Гражданская война: красные. 9-й класс
Пояснительная записка
Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала (презентационное сопровождение урока “Гражданская война: красные”,
Целесообразность использования медиапродукта на занятии: использование электронной презентации, включение литературных, статистических данных позволяет усилить эмоциональное восприятие материала. Обращение к дополнительным источникам информации, познавательным заданиям делает занятие более содержательным.
Презентационное сопровождение урока составлено таким образом, что организация изучения материала позволяющих вовлечь учащихся в активную работу.
Тип урока – комбинированный. Организация изучение нового материала строится на основе разнообразных видов учебной деятельности, позволяющих вовлечь учащихся в активную работу. Использование электронной презентации, литературных данных позволяет усилить эмоциональное восприятие материала. Обращение к дополнительным источникам информации, познавательным заданиям делает занятие более содержательным.
Описание разработки
Предмет: история |
Краткая аннотация урока: |
Класс, профиль: 9 класс, общеобразовательный |
Тема: Гражданская война: красные |
Тема урока: Гражданская война: красные |
Тип урока: Комбинированный (презентационное сопровождение урока) |
Ожидаемые результаты |
В ходе изучения нового материала у
учащихся:
|
Формы организации работы детей
|
Формы организации работы учителя
|
Технологические особенности |
технические условия: кабинет информатики или кабинет, оснащённый мультимедийным оборудованием |
Используемое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, сканер, принтер, раздаточный материал, ксерокопии источников |
Используемые ресурсы Единой коллекции
цифровых образовательных ресурсов: Ресурс: Карта Гражданская война 1918-1920г.г. Вид ЦОР: иллюстрации |
Используемые ресурсы из других
общедоступных источников
|
Урок содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для освоения учащимися виде. Знакомит учащихся с фактами и события, изучаемого периода. Учебно-методический комплект помогает учителю раскрыть содержание темы, структурировать информацию, обозначить причинно-следственные связи.
Тема: Гражданская война: красные
Цели:
- Повторить причины и этапы гражданской войны.
- Подвести учащихся к пониманию причин победы красных в гражданской войне.
- Обеспечить усвоение учащимися понятий: “военный коммунизм”, “продразверстка”, “красный террор”.
- Закрепить умения пользоваться справочной и дополнительной литературой, умения выделять главное, устанавливать причинно– следственные связи.
- Составлять на основе текста таблицы.
- Продолжить формирование умений работать с исторической картой, рецензировать выступления учащихся.
Новые термины и даты: “военный коммунизм”, “продразверстка”, “красный террор”, первый этап гражданской войны (октябрь 1917 г. – май 1918 г.), второй этап гражданской войны (май – ноябрь 1918 г.), третий этап (ноябрь1918 г. – весна 1919 г.).
Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, рабочая тетрадь, карта, раздаточный материал.
П л а н
- Повторение.
- Мероприятия советской власти для отражения белых, интервентов.
- Продолжение военных действий на фронтах гражданской войны. Война с Польшей.
- Причины победы большевиков.
- Итоги гражданской войны.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний учащихся по теме “Гражданская война”
Индивидуальный опрос по карточкам. (слайд 2,
см. Приложение 1)
Проверка правильности ответов. (слайд 3, 4, 5)
3. Изучение новой темы
Определение задачи урока. (слайд 6, 7)
4. Мероприятия советской власти.
Работа с документами. Класс делится на 4 группы.
1 группа: Декрет совета Народных Комиссаров РККА, 15 января 1918г.
(слайд 8, 9)
2 группа: Постановление ВЦИК, 2 сентября 1918г.
“Об объявлении Советской республики военным
лагерем”.
(слайд 10)
3 группа: Приказ Реввоенсовета Республики №1
(06.09.1918г.)
Постановление Совета Народных Комиссаров о
красном терроре (05.09.1919г.) (слайд 11, 12)
4 группа: Постановление ВЦИК, 30 ноября 1918г.
“Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской
Обороне”
Положение о военных комиссаров (1918г.) (слайд 13)
– Какие выводы можно сделать из этих документов о мероприятиях Советской власти, направленных на отражение нападения белых и интервенции?
5. Решение земельного вопроса белыми и красными
(слайд 14)
Беседа учащимися:
– назовите мероприятия, проведенные
большевиками в деревне?
– как вы думаете будет решен вопрос с землей,
если к власти придут белые?
6. Политика “военного коммунизма”
Работа с учебником стр. 113. и составление схемы. (слайд
15)
Учащиеся самостоятельно определяют: (слайд 16)
Последствия “военного коммунизма”: (слайд 17)
Значение политики “военного коммунизма”
7. Война с Польшей
Работа с учебником стр.117 и с документами
“Герои, на Варшаву!”
Приказ председателя РВСР от 20 августа 1920 г., На
запад.
(слайд 18)
8. Решающие победы красных
Работа с учебником стр. 116 и составление таблицы
Этапы войны Название фронта Основные события
9. Сообщение учащихся о расстреле царской семьи
10. Участники гражданской войны: красные
(слайды 19-26)
11. Итоги гражданской войны
(слайды 27-30)
Беседа с учащимися.
– Почему в cмepтельной схватке белых и красных победу одержали красные?
– Большевики в короткий срок смогли создать дисциплинированную армию.
– Сумели мобилизовать экономические и людские ресурсы на нужды фронта
– Крестьяне – самая массовая социальная категория населения страны – после периода открытого неприятия политики большевиков и периода колебания, в конце концов, в большинстве своем поддержали Красную Армию. Этому способствовало смягчение экономической политики по отношению к среднему предпринимательству.
– Политическая и организационная слабость белого движения.
– Возврат к старым порядкам, насаждаемым белыми, заставил значительную часть населения отказаться от поддержки контрреволюции.
12. Домашнее задание
Написать сочинение-эссе:
Какова же общая оценка гражданской войны? Это
героическая страница в истории нашей страны или
величайшая трагедия?
Приложение 2
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
18 03 2024 21:15:25
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
17 03 2024 22:33:14
Урок обобщения знаний по теме "Рыцарь тоже человек, он без стpaxa и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме "Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В.Скотта "Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное прострaнcтво учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на пpaктике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....
16 03 2024 17:45:11
Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....
15 03 2024 16:15:51
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
14 03 2024 20:31:16
В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....
13 03 2024 14:19:40
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
12 03 2024 14:32:25
Небольшое количество часов, отведенное на изучение зарубежной истории, требует творческого подхода к освещению событий и выделения роли личности в истории. Презентация – форма работы, положительным образом сказывающаяся на знаниях учащихся. Цель урока: знакомство учащихся с процессом объединения германских земель в XIX веке, определение влияния 'nb[ событий на дальнейший ход истории, выделение роли Бисмарка и Вильгельма I....
11 03 2024 23:50:12
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
10 03 2024 11:45:59
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
09 03 2024 5:37:28
Презентация по истории Древнего мира разработана по учебнику А.А. Вигасина для учащихся 5-х классов. Урок проводится в виде игры-путешествия в историю Древнего мира....
08 03 2024 7:44:57
Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
07 03 2024 15:21:59
Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
06 03 2024 4:50:20
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
05 03 2024 12:59:24
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....
04 03 2024 1:56:12
Представленная методическая разработка классного часа сможет оказать большую помощь учителям, классным руководителям и всем педагогическим работникам в подготовке, организации и проведении мероприятий гражданско-патриотической направленности, нацеленных на расширение и углубление знаний учащихся о своей Родине. Материал позволит в увлекательной, занимательной форме разносторонне узнать о судьбе своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней....
03 03 2024 15:31:25
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
02 03 2024 6:11:49
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
01 03 2024 3:45:40
Урок истории в 10-м классе расширяет знания учащихся о движении декабристов. ...
29 02 2024 5:28:31
Урок истории знакомит учащихся с историей Рима эпохи царей, развивает познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление, формирует активную гражданскую позицию, навыки самостоятельной работы с картой, таблицей, схемой, учебником, воспитывает нравственность и патриотизм. ...
28 02 2024 11:29:20
На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами. ...
27 02 2024 6:13:17
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
26 02 2024 20:24:14
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника. ...
25 02 2024 12:28:45
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
24 02 2024 16:50:47
Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п. ...
23 02 2024 22:44:46
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
22 02 2024 20:59:49
Урок-исследование проводится для учащихся 2-го курса. Методическая цель – отработка методики развития способов умственных действий: обобщение, классификация, суждение, умозаключение, анализ, систематизация. Урок построен на самостоятельном анализе учащимися исторических документов (в приложении указаны отдельные примеры )....
21 02 2024 19:36:18
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
20 02 2024 23:34:43
19 02 2024 23:13:16
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
18 02 2024 23:42:20
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
17 02 2024 6:49:49
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
16 02 2024 21:56:58
Программа по истории составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории и в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Изучает курс Всеобщей истории и истории России XIX в. до нач. XX в. На изучение курса истории в 8-м классе отводится 68 часов, т.е. 2 часа....
15 02 2024 0:59:39
Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....
14 02 2024 17:13:49
Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....
13 02 2024 6:30:11
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
12 02 2024 16:51:36
Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях, верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется компьютер....
11 02 2024 8:17:17
Урок истории рассчитан на 2 часа, призван показать историческую закономерность процесса образования славянских государств, дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда». Учащиеся получают знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси, завершающий контроль проходят по технологии создания материалов в среде Uni Test....
10 02 2024 6:39:39
Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
09 02 2024 12:24:52
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции. ...
08 02 2024 4:37:38
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...
07 02 2024 7:53:56
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
06 02 2024 21:20:48
Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию «Уникальные памятные места города Пензы»....
05 02 2024 1:35:47
Урок служит развитию творческих способностей учеников и отработке умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями, историческими картами, формированию у подростков патриотического сознания, активной жизненной и гражданской позиций....
04 02 2024 5:23:52
Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....
03 02 2024 15:17:17
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
02 02 2024 8:34:50
Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...
01 02 2024 14:20:59
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
31 01 2024 21:57:12
Современный этап развития образования хаpaктеризуется интенсивным поиском нового в теории и пpaктике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели....
30 01 2024 2:19:23
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
29 01 2024 12:28:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::