Классный час на тему "Об уроженцах Цивильского района и их участии в судьбе блокадного Ленинграда"
Цель: воспитание милосердия, сострадания, отзывчивости, воспитание чувства уважение к славному прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма, уважения к людям старшего поколения, к их подвигу трудовому и боевому в годы ВОВ.
Задачи:
- показать трудный путь к Победе всех, кто жил и боролся с немецко-фашисткими захватчиками
- Вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с Великой Отечественной войной.
- Воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине»
План классного часа
- Краткий рассказ о блокаде Ленинграда в годы ВОВ
- Судьбы Валентины Юрьевны Николаевой и Екатерины Тимофеевны Максимовой
- Вопросы учащимся
- Рефлексия
- Итоги классного часа
I. Краткий рассказ о блокаде Ленинграда в годы ВОВ
В истории одного из красивейших городов мира - Санкт-Петербурга (Петрограда, Ленинграда) было много сложных и противоречивых моментов. Но, пожалуй, самыми страшными днями, в течение которых город и его жители были поставлены на грань выживания, были 900 дней блокады - с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года.
8 сентября 1941 года после тяжелых боев вокруг Ленинграда замкнулось кольцо фашистской блокады. Вражеская авиация совершила первый массированный налет на город, сбросив на него за считанные минуты свыше 6.500 зажигательных бомб. Начались постоянные бомбежки Ленинграда. Осажденный город оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро - знаменитой «Дороге жизни», обеспечивавшей связь Ленинграда со страной. По ней направлялись в город из глубины страны пополнение войска, боеприпасы, топливо.
Блокада города была окончательно прервана 27 января 1944 года. В Ленинграде к этому времени оставалось 560 тысяч жителей - в пять раз меньше, чем в начале блокады, ставшей самой кровопролитной в истории человечества. В 1945 году Ленинград был объявлен городом-героем. От голода во время блокады погибло, по официальным советским данным, около 700 тысяч человек, по другим оценкам больше 850 тысяч, причем каждый пятый из оставшихся в блокадном городе - ребенок. Сколько людей в нем погибло за страшные 900 дней в реальности - не знает в точности никто.
В Цивильском районе на сегодняшний день проживают 4 человека, чьи судьбы так или иначе связаны с блокадой Ленинграда. Это Валентина Юрьевна Николаева и Галина Михайловна Кукушкина, отмеченные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
В те далекие суровые годы обе были детьми, но выстояли, сумели выжить в жесточайших условиях военного времени. Есть среди жителей района и те, кто защищал этот город с оружием, а руках. Это Екатерина Тимофеевна Максимова и Иван Титович Титов. За мужество и героизм, проявленные в боях под Ленинградом, они награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Всем этим людям есть о чем вспомнить, есть о чем рассказать ныне живущим. Немало десятков лет прошло с тех. пор, как закончилась война; Но память жива, живы и воспоминания обо всех ужасах, что пришлось пережить людям военной поры.
II. Судьбы Валентины Юрьевны Николаевой и Екатерины Тимофеевны Максимовой
Судьба Валентины Юрьевны Николаевой
В городе Ленинграде жила дeвoчка Валя вместе со своей мамой и любимыми тетями. Как и все, ходила в школу, а когда вырастет, мечтала стать портнихой. Нравилась ей учеба в школе, и никак не могла предположить дeвoчка, что все перевернется в один миг.
1941 год. Война. Все рушится буквально на глазах. Мужчины уходят на фронт, в городах и деревнях остаются лишь старики, женщины и дети. 11-летняя Валя, как и все дети, жившие в ее родном Ленинграде, довольно быстро поняла и ощутила, что такое война. В городе появилось много военных, а из разговоров взрослых выяснилось, что Ленинград взят в блокаду. Шла уже осень 41- го, и вместе с переменами погоды рёзко ухудшилась и ситуация нее родном городе.
Холод и голод нещадно пробирались в Ленинград. Вместе с тем начались постоянные бомбежки с воздуха. До сих пор помнит она душераздирающий звук разрывающихся снарядов, помнит, как сжималось ее сердечко, готовое вот-вот остановиться от ужаса, как ей казалось, в любую секунду. Сидя на полу своей однокомнатной квартире, крепко охватившись руками с малолетним двоюродным братом Колей буквально цепенела она во время артобстрелов.
Целыми днями оставались дома одни Валя с Колей. Матери их сутками пропадали на дежурствах, рыли окопы, стараясь получить лишний паек хлеба для своих ребятишек. Но продовольствия катастрофически не хватало, а жуткий холод в квартире лишь усугублял чувство голода. Дети жили в постоянном ожидании и страхе. То и дело, выглядывая в окно, Валя каждый раз видела печальную картину: мимо проходили люди, таща за собой салазки с мертвыми телами близких, родственников. Впоследствии она узнала, что всех умерших хоронили в большом котловане, присыпая землей. Таковы были последствия голода, охватившего Ленинград.
Мама Вали стала менять вещи, тряпье на какую-то еду и мыло. Но на местном базаре не всегда выпадала такая удача. Тогда матери отдавали свои крохотные паи хлеба детям, голодая сами. Выручало то, что тетя Дуся, мама Коли, а также тетя Клава и мама Вали держались вместе, сплотившись в самый трудный момент. Было тяжёло, но Валя видела, что у многих ленинградцев не было поддержки близких, а потому число умирающих от голода и холода все увеличивалось.
Беда пришла в их семью в июле 1943 года. В один из жарких летних дней, когда земля задыхалась не столько от солнечного зноя, а от вражеских бомб и снарядов, случилась в жизни Вали и ее родных непоправимая утрата: попав под артобстрел, погибла ее мама, Анна Ивановна. Дeвoчка, еще раньше потерявшая отца, осталась круглой сиротой. Тети как могли, поддерживали Валю - надо было жить, продолжать борьбу за существование.
«Выжить нам, с Колей помогали тетя Дуся и тетя Клава. Царствие им небесное, мамочке и тетям моим, ныне уж тоже покойным. Как старались они, отдавали нам свой паек, полученный по карточке» - со слезами на глазах вспоминает Валентина Григорьевна.
Но вот наступил долгожданный день - ленинградцы узнали, что блокада города снята. Сразу вслед за тем людей стали переправлять через Ладожское озеро вглубь страны. Валя вместе с Колей и тетями оказалась в далекой Сибири, близ города Барнаула. В деревне люди их приняли тепло, радушно, постоянно являли заботу, жалели истощавших и изголодавшихся детишек. Валя до сих пор помнит, как варила им хозяйка в деревенской печи целый чугун картошки, ставила перед ними: ешьте детки. Помнит она, что все отправляла и отправляла в рот картошку за картошкой, не ощущая чувства сытости: настолько истощенным, изможденным оказался ее организм, долгое время не видавший обычной человеческой еды...
Когда война закончилась, в Ленинград возвращаться не стали - слишком тяжелы были воспоминания. Поселились вместе с семьей тети Дуси в Пскове. Жизнь потихоньку стала налаживаться. Валя, получив специальность повара, стала работать в столовой. Трудно было узнать теперь в этой красивой, статной дeвyшке с румянцем на щеках прежнюю худенькую дeвoчку из блокадного Ленинграда.
«Мечтала стать портнихой, но волею судьбы стала поваром - испытания голодом и холодом перевернули не только мою, но и жизни многих ленинградцев», - горечью говорит Валентина Григорьевна.
Потом она познакомилась с парнем из Чувашии Аркадием Николаевичем Николаевым, проходившем в их местности свою армейскую службу. Молодые полюбили друг друга, а после окончания службы Аркадий привез свою красавицу - жену, с которой расписались еще в Пскове, на родную Цивильскую землю. Поселились в Цивильске сначала на квартире, со временем и свой дом сумели отстроить. Их первенец Сергeй появился на свет в 1954 году, через года родилась и доченька Танюша, будущая опора матери
42 года проработала поваром в системе Цивильского общепита трудолюбивая женщина. Сегодня ветерану труда уже за восемьдесят.
«Не думала - не гадала, что удастся дожить до такого возраста. Спасибо моей Тане, ухаживает за нами, своими родителями. Дай Бог всем такую доченьку. Но более всего хочется, чтобы мир был во всем мире. Война - страшное слово, и пусть не повторятся такие испытания для народа никогда», искренно, от души желает В. Г. Николаева.
Судьба Екатерины Тимофеевны Максимовой
В 1922 году в феврале месяце в д. Елюккасы в многодетной семье колхозников родилась дочь. Родители назвали ее Катюшей, веря в счастливое будущее дочери. Прошли годы, дeвoчка выросла, а после окончания Поваркасинской 7-летки поступила в Канашское медицинское училище. Получив диплом специалиста, Екатерина устроилась лаборантом в клиническую лабораторию Цивильской районной больницы.
Но вот грянула война, на фронт стали уходить не только юноши, но и дeвyшки. В мае 1942 года пришел черед накинуть шинель на хрупкие плечи и Екатерине. Пройдя подготовку в 8 отдельном батальоне связи, дeвyшка получила неплохие военные навыки, научилась владеть оружием и готовилась к отправке на войну. Осенью 1942 года попала она в числе других на Ленинградский фронт. Нелегким был путь через Ладожское
озеро, опасным и непредсказуемым. Добиралась в назначенный пункт через болото, на плащ-палатках Враг подстерегал на каждом шагу, а бомбежки с воздуха стали
постоянными. Разместились в лесу, прямо на болотах, разрыли землянки. С того момента Кате предстояло стать связистом. На ней лежала обязанность грамотной и оперативной передачи информации комaндира, а также шифровок на буквопечатающем аппарате. Четко и точно работали руки дeвyшки - иначе было нельзя, от случайной ошибки зависела судьба множества наших людей-солдат.
«На войне бывало всякое, - вспоминает ветеран, - никогда не знали, что подстерегает в следующий момент, кого убьет снаряд, выпущенный врагом, останется ли кто-нибудь из нас в живых». Помнит, как завалило ее землей на Пулковских высотах, контузило. Спасибо боевым товарищам, заметили вовремя, помогли выбраться. Но более всего связисты боялись попасть в плен и тщательно прятали свой аппарат при перемещениях части.
Славный боевой путь прошла наша землячка от Пулковских высот до берегов Балтийского моря, от Ленинграда до Выборга, участвовала в освобождении Эстонской ССР островов Даго и Эзель, полуострова Сырве. Ожесточенные бои по разгрому немцев под Ленинградом, в лесах Карельского перешейка, Анискала, на Нарвских болотах, Кяряконах не сломили твердого духа мужественной дeвyшки, наоборот, лишь закалили её.
Тяжелые испытания Великой Отечественной войны наша землячка, старший сержант Екатерина Тимофеевна Тимофеева выдержала с честью, до конца выполнив свой воинский долг.
Демобилизовавшись в ноябре 1945 года, Екатерина Тимофеева вернулась в родной Цивильск, поспешила на любимое место работы, в лабораторию райбольницы. Вплоть до 1983 года трудилась она здесь, заслужив уважение цивилян, своих коллег. Еще в 1947 году связала свою судьбу с визикасинцем Михаилом Максимовичем Максимовым, с которым долгие годы прожили в любви и согласии. В 1949 году родилась дочь, которую назвали в честь однополчанки Надеждой, в 1953-м - сын Евгений.
Несмотря на тяготы и невзгоды, выпавшие ей в жизни, Екатерина Тимофеевна не ожесточилась душой, не привыкла жаловаться, всегда доброжелательна. Любимым праздником для нее был и остаётся День Победы. В этот светлый день, она, как и многие другие ветераны войны, одевает шинель. Вспоминает годы военные и боевых друзей. Орден Отечественной войны, медали «за боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Ленинграда», медаль Жукова и множество юбилейных медалей украшают гpyдь нашей славной землячки, ветерана труда. Среди этих наград по-особому дорог ей значок «Отличный связист», который служит Екатерина Тимофеевне напоминанием, что воевала она по-честному, мужественно, отдав все свои силы за свободу и независимость своей Родины.
III. Вопросы учащимся
А теперь вопросы по услышанному:
А) Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?
Б) Кто из ныне живущих жителей Цивильского района жил в Ленинграде и кто его защищал?
В) Кем была по профессии Екатерина Тимофеевна Максимова?
Г) Что помогло выжить Валентине Юрьевне Николаевой?
Д) Какая профессия была получена в ходе войны Валентиной Юрьевной Николаевой?
Е) Какие боевые награды получила Екатерина Тимофеевна Максимова?
IV. Рефлексия
А сейчас мне хотелось бы узнать:
- Насколько понравилась Вам тема классного часа?
- Что нового Вы узнали о судьбе жителей Цивильского района?
- Что бы Вы хотели ещё узнать об уроженцах Цивильского района, участниках защиты Ленинграда?
V. Итоги.
Как мы видим, судьба жителей Цивильского района была непростой. Они преодолели большие опасности, но с честью выполнили свой долг Родине.
Список литературы
- Ленинград выстоял. возрождён Ленинград Цивильский вестник №№10-11(10614-10615) от 28 января 2011 года., стр. 7.
- Край Цивильский Краткая энциклопедия района, Чебоксары , 2008. стр.10
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...
18 03 2024 7:28:49
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
17 03 2024 9:30:33
В статье представлен конспект урока для учащихся 5-го класса по теме "Персидская держава". Это урок - урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предлагается просмотр компьютерной презентации. На уроке используется нетрадиционный прием "Чистая доска", в результате которого учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы. Тема данного урока рассматривается в курсе всеобщей истории - истории Древнего мира....
16 03 2024 1:12:37
В ходе урока необходимо познакомить учащихся с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны; охаpaктеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны; оценить значение победы в Северной войне для России. Урок направлен на воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину. Эту разработку можно использовать на уроке истории в 10-м классе....
15 03 2024 1:52:47
Урок-семинар в форме дидактической игры. На уроке происходит заседание исследовательских отделов института истории России. Целью урока является осмысление причин Смуты, которая явилась во многом следствием опричнины и вызванного ею экономического и социального кризиса в стране....
14 03 2024 1:22:43
Презентация посвящена теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....
13 03 2024 17:12:18
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
12 03 2024 4:11:54
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
11 03 2024 9:43:49
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
10 03 2024 22:55:29
Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное прострaнcтво....
09 03 2024 18:38:36
Цели урока: дать общую целостную хаpaктеристику основных институтов современного общества и демократического государства, показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства....
08 03 2024 14:57:14
В данном проекте «Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к cмepти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный хаpaктер....
07 03 2024 5:17:18
Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....
06 03 2024 2:41:55
Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...
05 03 2024 4:30:29
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
04 03 2024 12:28:13
Рабочая программа по истории для 10—11-х классов разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. Мониторинг уровня подготовки обучающихся дополнен инструментарием, который может быть использован учителем для отслеживания индивидуального развития учащихся. В организации проектной деятельности используется информационно-методическая карта....
03 03 2024 12:36:47
Урок проводится по новой истории в 7-м классе, по УМК Юдовской, Бapaнова, Ванюшкина. Цели урока: помочь учащимся усвоить знания об истории создания независимого государства - США, познакомиться с Конституцией США 1787 г. — первым документом Нового времени, продолжить развитие умений выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, понимать позицию американского народа в отношении прав человека....
02 03 2024 2:40:47
Урок проведен по технологии творческих мастерских. Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи и ее развития как в индивидуальной, так и групповой работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы....
01 03 2024 7:27:29
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
29 02 2024 0:15:59
Цель урока: формировать целостное представление об истории древней Британии и средневековой Англии....
28 02 2024 6:45:43
Разные формы и виды работы на уроке позволяют познакомиться с историей образования и гибели государства Ассирия. По ходу объяснения нового материала учитель и учащиеся составляют, объясняют схемы в опopном конспекте. ...
27 02 2024 22:58:19
Цель урока – определить, как проявился русский хаpaктер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского хаpaктера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека». ...
26 02 2024 3:41:15
Образовательная цель урока: сделать выводы о причинах поражения белого движения в России.Урок включает: оценку эмоционального состояния учащихся, поиск ответов на проблемные задания, работу с дополнительной литературой и источниками, работу по карте, сообщения учащихся на уроке и др. Разнообразие вносит работа в группах, работа с тестом (самопроверка знаний учащимися), учащиеся делают самостоятельно выводы, проводят взаимопроверку, отбирают материал для выступления. ...
25 02 2024 8:50:48
Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....
24 02 2024 18:35:27
Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Анализ, систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы. ...
23 02 2024 22:51:42
В ходе урока используются следующие методы обучения: по виду - словесные, наглядные и пpaктические; по способу осуществления - репродуктивные; по хаpaктеру - индуктивные и дедуктивные. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют использовать изученный материал, углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне. ...
22 02 2024 14:24:17
Работа представлена в виде модели по формированию поликультурной личности с акцентом на этнокультурный компонент: знакомство с творчеством марийского поэта В.Колумба и русского поэта С.Есенина. Цель: формирование этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности....
21 02 2024 19:28:39
Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....
20 02 2024 6:53:11
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
19 02 2024 3:13:48
Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
18 02 2024 17:32:49
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено. ...
17 02 2024 13:54:30
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
16 02 2024 6:11:54
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
15 02 2024 7:24:31
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
14 02 2024 1:17:10
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
13 02 2024 9:59:39
Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету. ...
12 02 2024 11:23:42
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников. ...
11 02 2024 15:21:51
На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....
10 02 2024 0:59:51
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
09 02 2024 6:27:46
Интеграция предметов в современной школе — одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих повышению интереса детей к изучаемым предметам, углублению знаний, воспитанию патриотических чувств. Положительным примером такой интеграции является объединение предметов изобразительного искусства и истории через выполнение творческого проекта с элементами исследования, приводимого в данной работе....
08 02 2024 5:46:52
При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу....
07 02 2024 10:52:49
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
06 02 2024 10:53:49
Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
05 02 2024 12:16:30
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опopных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...
04 02 2024 5:50:40
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
03 02 2024 6:36:57
Специфика данного урока в том, что в работе круглого стола принимают участие 9-е и 11-е классы, которые изучили данную тему. Разноуровневое изучение и обобщение позволяет осваивать ученикам 9-го класса навыки дискуссии. Это не только удачный обучающий, но и серьёзный воспитательный методический приём. Совместная творческая работа над проектом памятника также позволила ученикам разных классов почувствовать поддержку младших от старших. ...
02 02 2024 9:34:13
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
01 02 2024 15:50:10
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
31 01 2024 22:38:57
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
30 01 2024 9:52:14
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; выpaбатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....
29 01 2024 5:47:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::