстрым забыванием материала, нужна его смысловая перегруппировка, чтобы они его не забывали. Чтобы удовлетворить стремление детей видеть материализованные результаты своего труда, в познавательную деятельность необходимо включать больше действий и заданий пpaктического хаpaктера.
Разнообразие методов и приёмов обучения – средство решения образовательно-воспитательных задач.
Важную роль в формировании исторических понятий играет использование средств наглядности.
Наглядные пособия (картосхемы, схемы, фотокопии, картины) более эффективны, чем многословные описания, создают яркие представления о жизни и быте наших предков. Рисунки позволяют лучше воспринимать и понимать словесные объяснения. Рисунок приучает внимательно вглядываться в иллюстрации, помещённые в учебнике, что способствует обогащению исторических представлений учащихся. Для эффективности обучения глухих сам урок должен быть наглядным. Работа над наглядным материалом способствует развитию логического мышления учащихся, так как требует выполнения ряда мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения.
Для сознательного и прочного усвоения глухими исторических понятий учащиеся занимаются рисованием отдельных исторических объектов. Например, с учащимися был проведён конкурс рисунков “Семь чудес света”. Перед выполнением работы учащиеся просмотрели много иллюстраций, картин по истории, выбрали понравившийся сюжет, который запомнился из курса истории. Одна из целей – закрепление знаний по истории, повторение материала, связь с современностью, формирование и развитие способности воспринимать и оценивать явления действительности, в том числе произведения искусства и культуры, формирование эстетических вкусов и идеалов на примере лучших произведений искусства и культуры всех времён и народов. Творческая самостоятельная работа учащихся приблизила их к этим произведениям и к их восприятию.
Учащиеся 9 классов рисовали портреты декабристов и жён декабристов. Эти портреты были использованы на открытом уроке по теме “Восстание декабристов”.
Учащиеся рисовали декорации к инсценировке “Миф о Тесее” к открытому уроку по теме “Древнегреческий театр”.
Много рисунков сделано по теме “Великая Отечественная война”, до сих пор они служат уже другим учащимся при изучении этой темы.
Ребята приняли участие в изготовлении игры по теме “Мифы Древней Греции”.
Глухие учащиеся с удовольствием рисуют, выполняют все задания, пополняют наглядный материал, используемый на уроках истории.
Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и культуры, красоту и богатство родной природы. Способствуя развитию способностей к художественно-образному восприятию мира, организуются выставки рисунков. Например, после беседы “Архитектура Древней Руси” проведены экскурсии по городу “Архитектура моего города” и выставка рисунков. Выставкой творческих работ закончилась беседа “Древнерусский костюм”. Наглядным материалом для беседы “Художественное ремесло Древней Руси” послужили экспонаты школьного музея “Русская старина”.
Ребята посещают краеведческий музей города Прокопьевска, музеи школ города, выставки творческих работ, сами принимают участие в выставках.
Карта локализует событие территориально. Целесообразно пользоваться историческими, географическими и современной политической картой параллельно. Одновременный показ объекта на различных картах выpaбатывает навык ориентировки. Картографические знания, интерес к карте, умение читать её, навыки работы с ней наряду с газетой, книгой, телевидением, интернетом помогают ориентироваться в сложном меняющемся мире. Глухим учащимся интересно изучать настенные карты, они подолгу на переменах стоят у карт и показывают учителю и товарищам те города и страны, где они были, или видели по телевизору.
Заполнение контурных карт способствует запоминанию историко-географических терминов. Картосхемы и схемы дают возможность наглядно объяснить какое-либо историческое событие.
Важными средствами, помогающими добиваться сознательного усвоения исторического материала, служат технические средства обучения. Они повышают степень наглядности, организуют и направляют восприятие глухих учащихся, мышление которых носит конкретный хаpaктер. С этой целью создаю видеотеку; на уроках применяю видеоматериалы по темам “Архитектура Древнего Египта”, “Мифы Древней Греции”, “Первые русские князья”, “Ледовое побоище”, “Великая Отечественная война”, DVD-фильмы “Князь Владимир”, “Княжна Таpaканова”, “Власть царская”, “Александр Суворов”. На уроки с применением экранных пособий отбираются наиболее содержательные, яркие, эмоциональные кадры. Перед просмотром нужно найти слова и формулировки, которые потребуются по ходу демонстрации фильма. Отбирая фильмы и кадры, учитываю возрастные особенности учащихся, их знания, словарный запас и уровень развития, нужно уточнить познавательные, воспитательные и эстетические возможности отобранных экранных пособий и их соответствие теме урока.
Глухим детям интересны диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, старые картины, подборки иллюстраций, аппликации. Применение визуальных средств в обучении влияет на положительную эмоциональную окраску уроков. Эмоциональная активизация – это необходимое условие продуктивной интеллектуальной деятельности. Высшая нервная деятельность детей, особенно глухих детей, в значительной степени опирается на непосредственные ощущения и представления, полученные от предметов, картин, рисунков, конкретных явлений окружающего мира. Применение технических средств обучения создаёт условия для сохранения оптимальной работоспособности учащихся, уменьшает утомление, активизирует внимание и умственную деятельность. Многие глухие учащиеся интересуются историей, географией, политикой, у них всегда много вопросов, при обсуждении интересующих вопросов от древней истории доходим до современных проблем. Учащиеся дома смотрят исторические DVD-фильмы, потом в классе обмениваемся впечатлениями, объясняю непонятное. После летних каникул ребята приносят в школу фото, книги, путеводители по городам, где они отдыхали, рассказывают, что узнали и увидели нового по истории.
Дети работают с учебным материалом в разнообразной форме. Закрепляют материал, разгадывая кроссворды. Сильные учащиеся, разгадав предложенный кроссворд, составляют свои кроссворды. Ребята исправляют тексты с ошибками; определяют по фото или картинам что это? кто это? Любят считать, сколько лет городам, тем самым осуществляется связь с математикой.
Одно из главных средств и условий развития интеллекта школьника – игра. Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение. Во время учебных игр не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах.
У глухих учащихся вызывают интерес занимательные задания. Например, по теме “Архитектура”, постройте из слов дом от крыльца до трубы, при правильном выполнении на обратной стороне получается изображение архитектурного сооружения. Подобные задания закрепляют знание значения слов, пополняют словарный запас. Интересна игра-ромашка по разным темам, например, “Мифы Древней Греции”, нужно соотнести картинку с названием мифа. Во время фонетической зарядки я часто использую аппликации, ребята должны правильно назвать их. Провожу иллюстрированные викторины по картинам при изучении тем по культуре.
Активно использую блочное изложение материала, работу по опopным сигналам, что повышает качество знаний обучающихся. Специально для глухих учащихся нашей школы мною были разработаны, апробированы и рекомендованы к использованию схемы по темам: “Культура Древней Греции”, “Культура Древнего Рима”, “Культура Западной Европы XI–XV веков”, “Экономическое положение России в XVI веке, 1 половине XIX века, 2 половине XIX века”; кроссворды по истории для 5–10 классов, тесты по темам: “Древние славяне”, “Эпоха Петра I”, “Культура XVIII века”, “Восстание декабристов”, “Культура XIX века”, “Отечественная война 1812 года”, “История Кузбасса”, “Прокопьевск”, “Исторические науки”, “Мифы Древней Греции”, “Древний Рим”, “Жизнь и обычаи феодалов”, “Феодальное поместье”, “Великие географические открытия”, “Промышленный переворот в Англии”. Применение тестов даёт возможность своевременно выявить пробелы в знаниях.
Разумно сочетая методы и приёмы, необходимо учитывать состав класса, знания и умения учащихся, их психологические особенности. Нужно сделать урок интересным, вовлечь всех учеников в учебный процесс. Учитывая это, использую разные формы групповой работы, приём “маленький учитель”. Каждый ученик не только учится сам, но и учит других, сильные помогают слабым, даже слабые учащиеся, выполняя роль учителя, стремятся показать свои знания. При объяснении нового материала, чтобы убедиться, что учащиеся усвоили тему, предлагаю сильному ученику жестами ещё раз рассказать тему. Использую элементы коллективного способа обучения, при этом учащиеся, сравнивая количество и качество ответов учащихся своего и параллельного класса, соревнуются. Сильные учащиеся, сдав зачёт мне, могут принимать зачёты у своих товарищей.
В процессе обучения истории важно привлекать и систематизировать знания, получаемые школьниками из различных источников внеурочной информации (телевидение, кино, видеофильмы, DVD-фильмы, интернет, журналы, газеты). Глухим нравится обсуждать современные события, связывая их с прошлым.
Связь истории с современностью активизирует мышление учащихся, приучает их логически мыслить, способствует выработке у них навыка самостоятельно приобретать знания, развивает кругозор, повышает интерес к истории.
Ребёнок, стоящий перед проблемой самоидентификации, не может осознать себя гражданином России, если он не осознал себя вначале жителем конкретного региона, например, Кемеровской области. История лучше всего воспринимается сквозь призму сопричастности как история своей семьи, своего города, села.
С учащимися 5–10 классов был проведён конкурс сочинений на тему “Моя родословная” и составление генеалогического древа. Во время подготовки сочинений ребята собирали материал о своих предках, беседуя со своими родителями. Работа учащейся 10 класса Чумаковой Екатерины “Фоторепортаж из семейного альбома” была представлена на областной конкурс творческих работ “Профессии моей семьи”
Краеведение способствует духовному обогащению личности ребёнка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия. В воспитательный процесс включаются родители, бабушки, дедушки.
В 2002–2003 учебном году в школе начала работу творческая группа “Россиянин”, которая создана с целью приобщения неслышащих учащихся, лишённых в большинстве своём возможности получить в рамках семьи традиционное воспитание, к ценностям национальной культуры и воспитания патриотизма. Проводятся беседы, классные часы, экскурсии, викторины, конкурсы, выставки рисунков, оформляются стенды.
Свои особенности имеет обучение детей с дефектами слуха и интеллекта. В процессе обучения решаются задачи, поставленные перед школой глухих, которые включают формирование, развитие и коррекцию речи, и специальные коррекционные задачи, вытекающие из психофизических особенностей этой категории детей: формирование основных мыслительных операций, повышение уровня общего развития, коррекция познавательной деятельности. При обучении детей с дефектами слуха и интеллекта замедленный темп обучения обусловлен сниженными познавательными возможностями. Коррекционная направленность обучения заключается в уменьшении объёма фактического материала, упрощается способ его донесения до учеников, более сложный материал дробится на части. Особенностями обучения являются также дифференциация и индивидуализация обучения, а также ведущее место занимает работа над речью учащихся.
Таким образом, главные особенности преподавания истории в школе глухих – это наглядность и занимательный хаpaктер обучения.
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
27 05 2023 5:58:53
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
26 05 2023 11:31:42
Автор обсуждает с учащимися высказывание А.Сент-Экзюпери "Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на пpaктике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....
25 05 2023 15:59:16
Урок "Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе "Всеобщая история".
Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета.
Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям ФОС.
Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся.
Предусматривает подготовку к ЕГЭ к форме тестов.
В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником.
Домашнее задание предусматривает задание по выбору.
...
24 05 2023 23:48:38
Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра «Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....
23 05 2023 11:38:22

Интеллектуальная игра по истории «Что? Где? Когда?» – внеклассное мероприятие по аналогу телевизионной игры, расширяет у учащихся мировоззрение, отpaбатывает навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, сближает учащихся и учителей в совместной познавательной деятельности....
22 05 2023 5:58:47
Стенограмма дебатов, посвящённых фильму "12" режиссёра Никиты Михалкова (2007 год). Фильм является римейком знаменитого фильма американского режиссёра Сидни Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин".
Михалков весьма убедительно показал, что далеко не на все вопросы можно с лёгкостью ответить "да" или "нет". В том числе и на вопрос, хорош или плох фильм "12".
...
21 05 2023 0:40:46

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
20 05 2023 17:40:20
Цель данного занятия — показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве, которое не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм.
...
19 05 2023 21:42:37
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
18 05 2023 19:13:59
Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....
17 05 2023 22:59:50
Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету.
В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта.
Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории.
...
16 05 2023 6:57:44
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
15 05 2023 21:27:56
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
14 05 2023 23:41:30
Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....
13 05 2023 8:56:57

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
12 05 2023 17:30:41
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
11 05 2023 22:30:42
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
10 05 2023 4:54:29
Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта «Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-пpaктической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....
09 05 2023 10:12:57

Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....
08 05 2023 16:18:43
Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь комaнды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев.
...
07 05 2023 19:49:48
На представленном материале показано, как семейное законодательство отражает интересы супругов, опираясь на статьи Семейного кодекса РФ. Основной целью урока является добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, а также развивать навыки работы с текстом документов, данными статистики; воспитывать добропорядочных супругов, заботливых родителей....
06 05 2023 10:57:41
Предлагается конспект урока "Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т.В.
...
05 05 2023 3:26:36

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
04 05 2023 19:34:54
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
03 05 2023 0:24:36

Урок приводит пример сотрудничества учителя истории коррекционной школы и Государственного Эрмитажа, выраженного в работе учащихся, использования авторского дидактического материала ‒ опopных карточек и презентации по теме «Древняя Греция»....
02 05 2023 21:40:39

Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
01 05 2023 11:53:53

Правовая игра по обществознанию построена по принципу популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».. Цель игры: в занимательной форме расширить знания учащихся по теме «Конституция РФ»....
30 04 2023 18:29:15
Форма урока позволяет сделать урок интересным и познавательным, дает возможность научить обучаемых делать выводы, защищать свою точку зрения, работать самостоятельно, создавать компьютерную презентацию....
29 04 2023 3:15:59
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
28 04 2023 10:13:50
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
27 04 2023 1:35:38
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
26 04 2023 6:37:41
В центре данного урока - рассмотрение деятельности П.А. Столыпина, которая неоднозначно оценивается в исторической науке. Одновременно с процессом закрепления изученного материала ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса....
25 04 2023 20:24:33
Разработка урока по истории для 9-го класса. Хаpaктер материала урока способствует не только повторению, закреплению пройденного материала, но и более активному его усвоению, так как в процессе урока акцент делается на визуальное и слуховое восприятие информации личностью. Активизируется индивидуальная и групповая работа учащихся.
...
24 04 2023 4:12:16
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
23 04 2023 14:43:21
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
22 04 2023 14:40:36
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
21 04 2023 4:59:26
Целью моей работы является рассмотрение норм морали в нормативно-правовых актах.
Я считаю, что преступность – проблема номер один в нашем обществе.
Какова молодежь – таково и общество будущего. Поэтому важны не только профилактика преступления, но и особый подход к наказанию. И об этом надо говорить на уроках в школе. Материалы курса могут быть использованы на уроках истории и обществознания как отдельный компонент.
...
20 04 2023 15:11:24
Материал содержит пояснительную записку и учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ «Вспомогательные исторические дисциплины». В учебно-тематическом плане предлагается изучение одиннадцати разделов: исторические источники, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, хронология, историческая ономастика, метрология, генеалогия, система социального этикета. Для проведения занятий по курсу автором разработаны научно-методические материалы к каждому занятию....
19 04 2023 0:22:11
Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний.
...
18 04 2023 18:58:30
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь.
...
17 04 2023 20:52:15
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
16 04 2023 6:42:15
Урок ставит своей целью понимание учащимися сущности международного гуманитарного права и необходимости регулирования отношений между участниками вооруженных конфликтов. Для наиболее полного «проживания» темы основная часть урока проводится в форме дебатов....
15 04 2023 8:49:33
Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой.
...
14 04 2023 20:13:15
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения и эмоциональное отношение на проблему путей развития стран Азии и Африки, освободившихся от колониальной зависимости в XX веке. Учащиеся усваивают такие компетенции, как анализ политической ситуации в мире, высказывание точки зрения на проблемы и умение делать выводы....
13 04 2023 5:23:44
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
12 04 2023 11:25:48
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
11 04 2023 1:18:37
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
10 04 2023 7:27:32
Урок "Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л.Н. Боголюбова "Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....
09 04 2023 20:11:45
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
08 04 2023 6:47:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::