Древняя Спарта. 5-й класс
Цели:
- раскрыть особенности Спартанского государства;
- способствовать “погружению” учеников в эпоху, с целью оптимального усвоения нового материала;
- закрепить умения и навыки учащихся по составлению схем, их сравнению, умению выделять главное в ходе урока;
- расширить знания по исторической терминологии.
Оборудование:
- аппликация (картон);
- рисованная схема “Спартанское общество”;
- меловая схема “Управление в Спарте”;
- рисунок “Спартиат и илот”;
- аппликация “Аттика и Спарта”;
- “Дневники путешественника” (индивидуально);
Домашнее задание:
- § 31 прочитать и ответить на вопросы;
- в “Рабочая тетрадь” стр. 19, в. 4 – 5;
- книга для чтения “Древние греки” Е.В. Ляпустина, Б.В. Ляпустин, стр. 6 – 23, (выборочно).
I. Повторение темы прошлого урока и ввод в новую тему.
Греция была небольшой страной, но в ней образовалось несколько самостоятельных государств.
Сегодня мы отправимся в путешествие по одному из них. (Учитель раздаёт “Дневник путешественника”.)
Вопрос:
Как назывались такие государства?
Какое из них мы изучали на прошлых уроках?
Верно, наиболее значительными государствами были 2 – Афины и Спарта.
Я надеюсь, что вы хорошо знаете об Афинах, о том как там жили люди, чем
занимались, что выращивали и поэтому уверена, что сейчас, прослушав отрывок из
рассказа об Афинах, мне поможете:
Рассказ учителя “с ошибками”.
“Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много пшеницы. Здесь много рек, и поэтому всё хорошо росло, кроме оливок (оливы – деревья), которые требовали много забот и труда. Гор здесь почти нет, много плодородных долин, но, тем не менее, виноград не рос, поэтому вино завозили из других стран. Правда условия для торговли были плохими, так как вдоль берега почти не было удобных бухт, чтобы приставали корабли”.
Вопрос:
Всё ли верно в моём рассказе?
С чем вы не согласны?
А сейчас давайте вспомним состав населения в Аттике.
Схема на доске, заполняют учащиеся:
Мы помним с вами, что демос и аристократы враждовали между собой. Ни одна сторона не могла одержать верх.
Вопрос:
Какие требования выдвигал демос?
Положение начало меняться, когда архонтом избрали Солона. Но он говорил: “Я точно волк вертелся среди стаи псов”. “Стар становлюсь, но всегда многому учусь”. Почему? (Ответы учащихся.)
А сейчас мы отправимся в Древнюю Спарту.
Сами греки говорили: “Наша Эллада, – так они называли Грецию, – как бы стоит на двух ногах; одной ногой является Афинское, а другой – Спартанское государство”.
(Аппликация на магнитной доске.)
(Учитель работает с картой, рассказывает о местоположении Спарты, а дети в тетрадях выполняют задание: )
Составьте Паспорт Спарты.
Эта часть Греции – полуостров с причудливым названием Пелопоннес, что означает “остров Пелопса”. Пелопоннес и на самом деле почти остров: лишь узкий перешеек соединяет его с остальной Грецией, здесь греки – дорийцы основали город Коринф, поэтому перешеек называется Коринфским. А область называется Лаконика. Здесь протекает река Еврот.
(Учитель проверяет, что вошло в Паспорт.)
При наличии времени – рассказ учащегося “Миф о Пелопсе” (см. Кун А.И. “Легенды и мифы Древней Греции”)
В Лаконике было много плодородных земель, особенно в долине реки Еврот; удобных бухт мало, берег заболоченный, мели.
Учащиеся сравнивают с Аттикой.
Но раз здесь хорошая земля, то наверное можем мы предположить, чем занималось население (Да, земледелием!) А вот и не так. Когда-то эту землю захватили дорийцы и поработили жившее в этих областях греческое население, а плодородные земли забрали себе. Они объединили несколько поселений в город Спарта и стали называться спартанцами (или спартиатами). Они, подчинив местное население превратили его в крепостных крестьян – илотов (в рабов).
Схема “Спартанское общество” (аппликация).
Это общество напоминает нам общество ещё одной страны древности, где люди были поделены на группы и ни из одной нельзя было переходить в другую.
Вопрос:
Какая это страна? (Индия)
Как назывались эти группы? (Касты)
Сейчас мы узнаем о жизни илотов от них самих.
Рассказ детей-илотов о себе (2 человека) – ролевая ситуация (в театральных костюмах). Запись в словарь “криптия”. (О.В. Волобуев, А.В. Шестаков “История Древнего мира в художественно-исторических образах”, М. “Просвещение”, стр 130.)
Для того чтобы держать илотов в повиновении нужна была сильная власть.
II. Управление в Спарте.
Прочитайте в учебнике текст на стр. 144 и заполните сами.
Проверка на доске (с обратной стороны) схема и дополнения учителя (термины).
III. Спарта – военный лагерь.
Спартанцы считали достойным занятием только войну. Они были храбрыми, упрямыми, дисциплинированными, упopными воинами и имели хорошее вооружение: копья, мечи, щиты, панцири, боевые колесницы.
Город Спарта не имел крепостной стены: его жители считали себя непобедимыми в открытом поле и наводили страх на всех соседей.
Вся жизнь спартанца проходила в военных упражнениях. До 30 лет (совершеннолетия), он бывал только по праздникам, как гость. В 30 лет получал от государства надел земли и мог жениться.
Женщины – спартанки считались в Элладе самыми свободными и независимыми. Они получали спортивную подготовку наравне с мужчинами и даже участвовали в общегреческих играх, посвящённых богине Гере; они властвовали в доме, пока мужчины занимались военным делом; они сами воспитывали дочерей до замужества, а сыновей до 7 лет, когда их переселяли в военные лагеря.
Так как жители Спарты не имели права владеть золотой или серебряной монетой, заниматься торговлей или ремеслом (кроме мастеров – оружейников); а земли их обpaбатывали илоты, то земля Спарты не дала Элладе ни одного художника, поэта или учёного.
В еде были неприхотливы.
(Годер Г.И.: “Просвещение”, Задания и задачи по истории древнего мира, 1996г, стр. 83.)
Рассказ учащегося “О вкусах не спорят”.
И хотя в Греции считали спартанцев неучами, нельзя забывать о том, что они много заботились о физическом здоровье детей – они много времени проводили в физических военных упражнениях; их делили на разные возрастные группы – “стада”. Целью воспитания было вырастить физически крепкого и ловкого для рукопашного боя воина, не умеющего рассуждать и привыкшего повиноваться. Учили их и музыке, и пению, кратко и чётко говорить – “лаконично”.
Пример: “С ним или на нём” (щит), – сказала мать сыну.
(Годер Г.И. Рабочая тетрадь.)
Вот что мы сегодня узнали о Спарте. Теперь откройте свои “Дневники путешественников” и запишите, что мы узнали.
Закрепление.
- В ходе урока (работа с “Дневниками путешественника”).
- Исторический диктант (1/2 тетрадного листка).
Исторический диктант.
Диктую слова, а ребята должны их правильно вписать (под нужными словами).
Афины
Илоты |
Спарта. (С.) |
3. Кроссворд (на большом листа ватмана).
Оценка на уроке с их мотивацией.
«Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6-м классе....
18 03 2024 5:36:50
Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....
17 03 2024 17:11:53
Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России. Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное прострaнcтво. ...
16 03 2024 5:18:34
Внеклассное мероприятие по истории проведено в рамках тематической недели истории и литературы, посвящённой творчеству А.С. Пушкина. Цель проведения – расширение представлений учащихся о творчестве Пушкина, об особенностях эпохи начала XIX в.; формирование активной гражданской позиции учащихся....
15 03 2024 20:46:22
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
14 03 2024 2:24:31
Урок по теме "Древняя Греция. Греки и критяне" разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы Power Point. Это позволило сделать урок более динамичным и интересным, эмоционально оживить его. Ученик "погружается" в обстановку изучаемой исторической эпохи, облегчается процесс запоминания необходимой информации за счёт использования большого количества иллюстративного материала из разных источников....
13 03 2024 17:58:14
Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной пpaктике обучения взрослых....
12 03 2024 3:53:54
Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....
11 03 2024 16:23:42
В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным. ...
10 03 2024 20:48:28
С помощью курса реализуются задачи формирования умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом, как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому....
09 03 2024 16:20:58
Дидактическая игра позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его. Проводится с учащимися 9–11-х классов. ...
08 03 2024 3:25:29
В старших классах часто использую прием «Стратегия эффективной лекции» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор хаpaктерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....
07 03 2024 13:10:22
На занятии использованы следующие методы: мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один из механизмов решения проблемных вопросов: "шкала мнений", работа в малых группах, работа с документами. Участники занятия обсудят противоречия общественного прогресса, предложат на основе документов критерии прогресса. Данное занятие может быть использовано в курсе обществознания в разделе: "Общество" в 10-м классе....
06 03 2024 21:44:43
В основе педагогической деятельности лежат три основополагающие педагогические технологии, которые позволяют реализовать цели компетентностного подхода в обучении. Это личностно-ориентированная технология, активное и проблемное обучение. Цель: использование комбинированных технологий в зависимости от типа и целей урока. Это важно для будущего профессионального образования и самообразования, для достойной жизни в обществе. ...
05 03 2024 8:55:39
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта. На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка. ...
04 03 2024 8:22:23
Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....
03 03 2024 14:35:56
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
02 03 2024 9:55:27
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы". В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе. ...
01 03 2024 8:49:47
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
29 02 2024 1:12:30
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
28 02 2024 15:27:23
На уроке использована презентация; отрывки из документальных фильмов: Забытая война. Накануне. Первая Мировая. Самоубийство Европы; отрывок из речи В.В.Путина на открытии памятника Героям Первой Мировой войны на Поклонной горе в 2014 г. Студенты вспомнили имена конкретных участников и героев войны и прочувствовали свою причастность к нашей истории....
27 02 2024 18:37:33
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
26 02 2024 1:34:45
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
25 02 2024 9:42:31
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
24 02 2024 13:15:10
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
23 02 2024 14:59:22
Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....
22 02 2024 15:50:51
В работе представлена методическая разработка урока истории в игровой форме, которая способствует активизации познавательных способностей, творческой самореализации детей, повышает интерес к предмету....
21 02 2024 16:36:58
На уроке у учащихся формируются представления о происхождении и назначении денег, их функциях; развиваются умения анализировать, делать выводы, использовать жизненный опыт при решении проблемных задач....
20 02 2024 1:29:56
На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...
19 02 2024 13:13:48
Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....
18 02 2024 17:14:31
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
17 02 2024 12:40:41
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
16 02 2024 11:32:29
Разработка урока истории в 7-м классе с использованием технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала и информационно-коммуникационной технологии. Во время проведения урока учащиеся были активны на всех этапах урока (работали с документами, материалами учебника, картами, ОК, сравнивали, выполняли тесты и проблемные задания). Составление заданий для учеников было ориентировано на типы заданий ГИА, ЕГЭ....
15 02 2024 8:11:31
Подготовка к ЕГЭ по обществоведению. На уроке учащиеся получают теоретические знания по проблеме, отpaбатывают умения решения ситуативных задач, выполняют задания ЕГЭ; работая с материалами периодической печати, подбирают примеры, иллюстрирующие теоретические знания, анализируют статистические материалы.....
14 02 2024 6:27:16
На уроке ведется рассказ о подвиге сотрудников Ленинградского зоопарка. Необходимо помочь детям осмыслить и понять мopaльную значимость их героических усилий, неоценимый вклад в дело борьбы за независимость своей Родины. ...
13 02 2024 20:38:27
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
12 02 2024 3:18:50
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
11 02 2024 12:10:18
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
10 02 2024 11:12:27
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
09 02 2024 14:47:44
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....
08 02 2024 16:45:31
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
07 02 2024 17:30:42
Данный урок разработан для учащихся 9-го класса. Урок может быть использована как в курсе истории Отечества, так и при изучении вопросов связанных с региональным компонентом. Использование на уроке ТСО повышает познавательный интерес у детей, что, несомненно, сказывается на уровне усвоения данного материала....
06 02 2024 6:51:26
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
05 02 2024 18:10:23
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
04 02 2024 13:30:36
Тесты по истории ЯНАО составлены с целью осуществления контроля знаний учащихся по курсу истории ЯНАО. Они составлены по материалам: "Исторический атлас ЯНАО" (Голикова И.А., Квашин Ю.Н., Сазонов А.В., 1999,издательство ДИК), и "Методические рекомендации по работе с "Историческим атласом ЯНАО" (А.Ф. Макеев, Л.И. Реховская, Салехард, 2001). Рассчитаны для использования как на уроках по истории России (где изучение НРК выделено в процентном соотношении), так и по курсу "История Ямала" для 7-11-х классов....
03 02 2024 8:29:27
Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....
02 02 2024 9:19:29
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
01 02 2024 4:48:30
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
31 01 2024 16:48:57
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии. ...
30 01 2024 7:12:56
Авторская программа по краеведению "Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...
29 01 2024 21:10:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::