Урок-исследование на тему "Расширение России на восток в XVII веке. Сибирь" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок-исследование на тему "Расширение России на восток в XVII веке. Сибирь"


    Урок-исследование на тему "Расширение России на восток в XVII веке. Сибирь"

Урок-исследование. Исследовательская работа идёт во время урока. Она осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме. Методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Формы работы на уроке: работа с документами, сообщениями, контурными картами, заполнение таблиц.

Урок изучения нового материала.

Подготовка к уроку.

1. Подготовить сообщения:

а) русские первопроходцы XVII в.;

б) народы Сибири;

в) Коренные жители Кемеровской области;

г) освоение Кузнецка;

2. На ватмане написать все даты освоения Сибири в произвольной форме.

3. Подготовить материал для групп.

4. Подготовить раздаточный материал для учащихся: таблицы, контурная карта.

Значение темы в изучении истории России трудно переоценить, т.к. она затрагивает историю родного края, значит, важна не только для того, чтобы знать, понимать историю страны, но и любить и уважать историю малой родины.

Цель урока.

1. Способствовать развитию у учащихся навыков исследовательской работы, выявления причинно-следственных связей, убеждённо отстаивать свою позицию, навыков публичного выступления.

2. Продолжить формирования умений самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, документами, контурными картами, таблицами, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.

3. Воспитывать чувства гордости за историческое прошлое, уважения к культуре и традициям народов проживающих на территории нашей страны.

План урока:

1. Причины продвижения России на Восток (работая с документами, заполнение таблицы).

  1. Какие группы населения (слои общества) двигались в Сибирь (работа с контурной картой).
  2. Народы Сибири.
  3. Основание Кузнецкого острога.
  4. Землепроходцы.

Основные понятия: ясак, острог, “мягкая рухлядь”, “тянуть тягло”, “рыбий зуб”, коча, аборигены, цитадель.

Важнейшие даты: 1618 г. - освоение Кузнецка, 1648-1649 гг. - экспедиция С. Дежнёва, 1643-1646 гг. – экспедиция В. Пояркова на Амур, 1649-1653 гг. – экспедиция Е.П. Хабарова на Амур, 1697-1699 гг. – поход на Камчатку отряда В. Атласова.

Оборудование урока: карта “Россия в XVII в.”.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Сибирь! Ты прекрасна, наша родная, самая близкая, обширная, привольная и богатая Сибирь! Нет на свете более могучих лесных просторов, обширных степей, полноводных рек и богатейших недр, чем у нас в Сибири.

“А где ещё встречается
Такая даль, такая ширь?
Земля озёрной свежести
Щедра, открыта для людей.
И столько милой нежности
Во всей суровости твоей”.

Гударев

Сегодня мы будем говорить об истории освоения нашего края русскими первопроходцами в 17 веке.

Объявляются тема и цели урока

Выяснить:

  • причины продвижения России на Восток;
  • какие группы населения (слои общества) двигались в Сибирь;
  • что способствовало быстрому продвижению русских на Восток;
  • каково значение присоединения Сибири.

Класс делится на группы.

Группы:

1) докладчики – 5 человек, которые к уроку должны подготовить сообщения (материал может быть взят из учебника или дополнительной литературы)

2) архивисты – работая с дополнительной литературой, должны приготовить утверждения:

  • о добровольности присоединения Сибири к России,
  • о завоевательном хаpaктере присоединения Сибири к России;

3) хронисты – работают с датами событий, выделяют только необходимые, заполняют таблицу.

4) энциклопедисты - работают с понятиями, дают их определения.

Задачи групп – дополняя друг друга, дать общую картину событий изучаемого периода. Заполнить таблицу

Каждому ученику выдаётся рабочий лист – задания выполняются на нём (приложение №1).

№ 1. Причины продвижения России на Восток

Задание.

На основании прочитанных документов и имеющихся знаний выясните причины продвижения русских в Сибирь и запишите в таблицу № 1.

Экономические Политические Социальные
     

Документы

Причины продвижения на восток

1. “Внешнее положение государства ухудшалось ещё пренебрежением, с каким стали относиться к нему соседи со времён смуты. Московские бояре в 1612 г. писали в окружной грамоте по городам: “”Со всех сторон Московское государство неприятели рвут; у всех окрестных государей мы в позор и укоризну стали”. Новая династия должна была ещё более прежней напрягать народные силы, чтобы возвратить потерянное: это был её национальный долг и условие её прочности на престоле”.

2. “Международные отношения в Восточной Европе тогда складывались так, что не давали Москве перевести дух. В 1654 г. восставшая против Польши Малороссия отдалась под защиту Московского государства. Это вовлекло государство в новую борьбу с Польшей”.

В.О. Ключевский “Русская история”

3. “Скудность казны побуждало правительство искать новые статьи дохода. В 1659 году приказано было в Сибири высматривать: нет ли где серебряной и золотой руды. Тамошние жители обязаны были искать руду…”

4. “Поимка беглых и борьба с разбойниками усиливалась с каждым годом; правительство то и делало, что посылало то в тот, то в другой край сыщиков ловить посадских, черносошных, вотчинных крестьян, служилых людей, наказывать их и отправлять на места жительства, а разбойников вешать”.

Н.И. Костомаров “Русская история в жизнеописаниях её важнейших деятелей”

Результат:

Экономические Политические Социальные
1. увеличить доход в казну за счёт обложения местных жителей налогом Поднять авторитет царской власти в глазах иностранцев и россиян Бегство крестьян от усиливавшегося крепостного гнёта

№ 2. Состав переселенцев

Прочитав документы, ответьте на вопрос: какие группы населения (слои общества) двигались в Сибирь?

Документ

Г.Ф.Миллер

1. “Заселение следует приписать, главным образом, многим высланным сюда в немилости люди”.

2. “Равнину, однако, начали возделывать, большей частью беглые крестьяне, которые путём побега хотели избежать обычных налогов…”.

3. “В 1734 году в Кузнецке служилых людей было 5 дворян, 25 боярских детей и 300 конных и 200 пеших казаков, 20 абинских татар” .

Предполагаемый ответ: сосланные; крестьянство, спасающееся от крепостного гнёта; служилый люд; купцы; промышленники.

№ 3. Народы Сибири

Коренные жители Кемеровской области

Докладчики, рассказывая, как жили народы Сибири и коренные жители Кемеровской области до прихода русских, работают с картой на доске (эта работа необходима для того, чтобы выяснить, какое значение имело присоединение Сибири к России и какие народы были присоединены добровольно, а какие завоёваны).

Задание: прослушав доклады учащихся, заполните контурную карту (Приложение № 2)

№ 4. Работа по группам

Слово учителю: Колонизация огромного края произошла на удивление быстро. В связи с этим фактом в исторической литературе развернулась дискуссия. Одни исследователи считают, что присоединение было добровольным (Шунков В.И.), другие придерживаются мнения, что Сибирь была завоёвана (Бахрушин С.В.). Сегодня на уроки мы попытаемся выработать свою точку зрения по этой проблеме.

Задание: слушая докладчиков, заполните таблицу № 2 и ответьте на вопросы:

Дата События Имена Понятия Значение Способ присоединения
           
  1. Что способствовало быстрому продвижению русских на Востоке?
  2. Каково значение присоединения Сибири?

Докладчик № 1 рассказывает об основании Кузнецка.

Энциклопедисты – выделяют понятия: ясак, острог, цитадель и находят их определения в энциклопедиях, записывая всё в таблицу на доске.

Хронисты – отмечают дату 1618 г., заполняют таблицу на доске

Архивисты – работая с дополнительной литературой, должны приготовить утверждения:

  • о добровольности присоединения Кузнецка к России;
  • о завоевательном хаpaктере присоединения Кузнецка к России.

Присоединение было добровольным.

В составе Кузнецкого гарнизона была сформирована группа служилых татар из числа абинцев.

1. “Скаска” кузнецкого сына боярского Евтихия Савинова 1681 г.

“В 160 г. (1651-1652 гг.) … привёрстан отце мой в Кузнецком к кузнецким служилым татарам головою”.

Служилые абинские татары получали только денежное жалование. “В 1660–1680 гг. оклад “старший” равнялся 3 руб; а “младший” - 50 копеек”.

2. Из наказа Кузнецкому воеводе Баскакову

“А однолично тебе, будучи в государевой службе в Кузнецком остроге, с ясачных людей ясаки и всякие государевы доходы, какие собираются в Кузнецком остроге, собирати с великим радением и расправу меж всяких людей чините в правду, по государеву крестному целованию, и татар и остяков от русских людей от обид, от насильства оберегати и к ясачным людям ласку и привет держити и воров от воровства унимати и наказания и обороны чинити и ясаков лишних с ясачных людей не писати и у ружников и оброчников хлеба на себя не покупати…”.

3. Кузнецов Ф.С. “История Сибири”

“и русские, и телеуты имели общих, более опасных, противников на юге: Джунгарию, государство Алтынханов в Монголии и енисейских киргизов”.

4. Кацюба Д.В.

“Когда в середине 18 века над шорцами и телеутами нависла угроза порабощения кыргызами, князьки коренных жителей стали искать защиту у Русского государства. В 1755 году они направили своего посланника в Кузнецк с просьбой защитить их от иноземного насилия и “принять всех до единого в русскую протекцию”. Послание было направлено сибирскому генерал-губернатору, а затем и в Сенат.

Летом 1756 года был издан специальный указ, удовлетворивший просьбу всего алтайского народа, в том числе и шорцев и телеутов”.

Концепция “завоевания” Сибири

1. О набегах алтайских зайсанов и киргизских князцов на деревни Кузнецкой земли.

“Засайсан Духар с четырьмя тысячами черных и белых калмыков в 1710 г. напал на кузнецкие деревни Митину, Бедарёву и другие. В восьми деревнях было сожжено 94 двора, выжжены хлеба, угнано 266 лошадей, 839 голов крупного рогатого скота и 949 овец. Много людей было убито и взято в плен. Пленные обращались в рабство”

2. Вслед за Кузнецким острогом для охраны государевой и крестьянской пашни и пути из Томска в Кузнецк были поставлены Верхотомский (1657 г), Сосновский (1696 г.) и Мунггатский (1715 г.) остроги.

3. Из ст. Оружие А.Ю. Огурцов.

“Острогах концентрировались войска, хранилось оружие и боеприпасы, здесь спасались окрестное население от разорительных набегов аборигенов”

Основной формой борьбы кочевников с Россией по всей Сибири являлись набеги конных летучих отрядов.

4. Из отписки казака Алтынова:

“Тайно, воровски подбеги чинить, а паче лошадей отгонять и, в разъездах находящихся людей, внезапно подбегая красть, разделяясь на партии… они же, имея лошадей, ретируются с великой поспешностью, но когда разбиты бывают, то по своей воле их… собрать и к военному делу обратить трудно…”.

Все должны:

  • определить, присоединение Кузнецка было добровольным или носило завоевательный хаpaктер;
  • выяснить значение присоединения Кузнецка для России и для народов, проживающих на территории Кузнецка.

Запись в таблице должна выглядеть так:

Дата События Имена Понятия Значение Способ присоединения
1618 Основание Кузнецка Остафий Харламов ЯСАК – налог на местное население. Сдавался пушниной.

ОСТРОГ – деревянное укрепление в пограничной полосе России XIV – XVII вв. Представляло собой небольшую деревянную крепость, обнесённую деревянным частоколом из заточённых кверху брёвен.

ЦИТАДЕЛЬ - укреплённое сооружение внутри городских стен, крепость

Вхождение Кузнецкой земли в состав России. Научили местных жителей возделывать землю. Добровольный

Докладчик № 2 рассказывает об экспедициях С.И.Дежнёва и В. Пояркова.

Энциклопедисты – выделяют понятия: коча, “рыбий зуб”, аборигены. Находят их определения в толковых словарях, записывая всё в таблицу на доске.

Хронисты – отмечают дату 1648-1649 гг., 1643-1646 гг., заполняют таблицу на доске

Архивисты – работая с дополнительной литературой, должны приготовить утверждения:

  • о добровольности присоединения народов Сибири, проживающих на территориях прохождения экспедиции С.И. Дежнёва - якутов и чукчей и В.Пояркова – тунгусов и эвенков к России;
  • о завоевательном хаpaктере присоединения данных народов Сибири к России.

Присоединение было добровольным

1. Наказ якутскому воеводе о ясачных людях. 1651 г.

1. “…Да и в иные в новые землицы по Великой реке Лене и по Алдану и по Чоне и по Вилюю и по иным рекам потомуж посылати для проведения и для прииску и для приводу под государеву… руку служилых людей… и ясак с них (местных жителей) сбирати… ласкою, а не жесточью… и к шерти их … привести… и ясачным людям налоги и оскорбления никакого не учинять, и от государевой высокой руки их не отгонять… (коренных жителей насильно не крестить, к себе для работы во дворы не брать, в Москву не возить), чтоб Сибирская Ленская земля пространялась, а не пустела. Крестившихся добровольно мужской пол устроивать в государственную службу и верстать их государевым денежным и хлебным жалованием, смотря по людям, кто в какую статью пригодитца, в выбылые руских служилых людей места, (жонок и девок) выдавати замуж за новокрещенов же и за русских служилых людей.

2. Якуты сразу признали власть русских, потому что нуждались в защите от набегов воинственных соседей - ламутов и юкагеров.

3. У Дежнёва была жена якутка по имени Абакаяда. Семён Иванович позаботился о том чтобы перевести жену в православную веру, иначе бpaк считался бы незаконным. От этого бpaка у него вырос сын Любим.

Концепция “завоевания” Сибири

1. Из отписки казака Алтынова:

1. “Тайно, воровски подбеги чинить, а паче лошадей отгонять и, в разъездах находящихся людей, внезапно подбегая, красть, разделяясь на партии… \они же, имея лошадей, ретируются с великой поспешностью, но когда разбиты бывают, то по своей воле их… собрать и к военному делу обратить трудно…”.

2. В верховьях Енисея служилые люди встретились с упopным нежеланием платить ясак, и тогда брали заложников.

3. “Воистыми” называли казаки якутов, которые в бой шли конным строем, одетые в куяки с копьями и пальмами” (пальма - тяжёлый нож на длинной рукоятке).

2. Из отписки С.И. Дежнёва

На реке Анадырь встретились с коренными жителями воинственными юкогерами. Стычка закончилась победой казаков, захватили двух пленных. Племя вынуждено было заплатить первую дань русскому царю.

Все должны:

  • определить, присоединение якутов, чукчей, юкогеров, тунгусов было добровольным или носило завоевательный хаpaктер;
  • выяснить значение присоединения Сибири для России и для этих народов, проживающих на территории Сибири.

Запись в таблицу

Дата События Имена Понятия Значение Способ присоединения
1648-1649 Экспедиция из Колымы Северным Ледовитым океаном на восток Семён Иванович Дежнев Коча - большая парусная лодка

“РЫБИЙ ЗУБ” - моржовый клык

АБОРИГЕНЫ – коренные жители страны, местности

Сибирь была пройдена до конца, до побережья Тихого океана

Открыт п-ов Чукотка

Якуты – мирное присоединение

Чукчи,

Юкогеры - завоевали

1643-1646 Продвижение по сибирским рекам на юг. Василий Поярков   Достиг Амура, вышел в Охотское море Тунгусы -завоевали

Докладчик № 3 рассказывает об экспедициях Е. Хабарова и В.В.Атласова.

Энциклопедисты – выделяют понятия: “мягкая рухлядь”, “тянуть тягло” и находят их определения в энциклопедиях, записывая всё в таблицу на доске.

Хронисты – отмечают дату 1649-1653 гг., 1697-1699 гг., заполняют таблицу на доске

Архивисты – работая с дополнительной литературой, должны приготовить утверждения:

  • о добровольности присоединения народов Сибири, проживающих на территориях прохождения экспедиции Е.Хабарова - тунгусов и эвенков к России;
  • о завоевательном хаpaктере присоединения данных народов Сибири к России

Присоединение было добровольным

Кузнецов “История Сибири”

Коренные жители края ненцы и эвенки к приходу русских отнеслись спокойно.

Главная цель аборигенов – олени – не интересовали русских пришельцев. Охота на соболя, ради которой прибыли русские, не представляла интереса для местных жителей. У всех племён Сибири, живших изолированно, до прихода русских наблюдалось пренебрежительное отношение к пушнине, так как её хозяйственное значение было невелико: для изготовления одежды гораздо пpaктичнее олений мех, тёплый и прочный.

Все должны:

  • определить, присоединение тунгусов и эвенков было добровольным или носило завоевательный хаpaктер;
  • выяснить значение присоединения Сибири для России и для народов, проживающих на территории Сибири.

Запись в таблицу.

Дата Событие Имена Понятия Значение Способ присоединения
1649-1653 Экспедиция на р.Амур. Ерофей Хабаров “МЯГКАЯ РУХЛЯДЬ” - мех

“ТЯНУТЬ ТЯГЛО” - нести определённые повинности

Освоение Амурского края. Построил укреплённый острог Тунгусы – завоевали

Эвенки – мирное присоединение

1697-1699 Экспедиция на Камчатку В.В. Атласов   Присоединил Камчатку. Первые сведения о Курильских островах, об о. Сахалин, о Японии и Америке  

Вся таблица должна выглядеть так:

Дата Событие Имена Понятия Значение Способ присоединения
1618 Основание Кузнецка Остафий Харламов ЯСАК – налог на местное население. Сдавался пушниной.

ОСТРОГ – деревянное укрепление в пограничной полосе России XIV – XVII вв. Представляло собой небольшую деревянную крепость, обнесённую деревянным частоколом из заточённых кверху брёвен.

ЦИТАДЕЛЬ - укреплённое сооружение внутри городских стен, крепость

Вхождение Кузнецкой земли в состав России. Научили местных жителей возделывать землю . Добровольный
1648-1649 Экспедиция из Колымы Северным Ледовитым океаном на восток Семён Иванович Дежнев Коча – большая парусная лодка

“РЫБИЙ ЗУБ” - моржовый клык

АБОРИГЕНЫ – коренные жители страны, местности

Сибирь была пройдена до конца, до побережья Тихого океана

Открыт п-ов Чукотка

Якуты – мирное присоединение

Чукчи –

Юкогеры – завоевали

1643-1646 Продвижение по сибирским рекам на юг. Василий Поярков   Достиг Амура вышел в Охотское море Тунгусы –завоевали
1649-1653 Экспедиция на р.Амур. Ерофей Хабаров “МЯГКАЯ РУХЛЯДЬ” - мех

“ТЯНУТЬ ТЯГЛО” - нести определённые повинности

Освоение Амурского края. Построил укреплённый острог Тунгусы – завоевали

Эвенки – мирное присоединение

1697-1699 Экспедиция на Камчатку В.В. Атласов   Присоединил Камчатку. Первые сведения о Курильских островах, об о. Сахалин, о Японии и Америке  

Вывод:

1. Присоединение Сибири к России имело историческое значение.

Оно способствовало включению огромных территорий в лоно мировой цивилизации. Здесь появились более развитое земледелие, города, торговля. С приходом русских прекратились кровопролитные столкновения племен. Начался процесс обмена производственным опытом, навыками в освоении края между русскими людьми и местными жителями. Россия приобрела природную кладовую, полную уникальных лесов, богатейших рыбных рек и озёр, полезных ископаемых, драгоценных металлов. Эту кладовую стали разpaбатывать все народы Сибири.

2. Присоединение Сибири к России представляет собой чрезвычайно пёструю мозаику, в которой мирный и насильственный элементы создают разнообразную цветовую гамму со множеством оттенков.

Победа русских войск в Сибири была обеспечена эффективной военно-инженерной стратегией, гибкой тактикой и отчасти техническим превосходством. Русское правительство умело использовало эти преимущества и не оставило никаких шансов местному населению. Это позволило в кротчайшие сроки занять огромные земельные прострaнcтва на Востоке. Земельные приобретения России в XVII веке вывели её в разряд великих держав.

Д/з: п.9., приготовить сообщение: Сибирь сегодня.

Презентация

Приложения 1-4




Урок по теме "Внешняя политика СССР. Карибский кризис"


    Урок по теме "Внешняя политика СССР. Карибский кризис"

      На уроке показано влияние "оттепели" на внешнюю политику СССР, раскрыта противоречивость внешнеполитического курса Н.С. Хрущева. На примере Карибского кризиса показано, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....

19 01 2022 20:23:21

Разработка открытого урока по теме "Гражданское право"


    Разработка открытого урока по теме "Гражданское право"

      Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....

18 01 2022 15:49:26

Урок истории России в 8-м классе по теме "Эпоха правления Александра I, Николая I"


    Урок истории России в 8-м классе по теме "Эпоха правления Александра I, Николая I"

      Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....

17 01 2022 6:41:14

Современные методики в преподавании экономики


    Современные методики в преподавании экономики

      В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...

16 01 2022 7:34:11

Урок мужества, посвященный Сталинградской битве


    Урок мужества, посвященный Сталинградской битве

      Урок наглядно и образно воссоздает панораму событий, происходивших в битве за Сталинград, показывает в фактах героизм и мужество защитников города; формирует уважение к историческому прошлому страны и ее народа....

15 01 2022 11:54:17

Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"


    Проект учебно-воспитательного занятия по истории в профессиональном училище на тему "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля"

      Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....

14 01 2022 18:52:38

Н.И. Новиков - ревнитель русского просвещения


    Н.И. Новиков - ревнитель русского просвещения

      Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н. И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....

13 01 2022 2:51:15

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс


    "Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

      Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

12 01 2022 18:48:51

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."


    Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."

      Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....

11 01 2022 7:58:35

Авторская программа по краеведению "Родная сторона" (10-й класс)


    Авторская программа по краеведению "Родная сторона" (10-й класс)

      Авторская программа по краеведению "Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...

10 01 2022 8:53:45

Интегрированный элективный курс (истрия + технология) "Из прошлого – в настоящее"


    Интегрированный элективный курс (истрия + технология) "Из прошлого – в настоящее"

      Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс " Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....

09 01 2022 22:23:26

Конкурс знатоков истории "Что? Где? Когда?"


    Конкурс знатоков истории "Что? Где? Когда?"

      Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...

08 01 2022 1:33:20

Урок обществознания "Права человека"


    Урок обществознания "Права человека"

      Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....

07 01 2022 23:49:14

Методическая разработка викторины "Мой город Ревда на карте Свердловской области"


    Методическая разработка викторины "Мой город Ревда на карте Свердловской области"

      Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Богата событиями история Ревды, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего....

06 01 2022 14:37:11

Работа с текстом на уроках истории


    Работа с текстом на уроках истории

      Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....

05 01 2022 2:16:13

Внеклассное мероприятие по истории "Живым и мертвым, тебе, Ленинград, посвящается"


    Внеклассное мероприятие по истории "Живым и мертвым, тебе, Ленинград, посвящается"

      Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....

04 01 2022 17:38:39

Чему учил китайский мудрец Конфуций


    Чему учил китайский мудрец Конфуций

      Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии. ...

03 01 2022 2:55:41

Гражданская война: люди и события


    Гражданская война: люди и события

      Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ. Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ. ...

02 01 2022 3:52:48

Урок-турнир "Образование Российской империи (конец XVII - первая четверть XVIII века)"


    Урок-турнир "Образование Российской империи (конец XVII - первая четверть XVIII века)"

      Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...

01 01 2022 23:18:42

Интегрированный урок (история + татарская литература) по теме "Древние памятники Казани"


    Интегрированный урок (история + татарская литература) по теме "Древние памятники Казани"

      Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....

31 12 2021 7:26:16

Война за Россию. 11-й класс


    Война за Россию. 11-й класс

      Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....

30 12 2021 10:59:17

Курская битва. 70 лет. Мы помним…


    Курская битва. 70 лет. Мы помним…

      Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....

29 12 2021 8:28:30

Обобщающий урок по теме "Гражданская война в России" (9-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Гражданская война в России" (9-й класс)

      Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....

28 12 2021 8:12:13

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

27 12 2021 4:57:33

Игровые технологии на уроке истории


    Игровые технологии на уроке истории

      Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...

26 12 2021 7:11:25

"Все для фронта, все для Победы!" (Советский тыл в годы Великой Отечественной войны)


    "Все для фронта, все для Победы!" (Советский тыл в годы Великой Отечественной войны)

      Учащиеся самостоятельно под руководством учителя проводят частично поисковую работу, используя при этом материалы краеведческого музея, экспозиции и материалы школьного музея, рассказы очевидцев, воспоминания родственников старшего поколения. Это активизирует познавательную активность обучающихся, повышает интерес к истории родного города, своего государства, своего народа....

25 12 2021 17:39:56

Проект: "Столыпинская программа модернизации России"


    Проект: "Столыпинская программа модернизации России"

      "Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....

24 12 2021 11:18:51

Занимательная Россия


    Занимательная Россия

      Целю данного интегрированного урока является повторение изученного материала по истории, географии с использованием литературных произведений и воспитание патриотизма и гордости за свое Отечество. Предложенная игровая форма способствует увлекательной и непринужденной обстановке на уроке. Задания разработаны в виде загадок и шарад (на знание географии), викторин (по истории), также интересны лингвистические задания....

23 12 2021 16:27:34

"Реформа политической системы в СССР в 1988–1989 гг."


    "Реформа политической системы в СССР в 1988–1989 гг."

      Цели урока: познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы. ...

22 12 2021 22:13:35

Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания средствами краеведения


    Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания средствами краеведения

      От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории. ...

21 12 2021 0:35:58

Урок граждановедения на тему: "Суд – правоохранительный орган". 5-й класс


    Урок граждановедения на тему: "Суд – правоохранительный орган". 5-й класс

      Урок граждановедения для 5-го класса. Курс "Основы граждановедения" - социально ориентирован, подготавливает ребенка к жизни в обществе. Поэтому основная задача урока граждановедения - формирование гражданского сознания и поведения ученика. На уроке использовано сочетание традиционной, игровой, компьютерной технологий. Ученики при помощи работы с документами, инсценировок, дополнительной литературы узнают функции правоохранительных органов, историю судов и делают выводы о справедливости современного суда. ...

20 12 2021 10:46:40

Урок "Внутреннее положение России в середине ХVII века"


    Урок "Внутреннее положение России в середине ХVII века"

      Урок по теме "Внутреннее положение России в середине XVII века" проводился в 7-м классе. Данная тема одна из наиболее важных и сложных для изучения. Сложность заключается в большом объеме материала и терминов, с которыми необходимо познакомить учащихся. Важно дать хаpaктеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича и сформировать представление о причинах этих восстаний. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что "соляной бунт" в конечном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г. Важно подчеркнуть поведение царя в 1648 г., когда он пpaктически не сопротивлялся требованиям восставших, и указать, как изменилась политика царя в период "медного" бунта....

19 12 2021 15:34:24

Урок истории по теме "Первая война Рима с Карфагеном". 5-й класс


    Урок истории по теме "Первая война Рима с Карфагеном". 5-й класс

      Цели урока: проверить степень усвоение изученного материала; подвести учащихся к пониманию причин, хаpaктера войны Рима с Карфагеном; дать представление о пунических войнах и их результатах; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками; совершенствование навыком самостоятельной работы....

18 12 2021 3:41:18

Урок истории по теме "Раздробленность в Англии и Франции". 6-й класс


    Урок истории по теме "Раздробленность в Англии и Франции". 6-й класс

      Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....

17 12 2021 15:10:43

Средневековая литература и искусство


    Средневековая литература и искусство

      Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....

16 12 2021 7:46:42

Урок истории в 6-м классе "Путешествие в Средневековье"


    Урок истории в 6-м классе "Путешествие в Средневековье"

      Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными и увлекательными. Поэтому игровая деятельность обучающихся на уроке необходима. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявить себя. Использование игры на уроках истории дает мощный стимул в обучении, так как в игре активируются внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление....

15 12 2021 0:43:42

Урок истории "Человек Великой Отечественной войны"


    Урок истории "Человек Великой Отечественной войны"

      Цели урока: сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить; продолжается формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические документы, делать выводы....

14 12 2021 16:10:22

"Зарождение демократии в Афинах"


    "Зарождение демократии в Афинах"

      На уроке ребята через решение исторических задач при помощи вопросов, самостоятельного составления небольших рассказов, решения кроссворда, в игровой форме изучают новый материал. Пятиклассникам дается возможность получить представление о первой демократии на земле и обществе, в которой она зарождалась....

13 12 2021 19:17:59

История России в стихах


    История России в стихах

      Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

12 12 2021 10:25:12

Урок истории по теме "История Древнего мира"


    Урок истории по теме "История Древнего мира"

      Цель урока: подготовка к итоговому зачету по курсу "История Древнего мира"; повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств; систематизировать знания учащихся по курсу; научить отделять главное от второстепенного....

11 12 2021 9:47:15

Урок истории. Тема: "Внешняя политика России. Русско-японская война". 9-й класс


    Урок истории. Тема: "Внешняя политика России. Русско-японская война". 9-й класс

      Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....

10 12 2021 12:59:56

Конспект по теме: "Мировой экономический кризис"


    Конспект по теме: "Мировой экономический кризис"

      Предлагаю вариант конспекта урока для 11-го класса по теме "Мировой экономический кризис". Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников. Урок рассчитан на 2 часа. В ходе урока рассматривается как понятие Мирового экономического кризиса, так и особенности его проявления в разных странах мира на примере США, Великобритании, Франции, делается акцент на усиление вмешательства государства в экономику для выхода из кризиса. Подчеркивается роль Народного фронта как в выводе государств из кризиса, так и в отпоре фашистским организациям (на примере Франции). ...

09 12 2021 9:57:11

Авторская разработка урока "Расцвет Древнерусского государства". 6-й класс


    Авторская разработка урока "Расцвет Древнерусского государства". 6-й класс

      На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....

08 12 2021 8:20:34

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса


    Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса

      Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....

07 12 2021 16:45:48

Урок всеобщей истории "Обострение борьбы за передел мира в конце XIX – начала ХХ в.". 8-й класс


    Урок всеобщей истории "Обострение борьбы за передел мира в конце XIX – начала ХХ в.". 8-й класс

      Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....

06 12 2021 8:44:18

Урок обществознания "Глобальная экономика"


    Урок обществознания "Глобальная экономика"

      Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....

05 12 2021 18:29:52

Потребительский экстремизм


    Потребительский экстремизм

      Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению тpaктуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....

04 12 2021 8:24:43

Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")


    Разработка урока по истории России "Исторические образы в русской литературе XIX века" (на примере драмы А.С. Пушкина "Борис Годунов")

      Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....

03 12 2021 17:45:45

Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"


    Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"

      Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...

02 12 2021 14:32:38

Внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная война". 9-й класс


    Внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная война". 9-й класс

      На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....

01 12 2021 0:41:51

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::