Информационное сопровождение учащихся профильных классов в процессе изучения курсов истории и обществознания
Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует формирования человека нового типа – конкурентной, инициативной личности, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения, реализовать себя в условиях непрерывного обучения. Таков государственный заказ системе образования, сформулированный Президентом РФ Д.А. Медведевым, в Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” (2010г.) [1].
Важнейшим средством формирования и развития личности нового типа в условиях информационного общества является профильное обучение. Оно стало реальностью для многих российских школ. Его востребованность со стороны школьника - главного участника образовательного процесса - вполне понятна, так как именно такое обучение позволяет приобрести не только определенную сумму знаний, но и способствует развитию его личности, познавательных и созидательных способностей, необходимых для дальнейшего профессионального и личностного самоопределения.
Этот процесс неразрывно связан с умением личности работать с информацией, объем которой постоянно увеличивается. Федеральные государственные образовательные стандарты по истории и обществознанию требуют от 15-16-летнего молодого человека, осознанного умения “выделять вопросы для сравнения информации из нескольких источников”; способностей “принимать решение о завершении сбора информации; систематизировать данные; обосновывать использование источников разного вида; делать выводы на основе критического анализа; подтверждать вывод собственной аргументацией или данными” [2]. Опыт работы автора настоящей статьи в классе социально-гуманитарного профиля убеждает в том, что даже подготовленные учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе с информационными ресурсами, без которых абсолютно немыслима подготовка проектов, докладов, рефератов, исследовательских работ, семинарских и пpaктических занятий. Серьезные дефициты российских учащихся в сформированности ряда важных умений (осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; интерпретировать научные факты и данные исследований; выявлять научные факты и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и прикидки) подтверждают и результаты международного исследования PISA(Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), проведенного в 2009 г. По перечисленным выше показателям российские школьники заняли 38-40-е места из 65 стран, участвовавших в исследовании [3]. Таким образом, формирование умений и качеств, необходимых для обучения в классах различного профиля, невозможно без специально организованного учителем информационного сопровождения.
Под информационным сопровождением мы будем понимать деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области.
Мы полагаем, что информационное сопровождение учащихся на ступени профильного обучения включает:
- обеспечение школьников достоверной информацией о материалах, рекомендуемых к использованию в учебном процессе в конкретной предметной области;
- обучение школьников алгоритмам работы с информацией, в том числе размещенной в сети Интернет;
- организацию предметных консультаций, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий;
- рецензирование и проверку учебных заданий, творческих работ учащихся, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Информационное сопровождение должно осуществляться постоянно, однако особую роль оно играет в процессе подготовки к предметным олимпиадам, научной работы, проекта, длительного отсутствия учащегося на занятиях по болезни, отмены школьных занятий вследствие чрезвычайных обстоятельств.
Информационное сопровождение учащихся на ступени профильного обучения может осуществляться двумя способами. Первый - традиционный, когда взаимодействие учителя и учащихся происходит непосредственно в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций. Второй – с помощью информационно-коммуникационных технологий. Эти технологии существенно расширяют возможности учителя в организации информационного сопровождения школьников, обучающихся в специализированных профильных классах.
Для стремительно развивающихся информационных технологий сети Интернет проблема достоверности и качества информационных ресурсов становится чрезвычайно актуальной. Эта ситуация ставит и учителя, и учащихся перед серьезным выбором: на какие ресурсы опираться при изучении отдельных разделов различных курсов, какие материалы использовать для подготовки проектов. Таким образом, задача учителя - подобрать нужные ресурсы и сориентировать в них школьников. Информационные ресурсы, рекомендуемые учителем, могут быть представлены в виде каталогов файлов, статей, а алгоритмы работы с информацией изложены в специальном методическом пособии, представленном как в электронном, так и “бумажном” вариантах.
Организация предметных консультаций, рецензирование и проверка учебных заданий, творческих работ учащихся может осуществляться несколькими способами.
Самый простой из них – электронная почта. Электронная почта (E-mail) - система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Важным свойством электронной почты, привлекательным для организации профильного обучения, является возможность реализации асинхронного обмена информацией.
Чтобы использовать электронную почту, достаточно освоить несколько комaнд почтового клиента для отправки, приема и обработки информации. Пpaктически все учителя и учащиеся имеют сегодня почтовые ящики на различных почтовых серверах. При таком варианте взаимодействия им остается только обменяться адресами. Посредством электронной почты можно передавать по компьютерным сетям любую информацию (текстовые документы, изображения, цифровые данные, звукозаписи и т.д.). Такая сервисная служба реализует:
- редактирование документов перед передачей,
- хранение документов и сообщений,
- пересылку корреспонденции,
- проверку и исправление ошибок, возникающих при передаче,
- выдачу подтверждения о получении корреспонденции адресатом,
- получение и хранение информации,
- просмотр полученной корреспонденции [4].
Электронная почта позволяет учащимся задавать вопросы учителю и получать ответы на них; пересылать выполненные задания, исследовательские работы, проекты, как уже законченные, так и находящиеся в процессе разработки, для получения отметок, комментариев, методических рекомендаций; а учителю - высылать учащимся планы семинарских занятий, списки литературы к различным курсам, методические пособия, ссылки на различные веб-ресурсы, причем осуществлять такие рассылки сразу по нескольким адресам (почтовые списки). Таким образом, например, была подготовлена работа ученицы 10 класса “Рыцарь долга и чести” (о генерале В.О.Каппеле), занявшая I место на окружной и II место на областной научно-пpaктической конференции учащихся.
Наличие у учителя собственного сайта в сети Интернет существенно расширяет возможности информационного сопровождения учащихся профильных классов в предметной области. На своем сайте учитель может создать специальную страницу “Профильное обучение”, где будет размещать методические рекомендации, списки литературы, ссылки на необходимые школьникам веб-ресурсы, планы семинарских занятий, наиболее интересные работы самих учащихся профильных классов.
Большинство бесплатных хостингов, предоставляющих возможность создания веб-сайта, предлагают стандартные модули, которые также могут быть использованы в процессе информационного сопровождения учащихся профильных классов. Например, в новостном модуле учитель может разместить объявления о появлении новых материалов на странице “Профильное обучение”; модули “Вопрос-ответ” (FAQ) и “Мини-чат” позволяют давать короткие консультации учащимся по различным вопросам. В модуле “Форум” не только учитель будет организатором консультационных линий в предметной области, но и сами учащиеся смогут создавать темы для обсуждения.
Информационное сопровождение учащихся профильных классов может осуществляться и с помощью программы Скайп (Skype). Скайп (Skype) – это программа, позволяющая общаться через сеть Интернет со своими учениками, коллегами, друзьями, родственниками по всему миру. Возможности программы чрезвычайно велики. Она позволяет: вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями с различными корреспондентами, так же как и в других программах вида ICQ; при наличии микрофона и наушников общение происходит так, как оно осуществляется по телефону, а при наличии веб-камеры разговор превращается в видеоконференцию. Скайп (Skype) позволяет организовать общение в чате как с одним человеком, так и с десятками тех, будет в него приглашен. Таким образом, общение учителя и учеников, учеников между собой превратится в телеконференцию.
Телеконференция - это конференция, проводимая между удаленными участниками с помощью телекоммуникационных технологий. Любой ее участник может: послать свое сообщение, высказав в нем свое мнение по поводу обсуждаемого предмета, которое после его размещения на сайте конференции или в области сообщений, сразу же попадает в поле зрения всех участников конференции и вызовет их ответные сообщения; задать свои вопросы участникам телеконференции - ученикам или учителю; ответить на вопросы других участников и модератора, высказывая свое мнение или делясь информацией с другими; читать сообщения других; участвовать в дискуссии. При этом важно, не упуская предмет обсуждения из виду, лаконично, понятно и достаточно аргументировано выразить свою мысль. Сообщение должно быть корректным и предполагать возможность дальнейшего обсуждения; отсылать свои сообщения в адрес учеников или учителя в любое время в рамках телеконференции; одновременно участвовать в обсуждении сразу нескольких тематических направлений [4] .
Так же, как и в других программах, Скайп (Skype) позволяет пересылать файлы, вести записную книгу, получать новости, заходить на другие конференции, тема которых интересна учителю и ученикам, а также позволяет осуществлять поиск информации, не закрывая программы, с помощью панели инструментов Google (панель инструментов настраивается при установке программы). Программа Скайп (Skype) работает на самых известных платформах: Windows, Linux, Mac OS X, Pocket PC.
Процесс становления новой системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и пpaктике учебно-воспитательного процесса. Традиционные технологии обучения уступают место новым, среди которых и информационно-коммуникационные. Как показывает пpaктика, без них уже невозможно представить ни современную школу, ни современного человека. Пpaктика показывает, что использование ИКТ в организации процесса информационного сопровождения учащихся профильных классов приводит к повышению эффективности обучения за счет изменения уровня его индивидуализации и дифференциации, создания дополнительной мотивации к обучению, следовательно, способствует формированию компетентной, конкурентной, самостоятельной, инициативной личности.
Список литературы
1. Национальная образовательная инициатива “Наша новая школа”. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://mon.gov.ru/dok/akt/6591-05.11.2010.
2. Сборник нормативных документов. История. Сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004.
3. Исследования: PISA - 2009. Результаты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09.htm - 05.01.2011
4. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/autor.html - 05.11.2010

Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
09 08 2022 1:25:42
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
08 08 2022 6:28:49
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся при составлении портрета своего родного села. На уроке формируется представление об историческом прошлом своей местности, выявляются выдающиеся люди села, оставившие яркий след в истории нашего края....
07 08 2022 1:46:49
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
06 08 2022 1:28:17
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
05 08 2022 17:49:26
Исследовательская работа по теме....
04 08 2022 7:10:19
Автор приобщает школьников к продуктивной творческой деятельности и развивает у них вопрошающее отношение к прошлому, настоящему и будущему. Непременным условием эффективного изучения бытовой повседневной жизни, нравов эпохи, ментальности людей является реконструкция в представлениях учащихся прошлого, которая невозможна без опоры на воображение школьников, умения соединять отдельные элементы культуры и быта в целостную систему образов эпохи, цивилизации....
03 08 2022 6:19:24
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
02 08 2022 1:53:16
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
01 08 2022 10:16:58
Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....
31 07 2022 20:59:58
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
30 07 2022 11:45:55
Работа в группах вызывает положительные эмоции, позволяет без излишнего напряжения решать познавательные задачи, стимулирует творческую деятельность учащихся, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания. Одной из важнейших задач является развитие творческой мысли учащихся, умения самостоятельно добывать знания и находить им пpaктическое применение. ...
29 07 2022 22:54:48
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
28 07 2022 22:48:46
Подготовка к ЕГЭ по обществоведению. На уроке учащиеся получают теоретические знания по проблеме, отpaбатывают умения решения ситуативных задач, выполняют задания ЕГЭ; работая с материалами периодической печати, подбирают примеры, иллюстрирующие теоретические знания, анализируют статистические материалы.....
27 07 2022 17:37:11
Для формирования личности ребенка очень важна культурологическая составляющая его развития. Рационально увеличение времени изучения культурного наследия за счет внеурочной деятельности. Предлагаемый ресурс знакомит с Эрмитажем – не только музеем, но и удивительным миром, полным чудес; развивает ключевые компетентности учащихся....
26 07 2022 12:28:42
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
25 07 2022 14:22:45
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
24 07 2022 8:35:18
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения.
...
23 07 2022 7:35:42
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
22 07 2022 19:19:23
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....
21 07 2022 15:44:32
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
20 07 2022 18:37:37
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
19 07 2022 9:11:40
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
18 07 2022 8:42:26
Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....
17 07 2022 23:55:50
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала.
...
16 07 2022 19:15:24
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе.
...
15 07 2022 8:26:25
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
...
14 07 2022 1:55:25
Урок обобщает знания учащихся о глобальных проблемах современности. Показывает их взаимосвязь и взаимодействие, акцентирует внимание на необходимости совместных усилий для их решения....
13 07 2022 11:31:41
Цель данного занятия — показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве, которое не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм.
...
12 07 2022 14:28:40
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
11 07 2022 0:13:16
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны.
...
10 07 2022 6:53:44
На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....
09 07 2022 3:59:58
Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части.
...
08 07 2022 2:19:24
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
07 07 2022 3:39:59
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
06 07 2022 19:35:36
Данная разработка контрольно-обобщающего урока может быть использована в 9-м классе на истории России при закреплении материала по данной теме. Урок содержит разноуровневые задания как репродуктивного, так и проблемного хаpaктера, а также тест и кроссворд, которые позволят объективно оценить знания учащихся по данной теме....
05 07 2022 3:14:40
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
04 07 2022 18:59:38
Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века.
...
03 07 2022 10:52:17
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....
02 07 2022 5:12:27
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
01 07 2022 18:42:45
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
30 06 2022 14:36:36
Отличительной особенностью урока является то, что в нём используется инсценировка ситуаций, документы предоставлены на языке времён Петра Великого. Урок проходит в красочной обстановке. Задания требуют от учащихся применения основных мыслительных операций и активности.
...
29 06 2022 9:12:56
Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....
28 06 2022 9:24:17
В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в прострaнcтве современного города....
27 06 2022 6:31:13
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
26 06 2022 19:41:23
Данная игра построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии....
25 06 2022 10:50:58
В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности.
...
24 06 2022 1:15:30
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии.
...
23 06 2022 0:10:11
Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....
22 06 2022 13:35:26
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников.
...
21 06 2022 23:11:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::