Наши предки древние славяне
Программное содержание:
- Обучающие задачи: углубллять, уточнять представление детей о Родине России, познакомить детей с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова" предки ".
- Развивающие задачи: воспитывать у детей любознательность, расширять и систематизировать знания детей об историческом прошлом нашей страны.
- Воспитательные задачи: воспитывать чувство восхищения трудолюбием наших предков, уважительное отношение к истории страны.
Словарь: предки, славяне, частокол, археологи, поселение, Русь.
Ход занятия
В: Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле!
Вы наверное знаете, как называется наша страна?
Дети: Россия.
В: Правильно. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя - Россия. Но не всегда наша страна называлась Россия. Давным-давно она называлась Русь. И жизнь людей была совсем не такой как сейчас.
Ребята, вам хотелось бы узнать, как люди жили раньше, чем занимались?
Дети: Да.
В: Послушайте стихотворение Джанни Родари "Всеобщая история".
Поначалу в жизни нашей
Было все не так, как надо.
Много сил вложили люди,
Чтобы сделать Землю садом.
Не было нигде тропинок,
Чтоб подняться в горы.
Без мостов речушки были,
Недоступны, словно море.
Не было нигде скамеек,
Чтоб присесть усталым.
Не найти нигде кроватей,
Не большим, ни малым ...
Были только у людей
Руки - только руки.
И трудился предок наш
И не знал он скуки.
В: Ребята, в те далекие времена, когда не было на земле ни вас, дорогие дети, ни ваших родителей, ни ваших бабушек и дедушек, ни даже нашей страны России, на берегах рек, в лесах селились наши далекие предки.
Ребята, а вы знаете кто такие предки?
Дети: Нет.
В: Предки - это люди, которые жили на нашей земле иного, много веков назад.
Ребята, а вы хотели бы заглянуть в те далекие времена, когда жили наши предки?
Дети: Да.
В: Тогда сядьте на корточки и закройте на секунду глаза, представьте, что мы с вами попали в давние - давние времена.
(аудиозапись: шум леса, голоса птиц.)
Дети встают, открывают глаза,( видят 1 слайд)
В: Ребята это наши предки. Они первыми поселились на территории русской земли и назывались древние славяне. Давайте повторим все вместе это слово.
А вы знаете, что обозначает это слово?
Дети: Нет.
В: Славяне ребята значит славные, хорошие люди. Славяне были сильными, мужественными людьми. Очень добрыми и гостеприимными. Давайте посмотрим как они выглядели. Какого они были роста?
Дети: Обычного.
В: Они были высокого роста. Какого цвета у них глаза, волосы?
Дети: Гoлyбые глаза, светлые волосы.
В: Да, древние славяне были высокого роста, с гoлyбыми глазами, светлыми волосами. Жили древние славяне много тысяч лет назад по берегам рек, на большой лесной равнине, в деревянных домах.(2,3 слайд) Давайте попробуем создать на столе макет из той жизни. Дома славян назывались - срубы, строили их из бревен сообща помогая друг другу. Одному человеку было не справиться с тяжелыми бревнами. Да и не выжить было человеку в те далекие времена в одиночку. Поэтому они жили все вместе. Нужно было защищаться от диких животных, и от врагов, поэтому вокруг поселка строили высокую, колючую изгородь - частокол. (Для макета: река, дом, звери, изгородь, люди). Посадить детей на стульчики.
В: Ребята, а как вы думаете если славяне жили около леса, чем они занимались?
Дети: Охотились, ходили в лес за грибами, ягодами.
В: Да, ребята мужчины занимались охотой, рыболовством, женщины собирали в лесу грибы, ягоды, лекарственные растения: ведь аптек тогда, еще не было. И так как человеку одному было трудно выжить, славяне жили большими группами - племенами. За то, что дома славян были из дерева их поселения стали называть деревнями. Вот откуда появилось название деревня. Враги часто называли славян Русью, поэтому и земли на которых они поселились, стали со временем называть русскими землями. Но славянам надоело, есть только рыбу и ягоды. И они стали потихоньку осваивать
землю. Для этого они расчищали в лесу участки от деревьев, распахивали землю, сеяли зерно. Так славяне научились выращивать хлеб. Им приходилось очень много работать, чтобы вырастить хлеб. Ребята, а как вы думаете, были в те времена машины, которые бы помогали людям?
Дети: Нет.
В: В те времена не было никакой техники, машин, и славянам все приходилось делать в ручную. Пахать землю, сеять семена, собирать урожай, молоть зерно, печь хлеб. Ребята, а как вы думаете, магазины были в те времена?
Дети: Да.
В: Магазинов в те времена не было, поэтому людям все приходилось делать самим. Ребята! А если не было магазинов, где же наши предки брали одежду, обувь, посуду?
Дети:
В: Ребята славяне сами ткали ткани и шили из нее одежду, плели обувь, изготавливали из глины и дерева посуду. Инструменты для работ, оружие для охоты все славяне изготавливали своими руками.
Вот какими трудолюбивыми были наши предки. И среди них были такие, которые делали посуду, копья, одежду лучше других. Так появились первые ремесла и мастера. Ребята, а как вы думаете, откуда же люди узнали как жили наши предки?
Дети: ...
В: Я расскажу вам ребята, вы хотите об этом узнать?
Дети: Да.
В: А узнать нам о жизни наших предков помогают специальные люди археологи. Давайте повторим все вместе это трудное слово. Археологи - это ученые, которые ведут раскопки и находят при этом различные остатки предметов. Рассматривая их, они догадываются, как жили люди раньше, чем занимались. Ребята, а вы хотели бы на время стать настоящими археологами?
Дети: Да.
В: Сегодня ваша мечта может осуществиться. Мы поиграем с вами в игру "археологи" и вы будете археологами. Вам нужно надеть фартуки, взять лопатки, кисточки, засучить рукава и подойти к месту, где будут вестись раскопки.
(воспитатель показывает)
Археологи осторожно работают инструментами, стараясь ничего не сломать, не повредить, ведь предметы очень старые и пролежали под землей много лет. Найденный предмет они обметают кисточкой и складывают в специально отведенное место, чтобы потом рассмотреть и изучить.
(дети ведут раскопки, найденные предметы складывают на скатерть. В песке спрятан целый сюжет: уголь, куриные косточки, наконечники стрел, остатки глиняной и деревянной посуды, камни, отпечаток лаптя. Дети моют руки и собираются около стола с находками)
В: Ребята вам понравилось быть археологами?
Дети: Да.
В: А сейчас посмотрите внимательно на найденные предметы и подумайте, что они могут рассказать нам о жизни людей в далеком прошлом. Например о чем может рассказать нам уголек? (все найденные предметы)
Дети:
Воспитатель показывает слайды и делает с детьми выводы.
В: Ребята, а теперь нам пора возвратиться в д\с. (закрывают глаза, звучит музыка). Вот и закончилось наше путешествие в далекие времена. Ребята
теперь вы знаете кто такие предки? \'
Дети:
В: Как назывались наши с вами предки?
Дети: .
В: Трудно им было жить в то время? Почему?
Дети: ...
В: Наверно об этом обо всем вы расскажете своим друзьям, другим детям в своей группе. До свидания.
Приложение.
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения. ...
18 03 2024 10:41:55
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание. ...
17 03 2024 23:36:11
Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....
16 03 2024 1:38:30
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
15 03 2024 12:54:34
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
14 03 2024 4:43:19
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
13 03 2024 14:31:14
Целью урока является знакомство учащихся с ходом монгольского нашествия, определение причины поражения русских княжеств от войск Батыя. Урок включает в себя работу с картой и историческими источниками, самостоятельный поиск учебного материала. Даны приложения к уроку: презентация, самоанализ урока в виде презентации, системно-деятельностная основа урока. ...
12 03 2024 11:57:37
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
11 03 2024 14:45:32
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
10 03 2024 22:44:49
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
09 03 2024 8:21:51
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...
08 03 2024 17:28:30
Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам. ...
07 03 2024 0:31:29
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
06 03 2024 8:47:30
Данный урок рассматривает процесс вхождения Древнерусского государства в период раздробленности. Цель урока – формирование у обучающихся знаний о развитии Древнерусского государства во II половине 12 века, выявление причин раздробленности. Работа с историческими документами способствует развитию критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков обучающихся....
05 03 2024 17:31:28
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему. ...
04 03 2024 16:26:17
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
03 03 2024 6:23:22
Рациональным зерном урока явилась постановка и решение проблемной задачи, что является новым приёмом для 7-го класса. Ребята благодаря цепочке выводов по отдельным моментам урока сумели дать исчерпывающий интересный ответ на проблемный вопрос. Данный урок расширил кругозор учащихся и дал новые знания о труде и системе оплаты труда....
02 03 2024 1:42:35
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
01 03 2024 20:41:17
Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции. ...
29 02 2024 14:35:38
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
28 02 2024 12:30:26
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
27 02 2024 17:43:58
Рабочая программа по истории для 10—11-х классов разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. Мониторинг уровня подготовки обучающихся дополнен инструментарием, который может быть использован учителем для отслеживания индивидуального развития учащихся. В организации проектной деятельности используется информационно-методическая карта....
26 02 2024 1:12:21
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
25 02 2024 16:13:34
В данном материале представлена разработка урока с использованием активных форм обучения и технологии критического мышления. Цель урока: сформировать представление о трудностях торговли, важнейших путях и центрах международной торговли в Европе. Развивать умения анализировать и работать с учебником....
24 02 2024 10:25:34
Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три комaнды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов комaнд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....
23 02 2024 9:44:45
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
22 02 2024 16:48:56
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
21 02 2024 19:27:24
Деловая игра посвящена 20-летию Думы Астpaxaнской области и призвана расширить правовые знания учащихся, способствовать формированию их гражданской позиции. Учащиеся повторяют обществоведческий материал и применяют свои знания, решая правовые ситуации. Творческое домашнее задание призвано обратить внимание детей на проблемы жителей села и попытаться найти правовое решение....
20 02 2024 13:47:21
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
19 02 2024 8:28:48
Урок проводится в виде объяснения нового материала, включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданным учителем. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп....
18 02 2024 22:48:40
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов. ...
17 02 2024 10:16:25
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
16 02 2024 5:24:46
Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны. ...
15 02 2024 9:45:35
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
14 02 2024 18:22:47
Повторительно-обобщающий урок разработан в технологии критического мышления, которая предполагает перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Цель урока: способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина....
13 02 2024 12:18:35
Что такое патриотизм? Какими средствами можно воспитать это чувство в маленьком человеке, чтобы он вырос настоящим гражданином? Патриотизм, прежде всего – это гордость, гордость за свою страну, за свой народ. Благо жителю России, россиянину, есть чем гордиться. Но поистине днем, связанным в нашей истории с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины, является 9 мая – День Победы. Мной разработана целая серия вечеров памяти и внеклассных мероприятий, посвященных героическим подвигам простых защитников Родины, под общим названием «Война и судьба человека»....
12 02 2024 10:50:20
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
11 02 2024 14:38:14
Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края. ...
10 02 2024 12:40:46
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спopных случаях это делать полезно....
09 02 2024 13:45:10
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
08 02 2024 19:51:48
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
07 02 2024 5:16:28
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
06 02 2024 8:22:31
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
05 02 2024 2:50:47
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
04 02 2024 15:48:26
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
03 02 2024 23:10:16
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
02 02 2024 23:17:24
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
01 02 2024 6:58:21
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
31 01 2024 19:41:21
Урок-портрет посвящен московскому князю Даниилу Александровичу (1261-1303 гг.). Путем анализа письменных источников и изображений князя определяется его вклад в становление и развитие Московского государства. Дается образная хаpaктеристика исторической личности, которая содействует воспитанию любви и к малой родине - городу Москве. ...
30 01 2024 14:18:23
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
29 01 2024 22:44:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::