Исторические личности в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Исторические личности в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"


    Исторические личности в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Цели урока:

  • дать историческую оценку личностям XVIII века Е.Пугачеву и Екатерине II;
  • уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы, оценивать свою работу.

Главное: какими человеческими качествами наделил их А.С.Пушкин.

Воспитательная цель: формирование интереса детей к истории России; общечеловеческие ценности, утверждаемые А.С.Пушкиным: добро, честь, благородство, верность любви, стойкость.

Оборудование: слайды по проектору, рабочие листы.

Учителя использовали метод проблемного изложения по технологии развивающего обучения: диалоговое обучение на фоне интеграции смежных предметов: литературы и истории; использование музыки и живописи как вспомогательных элементов в раскрытии художественного образа литературных героев. На уроке так же работают принципы развивающего обучения как опережающие задания, рефлексия – самооценка учащимися своей работы. Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

План урока.

  1. Диалог Пугачева с Гриневым. Отрывок из главы повести “Капитанская дочка” Мятежная слобода.
  2. Введение. Целевая установка учителя
  3. Краткая хаpaктеристика истории России XVIII века.
  4. Оценка учащимися – литературоведами, искусствоведами хаpaктеристики Е.И.Пугачева
  5. Оценка деятельности Екатерины II
  6. Заключение

Ход урока

I. Введение. Диалог Пугачева с Гриневым. Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку. (Алеша и Захар.)

Учитель литературы: Безумство храбрых – вот мудрость жизни. Мудрость жизни или бунт страдания? Смелому орлу дано жить недолго, зато он вечно свободен и силен своей мудростью, независимостью. Сегодня, на уроке каждый из нас попытается пропустить через себя эпоху II половины XVIII века, когда произошло крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачева. Мы составим переход от исторического факта к литературным образам.

Историческая тема проходит через всю повесть А.С.Пушкина, он интересовался прошлым, много ездил, копался в архивах, изучал “Историю государства Российского” Карамзина, русские летописи. “История народа принадлежит поэту”, – писал он.

Целевая установка учителя. На уроке будем работать в 3-х условных группах.

I группа – литературоведы , должны обсудить образы Екатерины II и Пугачева: какими людьми они обрисованы; II группа – историки, они дают беспристрастную оценку деятельности личностей; III группа – искусствоведы: образы великих людей в живописи, музыке.

Учитель истории: Итак, XVIII век. Величественный XVIII век! Век Екатерины II. Эпоха царствования Екатерины II по исторической оценке. (Приложение 1 Слайды.)

Ученик – историк : Императрица Екатерина II царствовала 34 года.

Что приобрела Россия за 34 года, которые назвали целой эпохой. Укрепление державы. Российская империя достигла такого влияния и могущества, что по меткому выражению современника, “без ее дозволения в Европе ни одна пушечка выпалить не смела”. Население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36 млн.). Никогда больше в России такими темпами не строились города. За три десятилетия – 144 города! Государственная казна “потяжелела” в четыре раза. Россия производила чугуна и железа в два раза больше, чем Англия – мировой экономический лидер того времени. Россия отвоевала Кубань, Крым, все побережье Черного моря. Утвердилась на Балтийском море, на Дальнем Востоке, в Сибири и на Аляске.

Учитель истории: Но, в период царствования Екатерины II происходит восстание крестьян под предводительством Е.И.Пугачева. Кто назовет причины восстания? И расскажите о пугачевском восстании.

Ученик: Крестьянское восстание было вызвано резким ухудшением положения широких слоев населения. Выросли размеры барщины и оброка, а также государственные повинности. Крестьян продавали целыми деревнями.

Сообщение ученика – историка: Восстание Е.И. Пугачева началось в сентябре 1773г. на хуторе Толкачевых. Отряд Пугачева из 80 человек быстро вырос за счет казаков и солдат гарнизонов Яицкой линии. В “манифестах” от имени Петра III Пугачев жаловал казаков “реками и морями, денежным жалованьем и всякой вольностью”. К 1774г. восстанием была охвачена огромная территория Нижнего Поволжья, Оренбуржья, Южного Урала, Прикамья. Заводы Урала были охвачены восстанием. Простые люди с нетерпением ожидали прохода Пугачева. За июль – август 1774г. Пугачев овладел Саранском, Пензой, Саратовом и другими городами. После неудачного штурма Царицына, 24 августа в бою у Сальниковой ватаги войско Пугачева потерпело поражение. Яицкие казаки решили, что дальнейшая борьба бесполезна, и 8 сентября 1774г. схватили Пугачева, и выдали его властям. В начале сентября во главе войск, действовавших против пугачевцев, встал А.В.Суворов. И в 1775 г. восстание было подавлено.

Учитель литературы: Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и хаpaктер крестьянских восстаний, вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала. Причину восстания поэт справедливо видит в крепостном гнете, жестокости и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала. Несмотря на стихийный хаpaктер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого участника.

Учитель истории: Емельян Иванович Пугачев. (Слайд – Пугачев.) Какого его место в истории? (Историческая справка.)

Ученик – историк: Емельян Иванович Пугачев был казаком из донской станицы Зимовейская. К 30-ти годам у этого человека за плечами был немалый опыт: участие в двух войнах (Семилетней и русско-турецкой), попытка перебраться с Дона на Терек в поисках воли, несколько арестов и побегов из – под стражи. Во время русско-турецкой войны за храбрость произведен в хорунжие (младший офицерский казачий чин). В 1772г. появился на Яике и объявил себя императором Петром III. В своих манифестах Емельян Пугачев обещал земли, воды, леса, покосы. В армию Пугачева вливались казаки, рабочие Урала, крестьяне, калмыки, башкиры. Численность войск превысила 20 тыс. человек. Пугачев стремился придать своей армии подобие организованной структуры. Он учредил “Военную коллегию”, окружил себя гвардией, присваивал чины и титулы. В войске поддерживалась дисциплина, велось воинское обучение. Отличившиеся награждались “медалями” – рублями Петра III. В новых манифестах Пугачев “злодеев – дворян” приказал “ловить, казнить и вешать”. Всего пугачевцы казнили около 3 тыс. человек.

Учитель литературы: Дворянские писатели и публицисты видели в нем “изверга, не считающегося с законами, мошенника, убийцу.” Совершенно другим он предстает в повести. Он кровно связан с народом, пользуется его поддержкой. Именно он определяет судьбу и действующих лиц (Гринева, Машу Миронову), с ним связаны все сюжетные линии повести. Слово искусствоведам:

Ученик – литературовед: Пушкин пишет: Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалось проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

Ученик – искусствовед: (По портрету Е.И.Пугачева.) Вероятно, художник работал по описанию Пушкина, портрет сходится с литературным воображением писателя: только на картине Пугачев изображен в тяжелый для него момент: он закован в кандалы. Глаза задумчивы, но в них нет раскаяния. Это глаза человека, с честью идущего по своей дороге. Он будет верен себе до конца!

Ученик – искусствовед: (По картине “ Уральцы преподносят”.) На картине Бунина Пугачев изображен в момент разговора с Гриневым. Он внимательно прислушивается к собеседнику, идет чисто мужской разговор, конкретный, честный: Пугачев предлагает Петру Гриневу вступить в его войско, но молодой офицер прямо дает отказ. Он сказал, что присягнул императрице, что не будет этого делать. Пугачеву понравилось честность, открытость Гринева и он сказал: “Казнить так казнить, миловать так миловать, отпускаю”.

Учитель литературы: Несомненно Пугачев в повести изображен сильным человеком, за которым шел народ, таким его видели и мастера кисти. Чтобы подчеркнуть близость Пугачева к народной массе, раскрывая его образ, Пушкин широко использует фольклор.

Ученик – литературовед: Речь Пугачева пересыпана народной мудростью, при разговоре с хозяином постоялого двора, он говорит такие пословицы и поговорки: “Будет дождик, будут и грибки”, “заткни топор за спину: лесничий ходит”, – он иносказательно говорил про грядущие события, когда он был в бегах, готовил восстание. А в общении с Гриневым он употрeбляет такие: “Долг платежом красен”, “Казнить так казнить, миловать так миловать”, “Послужи мне верою и правдою”. В речи Пугачева выражаются живой ум, смекалка, талант.

Учитель литературы: Пугачев великодушен, отзывчив: он спасает счастье Петрушу.

Ученик – литературовед: Несмотря на то, что Маша Миронова – дочь врага, Пугачев дал приказ освободить её, он одобрил решение Петра Гринева жениться на ней, он говорит: “Погуляем же мы вашей свадьбе!”. Он разрешил Гриневу уехать из крепости с дочерью капитана. “ Это была последняя встреча с Пугачевым…”

Учитель литературы: Пугачев неграмотен, но умен и талантлив, обладает незаурядными способностями полководца, во время сражений ведет за собой народ.

Ученик – литературовед: Он говорит о себе: “Я воюю хоть куда! Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой? Сорок енаралов убито, четыре армии взято в полон”.

Учитель литературы: Пугачев милостив и добр. На всем протяжении повести один только раз показана суровая расправа с Мироновыми и Иваном Игнатьевичем. Однако,” на войне как на войне – это беспощадное отношение к своим врагам. А как расправилось царское правительство с мятежником Пугачевым?

Ученик историк: Приговор по делу государственного преступника, творившего разбойные злодеяния под именем императора Петра III

– Омельяна Пугачева – приговорить ко cмepтной казни через отсечение головы…

Учитель литературы: Образ Пугачева глубоко симпатичен А.С. Пушкину: он наделил его прекрасными человеческими качествами, и он предстает перед нами в живом образе истинно русского человека, душой и сердцем болеющего за судьбу родного народа.

Сейчас прозвучит музыкальная композиция. Чей это музыкальный образ?

(Звучит G.Marinello – Orchestra Words.)

Ученик – искусствовед: Это – умиротворение, красота, это утро в царскосельском парке, когда Маша Миронова в душевном смятении идет по дорожке сада.

Учитель литературы: В повести пейзаж играет значительную роль – буран, вожатый, постоялый двор, снежная буря как бы символизируют народное волнение. Это еще и завязка сюжетной линии – эта встреча сыграла большую роль в судьбе молодого дворянина Петра Гринева. А в сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж – другой, резко контрастирующий с первым. Там – “мpaк и вихорь”, здесь – прекрасное утро. (Слайд портрет Екатерины Второй.)

Учитель истории: Екатерина была просто умна, у неё был ум гибкий, осторожный и сообразительный. У неё был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, уменье быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решение. В обращении она старалась блистать разговором, чтобы не мешать высказываться собеседнику. Зато в ней удивлялись искусству слушать, долго и терпеливо выслушивать всякого, о чем бы кто ни говорил с ней. Так вместе со знанием людей Екатерина выработала себе и лучшее средство приобретать их – внимание к человеку, уменье входить в его положение и настроение, угадывать его нужды, задние мысли и невысказанные желания.

Ученик – литературовед: В повести перед нами встает образ милой, спокойной дамы, с которой Маша Миронова встретилась в Царском Селе. “Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет 40. Лицо её полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а гoлyбые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.

Диалог. Екатерина II с Машей Мироновой.

Екатерина II: Вы, верно, нездешние? По каким-нибудь делам?
Мария Ивановна: Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне, просить милости.
Екатерина II: Позвольте спросить, кто вы таковы?
Мария Ивановна: Я дочь капитана Миронова.
Екатерина II: Капитана Миронова? Того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?
Мария Ивановна: Точно так-с.
Екатерина II: А может я вам смогу помочь, я бываю при дворе.
(Мария Ивановна подает бумагу.)
Екатерина II: Вы просите за Гринева? Императрица не может его простить. Он – безнравственный и вредный негодяй.
Мария Ивановна: Ах, неправда! Неправда, ей богу неправда! Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня шёл на дело, он – не предатель! И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел впутать меня. Я клянусь именем своих родных : батюшки и матушки, погубленных самозванцем! (Мария Ивановна стоит, опустив голову) Екатерина II выходит и заходит, подает бумагу.
Екатерина II: Я рада, что могла вам помочь. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти отцу Гринева.
Мария Ивановна: Благодарствую, я надеюсь на вашу милость.

Учитель литературы: Царица – благодетельница приказала освободить Гринева, но сделала это, убедившись в том, что он не был пугачевцем. Отпуская Машу, она сказала: “Знаю, что вы небогаты, но в долгу перед дочерью капитана Миронова. Я беру на себя устроить ваше состояние.” И своего обещания она не выполнила. Заканчивая повесть, Пушкин уже от своего имени пишет, что внуки Гриневых владеют только тем селом, которое принадлежало их деду и прадеду.

Слайд с изображением Екатерины II.

Ученик – искусствовед: Её величество Екатерина II изображена во всем величии: умное лицо, в руках – символы власти, видно, что она – сильная личность, целеустремленный человек.

Учитель литературы: Композиционно урок начался с разговора Пугачева с Гриневым. В чем смысл калмыцкой сказки? Кого символизирует Орёл? А кого – Ворон?

На слайде – Герб России.

Символика повести: свобода, независимость, мощь, сила и власть сливается в один геральдический знак – герб России.

Учитель истории: Информация к размышлению: ныне по каналу “Россия” проводился интеpaктивный проект – “ Имя Россия”. В финале вышло 12 кандидатов на “Имя России”. В числе выдающихся деятелей науки, искусства, военного дела, политики вышли и А.С. Пушкин и Екатерина II.

Комментарий ученика – литературоведа: Александр Сергеевич Пушкин – великий русский национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила.

Он стал родоначальником великой русской классической литературы, которая сильна и прекрасна своей тесной связью с освободительным движением, подлинной народностью, верой в творческие силы народных масс. Пушкин явился и основоположником современного русского литературного языка. “Пушкин у нас – начало всех начал”, – утверждал Алексей Максимович Горький.

Комментарий ученика – историка: Великая Екатерина Вторая . Я хотел бы сказать, что Екатерина Вторая – все – таки дочь 18 века. Это был удивительный век, его недаром называют веком Просвещения. И она очень большое внимание уделяла просвещению в самом широком смысле этого слово. Она читала произведения Платона, Плутарха, Тацита, труды французских просветителей Монтескье и Вольтера, также интересовалась историей, традициями и обычаями России. Екатерина II была тонким психологом, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Екатерина была убежденной противницей крепостного права, считая его антигуманным. Однако сделать что – либо в этой области она не решалась из – за боязни дворянского бунта и очередного переворота. Внешняя политика Екатерины II ознаменовалась территориальным расширением Российской империи. Правление Екатерины вошло в историю как время бурного градостроительства и многих начинаний в области искусства, науки и техники. Екатерининская Россия стала полноправной участницей европейской системы государств.

Итоги к уроку. Рефлексия трех групп.

Ученик – искусствовед: Группа наша выступала с точки зрения искусствоведов, мы описывали портреты исторических личностей, созданных художниками разных времен. По внешнему виду можно определить личность человека? Разумеется, можно! Например, Екатерина Вторая изображена сильным, волевым, умным человеком, а Пугачев обрисован истинным вожаком, руководителем народных масс. Определяли музыкальный образ, я, например видела в мелодии образ прекрасного утра, свежий воздух, вековые деревья, на зеркальной глади пруда – отражение величественного лебедя.

Ученик – историк: Наша группа – группа историков изучая крестьянскую войну Е.И.Пугачева, расширили знания об Екатерине II, о Е.И.Пугачеве, о судьбах крестьян. Мы самостоятельно изучали пособии, исторические материалы, работали с картами, сопоставляли и анализировали факты, делали выводы. Восстание Пугачева показало, что ситуация в стране требует перемен. Следствием Крестьянской войны стали новые реформы Екатерины II.

Группа – литературоведы: Группа литературоведов работала на основе повести, рассматривала литературные образы, созданные творческим воображением гениального писателя. Образы исторических лиц: Пугачева, Екатерины II в значительной мере обогащены писательской фантазией. Особенно часто автор останавливается на глазах Пугачева, через взгляд раскрывает хаpaктер, настроение героя. Ведь не зря говорят, что глаза – зеркало души. В зависимости от обстоятельств меняется выражение глаз Пугачева: у него то “сверкающие глаза”, то он смотрит “пристально”, “грозно”, то “выражением насмешливости”.

В документах, наверное, не было упоминаний о выражении глаз Пугачева, но читатель нисколько не сомневается в верности пушкинского описания. Такова сила художественного таланта писателя.

Опираясь на жизненную правду, Пушкин написал произведение, в котором убедительно и вместе с тем художественно выразительно отобразил эпоху XVIII столетия, её особенности, её проблемы, её людей, их поступки, поведение, чувства.

Учитель литературы: Недавно мы смотрели исторический фильм “Тайна Чингис Хана”. Один мудрец в фильме говорил: “История имеет две грани: правители оставляют след в истории своими великими делами и свершениями, а история человеческой жизни всегда остается тайной”.

О чем думал Пугачев, о чем мечтал, от чего страдал – мы же не можем знать, а гений Пушкина в его образе показал нам образ живого человека с его хаpaктером, поведением, поступками, чувствами, мыслями.

В этом сила искусства, в этом сила литературного слова.

Комментирование оценок.

Приложение 2. Александр Невский.

Использованная литература.

  1. Мастерство русских классиков Сборник. Советский писатель. М.1987.
  2. Русские писатели. Библиографический словарь М.П; 1990.
  3. “Учитель: творение я”. Якутск. 2001.
  4. Козлов С.А.Земледелие есть главный труд. – Первое сентября. 2009, № 22.
  5. Школьная энциклопедия. История России XVIII–XIX века. М. Олма Пресс 2003.
  6. Наш летописец. Екатерина II. – Первое сентября.2009, № 8.


Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по Москве"


    Внеклассное мероприятие "Игра-путешествие по Москве"

      Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....

12 08 2022 19:57:55

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"


    Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

      Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

11 08 2022 21:55:51

Внеклассное мероприятие "Час мужества"


    Внеклассное мероприятие "Час мужества"

      Мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств у детей, любви к своему Отечеству, любви к малой родине и её истории, уважительного и бережного отношения к старшим....

10 08 2022 9:35:59

Опричнина и итоги правления Ивана IV Грозного


    Опричнина и итоги правления Ивана IV Грозного

      Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....

09 08 2022 3:10:40

Дидактические материалы к уроку истории культуры и быта России


    Дидактические материалы к уроку истории культуры и быта России

      Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века "Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев. ...

08 08 2022 6:40:32

Использование ИКТ на уроках истории "Причины и начало Английской буржуазной революции XVII века"


    Использование ИКТ на уроках истории "Причины и начало Английской буржуазной революции XVII века"

      Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....

07 08 2022 5:56:36

Нетрадиционный урок "Куликовская битва"


    Нетрадиционный урок "Куликовская битва"

      Нетрадиционные уроки развивают познавательный интерес и являются залогом успешного овладения историческими знаниями. Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности школьника. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения. ...

06 08 2022 15:10:47

Урок – сравнительный анализ "Русь и Золотая Орда. Иго или союз?" (10-й класс)


    Урок – сравнительный анализ "Русь и Золотая Орда. Иго или союз?" (10-й класс)

      Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....

05 08 2022 11:20:58

Самопознание


    Самопознание

      Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....

04 08 2022 11:11:55

Урок обществознания в 6-м классе "Дом вести – не лапти плести"


    Урок обществознания в 6-м классе "Дом вести – не лапти плести"

      Цель урока: выявить особенности ведения домашнего хозяйства....

03 08 2022 19:26:40

Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"


    Урок-игра "Христианская церковь в XI–XIII веках. Крестовые походы"

      Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....

02 08 2022 19:37:58

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"


    "Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

      В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

01 08 2022 22:39:49

Интегрированный урок (история + информатика)


    Интегрированный урок (история + информатика)

      Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....

31 07 2022 7:55:21

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"


    Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

      Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

30 07 2022 1:21:25

"Все мы — личность" (урок обществознания в 6-м классе)


    "Все мы — личность" (урок обществознания в 6-м классе)

      Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....

29 07 2022 13:53:24

Тема урока: "Итальянское Возрождение". ГУК "Московский театр под руководством О.Табакова"


    Тема урока: "Итальянское Возрождение". ГУК "Московский театр под руководством О.Табакова"

      Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры. ...

28 07 2022 3:35:22

Интегрированный урок (история + информатика) "Царь-освободитель и его время"


    Интегрированный урок (история + информатика) "Царь-освободитель и его время"

      На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....

27 07 2022 14:53:34

Рождение слободы Николаевской. 9-й класс


    Рождение слободы Николаевской. 9-й класс

      Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....

26 07 2022 8:47:41

Программа элективного курса "Введение в политологию" для профильного обучения


    Программа элективного курса "Введение в политологию" для профильного обучения

      Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....

25 07 2022 18:10:34

Интегрированный урок "история + английский язык" по теме "Процессы интеграции в современном мире"


    Интегрированный урок "история + английский язык" по теме "Процессы интеграции в современном мире"

      При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....

24 07 2022 22:33:24

Основы религиозных культур и светской этики. Герои былых времен


    Основы религиозных культур и светской этики. Герои былых времен

      Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....

23 07 2022 9:57:57

Письменность и знания в Древнем Египте. Урок истории в 5-м классе специального коррекционного обучения 7-го вида


    Письменность и знания в Древнем Египте. Урок истории в 5-м классе специального коррекционного обучения 7-го вида

      Урок истории – важнейший составляющий элемент темы Древний Египет, ставит целью не только создание культурного образа эпохи, но и укрепляет общеучебные умения и навыки в специализированном 5-м классе коррекции 7-го вида с помощью арт-терапии и мультимедиа. ...

22 07 2022 5:57:44

Конспект учебного занятия на тему "Гибель императорской России". 11-й класс


    Конспект учебного занятия на тему "Гибель императорской России". 11-й класс

      Урок предполагает знакомство учащихся с началом революционных событий 1917 г. Подготовка к уроку способствует развитию умения хаpaктеризовать различные тенденции политической жизни; анализировать исторические документы, высказывать собственное мнение по проблеме. На уроке применяется технология сотрудничества, т.е. идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей....

21 07 2022 9:20:57

Урок по истории России "Наука и образование в эпоху Петра I". 7-й класс


    Урок по истории России "Наука и образование в эпоху Петра I". 7-й класс

      Отличительной особенностью урока является то, что в нём используется инсценировка ситуаций, документы предоставлены на языке времён Петра Великого. Урок проходит в красочной обстановке. Задания требуют от учащихся применения основных мыслительных операций и активности. ...

20 07 2022 21:48:13

Урок истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"


    Урок истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"

      В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....

19 07 2022 11:42:59

План-конспект открытого урока "Архитектура и живопись в XIV—XVI вв."


    План-конспект открытого урока "Архитектура и живопись в XIV—XVI вв."

      Предлагаемый конспект урока предназначен для обучающихся 6-х классов. Урок был проведен дважды, во втором случае – усложненный конспект (ранее на уроке были рассмотрены вопросы методики подготовки и проведения экскурсии), и проведенные детьми экскурсии были с интересом приняты на уроке....

18 07 2022 4:34:18

Традиции и быт Кубанского казачества


    Традиции и быт Кубанского казачества

      Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....

17 07 2022 4:56:13

Урок по теме "Я-гражданин"


    Урок по теме "Я-гражданин"

      Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...

16 07 2022 18:46:35

Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд


    Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд

      Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....

15 07 2022 23:35:17

Урок истории в 6-м классе по теме "Связь жизни человека с историей страны"


    Урок истории в 6-м классе по теме "Связь жизни человека с историей страны"

      Изучая жизнь учителя М.М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны. ...

14 07 2022 5:47:54

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

13 07 2022 1:10:45

Вавилония. Царь Хаммурапи и его законы


    Вавилония. Царь Хаммурапи и его законы

      Урок-путешествие рассчитан на учащихся 5-го класса. Игровая форма урока позволит заинтересовать учащихся и будет способствовать развитию образного мышления, умений и навыков работы с историческими источниками, картой, развитию умений делать выводы, сравнивать, воспитанию чувства уважения к законам, как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми....

12 07 2022 10:39:36

Сценарий торжественного мероприятия "День кадета"


    Сценарий торжественного мероприятия "День кадета"

      Цели и задачи мероприятия: развитие нравственных качеств в личности; овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности; дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело....

11 07 2022 10:53:45

Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"


    Открытый урок по музыке в 7-м классе "Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны"

      Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....

10 07 2022 11:47:33

Методическая разработка урока истории по теме "Экономическое развитие СССР в 1953–1964 гг.". 9-й класс


    Методическая разработка урока истории по теме "Экономическое развитие СССР в 1953–1964 гг.". 9-й класс

      В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после cмepти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....

09 07 2022 12:28:31

Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона


    Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона

      Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....

08 07 2022 22:13:52

Урок истории в 5-м классе по теме "Римский хаpaктер"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Римский хаpaктер"

      Урок «Римский хаpaктер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому хаpaктеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и хаpaктерам молодого поколения. ...

07 07 2022 9:36:30

Игра-сражение по теме "Военная история России первой половины XIX века"


    Игра-сражение по теме "Военная история России первой половины XIX века"

      Игра позволяет проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала, привить интерес к предмету, способствует формированию чувства гордости за историю России. ...

06 07 2022 4:28:13

Урок истории по теме "Начало правления Александра II. Накануне отмены крепостного права". 8-й класс


    Урок истории по теме "Начало правления Александра II. Накануне отмены крепостного права". 8-й класс

      Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....

05 07 2022 9:44:58

200 дней и ночей Сталинграда


    200 дней и ночей Сталинграда

      Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны. ...

04 07 2022 19:42:30

Роль язычества в формировании национального самоопределения русского народа и самосознания народов нашей страны


    Роль язычества в формировании национального самоопределения русского народа и самосознания народов нашей страны

      Цель данного урока — сравнение и анализ языческих верований жителей нашей страны на примере славян и сибиряков. Рекомендуется использовать данную разработку как внеклассное занятие или при изучении регионального компонента. Возраст учащихся 10—11-й класс. Эта тема может быть интересна учащимся социально-гуманитарных классов. ...

03 07 2022 12:39:39

Урок по истории России


    Урок по истории России

      Урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века для учащихся 8-10-х классов, построенный по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры "Своя игра" и рассчитан на 1-2 часа. Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу. Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д. Эту разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе. ...

02 07 2022 23:28:54

Правовой марафон. Итоговое занятие элективного курса "Право и политика". 9-й класс


    Правовой марафон. Итоговое занятие элективного курса "Право и политика". 9-й класс

      Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....

01 07 2022 6:59:10

"Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Урок памяти


    "Холокост и дети: помнить и никогда не забывать". Урок памяти

      Урок памяти посвящен одной из важнейших проблем Великой Отечественной войны – проблеме национализма, антисемитизма. Проблема геноцида еврейского народа, Холокоста в годы войны рассматривается на примере отношений нацистов к детям. ...

30 06 2022 5:29:39

Путешествие по странам Древнего Востока. 5-й класс


    Путешествие по странам Древнего Востока. 5-й класс

      Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....

29 06 2022 18:49:11

Жители Российского государства второй половины XV – начала XVI века


    Жители Российского государства второй половины XV – начала  XVI века

      Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....

28 06 2022 8:59:14

Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе


    Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе

      Посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса. Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. ...

27 06 2022 0:25:36

Урок-турнир "Саратовский край в ХVII веке"


    Урок-турнир "Саратовский край в ХVII веке"

      Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....

26 06 2022 3:26:51

Урок-семинар по истории России. 10-й класс


    Урок-семинар по истории России. 10-й класс

      Открытый урок по теме «История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси....

25 06 2022 15:44:11

Монгольское нашествие на Русь (6-й класс)


    Монгольское нашествие на Русь (6-й класс)

      Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с завоеванием монголами Русского государства, выяснить причины поражения Руси. Воспитать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами. Развивать умение работы с текстом, картой, высказывать свое мнение, делать вводы. ...

24 06 2022 15:13:38

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий.

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.