Урок "Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение"
Цели:
- Уяснить образ Владимира Красно Солнышка, цели проводимых им войн, походов и реформ.
- Дать представление о принятии христианства на Руси.
- Показать особенности христианства по сравнению с язычеством.
- Оценить значение принятия христианства при князе Владимире для социально – политического развития государства.
Оборудование:
- карта “Киевская Русь в IX-начале XII вв.”;
- документ “Повесть о временных лет”;
- иллюстрации М. Макарова “Свержение идолов языческих богов в Киеве”;
- В. М. Васнецов “Крещение киевлян в вода;
- Презентация “Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение”.
Основные понятия и термины: усобица, христианство, религия, язычество, православие.
II. Изучение нового материала.
План изучения нового материала.
- Начало правления князя Владимира.
- Причины принятия христианства.
- Крещение Руси.
- Значение принятия христианства.
1. Начало правления князя Владимира. Объяснение нового материала учитель начинает с беседы по вопросам:
– Какие князья после cмepти Святослава претендовали на княжеский престол?
– На какую силу опирались князья?
– В чём были сильные и слабые стороны наёмного войска?
– Как Владимир решал вопрос о варягах-наёмниках? Почему это было важным
государственным делом?
Рассказ учителя: Особо следовало бы остановиться на последних двух десятилетиях перед Крещением. У прославленного завоевателя Святослава, сына Игоря и св. Ольги, было три сына. Старшего, Ярополка отец ещё при жизни посадил в Киеве (предпочитая проводить жизнь в военных походах вдали от столицы), Олега – в Овруче, а младшего, Владимира – в Новгороде. Но по малолетству назначил им в управители своих воевод: Ярополку – Свенельда, а Владимиру – его дядю, Добрыню. В точности неизвестно, в силу каких причин между братьями возникла ссора, следствием которой была гибель Олега и бегство Владимира за море к варягам, но более правдоподобно было бы относить её, скорее, к интригам воевод-регентов, нежели на совесть юных князей.
Записать в тетрадь:
Ярополк | Олег | Владимир |
Княжил в Киеве и опирался на варягов-наёмников. | Правил в Древлянской земле и опирался на дружину из крестьян. | Правил в Новгороде, опирался на варягов-наёмников и крестьян, ремесленников. |
Вывод:
В 972г Святослав умер, между братьями вспыхнула ссора и пошли они войной друг на друга, началась усобица между братьями.
Записать в тетрадь:
Усобица – война между князьями за великокняжеский престол.
В результате междоусобиц погиб Олег, а Владимир изгнал Ярополка и занял Киев. Изгнание варягов-наёмников и создание русской княжеской дружины позволили Владимиру укрепить обороноспособность страны.
Работа с картой “ Киевская Русь в IX–XII вв.”.
Учитель показывает на карте походы князя Святослава против кочевников. В результате этих походов сложилась огромная территория Киевского государства.
Работа с текстом параграфа (§ 5, страница 63–66).
Учащиеся работают с текстом и определяют систему мер, проведённых Владимиром для укрепления южных границ Руси.
Учащиеся называют эти меры:
– создание мощной системы крепостей на южной границе;
– создание гарнизонов крепостей из жителей северных областей;
– строительство сигнальных башен.
Учитель подводит учащихся к следующим рассуждениям и выводам:
- К обороне страны было привлечено всё население, а не только жители приграничных областей, происходит общегосударственное укрепление границ;
- Оборона становится общенародным делом, а это усиливает обороноспособность государства, создаются крепости на юге, куда переселяются жителей с севера для несения сторожевой службы;
- Благодаря государственному подходу Владимира к обороне страны натиск печенегов был приостановлен.
2. Причины принятия христианства. Рекомендуется изучение вопроса
начать с работы с картой:
– Назовите и покажите территории соседних с Русью государств.
Учащиеся показывают и называют:
– Хазарский каганат,
– Византию,
– Волжскую Булгарию,
– Польшу,
– племена балтов, финно-угоров.
Учитель акцентирует внимание на вероисповедании соседей Руси:
– хазары – иудаизм,
– волжские булгары – ислам,
– Византия – православие,
– Польша – католичество.
Следовательно, это были религии, в основе которых лежала вера в одного бога. Только племена балтов, финно-угоров были язычниками.
Записать в тетрадь:
Рели́гия – особая форма осознания мира, обусловленная верой в
сверхъестественное, включающая в себя свод мopaльных норм и типов поведения,
обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь,
религиозную общину).
Язычество – идолопоклонство, вообще – религия, основанная на поклонении многим богам.
Учащиеся с помощью учителя называют и записывают причины принятия христианства на Руси:
- Объединить и покорить восточнославянские племена можно было, только на основе общей монотеистической религии (то есть веры в одного бога).
- Необходимость усиления княжеской власти.
- Стремление сблизить Русь с Западной Европой, преодолеть культурную изоляцию Руси.
- Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования.
- Стремление укрепить международный авторитет Руси.
Записать в тетрадь:
Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н. э. в Иудее. Имеет три основных направления :католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания – вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира.
3. Крещение Руси.
Рассказа учителя о принятии христианства Русью.
Прежде всего, следует вспомнить, что много лет на Киевском столе правила княгиня-христианка – св. Ольга (945–969); если сомневаться ещё в христианстве князя Аскольда (...-882). Уже в тексте договора с Византией под 944 г. упоминается соборная церковь св. прор. Илии, а также, по словам летописца, мнози беша (были) варязи христиане (Повесть временных лет; далее – ПВЛ). И если блаженная Ольга не успела привлечь к правоверию своего единственного сына Святослава, т.к. на момент принятия ею христианства (944) он был уже достаточно взрослым человеком, к тому же поглощённым страстью к военным подвигам, то, не исключено, что преуспела она в отношении своих внуков – Ярополка и Владимира, тем более, что старший из них – Ярополк находился на её попечении лет до 13, а Владимир был ещё несколькими годами младше.
Во всяком случае, нам известно, что Ярополк, будучи правителем, политически “некрещеного” государства, весьма покровительствовал христианам: христианом даде волю велику, как читаем в Иоакимовской летописи. Таким образом, есть все основания полагать, что в 80-е гг. X в. в Киеве уже не только многие варяги и бояре, но и отчасти простые горожане, не говоря уже о купцах, крестились и были христианами. Но большинство жителей, как древней столицы, так и других крупных городов, бесспopно, были язычниками, довольно мирно уживавшимися с христианским меньшинством. Наиболее консервативным было население деревень; культивирование языческих верований здесь сохранялись ещё многие столетия.
Итак о Владимире как будущем крестителе Руси.
В 963 году у Святослава Игоревича и древлянской княжны Малуши родился сын,
которого нарекли Владимиром. Воспитывал его дядя, брат матери Добрыня, язычник
по вере. Восьмилетним мальчиком князь Владимир стал править в Новгороде, а в 980
году, в разгар междоусобицы, взял Киев, в котором княжил старший сын Святослава
Ярополк.
В пору своей юности Владимир был ярым язычником, и образ жизни вел
соответствующий – у него было пять жен и многочисленные наложницы. На киевских
холмах князь установил идолов шести языческих божеств: Перуна, Дажбога, Стрибога,
Хорса (солнечного коня), Мокоши и Симаргла (значение последнего неизвестно)
(запись на доске). Этим идолам приносились даже человеческие жертвы.
Но Киев в те годы был городом, открытым для миссионеров различных религий. Туда
являлись представители от мусульман, болгар, живших в Заволжье, латинян, немцев,
иудеев и греков. Князь принимал всех миссионеров лично и подолгу беседовал с
ними. Наибольшее впечатление произвел на Владимира рассказ греческого
проповедника, показавшего привезенную с собою икону Страшного суда. Князь
решается на неординарный шаг – он отправляет в Константинополь десяток самых
уважаемых людей княжества. Это путешествие описывается в “Повести временных
лет”. Люди после рассказывали князю о католиках, мусульманах и христианах
православных. Их рассказ о православной службе в храмах был дополнен
доказательством важности этой веры: “Если бы вера во Христа не была лучше других
вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга – мудрейшая из людей”.
В 983 г. Владимир ходил войной на ятвягов и покорил их. Возвратившись в Киев, он
совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: “Бросим
жребий на отрока или дeвицу: на кого падет того и принесем богам”. Жребий пал на
юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали
отцу: “Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву”. Федор же отвечал: “Ваши
боги – истуканы, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому
покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам”. Услышав этот
ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях.
Народ кричал ему: “Дай сына своего богам!”. Он отвечал: “Пусть боги сами придут
и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?”. Яростный крик был ответом
толпы язычников, которые убили варягов.
Обострение внешнеполитической ситуации ускорило процесс принятия христианства на
Руси. Византия попросила помощи от Руси против мятежников. Владимир обещал
помочь императорам Константину и Василию, но взамен попросил руки их сестры
Анны. Братья согласились, но когда военная кампания окончилась, не спешили
отдать Анну за Владимира, хотя он и согласился выполнить их решающее условие –
принять христианство. Решив поторопить “забывчивых” братьев, Владимир берет
Херсонес (район современного города Севастополя), откуда рукой подать до
Константинополя.
Для ускорения процесса перемирия было решено, что крещение Владимира произойдет
не в Константинополе, а в самом Херсонесе, куда прибыла принцесса Анна. По
преданию, незадолго до этого Владимир ослеп. Анна, узнав о недуге, посоветовала
жениху поспешить с принятием христианства. Обряд состоялся. При крещении
Владимир получил православное имя Василий. При выходе из купели он прозрел.
После крещения Владимир возвратился в Киев с венчанной женой Анной.
Записать в тетради:
Православие – христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма.
988 год – крещение Владимира I.
Работа с документом “Повесть временных лет” о крещении Руси.
(Распечатать каждому ученику.)
“Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. "Велик ты, Господи, и чудны дела твои!". Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по гpyдь, молодые же у берега по гpyдь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал Бога сам и люди его, воззрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу". И сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.”и иллюстрациями: М. Макарова “Свержение идолов языческих богов в Киеве” В. М. Васнецов “Крещение киевлян в водах Днепра”.
На основе документов учащиеся анализируют процесс крещения Руси.
Рассказа учителя: важно отметить, как распространялось христианство. Распространение христианства не было мирным процессом. Единобожие вводились “огнём и мечом” (например, в Новгороде). Язычество долго не уступало место христианству.
Работа по рисунку страница 70.С. В. Иванов “Христиане и язычники”
Рассказа учителя: по мере постепенного распространения христианства появляются и служители новой веры – это духовенство: священники, епископы. Архиепископ – старший епископ. Митрополит – одна из высших должностей в церкви, глава крупной епархии, подчинён только патриарху из Константинополя.
Для управления церковью на Руси сразу была образована митрополия с центром в Переяславле и три епархии – Киевская, Новгородская, Белогородская. Самыми первыми митрополиями были греки, приехавшие в Киев.В крупных городах были построены городские соборы: в Киеве – Десятинная церковь, затем Софийский собор, в Чернигове – храм Спаса, Новгороде – Софийский собор.
4. Значение принятия христианства. Рекомендуется изучить по учебнику.
Вопрос:
– В чём значение принятия христианства на Руси?
Работа с текстом “Историческое значение крещения Руси” (с. 70).
Учащиеся отмечают следующее:
– княжеская власть и власть феодалов укрепилась, что способствовало объединению
Руси;
– византийская культура распространилась на Руси;
– международное положение Руси укрепилось, Русь входила в круг христианских
государств.
III. Закрепление изученного материала.
Вопросы:
– Почему князь Владимир изменился, став христианином?
– Почему была выбрана православная вера?
– В чём заключается значение принятия христианства?
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 5, ответить на вопросы. Подготовить сообщение по теме “Владимир Красное Солнышко”.
Приложение 1.
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...
18 03 2024 0:19:34
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
17 03 2024 20:47:12
В настоящее время существует острая необходимость воспитания духовности, нравственных качеств личности учащихся. Представленный материал сценария, вручения юным гражданам страны паспорта РФ, способствует формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. ...
16 03 2024 10:10:46
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
15 03 2024 10:20:42
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
14 03 2024 18:21:53
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов. ...
13 03 2024 16:29:45
Актуальный для современной России, интересный для старшеклассников урок расширит знания учащихся о понятиях "выборы", "избирательная система", "правовое государство", "гражданское общество"; позволит развить активную гражданскую позицию у школьников через применение дебатов, педагогической технологии по формированию критического мышления у учащихся 9-го класса....
12 03 2024 15:57:33
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
11 03 2024 12:52:26
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении. ...
10 03 2024 7:58:56
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
09 03 2024 18:27:16
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления. ...
08 03 2024 9:17:50
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
07 03 2024 2:19:25
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи. ...
06 03 2024 12:56:32
Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....
05 03 2024 14:20:25
Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают хаpaктеристику различным видам культуры....
04 03 2024 2:48:33
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
03 03 2024 11:52:54
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
02 03 2024 17:25:14
Урок по теме организован как урок-пpaктикум. Цель урока - рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита....
01 03 2024 14:12:44
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
29 02 2024 17:40:15
На уроке учащиеся изучают историю американских праздников, узнают новые слова и выполняют различные задания в целях повышения знаний в данной области. ...
28 02 2024 6:15:12
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
27 02 2024 0:11:34
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
26 02 2024 1:30:40
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
25 02 2024 23:23:48
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...
24 02 2024 9:58:11
Представлен конспект урока истории по теме "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."....
23 02 2024 13:34:56
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы. ...
22 02 2024 3:11:48
Урок разработан для учащихся 8-го класса. Форма проведения: урок-турнир. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащимся предлагаются различные задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
21 02 2024 15:43:50
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем. ...
20 02 2024 18:16:38
Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской компетенции у студентов. I-й отборочный этап проводится в библиотеке. Студенты работают с электронным пособием «Свердловская область – история и современность». Приложение 1 содержит локальную версию программы для тестирования. II-й этап проводится в виде игры «Брейн-ринг». В ходе игры используются тематические профессионально озвученные презентации....
19 02 2024 13:38:55
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
18 02 2024 17:30:43
Внеклассное мероприятие нацелено на воспитание патриотизма, развитие познавательного интереса к истории России....
17 02 2024 13:57:36
Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....
16 02 2024 17:59:33
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
15 02 2024 14:11:12
На представленном материале показано, как семейное законодательство отражает интересы супругов, опираясь на статьи Семейного кодекса РФ. Основной целью урока является добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, а также развивать навыки работы с текстом документов, данными статистики; воспитывать добропорядочных супругов, заботливых родителей....
14 02 2024 8:37:17
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
13 02 2024 8:37:13
Смутное время в России - сложный переходный период в истории страны, а также исторический материал, изобилующий фактологической основой. Представленный урок является одним из вариантов разбора этой темы в условиях временных ограничений (2 часа по плану); а его форма позволяет наиболее эффективно решить задачи личностно-ориентированного обучения и как его составляющей технологии критического мышления....
12 02 2024 22:26:38
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация. ...
11 02 2024 23:43:53
Предлагаемое мною мероприятие помогает воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма, заинтересовать школьников в изучении песен военных лет и проверить знания по истории Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма....
10 02 2024 2:37:58
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
09 02 2024 23:51:53
Цели мероприятия: познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками; научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин; воспитать, привить чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории. Данное мероприятие можно проводить в форме игры как в одном отдельно взятом классе, так и среди комaнд 8–11-х классов....
08 02 2024 7:23:38
На уроке показано влияние "оттепели" на внешнюю политику СССР, раскрыта противоречивость внешнеполитического курса Н.С. Хрущева. На примере Карибского кризиса показано, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
07 02 2024 17:37:13
Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
06 02 2024 18:50:29
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
05 02 2024 0:42:11
Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....
04 02 2024 13:38:26
Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса. На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления. Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....
03 02 2024 15:26:55
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
02 02 2024 5:22:27
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер. Используя учебную информацию из курса "Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся выpaбатывать и аргументированно излагать собственную позицию....
01 02 2024 10:51:44
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
31 01 2024 12:55:37
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
30 01 2024 14:54:58
Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации. ...
29 01 2024 14:47:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::