Классный час на тему "Об уроженцах Цивильского района и их участии в судьбе блокадного Ленинграда"
Цель: воспитание милосердия, сострадания, отзывчивости, воспитание чувства уважение к славному прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма, уважения к людям старшего поколения, к их подвигу трудовому и боевому в годы ВОВ.
Задачи:
- показать трудный путь к Победе всех, кто жил и боролся с немецко-фашисткими захватчиками
- Вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с Великой Отечественной войной.
- Воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине»
План классного часа
- Краткий рассказ о блокаде Ленинграда в годы ВОВ
- Судьбы Валентины Юрьевны Николаевой и Екатерины Тимофеевны Максимовой
- Вопросы учащимся
- Рефлексия
- Итоги классного часа
I. Краткий рассказ о блокаде Ленинграда в годы ВОВ
В истории одного из красивейших городов мира - Санкт-Петербурга (Петрограда, Ленинграда) было много сложных и противоречивых моментов. Но, пожалуй, самыми страшными днями, в течение которых город и его жители были поставлены на грань выживания, были 900 дней блокады - с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года.
8 сентября 1941 года после тяжелых боев вокруг Ленинграда замкнулось кольцо фашистской блокады. Вражеская авиация совершила первый массированный налет на город, сбросив на него за считанные минуты свыше 6.500 зажигательных бомб. Начались постоянные бомбежки Ленинграда. Осажденный город оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро - знаменитой «Дороге жизни», обеспечивавшей связь Ленинграда со страной. По ней направлялись в город из глубины страны пополнение войска, боеприпасы, топливо.
Блокада города была окончательно прервана 27 января 1944 года. В Ленинграде к этому времени оставалось 560 тысяч жителей - в пять раз меньше, чем в начале блокады, ставшей самой кровопролитной в истории человечества. В 1945 году Ленинград был объявлен городом-героем. От голода во время блокады погибло, по официальным советским данным, около 700 тысяч человек, по другим оценкам больше 850 тысяч, причем каждый пятый из оставшихся в блокадном городе - ребенок. Сколько людей в нем погибло за страшные 900 дней в реальности - не знает в точности никто.
В Цивильском районе на сегодняшний день проживают 4 человека, чьи судьбы так или иначе связаны с блокадой Ленинграда. Это Валентина Юрьевна Николаева и Галина Михайловна Кукушкина, отмеченные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
В те далекие суровые годы обе были детьми, но выстояли, сумели выжить в жесточайших условиях военного времени. Есть среди жителей района и те, кто защищал этот город с оружием, а руках. Это Екатерина Тимофеевна Максимова и Иван Титович Титов. За мужество и героизм, проявленные в боях под Ленинградом, они награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Всем этим людям есть о чем вспомнить, есть о чем рассказать ныне живущим. Немало десятков лет прошло с тех. пор, как закончилась война; Но память жива, живы и воспоминания обо всех ужасах, что пришлось пережить людям военной поры.
II. Судьбы Валентины Юрьевны Николаевой и Екатерины Тимофеевны Максимовой
Судьба Валентины Юрьевны Николаевой
В городе Ленинграде жила дeвoчка Валя вместе со своей мамой и любимыми тетями. Как и все, ходила в школу, а когда вырастет, мечтала стать портнихой. Нравилась ей учеба в школе, и никак не могла предположить дeвoчка, что все перевернется в один миг.
1941 год. Война. Все рушится буквально на глазах. Мужчины уходят на фронт, в городах и деревнях остаются лишь старики, женщины и дети. 11-летняя Валя, как и все дети, жившие в ее родном Ленинграде, довольно быстро поняла и ощутила, что такое война. В городе появилось много военных, а из разговоров взрослых выяснилось, что Ленинград взят в блокаду. Шла уже осень 41- го, и вместе с переменами погоды рёзко ухудшилась и ситуация нее родном городе.
Холод и голод нещадно пробирались в Ленинград. Вместе с тем начались постоянные бомбежки с воздуха. До сих пор помнит она душераздирающий звук разрывающихся снарядов, помнит, как сжималось ее сердечко, готовое вот-вот остановиться от ужаса, как ей казалось, в любую секунду. Сидя на полу своей однокомнатной квартире, крепко охватившись руками с малолетним двоюродным братом Колей буквально цепенела она во время артобстрелов.
Целыми днями оставались дома одни Валя с Колей. Матери их сутками пропадали на дежурствах, рыли окопы, стараясь получить лишний паек хлеба для своих ребятишек. Но продовольствия катастрофически не хватало, а жуткий холод в квартире лишь усугублял чувство голода. Дети жили в постоянном ожидании и страхе. То и дело, выглядывая в окно, Валя каждый раз видела печальную картину: мимо проходили люди, таща за собой салазки с мертвыми телами близких, родственников. Впоследствии она узнала, что всех умерших хоронили в большом котловане, присыпая землей. Таковы были последствия голода, охватившего Ленинград.
Мама Вали стала менять вещи, тряпье на какую-то еду и мыло. Но на местном базаре не всегда выпадала такая удача. Тогда матери отдавали свои крохотные паи хлеба детям, голодая сами. Выручало то, что тетя Дуся, мама Коли, а также тетя Клава и мама Вали держались вместе, сплотившись в самый трудный момент. Было тяжёло, но Валя видела, что у многих ленинградцев не было поддержки близких, а потому число умирающих от голода и холода все увеличивалось.
Беда пришла в их семью в июле 1943 года. В один из жарких летних дней, когда земля задыхалась не столько от солнечного зноя, а от вражеских бомб и снарядов, случилась в жизни Вали и ее родных непоправимая утрата: попав под артобстрел, погибла ее мама, Анна Ивановна. Дeвoчка, еще раньше потерявшая отца, осталась круглой сиротой. Тети как могли, поддерживали Валю - надо было жить, продолжать борьбу за существование.
«Выжить нам, с Колей помогали тетя Дуся и тетя Клава. Царствие им небесное, мамочке и тетям моим, ныне уж тоже покойным. Как старались они, отдавали нам свой паек, полученный по карточке» - со слезами на глазах вспоминает Валентина Григорьевна.
Но вот наступил долгожданный день - ленинградцы узнали, что блокада города снята. Сразу вслед за тем людей стали переправлять через Ладожское озеро вглубь страны. Валя вместе с Колей и тетями оказалась в далекой Сибири, близ города Барнаула. В деревне люди их приняли тепло, радушно, постоянно являли заботу, жалели истощавших и изголодавшихся детишек. Валя до сих пор помнит, как варила им хозяйка в деревенской печи целый чугун картошки, ставила перед ними: ешьте детки. Помнит она, что все отправляла и отправляла в рот картошку за картошкой, не ощущая чувства сытости: настолько истощенным, изможденным оказался ее организм, долгое время не видавший обычной человеческой еды...
Когда война закончилась, в Ленинград возвращаться не стали - слишком тяжелы были воспоминания. Поселились вместе с семьей тети Дуси в Пскове. Жизнь потихоньку стала налаживаться. Валя, получив специальность повара, стала работать в столовой. Трудно было узнать теперь в этой красивой, статной дeвyшке с румянцем на щеках прежнюю худенькую дeвoчку из блокадного Ленинграда.
«Мечтала стать портнихой, но волею судьбы стала поваром - испытания голодом и холодом перевернули не только мою, но и жизни многих ленинградцев», - горечью говорит Валентина Григорьевна.
Потом она познакомилась с парнем из Чувашии Аркадием Николаевичем Николаевым, проходившем в их местности свою армейскую службу. Молодые полюбили друг друга, а после окончания службы Аркадий привез свою красавицу - жену, с которой расписались еще в Пскове, на родную Цивильскую землю. Поселились в Цивильске сначала на квартире, со временем и свой дом сумели отстроить. Их первенец Сергeй появился на свет в 1954 году, через года родилась и доченька Танюша, будущая опора матери
42 года проработала поваром в системе Цивильского общепита трудолюбивая женщина. Сегодня ветерану труда уже за восемьдесят.
«Не думала - не гадала, что удастся дожить до такого возраста. Спасибо моей Тане, ухаживает за нами, своими родителями. Дай Бог всем такую доченьку. Но более всего хочется, чтобы мир был во всем мире. Война - страшное слово, и пусть не повторятся такие испытания для народа никогда», искренно, от души желает В. Г. Николаева.
Судьба Екатерины Тимофеевны Максимовой
В 1922 году в феврале месяце в д. Елюккасы в многодетной семье колхозников родилась дочь. Родители назвали ее Катюшей, веря в счастливое будущее дочери. Прошли годы, дeвoчка выросла, а после окончания Поваркасинской 7-летки поступила в Канашское медицинское училище. Получив диплом специалиста, Екатерина устроилась лаборантом в клиническую лабораторию Цивильской районной больницы.
Но вот грянула война, на фронт стали уходить не только юноши, но и дeвyшки. В мае 1942 года пришел черед накинуть шинель на хрупкие плечи и Екатерине. Пройдя подготовку в 8 отдельном батальоне связи, дeвyшка получила неплохие военные навыки, научилась владеть оружием и готовилась к отправке на войну. Осенью 1942 года попала она в числе других на Ленинградский фронт. Нелегким был путь через Ладожское
озеро, опасным и непредсказуемым. Добиралась в назначенный пункт через болото, на плащ-палатках Враг подстерегал на каждом шагу, а бомбежки с воздуха стали
постоянными. Разместились в лесу, прямо на болотах, разрыли землянки. С того момента Кате предстояло стать связистом. На ней лежала обязанность грамотной и оперативной передачи информации комaндира, а также шифровок на буквопечатающем аппарате. Четко и точно работали руки дeвyшки - иначе было нельзя, от случайной ошибки зависела судьба множества наших людей-солдат.
«На войне бывало всякое, - вспоминает ветеран, - никогда не знали, что подстерегает в следующий момент, кого убьет снаряд, выпущенный врагом, останется ли кто-нибудь из нас в живых». Помнит, как завалило ее землей на Пулковских высотах, контузило. Спасибо боевым товарищам, заметили вовремя, помогли выбраться. Но более всего связисты боялись попасть в плен и тщательно прятали свой аппарат при перемещениях части.
Славный боевой путь прошла наша землячка от Пулковских высот до берегов Балтийского моря, от Ленинграда до Выборга, участвовала в освобождении Эстонской ССР островов Даго и Эзель, полуострова Сырве. Ожесточенные бои по разгрому немцев под Ленинградом, в лесах Карельского перешейка, Анискала, на Нарвских болотах, Кяряконах не сломили твердого духа мужественной дeвyшки, наоборот, лишь закалили её.
Тяжелые испытания Великой Отечественной войны наша землячка, старший сержант Екатерина Тимофеевна Тимофеева выдержала с честью, до конца выполнив свой воинский долг.
Демобилизовавшись в ноябре 1945 года, Екатерина Тимофеева вернулась в родной Цивильск, поспешила на любимое место работы, в лабораторию райбольницы. Вплоть до 1983 года трудилась она здесь, заслужив уважение цивилян, своих коллег. Еще в 1947 году связала свою судьбу с визикасинцем Михаилом Максимовичем Максимовым, с которым долгие годы прожили в любви и согласии. В 1949 году родилась дочь, которую назвали в честь однополчанки Надеждой, в 1953-м - сын Евгений.
Несмотря на тяготы и невзгоды, выпавшие ей в жизни, Екатерина Тимофеевна не ожесточилась душой, не привыкла жаловаться, всегда доброжелательна. Любимым праздником для нее был и остаётся День Победы. В этот светлый день, она, как и многие другие ветераны войны, одевает шинель. Вспоминает годы военные и боевых друзей. Орден Отечественной войны, медали «за боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Ленинграда», медаль Жукова и множество юбилейных медалей украшают гpyдь нашей славной землячки, ветерана труда. Среди этих наград по-особому дорог ей значок «Отличный связист», который служит Екатерина Тимофеевне напоминанием, что воевала она по-честному, мужественно, отдав все свои силы за свободу и независимость своей Родины.
III. Вопросы учащимся
А теперь вопросы по услышанному:
А) Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?
Б) Кто из ныне живущих жителей Цивильского района жил в Ленинграде и кто его защищал?
В) Кем была по профессии Екатерина Тимофеевна Максимова?
Г) Что помогло выжить Валентине Юрьевне Николаевой?
Д) Какая профессия была получена в ходе войны Валентиной Юрьевной Николаевой?
Е) Какие боевые награды получила Екатерина Тимофеевна Максимова?
IV. Рефлексия
А сейчас мне хотелось бы узнать:
- Насколько понравилась Вам тема классного часа?
- Что нового Вы узнали о судьбе жителей Цивильского района?
- Что бы Вы хотели ещё узнать об уроженцах Цивильского района, участниках защиты Ленинграда?
V. Итоги.
Как мы видим, судьба жителей Цивильского района была непростой. Они преодолели большие опасности, но с честью выполнили свой долг Родине.
Список литературы
- Ленинград выстоял. возрождён Ленинград Цивильский вестник №№10-11(10614-10615) от 28 января 2011 года., стр. 7.
- Край Цивильский Краткая энциклопедия района, Чебоксары , 2008. стр.10
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
08 11 2024 4:31:38
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
07 11 2024 2:27:31
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
06 11 2024 23:53:45
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
05 11 2024 22:54:14
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
04 11 2024 2:55:28
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
03 11 2024 2:43:22
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
02 11 2024 1:47:56
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
01 11 2024 1:12:22
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
31 10 2024 17:48:16
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
30 10 2024 2:54:17
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
29 10 2024 22:34:21
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
28 10 2024 0:16:32
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
27 10 2024 1:30:39
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
26 10 2024 5:10:36
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
25 10 2024 18:34:28
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
24 10 2024 21:22:31
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
23 10 2024 6:16:33
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
22 10 2024 10:30:50
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
21 10 2024 7:36:44
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
20 10 2024 8:39:24
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
19 10 2024 7:14:20
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
18 10 2024 21:21:37
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
17 10 2024 9:43:20
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
16 10 2024 9:44:36
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
15 10 2024 10:39:58
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
14 10 2024 0:54:28
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
13 10 2024 2:35:24
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
12 10 2024 22:56:37
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
11 10 2024 7:26:24
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
10 10 2024 5:31:47
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
09 10 2024 6:48:13
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
08 10 2024 9:56:33
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
07 10 2024 22:38:55
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
06 10 2024 6:10:44
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
05 10 2024 14:13:51
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
04 10 2024 4:28:35
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
03 10 2024 18:11:54
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
02 10 2024 10:30:19
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
01 10 2024 0:57:22
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
30 09 2024 22:29:35
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
29 09 2024 16:51:32
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
28 09 2024 19:44:37
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
27 09 2024 19:24:42
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
26 09 2024 14:10:44
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
25 09 2024 13:16:42
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
24 09 2024 10:28:55
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
23 09 2024 6:22:57
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
22 09 2024 17:45:57
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
21 09 2024 8:22:12
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
20 09 2024 6:19:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::