Исторические корни движения декабристов. Тайные общества декабристов
Цель:
- Раскрыть причины движения декабристов, показать его объективую закономерность, обусловленность ходом исторического развития России.
- Рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России.
- Продолжить развития умения самостоятельно работать с текстом учебника и с документами как с источниками новых знаний, выделять главное, сравнивать, оценивать исторические явления, использовать ранее приобретенные знания, устанавливать причинно-следственные связи.
План урока:
- Исторические условия возникновения революционного движения в России в начале 19 века.
- Формирование революционных взглядов декабристов (роль объективного и субъективного фактора).
- Создание и деятельность «Южного» и «Северного» обществ.
- Сравнение «Конституции Муравьева и «Русской правды» Пестеля».
- Обобщение (вывод).
Ход урока
Эпиграф:
«…Товарищ, верь, взойдет она
Звезда пленительного счастья
Россия вспрянет ото сна…»
(А.С.Пушкин)
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о декабристах. Мы будем с вами говорить о том, почему эти люди, презрев дворянские привелегии и преимущества своего класса, поняв, что эти привелегии стали злом и мешают развитию России, поднялись с оружием в руках за свободу своей Родины.
Вопросы классу:
- Ребята, как вы думаете, что может повлиять на формирование взглядов человека?
- А что же повлияло а формирование взглядов декабристов? Каковы были те исторические условия, в которых возникло и развилось революционное движение в России в 19 веке?
Обратимся к России к 18-19 века, к реальной действительности тех времен
Итак, вспомним:
- Каков был общественный строй России в начале 19 века? Какой основной процесс происходил в экономике страны?
- Каков был политический строй России в начале 19 века?
- Какие противоречия существовали в экономической и политической жизни России? Как они проявлялись в классовой борьбе?
- Как вы думаете, каковы были пути ликвидации этих противоречий?
Итак, мы с вами выяснили, что одними из главных условий, в которых формировались взгляды декабристов, были:
- Разложение феодально-крепостных отношений и зарождение капиталистических отношений в России, обострение этих и политических противоречий в стране;
- Обострение классовой борьбы в стране (рост массового крестьянского движения, волнения в армии).
- Тяжелое положение народных масс, жестокая эксплуатация крепостных крестьян.
Ребята, как вы думаете, какие события повлияли на формирование революционных взглядов декабристов?
Зачитать отрывки:
- Письма декабриста Бестужева к Николаю 2.
- Отрывки из других писем декабристов.
- Документы после параграфа №8 учебника по истории России, 8 класс.
Как вы думаете, под влиянием чьих идей в России могли формироваться взгляды декабристов? Кто первый в России выступил против самодержавия и крепостного права? Кого Екатерина 2 считала «бунтовщиком хуже Пугачева?».
Во время заграничных походов дворяне-офицеры могли познакомиться с идеями великих французских просветителей. Назовите их имена. Против чего они выступали?
И не будем забывать о самодержавии. После войны 1812 года в России наступила полоса мрачной правительственной реакции. Она связана с одним именем- Аpaкчеев. Кто это был?
Мы с вами видим, что декабристы росли и мужали в тяжелых условиях господства самодержавия, политической реакции и произвола властей.
Но! Почему одна и та же эпоха рождала Аpaкчеевых и Пестелей? (Зачитать биографию Пестеля.)
Итак, мы с вами выяснили исторические корни движения декабристов, те условия, под влиянием которых складывалось их мировоззрение, под влиянием которых декабристы пришли к необходимости уничтожения крепостного права и самодержавия, без чего невозможно было прогрессивное развитие России. То есть Россия нуждалась в буржуазной революции, складывалась революционная ситуация, но она еще не созрела до конца. В России еще не сложился революционный класс.
Уже в ранних организациях для декабристов было хаpaктерно главное – подготовительное выступление, цель которого – свержение самодержавия и уничтожение крепостного права, установление порядков, способствующих свободному развитию России.
А сейчас мы подробнее познакомимся с программами «Южного и Северного» обществ.
Вопрос классу: как вы думаете, какие основные вопросы декабристы должны были рассмотреть в своих программах?
Задание классу:
Давайте выясним, что общего и различного в этих двух программах? (Ребята оформляют в тетради таблицу «Программные документы декабристов» на основе работы с документами – «Конституцией» Муравьева и «Русской Правдой» Пестеля.)
Вопросы для сравнения:
- Отношение к крепостному праву.
- Земельный вопрос.
- Изменения в политическом устройстве России.
- Национально-государственное устройство.
- Формы правления.
- Органы власти и управления.
- Демократические свободы.
Беседа с классом по таблице:
- Какая программа, на ваш взгляд, прогрессивнее, революционнее? Почему?
- Докажите, что обе программы, несмотря на их различие, были направлены против феодальных порядков, были революционными доказательствами того времени?
- Какой общественный строй должен был установиться в России в результате преобразований, предусмотренных программами?
- Как с связи с этим мы можем определить хаpaктер движения декабристов?
- Какова была тактика декабристов?
Это были сторонники военного переворота, только силами армии, без участия народа!
Почему? Они боялись народной борьбы, не верили в революционные силы крестьян, в возможность демократического подъема в крепостной России.
Но восстание декабристов отличалось от дворцовых переворотов. Чем?
Цель их: лишь смена правления при сохранении существенных порядков.
Обобщение.
Несмотря на все свои ошибки, декабристы, выдвигая сложнейшие и благороднейшие патриотические цели, стремились воплотить их на пpaктике и активно готовились к открытому восстанию против царизма. Декабристское движение выросло на русской почве и отражало самые насущные потребности исторического развития России. Это движение оставило глубокий след в истории, способствовало формированию новых поколений революционеров. Декабристы оказали большое влияние на творчество Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Некрасова и других писателей. Яркий пример этому – послание А.С.Пушкина в Сибирь (чтение стихотворения). И ответ Одоевского: «Наш скорбный труд не пропадет: из искры возгорится пламя…».
Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....
18 03 2024 6:40:28
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала. ...
17 03 2024 23:49:26
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
16 03 2024 2:18:21
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
15 03 2024 14:58:44
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
14 03 2024 11:18:12
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами. Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
13 03 2024 9:15:57
Урок истории с использованием игровых ситуаций. На уроке раскрываются вопросы о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь. ...
12 03 2024 15:23:34
В работе рассматривается тема раскола Русской Православной Церкви, истинные причины этого явления и различные точки зрения на столь неоднозначный элемент истории нашей Родины....
11 03 2024 10:29:36
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать «Эхо Москвы», и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола....
10 03 2024 20:58:34
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
09 03 2024 21:40:49
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
08 03 2024 1:42:37
На уроке рассмотрены цели и основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой....
07 03 2024 18:49:58
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
06 03 2024 16:12:26
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
05 03 2024 21:59:55
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
04 03 2024 2:16:17
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
03 03 2024 15:34:13
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
02 03 2024 8:47:10
Автором представлена собственная система работы, нацеленная на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии....
01 03 2024 4:22:10
Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....
29 02 2024 5:10:12
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
28 02 2024 8:56:24
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки. ...
27 02 2024 16:22:26
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
26 02 2024 14:50:36
На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...
25 02 2024 7:53:12
Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....
24 02 2024 22:42:45
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
23 02 2024 12:56:53
Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....
22 02 2024 22:59:47
Существует много способов активизации учебного процесса. Задаваемые вопросы, дискуссия, проведённая по определённым правилам, а также направленная беседа напрямую влияют на уровень активизации обучения. И что немаловажно – учат ребят учиться. Один из основных структурных компонентов обучения – изложение материала и ответы на вопросы. Учительские вопросы представляют собой некий план получения систематических знаний по данному предмету. Дискуссия на уроке позволяет установить доверительные взаимоотношения с обучающимися, в ходе дискуссии ученики получают невербальные сообщения по выражению глаз педагога, его жестам и позе тела. Ученики вовлекаются в активную познавательную деятельность, учатся участвовать в дискуссиях, чётко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения, в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, обучающиеся добиваются истинного содержания обсуждаемых вопросов. ...
21 02 2024 22:25:35
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
20 02 2024 0:30:16
Учебное занятие проводится в форме комaндной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три комaнды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории. ...
19 02 2024 14:46:22
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
18 02 2024 6:22:14
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
17 02 2024 21:40:20
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения. ...
16 02 2024 23:30:16
Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, интеpaктивной доски и компьютера....
15 02 2024 2:21:35
Интеpaктивное занятие развивает критическое мышление и формирует активную гражданскую позицию личности. Учащиеся, проанализировав различные точки зрения на современные СМИ, должны осознать роль массовой культуры и СМИ в формировании личности, научится формулировать и аргументированно отстаивать свое мнение в ходе дискуссии....
14 02 2024 0:44:19
Мероприятие использует межпредметные связи: истории, ИЗО, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках ИЗО – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....
13 02 2024 14:18:18
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
12 02 2024 11:26:42
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
11 02 2024 6:54:20
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения. ...
10 02 2024 14:15:46
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
09 02 2024 12:51:40
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
08 02 2024 2:52:45
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления. ...
07 02 2024 14:36:36
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....
06 02 2024 13:19:37
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
05 02 2024 14:47:41
В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества. ...
04 02 2024 1:23:30
Предложенный материал предполагает активные формы работы и может быть применим в сильных классах. Отличие урока в параллельном применении документов и зрительного ряда, звукового сопровождения и решения творческих заданий. Подобранные отрывки документов позволяют проводить урок и в курсе 10-го класса. ...
03 02 2024 18:54:29
Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
02 02 2024 3:54:32
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
01 02 2024 22:14:10
Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....
31 01 2024 9:16:34
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
30 01 2024 20:55:26
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений. В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий. ...
29 01 2024 16:40:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::