Русская Православная Церковь во второй половине XIX века
Цели и задачи:
- сформировать представления о роли русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века
- познакомить с подвижниками веры православной
- обратить на роль в общественной жизни монастырей
- развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы;
- воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации известных деятелей православной церкви XIXвеке, презентация
Ход урока
Оргмомент.
Изучение новой темы.
Самодержавие и церковь. Обер-прокурор К.П. Победоносцев
Духовенство. Старец Амвросий из Оптиной пустыни
Царевококшайский Богородице - Сергиевский монастырь
Познавательное задание (написано на доске): выяснить в ходе урока, какую роль в истории России играла Русская Православная Церковь.
1) Самодержавие и церковь.
Во второй половине ХIХ в. идет дальнейшее поглощение церкви государством, она становится частью государственной системы. "Огосударствлением" руководит Синод.
Самодержавие нуждалось в священнослужителях послушных и исполнительных. Их деятельность должна была сводиться к разъяснению правительственной политики, подтверждению ее правильности ссылками на учение Христа. Какое-либо вмешательство церкви в эту политику или ее критика заведомо исключались. Верховная власть не прощала служителям культа независимости суждений. Когда киевский митрополит Филофей позволил себе некоторые критические замечания об Александре III тот предложил освидетельствовать его умственные способности.
Отклонения от официального православия не допускались. Л. Н. Толстой, усомнившийся в ряде его догматов, посмевший иметь собственную веру, был объявлен еретиком, <отпавшим> от православной церкви. В церковной печати развернулась травля писателя.
В 1880 г. обер-прокурором Синода был назначен Константин Петрович Победоносцев (1827-1907). При нем церковь окончательно сращивается с государством, становясь одним из его учреждений. Преследуя демократическую и либеральную печать, Победоносцев обеспечил церковным изданиям массовые тиражи.
С "охранительной" прессой церковная составляет одно целое. Политика захлестывает ее страницы, оттеснив вопросы веры на второй план. В правительственной печати все чаще прибегают к поддержке религии. На нее делается в 80- 90-е гг. основная ставка в обосновании законности и необходимости самодержавия. Тезис о божественном происхождении царской власти, о царе - помазаннике Божьем, закрепленный в Своде законов, делал ненужным доводы общественно- политического хаpaктера. Ссылками на Божий промысел и волю Провидения пестрят царские манифесты, указы, рескрипты.
Победоносцев выпестовал священнослужителей нового типа. Более, чем бесcмepтие души и другие религиозные догматы, их занимала текущая политика. Их проповеди напоминали
боевую публицистику передовиц правительственных официозов. Но чем больше церковь врастала в государственную систему, чем сильнее политизировалась, послушно откликаясь запросы власти, тем Очевиднее удалялась от роли руководительницы в вопросах веры и нравственности.
- Сообщение об Обер-прокуроре К.П. Победоносцеве (Сообщение, приложение 1)
2) Духовенство. Во второй половине ХIХ в. организация церкви и церковная иерархия в основном сохраняются неизмененными. Число епархий, соответствующее числу губерний, остается прежним, число приходов растет. К концу века в России бы около 37 тысяч приходских церквей, 720 соборных и около 2 тысяч действующих при государственных и общественных учреждениях.
В пореформенной России духовенство теряет кастовую замкнутость: с 1867 г. в семинарии разрешено было поступать выходцам из всех сословий. Отменяется и передача прихода по наследству. Приходские церкви лишь отчасти и далеко не всегда получали содержание от государства. Большинство белого духовенства существовало за счет прихожан.
Во второй половине века в стране растет число монастырствующих (черное духовенство). К концу 90-х гг. насчитывается 450 мужских монастырей, где обитали 8 тысяч монахов о 7,5 тысячи послушников. Женских обителей к этому времена было 250. В них нашли приют 7 тысяч монахинь и 17 тысяч послушниц. По сравнению с дореформенным временем черно духовенство возросло в З раза.
Среди штатных монастырей находившихся на содержании государства - крупнейшими на протяжении 60-90-х гг. оставались лавры Троице-Сергиева и Александро-Невская II заштатных своим влиянием в первые пореформенные годы выделялась Саровская пустынь в Тамбовской губернии, а также Koзeльская Оптина пустынь, сохранявшая свою особую роль до конца ХIХ в.
В монастырь шли поклониться мощам святых, за духовноii помощью, за физическим исцелением. Но более всего посещаемость того или иного монастыря зависела от авторитета стар цен, в нем обитавших. В 1860 г. старцем в Оптиной пустыни был избран Амвросий (Александр Михайлович Гренков), ставший здесь центром притяжения. Эффект его "душеполезны бесед" во многом определялся образом жизни Амвросия его аскетизмом, смирением. Беседы с ним высоко оцени Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой. (Сообщение, приложение 2)
-Работа с документом. (Приложение 3)
3) Монастыри были неотъемлемой частью российской пейзажа так же, как монастырские постройки - естественной частью русского пейзажа. В трудное пореформенное время много россияне находили здесь поддержку, успокоение, умиротворение. Для окрестного населения, как и для паломников, монастыри являлись своеобразными очагами культуры - не только духовной, но и хозяйственной. Были монастыри и у нас Марийском крае и даже в нашем городе. (Презентация, приложение 4)
Закрепление. Ответы на познавательное задание.
Домашнее задание: пересказ параграфа, ответить на вопросы в конце параграфа
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
27 03 2024 17:23:45
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
26 03 2024 5:40:19
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
25 03 2024 14:52:52
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира....
24 03 2024 13:57:31
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
23 03 2024 23:29:45
Урок представлен в форме судебного процесса одного из первых громких дел суда присяжных XIX века над В.Засулич, и дана попытка объяснить влияние и значение вердикта суда для общества. Урок разработан с использованием ИКТ. ...
22 03 2024 23:41:15
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
21 03 2024 10:43:40
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
20 03 2024 2:44:19
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
19 03 2024 4:50:57
В работе определены функции гражданского политического образования....
18 03 2024 15:56:52
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
17 03 2024 15:11:51
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
16 03 2024 16:23:27
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
15 03 2024 1:47:14
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
14 03 2024 4:16:20
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
13 03 2024 9:26:32
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отpaбатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....
12 03 2024 9:43:45
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
11 03 2024 9:14:10
Предлагаемое мною мероприятие помогает воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма, заинтересовать школьников в изучении песен военных лет и проверить знания по истории Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма....
10 03 2024 2:30:15
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
09 03 2024 13:35:17
На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....
08 03 2024 10:19:17
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
07 03 2024 5:13:12
Урок проводится в 10-м классе. Предполагается, что учащиеся уже понимают, что такое «тоталитаризм», ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность. Цель урока: сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н.А. Бруни показать судьбу узника ГУЛАГа....
06 03 2024 13:52:44
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
05 03 2024 1:28:14
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
04 03 2024 4:41:22
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
03 03 2024 1:17:27
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами. ...
02 03 2024 11:17:11
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
01 03 2024 12:19:32
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
29 02 2024 0:56:52
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
28 02 2024 8:42:22
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
27 02 2024 12:51:47
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
26 02 2024 13:43:44
Цели урока: выяснить условия жизни знатных египтян; определить отношение фараона к вельможам; учить детей приемам самостоятельной работы....
25 02 2024 22:55:49
В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....
24 02 2024 16:58:43
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
23 02 2024 3:53:44
Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....
22 02 2024 12:13:53
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
21 02 2024 4:19:41
В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....
20 02 2024 1:30:14
Ддля лучшего понимания механизма революционных процессов рассмотривается действительное место Февраля в истории нашей страны. ...
19 02 2024 23:18:58
В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
18 02 2024 20:29:12
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
17 02 2024 11:11:25
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
16 02 2024 4:36:55
Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление....
15 02 2024 12:12:28
Цели урока – выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую хаpaктеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами....
14 02 2024 14:59:34
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
13 02 2024 13:58:16
В ходе урока расширяются знания и кругозор учащихся в области композиторского искусства. Урок знакомит с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова – народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, Государственной премии РСФСР имени Глинки. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, слушают выступления товарищей....
12 02 2024 6:50:52
Урок помогает сформировать у учащихся представление о средневековом городе, его облике, управлении, создать представление о стилях европейской архитектуры в период Средневековья, продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, картой, иллюстрациями; способствовать развитию логического мышления, устной речи....
11 02 2024 15:58:35
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
10 02 2024 21:51:23
Урок разработан для учащихся 8-го класса. Форма проведения: урок-турнир. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащимся предлагаются различные задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
09 02 2024 2:40:29
Урок разработан в рамках проведения антикоррупционного воспитания в граждановедение (школе) по формированию негативного отношения к проявлениям коррупционного поведения в обществе, повышения уровня правовой грамотности и воспитание гражданской ответственности у обучающихся....
08 02 2024 13:38:52
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
07 02 2024 9:15:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::