Интегрированный урок "Тряпичная кукла: от старины до современности"
Целеполагание
После занятия учащиеся смогут:
– дать определение “народная кукла” и
объяснить этот культурный феномен;
– назвать направления изучения народной куклы,
их виды и источники информации по данной теме.
– обсудить проблемы, связанные с возрождением
народных традиций и высказать свое мнение по
этому вопросу.
Основные понятия: кукла, народная кукла; обереговые, обрядовые, игровые куклы.
Ресурсы: таблички с надписями: “Народный костюм”, “Полотенце”, “Народная кукла”, “Крестьянский дом”, “Предметы народного быта”, визитки, презентация “Тряпичная кукла: от старины до современности”.
Оборудование: лоскуты, ленты, нитки, ножницы.
Ход занятия
I. Организация учащихся
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Мы продолжаем занятия нашего элективного курса и сегодня обратимся к новой теме. Но сначала предлагаем сесть за столы по группам.
На ваших столах есть таблички с надписями: “Народный костюм”, “Полотенце”, “Народная кукла”, “Крестьянский дом”, “Предметы народного быта”, вы получили карточки с названием предмета народного быта. Сядьте, пожалуйста, за стол с табличкой, к которой, как вы считаете, относится ваш предмет (Приложение 1).
Наверное, вы обратили внимание на цветовое оформление ваших столов. Чтобы нам с вами удобно было общаться – мы предлагаем названия групп по цвету: красный стол, зеленый и т.д. Посмотрите, у вас на столах лежат визитки с лентами такого же цвета – напишите на них свое имя.
II. Мотивация учащихся
Отгадайте, о чем мы будем говорить сегодня.
- Детская игрушка в виде фигурки человека (Ожегов).
- Сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного (Даль).
- Подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений (Ушаков).
- Орудие мошенника, представляющее пачку бумаги, нарезанную по формату денег, сверху и снизу которой денежные купюры (Словарь воровского жаргона).
- Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно (загадка).
Вы совершенно правильно отгадали предложенные
загадки.
Действительно, речь сегодня пойдет о кукле, но не
простой, а народной.
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Тема нашего занятия: “Тряпичная кукла: от старины до современности”.
Эпиграф: “Кто в куклы не играет – тот счастья не знает” (пословица).
В конце занятия вы примете свое решение.
Наиболее продуктивной формой таких занятий мы
считаем творческое проектирование, это и будет
формой нашего занятия (Приложение
2).
1 этап. Исторические исследования.
1. Понятие “кукла”.
Вашему вниманию было предложено 5 вариантов толкования слова “кукла”. Мы считаем наиболее точным определение, данное в словаре В. Даля. А какое из них ближе вам. Свой ответ обоснуйте.
2. Направления изучения кукол
Вашему вниманию предлагается видео сюжет о
тряпичной кукле.
Определите, по каким направлениям можно изучить
этот культурный феномен: материалы, виды,
отношение к кукле, технология.
3. Классификация кукол.
В сети Интернет есть сайт по адресу http://www.rukukla.ru/article/trya/. С помощью полученной информации, разработайте классификацию видов кукол.
Таким образом, на примере исторических исследований мы увидели приемы работы с различными источниками по изучению народной культуры: книги, интервью, Интернет и узнали много нового.
IV. Пpaктическое занятие.
2 этап. Технологический.
- Первоначальные идеи.
Перед изготовлением куклы необходимо определить, каким требованиям она должна отвечать.
Требования:
- проста в изготовлении;
- конкретное назначение;
- красивая;
- недорогая.
Исходя из требований, мы вновь возвратимся к классификации кукол по способу изготовления и обратимся к кукле-крестушке, как самой простой в изготовлении.
Одной из распространенных кукол-крестушек является Куватка. Она проста в изготовлении, но это детская кукла: кукол Куваток, соединенных по 3-5 вместе, вешали над детской колыбелью.
Аналогично использовалась и тульская Куватка. От просто крестушки она отличается формой головы.
Десятиручка – это обрядовая многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. Куколка предназначалась для помощи дeвyшкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Эта кукла красивая, но достаточно сложная в изготовлении, да и материал (солома, лыко) является труднодоступным (Приложение 3).
Поэтому мы предлагаем сделать Десятиручку из лоскутов.
Таким образом, всем предъявленным требованиям отвечает тряпичная Десятиручка.
Десятиручка – не единственная многорукая народная кукла. В Тульской губернии бытовала обрядовая шестирукая кукла Мокредина. Ее создавали во время продолжительных летних дождей, когда работать было особенно тяжело и не хватало рук.
Как вы понимаете сегодняшнее занятие – единичное. Оно разработано с учетом специфики: учителя историки и технологи. Хочется, чтобы каждый ушел не только с хорошим настроением, но и с приятным подарком. Надеемся, что и у вас сегодня все получится.
- Выбор материалов: для изготовления куклы используются натуральные ткани.
- Инструменты и охрана труда: в процессе работы применяются утюг и ножницы.
- Технология:
Процесс изготовления куклы можно разделить на несколько этапов:
- Изготовление туловища;
- Оформление головы;
- Изготовление рук;
- Сборка куклы;
- Изготовление передника и поневы;
- Завязывание платка.
- Экономическая оценка: себестоимость куклы составляет около 5 рублей. При использовании лоскутов, бывших в употрeблении, себестоимость куклы можно свести к нулю.
- Экологическая оценка: наша кукла сделана не только из натуральных материалов, но вручную и с любовью.
- Реклама.
Дом вести – не косу плести, а с Десятиручкой впятеро быстрей и лучше!
V. Анализ проделанной работы.
Обратимся к поговорке: согласны вы с ней или нет.
Так как теперь у вас стало на пять пар рук больше, готовясь к любому празднику, вы без особого труда со своей помощницей сделаете праздничное блюдо. И вот вам первый рецепт.
Берём двенадцать месяцев года и хорошо очищаем их от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия.
Каждый месяц разрезаем на три равные части, При этом внимательно соблюдаем пропорции, чтобы каждый день был заполнен работой не более чем на треть, а остальные две трети были заполнены радостью, юмором и весельем.
Добавляем три полные (с верхом) ложки оптимизма, большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зерён терпимости и, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем и в основном к ближним.
Всю получившуюся смесь заливаем сверху ЛЮБОВЬЮ!
Теперь, когда блюдо готово украшаем его лепестками цветов, доброты и внимания.
Подавать ежедневно с гарниром из тёплых слов и сердечных улыбок, согревающими сердце и душу. Приятного аппетита!
VI. Рефлексия.
- Что сегодня узнали нового?
- Что бы вы применили в своей работе?
- Что бы вы хотели изменить в ходе занятия?
- Как вы относитесь к изучению народной культуры в школе?
- Как вы предполагаете использовать сделанную куклу?
Список литературы.
- Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского.– 5-е изд.– М.: Просвещение, 2006.
- Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика/ авт.-сост. О.Я.Воробьева.– Волгоград: Учитель, 2008.
- Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы: работа с соленым тестом, аппликация из ткани, рукоделие из ниток/ авт-сост. Е.А.Гурбина.– Волгоград: Учитель, 2008.
- Лисова К.Л. Народоведение: Учеб. пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. школы.– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- http://www.RUKUKLA.ru
- http://igru6ka.ru/kate/russiantoy-2/
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся среднего и старшего звена. Целью литературно-музыкальной композиции является формирование у учащихся системы нравственных ценностей,
установок поведения, культурных ценностей и навыков публичного выступления....
12 08 2022 0:56:31
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
11 08 2022 9:19:29
Представлен вариант изучения истории Древнего Рима через личности римских императоров. Урок – попытка взаимосвязи и взаимовлияния двух личностей – учителя и ученика - через третью личность – историческую – проникнуть в прошлое и познать его.
...
10 08 2022 12:32:26
На данном уроке учащиеся работают в группах над основными событиями революции в Нидерландах, раскрывают основные понятия и термины, развивают умения работать с историческими документами, учатся делать выводы, работать с картами, дают хаpaктеристику историческим личностям.
...
09 08 2022 9:12:48
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
08 08 2022 14:11:13
Урок для 6-го класса проводится по типу урока-игры или внеклассного мероприятия в рамках школьной декады истории. Урок способствует развитию интереса к предмету, поддерживает познавательную активность учащихся.
...
07 08 2022 17:18:58
История противоречива. Столько раз переписывались учебники истории, искажались факты, зачастую отрицательное выдавалось за хорошее и наоборот! Одной из тайн истории остается так называемое монголо-татарское нашествие, связанное с именем Чингисхана. Кто же такой Чингисхан?
...
06 08 2022 5:30:28
Цели мероприятия: познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками; научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин; воспитать, привить чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории. Данное мероприятие можно проводить в форме игры как в одном отдельно взятом классе, так и среди комaнд 8–11-х классов....
05 08 2022 5:25:17
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
04 08 2022 8:26:52
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану....
03 08 2022 3:30:32
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час.
Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело.
Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...
02 08 2022 6:46:43
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
01 08 2022 5:27:18
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
31 07 2022 3:44:49
Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....
30 07 2022 13:45:40
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
29 07 2022 13:59:20

Размышления над итогами царствования Павла I помогут учащимся самостоятельно ответить на главный вопрос урока – кем же был для страны Павел – реформатором или деспотом? И какова его роль в российской истории?...
28 07 2022 17:30:28
На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....
27 07 2022 14:15:38
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
26 07 2022 16:28:15
В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся.
...
25 07 2022 21:35:47
Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое прострaнcтво: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные прострaнcтвенно-исторические представления в виде ментальной карты....
24 07 2022 4:18:19

Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
23 07 2022 12:43:42
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
22 07 2022 8:39:21
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
21 07 2022 6:11:58
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
20 07 2022 10:38:51
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
19 07 2022 22:18:48
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
18 07 2022 11:37:19
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
17 07 2022 4:50:57
Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Мне нравится Петр I", "Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы.
...
16 07 2022 4:26:46
На конкретном примере из рабочей программы по истории для 11-го класса на тему «Культура Руси XV–XVI веков» представлено пpaктическое использование коллективно-распределительной деятельности учащихся для формирования коммуникативных действий на уроке. Дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества учащихся на уроке как важном подготовительном этапе к индивидуальной познавательной деятельности школьника под руководством учителя....
15 07 2022 6:46:24
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность для создания личностно развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия....
14 07 2022 8:42:51
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах.
...
13 07 2022 9:43:36
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
12 07 2022 4:29:31
Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов.
...
11 07 2022 13:50:49
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества.
...
10 07 2022 12:42:36
Урок составлен с учетом регионального компонента и нацелен на расширение знаний и представлений учащихся по истории Великой Отечественной войны. Важное место в содержании отводится знакомству с малоизвестными эпизодами жизни родного города, края, страны, с выдающимися людьми, чьи имена вошли в историческую память народа....
09 07 2022 6:32:39
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне.
...
08 07 2022 10:46:12
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами.
...
07 07 2022 5:26:59
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
06 07 2022 22:51:57
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая
повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией.
Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
05 07 2022 15:42:40
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
04 07 2022 18:36:38
Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы.
...
03 07 2022 15:51:57
Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии.
...
02 07 2022 23:36:31
Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города.
При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов....
01 07 2022 18:13:33

Урок изучения нового материала представляет собой учебное исследование с ИКТ. Цель: продемонстрировать ресурсы учебника «История. Россия в XX гг. ‒ начале XXI века» (А.А. Данилов) и дополнительной информации (диаграммы, таблицы, схемы) для подготовки к ГИА; активизировать познавательный интерес к проблеме. Учащиеся делают вывод о том, что в период 70-х ‒ начала 80-х годов XX века в СССР наблюдался социально-экономический застой....
30 06 2022 2:53:45
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
29 06 2022 2:31:45
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
28 06 2022 9:35:17
Предлагается конспект урока "Истоки" (региональный компонент учебного базисного плана Вологодской области). Может быть использован на уроках истории, во внеклассной работе. При разработке урока использована иллюстрация Валерия Карпущенко из личной коллекции Сизоненко Т.В.
...
27 06 2022 17:51:29
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
26 06 2022 9:44:57
Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....
25 06 2022 15:10:24
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
24 06 2022 5:54:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::