Интегрированный урок по обществознанию и грамматике "О нравственности" в 9-м классе
ЭПИГРАФ: « Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг друга». (Федор Тютчев)
Ход урока
I этап - Организационный
Здравствуйте, ребята. Начинается урок обществознания. Садитесь.
II этап - Проверка Домашнего задания
Проверка домашнего задания.
1. Некоторым ребятам я дам индивидуальное задание на карточках с вопросом о структуре социальной сферы. Очень постарайтесь ответить хорошо. Пишите ответ на карточках.
III этап - Подготовка к восприятию нового материала.
1. – Опрос.
- Мы изучали различные социальные слои, группы.
- Назовите самую первую социальную группу: …
2. - Задание: Перечислите элементы первичного коллектива?
3. - Беседа.
А) Из кого состоит СЕМЬЯ?
Б) В 8 классе вы рассматривали СЕМЬЮ с точки зрения малой или контактной группы?
В) В этом году мы будем рассматривать семейный коллектив как сообщество людей разного возраста.
Г) Имеют ли общее название люди одного возраста?
IV этап – Сообщение темы и целей урока.
1. - Беседа.
А) Сегодня на уроке мы будем изучать, используя свой семейный, общественный и жизненный опыт, связь между поколениями.
Б) Обратите внимание на терминологию, которую мы будем использовать на уроке: поколение, смена поколений (преемственность поколений) – в первой части урока, конвенция - во второй части урока.
2. Работа в тетради.
А) Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока.
Б) Обращаясь к своему собственному опыту и своим жизненным принципам, ответьте письменно на такой вопрос: «Что мне не нравится в старшем поколении?»
В) К ответам на поставленный вопрос вернемся в конце урока.
V этап - Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя.
А) Я просила вас проанализировать вас деятельность старшего поколения, следовательно, при нахождении ответа вы сравнивали свои поступки с поступками взрослых, то есть людей разных поколений.
Б) Как вы думаете, что такое ПОКОЛЕНИЕ?
В) Так что же такое ПОКОЛЕНИЕ? Запишем в тетради: Под поколением (обычно) понимают интервал времени между средним возрастом родителей и их детей (в настоящее время в нашей стране этот интервал составляет около 27-30 лет).
2. Беседа. Объяснение нового материала.
А) Каждый человек – современник какой- либо эпохи и сверстник определенного поколения.
Б) Возникают вопросы:
- Отличается ли одно поколение от другого?
- Возникают ли проблемы во взаимоотношениях между поколениями?
- Есть ли проблема: «старое- новое», «отжившее - передовое», «хуже- лучше».
В) Ясно, что новое идет на смену устаревшему, то есть не соответствующему новым условиям. Тем не менее человечество как род людской сохраняется, не обрывается. Почему? А точнее, благодаря чему?
3. Работа в тетради.
А) Людской род сохраняется благодаря ПРЕЕМСТВЕННОСТИ (связи) ПОКОЛЕНИЙ.
Б) Запишем в тетрадях: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ – продолжение и обогащение предшествующей деятельности новыми результатами, новыми элементами, новыми формами.
В) Устно. Приведите примеры унаследований и изменений в поколениях (смотрите определение).(Примеры: крестьяне вчера и сегодня, культура… и т.д.)
4. - Беседа.
- Где преемственность сильнее - в производстве, в политических взглядах, в досуге, в художественных вкусах, в моде и т.д.? Почему?
- Расхождения во взглядах тесно связаны с возрастом, возрастными особенностями.
5. Работа над понятием «Связь поколений».
А) Учитель: Между поколениями существуют расхождения во взглядах. Найти различия легче. Но ведь имеются и сходства.
Б) Работа в тетради.
- Запишите в тетради заголовок таблицы: Схожесть и различия поколений детей и взрослых.
- Оформите таблицу (две колонки):
Схожесть (1 вар.) |
Различия (2 вар.) |
- Работать будете парами, каждая пара учащихся к своему варианту подбирает и записывает по 3-4 примера.
В) Проверка записей учащихся.
Г) Устные добавления учителя.
- Для сравнения берется: физическое развитие, умственные способности, умение применить способности, соотношение рассудочных и эмоциональных компонентов, способность учиться на собственных ошибках, умение принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремление брать на себя дополнительную ответственность и т.д.
Д) Продолжение работы с таблицей дома. Оставьте место для записи дома еще по 3-4 признака.
6. - Беседа по теме «Ответственность» (+ Грамматика нравственности).
А) Учитель. В нахождении схожести и различий вы, ребята, не назвали главного отличия - дети не являются производителями материальных благ, не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у детей не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей. Им незнакома суть статусов - круг прав и обязанностей. Они знают, что такое ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Б) Вопросы:
- «За что и за кого вы несете ответственность?» ( За хорошую учебу, за любовь к ближнему, за пожилых родителей и малых детей, за страну и т.д.)
- «Почему важно заботиться о детях и пожилых?» (Это прошлое и будущее человечества; продолжение жизни и преемственность…)
В) Беседа по материалу из дополнительной литературы. (Г.Соколова, Книга для чтения по грамматике нравственности, 9 класс, часть 2, стр. 27) - Читает учитель. Вопросы по тексту:
- «Как помогает нам исторический опыт предков на пути самопознания и самосовершенствования?»
- «Какой след должен оставить каждый человек после себя?»
7. Беседа. Конвенция.
А) Беседа + работа с компьютером.
Б) Учитель. Детство - особый период - впереди целая жизнь, множество добрых дел. Общество ценит и в зависимости от своих возможностей старается защитить детство. Права детей и подростков специально оговариваются в международных и отечественных правовых актах. (Диск- урок №8)
В) Учитель. Международное сообщество приняло специальную конвенцию (соглашение) о правах ребенка. (Диск №8, стр.4,5,6)
Вот ряд прав (зачитывает ученик): - право на пользование благами социального обеспечения; - право на здоровый рост и развитие; - право на специальных уход, питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание; - право на защиту обществом, государством, семьей…(чтение диска по теме).
Г)** Сообщение учащегося о Конвенции.
Д) Учитель. Ребенок должен знать права, но и помнить обязанности. Должен знать, что любовь и понимание между поколениями должны быть взаимными. Кто не умеет любить, не стремится к добру, кто думает только о себе, забывая о близких людях, вряд ли сможет оценить заботливое отношение к себе и передать его собственным детям. (… Спросить у учеников- вывод)
Е) Учитель. ВЫВОД. Все дети стремятся поскорее стать взрослыми, а многие старики тоскуют о своей ушедшей молодости. Только возможности одних и опыт других помогают видеть жизнь с разных сторон, устанавливают истинную связь поколений.
VI этап - Первичное закрепление изученного материала.
1. Работа с дидактическим материалом.
А) Самостоятельное чтение учащимися дидактического материала по обществознанию для 9 класса, стр. 75, «Родители и дети».
Б) Обсуждение прочитанного.
2. Творческое задание.
А) - Запишите в тетради ответ на два вопроса:
- «В чем вы хотели походить на своих родителей?»
- «В чем не хотите быть похожими?» Сделайте выводы.
Б) - Заслушивание 2-3 мнений.
VII этап - Закрепление изученного материала.
1. Работа в тетради.
А) Учитель. Вернемся к началу урока и вашим ответам на мой вопрос о том, что вам не нравится в старшем поколении.
- Есть ли желающие высказать свое мнение по этому вопросу?
- Поднимите руки те, кто хоть немного изменил свое первоначальное мнение. Можете сказать, в чем вы его изменили?
Б) Беседа. Передадите ли вы своим детям какие- либо черты свои и своих родителей? Какие и почему?
В) Мультимедийное пособие. Самопроверка изученного материала. (Диск, урок №8, стр. 12,13,14,15*)
VIII этап - Итог урока.
- Так что же такое поколение?
- Существует ли конфликт поколений?
- Какими действиями его можно уменьшить или ликвидировать?
- Какой вам представляется связь поколений?
- Оценки за урок.
IХ этап - Домашнее задание.
- § 29, дописать признаки схожести и различия поколений и задание 3 письменно.
- * Эссе на тему: «Примеры способов разрешения конфликтов в моей семье».
Приложение. Дополнительная информация и сведения.
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....
18 03 2024 16:22:31
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....
17 03 2024 5:23:43
Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....
16 03 2024 4:30:46
На протяжении многих веков Смоленская земля была ареной ожесточенной борьбы с врагами, рвавшимся к Москве. Именно у стен Смоленска противник не раз получал решительный отпор. Война с Польшей в 1609–1611 гг. тому пример. Почти на 2 года враг был остановлен и задержан у стен нашего города. За это время в городе Ярославле Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое осадило Москву и изгнало чужеземцев....
15 03 2024 1:50:41
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
14 03 2024 16:57:32
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов. ...
13 03 2024 13:38:22
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
12 03 2024 16:43:32
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
11 03 2024 7:14:32
Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940–1941 гг....
10 03 2024 19:15:10
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
09 03 2024 7:24:16
Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....
08 03 2024 1:10:20
Цель урока: познакомить учащихся с местоположением, природными условиями Древнего Египта и занятиями его жителей. ...
07 03 2024 13:28:18
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
06 03 2024 15:19:27
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
05 03 2024 3:24:38
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
04 03 2024 9:18:31
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
03 03 2024 18:15:58
Урок обществознания с электронным модулем из коллекции ФИПИЦОР «Избирательное право». Урок построен на самостоятельной работе учащихся с источниками, решении ситуационных задач, по ходу урока учащиеся заполняют рабочие листы, работают в группе....
02 03 2024 14:20:42
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года. ...
01 03 2024 22:31:45
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
29 02 2024 12:24:38
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
28 02 2024 10:12:35
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
27 02 2024 8:18:23
Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
26 02 2024 9:56:49
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
25 02 2024 21:42:53
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
24 02 2024 11:22:43
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
23 02 2024 16:24:19
Внеклассное мероприятие по обществознанию в 11-м классе проводится с целью воспитания правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека, научить пользоваться юридической терминологией; воспитывать нормы правовой культуры; развивать познавательные способности детей, их кругозор....
22 02 2024 22:21:48
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи. ...
21 02 2024 10:36:37
В основе конкурса научно-творческих проектов лежит технология проектной деятельности, способствует: воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры; овладению умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения; развитию художественно-творческих способностей; стимулирование творческого мышления и самовыражения, а также разработки, создания и представления собственного творческого проекта....
20 02 2024 8:36:20
Программа создана для детей, интересующихся исторической реконструкцией памятников материальной культуры человечества — от Древнего Египта до Древнего Рима. В программе предусмотрено воссоздание предметов быта и одежды, изготовление макетов зданий, моделей кораблей, глиняных табличек, каллиграфии на шелке и т.д.; используются инновационные методы воспитания и обучения. ...
19 02 2024 11:49:39
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской хаpaктеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....
18 02 2024 9:37:14
Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе....
17 02 2024 14:51:27
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
16 02 2024 12:44:31
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
15 02 2024 20:28:57
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....
14 02 2024 22:49:11
К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте. Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск. Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого комaндования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту. ...
13 02 2024 14:40:30
Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения США. ...
12 02 2024 17:32:25
В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....
11 02 2024 20:21:17
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
10 02 2024 16:59:22
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
09 02 2024 1:52:28
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
08 02 2024 0:45:58
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
07 02 2024 19:18:10
Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
06 02 2024 16:10:19
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и жизни человека.Она решает вопрос, каким быть человеку в постоянно меняющемся мире. Представлен опыт проведения музейных уроков в школе....
05 02 2024 15:41:57
Прослеживается эволюция политического и экономического курса, проводившегося в СССР Н.С. Хрущевым; анализируется его успех и поражение, раскрывается значение экономических реформ в период «оттепели». Учащиеся знакомятся с основными переменами, прошедшими в политической системе СССР, основными результатами экономических преобразований....
04 02 2024 16:28:14
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
03 02 2024 21:41:19
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
02 02 2024 19:45:16
Урок формирует у учащихся умение систематизировать, анализировать большой объем исторической информации, самостоятельно интерпретировать события. Ребята осмысливают трагические страницы новейшей отечественной истории....
01 02 2024 23:28:30
Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе. ...
31 01 2024 9:33:58
Изучив один из самых не только интересных, но и трудных этапов в истории Отечества, связанный с революционными событиями Февраля и Октября 1917 года, Гражданской войной, образованием СССР, преподаватель и студенты попытались вместе создать исторический образ России на уроке-викторине "Россия в период с 1917 по 1927 год". ...
30 01 2024 17:31:15
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки. ...
29 01 2024 12:20:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::