Литературно-музыкальная композиция "Души прекрасные порывы" (к 185-летию восстания декабристов). 7–10-й классы > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Литературно-музыкальная композиция "Души прекрасные порывы" (к 185-летию восстания декабристов). 7–10-й классы


    Литературно-музыкальная композиция "Души прекрасные порывы" (к 185-летию восстания декабристов). 7–10-й классы

Цели и задачи:

  • Отражение подвига декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С.Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А.Некрасова.
  • Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века.
  • Эстетическое воспитание.

Ход мероприятия

Ведущий 1: Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади – одна из незабываемых дат в российской истории.

Ведущий 2: Свыше 3 тысяч солдат при 30 комaндирах вышли на Сенатскую площадь, чтобы даровать стране демократию и свободу от крепостного рабства.

Ведущий 3: Мы листаем пожелтевшие страницы тронутых временем книг и разглядываем на старинных портретах одухотворенные и прекрасные черты.

Ведущий 1: Бескорыстие, отвага и благородство, убежденность и верность цели, понимание великого значения этого восстания и даже обреченности его для пробуждения России – все это рисует воображению нашему людей прекрасных и достойных. Кто они? Какими они были? Что привело лучших из дворян России к 14 декабря?

Ведущий 2: Александр Герцен писал о декабристах: “Все самое благородное среди русской молодежи – военные, как Пестель, Фонвизин, Нарышкин, Юшневский, Муравьев, самые любимые литераторы, как Рылеев и Бестужев, потомки славных родов, как князь Оболенский, Трубецкой, граф Чернышев, - поспешили вступить в ряды самой первой фаланги русского освобождения”. Вот лишь некоторые имена.

(Портреты – на экране, музыка - драматическая тема из фильма В.Мотыля “Звезда пленительного счастья”.)

Кондратий Федорович Рылеев. С 1821 года он служит в палате уголовного суда в Петербурге. О честности Рылеева-судьи ходят легенды, он, по выражению одного арестанта, “не дает погибать невинным”.

В 1823 году он был принят Иваном Пущиным в Северное общество. В его квартире происходят совещания, он принимает в тайное общество Александра и Николая Бестужевых, Александра Одоевского, Вильгельма Кюхельбекера, Петра Каховского, которому объявляет, что цель общества – “ истрeбление всей императорской фамилии и водворение правления народного”.

Рылеев был пружиной восстания, воспламенял всех своим воображением, возбуждал настойчивостью. “Он был небольшого роста, худощав, приятного лица, с пылким взором…” “Это был Шиллер заговора, элемент восторженный, отроческий, поэтический” (А.Герцен) Он и был поэтом.

Я ль буду в роковое время
Позорить Гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.

Другу Александру Бестужеву он писал:

Моя душа до гроба сохранит
Высоких дум кипящую отвагу;
Мой друг! Недаром в юноше горит
Любовь к общественному благу!

Вместе с Бестужевым они сочиняли агитационные песни для солдат:

Царь наш – немец русский – носит мундир узкий.
Ай да царь, ай да царь, православный государь!
Враг хоть просвещенья, любит он ученья.
Школы все – казармы, судьи все – жандармы.
Только за парады раздает награды,
А за комплименты – гoлyбые ленты.
А за правду-матку прямо шлет в Камчатку.
Ай да царь, ай да царь, православный государь!

И песни эти были понятны простым людям, потому что говорили правду об их жизни:

Долго ль русский народ будет рухлядью господ,
И людями, как скотами, долго ль будут торговать?
По две шкуры с нас дерут, мы посеем – они жнут,
И свобода у народа силой бар задушена.
А что силой отнято, силой выручим мы то.
И в приволье на раздолье стариною заживем.

И в поэзии и в жизни Рылеев создавал трагический образ пылкого и честного гражданина-поэта, готового пожертвовать жизнью для “дела общего”.

Иван Иванович Пущин, Большой Жанно, как прозвали его друзья по Царскосельскому лицею. Он поступил в военную службу, потом ушел и был в Москве судьей. По тогдашним понятиям, это была должность низкая, не барская. Пущин выбрал эту должность по убеждению, как члeн Союза Благоденствия, одной из задач которого было упорядочить в России правосудие.

В тайное общество он вступил еще в 1817 году, сразу после окончания Лицея. В восстании на Сенатской площади принял самое деятельное участие, лишь по счастливой случайности не погиб – плащ его был несколько раз пробит пулями и картечью.

После восстания к Пущину приехал его товарищ по Лицею Горчаков с готовым загранпаспортом, уговаривая бежать на уходящем пароходе. Но Иван Пущин отказался, считая постыдным избежать участи, ожидавшей его товарищей.

У жандармов значились его приметы: рост 2 аршина 8 вершков, “лицом чист, смугловат, волосы … темно-русые, глаза карие…”
Его арестовали через два дня после восстания. Потом – крепость, каторга, поселение…
“Мой первый друг, мой друг бесценный!” - обращался к нему Пушкин.
Нежная и строгая дружба связывала их. Последний раз они увиделись в Михайловском, где поэт отбывал ссылку:

…Поэта дом опальный
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

А бывший лицеист Жанно известен еще и тем, что оставил знаменитые “Записки о Пушкине”.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Сын немецкого дворянина, поселившегося в России при императоре Павле, он был воспитанником Царскосельского лицея, другом Пушкина, поэтом-романтиком. Этот вспыльчивый, обидчивый, странный молодой человек был лучшим учеником, эрудитом и в поэзии предпочитал идти своим путем, не подражая Пушкину. При выпуске из Лицея Кюхельбекер получил третью серебряную медаль и отличный аттестат. Потом он читал лекции по русской словесности в Благородном пансионе. Ученики вспоминали о нем как о “благороднейшем и добрейшем, честнейшем существе. Мысль о свободе и конституции была в разгаре. Кюхельбекер ее проповедовал на кафедре русского языка”. Он пишет статьи о литературе, замышляет свой журнал. Но он еще долго ищет себя: работает в Италии, путешествует по Германии, где близко знакомится с Гете, живет во Франции. Вернувшись в Россию, отправляется на Кавказ под начало генерала Ермолова. Здесь судьба сводит его с Грибоедовым.

Именно в день восстания его кипучая натура получила возможность наконец проявиться. Он посещает восставшие полки, пытается привести на площадь Трубецкого и вести за собой солдат Гвардейского экипажа, стреляет в великого князя Михаила Павловича. Ему единственному удалось бежать из Петербурга после восстания, его арестовали в Варшаве, узнав по словесному портрету. Пятнадцать лет одиночного заключения… В Шлиссельбургской крепости он пишет стихотворение “Тень Рылеева”:

“Несу товарищу привет
Из области, где нет тиранов,
Где вечен мир, где вечен свет,
Где нет ни бури, ни туманов.
Блажен и славен мой удел:
Свободу русскому народу
Могучим гласом я воспел,
Воспел и умер за свободу!
Счастливец, я запечатлел
Любовь к земле родимой кровью!
И ты – я знаю – пламенел
К отчизне чистою любовью.
Грядущее твоим очам
Разоблачу я в утешенье…
Поверь: не жертвовал ты снам;
Надеждам будет исполненье!”

Ведущий 1: Почти все они принадлежали к высшему свету, имели высокие военные награды, получили блестящее образование, были богаты, перед каждым открывалась широкая дорога военной, придворной или чиновничьей карьеры.

Ведущий 2: Исключительные качества натуры их и хаpaктера не раз доказывались на деле. В 1812 году Лунин просил Кутузова о назначении парламентером к Наполеону, чтобы иметь случай сразить его кинжалом.

Братья Муравьевы-Апостолы в 20 лет имели награды – золотую шпагу “За храбрость” и орден Владимира 4-ой степени.
Сергeй Волконский – генерал в 27 лет, знатный и богатый. Всех их ожидала блестящая будущность, но они избрали иной путь.

Ведущий 3: Восстание предполагалось начать весной или летом 1826 года. Но внезапная cмepть Александра 1 нарушила их планы. Организационно восстание не было готово, но другого случая могло не представиться.

Армия присягала старшему из братьев – Константину, но вскоре стало известно, что он отказался от престола. Нужно было срочно провести “переприсягу”. Этим моментом и решили воспользоваться руководители тайного общества. “С сей минуты,- пишет Бестужев,- дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он – душой оных”.

Сцена 1

1 декабрист: Господа! Обстоятельства чрезвычайно важны и для нас решительны! 14-го числа присягают войска. 14-го и начнем!

2 д.: Да как же начинать, если ни один из проектируемых законов не готов?

3 д.: Пора, друзья, пора! Выступим мы, и южане нас поддержат!

1 д.: Наконец-то! Дожили! Вольность грядет! Вот она, Россия! Виват!

2 д.: Как вы думаете, с нами будут Сперанский, Ермолов, Раевский?

3 д.: Против воли народа они не пойдут!

1 д.: Сбор войск назначен на Петровской площади против Сената, коего не допустим до присяги Николаю и заставим выдать Манифест о созыве народных представителей всех сословий!

2 д.: Какие войска будут выведены на площадь?

3 д.: Измайловский, Финляндский, егерский, лейб-гренадерский и Московский – они, безусловно, не будут присягать Николаю.

2 д.: Пусть самовластье императора будет ограничено. Конституционное правление нашему отечеству необходимо. Господа, подумайте только, нам предстоит вершить судьбу России!

1 д.: Друзья, пора расходиться, завтра выступаем!

Ведущий 1: И день 14 декабря настал. (Репродукции картин – на экране)

Ранним утром к Сенатской площади стали выходить мятежные войска и выстраиваться вокруг памятника Петру. Сюда же по приказу Николая стягивались и правительственные войска.

Первый же залп картечи смешал ряды восставших. Многие кинулись на лед Невы. Люди стали тонуть, гибнуть от пуль.
Восстание закончилось трагически. Оно было коротким, но ослепительным, как вспышка молнии.

Ведущий 2: Эхо Сенатской площади долетело до южных полков. 29 декабря выступил Черниговский полк, но намерение идти на Киев так и не было осуществлено.

Ведущий 3: Была создана Следственная комиссия. Многих декабристов допрашивал сам Николай 1. Всего по делу декабристов пострадали 1 700 человек. Арестованных разделили на разряды по степени их вины.

545 человек подверглись допросам, 289 были признаны виновными, 121 сосланы и пятеро – Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский – приговорены к cмepтной казни четвертованием, которая была заменена повешением.

(Сцена казни – фильм В.Мотыля “Звезда пленительного счастья” - на экране).

Ведущий 1: В июле 1826 года отправляли декабристов на каторгу, которую они отбывали в Благодатском руднике, на Нерчинском заводе и на поселении на просторах Восточной Сибири.

Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!

– писал, обращаясь к ним, Пушкин.

(Фрагмент песни Б.Окуджавы “Не обещайте деве юной…” 1 куплет)

Ведущий 2: Вслед за декабристами отправились в Сибирь их жены, одиннадцать героических женщин. (Портреты – на экране)

24 июля из великолепного особняка на Английской набережной в Петербурге выехала в Сибирь 26-летняя дочь графа Лаваля, княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая.

Ведущий 3: Вскоре из дома Волконских на набережной Мойки выехала к мужу Мария Николаевна Волконская, дочь героя 1812 года генерала Раевского и внучки Ломоносова. Отец-генерал скажет ей вслед: “Вот самая удивительная женщина, какую я когда-либо знал!”

Та самая Машенька Раевская, воспетая, но не названная Пушкиным, которой, по мнению исследователей, он посвятил поэму “Бахчисарайский фонтан”, строфы “Евгения Онегина”, замечательные лирические стихотворения. Теперь поэт хотел, но не успел передать с ней стихи для своих друзей. (Звучат стихи “И.И.Пущину” и “Во глубине сибирских руд…”) Эти знаменитые стихотворения смогла привезти в Сибирь Александра Григорьевна, жена декабриста Никиты Муравьева.

Ведущий 1: Потянулись за ними по сибирскому тpaкту Нарышкина, Фонвизина, Давыдова, Ентальцева, Юшневская и Розен. Невестами декабристов отправились в Сибирь и две юные француженки : Полина Гeбль и Комилла Ле-Дантю. С Анненковым и Ивашевым они обвенчались уже на месте ссылки. (Портреты – на экране, портрета Ентальцевой не оказалось в Интернете).

Ведущий 2: В светском обществе сочувствовали несчастным. Многие женщины хотели разделить участь своих мужей, но Николай 1 больше никому не разрешил ехать.

Ведущий 3: Восхищение и сочувствие к осужденным и их женам сохранилось в русском обществе. В 70-ые годы девятнадцатого века Н.А.Некрасов написал поэмы о декабристах – “Дедушка” и “Русские женщины”.

В последней он изображает встречу княгини Трубецкой с губернатором Иркутска:

Сцена 2

(Губернатор И.Б.Цейдлер и Екатерина Трубецкая. Сцена взята из поэмы Н.А.Некрасова “Русские женщины” с небольшими сокращениями со слов “В Нерчинск! Закладывать скорей…”).

Ведущий 1: Мария Волконская догнала Трубецкую в Иркутске. Она, не читая, подписала все бумаги, все отречения. Оказавшись подле рудника, она смогла проникнуть туда. Описанная Некрасовым сцена дана очень точно, так как поэт основывался на воспоминаниях самой Волконской:

Сцена 3

(Монолог Волконской взят с сокращениями из поэмы Н.А.Некрасова “Русские женщины” со слов “Рыданьям моим часовой уступил…” и кадры из фильма – Волконская в руднике, встреча с мужем – без звука).

Все участники:

  • 30 лет провели декабристы на каторге, и каждый день был для них днем борьбы и работы.
  • Строили школы и преподавали в них Поджио, Бестужевы, Оболенский, Раевский, Юшневский.
  • Братья Бестужевы учили коренных жителей, бурят, сеять хлеб, наладили производство удобных для гористой местности повозок.
  • Николай Бестужев первый обнаружил и описал месторождение каменного угля, занимался метеорологическими, сейсмическими, астрономическими наблюдениями.
  • Якубович собирал сведения о минералах и золотоносных реках Сибири.
  • Вольф, Муравьев занимались врачебной пpaктикой, раздавали лекарства больным.
  • Они проводили исследования по этнографии, археологии, фольклору.
  • Были среди них и художники, которые писали портреты, иконы для местных церквей.
  • Многие строили парники и теплицы, выращивали овощи и фрукты, строили мельницы, маслобойни, сельхозмашины.
  • Благодаря им среди местной молодежи вошли в моду чтение, подписка на журналы, устройство домашних спектаклей, музыкальных и литературных вечеров.

На экране – читает один участник:

Лев Толстой: “Довелось мне видеть возвращенных из Сибири декабристов, и знал я их товарищей и сверстников, которые изменили им и остались в России и пользовались всяческими почестями и богатством. Декабристы, прожившие на каторге и в изгнании духовной жизнью, вернулись после тридцати лет бодрые, умные… и ясно стало, что счастье было не в Сибири и не в Петербурге, а в духе людей, и что каторга и ссылка, неволя, было счастье, а генеральство и богатство и свобода были великие бедствия”.

Литература.

  1. “Высок и свят их подвиг незабвенный” - “Воспитание школьников”, 2005, №5
  2. Гончарова Т.И. “Исторические вечера в школе” – М.: Просвещение, 1992.
  3. Кюхельбекер В.К. Сочинения. Вст. статья – Н.Романов. – Ленинград: Художественная литература,1989.
  4. Орлов А.С., Ге opгиев В.А., Ге opгиева Н.Г., Сивохина Т.А. “История России”. – М.: изд-во Проспект, 2008.
  5. Рылеев К.Ф. Сочинения. Вст. статья – А.М.Песков. – М.: Правда, 1983.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

25 04 2024 20:46:40

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

24 04 2024 3:35:30

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

23 04 2024 10:50:31

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

22 04 2024 18:30:21

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

21 04 2024 6:51:12

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

20 04 2024 5:49:40

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

19 04 2024 3:34:12

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

18 04 2024 21:43:23

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

17 04 2024 17:13:20

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

16 04 2024 1:35:35

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

15 04 2024 5:14:59

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

14 04 2024 15:53:43

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

13 04 2024 6:15:16

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

12 04 2024 20:49:41

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

11 04 2024 22:12:16

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

10 04 2024 10:53:57

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

09 04 2024 8:29:39

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

08 04 2024 11:41:54

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

07 04 2024 13:34:34

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

06 04 2024 3:27:27

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

05 04 2024 0:59:19

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

04 04 2024 11:57:39

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

03 04 2024 12:39:21

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

02 04 2024 11:51:46

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

01 04 2024 4:28:26

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

31 03 2024 7:50:13

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

30 03 2024 0:33:49

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

29 03 2024 2:10:30

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

28 03 2024 20:19:36

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

27 03 2024 9:19:29

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

26 03 2024 2:55:17

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

25 03 2024 11:25:41

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

24 03 2024 13:11:18

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

23 03 2024 13:41:21

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

22 03 2024 20:33:18

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

21 03 2024 11:14:41

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

20 03 2024 5:43:35

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

19 03 2024 10:14:48

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

18 03 2024 2:33:56

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

17 03 2024 5:29:32

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

16 03 2024 0:45:39

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

15 03 2024 15:18:36

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

14 03 2024 9:57:19

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

13 03 2024 15:16:17

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

12 03 2024 11:50:31

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

11 03 2024 19:14:32

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

10 03 2024 18:22:38

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

09 03 2024 19:49:14

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

08 03 2024 10:42:47

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

07 03 2024 7:43:14

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::