Символы Российского государства > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Символы Российского государства


    Символы Российского государства

Познавательно-развлекательная игра проводится в рамках Дней правовой культуры в 5-6 классах. Ей предшествует предварительная подготовка. Удачным является опыт подготовки и проведения игры студентами на педагогической пpaктике под руководством опытного педагога.

Оборудование: Если есть возможность, используется презентация Power Point (приложение). Если таковой нет, можно использовать:

  1. Музыкальные записи гимнов России (приложение).
  2. Таблица с надписями и цифрами.
  3. Иллюстративный материал: изображения гербов России в ретроспективе.

Правила игры:

Перед учащимися таблица с секторами по определенным разделам: гимны, гербы, флаги Российского государства. Каждый раздел включает в себя 5 вопросов различной степени сложности (от 10 до 50 баллов). Комaнды имеют право выбора темы и стоимости вопроса. Вопросы по разделам выбираются комaндами по очереди (вне зависимости от того, правильный ответ дан или нет). В случае верного ответа комaнда получает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса. Если дан неправильный ответ, аналогичная сумма баллов снимается. Право ответа на этот вопрос переходит к следующей комaнде. Если члeны комaнд не могут дать правильный ответ на вопрос, в игру вступают зрители - учащиеся 5-6 классов, не вошедшие в состав комaнд.

Вопросы к разделу 1. Гербы Российского государства

10 баллов:
Когда появился первый государственный герб России? ( в XV веке)

20 баллов:
С именем этого правителя связано появление нового символа государства – двуглавого орла. (с именем Ивана III)

30 баллов
На гербе РСФСР и СССР имеются одинаковые надписи – девизы. Назовите их.
(«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»)

40 баллов
Какой символ в гербе указывает на то, что Москва – столица России?
(щит на гpyди орла с изображением всадника, поражающего копьем дpaкона – герб Москвы)

50 баллов
Что означают в российском гербе скипетр и держава, находящиеся в лапах двуглавого орла? (Скипетр – символ защиты суверенитета, независимости государства, держава – символ единства, целостности государства)

Вопросы к разделу 2. Флаги Российского государства:

10 баллов:
Что означает слово «флаг»? (корабельное знамя)

20 баллов:
Каким был флаг Советского Союза? (красного цвета со скрещенными серпом и молотом и пятиконечной звездой)

30 баллов
Когда в России появился государственный бело-сине-красный флаг? При каком правителе? XVIII веке, при Петре I)

40 баллов
Образцом при создании трехцветного флага России послужил флаг одного из европейских государств. Какого? (флаг Голландии)

50 баллов
С какого времени в России отмечается День Российского флага? (с 22 августа 1991 года)

Вопросы к разделу 3. Гимны Российского государства:

10 баллов:
Что означает слово «гимн»? (хвалебная песнь, прославление в стихах и музыке)

20 баллов:
Звучит гимн со словами:

«Весь мир насилья мы разрушим
До основанья. А затем
Мы наш, мы новый мир построим
Кто был ничем, тот станет всем».

Какое название носил гимн, принятый после революции 1917 года? («Интернационал»)

30 баллов:
Звучит гимн со словами:

«Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!»

Назовите имя композитора, сочинившего музыку для гимна. (автор музыки А.Александров)

40 баллов:
Звучит гимн со словами:

«Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!»

Кто является автором слов гимна, утвержденного в конце 2000 года? (автор слов – С.Михалков)

50 баллов:
Звучит гимн со словами:

«Боже, царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам
Царствуй на страх врагам,
Царь православный;
Боже, царя храни!»

Кто был автором первого гимна России, написанного в XIX веке? (В.Жуковский)

Материалы для предварительной подготовки учащихся к игре.

В XX веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг - в XVIII веке, государственный гимн - в XIX веке.

Гербы России

Герб - эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. Герб может считаться гербом только тогда, когда используется постоянно на протяжении определенного времени.

Двуглавый орел – древний символ. Он был в Древнем Риме и в Византии. Последний византийский император Константин Палеолог погиб при взятии столицы Византии - Константинополя - турками. У него была племянница Софья Палеолог. Она уехала в Италию и жила в Риме. В 1472 году она вышла замуж за Ивана III. В результате этого бpaка правитель России стал прямым наследником императоров Византии. Черный двуглавый орел на золотом поле (родовой герб Палеологов) стал символом России. Таким образом, с конца XV века началась история российского герба.

В XVII веке окончательно утверждается тип герба – золотой двуглавый орел на красном поле с тремя коронами, скипетром и державой. Скипетр был символом защиты суверенитета. Держава (в виде шара) - символом единства, целостности государства. Красный (пурпурный) цвет считался императорским, царским цветом, золотой – символом вечности.

При Петре I государственный герб России был дополнен изображением цепи со знаком ордена святого Андрея Первозванного вокруг щита на гpyди орла. На щите изображен всадник, поражающий змея (древнейший герб Москвы). С 1730 года всадника стали называть Святым Ге opгием Победоносцем. Этот символ указывает, что Москва является столицей и «сердцем» России.

Большой государственный герб Российской империи был введён в 1857 году императором Александром II (1855-1881). Большой герб России отражает в себе символ единства и могущества России. Вокруг двуглавого орла изображены гербы территорий, входящих в состав русского государства. Это сходно с идеей объединения русских княжеств вокруг Москвы.

Герб РСФСР появился в 1918 году. Его прообразом была эмблема Красной Армии. Герб состоял из изображения золотых серпа и молота на красном фоне в золотых лучах солнца и обрамлении золотых колосьев. Надписи «РСФСР» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» воспроизведены черными буквами на красном фоне.

Государственный герб СССР состоял из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах восходящего солнца и обрамленном колосьями, перевитыми красной лентой. На ленте - девиз: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на шести языках народов республик, которые в то время входили в состав СССР. В верхней части герба - красная пятиконечная звезда. Со временем число союзных республик, входивших в состав СССР, возросло. Это потребовало внести изменения в союзный герб. Последнее изменение в гербе произошло в 1956 году, когда установилось точное число республик и соответствующих надписей – 15. В таком виде герб просуществовал до 1991 года.

            30 ноября 1993 года был принят новый герб, в основном повторяющий дореволюционный: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого (над головами – две малые и над ними – одна большего размера); в лапах орла – скипетр и держава; на гpyди орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дpaкона».

Флаги России.

Слово «флаг» голландского происхождения и означает «корабельное знамя».

Современные государственные флаги состоят из цветных полос. Как правило, они прямоугольные, но есть и исключения: У Швейцарии и Ватикана знамена квадратные.

Первое упоминание о Российском флаге появилось в 1668 году во времена царствования Алексея Михайловича, отца Петра I. Царь отдал приказ: «...строить корабли для охраны торговых караванов». В небольшом селе Дединово на берегу Оки вскоре был построен корабль «Орел». Его капитаном назначили Бутлера, который первым обратился к государю с вопросом: «Под каким же флагом выйдет корабль?»

После изучения флагов разных стран царь остановился на варианте бело-сине-красного сочетания. Флаг имел синий прямой крест, разделяющий полотнище на четыре равные части. Первый и четвертый были белые, второй и третий – красные.

С 1705 года бело-сине-красный флаг стал Государственным флагом, а также флагом торгового флота. Петр I нарисовал образец и определил порядок горизонтальных полос на флаге. Историки полагают, что образцом послужил голландский флаг, состоявший из трех горизонтальных полос тех же цветов.

С 1701 года на военном флоте был введен Андреевский флаг, который представлял собой белое полотнище с лазоревым крестом с угла на угол. Соединение крестом символизировало объединение Россией своих флотов на Белом, Азовском, Каспийском и Балтийском морях.

Каждый царь считал своим долгом внести изменения в российскую символику. В 1858 году царь Александр II учреждает третий, черно-желто-белый, флаг для правительственных учреждений. Так называемый «монархический» флаг просуществовал до 1883 года.

В 1896 году, накануне коронации Николая II, окончательно утверждается в качестве национального бело-сине-красный флаг. Красный цвет означал державность, лазоревый - цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, и белый - цвет свободы и независимости.

После октябрьской революции был учрежден красный флаг РСФСР (в апреле 1918 года). Красный цвет был символом рабочего движения, идей коммунизма. После создания СССР государственный флаг представлял собой красное полотнище, на котором были изображены в верхнем углу у древка золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой. Именно под этим флагом советский народ одержал победу над фашизмом и освободил Европу. Таким флаг СССР был до 1991 года.

11 декабря 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал Указ «О Государственном флаге Российской Федерации». Флаг Российской Федерации был описан как «прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета» .

Цвета российского флага имеют глубокий смысл: белый символизирует мир, чистоту, правду, непорочность. Синий – веру и верность, постоянство. Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за отечество.

В дни всенародного траура флаг приспускают или же прикрепляют в верхней части древка черную ленту. Это свидетельствует о скорби всего государства, всего народа.

Гимны России

«Гимн» – слово греческого происхождения, оно означает «торжественную, хвалебную песнь».

Торжественные звуки гимна вселяли в народ чувство гордости за свою Родину, вдохновляли его на новые свершения. В древней Руси торжественные церемонии всегда проходили под церковные песнопения.

Первый государственный гимн России обязан своим рождением победе над Наполеоном. В1814 году русские войска вступили в Париж. В 1815 году появляется текст песни под названием «Молитва русских»:

«Боже, царя храни!
Славному долги дни

Дай на земле!»

Автором этих строк был поэт Василий Жуковский. Но текст несколько раз изменялся.

Окончательный вид гимн приобрел в 1833 году после первого публичного исполнения гимна в московском Большом театре. Пели сразу около 400 человек. Композитором был А.Львов.

«Боже, царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам
Царствуй на страх врагам,
Царь православный;
Боже, царя храни!»

В 1917 году в результате революции и свержения монархии ушел в прошлое и гимн «Боже, царя храни!». Он просуществовал 84 года.

В январе 1918 году появился новый гимн республики – «Интернационал». Он был создан во Франции. Текст гимна написал французский поэт и революционер Эжен Потье. Впервые «Интернационал» был исполнен в 1888 году в городе Лилле. Он стал международным гимном рабочего класса. Слова гимна перевели на многие языки, а в 1902 году появился его русский перевод. Его осуществил поэт А.Я. Коц.

«Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И в cмepтный бой вести готов.

С 1918 года он стал гимном РСФСР, а затем СССР. «Интернационал» оставался гимном СССР до 1944 года.

Новый государственный гимн начинался словами:

«Союз нерушимый республик свободных
Сплотила на веки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!»

Авторами слов гимна были поэты Сергeй Михалков и Габриэль Эль-Регистан, музыку к нему написал композитор А.Александров.

Прошли годы. В августе 1991 год распался СССР: не стало ни гимна, ни флага. И только в конце 2000 года был утвержден новый текст гимна на старый вариант музыки композитора А. Александрова. Новый текст написал поэт С.Михалков.

«Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!»

Литература:

  1. Воронина Н.Г. Внеклассное мероприятие «Своя игра» на тему «Символика России» / Фестиваль “Открытый урок» 2004-2005.
  2. Григайтес Н.С. Устный журнал «Государственная символика России: история и современность» / Фестиваль “Открытый урок» 2005-2006.
  3. Мясникова С.С., Прокопьева С.Ю. Устный журнал «Символика России» / Фестиваль “Открытый урок» 2005-2006.




Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

25 01 2022 6:52:21

Урок истории по теме "Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Героизм советских солдат (на примере блокады Ленинграда)"


    Урок истории по теме "Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Героизм советских солдат (на примере блокады Ленинграда)"

      Урок необходим подрастающему поколению, так как патриотизм является непреходящей ценностью и не подвержен изменениям моды. На занятии совершенствуется работа учащихся с картой, документами, стихотворениями. Они учатся анализировать и синтезировать новое знание исходя из уже изученного материала, работают не только индивидуально, но и в группе. Материал подается как в традиционной, так и в новой технологической форме. Вместо тестов используются отрывки из произведений великих поэтов и композиторов. При небольших изменениях основного модуля урок может использоваться другими предметниками, а также классными руководителями при проведении часов общения. ...

24 01 2022 5:35:39

Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории: "Реформы Столыпина: "тихая революция"


    Технология "Развитие критического мышления" на уроках истории: "Реформы Столыпина: "тихая революция"

      Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....

23 01 2022 18:55:44

Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе "Культура Древней Греции"


    Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе "Культура Древней Греции"

      Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....

22 01 2022 15:29:31

Мой край в истории Гражданской войны

В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....

21 01 2022 2:59:39

Тема урока: "Духовенство". 6-й класс


    Тема урока: "Духовенство". 6-й класс

      Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....

20 01 2022 0:25:17

Элективный курс "Основы правовых знаний"


    Элективный курс "Основы правовых знаний"

      Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям. ...

19 01 2022 15:37:17

Курская битва. Прохоровское сражение. Малоизвестные страницы истории. 70-летию Курской битвы посвящается


    Курская битва. Прохоровское сражение. Малоизвестные страницы истории. 70-летию Курской битвы посвящается

      Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....

18 01 2022 5:49:10

Программа элективного курса "Донское казачество в XVI–XIX веках"


    Программа элективного курса "Донское казачество в XVI–XIX веках"

      Программы элективных курсов «Донское казачество в XVI–XIX веках» и «Амурское казачество в XIX–XX веках» построены на содержательном материале отечественной истории. Изучение данных курсов позволит учащимся лучше усвоить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании базового курса, на конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России....

17 01 2022 8:32:18

Урок обществознания по теме "Нравственные основы семьи, её психологический климат"


    Урок обществознания по теме "Нравственные основы семьи, её психологический климат"

      Проблема семейного счастья, благополучия для этого урока выбрана не случайно: ведь в современной семье отражаются все проблемы, переживаемые нашим обществом, к тому же 2008 год объявлен в нашей стране годом семьи. Эта тема очень важна для подростков, которым в недалеком будущем предстоит создавать собственные семьи. Хочется, чтобы они были счастливыми....

16 01 2022 5:50:41

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. 7-й класс


    Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. 7-й класс

      Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....

15 01 2022 16:14:20

Сказания о лекарственных растениях Севера


    Сказания о лекарственных растениях Севера

      Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, хаpaктерные особенности, лечебные свойства....

14 01 2022 6:41:44

Социалистическая индустриализация


    Социалистическая индустриализация

      Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....

13 01 2022 7:49:29

Формирование толерантного сознания в процессе обучения истории


    Формирование толерантного сознания в процессе обучения истории

      Формирование толерантности - важная часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой, свободной России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране. В данной статье описываются принципы обучения истории и условия формирования толерантного сознания, раскрывается данная проблема на методическом уровне. ...

12 01 2022 23:43:47

Урок истории "Россия в конце XVIII в.". 8-й класс


    Урок истории "Россия в конце XVIII в.". 8-й класс

      Урок представляет собой занятие по всемирной истории, который дает ретроспективу времени правления Петра I и его преемников в конце XVII – начале XVIII века. Этот урок развивает критическое мышление учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их значения для дальнейшего развития Российского государства....

11 01 2022 5:28:41

Интегрированный урок по истории и технологии в 6-м классе "Музей средневековой культуры и быта"


    Интегрированный урок по истории и технологии в 6-м классе "Музей средневековой культуры и быта"

      На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта. ...

10 01 2022 11:54:21

Урок обществознания "Глобальная экономика"


    Урок обществознания "Глобальная экономика"

      Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

09 01 2022 16:32:54

Методическая разработка "Основные направления внешней политики России в XVII веке"


    Методическая разработка "Основные направления внешней политики России в XVII веке"

      Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....

08 01 2022 12:45:40

Тема урока: "Социальное "дно": проблемы общественного отношения и государственной политики"


    Тема урока: "Социальное "дно": проблемы общественного отношения и государственной политики"

      Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....

07 01 2022 17:52:28

Интегрированный урок (история + музыка) по теме: "Золотой век русской культуры"


    Интегрированный урок (история + музыка) по теме: "Золотой век русской культуры"

      Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм. ...

06 01 2022 1:57:31

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс


    "Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

      Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

05 01 2022 10:32:47

Урок истории в 6-м классе по теме "Архитектурные памятники Московского Кремля"


    Урок истории в 6-м классе по теме "Архитектурные памятники Московского Кремля"

      Урок истории, цели которого ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры в XV–XVI веках, воспитывать любовь к прекрасному, уважение к архитектурным памятникам, развивать логическое мышление учащихся....

04 01 2022 0:47:16

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"


    Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

      Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...

03 01 2022 23:45:57

Урок. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия


    Урок. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия

      Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...

02 01 2022 10:58:49

Урок-викторина для учащихся 9-го класса. Тема: "Избирательное право. Избирательный процесс"


    Урок-викторина для учащихся 9-го класса. Тема: "Избирательное право. Избирательный процесс"

      Выбирая тему работы, обращала внимание на ее актуальность: в настоящее время проводится множество различных конкурсов, викторин по избирательному праву. Урок является повторительным, вызывает интерес у учащихся, несмотря на сложность заданий. Данную разработку можно использовать не только как урок, но и как внеклассное мероприятие. ...

01 01 2022 3:39:35

Урок-пpaктикум «Будущее зависит от нас»


    Урок-пpaктикум «Будущее зависит от нас»

      Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....

31 12 2021 23:32:15

Разработка урока истории в 11-м классе по теме "Пути большевистской модернизации"


    Разработка урока истории в 11-м классе по теме "Пути большевистской модернизации"

      Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века. ...

30 12 2021 3:20:13

Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс


    Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс

      Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...

29 12 2021 9:29:58

Урок обществознания по теме: "Формы правления: республика". 9-й класс


    Урок обществознания по теме: "Формы правления: республика". 9-й класс

      Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как "Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....

28 12 2021 3:58:14

Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"


    Интегрированный урок истории и обществознания в 11-м классе по теме "Достижения цивилизации античного мира"

      Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...

27 12 2021 4:39:29

Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Экономические реформы в России первой трети ХХ века"


    Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Экономические реформы в России первой трети ХХ века"

      Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....

26 12 2021 11:32:25

Интегрированный урок (история + русский язык) по теме "Олимпийские игры". 5-й класс


    Интегрированный урок (история + русский язык) по теме "Олимпийские игры". 5-й класс

      Цель урока: познакомить детей с первыми Олимпийскими играми, знаменитыми атлетами древности; показать значимость Олимпийских игр в Сочи; повторить знания о глаголе....

25 12 2021 5:10:51

Разработка урока по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."


    Разработка урока по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

      Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....

24 12 2021 23:57:59

Игра "Прощай, ХХ век!"


    Игра "Прощай, ХХ век!"

      Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....

23 12 2021 12:40:32

Интегрированный урок (литература + история + немецкий язык) по теме "Ф.И. Тютчев и немецкая литература"


    Интегрированный урок (литература + история + немецкий язык) по теме "Ф.И. Тютчев и немецкая литература"

      Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....

22 12 2021 8:10:59

Послевоенная Европа на страницах газет


    Послевоенная Европа на страницах газет

      Урок-презентация изучает тему «Страны Западной Европы: послевоенное устройство» курса зарубежной новейшей истории в 9-м классе. Цель урока: предъявить результаты работы групп над проектом, оценить их по определенным критериям, проанализировать этапы работы, подвести итоги. Кроме конспекта урока, статья содержит серию приложений с паспортом проекта, рабочими листами групп, презентацией....

21 12 2021 15:17:26

Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"


    Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"

      По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....

20 12 2021 18:10:43

Первый властелин единого Китая


    Первый властелин единого Китая

      Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...

19 12 2021 5:59:54

Урок мужества "Подвиг народа бесcмepтен"


    Урок мужества "Подвиг народа бесcмepтен"

      Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....

18 12 2021 10:59:56

Урок-дебаты по истории на тему "Многонациональные конфликты в современной России – кто виноват?"


    Урок-дебаты по истории на тему "Многонациональные конфликты в современной России – кто виноват?"

      Для активной жизни в обществе в век информационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках интеллектуальной игры "Дебаты"....

17 12 2021 9:28:31

Урок истории по теме "Феодальное общество средневековой Европы"


    Урок истории по теме "Феодальное общество средневековой Европы"

      Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....

16 12 2021 0:15:43

Урок–игра по истории Ханты–Мансийского автономного округа "О! Отличник!"


    Урок–игра по истории Ханты–Мансийского автономного округа "О! Отличник!"

      Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки. ...

15 12 2021 15:56:49

Учебная программа курса "Герои и антигерои Отечества"


    Учебная программа курса "Герои и антигерои Отечества"

      В программе курса представлен материал, который редко включается в содержание программ по истории России. Он может быть использован как элективный курс в профильных гуманитарных классах. В программе отражены общие рекомендации по рассмотрению материала, учитель же осуществляет его отбор на основании имеющихся исторических разработок и пособий. Показ русской истории в культурно-антропологическом контексте, проблемный подход к обучению требуют введения большого количества аналитического материала, развития у учащихся навыков обобщения, анализа, умения отстаивать свою точку зрения. ...

14 12 2021 9:39:10

Страницы воинской славы России


    Страницы воинской славы России

      Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....

13 12 2021 23:48:30

Урок обществознания в 7-м классе по теме "Развитие навыков межличностного общения"


    Урок обществознания в 7-м классе по теме "Развитие навыков межличностного общения"

      Данный урок проводится в курсе обществознания 6–11-х классов по теме "Общение". На этом уроке применяются психологические приемы, поэтому его можно использовать в работе психологической службы школы, при социальной работе с подростками. Если мероприятие проводится в виде урока открытого, класс небольшой по численности, то возможно участие присутствующих учителей....

12 12 2021 13:14:21

Урок обществознания в 10–11-х классах на тему "Проблемы молодежи и пути их решения"


    Урок обществознания в 10–11-х классах на тему "Проблемы молодежи и пути их решения"

      Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....

11 12 2021 2:56:22

Рабочая программа курса «Обществознание. 6-й класс»


    Рабочая программа курса «Обществознание. 6-й класс»

      Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....

10 12 2021 19:45:19

Урок обществознания по теме "Право на образование"


    Урок обществознания по теме "Право на образование"

      На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....

09 12 2021 8:47:51

Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" (5-й класс)


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" (5-й класс)

      Впервые в курсе истории Древнего мира учитель проводит повторительно-обобщающий урок. Урок подобного типа важен и для учителя, и для учащихся. Учитель получает возможность выслушать многих учащихся, выявить типичные ошибки, скорректировать дальнейшую работу по их устранению. У ребят есть возможность высказаться, получить хорошие оценки....

08 12 2021 4:25:43

Урок истории "Гражданская война"


    Урок истории "Гражданская война"

      На уроке изучаются следующие вопросы: три политических лагеря в годы войны; "красный" и "белый" террор; "военный коммунизм"; очаги гражданской войны и иностранной интервенции; причины поражения "белых" и победа "красных". Изучаемый материал способствует формированию ценностных ориентаций у учащихся, таких как человеческая жизнь, патриотизм....

07 12 2021 21:53:14

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::